Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных компетенций как фактор успешности обучения и становления морского специалиста'

Формирование коммуникативных компетенций как фактор успешности обучения и становления морского специалиста Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
119
20
Поделиться
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / COMMUNICATION BARRIER / КУРСАНТЫ / МОРСКИЕ ВУЗЫ / MARITIME COLLEGES / CADET

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Бугакова Екатерина Сергеевна

В статье обосновывается необходимость формирования коммуникативных компетенций у курсантов вузов морского профиля с целью повышения успешности их обучения и профессионального становления. Показана специфика обучения курсантов морских высших учебных заведений. Описаны диагностические методики исследования коммуникативных особенностей курсантов, описан авторский опросник на выявление причин возникновения коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вуза морского профиля, намечены пути экспериментального формирования коммуникативных компетенций. В качестве объекта исследования выступили курсанты Института водного транспорта имени Г. Я. Седова в возрасте 17-22 лет, всего 200 человек. На основе предварительного анализа данных, полученных в результате применения авторского опросника, были выявлены специфические причины возникновения коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов морского профиля. Обоснована необходимость изучения коммуникативных барьеров и психологического сопровождения при формировании коммуникативных компетенций у курсантов морского вуза.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Бугакова Екатерина Сергеевна,

Communication skills training as a factor of successful maritime specialist education

This article confirms the importance of communi-cational skills training among the cadets of maritime colleges as a factor of successful maritime specialist education. It shows the specificity of education in maritime colleges. The article contains methods of cadets' communication skills diagnostic, author's communication barrier questionnaire and experimental ways of improving communicational skills. The subject of the study included200 cadets of Sedov Water Transport Institute aging from 17 to 22. Data analysis of the questionnaire answers reveals the specific causes of communication problems among the cadets of maritime colleges. It also corroborates the significance of studying communica tion barrier and psychological factors of developing communication skills.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных компетенций как фактор успешности обучения и становления морского специалиста»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ МОРСКОГО СПЕЦИАЛИСТА

Бугакова Е. С.

В статье обосновывается необходимость формирования коммуникативных компетенций у курсантов вузов морского профиля с целью повышения успешности их обучения и профессионального становления. Показана специфика обучения курсантов морских высших учебных заведений. Описаны диагностические методики исследования коммуникативных особенностей курсантов, описан авторский опросник на выявление причин возникновения коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вуза морского профиля, намечены пути экспериментального формирования коммуникативных компетенций. В качестве объекта исследования выступили курсанты Института водного транспорта имени Г. Я. Седова в возрасте 17-22 лет, всего 200 человек.

На основе предварительного анализа данных, полученных в результате применения авторского опросника, были выявлены специфические причины возникновения коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов морского профиля. Обоснована необходимость изучения коммуникативных барьеров и психологического сопровождения при формировании коммуникативных компетенций у курсантов морского вуза.

Ключевые слова: межличностное общение, коммуникативные барьеры, курсанты, морские вузы.

Специфика будущей профессии, а также условия обучения в высших морских учебных заведениях предъявляют особые требования к социально-психологическим качествам современных курсантов, и адаптация к этим условиям становится залогом продолжения обучения и профессионального становления курсантов.

Говоря о специфике обучения, можно выделить несколько наиболее важных факторов:

- проживание в экипаже (морском общежитии), где деятельность курсантов строго регламентирована, упорядочена и расписана с точностью до минуты;

- изоляция от привычных социальных контактов - лишение возможности постоянного общения с родителями и друзьями;

- вынужденная необходимость взаимодействия друг с другом при решении повседневных бы-

товых вопросов и при выполнении служебных задач, которая сопровождается необходимостью противостояния психологическому давлению, как со стороны командиров рот, так и со стороны неформальных лидеров; - сенсорная и эмоциональная депривация в условиях многомесячных командировок и пребывания в открытом морском пространстве.

Эти специфические факторы жизнедеятельности начинают проявляться в среде курсантов на уровне училища, являются актуальными в высшем морском учебном заведении и становятся атрибутами повседневной жизни и профессии у состоявшихся специалистов. Именно поэтому уже в училище очень важным становится формирование коммуникативных компетенций, профилактика возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов.

В настоящее время множество исследований посвящено проблемам коммуникативных ресурсов в различных сферах жизнедеятельности человека, например, в таких, как педагогика, медицина, менеджмент. Так, в исследованиях Т. Н. Щербаковой и Р. X. Малкаровой рассматривается потенциал коммуникативного ресурса как акмеологического фактора профессионального развития педагога и указывается, что компонентами коммуникативного ресурса именно в этой профессии являются такие личностные особенности педагога, как: эмпатия, готовность к сотрудничеству, самоконтроль, стиль общения [10].

