васильева и.в.,
кандидат психологических наук, доцент,
[email protected] кафедра кадрового и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, Амурская, 75
ВоЗЖЕНИкоВА о.С., кандидат психологических наук, [email protected] кафедра кадрового и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, Амурская, 75
vasilieva i.v.,
candidate of Psychological Sciences,
associate professor,
chair of personnel, moral
and psychological support
of the activities of internal affairs bodies;
Tyumen Advanced Training
Institute of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Amurskaya 75, Tyumen,
625049, Russian Federation
vozzhenikova o.s.,
candidate of Psychological Sciences,
chair of personnel, moral
and psychological support
of the activities of internal affairs bodies;
Tyumen Advanced Training
Institute of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Amurskaya 75, Tyumen,
625049, Russian Federation
ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
Аннотация. Предметом исследования, на основе которого подготовлена научная статья, стал образ полицейского в общественном сознании. Вниманию читателей предлагаются результаты изучения представлений студентов о сформированном образе сотрудника полиции (патрульно-постовая служба полиции; дорожно-патрульная служба, следствие; уголовный розыск, служба участковых уполномоченных полиции). целью исследования стал анализ причин негативного отношения граждан к сотрудникам полиции, а также поиски путей формирования в обыденном сознании положительного образа полицейского; совершенствования профориен-тационной работы с молодежью, профилактической работы, направленной на поддержание у действующих сотрудников чувства важности своей профессиональной роли, грамотности при решении оперативно-служебных задач.
Ключевые слова: МВД России; сотрудники органов внутрених дел; функции полиции; образ полицейского; формирование позитивного имиджа.
THE IMAGE OF A POLICE OFFICER IN PUBLIC CONSCIOUSNESS
Annotation. The subject of the research, on the basis of which the scientific article was prepared, is the image of a police officer in public consciousness. The results of the study of students' ideas about the formed image of a police officer (patrol officers, traffic inspectors, investigators, operatives of the criminal investigation departments, divisional inspectors) are provided by the authors. The purpose of the study was: analyzing the reasons for the negative attitude of citizens to police officers in modern society; finding the ways to form the positive image of a police officer in public consciousness; improving the career guidance work with young people, as well as preventive work aimed at maintaining the sense of importance of law enforcement officers' professional role, competence in solving operational tasks.
Keywords: the Ministry of the Interior of the Russian Federation; law enforcement officers; police functions; image of a police officer; forming a positive image.
На современном этапе развития российского общества в обыденном сознании граждан имеется актуальная потребность в эффективном функционировании органов
внутренних дел, в качественной реализации ими правоохранительных функций, а также в позитивном образе сотрудника полиции, противодействующего преступ-
ности, обеспечивающего безопасность граждан, охраняющего общественный порядок, гуманного, вежливого, действующего в рамках закона, неподкупно и честно выполняющего профессиональные обязанности.
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел Российской Федерации; материалов научных форумов, посвященных современной полиции и ее взаимодействию с обществом, а также результатов социологических исследований общественного мнения показывает, насколько высоки требования к образу сотрудника полиции сегодня.
В связи с этим перед всем личным составом органов внутренних дел поставлена задача по формированию позитивного образа сотрудника полиции. Главной целью таких мероприятий является укрепление доверия населения, формирование института гражданского общества на основе конструктивного взаимодействия государственных структур и граждан для решения социальных проблем.
Необходимо отметить, что к сотрудникам (полицейским), как показывает исторический анализ, со времен возникновения первых правоохранительных институтов в России предъявлялись особые этические требования, поскольку их делом всегда были охрана общественного порядка, законных интересов граждан и их имущества, борьба с преступностью и восстановление социальной справедливости. Представления граждан о том, что страж закона при выполнении служебных обязанностей должен быть этичен и компетентен в своем поведении, обеспечивают их доверие не только к самим сотрудникам правоохранительных органов, но и к государственной системе в целом.
Формирование в молодежной среде положительного образа полицейского имеет большое значение при проведении профориентационной работы, а также для осознания молодыми сотрудниками чувства важности своей профессиональной роли, опоры на гражданское общество и в целом для законопослушного поведения граждан.
