Научная статья на тему 'Соблюдение условий формирования поликультурной компетентности на занятиях по иностранному языку'

Соблюдение условий формирования поликультурной компетентности на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КУРСАНТ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / PEDAGOGICAL CONDITIONS / MULTI-CULTURAL COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE / POLICE STUDENT / MULTI-CULTURAL CONTEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селин Б. Н., Селина И. А.

Авторы статьи предлагают этапы формирования поликультурной компетентности курсантов вузов МВД России в процессе изучения иностранного языка; рассматривают условия, которые способствуют эффективности реализации этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Persuading conditions of multi-cultural competence formation at foreign languages

The authors of the article propose the stages of multi-cultural competence formation of police students in the frame of a foreign language study; deal with conditions which foster the effectiveness of this process.

Текст научной работы на тему «Соблюдение условий формирования поликультурной компетентности на занятиях по иностранному языку»

2013'1

потребителей образовательных услуг и т. д. твенно включены в учебный процесс, явля-

Учет полученных данных опроса, безусловно, ются его активными, заинтересованными

поможет преподавателям совершенствовать участниками. В силу этих причин изучение

организацию учебного курса по иностран- удовлетворенности/неудовлетворенности

ным языкам и обновлять его. студентов и выпускников процессом обуче-

Социологический мониторинг следует ния, т.е. ориентация на непосредственного

рассматривать как один из инструментов потребителя образовательных услуг, явля-

личностно ориентированного обучения инос- ется в настоящее время актуальной задачей

транному языку. Обучающиеся непосредс- менеджмента качества.

Литература

1. Беляева, Г. Ф. Опросы «Преподаватель глазами студента» как инструмент совершенствования управления учебным процессом в вузе / Г. Ф. Беляева, А. С. Царенко // Государственное управление. Электронный вестник. № 32. Июнь 2012.

2. Беляева, Г. Ф. Опрос выпускников ФГУ 2011 года «Преподаватель глазами студента» / Г. Ф. Беляева, А. С. Царенко // Государственное управление. Электронный вестник. №28. Сентябрь 2011. Рег. № Эл. 77-6880.

3. Гаспаришвили, А. Т. Значение социологических исследований для управления учебным процессом. Методика преподавания философии: проблемы перестройки / А. Т. Гаспаришвили', под ред. Г. Ф. Беляевой, И. Я. Кантерова, Г. В. Платонова. - М., 1991. С.168-169.

4. Запесоцкий, А. С. Преподаватель глазами студента. Об изучении мнений студентов о качестве педагогической деятельности преподавателя / А. С. Запесоцкий, Л. А. Санкин, С. В. Викторенкова. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. URL: http://www.logosbook. ru/V0S/09_2007/28-32. pdf. С. 29-30.

СОБЛЮДЕНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

PERSUADING CONDITIONS OF MULTI-CULTURAL COMPETENCE FORMATION AT FOREIGN LANGUAGES

УДК 316.772:372.881.1

Б.Н. СЕЛИН,

кандидат педагогических наук;

И.А. СЕЛИНА

(Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: авторы статьи предлагают этапы формирования поликультурной компетентности курсантов вузов МВД России в процессе изучения иностранного языка; рассматривают условия, которые способствуют эффективности реализации этого процесса.

Ключевые слова: педагогические условия, поликультурная компетентность, иностранный язык, курсант, поликультурная среда.

Selin B.N., Candidate of Science (Education), Senior Teacher, Foreign Languages Chair, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

Selina I.A., Teacher, Foreign Languages Chair, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Abstract: The authors of the article propose the stages of multi-cultural competence formation of police students in the frame of a foreign language study; deal with conditions which foster the

20101

effectiveness of this process.

Keywords: pedagogical conditions, multi-cultural competence, foreign language, police student, multi-cultural context.

Становление демократии и гражданского общества в России, процессы интеграции в мировое культурное и образовательное пространство, усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, националистическими движениями являются одними из самых важных социальных предпосылок развития поликультурного образования сотрудников полиции. Реформирование полиции требует применения новых подходов к профессиональной подготовке сотрудника современного типа, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях динамично изменяющейся поликультурной социальной среды.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в качестве одного из образовательных результатов определяют поликультурную компетентность сотрудника полиции как владение им совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций.

Педагогическая теория и практика активно используют определение понятия «поликультурная компетентность специалиста» как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения деятельности в полинациональной среде, опираясь на этнонациональные особенности социума (Я.М. Хаштыров, Б.А. Тахохов); как уровень профессионализма (И.В. Васютен-кова); как личностное качество, интегрирующее освоенное содержание общекультурных и профессиональных компетенций (Н.В. Янкина).

Концепция «многокультурности» Г.Д. Дмитриева ограничивает понятие «поликультур-ный» содержанием синонимичных понятий «многокультурный» и «мультикультурный», подчеркивающим количественное отличие от понятия «монокультурный». Мы считаем, что необходимо выделить еще один существенный признак этой среды - качественное многообразие субъектов носителей культур, с которыми сотрудник взаимодействует в процессе профессиональной деятельности. Именно во взаимодействии проявляются значимые поликультурные факторы социальной среды.