Но, несмотря на широкий спектр теоретических исследований, применительно к курсантам вузов морского профиля коммуникативные барьеры в межличностном общении будут изучены впервые. В связи с этим особое значение приобретает изучение сущности, содержания и причин возникновения коммуникативных барьеров и смыслопорождения в межличностном общении курсантов вузов морского профиля и выявление возможностей их преодоления в процессе формирования коммуникативных компетенций [1, 5].

Совершенно верно указывают в своей статье И. В. Абакумова и Е. А. Дзюба, что «задолго до появления концепций смысла, образование понималось как процесс, обеспечивающий овладение учеником знаниями, умениями и навыками. В этом заключался «смысл» образования. Знания, умения и навыки являются способами ориентации человека в условиях его окружающей среды...» [1, с. 52]. Сегодня недостаточно обеспечивать учащихся и студентов профильных вузов только знаниями, необходимо формировать компетенции, за-действуя личностно-смысловую сферу.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Объектом исследования выступили курсанты Института водного транспорта имени Г. Я. Седова -филиала ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова» в количестве 200 человек.

Теоретико-эмпирической основой исследования коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузов морского профиля стали исследования отечественных и зарубежных авторов:

1. Работы, направленные на изучение межличностного восприятия, межличностной ком-

муникации, межличностного взаимодействия, межличностных отношений, межличностных конфликтов, коррекции общения и др. проблем (Г. М. Андреевой, Б. Г. Ананьева, Э. Берна, А. А. Бодалева, А. А. Брудного, А. А. Леонтьева,

A. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, Е. А. Орловой, В. Н. Панферова, Б. Д. Парыгина, Л. А. Петровской, К. Роджерса, В. Шутца, Л. Б. Филонова, Д. Б. Эльконина и др.).

2. Научные работы, ориентированные на исследование коммуникативных барьеров в различных профессиональных контекстах. Исследования особенностей коммуникативной сферы педагогов (Е. В. Алтухова, М. Г. Бобкова, Л. Братченко, Л. И. Габдулина, Ю. В. Еремин, Л. Х.-Д. Лайпанова, А. Б. Орлов, В. И. Панов,

B. А. Петровский, А. Турецкая), сотрудников правоохранительной сферы (М. В. Авдеева, Л. Вишневская, М. В. Иванова), госслужащих (В. Г. Зазыкин, О. В. Погорелова), врачей (А. И. Кипиани, Т. В. Константинова, И. А. Теренть-ев) и младшего медицинского персонала (Е. Е. Богданова), психологов (Н. К. Зиналиева, Е. В. Мельник), социальных работников (Ю. П. Расторгуева), переводчиков (Е. В. Сапига), спортсменов (А. В. Челпанов) и др.

Сформулированы следующие задачи исследования:

1. На основе анализа и обобщения теоретических положений о процессе межличностного общения установить сущность и содержание коммуникативных барьеров в общении курсантов вузов морского профиля.

2. Выявить психологические детерминанты, обусловливающие возникновение коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузов морского профиля.

3. Эмпирически исследовать личностные качества курсантов, испытывающих коммуникативные барьеры, а также определить влияние указанных затруднений на межличностное общение и результаты учебной деятельности данных учащихся.

4. Провести сравнительный анализ коммуникативных барьеров, возникающих в общении курсантов вузов морского профиля, и коммуникативных барьеров, присутствующих в общении представителей иных профессий.

5. Разработать и экспериментально апробировать программу психологического тренинга

по формированию коммуникативных компетенций у курсантов вузов морского профиля.

Выдвинуты рабочие гипотезы:

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Мы предполагаем, что формирование коммуникативных компетенций, прежде всего таких, как: «Управление конфликтами», «Активное слушание», «Корректирующая обратная связь», «Техники постановки вопросов», «Проведение собраний», «Руководство командой. Лидерство», - это важная часть профессионального становления курсантов вузов морского профиля, т. к. служит преодолению коммуникативных барьеров.

2. Возможно и необходимо психологическое сопровождение курсантов вузов морского профиля.

Структура исследования - эмпирическая часть и формирующий эксперимент. Задачи эмпирической части исследования: выявление личностных особенностей курсантов, которые будут являться внутренними факторами склонности к коммуникативным барьерам; скрининг низких показателей коммуникативных навыков. Задачи формирующего эксперимента:

1. Создание программы тренинга коммуникативных компетенций, адаптированной к условиям обучения в морском вузе и последующей морской службе.

2. Проведение мониторинга выраженности коммуникативности, толерантности, общительности, конфликтности курсантов до и после тренинга.

3. Исследование корреляции внутренних факторов индивидуально-личностных особенностей курсантов и выраженности (обучаемости) коммуникативных навыков.

С целью проведения эмпирического исследования личностных особенностей курсантов морского профиля нами использованы методики:

1. Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик (ИТО).

2. Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов «Диагностика коммуникативной социальной компетентности» (КСК).

3. А. А. Карелин «Тест-опросник коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС).

4. В. В. Бойко «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении».

5. Тест К. Томаса «Типы поведения в конфликте» [6, 9].

Нами специально составлен авторский опросник «Причины возникновения коммуникативных барьеров» для курсантов и уже работающих морских специалистов. При составлении авторского опросника мы опирались на психологические закономерности социальной адаптации, на проявления сенсорной и эмоциональной депривации личности, на социально-психологические закономерности психологической совместимости в малой группе и психологические функции общения, на закономерности индивидуально-типологических проявлений личности. Суть опроса заключалась в сборе мнений у курсантов морских вузов о том, что может являться причиной возникновения коммуникативных барьеров. Ниже приведены примеры из составленного опросника: «1. Как Вы думаете, какие индивидуально-личностные особенности могут стать причиной коммуникативных барьеров? 2. Как Вы думаете, какие особенности социального статуса и функционирования собеседника могут стать причиной коммуникативных барьеров? 3. Как Вы думаете, какие внешние причины жизнедеятельности могут стать причиной коммуникативных барьеров? 4. Как Вы думаете, отсутствие каких функционально-ролевых навыков может стать причиной коммуникативных барьеров? 5. Как Вы думаете, какие особенности морально-психологического климата коллектива могут привести к коммуникативным барьерам?».

По предварительным эмпирическим данным было выявлено - 50 % курсантов считают, что коммуникативные барьеры возникают из-за индивидуально-личностных особенностей партнеров по общению, таких как: замкнутость, неуверенность в себе, недостаток самоконтроля, застенчивость, неумение слушать и правильно показать, что чувствуешь, думаешь или хочешь сделать. 20 % курсантов считают, что коммуникативные барьеры, как правило, возникают из-за внешних обстоятельств, таких как: необходимость постоянного проживания в экипаже долгое время; ограниченное территориальное пространство; невозможность побыть одному; невозможность реализовать длительное время физические потребности;

временной дефицит; посторонний шум. 30 % курсантов имеют недифференцированное представление о возникновении коммуникативных барьеров.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

С целью создания программы тренинга формирования коммуникативных компетенций нами осуществлялись перевод и адаптация англоязычного материала на соответствующую тематику. Вся программа коммуникативного тренинга поделена на три части. Первая часть - когнитивная - о сути коммуникативной ситуации. Вторая часть - игровая - по теме ситуации, с применением «проблемной» технологии. Третья часть - проверочная - по тестам, отслеживающим сформированность коммуникативного навыка.

Приведем пример первой части коммуникативного тренинга.

«В следующем разделе Вам будут представлены 4 сценария различных видов конфликтов. Посмотрим, справитесь ли Вы с задачей по определению типа конфликта по каждому сценарию. Сценарий 1.

Во время швартовных операций матрос отказался выполнять приказ Второго Помощника. В свое оправдание он сказал, что эта часть швартовных операций не входит в его обязанности. В ответ Второй Помощник со злостью крикнул матросу, что обо всем доложит Капитану.

- Личностный конфликт;

- Технический конфликт;

- Конфликт интересов;

- Конфликт ценностей».

Пример второй, обучающей, части коммуникативного тренинга.

«Подумайте о любом конфликте, с которым Вы имели дело на борту. Пройдите по ссылкам, расположенным ниже, и Вы увидите, что описание каждого шага модели конфликта узнаваемо для Вас.

- Шаг 1 - Несогласие;

- Шаг 2 - Персонализация;

- Шаг 3 - Проблема растет;

- Шаг 4 - Диалог исчезает;

- Шаг 5 - Вражда/неприятие;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- Шаг 6 - Открытая война;

- Шаг 7 - Поляризация (разделение и фронтальное противопоставление)».

Пример проверочной части коммуникативного тренинга. «Вопрос 1.

Существуют четыре типа конфликтов: технические конфликты; конфликты интересов; конфликты ценн осте й; личностные конфликты. Которое из следующих утверждений лучше всего характеризует технические конфликты?

1) Благодатная почва для этого конфликта -ограниченные ресурсы, такие как деньги, работа, пространство, материалы и время.

2) Этот конфликт о самосознании, чувстве собственного достоинства, верности, преданном доверии, отказе.

3) Этот конфликт часто о различных, а порой и противоположных взглядах на предметы этики и морали.

4) В основе этого конфликта конкретная цель, средства, методы, структура или задачи деятельности специалиста». Обобщение итогового материала по предложенному эмпирическому исследованию позволит сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации для психологов, преподавателей, командиров рот в отношении того, как повысить эффективность общения курсантов, а, следовательно, оптимизировать процесс обучения и воспитания будущих морских специалистов. Следует отметить, что успешное решение данного вопроса важно не только для учебной деятельности курсантов, но и для их предстоящей профессиональной деятельности.