Исследования образа полицейского проводились ранее в связи с реформированием системы МВД России, переиме-
нованием милиции в полицию и внешней оценкой как вариантом гражданской экспертизы деятельности министерства. Результаты исследований в «постреформистский» период указывают на то, что в течение первого года после начала реформы образ полицейского в обыденном сознании как граждан, так и самих сотрудников значительно не изменился. Позднее в своей работе А.И. Дубнякова (2013) напишет: «Образ российской полиции - это результат прошлого опыта взаимодействия граждан с этим органом и одновременно показатель существующего в настоящий момент отношения к нему...» [1, с. 19].
Анализ содержания образа полицейского в структуре обыденного сознания граждан может быть проведен посредством обращения к образам, транслируемым через массовое искусство (художественную литературу, кинематограф) [2]. Историческая ретроспектива подтверждает, что отношение к полиции среди разных слоев населения формировалось изначально как негативное, если обратиться еще к дореволюционным способам решения кадрового вопроса: набор офицерского состава полиции из тех представителей аристократии, которые по каким-либо причинам не могли служить в армии. Череда социальных потрясений в России XX века - революции, репрессии, войны, «лихие 90-е» - подразумевает необходимость обращения государства к силовым методам установления правопорядка. Властный характер полномочий сотрудников правоохранительных органов в такого рода событиях реализуется особенно часто, что неизбежно приводит к конфликтам с населением и формированию негативного отношения к сотрудникам. Логично предположить, что чем чаще сотрудники по долгу службы взаимодействуют с гражданами и чем чаще им приходится реализовывать именно властный, конфликтный характер своих полномочий для обеспечения безопасности и правопорядка (дорожно-патрульная служба, патрульно-постовая служба в отличие от участковых уполномоченных), тем более негативный образ формируется в соответствующих слоях населения.
Начало реформы в системе МВД России в 2011 году закономерно повлекло за собой проведение исследований,
направленных на изучение ее эффективности с точки зрения изменения качества общественной оценки работы сотрудников ОВД. В работе С.Е. Денисенко приводятся результаты опроса 2012 года, в котором в качестве диагностических маркеров использовались образы киногероев, и на первом месте в обыденном сознании в качестве идеального блюстителя порядка был выдвинут Дядя Степа, герой С. Михалкова; а желаемыми приоритетными качествами были названы честность и добросовестность [3].
Однако результаты проводившегося Всероссийским центром изучения общественного мнения в том же году опроса населения о реальных характеристиках полицейских показали, что честность оказалась только на одиннадцатом месте. Изучение мнения самих сотрудников в течение того же периода проведения реформы, дало аналогичные, по сути, результаты [4]: деятельность сотрудника ОВД имела противоречивый и малоструктурированный характер.
Более поздние исследования среди молодежи демонстрируют отсутствие положительной динамики в отношении образа полицейского. Результаты исследования Д.Г. Передни показывают значимое преобладание негативных характеристик (60 %), нежели положительных в отношении граждан к сотрудникам ОВД [5]. Исследование С.А. Мусатовой показало, что в послереформенный период, с активизацией использования медиатехнологий и пиар-технологий для формирования в обществе позитивного образа сотрудника ОВД, происходит усложнение знаниевого компонента этого образа, о сотрудниках и их деятельности стали больше знать, граждане стали более информированными [6]. Однако это никак не изменило преобладающее негативное эмоциональное отношение граждан к сотрудникам, даже при наличии реального позитивного опыта взаимодействия. Высокая степень ригидности эмоционального компонента социальных установок в гражданском обществе по отношению к сотрудникам правоохранительных органов является серьезным противодействующим фактором для формирования положительного образа полицейского. Еще один фактор негативного отношения к сотрудникам ОВД - наличие
в обществе криминально-ориентированной прослойки населения, приводящее к трансляции негативного отношения к сотрудникам правоохранительных органов посредством криминальной субкультуры, ее норм, художественных форм отражения криминального опыта (например, «блатной» шансон) (Копцов С.В., 2015).
