УДК 159.9 Бугакова Екатерина Сергеевна
соискатель кафедры общей и педагогической психологии
Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, помощник директора Института водного транспорта имени Г.Я. Седова - филиала Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Аннотация:
Статья посвящена исследованию особенностей коммуникативного взаимодействия курсантов-моряков и возможностей преодоления возникающих барьеров в общении в процессе тренинга развития коммуникативной компетентности. Описана структура данного тренинга, который состоит из шести основных частей - компетенций, отражающих профессиональные особенности морской профессии. Приведено содержание рабочих тетрадей для курсантов, прилагающихся к тренингу как дополнение. Представлены результаты мониторинга коммуникативной компетентности курсантов до и после проведения коммуникативного тренинга, согласно которым в короткие сроки можно нарастить основные коммуникативные компетенции у курсантов-моряков.
Ключевые слова:
курсанты, морской профиль, профессиональная специфика, коммуникативная компетентность, психолого-педагогическое сопровождение, коммуникативный тренинг, психологический мониторинг.
Bugakova Ekaterina Sergeevna PhD applicant,
General and Educational Psychology Department, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Assistant Director of Sedov Water Transport Institute, branch of Admiral Ushakov Maritime State University
EFFICIENCY OF COMMUNICATIVE COMPETENCE TRAINING OF MARITIME UNIVERSITY STUDENTS
Summary:
The article investigates the peculiarities of communicative interaction of marine cadets and opportunities to overcome the communication barriers in the process of training focused on communicative competence development. The structure of the training is described, it consists of six main parts - the competencies that reflect the professional features of maritime industry. The contents of workbooks for the students are introduced in this article, accompanying the training as a complement. The author presents results of the monitoring of cadets' communicative competence before and after the communication training, according to which the basic communicative competence of marine cadets can be improved in the short time.
Keywords:
cadets, marine profile, professional specifics, communicative competence, psychological and educational support, communication training, psychological monitoring.
Особенности подготовки будущих судоводителей и судомехаников в морском университете накладывают психологический отпечаток на их межличностное взаимодействие, а также на особенности их личности, снижая свойства коммуникативности, даже при условии их первоначальной развитости. Говоря об особенностях обучения курсантов-моряков, которые с первых дней пребывания в вузе включены в специфику профессиональной деятельности, мы подразумеваем прежде всего следующие: соблюдение субординационного взаимодействия в системе «старший по званию - подчиненный»; регламентированность жизни в экипаже (морском общежитии) и на судне; многонациональное^ экипажа, принадлежащего к различным культурным и социальным уровням развития; условия повышенной ответственности, повышенного риска (угрозы для жизни); условия де-привации (эмоциональной, сенсорной, когнитивной); ситуации измененной временной, пространственной и информационной структуры; ситуации измененной афферентации (обусловленной монотонностью существования, отсутствием привычных сенсорных раздражителей) [1; 2; 3; 4]. В таких условиях даже общительные курсанты в процессе обучения и прохождения плавательной практики периодически закрываются в себе, озлобляются, все это происходит на фоне обострения разного рода коммуникативных барьеров - от эмоциональных и информационных до элементарного дефицита новизны социального и естественного окружения [5, 6; 7]. А если эти особенности «накладываются» на такие личностные особенности, как замкнутость, застенчивость, некоммуникабельность, эмоциональная ригидность, тревожность, агрессивность, интровертированность, тогда шансы проявления адекватной коммуникации и, следовательно, адаптации снижаются в несколько раз. Поэтому формирование коммуникативной компетентности у курсантов морских университетов представляется первоочередной психолого-педагогической задачей.
Мы предположили, что коммуникативную компетентность можно формировать и развивать благодаря тренингам, специфически и структурно соотносящимся с профессиональным содержанием деятельности моряков, начиная уже с момента обучения.
Такой тренинг был разработан на основе эмпирической части нашего исследования [8] и направлен на формирование именно тех коммуникативных компетенций, которые в результате диагностики оказались выражены у курсантов на низком уровне. К таким компетенциям относятся: «Владение техниками активного слушания», «Владение техниками постановки вопросов», «Умение правильно наладить обратную связь с партнером по общению», «Владение техниками проведения собраний на борту судна», «Навыки лидерства и умение работать в команде», «Управление конфликтами».