Существуют профессии, для которых коммуникативная компетентность специалиста не оказывает особого влияния на продукт профессиональной деятельности, но в морском деле это одна из основополагающих профессиональных характеристик. Еще в 80-е гг. XX в. исследователи Э. С. Вересоцкий и В. Н. Парохин определили, что наряду с активностью, уверенностью в себе и ответственностью наиболее успешной деятельности морских специалистов способствует такое личностное качество, как способность находить общий язык с людьми, т. е. общительность.

Коммуникабельность особенно необходима представителям старшего командного состава [3]. По данным В. Н. Парохина, около

80 % времени руководителями расходуется на то, чтобы вступать в те или иные формы взаимодействия с экипажем. Поэтому каждый руководитель должен уметь грамотно организовать процесс межличностных взаимоотношений и понимать, что контакты между людьми являются основой всех аспектов человеческих взаимоотношений [3].

Важен тот факт, что общительность имеет различную по степени значимость для различных профессиональных подразделений плавсостава. В работе судоводителя направленность на общение занимает первостепенную позицию. Ученые экспериментально доказали, что успешные судоводители имеют повышенную потребность в общении, у них наиболее развиты способности к сопереживанию, к взаимопониманию и сотрудничеству с коллегами [7]. Для личности успешного механика наиболее значима направленность на дело. Основная деятельность судомеха-нической службы направлена на грамотное обслуживание главной и вспомогательных силовых установок судна, бесперебойная работа которых обеспечивает безопасность мореплавания, выполнение производственных операций и создает комфортные условия для жизнедеятельности экипажа. Поэтому успешные механики должны быть, прежде всего, специалистами своего дела, заинтересованными в как можно лучшем выполнении работы. Но направленность на общение у судомехаников также имеет существенное значение, и отсутствие навыков коммуникации может привести к множеству проблем [7].

Коммуникативная компетентность имеет важное значение также и в связи с тем, что трудовая деятельность плавсостава протекает в экстремальных условиях. Морские специалисты являются представителями профессиональной группы, на которую воздействует множество вредных факторов, различных по своей природе и силе влияния. Природные факторы: качка, климато-зональные контрасты. Техногенные факторы: шум, излучение от оборудования судна, токсичность груза, полимерных материалов, из которых изготовлены корпусные детали, внутренние помещения судна. Временные

факторы: чрезмерная длительность рейсов, круглосуточный вахтенный режим работы, отсутствие выходных дней, неравномерное распределение производственных нагрузок и отдыха: то работа, то бездеятельность. Социальные факторы: оторванность от семьи, строгое соблюдение дисциплины, строгая субординация, неразделенность бытовой и производственной сфер жизнедеятельности, неопределенность и ожидание (в рейсе -в отношении семьи; после рейсов - в предоставлении места работы). Об этом говорят многие авторы, среди которых А. А. Репин, Ю. М. Стенько, И. А. Жильцова.

Конфликты в таких условиях недопустимы, и то, что на суше можно списать на сложный характер человека, в море становится источником угрозы для безопасности плавания. Именно поэтому формирование коммуникативной компетентности у курсантов морских вузов представляется первоочередной психологической задачей.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И. В., Дзюба Е. А. Смыслотехники в учебном процессе // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - № 7/4. -С. 46.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.

3. ВересоцкийЭ. С., Парохин В. Н. Труд и отдых плавсостава. Человеческий фактор в экипаже. - М.: Транспорт, 1986. - 215 с.

4. Вечер Л. С. Секреты делового общения. - М.: Высшая школа, 2007. - 432 с.

5. Ермаков П. Н., Абакумова И. В. О месте гуманитарного образования в инновационной деятельности университета // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. - 2014. - № 1. - С. 68-74.

6. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. -416 с.

7. Пузько В. И. Психологический аспект отбора успешных руководителей плавсостава // Сборник материалов учебно-методического семинара «Проблемы подготовки морских специалистов и пути их решения». -Владивосток: Изд-во Морского государственного университета, 2008. - С. 46-64.

8. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Знание, 1987. - 325 с.

9. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - С. 138-149.

10. Щербакова Т. Н., Малкарова Р.X. Коммуникативный ресурс как акмеологический фактор профессионально развития педагога //

Российский психологический журнал. -2013. - № 1. - С. 10-15.

11. TaylorS. E. Health Psychology. - McGraw-Hills, Inc., 1995. - 781 p.

12. Walster E. Interpersonal attraction. - N.Y., 1982. - 56 p.

13. Wood Gooden K. Coping with Family Stress. -N.Y.: Rosen Publishing Group, Inc., 1989. -179 p.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.