УДК 378
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
PSYCHO-PEDAGOGICAL ANALYSIS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONAL QUALITIES THAT DETERMINE THE SUCCESS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY. The article presents a psychological and pedagogical analysis of professionally significant personal qualities that determine the success of professional pedagogical activity. For successful professional activity the teacher must have a set of abilities, certain psychophysiological properties and qualities of an individual, as well as have a humanistic professional orientation of an individual. Pedagogical maturity is important for a successful teacher. At the same time, the lack of any professionally significant personal qualities means incompetence.
Key words: pedagogical activity, teacher, professionally significant personal qualities.
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская область,
поселок Электроизолятор; проф. кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье сделан психолого-педагогический анализ профессионально-значимых личностных качеств, определяющих успешность профессиональной педагогической деятельности. Для успешной профессиональной деятельности педагогу необходимо обладать совокупностью способностей, определённых психофизиологических свойств и качеств личности, а также иметь гуманистическую профессиональную направленность личности. Для успешного педагога важна педагогическая зрелость, предполагающая наличие способности проявлять в педагогической деятельности своё неповторимое «Я» и уметь принимать другого таким, каков он есть. При этом отсутствие у педагога каких-либо профессионально значимых личностных качеств способствует формированию определённой некомпетентности.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагог, профессионально - значимые личностные качества.
В педагогической профессии аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, «педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта» [1, с. 44]. В этой связи педагог выступает в роли транслятора общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат общественные культурные ценности народов, населяющих регионы, а также цивилизации в целом. Наиболее полно основные черты личности, отражающие социально-нравственную направленность можно представить следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Черты личности, образующие социально-нравственную направленность педагога
№ Черты личности
1. педагог - это творческая личность, мыслящая диалектически, проявляющая творчество во всех сферах жизнедеятельности.
2. педагог - это гуманная личность, относящаяся с любовью ко всему живому;
3. педагог - это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры;
4. педагог - это духовно-богатая личность, обладающая высокими духовными потребностями;
В свою очередь отметим, что высокий уровень духовной культуры педагога, являясь основой формирования гуманистической направленности, проявляется в центрированности на воспитаннике, а не на преподаваемом предмете, установке принятия ученика таким, каков он есть, что очень важно для создания благоприятной атмосферы, максимального раскрытия способностей, заложенных в ребёнке.
Однако, помимо социально-нравственной направленности личности педагога, большое значение имеет его профессионально-педагогическая направленность, сущность которой наиболее полно была раскрыта в работах П.Ф. Каптере-ва, Н.В. Кузьминой, и ряда других исследователей.
Лишь совокупность определённых качеств, отмечает Н.В. Кузьмина, обусловливает истинно педагогическую направленность.
Назовём эти качества: профессионально-педагогический интерес, увлечённость педагогической работой, психолого-педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение и ряд других.
Ряд учёных считает немаловажными и такие качества, как педагогический долг ответственность и соблюдение педагогической морали [2 и др.].
Некоторыми исследователями указывается также познавательная направленность педагога, которая определяется его интеллектуальной активностью, научной эрудицией, чувством нового и готовностью к непрерывному самообразованию.
Профессионально-значимые качества личности педагога достаточно глубоко изучены отечественными учёными Л.М. Митиной [3] и др. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить более 70 профессионально-значимых качеств педагога. Среди них наиболее часто встречаются:
Таблица 2
Профессионально-значимые качества педагога
№ Качества Учёные, которые придавали им ведущее значение в личности педагога
1. любовь к детям Ш.А. Амонашвили, Л.М. Митина
2. противостояние синдрому эмоционального сгорания Н.А. Аминов
3. способность понимать учащихся. центрированность на ученике С.Д. Поляков, Э.А. Гришин
4. общительность Н.В. Кузьмина, Ф.Н. Го-ноблин, В.И. Гинецин-ский),
5. пластичность поведения Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина
6. эмоциональность A. Р. Прохоров, B.П. Трусов
7. эмпатия Н.В. Козиев
8. социальная зрелость личности педагога И. А. Зязюн
Представляют интерес данные в результате комплексного исследования определившей качества успешного воспитателя: адекватная самооценка, точное восприятие различных людей, развитое педагогическое мышление, интеллектуальная гибкость, повышенная эмоциональность, артистичность, повышенная критичность к результатам своей деятельности [4]. Нами также учтены данные Л.И. Уманского [5], выделившего 18 типичных личностных качеств организатора воспитательного процесса (таб. 3):
Таблица 3
Качества педагога-организатора по Л.И. Уманскому
№ качества
1. активность;
2. инициатива, как творческая, так и исполнительская;
3. наблюдательность;
4. настойчивость;
5. общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности общих умственных способностей человека;
6. общительность;
7. организованность.
