Научная статья на тему 'Трудности общения и коммуникативные барьеры, технологии развития эффективной коммуникации в конфликтах правоохранительной деятельности'

Трудности общения и коммуникативные барьеры, технологии развития эффективной коммуникации в конфликтах правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
663
37
Поделиться
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУМУЛЯТИВНЫЙ ЭФФЕКТ КОММУНИКАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ / ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ / ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ / ТРУДНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / ПАРТНЕРСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ДРАМЫ ОБЩЕНИЯ / НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ / СИТУАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / SYNERGY COMMUNICATIONS / INTERPERSONAL INTERACTION / COMMUNICATION / INTERPERSONAL DIFFICULTIES / COMMUNICATION BARRIERS / PARTNER COMMUNICATION / DRAMA / DISRUPTION OF COMMUNICATION IN CONFLICT SITUATIONS / SPONTANEOUS COMMUNICATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Архимук Алексей Николаевич, Липницкий Анатолий Владимирович

В статье раскрывается широкий круг закономерностей общения: понятие и функции общения, коммуникативные трудности и драмы, коммуникативная компетентность, затруднения общения в конфликтах и способы их преодоления. Особое внимание уделяется общению и его эффективности в конфликтных ситуациях правоохранительной деятельности.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Архимук Алексей Николаевич, Липницкий Анатолий Владимирович,

The difficulties of communication and communication barriers, the development of technology for effective communication in conflicts of law enforcement

The article reveals a wide range of patterns of communication: the concept and function of communication, communicative difficulties and drama, communicative competence and partnership, the difficulty of communication in conflicts and ways of overcoming them. Special attention is paid to communication and effective law enforcement in conflict situations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Трудности общения и коммуникативные барьеры, технологии развития эффективной коммуникации в конфликтах правоохранительной деятельности»

Психология

УДК 159.9

А.Н. Архимук *, А.В. Липницкий **

Трудности общения и коммуникативные барьеры, технологии развития эффективной коммуникации в конфликтах правоохранительной деятельности

В статье раскрывается широкий круг закономерностей общения: понятие и функции общения, коммуникативные трудности и драмы, коммуникативная компетентность, затруднения общения в конфликтах и способы их преодоления. Особое внимание уделяется общению и его эффективности в конфликтных ситуациях правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, кумулятивный эффект коммуникации, взаимодействие межличностное, функции общения, виды коммуникации, трудности межличностного общения, коммуникативные барьеры, коммуникативная компетентность специалиста, партнерское общение, драмы общения, нарушения общения в конфликтных ситуациях, ситуативная стратегия общения.

A.N. Arhimuk*, A.V. Lipnitsky**. The difficulties of communication and communication barriers, the development of technology for effective communication in conflicts of law enforcement.

The article reveals a wide range of patterns of communication: the concept and function of communication, communicative difficulties and drama, communicative competence and partnership, the difficulty of communication in conflicts and ways of overcoming them. Special attention is paid to communication and effective law enforcement in conflict situations.

Keywords: communicative competence, synergy communications, interpersonal interaction, communication, communication, interpersonal difficulties, communication barriers, communicative competence, partner communication, drama, disruption of communication in conflict situations, spontaneous communication strategy.

Актуальность проблемы коммуникации, и особенно коммуникации в конфликтах правоохранительной деятельности, обусловлена тем, что коммуникация (общение) является пусковым механизмом вариантов действия, как в правоприменительной практике сотрудника (ситуация профессиональной деятельности: «гражданин [правонарушитель] - сотрудник»), так и в ходе конфликтного служебного общения (ситуация общения: «сотрудник - сотрудник»). В связи с этим компетентное и эффективное управление общением в конфликтах правоохранительной деятельности позволяет исчерпание либо снижение уровня непосредственной конфликтной ситуации без применения аппарата принуждения («правонарушитель - сотрудник»), либо с минимально необходимым уровнем его применения, либо преодоление самого конфликта в ситуации «сотрудник - сотрудник». Отдельно необходимо отметить такое специфическое участие сотрудника в конфликте, как участие в качестве третьей стороны конфликта (разрешение конфликтной ситуации с участием «третейского судьи»).