Теоретической и практической основой разработки тренингов послужили общепсихологические закономерности, базовые основы коммуникативного взаимодействия, основы поведенческой психотерапии и НЛП-практики, а также англоязычные версии специальных тренинговых работ по формированию коммуникативных компетенций, используемых в известных иностранных судоходных компаниях [9; 10; 11].
Все темы тренинга имеют единую структуру, которую можно представить в виде следующей последовательности:
1. Введение в проблему.
2. Актуальность формирования представленной компетенции.
3. Формирование когнитивной части проблематики.
4. Формирование поведенческой части проблематики.
5. Тренинг применения полученных навыков.
6. Проверка полученных знаний и навыков.
Такая структура позволяет реализовать цель тренинга и сформировать компетенцию, которая будет заключаться в соответствующих знаниях, умениях и навыках.
Тренинг реализован в двух формах - в виде непосредственных занятий, где каждая компетенция оформлена как слайд для большей наглядности и доступности в обучении, и в виде рабочих тетрадей, каждая из которых посвящена одной из перечисленных тем.
В качестве примера предлагаем выдержки из рабочей тетради, формирующей навыки проведения собраний и митингов на судах.
1. Введение в проблему
«У него встреча» - вот, что я постоянно слышу, когда хочу поговорить с кем-то.
Он будет на этой встрече весь день? Надеюсь, они там не заработаются до смерти, иначе как ему потом устраивать встречи.
Конечно же, я понимаю, что собрания очень важны, но я также знаю, что если проводить собрания слишком часто, они будут плохо подготовлены и неконструктивны. Это приведет к тому, что на них будет много пустой болтовни, что отнимает ценное время.
Если собрание, по-вашему, это трата времени, то, скорее всего, у вас нет навыков проведения встреч.
Этот курс был специально разработан, чтобы помочь вам получить максимум от проводимых собраний. Вы узнаете о разных видах встреч, о том, как эффективно готовиться к ним и как проявить себя на них.
Он также поможет вам понять, как проследить за тем, чтобы решения, принятые на встрече, выполнялись.
2. Почему нужно проводить собрания правильно?
Иногда встречи могут быть тратой времени. Более того, когда обсуждаются маловажные вопросы, это порой может даже ухудшить ситуацию.
Чтобы собрания стали более эффективными, необходимо сделать их как можно короче и продуктивнее, обсуждать только важную и актуальную информацию, причем только с теми, кто должен ее услышать. Это основа качественного управления встречами.
Этот курс ознакомит вас со специальными техниками проведения собраний.
В частности, вы узнаете, как идентифицировать разные виды собраний; эффективно готовиться к встрече; правильно вести себя на собрании.
Этот курс также покажет, как правильно проверять результаты собраний, чтобы убедиться, что все планы, рассмотренные на встрече, воплощены в жизнь.
3. Что такое управление собраниями?
Собрания можно разделить на несколько категорий в зависимости от их целей: информационное собрание; инструктаж; консультация; собрание по планированию (разработке новых идей); коллективное принятие решений.
Собрание может совмещать элементы разных типов встреч. Например, собрание по обсуждению плана действий включает элементы информационного собрания, собрания по планированию или коллективному принятию решений.
Далее вы узнаете больше о разных видах собраний.
Информационное собрание. Информационное собрание проводится, когда решение уже принято и пришло время донести информацию о нем и его последствиях до членов команды. Целью является донесение информации до участников, а единственный активный его участник -это председатель. То есть используется одностороннее общение. Но участники могут задавать вопросы для прояснения получаемой информации.
4. Как организовать эффективное управление собраниями?
Эффективное управление заключается в контроле над процедурами проведения собрания и избегании споров в процессе.
Процедуры расположены в порядке применения: a) как решить, проводить собрание или нет; Ь) подготовка к собранию; с) начало собрания; d) проведение собрания; e) понимание невербального общения; I) завершение собрания; g) председатель; ^ оценка результатов; 0 составление протокола собрания.
а) Как решить, проводить собрание или нет?
Прежде чем принять решение об организации собрания, обдумайте его значимость.