Исследователи С.А. Мусатова [6], С.В. Копцов [7], А.Ю. Кобленков, О.В. Логачев [2] отмечают многофакторный характер формирования образа сотрудника правоохранительных органов. К.В. Злока-зов уточняет содержание основных компонентов образа полицейского у граждан: «когнитивный - компетентность полиции в раскрытии преступлений; аффективный
- восприятие преступлений как социально опасных явлений, нетерпимости к преступлениям и правонарушениям; поведенческий - присутствие, доступность, действие, коммуникативная компетентность» [8, с. 60-61].
Задача исследования, на основе которого подготовлена настоящая статья, состоит в том, чтобы оценить характеристики образа сотрудника правоохранительных органов в обыденном сознании поколения, которое в ближайшем будущем будет реализовывать гражданские инициативы, а именно студентов высших учебных заведений. Полагаем, что продуктивность стратифицированного подхода к оценке образа полицейского обусловлена тем, что позволит точно оценить особенности представителей конкретной группы и, соответственно, спланировать формирующие воздействия с учетом именно их особенностей.
В исследовании приняли участие 165 студентов очной формы обучения Тюменского государственного университета (Институт психологии и педагогики и Институт государства и права). Возраст испытуемых
- от 17 до 25 лет (19±1,2), распределение по полу можно считать равномерным: 87 юношей и 78 девушек.
Методика организации исследования
Из текста Федерального закона «О полиции»** были выбраны характеристики сотрудника полиции и представлены в виде критериев для оценивания положительного образа сотрудника, а
* * О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г.
N З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
также к каждой из характеристик были подобраны противоположные значения с негативной окраской, далее были выделены функциональные роли сотрудников подразделений, с которыми обычные граждане наиболее часто взаимодействуют: участковый уполномоченный; со-
трудник ДПС ГИБДД, патрульно-постовой службы полиции (ППСП); следователь ОВД, оперуполномоченный уголовного розыска.
В качестве оценочной техники использовался метод субъективного шкалирования.
Таблица 1
Бланк для оценки представлений об образе полицейского
Участковый уполномоченный полиции
1 2 3 4 5
Противодействует преступности Способствует преступности
Обеспечивает безопасность граждан Игнорирует потребность граждан в безопасности
Охраняет общественный порядок Игнорирует необходимость в охране общественного порядка
Гуманный Жестоко обращается с гражданами
Вежливый Использует обращение с гражданами, унижающее человеческое достоинство
Действует в рамках закона Превышает служебные полномочия
Неподкупно и честно выполняет профессиональные обязанности Берет взятки
Поддерживает авторитет полиции Порочит «честь мундира»
Для каждой функциональной роли был использован аналогичный бланк. В соответствии с предлагаемой шкалой лучшие оценки располагались ближе к единице, худшие - ближе к пяти. Инструкция для испытуемых выглядела следующим образом: «Просим Вас принять участие в исследовании образа сотрудника полиции. Исследование проводится анонимно в научных целях. Просим Вас оценить сотрудников полиции по предложенным
признакам от 1 до 5. Выбирайте оценку, которая ближе к тому признаку, который Вы считаете наиболее точно характеризующим сотрудников полиции. Поставьте отметку в соответствующей графе».
Результаты
Обработка полученных результатов проводилась следующими методами: расчет описательных статистик, Н-критерий Краскела-Уоллиса, кластерный анализ, дисперсионный факторный анализ.