Овладение способами и формами эффективной коммуникации как элемента образовательного процесса предусматривает теоретическое осмысление проблематики исследуемого вопроса, прежде всего выделение объективных и субъективных трудностей общения как фундамента дальнейшей практики взаимодействия.

Так, В.Н. Куницына (1995) предлагает классификацию трудностей межличностного неформального общения по ряду оснований, приводимых ниже.

* Архимук Алексей Николаевич, начальник кафедры общей психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: 198515, Санкт-Петербург, Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, д. 17, тел. 8 9215592301, E-mail:arhimyk@mail.ru.

** Липницкий Анатолий Владимирович, профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, профессор. Адрес: 198515, Санкт-Петербург, Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, д. 17, тел. 8 9216577618, E-mail:alipnitskiy@mail.ru.

* Arkhimuk Alexey Nicolayevich, Head of the Department of General Psychology of the St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, Ph.D., assistant professor. Address: 198515, St. Petersburg, Strelna, St. Petersburg highway, d. 17, tel. 8 9215592301, E-mail: arhimyk@mail.ru.

** Lipnitsky Anatoliy Vladimirovich, professor of the general psychology of the St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, Ph.D., professor. Address: 198515, St. Petersburg, Strelna, St. Petersburg highway, d. 17, tel. 8 9216577618, E-mail: alipnitskiy@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Архимук А.Н., Липницкий А.В., 2015.

Группы трудностей

Субъективно переживаемые трудности (примеры):

- социальная неуверенность;

- робость;

- застенчивость;

- неумение устанавливать психологический контакт.

«Объективные» трудности

1) Трудности коммуникативного характера:

- психофизиологические особенности личности;

- степень владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта.

2) Трудности коммуникабельного характера:

- владение нормами и правилами;

- сформированность психологической культуры общения.

Причинная обусловленность трудностей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первичные трудности

Определяются природными свойствами человека: (биологическими, психофизиологическими, личностными). Пример: агрессивность, тревожность, ригидность, обусловленные темпераментом.

Вторичные трудности

а) психогенные

Обусловленные психологическими травмами, стрессами, тяжелыми переживаниями, фрустрацией, неадекватной самооценкой. Следствие психогенных трудностей - психосоматические заболевания: язва, гипертония, эндокринные нарушения;

б) социогенные

Следствие внешних барьеров:

- коммуникативных, лингвистических, ситуативных;

- неудачного опыта эмоциональных и социальных контактов;

- просчетов в воспитании;

- депривации в детском возрасте;

- влияния сверхинтенсивного общения (в т.ч. профессионального общения) в условиях скученности - пространственной близости, нарушающей проксемические параметры общения.

Первичные трудности общения определяются природными свойствами человека: биологическими, психофизиологическими, вторичные - особенностями социализации и конкретными ситуациями общения. В процессе обучения эффективной коммуникации обращается внимание на возможность преодоления указанных трудностей с учетом их специфичности.

Кроме трудностей, специалистами в области эффективного общения выделяются коммуникативные барьеры или барьеры общения [3, 4].

В ходе коммуникации барьеры препятствуют установлению и сохранению контакта, эффективному обмену информацией, не позволяют достигать удовлетворенности при решении проблем и в конечном итоге тормозят выработку решения и достижение договоренностей, что имеет особую значимость в конфликтных ситуациях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выделяют следующие коммуникативные барьеры, которые усиливаются в конфликтах:

- физические - пространство и время;

- биологические - различные особенности речевого аппарата, ограничения анализаторов, физические особенности (болезнь, инвалидность);

- технические - несовершенство средств и неразвитость систем связи;

- социальные - дифференциация по социальному статусу и социальным ролям;

- гносеологические (познавательные) - недостаточность знаний в области коммуникации, недостаточное владение и несогласованность понятий, несоответствие языка общения;

- идеологические - разность мировоззрений, культуральные различия, дифференциация по ценностям, социальные и поведенческие стереотипы.

- психологические - особенности познавательной, эмоциональной и волевой сферы человека (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др.).

