DOI: 10.12731/2218-7405-2013-1-38 УДК 378
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С КУРСАНТАМИ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД УКРАИНЫ
Червоный П.Д.
В статье рассматривается процесс формирования коммуникативной компетентности в курсовых офицеров для воспитательной работы с курсантами. Выдвинутая гипотеза о том, что у курсовых офицеров с формированием коммуникативной компетентности снижается уровень конфликтности, а коммуникативная компетентность рассматривается как составляющая готовности к воспитательной работе с курсантами в высших учебных заведениях МВД Украины.
Ключевые слова: готовность к воспитательной работе; формирование; коммуникативной компетентность; конфликтность.
SOURCES OF FORMING COMMUNICATIVE COMPETENCE IN EDUCATIONAL WORK WITH CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS WITHIN THE MINISTRY OF INTERNAL
AFFAIRS OF UKRAINE
Chervoniy P.D.
The article deals with the process of forming communicative competence among officers for educational work with cadets. There is a hypothesis that conflict
level is reduced by forming communicative competence among officers, and communicative competence is regarded as a component of willingness for educational work with cadets of higher educational establishments within the Ministry of Internal Affairs of Ukraine.
Keywords: willingness to educational work, formation, communicative competence, conflict.
Постановка проблемы. С возникновением новых форм работы с населением, требования к работе милиции на современном этапе повышаются. На смену опытным работникам приходит новое поколение (выпускники ВУЗ МВД Украины). Перед воспитательной работой в ВУЗах МВД Украины ставятся современные требования, поэтому возникает необходимость формирования у курсовых офицеров готовности к воспитательной работе с курсантами ВУЗ МВД Украины. Курсовые офицеры на протяжении четырех лет являются непосредственными руководителями учебных курсантских подразделений, проводят с ними воспитательную работу. Поэтому важнейшей задачей в профессиональной подготовке воспитателей является формирование у курсовых офицеров коммуникативной компетентности в воспитательной работе с курсантами, которая является составной готовности.
Служба психологического обеспечения осуществляет параллельно психологическое сопровождение постоянного и переменного состава в Харьковском национальном университете внутренних дел и подготовку постоянного состава к службе. Для оптимизации воспитательной работы с курсантами, психологи проводят занятия с курсовыми офицерами из психолого-педагогической тематики, доводят требования МВД Украины относительно профилактики чрезвычайных ситуаций, проводят психолого-педагогические тренинги.
Цель статьи. Стремимся подтвердить мысль, что предложенный нами спецкурс «Формирование организаторских способностей и педагогических
умений курсовых офицеров» формирует у курсовых офицеров коммуникативную компетентность в воспитательной работе с курсантами. Она является одной из составляющих готовности к воспитательной работе, снижает конфликтность и не позволяет в дальнейшем создавать конфликтные ситуации во время воспитательной работы.
Изложение основного материала.
Теоретические положения и практические разработки коммуникативной компетентности разрабатывали Н.П. Волкова, Ю.М. Жуков, Л.И. Мороз, О.М. Опалюк, Л.А. Петровская, П.В. Растянников, Ю.В. Сербалюк, В.А. Тюрина, Ю.В. Чуфаровский.
По определению Н.П. Волковой, коммуникативность - проявление коммуникативных качеств, обеспечивающих успешное информационное взаимодействие, которое способствует решению конкретных вопросов [1, с. 16].
К специальным качествам коммуникативности она относит;
- коммуникативные знания - обобщенный опыт человечества в коммуникативной деятельности, отражение в сознании коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях и отношениях;
- коммуникативные навыки - автоматизированные сознательные действия, способствующие быстрому отражению в сознании коммуникативных ситуаций, определяющие успешность восприятия, понимания объективного мира и соответствующего воздействия на него в процессе педагогической коммуникации;
- коммуникативные умения - комплекс действий, которые базируются на теоретической и практической подготовленности, позволяет творчески использовать коммуникативные знания и навыки для отражения и преобразования действительности;
- коммуникативные привычки - доведенные до автоматизма коммуникативные действия;
- коммуникативный характер - главные качества, свойства личности, проявляющиеся в типичной для личности активности в коммуникативной деятельности и в отношении к окружающему миру, к другим людям, к себе [1, с. 18].
Группа ученых Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников определяют коммуникативную компетентность как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса [2, с. 3].
Коммуникативная компетентность ими рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [2, с. 4].
Также вышеупомянутые авторы утверждают, что наличие ресурсов компенсации и нейтрализации негативных воздействий является свидетельством коммуникативной компетентности [2, с. 6].