Таблица 2
Описательные статистики по оцениваемым показателям для разных функциональных ролей сотрудников ОВД
Функциональная роль Среднее Медиана Мода Минимальная Максимальная
сотрудника ОВД (меап) (месйап) (моСе) оценка оценка
Участковый 2,42 2 3 1 5
уполномоченный
Сотрудник ДПС ГИБДД 2,66 3 3 1 5
Сотрудник ППС 2,23 2 3 1 5
Рисунок 1. Дендрограмма сходства представлений у студентов о сотрудниках правоохранительных органов разных функциональных ролей
Следователь ОВД 2,19 2 2 1 5
Оперативный
уполномоченный 2,17 2 1 1 5
уголовного розыска
0,60
0,55
0,50
Tree Diagram for 5 Variables Single Linkage 1-Pearson r
a 0,45
0,40
0,35
0,30
сотрудник ГИБДД следователь ОВД участковый
Опер.упол.УгРо сотрудник ППС
Результаты кластерного анализа демонстрируют близость представлений о таких функциональных ролях сотрудников правоохранительных органов, как оперативный уполномоченный уголовного розыска и следователь ОВД. В обыденном сознании характеристики этих сотрудников почти идентичны. Совершенно иначе воспринимаются сотрудники ДПС ГИБДД, их характеристики не похожи на остальные оцениваемые функциональные роли. Представления о сотрудниках ППСП и участковых уполномоченных не связаны ни с одной ролью. Для того чтобы содержательно оценить качественное наполнение образа сотрудника полиции в обыденном сознании студентов вузов, необходимо оценить разницу в характеристиках, которые дают респонденты каждой категории сотрудников.
Каждая бинарная характеристика была пронумерована в том порядке, в каком предъявлялась в опросном листе. Был построен график распределения средних оценок бинарных характеристик.
Распределение средних значений демонстрирует сдвиг в сторону негативных
оценок по всем критериям в отношении инспекторов ДПС ГИБДД. Аналогичные результаты были получены ранее [2], они также демонстрируют сдвиг оценочных характеристик в негативную сторону к сотрудникам ДПС ГИБДД и ППСП. В нашем исследовании в отношении сотрудников ППСП не были получены оценки, сопоставимые с оценками сотрудников ДПС ГИБДД, однако в негативную сторону произошел сдвиг оценок участковых уполномоченных полиции.
Оценка значимости влияния функциональной роли сотрудника правоохранительных органов на приписываемые гражданами характеристики была проведена методом дисперсионного двухфакторного анализа (Р=9,172 р=0,000). Необходимо обратить внимание на средние оценки: они находятся в диапазоне средних показателей. Следовательно, несмотря на сдвиг в сторону негативных характеристик, тем не менее утверждать, что студенты вузов точно дифференцируют свое отношение к сотрудникам правоохранительных органов, не представляется возможным.
Кроме того, было изучено влияние пола на оцениваемые характеристики
сотрудников правоохранительных органов (Р=3,974 р=0,0014). Было выявлено, что фактор пола оказывает влияние на
совокупность оцениваемых характеристик сотрудников правоохранительных органов.
2,52 2,50 | 2,48 2 2,46 >5 .0 х 2,44 ш т о 0 2,42 1 с 1 2,40 § 2,38 н ™ 2,36 2,34 2,32 Wilks lambda=,98495, F(5, 1300)=3,9739, p=,00140
—>
1 2 пол
Рисунок 2. Влияние фактора «пол» на оценку участковых уполномоченных полиции
Юноши дают участковым уполномоченным негативные оценки чаще, нежели девушки. Девушки, как правило, не попадают в поле зрения участковых уполномо-
ченных полиции, поскольку не являются военнообязанными и реже, чем юноши, совершают административные правонарушения.
Рисунок 3. Влияние фактора «пол» на оценку сотрудников ДПС ГИБДД
Девушки дают сотрудникам ДПс гИБДД негативные оценки чаще, нежели юноши.
Возможно, это связано с тем, что девушки имеют меньший опыт управления транспортными средствами и вследствие этого чаще совершают ошибки на доро-
Юноши дают сотрудникам ППсП негативные оценки чаще, нежели девушки. Традиционно патрули ППсП обращают
гах, поэтому вынуждены эмоционально напряженно объяснять свои действия сотрудникам ДПс гИБДД. В то же время юноши, обладая большим опытом вождения, испытывают меньшие трудности во взаимодействии с сотрудниками ДПс
гибдд.
больше внимания на юношей, нежели на девушек, ожидая от них потенциально криминогенного или асоциального поведения.