Психологические барьеры общения целесообразно дифференцировать в зависимости от характеристики состава общающихся субъектов. Это общение: индивидуальное межличностное, личность - группа, межгрупповое. При этом основной водораздел между трудностями проходит как граница между внешним (среда, группа) и внутренним (личность и ее проявления, характеристики).

Трудности и психологические барьеры общения целесообразно выделять как в процессе анализа конкретных ситуаций взаимодействия, так и для оценки личностного коммуникативного потенциала в процессе подготовки специалистов коммуникативного профиля деятельности.

Нарушения общения и искажения в межличностном взаимодействии при конфликтных ситуациях

Рассматриваемые нарушения общения в конфликтах, можно классифицировать по разным основаниям.

1) Нарушения информационно-коммуникативной функции общения:

- искажение фактов, избирательность восприятия;

- игнорирование добрых намерений, выпячивание угрозы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Архимук А.Н., Липницкий А.В. Трудности общения и коммуникативные барьеры, технологии развития.

- искажение причинно-следственных связей;

- нарушение восприятия времени и последовательности событий;

- фиксация на определенных (чаще негативных по отношению к оппоненту) установках.

2) Нарушения аффективно-коммуникативной функции общения (эмоционально-чувственной сферы)

- обостренность чувствительности, возрастание ранимости;

- рост неуверенности и недоверия;

- рост нечувствительности к проблемам и состоянию оппонента;

- усиление изоляции, поляризация чувств, искажение эмоционального реагирования (негодование по отношению к конфликтующей стороне, а всё положительное приписывается себе).

3) Нарушения регулятивно-коммуникативной функции общения:

- уход в позиционность;

- обеднение поведенческих паттернов;

- появление и проявление грубости.

В конфликтах правоохранительной деятельности нарушение общения и искажения в межличностном взаимодействии преломляются применением существующих правовых норм, которые могут выступать лишь примерным ориентиром и регулятором богатейшего спектра общения и межличностного взаимодействия людей.

Вообще изучать трудности общения и коммуникативные барьеры имеет смысл для понимания причин, снижающих эффективность взаимодействия людей. Изучение этой стороны общения - важная составляющая коммуникативной компетентности специалиста. Для сотрудника правоохранительных органов это не только задача, но и ресурс обновления, повышения эффективности деятельности и удовлетворенности своим трудом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закрытость партнеров и коммуникативные драмы (драмы общения)

Реальное общение всегда происходит в ситуациях достаточно сильной закрытости, что обусловлено, с одной стороны, закрытым (скрытым, неявным) характером интересов общающихся, с другой - психологическими проблемами (драмами) общения. Так, по мнению В.И. Кабрина, в месте физического взаимодействия людей мы вообще можем так и не встретиться, поскольку «встреча человека с миром - явление транскультуральное и трансперсональное». Отсутствие непосредственно встречи зачастую приводит к непониманию, конфликтам и повышению напряженности в отношениях. При осознании и принятии данного постулата закономерности общения, следующим требующим решения вопросом становится: «Что делать?». Однако работа с проблематикой общения не есть вопрос веры и требует скорее осознания и освоения, нежели простого принятия. Следовательно, необходимо понимание спектра коммуникативных драм (драмы общения), представляемых как:

- драма слушания - слушаю, но не слышу;

- драма понимания - слышу, но не понимаю;

- драма действия - понимаю, но сделать не могу;

- драма самовыражения - могу сделать сам, но сформулировать, как это делается, не могу;

- драма эмоциональности - понимаю, что и как должен сделать, но импульсивность и эмоциональность препятствуют и мешают мне сделать это.

Проявление драм общения в конфликтах правоохранительной деятельности

Драма слушания

Содержание проблемы: общающиеся слушают, но не слышат друг друга

Особенности проявления драм общения в коммуникациях сотрудников: сотрудник не слышит содержания собеседника

Возможные причины:

- недостаточный уровень подготовленности;

- употребление специальной терминологии;

- потеря внимания, отвлечение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- непродуктивное психическое состояние.

Драма понимания

Содержание проблем: общающиеся могут слышать друг друга, но не понимать.