Л.И. Мороз в своей монографии указывает, что в связи с профессиональной деформацией в личности может проявляться готовность использовать любые методы психологического (и не только) влияния для решения профессиональных задач (начиная от обычной грубости, угроз, хитрости и обмана, умышленного давления на собеседника, до шантажа и других противоправных форм воздействия), в стремлении овладеть «тайнами манипулирования» людьми, а не установление продуктивных и честных отношений с ними [3, с. 137].
Понятно, что такой подход не допустим в воспитательной работе с курсантами. Ведь указанные явления негативно влияют на нравственное воспитание и психологическое состояние курсантов.
В формировании коммуникативной компетентности важное значение играют условия, в которых она формируется. Мы относим все те условия
окружающей среды (время, обстановку, освещенность, пространственное расположение партнеров общения, внешние помехи), которые прямо или косвенно влияют на содержание, направленность, а также на процесс и результаты общения.
По мнению Ю.В. Чуфаровського, целесообразно создавать необходимые условия для формирования коммуникативных умений. В этом плане условия бывают подготовленными и неподготовленными. Подготовленные условия заранее создают нам благоприятную удобную для обучения обстановку [6, с. 14]. Так, для формирования коммуникативной компетентности в курсовых офицеров во время тренинговой работы были специально оборудованные помещения в соответствии с технико-гигиеническими нормативами, в частности, нормы температуры, освещенности, акустики, наличии оборудования.
Формирование коммуникативной компетентности в курсовых офицеров возможно только с учетом реальной обстановки, т.е. нужно подготовить и создать такие условия, которые были бы благоприятны для формирования коммуникативных умений, снять барьеры общения, установить в начале тренинга такие правила как безоценочность, конфиденциальность, активность, доброжелательность, беспристрастность, толерантность, открытость, взаимоуважение.
В курсовых офицеров партнерами в учебно-воспитательной работе являются, прежде всего курсантский коллектив, коллектив коллег, профессорско-преподавательский состав, руководство, другие службы университета, участвующих в обеспечении учебно-воспитательного процесса, а также родители курсантов. Как мы видим, представлено довольно широкое поле группового партнерства. Ю.В. Чуфаровский разделяет коммуникативные умения на три вида общения: 1) индивидуально-групповое, 2) коллективно-индивидуальное, 3) групповое [6, с. 16].
К индивидуально-групповому общению мы относим общения курсового офицера с курсантами, то есть общение по вертикали, это инструктажи перед заступлением в наряд, выполнением служебных заданий, подведением итогов обучения и дисциплинарной практики.
Коллективно-индивидуальное - общение курсантов с курсовым офицером на собрании курса, заседании курсантского совета.
О.М. Опалюк и Ю.В. Сербалюк указывают, что эффективность общения зависит от того, насколько педагог ... придерживается профессиональной этики [5, с. 47].
Следовательно, для эффективного общения и воспитательного воздействия на курсантов в курсовых офицеров необходимо формировать коммуникативную компетентность, соблюдать педагогический такт и профессиональную этику, что будет эффективно влиять на воспитательный процесс в университете.
В.А. Тюрина выделила одну из функций общения, которая, на наш взгляд необходима в воспитательной работе, это осуществление воздействия, т.е. изменение состояния, поведения личности, смысловых образований партнера, в том числе и его намерений, установок, впечатлений, потребностей, решений, ценностных ориентаций [4, с. 126].
При формировании коммуникативных умений необходимо обратить внимание на вероятность возникновения разрыва между стилем общения и уровнем сформированности профессиональной этики работника. Именно поэтому тренинг следует рассматривать как профессионально-психологический, направленный на формирование коммуникативной компетентности в курсового офицера, носителя профессионально важных психологических качеств (честность, искренность, открытость, тактичность).
Коммуникативные умения, которые курсовые офицеры применяют в общении с курсантами, влияют не только на изменение эмоционального состояния курсанта, но и оказывают пример, как могут общаться младшие
командиры с курсантами, с ровесниками, подчиненными, гражданами разных возрастных категорий и групп.
