Научная статья на тему 'Проблема коммуникации студентов в межличностном общении'

Проблема коммуникации студентов в межличностном общении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1390
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMUNICATION / INTERPERSONAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE SOCIAL COMPETENCE / COMMUNICATION PROBLEMS / COMMUNICATION IN PROFESSIONAL ACTIVITIES / COMMUNICATION IN AN INFORMAL SETTING / КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩЕНИЕ В НЕФОРМАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова С.А., Уварова Н.Н.

Работа посвящена проблеме коммуникации студентов в межличностном общении. Профессиональное общение является фактором, определяющим качественные характеристики результата профессиональной деятельности, и специфическим видом деятельности, в этом плане используется термин «коммуникативная деятельность». Проблема заключается в поиске, теоретическом и практическом обосновании наиболее эффективного развития коммуникативной компетентности у студентов. Главное выявить личностные проблемы коммуникаций. А для этого необходимо выявить проблемы общения человека с окружающими людьми и проанализировать, как решается проблема коммуникации человека. Полученные исследовательским путём данные могут служить надежной основой для выбора приёмов улучшения выявленных в ходе опроса неадекватности в развитии коммуникативно-социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова С.А., Уварова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF COMMUNICATION STUDENTS IN INTERPERSONAL COMMUNICATION

The work is dedicated to a problem of students’ communication in interpersonal communication. Professional communication is a factor that determines the qualitative characteristics of the result of professional activity, and a specific type of activity, in this regard, the term “communicative activity” is used. The problem lies in the search, theoretical and practical justification of the most effective development of communicative competence of students. The main thing is to identify personal communication problems. And for this it is necessary to identify the problems of human communication with other people and analyze how to solve the problem of human communication. The data obtained by research can serve as a reliable basis for the choice of methods for improving the inadequacy identified in the survey in the development of the communicative and social sphere.

Текст научной работы на тему «Проблема коммуникации студентов в межличностном общении»

УДК 37 02

Pavlova S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Gzhel, Russia),

E-mail: sve862@yandex.ru

Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of School of Socio-Humanitarian Education, Gzhel State University (Gzhel, Russia),

E-mail: n.n.uvarova@mail.ru

THE PROBLEM OF COMMUNICATION STUDENTS IN INTERPERSONAL COMMUNICATION. The work is dedicated to a problem of students' communication in interpersonal communication. Professional communication is a factor that determines the qualitative characteristics of the result of professional activity, and a specific type of activity, in this regard, the term "communicative activity" is used. The problem lies in the search, theoretical and practical justification of the most effective development of communicative competence of students. The main thing is to identify personal communication problems. And for this it is necessary to identify the problems of human communication with other people and analyze how to solve the problem of human communication. The data obtained by research can serve as a reliable basis for the choice of methods for improving the inadequacy identified in the survey in the development of the communicative and social sphere.

Key words: communication, interpersonal communication, communicative social competence, communication problems, communication in professional activities, communication in an informal setting.

С.А. Павлова, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и педагогики, Гжельский государственный университет, Е-mail: sve862@yandex.ru

Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., декан факультета «Социально-гуманитарного образования», ФГБОУ ВО «Гжельский государственный

университет», E-mail: n.n.uvarova@mail.ru

ПРОБЛЕМА КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

Работа посвящена проблеме коммуникации студентов в межличностном общении. Профессиональное общение является фактором, определяющим качественные характеристики результата профессиональной деятельности, и специфическим видом деятельности, в этом плане используется термин «коммуникативная деятельность». Проблема заключается в поиске, теоретическом и практическом обосновании наиболее эффективного развития коммуникативной компетентности у студентов. Главное - выявить личностные проблемы коммуникаций. А для этого необходимо выявить проблемы общения человека с окружающими людьми и проанализировать, как решается проблема коммуникации человека. Полученные исследовательским путём данные могут служить надежной основой для выбора приёмов улучшения выявленных в ходе опроса неадекватности в развитии коммуникативно-социальной сферы.

Ключевые слова: коммуникация, межличностное общение, коммуникативная социальная компетентность, проблемы общения, общение в профессиональной деятельности, общение в неформальной обстановке.

Тема актуальна, так как для того, чтобы общаться с другими людьми у человека всегда встаёт проблема с чего начать общение, как общаться. Коммуникативная компетентность формируется в образовательных учреждениях и выступает одним из результатов компетентностного подхода. Компетентностный подход способствует максимальной востребованности личностного потенциала студента и в полной мере способствует подготовке к жизни и к практической деятельности. Использование компетентностного подхода позволяет получить и научиться реализовывать знания и умения в аспекте преодоления жизненных трудностей, социальной адаптации, психологического здоровья и самореализации [1].

Для исследования выбрана методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) [2].

Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности её профессиональной деятельности. Опрос включает в себя 100 утверждений, расположенных в циклическом порядке, с тем, чтобы обеспечить удобство отсчета при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа. Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием.

Методика предусматривает оценку уровня коммуникативной и социальной компетентности по 7 шкалам (факторам).