Особенности проявления драм общения в коммуникациях сотрудников: сотрудник не понимает своего оппонента (другого сотрудника или гражданина, что приобретает особо важное значение в процессе деятельности).

Возможные причины:

- недостаточный уровень подготовленности одного из оппонентов;

- негативные односторонние или взаимные установки.

Драма действия

Содержание проблем:

- общающиеся понимают, друг друга, но сделать ничего не могут;

- употребление терминологии не знакомой другой стороне.

Особенности проявления драм общения в коммуникациях сотрудников:

- отсутствует субъективное видение возможности активных и практических действий;

- употребление специальной терминологии.

Возможные причины:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- потеря внимания, отвлечение;

- непродуктивное психическое состояние.

Драма самовыражения

Содержание проблемы: общающаяся сторона может сделать что-либо сама, но сформулировать, как это делается, не может.

Особенности проявления драм общения в коммуникациях сотрудников: Хотя бы одна из сторон не находится в состоянии реализованного самовыражения. Личностная и ситуативная тревожность.

Возможные причины:

- недостаточный уровень подготовленности;

- непродуктивное психическое состояние.

Драма эмоциональности

Содержание проблемы: общающиеся понимают, что и как должно сделать, но импульсивность и эмоциональность препятствуют и мешают им сделать это.

Особенности проявления драм общения в коммуникациях сотрудников:

- проявления эмоциональности мешают когнитивно-поведенческим реакциям сторон.

Возможные причины:

- недостаточный уровень практического опыта в эмоционально значимых ситуациях;

- низкая эмоционально волевая устойчивость;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- недостаточный уровень подготовленности в эмоционально значимых ситуациях;

- непродуктивное психическое состояние.

Преодоление коммуникативных драм возможно на основе коммуникативных умений: умения услышать другого; умения понять другого; умения выражать свои мысли и чувства; умения действовать соответственно своему пониманию; умения регулировать эмоциональное напряжение при взаимодействии с другим человеком. Формирование данных умений ложится в основу коммуникативной компетентности в целом.

Для преодоления названных драм и развития коммуникативных умений и навыков применяются следующие приемы (техники): вступление в контакт; активное слушание; выявление скрытой мотивации; аргументация; регуляция эмоционального напряжения и др. В совокупности данные техники приводят любое общение (служебное, при необходимости бытовое) к уровню деловой беседы.

Таким образом, закрытость общения обусловлена драмами общения, преодоление которых возможно на основе развитой коммуникативной компетентности и исполнения определенных алгоритмов действия (например, техник ведения деловой беседы).

Этапы взаимодействия партнеров и особенности создания коммуникативной среды

Взаимодействие партнеров в ситуации коммуникативного взаимодействия далеко не всегда предполагает конструктивный обмен информативными тезисами (позициями), что особенно ярко проявляется именно в ситуации конфликта. Однако даже и конфликтное общение, как правило, структурировано и протекает в рамках классической структуры деловой беседы с известными последовательными этапами или фазами.

Этапы (фазы) деловой беседы.

1. Вступление в контакт и презентация сторон.

2. Исследование, ориентация в проблеме.

3. Обсуждение проблемы (выдвижение аргументов, возражений и контраргументов).

4. Решение по проблеме (договор).

Зачастую именно отсутствие коммуникативной компетентности как умения создавать такую уважительную, неярко окрашенную, но умеренно эмоциональную среду деловой беседы, в которой партнер чувствует себя значимым в общении человеком, и не позволяет сотруднику перевести конфликт из ситуации эскалации в ситуацию его решения. Кроме того, для сотрудника в ситуации урегулирования (третейского урегулирования) конфликта (пример: бытовые, семейные ссоры) производимые действия усложняются - третья сторона конфликта обязана обладать аналитическими способностями, умением рефлексировать, умением управлять как собственной, так и наличной у конфликтующих сторон коммуникативной компетентностью.

В условиях необходимости разрешения конфликтов одним из первоочередных мероприятий является создание благоприятной среды. Во внеконфликтной ситуации продуктивная коммуникативная среда создается простыми для понимания и одновременно сложными в исполнении и комплексном использовании умениями: умение вступать в контакт; умение задавать вопросы; умение поддерживать обратную связь; умение воодушевлять партнера к прояснению его видения, позиции и предложения; умение слушать и слышать партнера; умение воспринять то, что партнер не в состоянии был выразить; умение передать партнеру, что его слышат и понимают; умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе.

