При этом в соответствии с Федеральным законом об оружии термины «патрон» и «боеприпасы» не являются синонимами [2]. В этой связи должностными лицами Росгвардии «конфискация оружия и патронов к нему» не может быть осуществлена в связи с отсутствием полномочий. Указанное, безусловно, не способствует достижению такой цели административного наказания, как предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем [1], так как фактически патроны остаются у правонарушителя (либо как изъятые в рамках применения мер обеспечения производства по делам об администра-
тивных правонарушениях продолжают находиться уже на беззаконных основаниях в подразделении Росгвардии).
Исходя из вышеизложенного, автор приходит к выводу о том, что на сегодняшний день проделана значительная и плодотворная работа по исследованию института административной ответственности, однако остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов относительно применения административной ответственности за нарушение правил оборота оружия в Российской Федерации, в том числе совершенствования законодательства в данной сфере.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2. Об оружии: федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ // СПС «Консультант-
Плюс».
© Бакунин М. В.
УДК 351.74 (470+571)
С. В. АЛЕШИН, преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
S. V. ALESHIN, lecturer of the department of professional training of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)
О ПРИНЦИПЕ ОБЩЕГО РЕАГИРОВАНИЯ НА СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
И ПРОИСШЕСТВИЯХ
ABOUT OF PRINCIPLE OF GENERAL RESPONSE TO REPORTS OF CRIMES, ADMINISTRATIVE OFFENSES AND INCIDENTS
Аннотация. В статье рассматривается необходимость создания единой мобильной патрульной службы за счет перераспределения имеющейся штатной численности подразделений патрульно-постовой службы полиции и дорожно-патрульной
службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориальных органов внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: полиция, территориальные органы внутренних дел Российской Федерации, охрана общественного порядка, патрульно-постовая служба полиции, дорожно-патрульная служба Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Annotation. The article discusses the need to create a single mobile patrol service by redistributing the existing number of patrol and police service units of the police and road patrol service of the State Road Safety Inspectorate of the territorial bodies of Internal Affairs of the Russian Federation.
Keywords: police, territorial bodies of Internal Affairs of the Russian Federation, maintenance ofpublic order, patrol police service, road patrol service of the State Road Safety Inspectorate.
В современных условиях процесс обеспечения правопорядка органами внутренних дел (далее - ОВД) является сложной задачей, требующей принятия многоуровневых решений, использования большого количества сил и средств, привлечения специалистов различного профиля. Охрана общественного порядка достаточно важная часть деятельности ОВД, которая является сложным понятием, включающим в себя формы и методы по ее организации. Суть управления в данной области сводится к организации деятельности подразделений и служб, в процессе которой постигаются цели, выполняются функции, решаются задачи. Вследствие формирования служб, улучшения их структуры и управленческой работы, введения передового опыта, достижений науки и техники укрепляется взаимосвязь между организацией и тактикой работы подразделений и служб, которая приобретает при этом все более разносторонний и статичный характер взаимозависимости.
Содержание деятельности, которая направлена на охрану общественного порядка, составляют «административно-правовые отношения, складывающиеся и развивающиеся, во-первых, внутри органов в процессе организации практического решения задач обеспечения общественного порядка и безопасности; во-вторых, в ходе повседневной непосредственной охраны обществен-
ного порядка и обеспечения общественной безопасности силами и средствами государственных органов и общественности» [1].
В первом случае речь идет об определении штатной численности, качественном подборе, расстановке и обучении кадров, разработке решений по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и об организации практического выполнения этих решений, осуществлении функций контроля и т. п., т. е. о внутриорганизационных отношениях. Во втором случае имеются в виду отношения, складывающиеся в процессе охраны общественного порядка, так, например, отношения, возникающие в связи с совершением лицом правонарушения, которое посягает на общественный порядок. Так как имеются разные способы охраны общественного порядка, обусловливается и существование ряда организационно-правовых видов работы, которая осуществляется государственными органами в согласовании с общественными образованиями в этих областях.