Следующие вопросы помогут вам принять решение: зачем проводить собрание; кто должен участвовать; в чем значимость собрания для участников; какую информацию необходимо собрать; какие вопросы необходимо поднять; какие аргументы следует привести; какие примеры могут подтвердить вашу точку зрения; чего хотят добиться другие участники; какие аргументы они используют; каковы возможные последствия; когда лучше провести собрание; где провести собрание?
Важно убедиться в целесообразности проведения собрания, так как, если участникам покажется, что это трата времени, это плохо повлияет на атмосферу и результат.
5. Тренинг применения полученных навыков
Этот раздел содержит упражнения, которые помогут вам приготовиться и провести собрание. Возможно, они помогут вам разработать свою собственную стратегию проведения собрания.
6. Ассессмент
Выберите и подчеркните один или несколько правильных ответов.
Вопрос 1: Старший помощник провел собрание для боцмана и рядового состава перед покраской главной мачты, разъяснив риски и дав особые указания. Какой это был вид собрания?
- Срочное собрание.
- Информационное собрание.
- Собрание по планированию.
- Инструктаж.
Вопрос 2: Один из участников собрания по технике безопасности откинулся в кресле, периодически зевает и часто смотрит на часы. Как председатель собрания, как вы оцените такой тип невербального общения?
- Участник подает негативные сигналы, на которые нужно отреагировать для поддержания эффективной работы.
- Участник ведет себя тихо, но он внимателен.
- Участник хорошо мотивирован.
- Участник подает позитивные сигналы.
Для проведения тренинга при помощи скрининга мы отобрали 60 человек, которые были поделены на две группы. В первую группу вошли 30 человек, которые участвовали непосредственно в коммуникативном тренинге, во вторую - 30 курсантов, с которыми проводили обычные занятия по психологии, предусмотренные в морском университете. Коммуникативный тренинг проводился в течение трех месяцев два раза в неделю.
Мониторинг коммуникативных компетенций был осуществлен при помощи следующих методик психологической диагностики: тест-опросник «КСК» (коммуникативной социальной компетентности) Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова; тест К. Томаса «Типы поведения в конфликте» в адаптации Н.В. Гришиной; методика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко.
Мониторинг показателей по тесту «КСК» до и после тренинга в первой группе курсантов показал следующие изменения. До тренинга коммуникативного взаимодействия у отобранных курсантов были выявлены преимущественно низкие (67 %) и преобладающие (23 %) показатели по общительности, после тренинга они стали преобладающими (50 %), средними (23 %) и высокими (17 %). Это свидетельствует о существенном повышении такой коммуникативной компетентности, как общительность, у большей части курсантов в группе тренинга. Уровень веселости также изменился: низкий (57 %) и средний (40 %) показатели уступили место преимущественно среднему показателю (80 %), низкий уровень сократился до 16 %. Такой показатель, как асоци-альность, также подвергся изменению: низкий (60 %) и средний (37 %) показатели превратились в преимущественно низкий показатель (90 %), что свидетельствует о том, что асоциальность курсантов, принявших участие в коммуникативном тренинге, практически исчезла, а оставшиеся 10 % распределились между средним (6,7 %) и преобладающим (3,3 %) уровнями.
По показателю «контроль» существенные изменения были выявлены в переходе от среднего (61 %) в преобладающий (47 %) и средний (27 %) уровни, то есть контроль незначительно вырос по значимости для курсантов, участвовавших в тренинге. По показателю чувствительность также есть небольшие, но существенные изменения, поскольку низкая представленность у курсантов этой коммуникативной компетентности (70 %) перешла в менее низкую (50 %), а преобладающий (21 %) и высокий (19 %) уровни возросли.
Такие показатели, как конформность, интеллект и эмоциональность, существенно не изменились в ходе тренинга (см. рис. 1, 2). Мы считаем, что эти качества находятся на более глубоком личностном уровне формирования и взаимосвязаны с типологией высшей нервной деятельности, поэтому они менее подвержены изменению.
Рисунок 1 - Показатели коммуникативной компетентности курсантов морского университета до коммуникативного тренинга
Рисунок 2 - Показатели коммуникативной компетентности курсантов морского университета после коммуникативного тренинга
У второй группы курсантов, в которой не проводился коммуникативный тренинг, нет значимых изменений по показателям коммуникативной компетентности.