В ситуации конфликтного общения создание благоприятной среды приобретает дополнительные особенности. Многие из перечисленных необходимых умений теряются в силу того, что экстремальность конфликта может приводить к потерям в когнитивной, эмоциональной и волевых сферах. При исключении интеллектуальной составляющей из структуры деятельности (т.е. при изъятии составляющей осмысления) только навык (можно даже говорить о наработанном шаблоне) как действие, доведенное до автоматизма, может перевести ситуацию (в т.ч. ситуацию взаимодействия) из патовой к ситуации взаимного осмысления, из ярко эмоционально негативной в ситуацию остановки репродуцирования негативного действия [4]. Действительное создание продуктивной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Архимук А.Н., Липницкий А.В. Трудности общения и коммуникативные барьеры, технологии развития...

коммуникативной среды в конфликтах требует комплексного использования ряда коммуникативных навыков и умений и одновременно достаточного времени.

Условия создания благоприятной коммуникативной среды в конфликтах

Стратегия и тактика эффективной коммуникации в конфликтах, специфические особенности коммуникации в конфликтах правоохранительной деятельности нашли свое отражение алгоритме анализа, предусматривающем:

- этапы коммуникации (ситуативная стратегия);

- принципиальные технологические и технические подходы к эффективной коммуникации в конфликтах;

- специфические и особенные свойства коммуникации в конфликтах правоохранительной деятельности.

Этапы коммуникации (ситуативная стратегия)

1. Вступление в контакт. Принципиальные технологические и технические подходы к эффективной коммуникации в конфликтах.

1. Показ заинтересованности конфликтующих сторон в решении проблемы и принципиальных подходов к ее решению.

2. Использование принципов добровольности участия в урегулировании спора.

3. Соблюдение принципа равенства конфликтующих сторон:

- выравнивание власти и возможностей влияния сторон друг на друга;

- использование специальных процедур (процедурное соглашение, которое предусматривает корректность поведения находящихся в процедуре урегулирования спора) .

Специфические и особенные свойства коммуникации в конфликтах правоохранительной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Показ возможностей, перспектив и последствий решения проблемы в правовом поле со стороны сотрудника и каждой из противоположных сторон конфликта.

2. Принцип добровольности участия в урегулировании спора с ориентацией на сотрудничество - сверхзадача даже в ситуациях противодействия и противоборства деятельности сотрудника (например, сотрудник и правонарушитель).

3. Сотрудник стремится разъяснить равенство прав конфликтующих сторон при урегулировании конфликта, а также достигать баланса в использовании силы каждой из сторон.

2. Исследование, ориентация в проблеме.

Принципиальные технологические и технические подходы к эффективной коммуникации в конфликтах

1. Использование принципа активности сторон для максимального и всестороннего исследования конфликта:

- генерация альтернативных идей;

- внимательное отношение к личности каждого оппонента в споре и проблеме.

2. Использование техник постановки вопросов.

3. Использование кокусов (отдельных встреч с каждой из конфликтующих сторон).

Специфические и особенные свойства коммуникации в конфликтах правоохранительной

деятельности

Возможно использование всего арсенала принципиальных технологических и технических подходов к эффективной коммуникации в конфликтах от поиска альтернатив до применения технических приемов.

3. Обсуждение проблемы (выдвижение аргументов, возражений и контраргументов).

Принципиальные технологические и технические подходы к эффективной коммуникации в конфликтах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Выработка повестки дня встречи для обсуждения проблемы (что важно обсудить для того, чтобы проблема была решена).

2. Уход от обсуждения личности конфликтующих.

3. Активное использование обратной связи:

- техники вербализации;

- вентиляция эмоций;

- использование техник снятия эмоционального напряжения.

Специфические и особенные свойства коммуникации в конфликтах правоохранительной деятельности

1. Использование нейтральности и конфиденциальности.