2,32 2,30 2,28 2,26 2,24 Ч ш 2,22 О 2,20 ш 2 2,18 о | 2,16 о 2,14 2,12 2,10 2,08 2,06 Wilks lambda=,98495, F(5, 1300)=3,9739, p=,00140
1 2 пол
Wilks lambda=,98495, F(5, 1300)=3,9739, p=,00140
2,40
2,35
2,30
О
с 2,25
ч:
£ 2,20 н о о
2,15
2,10
2,05
Рисунок 4. Влияние фактора «пол» на оценку сотрудников ППсП
2
Рисунок 5. Влияние фактора «пол» на оценку следователей оВД
Девушки дают следователям ОВД негативные оценки чаще, нежели юноши. Предположительно оценки девушек связаны не с их реальным опытом взаимодействия со следователями ОВД, а с образами, транслируемыми в средствах
Юноши дают оперативным сотрудникам уголовного розыска негативные оценки чаще, нежели девушки. Несмотря на то, что в телевизионных программах, интернет-источниках работа следователя и оперативного сотрудника уголовного розыска, как правило, «склеивается» в представлениях, тем не менее юноши считают оперативных сотрудников уголовного розыска более склонными к совершению действий, противоречащих требованиям Федерального закона «О полиции».
Из полученных результатов следуют выводы:
1. Оценки сотрудников правоохранительных органов студентами вузов не являются дифференцированными, точно определенными. Это означает, что данная социальная группа не имеет сформированных ярко негативных убеждений и является значимой для формирования позитивного отношения к сотрудникам
массовой информации: на интернет-ресурсах, телевидении. Подчеркнуто маскулинный стиль поведения следователя привлекает юношей и вызывает сдвиг в сторону противоположной оценки у девушек.
правоохранительных органов, а следовательно, и дальнейшей его трансляции в релевантные им социальные группы (родители, друзья, а в будущем и собственные дети). Таким образом, может быть достигнут долгосрочный позитивный социальный эффект.
2. Формирование образа полицейского необходимо осуществлять с учетом гендерных и психологических особенностей граждан.
3. Социологическое исследование, проведенное в вузе, позволяет использовать полученные статистические данные в учебном процессе образовательных организаций системы МВД России на занятиях с обучающимися по образовательным программам профессиональной подготовки и дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в рамках раздела «Морально-психологическая подготовка сотрудников ОВД».
оперативный сотрудник уголовного розыска о "о 1 1 2 2 ш ш 001001001001 Wilks !атЬаа=,98495, Р(5, 1300)=3,9739, р=,00140
___________________________________________________________!___________________________________________________________
J
1 2 пол
Рисунок 6. Влияние фактора «пол» на оценку оперативных сотрудников
уголовного розыска
4. каждый сотрудник полиции, с учетом специфики его подразделения, должен быть психологически и морально
подготовлен к работе с гражданами и в максимальной степени соответствовать «позитивному образу».
Список литературы
1. Дубнякова А.И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. N 4 (55).
2. Кобленков А.Ю., Логачев О.В. Взаимоотношения общества и полиции (милиции): отражение в кинематографе общественного мнения и отношения граждан к сотрудникам органов внутренних дел // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. N 1 (37). С. 116-120.
3. Денисенко С.Е. Образ российского полицейского в общественном сознании населения // Гуманитарные и социальные науки. 2013. N 2. С. 223-230.
4. Ермолаев В.В. Динамика образа реформируемых органов внутренних дел у полицейских как критерий управления организационной культурой // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. N 4 (51). С. 6-9.
5. Передня Д.Г. Образ российской полиции в сознании молодежи // Труды Академии управления МВД России. 2015. N 2 (34). С. 87-89.
6. Мусатова С.А. Социально-психологические аспекты имиджа современного полицейского в России // Науковедение. 2014. N 2 (21).
7. Копцов С.В. Негативное отношение к сотрудникам полиции в общественном мнении: сущность, причины, направления противодействия проблеме // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. N 4 (24). С. 32-37.
8. Злоказов К.В. Особенности формирования образа сотрудника полиции: социально-психологическая модель и индикаторы оценки // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2014. N 2. С. 58-61.