Выходя из вышеуказанных теоретических положений, мы можем предположить, что формирование коммуникативной компетентности у курсовых офицеров обеспечивается, прежде всего усвоением психолого-педагогических и профессиональных знаний, профессиональных и коммуникативных умений и будет влиять на эффективность воспитательной работы с курсантами. Овладение воспитателем практических коммуникативных навыков может осуществляться тремя способами. Первый предусматривает усвоение курсовыми офицерами психолого-педагогических теоретических положений. Второй способ предусматривает тренинги, участие в деловых и ролевых играх, наблюдение, обмен опытом. Третий - нахождение своего стиля общения, коммуникации, творческого пути решения педагогических проблем в воспитательной работе. Здесь основную роль играет процесс самовоспитания и самообразования в процессе профессионального общения.
Нами разработанный спецкурс «Формирования организаторских способностей и педагогических умений руководителей учебных курсов», который состоит из теоретической части и практической - семинарских занятий и психолого-педагогического тренинга. Этот спецкурс разработан для курсовых офицеров, которые впервые назначены на должности, пришли не только с практических подразделений, но и закончили ВУЗ МВД Украины и не знакомы со спецификой воспитательной работы с курсантами.
Предшествовал созданию спецкурса анализ теоретических положения о коммуникативной компетентности, что привело к разработке модели источников ее формирования. Источники формирования коммуникативной компетентности отображены на рис. 1.
Первыми источниками коммуникативной компетентности являются личный опыт общения и подражание кому-либо. В когнитивном направлении в процессе обучения во время лекций приобретаются педагогические знания, во
время подготовки к семинарским занятиям и участие в них, приобретаются определенные навыки и умения в общении. Следующим этапом спецкурса является психолого-педагогический тренинг, который направленный на закрепление теоретических положений о коммуникативной компетентности, развитие навыков и умений, обмен опытом, соотношение личных знаний и умений с другими участниками, развитие самооценки и мотивации в воспитательной работе с курсантами. В ходе тренинга участники развивают коммуникативные знания, навыки и умения для работы с курсантами. В результате полученных знаний, навыков и умений курсовые офицеры могут педагогически на профессиональном уровне организовывать административно-воспитательное влияние на курсантов, осуществлять коммуникативную деятельность психолого-педагогического характера, проводить индивидуально-групповое, коллективно-индивидуальное и групповое общение с курсантами.
Рис. 1. Источники формирования коммуникативной компетентности как составной готовности к воспитательной роботе
Приобретенные все эти знания и умения свидетельствуют о сформированности коммуникативной компетентности, которая состоит из трех уровней - общеобразовательного, специального (в соответствии с
функциональными обязанностями курсовых офицеров) и конкретного (специфика воспитательной работы с курсантами и ВУЗа). Мы считаем, что коммуникативная компетентность является составляющей у курсовых офицеров готовности к воспитательной работе с курсантами.
Курсовые офицеры в ходе тренинга усваивают основные приемы общения в разных педагогических ситуациях. Ведь конфликтные ситуации, прежде всего, возникают от неадекватного общения. Наиболее распространенным методом погашения конфликтов считают метод убеждения и переговоры. Формирование коммуникативной компетентности у курсовых офицеров осуществляется при таких условиях, какие позволяют снять барьеры общения, установить в начале тренинга такие правила как, безоценочность, конфиденциальность, активность, доброжелательность, непредубежденность, толерантность, откровенность, взаимоуважение.
Личный опыт общения курсовых офицеров с курсантами без специальной психолого-педагогической подготовки нельзя назвать компетентным, так как у них нет специальных и конкретных знаний, подготовки, навыков и умений. Знаний психологии и юношеского поведения, педагогических приемов общения, определять цели общения, моделировать общение в зависимости от ситуаций, умений доступно донести порядок службы, как соблюдать внутренний порядок, правильность ношения формы, о достойном поведении, соблюдении распорядка дня, вследствие чего снижается частота нарушений служебной дисциплины и Дисциплинарного устава.
На наш взгляд, у курсовых офицеров адекватный стиль общения, который соотносится с адекватной требовательностью, сплачивает курсантов, формирует коллектив. Соблюдения субординации и уставных норм мы не упускаем из вида, а больше обращаем внимание на педагогическое общение. Естественно, что в таком ВУЗе будет преобладать авторитарный стиль общения, который может характеризоваться от адекватной к крайне нежелательной формы, поэтому
необходимо формировать у курсовых офицеров коммуникативную компетентность.
В военизированной системе межличностные отношения строятся на уставных взаимоотношениях, теряют педагогическое взаимодействие между курсовыми офицерами и курсантами, потому что приказы и требования командиров не подлежат обсуждению, а выполняются. А это говорит о том, что нарушение процессов взаимопонимания и возникающие эмоциональные барьеры представляются последствием несформированной коммуникативной компетентности.