Уровневая оценка факторов (в баллах):

1) 16-20 - максимальный уровень;

2) 13-15 - преобладающая выраженность факторов;

3) 8-12 - средний уровень;

4) 5-7 - низкий уровень [2].

Исследование проводилось на базе Гжельского государственного университета (ГГУ) среди студентов 1 курса. Общее число человек, принявших участие в исследовании - 22 человека, По гендерному отличию: 5 мальчиков, 17 девочек:

Оценка личностных уровней коммуникативной и социальной компетентности людей с окружающими по фактору А (общительные / необщительные) и фактору С (эмоционально-устойчивые / неустойчивые) по общему числу исследуемых:

1) 11 человек / 50% - (количество баллов от 16 до 20) является высокой оценкой по данным факторам, значит, соответствующие качества личности явно выражены;

2) 9 человек / 40% - (количество баллов 13, 14, 15) говорит об определенном преобладании качества, соответствующего высокой оценке;

3) 2 человека / 10% - (количество баллов 5, 6, 7) свидетельствует о преобладании качеств, соответствующих низкой оценке.

Выводы:

1. Данные получились положительные и относительно высокие, так как половина из опрашиваемых студентов, то есть большинство, имеют явно выраженные качества личности. Максимальный уровень оценки факторов общитель-

ности и эмоциональной устойчивости говорит об успешной профессиональной деятельности в будущем.

2. Средний, неплохой результат по итогам диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) имеют 40% студентов. Это показывает преобладающую выраженность одного из факторов. Среди данных студентов растёт потенциал к высокой оценке уровня коммуникативной и социальной компетентности. Можно считать, что данные студенты станут профессионалами в будущей деятельности.

3. Низкий уровень среди опрашиваемых студентов 1 курса показали всего 2 человека. Здесь преобладают качества, которые свидетельствуют о низкой оценке коммуникаций студентов с окружающими. Это говорит о личностной проблеме в социальной компетенции и трудностях успешности в дальнейшей профессиональной деятельности.

Проблемы общения человека с окружающими людьми.

Первое - каждый человек выполняет те или иные социальные ролевые функции (матери, отца, ученика и т.п.), вступая при этом во взаимодействие с другими людьми, включаясь в различные формы и виды социальных и психологических связей и отношений. Все многообразие этих связей и отношений людей можно свести к шести основным формам: взаимное содействие, несодействие, противодействие; одностороннее содействие, несодействие, противодействие. Наиболее приемлемой формой является взаимное содействие людей при решении ими социальных задач. По взаимному несодействию людей, наиболее приемлемая форма взаимодействия - в общественных местах их пребывания (общественный транспорт, зрелищные мероприятия и т. п.). Если такая форма взаимодействия проявляется в семье, спортивной команде и т. п., то это свидетельство натянутости в отношениях людей, это форма проявления неприязненных отношений.

Второе обстоятельство состоит в том, что в ходе социального взаимодействия между людьми могут возникать различные межличностные отношения как позитивного, так и негативного характера: взаимного (или одностороннего) уважения, доверия, симпатии, сотрудничества и т.п. либо, наоборот, отношения неприязни, недоверия, предвзятости и т. п. Это психологическая сторона социального взаимодействия людей [3].

Общение человека в профессиональной деятельности.

Профессиональное общение является фактором, определяющим качественные характеристики результата профессиональной деятельности, и специфическим видом деятельности, в этом плане используется термин «коммуникативная деятельность».

Проблемы общения человека в неформальной и бытовой обстановке с другими людьми.

Психологи полагают, что неформальное общение существует на основе двух уровней близости:

1. Начальный, т. е. первичный.

Он формируется при первом контакте. Длительного знакомства для этого не требуется, проявляется высокая спонтанность эмоционального восприятия,

неосознанное чувство радости. Волевому регулированию ситуация не поддаётся, так как в подавляющем большинстве случаев единственное, чего хотят люди - продолжать беседу

Рациональный уровень.

Он формируется после прохождения некоторого времени с момента начала общения между людьми. Рациональный уровень основан на осознании контактирующими людьми сходства норм, ценностей, жизненного опыта и установок. Считается, что такое неформальное общение является более устойчивым [4].

Библиографический список

К коммуникативным умениям, которые зачастую даже не осознаются людьми: относится способность учитывать не только свою типичную систему, но и собеседника. Немаловажно и умение позитивно формулировать цели общения, принимать во внимание интересы и ценности оппонента, быть гибким в процессе диалога. Ещё необходимо проявлять наблюдательность к изменениям в эмоциональном состоянии собеседника. Полученные исследовательским путём данные могут служить надежной основой для выбора приёмов улучшения выявленных в ходе опроса неадекватности в развитии коммуникативно-социальной сферы.

1. Болотова А.К. Психология коммуникаций. Москва, 2015.

2. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК). Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва, 2002: 138 - 149.