Анализ деятельности сотрудников полиции, их функциональные обязанности

в условиях социальной, национальной, культурной многоукладности российской действительности, наличие необходимости осуществления оперативно-следственных мероприятий в отношении иностранных граждан, преступающих закон, позволяет сделать вывод о том, что среда профессиональной деятельности сотрудника полиции не ограничивается этнокультурными различиями социальных групп, а представлена широким многообразием профессиональных, гендерных, уголовно дифференцированных, досуговых и т.д. субкультур, особенности которых существенно влияют на выбор способов осуществления сотрудником профессиональных действий. Диапазон средств и способов решения профессиональных задач в такой среде определяется уровнем поликультурной компетентности сотрудника полиции, которая, в свою очередь, включает в себя диагностическую, прогностическую, коммуникативную и рефлексивную компетенции.

Иностранный язык как предмет, относящийся к сфере гуманитарного познания, является одним из важнейших звеньев, позволяющих развить, а при необходимости и сформировать поликультурные знания, умения и вариативные способы взаимодействия с субъектами поликультурной среды российского общества.

При изучении иностранного языка в образовательном процессе вуза МВД России формирование поликультурной компетентности обучающихся мы предлагаем рассматривать как реализацию трех этапов:

- актуализации индивидуального опыта социального межкультурного взаимодействия;

- диалоговой поликультурной коммуникации;

- интеграции поликультурного опыта.

На первом этапе, т.е. этапе актуализации индивидуального опыта социального межкультурного взаимодействия происходит обогащение знаний обучающихся об особенностях, ценностях различных пластов культур изучаемого языка; формирование ценностно-смысловой основы их будущей профессиональной деятельности - осознание себя как субъектов этнической культуры, профессиональной группы; формирование ориентационной основы организации взаи-

2013'1

модействия сотрудников полиции с различными культурно-этническими субъектами поликультурной среды; формирование у курсантов понимания стратегии и тактики поликультурного взаимодействия; осознание социальных функций их будущей деятельности в поликультурной среде и социальных ожиданий населения. Для успешной реализации этого этапа требуется, на наш взгляд, соблюдение такого педагогического условия, как использование поликультурного потенциала внутренней образовательной и внешней социокультурной среды.

В силу того, что курсанты уже первого курса показывают бессистемность поли-культурных знаний и низкую мотивационную направленность взаимодействия с субъектами поликультурной среды, возникает необходимость создания условия насыщения содержания образования интегративным поликультурным знанием. Это условие подразумевает актуализацию межпредметного компонента содержания, соотносимого с выделенными поликультурными компетенциями.

На этом этапе на занятиях по иностранному языку обучающиеся должны включаться в различные формы совместной деятельности, требующие решения задач в простых, стандартных ситуациях взаимодействия с субъектами учебной поликультурной среды: участвовать в проектной деятельности, конкурсах, тематических вечерах. Это позволяет начать практическую реализацию условия развития социально-когнитивной сферы личности как основы овладения поликультурными компетенциями.

Второй этап - диалоговой поликультурной коммуникации - имеет своей целью содействие обучения курсантов и слушателей решению учебно-профессиональных задач, имеющих типовой характер; элементов обобщенных способов действий на основе осознания необходимости осуществления диалогового взаимодействия с субъектами поликультурной среды. Логично предположить, что для решения этих задач требуется создание педагогического условия организации совместной деятельности в поликультур-

ной среде с последующей индивидуальной и групповой рефлексией этого процесса.

Целевая установка третьего этапа интеграции поликультурного опыта видится нам как овладение способами решения учебно-профессиональных задач, требующих нестандартных подходов, выработки собственной стратегии и тактики осуществления коммуникации в условиях поликультурной среды. А это, в свою очередь, требует в процессе изучения иностранного языка в вузе МВД России реализации условия актуализации и аккумулирования опыта вариативного ролевого поведения в поликультурной среде.

Особенностью данного этапа является доминирование учебно-профессиональной деятельности обучающихся, позволяющее, в конечном итоге, добиться решения задач, преимущественно носящих характер профессиональной деятельности, при этом формы учебной деятельности максимально приближаются к различным видам будущей профессиональной деятельности в поликультурной среде. Данная деятельность осуществляется посредством погружения в различные сферы учебно-профессиональной и профессиональной деятельности: моделирования, имитации ситуаций поликультурного взаимодействия в процессе проведения деловых игр; включения элементов поликультурных факторов в содержание учебной практики курсантов на базе учреждений Управления федеральной службы исполнения наказаний, комплексных командно-штабных учений и языковой стажировки за рубежом.

Это предполагает создание условия формирования ценностного отношения обучающихся к феноменам поликультурной среды в контексте профессии.

Таким образом, мы можем утверждать, что формирование поликультурной компетентности обучающихся в процессе изучения иностранного языка будет эффективным только при комплексном соблюдении указанных выше педагогических условий, а это, в свою очередь, отвечает социокультурным тенденциям реформирования профессионального образования кадров российской полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.