Мониторинг по показателям теста К. Томаса «Типы поведения в конфликте» в адаптации Н.В. Гришиной показал следующие результаты (см. рис. 3). Значимыми оказались изменения, произошедшие в группе курсантов, которые участвовали в коммуникативном тренинге.
Рисунок 3 - Изменение выраженности стратегий поведения в конфликте в результате коммуникативного тренинга у курсантов морского университета
Стратегия поведения в конфликте существенно сдвинулась в сторону «сотрудничества» (9 % против 50 %) и «компромисса» (15 % против 45 %).
В результате мониторинга диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко мы увидели существенную разницу до и после коммуникативного тренинга в группе курсантов-участников тренинга (см. рис. 4, 5). До коммуникативного тренинга у опрашиваемых были выражены только две позиции - «неумение видеть себя со стороны», причем эта позиция доминировала по всем пяти шкалам методики В.В. Бойко, определяющим эмоциональные особенности общения, и «эмоции не мешают общению», что было проявлено в меньшей степени во всех пяти шкалах методики. В результате обучения активному слушанию, техникам постановки вопросов, правилам правильной дачи обратной связи, а также изучению внешних эмоциональных проявлений у курсантов в ходе тренинга распределение между двумя направ-ленностями резко изменилось. По показателю «неумение управлять эмоциями» направленности стали соотноситься как 50 % к 50 %. Это значит, что половина курсантов научилась «видеть себя со стороны и понимать, что они не умеют управлять эмоциями в том или ином конкретном случае». Также в 40 % случаев курсанты стали признавать, что они «неадекватно воспринимают определенные проявления эмоций в общении». «Негибкость эмоциональной сферы» снизилась с 76 до 35 %, «доминирование негативных эмоций» уступило место «доминированию позитивных эмоций» (с 15,5 до 80 %), а «нежелание эмоционально сближаться» снизилось с 85 до 35 %.
Рисунок 4 - Показатели выраженности эмоциональных барьеров в межличностном общении у курсантов морского университета до коммуникативного тренинга
В группе курсантов, не занимавшихся на тренингах, картина не изменилась.
Таким образом, результаты мониторинга коммуникативных качеств у курсантов, участвовавших в тренинге, указывают на значительное повышение коммуникативной компетентности и снижение внутреннего психологического напряжения. Следовательно, с целью формирования необходимых в профессиональном плане коммуникативных компетенций такой тренинг может быть использован в ходе психолого-педагогического сопровождения курсантов морских университетов, на специализированных курсах повышения квалификации моряков, непосредственно в профессиональной среде специалистов данного профиля.
Рисунок 5 - Показатели выраженности эмоциональных барьеров в межличностном общении у курсантов морского университета после коммуникативного тренинга
Ссылки:
1. Лутков С.А. Эксперимент по подготовке специалистов для морского транспорта в системе непрерывного профессионального образования // Проблемы и перспективы развития многоуровневого образования в учреждениях СПО. Ижевск, 2001. С. 109-114.
2. Лутков С.А., Сафонцева Н.Ю. Морское образование Юга России : монография. Ростов н/Д., 2007. 61 с.
3. Максимова Т.А. Анализ результатов исследования личностных особенностей первокурсников Морской академии (агрессивность, акцентуации характера) // Проблемы подготовки морских специалистов и пути их решения : сб. материалов учеб.-метод. семинара. Владивосток, 2008. С. 41-46.
4. Матора О.В. Исследование психологического портрета курсанта, создающего коммуникативные барьеры в общении // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2009. № 3. С. 87-92.
5. Пузько В.И. Психологический аспект отбора успешных руководителей плавсостава // Проблемы подготовки морских специалистов и пути их решения. С. 46-64.
6. Семыкин С.Е. Особенности индивидуально-психологических характеристик моряков до и после рейса // Российский психологический журнал. 2007. № 4. С. 32.
7. Даниленко А.А. Психологические основы управления на морском транспорте : учебник. СПб., 2004. 395 с.
8. Бугакова Е.С. Формирование коммуникативной компетентности у курсантов вуза морского профиля // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 246-252.
9. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2003. 208 с.
10. TrainingSite.no. E-learning store [Электронный ресурс]. URL: http://trainingsite.no (дата обращения: 23.06.2015).
11. Maritime Training Services [Электронный ресурс]. UrL: http://www.maritimetraining.com (дата обращения: 23.06.2015).