Согласно Указу Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возложены: а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях,
административных правонарушениях; б) предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, которые совершили преступления, а также иных лиц; в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, которые способствуют их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки; д) обеспечение безопасности дорожного движения; е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством РФ к подведомственности полиции; ж) осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;
з) противодействие терроризму, коррупции и экстремистской деятельности;
и) обеспечение собственной безопасности; к) осуществление экспертно-криминалистической деятельности; л) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, прокуроров, судей, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и иных защищаемых лиц; м) анализ, сбор и хранение оперативно-разыскной информации; н) содержание, охрана и конвоирование лиц, которые задержаны, подвергнуты административному аресту, заключены под стражу, находятся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых; о) контроль за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы; п) под-
готовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции; р) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола [2].
Необходимо отметить обязанности полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности:
- незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия; пресекать противоправные действия; устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности; документально оформлять обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия; обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения;
- обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в общественных местах;
- обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаторами общественно-политических мероприятий безопасность граждан и общественный порядок; оказывать в соответствии с законами РФ содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;
- принимать неотложные меры при чрезвычайных ситуациях по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра; содействовать в таких условиях непрерывной деятельности спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпизоотий и эпидемий;
- в порядке, который определен федеральным органом исполнительной
власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;
- в период избирательных кампаний участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них [3].
На этапе становления в нашей стране гражданского общества обеспечения правопорядка представляют собой важное социально значимое явление, требующее комплексного использования сил и средств ОВД в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при их проведении, согласованных действий не только различных подразделений ОВД и войск национальной гвардии, но и других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных формирований.
Возможность формирования единой мобильной патрульной службы путем объединения патрульно-постовой службы (в первую очередь на базе мобильных взводов и мобильных нарядов) и групп задержания подразделений вневедомственной охраны в целях повышения управляемости, обеспечения унификации и комплексного использования наружных сил и средств рассматривалась МВД России еще до начала проведения реформирования ОВД.
На сегодняшний день в обеспечении правопорядка участвуют силы различных подразделений ОВД, а также представителей организаций и обще-
ственных формирований правоохранительной направленности. Они неоднородны по структуре, функциям и тактическим возможностям. Вместе с этим ни одна служба не может «перекрыть» территорию района, города. В то же время сущность комплексного использования сил и средств ОВД в охране общественного порядка состоит в том, что патрульно-постовые наряды различных служб и подразделений, несущие службу на улицах, выполняя свои основные задачи, одновременно в районе своего поста или маршрута решают общие задачи патрульно-постовой службы полиции (далее - ППСП).
В настоящее время в состав комплексных сил по охране общественного порядка входят строевые подразделения ППСП и дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ДПС ГИБДД) территориальных органов внутренних дел РФ [4]. Также обеспечивают охрану правопорядка на улицах строевые подразделения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) [5].
Строевые подразделения ДПС и вневедомственной охраны, наряду с выполнением своих основных задач, участвуют в обеспечении правопорядка в общественных местах в пределах зон своих постов и маршрутов патрулирования. В обеспечении общественного порядка участвуют силы различных подразделений ОВД и представители общественных формирований правоохранительной направленности. Они неоднородны по структуре, функциям и тактическим возможностям. При комплексном подходе, когда каждый наряд помимо своих основных выполняет функции по обеспечению правопорядка, значительно возрастает плотность нарядов, обеспечивающих общественный порядок в общественных местах.
С учетом реформирования ОВД и создания Росгвардии объединение ППСП
и групп задержания подразделений вневедомственной охраны является невозможным. Вместе с этим предлагается рассмотреть возможность формирования единой мобильной патрульной службы путем объединения ППСП и ДПС ГИБДД. Необходимо обратить внимание, что речь идет не о слиянии подразделений ППСП и ДПС по опыту Казахстана и Киргизии, а о создании единой мобильной патрульной службы за счет перераспределения имеющейся штатной численности указанных подразделений.