2. Используются аналогичные технологические и технические подходы к эффективной коммуникации в конфликтах с учетом специфики ситуации правоохранительной деятельности.

3. Сотрудник стремится быть нейтральным, беспристрастным, незаинтересованным в одностороннем решении проблемы конфликтующих сторон.

4. Решение по проблеме (договор, соглашение)

Принципиальные технологические и технические подходы к эффективной коммуникации в конфликтах

1. Проверка на реалистичность и другие принципиальные техники медиации и фасилитации конфликта.

2. Использование техники аргументации.

Специфические и особенные свойства коммуникации в конфликтах правоохранительной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Объявление сторонам реалистичных последствий конфликтов.

2. Совместный поиск со сторонами приемлемого исхода урегулирования спора и проверка его на реалистичность.

Условиями создания благоприятной коммуникативной среды в конфликтах становятся:

- неизменность (с учетом ситуативных особенностей) стратегической линии развертывания коммуникации, прохождения ее определенных этапов;

- применение технологических подходов и комплексное использование коммуникативных техник.

Рекомендации сотруднику по аргументации свей точки зрения в ситуациях конфликтного взаимодействия

1. Открыто информировать стороны о последствиях конфликта.

2. Оперировать простыми, ясными и точными понятиями.

3. Вести аргументацию корректно по отношению к собеседникам - сторонам конфликта и управлять процессом общения:

а) не торопиться признавать правоту стороны, даже если она права, и обратить внимание на то, что у другой стороны может быть другое видение проблемы;

б) дать возможность высказаться другой стороне о своем видении ситуации;

в) продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты конфликтующими;

г) сначала обсуждать аргументы сторон, а потом проводить свои собственные аргументы;

д) сохранять вежливость.

3. Учитывать личностные особенности конфликтующих:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) нацелить аргументацию на цели и мотивы конфликтующих;

б) избегать простого перечисления фактов, проанализировать преимущества и проблемы каждой из сторон;

в) употреблять понятную терминологию;

г) соразмерять темп аргументации с особенностями темпоритма конфликтантов.

4. Пытаться как можно нагляднее изложить свои доказательства, идеи и соображения:

а) использовать ручку, бумагу для рисования схем, конспектирования хода беседы;

б) использовать сравнения, но без преувеличений, т.к. они вызывают недоверие.

5. Не забывать, что «излишняя» собственная убедительность вызывает отпор со стороны собеседников, а один-два ярких довода достигают большей убедительности.

6. Использовать специальные приемы аргументации. Например, метод двойной аргументации - когда сотрудник указывает как на преимущества, так и на слабые стороны предлагаемого решения.

Выводы

1. Для плодотворного общения в процессе профессиональной деятельности сотруднику необходимо владеть коммуникативными навыками и коммуникативной компетентностью, которые имеют особое значение в условиях конфликтного взаимодействия.

2. Коммуникация в конфликтах правоохранительной деятельности, кроме общих закономерностей общения в условиях конфликтного взаимодействия, обладает рядом особенностей и проблем.

3. Эффективное решение проблем коммуникации в конфликтах правоохранительной достигается на основе создания благоприятной коммуникативной среды, следования ситуативной стратегии общения, использования специальных технологий урегулирования споров и техник эффективного общения.

Список литературы

1. Архимук, А. Н. Интеллектуальные составляющие в структуре стилевых особенностей деятельности // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур : сборник материалов III всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием. Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский филиал им. В.Б. Бобкова. - Санкт-Петербург, 2014.- С. 100-103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Иванова, Е. Н. Конфликтологическая компетентность как фактор самореализации // Проблемы самореализации личности. - Вып. 10. - СПб., 2006.- С. 218-234.

3. Иванова, Е. Н. Коммуникативные инструменты конфликтолога. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2008.

4. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

5. Каррас, Ч. Л. Искусство ведения переговоров : Как достичь желаемого результата. - М.: Эксмо, 1997.- 102 с.

6. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.

7. Лабунская, В. А., Менджерицкая, Ю. А. Бреус, Е. Д. Психология затрудненного общения. -М.: ИЦ «Академия», 2001. - 287 с.