3. Профессиональное общение и профессиональная деятельность. Национальная психологическая энциклопедия. Available at: https://vocabulary.ru/termin/professionalnoe-obschenie-i-professionalnaja-dejatelnost.html

4. Социально-психологические проблемы профессиональной деятельности. Available at: https://studme.org/158011175525/psihologiya/

References

1. Bolotova A.K. Psihologiya kommunikacij. Moskva, 2015.

2. Diagnostika kommunikativnoj social'noj kompetentnosti (KSK). Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostikarazvitiya lichnostiimalyh grupp. Moskva, 2002: 138 - 149.

3. Professional'noe obschenie i professional'naya deyatel'nost'. Nacional'naya psihologicheskaya 'enciklopediya. Available at: https://vocabulary.ru/termin/professionalnoe-obschenie-i-professionalnaja-dejatelnost.html

4. Social'no-psihologicheskie problemy professional'noj deyatel'nosti. Available at: https://studme.org/158011175525/psihologiya/

Статья поступила в редакцию 28.11.18

УДК 378

Aleyeva Yu.V, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: yaleeva73@mail.ru

THE EXPERIENCE OF THE ALTAI STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN ORGANIZATION OF A SCHOOL OF LEADERS. In the article the author reveals the contents and problems of education in modern sociocultural conditions. The relevance of vocational training of pedagogical frames to the organization of summer holiday of children and teenagers in the higher educational institutions, which are carried out in the context of the federal state standards of the higher education, is emphasized. The work describes the experience of the Altai State Pedagogical University on the organization of a school for training leaders. The work reveals purposes and tasks of the project, the author's program of training of leaders is analyzed, its thematic and productive directions are defined: the list of the gained knowledge and abilities. Components of readiness of future leaders are defined: existence of psychology and pedagogical knowledge of the organization of educational process; experience of creative activity in questions of the organization of educational and leisure activity of children; the created experience of the emotional and valuable relations: to a profession the teacher leader; to pupils and colleagues.

Key words: education, school of training of leaders, leader, rest of children and teenagers.

Ю.В. Алеева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: yaleeva73@mail.ru

ОПЫТ РАБОТЫ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ «ВЕСТИ ЗА СОБОЙ!»

В статье раскрывается сущность и проблемы воспитания в современных социокультурных условиях. Подчеркивается актуальность профессиональной подготовки педагогических кадров к организации летнего отдыха детей и подростков в высших учебных заведениях, осуществляемых в рамках реализации федеральных государственных стандартов высшего образования. В статье представлен опыт работы Алтайского государственного педагогического университета по организации школы подготовки вожатых «Вести за собой!». Раскрываются цели и задачи проекта, анализируется авторская программа подготовки вожатых, определяются результативные направления: перечень получаемых знаний и умений. Определяются компоненты готовности будущих вожатых: наличие психолого-педагогических знаний об организации воспитательного процесса в ДОЛ; наличие опыта творческой деятельности в вопросах организации воспитательной и досуговой деятельности детей в ДОЛ; сформированный опыт эмоционально-ценностных отношений: к профессии педагог-вожатый; к воспитанникам и коллегам.

Ключевые слова: воспитание, школа подготовки вожатых, вожатый, отдых детей и подростков.

Воспитание подрастающего поколения XXI века - важный и сложный процесс, предъявляющий высокие требования к профессиональной подготовке педагога. Среди ключевых проблем институтов образования и молодежной политики по работе с детьми и молодежью, остаются актуальными: деформация ценностно-нормативных представлений, низкий уровень физического и духовного развития детей и молодежи, различие жизненных стартовых возможностей, необходимых для продолжения образования, социального и профессионального самоопределения. Решение этих проблем, в качестве приоритетных направлений работы с детьми и молодежью, определено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны; создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи; вовлечение молодежи в социальную практику [1]. Н.Е. Щуркова в свете инновационных подходов к воспитанию подчёркивает, что «...успешность каждого ребёнка предопределяет пестрый веер формируемых отношений в ходе организуемой деятельности: к её процессу и объекту, к товарищам и педагогам, обществу и отдельным лицам, а главное - отношение ребёнка к самому себе как личности. От того, насколько

высока самооценка, зависит его последующее развитие и общее отношение к жизни - от радостного восприятия ее в начальной школе до благоговения перед нею в юношеский период» [2, с. 61].

Сегодня особо актуальной становится профессиональная подготовка педагогических кадров к организации летнего отдыха детей и подростков в высших учебных заведениях, осуществляемая в рамках реализации федеральных государственных стандартов высшего образования в части организации летней практики бакалавров и специалистов. Данный процесс требует постоянной актуализации и теоретического осмысления содержания профессиональной подготовки будущих педагогов. Этому способствует, с одной стороны, социальный заказ на подрастающее поколение, отражающийся в соответствующих федеральных законодательных актах в сфере образования и работы с детьми и молодежью. С другой стороны, современные подходы к организации летнего отдыха и оздоровления детей рассматривают детский отдых не только как особую воспитательную систему, а как неотъемлемую составляющую жизнедеятельности ребёнка, где гармонично сочетаются духовно-нравственные, эстетические, патриотические и познавательные сферы и происходит освоение жизни ребёнком естественным способом [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.