Данное предложение обусловлено многими факторами, в том числе продолжающейся оптимизацией численности сил и средств ОВД. Для его реализации требуется проведение комплекса организационно-практических мероприятий, в том числе требующих переработки соответствующей нормативной правовой базы организации деятельности ППСП в целом, а также программ профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников полиции, входящих в состав комплексных сил.
Следует отметить, что уже на сегодняшний день назрела необходимость пересмотра подхода к принципу общего реагирования на сообщения о происшествиях сил и средств, задействованных в системе единой дислокации, учитывая, что в отдельных территориальных ОВД в состав комплексных сил входят только подразделения ДПС ввиду отсутствия ППСП.
Таким образом, в целях повышения управляемости, обеспечения унификации и комплексного использования наружных сил и средств предлагается изучить возможность формирования единой мобильной патрульной службы за счет перераспределения штатной численности ППСП (в первую очередь на базе мобильных взводов) и мобильных нарядов ДПС ГИБДД МВД России. Указанное предложение основывается на следующих факторах:
- формирование единой мобильной патрульной службы приведет к пе-
реходу на принцип общего реагирования на происшествия независимо от мест их совершения и составов правонарушений, что позволит повысить как оперативность реагирования, уровень управляемости и взаимодействия патрульных сил, так и существенно снизить потребные людские и материально-технические ресурсы за счет оптимизации расстановки нарядов;
- создание единых мобильных патрульных сил в условиях прогнозируемого увеличения массовых мероприятий будет способствовать обеспечению общественного порядка на должном уровне [6].
С учетом изложенного предлагается осуществить поэтапную концентрацию функций управления патрульными подразделениями ОВД: первый этап - разработка концептуальных основ формирования единых мобильных сил; второй этап - проведение организационно штатных мероприятий и формирование единой мобильной патрульной службы, включающей в себя комплектование должностей.
Также предлагается провести эксперимент по формированию единых мобильных патрульных сил полиции в различных по численности населенных пунктах. На данном этапе также необходимо:
- на основе сетевого графика осуществить скоординированные мероприятия по переориентации функционального предназначения сотрудников ДПС на решение задач подразделений ППСП;
- осуществить мониторинг функционирования единых патрульных сил, переработку соответствующей нормативной правовой базы организации деятельности ППСП, образовательных программ профессиональной подготовки сотрудников полиции, входящих в состав комплексных сил, а также оптимизацию учебного процесса образовательных организаций, подготавливающих соответствующую категорию сотрудников полиции.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
1. Костенников М. В. Административно-правовая охрана общественного порядка при проведении публичных мероприятий в Российской Федерации. М.: Домодедово, 2008.
2. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. Вопросы организации полиции: указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 // Российская газета от 2 марта 2011 г. № 43.
4. Административная деятельность полиции: учебник / под ред. Ю. Н. Демидова. М.: Юнити-Дана: Закон и право. 2014.
5. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4159.
6. Алешин С. В. О некоторых вопросах предупреждения уличной насильственной преступности // Евразийский юридический журнал. 2017. № 6 (109).
© Алешин С. В.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УДК 347.233
Е. В. ПОНОМАРЕВА, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
Е. V. PONOMAREVA, associate professor of the department of civil law disciplines of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law (Ufa)
С. А. КУДИНА, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
S. A. KUDINA, senior lecturer, chair of civil law disciplines Ufa Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law (Ufa)
К ВОПРОСУ ОБ ИНСТИТУТЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ
TO THE QUESTION OF THE INSTITUTE OF OWNERSHIP OF THE PROPERTY TO FORESTRY SITES
Аннотация. На сегодняшний день вопрос о праве собственности на лесные участки является актуальным как в теории, так и на практике. Вопросы, касающиеся владения, пользования и распоряжения лесными участками, а также по совершению