Душкин А.С., БойцовЮ.М. Психологическая структура деятельности следственно-оперативной.

8. Липницкий, А. В. Деятельностная модель ведения переговоров с преступниками // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2000. - № 1. - С. 107-115.

9. Липницкий, А. В. Конфликтология : курс лекций. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

10. Липницкий, А. В. Конфликтология : учебное наглядное пособие / общ. ред. В.П. Сальникова. - М. : ЦОКР МВД России, 2005.

11. Липницкий, А. В. Медиация юридических конфликтов: основания, особенности, технологии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. - № 1 (45). - С. 217-224.

12. Липницкий, А. В. Менеджмент и конфликты // Психология менеджмента. - СПб. : Гуманитарный центр, 2009.

13. Липницкий, А. В. Урегулирование межличностных конфликтов: случаи, подходы, технологии, практика // Журнал практического психолога. - 1999. - № 7-8 (июль-август). - С. 146-156.

14. Медиация - искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методами и профессиональными технологиями / сост. Г. Мета, Г. Похмелкина. - М.: Verte, 2004. - 320 с.

15. Ниренберг, Джульетта, Росс, Ирэн С. Секреты успешных переговоров. - М. : Омега, 2007. - 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2001. - 448 с.

17. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатрова. - СПб.: Речь, 2008. - 269 с.

18. Сидоренко, Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.

19. Хертель, А. фон. Профессиональное разрешение конфликтов. Медиативная компетенция в вашей жизни. - СПб.: Издательство Вернера Регена, 2007. - 212 с.

УДК 159.9.072

А.С. Душкин*, Ю.М. Бойцов**, А.М. Иванова***

Психологическая структура деятельности следственно-оперативной группы

В статье рассматриваются актуальные, недостаточно освещенные в психолого-правовой литературе проблемы психологических особенностей деятельности членов следственно-оперативной группы. Представлена психологическая структура деятельности следственно-оперативной группы как наиболее эффективная форма совместной деятельности следователей, оперативных сотрудников, экспертов-криминалистов и иных специалистов, обеспечивающей более тесное взаимодействие всех участников расследования преступлений и повышение его качества.

Ключевые слова: следственно-оперативная группа, следователь, психология юридического труда, структура деятельности.

A.S. Dushkin*, Y.M. Boytsov**, A.M. Ivanova***. Psychological structure of activity of investigatory-operative group. The article considers relevant, insufficient disclosed in psycho-legal literature, problems of psychological features of activity of members of the investigatory-operative group. Psychological structure of activity of investigatory-operative group as the most effective form of joint activity of investigators, operational officers, forensic experts and other specialists, providing closer interaction of all participants in the investigation of crimes and improvigits of quality is presented in this article.

Keywords: it is investigative-task force, investigator, legal psychology of labor, the structure of activity.

Человеческий труд весьма разнообразен, и каждый вид обладает своими особенностями. Раскрыть их можно путём выявления психологической структуры деятельности. По мнению А.В. Дулова, психологическая структура деятельности должна вскрывать её цели, специфичность путей

* Душкин, Антон Сергеевич, заместитель начальника кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. 8931-288-47-57. E-mail: dushkin-ac@mail.ru

** Бойцов, Юрий Михайлович, старший преподаватель кафедры предварительного расследования Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8921-383-92-99. E-mail: uboitsov@yandex.ru.

*** Иванова, Александра Михайловна, доцент кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. Тел.: 8-921-992-42-37. E-mail: dushkin-ac@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Dushkin, Anton Sergeyevich, Deputy head of the department of pedagogics and social psychology of St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of psychological sciences, docent. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. 8931-288-47-57. E-mail: dushkin-ac@mail.ru.

** Boytsov, Yuri Mikhailovich, senior lecturer of the Department of preliminary investigation of St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. 8921-383-92-99. E-mail: uboitsov@yandex.ru.

*** Ivanova, Alexandra Mikhailovna, associate professor of the department of pedagogics and social psychology of St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of psychological sciences. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. 8-921-992-42-37. E-mail: dushkin-ac@mail.ru.

© Душкин А.С., Бойцов Ю.М., Иванова А.М., 2015