Основным средством предупреждения и решения конфликтов в воспитательной работе является профессиональное педагогическое общение, общие положения, которые основываются на таких личностных качествах, как: любовь к людям, их понимание, доброжелательность; открытость непосредственность в общении; эмпатия (то есть умение сопереживать, ставить себя на их место); достоинство, уравновешенность; принципиальность и объективность.
Таким образом, мы видим необходимость формирования коммуникативной компетентности у курсовых офицеров как составной готовности к воспитательной работе, так как они являются инициаторами педагогического общения.
Уровень сформированности коммуникативной компететности у курсовых офицеров повышается в ходе тренинга. Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности взрослых людей заключается в том, что учеба ими рассматривается как саморазвитие и самоусовершенствование.
Вывод. Учитывая источники формирования коммуникативной компетентности во время спецкурса, у курсовых офицеров формируется их готовность к воспитательной работе с курсантами, увеличивается объем знаний, и усовершенствуются практические навыки и умения общения в воспитательной
работе - формируется готовность к воспитательной работе с курсантами высших учебных заведений МВД Украины.
Список литературы
1. Волкова Н.П. Професшно-педагопчна комушкащя : теорiя, технолопя, практика : монографiя. Дншропетровськ : Вид-во ДНУ, 2005. 304 с.
2. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 104 с.
3. Мороз Л.И. Теоретичш засади та оргашзащя психолопчного треншгу в органах внутршшх справ: монографiя. - К.: Вид. ПАЛИВОДА А.В., 2005. 228 с.
4. Научитель Е.Д., Тюрина В.А. Основы психологии и педагогики : [учебное пособие] / под общей редакцией В.А. Тюриной. X.: ХИУ, 2001. 228
5. Опалюк О.М, Сербалюк Ю.В. Культура спшкування. Психолопчш основи професшного спшкування : [навч. метод. по^бник]. Камянець-Подшьський : „МЕДОБОРН" (ПП Мошак М.1.), 2004. 192 с.
6. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2-ое изд. 2004. 208 с.
References
1. Volkova N.P. Profesiyno-pedagogichna comunicachia : teoría, tehnologia, practika : monografia [Proffessional and Pedagogical Communication: Theory, Technology, Practice: monograph]. Dnipropetrovsk: Publishing House of DNU, 2005. 304 p.
2. Zhukov Y.M., Petrovska L.A., Rastyanikov P.V. Diagnostika i razvitie competentnosti v obtchenii [Diagnosis and Development of Competence in Communication]. Moscow: Publishing House of Moscow University, 1990. 104 p.
3. Moroz L.I. Teoretichni zasadi i organizacia psihologichnogo treningu v organah vnutrishnih sprav [Theoretical Principles and Organization of Psychological Training in Law Enforcement Agencies]. K.: Publishing House of PALIVODA, A.V., 2005. 228 p.
4. Nauchitel E.D., Turina V.A. Osnovi psihologii i pedagogiki [Fundamentals of Psychology and Pedagogy]. Kh.: KhEU, 2001. 228 p.
5. Opalyuk O.M., Serbaluk Y.V. Cultura spilkuvannja. Psihologichni osnovi profesijnogo spilkuvannja [Culture of Communication. Psychological Foundations of Professional Communication]. Kamenets-Podilskiy: "MEDOBORN" (PP Moshak, M.I.), 2004. 192 p.
6. Chufarovskiy Y.V. Psihologia obtchenia v stanovlenii i formirovanii lichnosti [Psychology of Communication within Personality's Background and Formation]. Moscow: Publishing House of "Social and Political THOUGHT", 2-d edition. 2004. 208 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Червоный Павел Дмитриевич, соискатель кафедры психологии и педагогики факультета психологии, менеджмента, социальных и информационных технологий Харьковского национального университета внутренних дел, старший психолог отделения психологического обеспечения отдела кадрового обеспечения
Харьковский национальный университет внутренних дел пр-т 50-летия СССР, 27, м. Харков, 61080, Украина E-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Chervoniy Pavel Dmitrievich, competitor of the Faculty of Psychology, Management, Social and Informational Technologies Kharkiv National University of
Internal Affairs, senior psychologist of psychological guaranteeing division of personnel department
Kharkiv National University of Internal Affairs
27, 50-years of USSR avenue, Kharkiv, 61080, Ukraine
E-mail: [email protected]
Рецензент:
Тюрина В.А., профессор кафедры общей и практической психологии учебно-научного института права и массовых коммуникаций, доктор педагогических наук, профессор, ХНУВД