8. практичность - способность непосредственно, быстро и гибко применять свои знания и свой опыт в решении практических задач;
9. психологическая избирательность, способность понимать и верно реагировать на психологию людей;
10. психологический такт - способность установить меру воздействия;
11. работоспособность;
12. самообладание, выдержка;
13. самостоятельность, в отличие от внушаемости и подражательности;
14. склонность к организаторской деятельности;
15. способность «заряжать» своей энергией других людей;
16. способность видеть недостатки в действиях и поступках других людей - критичность;
17. способность находить наилучшее применение каждому человеку;
18. требовательность к другим людям
Мы предлагаем профессионально-значимые качества педагога разделить на группы в соответствии с подтипами личностного бытия, выделяемые психологами:
• интра- качества (личностные свойства субъекта, направленные на
себя),
• интер- качества (свойства, направленные на межличностное взаимодействие),
• мета- качества (направленные на активное воздействие на других людей).
Первая группа качеств - интраиндивидные. Для педагога характерны следующие из них: организованность, оригинальность, самостоятельность, энергичность, целеустремлённость, повышенная эмоциональность и, как особо отмеча-
Библиографический список
ют сами педагоги, способность к саморазвитию, а также уже отмеченное ранее важное качества для педагога - адекватная самооценка.
Вторая группа качеств объединяет такие черты характера, которые позволяют педагогу успешно осуществлять межличностное взаимодействие с учащимися, их родителями, а так же с представителями других социальных институтов. К этой группе нами отнесены следующие качества - любовь к детям, гуманность, доброта, способность к сотрудничеству, толерантность, эмоциональная привлекательность, общительность, искренность, артистизм.
Личность преподавателя, его эмоциональная привлекательность, артистизм могут повлиять на желание ребёнка заниматься той или иной деятельностью. Поэтому для педагога необходимо развивать данные качества.
Третья группа качеств, выделенных нами как профессионально-значимые, предполагает наличие таких черт, при помощи которых педагог может не только успешно взаимодействовать с людьми, но и активно влиять на них. К этой группе относятся качества, основанные на суггестивных способностях: быть авторитетом, создавать вокруг себя творческую и психологически комфортную атмосферу, увлекать своими интересами. Чтобы успешно осуществлять педагогическую деятельность в системе дополнительного образования необходимо обладать качествами интра- и интер- уровня. Подлинного мастерства можно достичь лишь овладев качествами мета-уровня. При этом немаловажным являются высокая нравственность и культура педагога, что особенно актуально в период социальной нестабильности.
Таким образом, для успешной профессиональной деятельности педагогу необходимо обладать совокупностью способностей, определённых психофизиологических свойств и качеств личности, а также иметь гуманистическую профессиональную направленность личности.
Некоторые исследователи считают, что для успешного педагога важна, прежде всего, педагогическая зрелость, которая определяется следующими факторами:
- способностью проявить своё неповторимое «Я»;
- умением принимать другого таким, каков он есть;
- способностью воспринимать воспитанника не только рационально, но и эмоционально, не только с позиции педагога, но и с позиции человека;
- умением видеть не только настоящее в ребёнке, но и проектировать его будущее, ориентируя его на возможно более полное самовыражение в жизни.
Мы разделяем и мнение Н.В. Кузьминой, определяющего отсутствие у педагога каких-либо профессионально значимых личностных качеств как определённую некомпетентность.
Таким образом, нами рассмотрены основные качества и способности учителя, которые должны находиться в основе структуры личности успешного учителя. Иначе говоря, это - тот идеал, к которому необходимо стремиться каждому педагогу .
1. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: пособие для школьных психологов. Москва, 1998.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва, 2004.
3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. Москва, 2004.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва: Просвещение, 1996.
5. Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Ленинград, 1975.
6. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. Москва, 2001. References
1. Rogov E.I. Uchitel'kakob'ektpsihologicheskogoissledovaniya: posobie dlya shkol'nyh psihologov. Moskva, 1998.
2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnostikakrezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Moskva, 2004.
3. Mitina L.M. Uchitel'kaklichnost'iprofessional. Moskva, 2004.
4. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva: Prosveschenie, 1996.
5. Umanskij L.I. Organizator i organizatorskaya deyatel'nost'. Leningrad, 1975.
6. Kuz'mina N.V. Akmeologicheskaya teoriya povysheniya kachestva podgotovki specialistov obrazovaniya. Moskva, 2001.
Статья поступила в редакцию 08.02.19
УДК 378.6
Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow region, Russia),
E-mail: [email protected]
Lignovskaya T.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Advisor to Rector, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow region, Russia),
E-mail: [email protected]
APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF POLICULTURAL EDUCATION OF STUDENTS IN A MODERN UNIVERSITY. Polycultural education is an extremely important element of the educational system in higher education. Due to the general cultural integration in modern society, students and schoolchildren need to inculcate sociocultural ideas about the features of other ethnic groups at the earliest possible stages of their lives. Therefore, higher education institutions include in their own programs special forms of interaction of teachers with students (sometimes in the context of teaching a foreign language), aimed at developing the latest knowledge and ideas about the characteristics and customs of various cultures. The article systematically discusses practical solutions of interest to educational organizations and aimed at the implementation of effective multicultural education. In addition, the ways of forming socio-cultural representations by students-trainees at schoolchildren are discussed.
Key words: educational system, educational space, polycultural education, tolerance, artistic creativity, students.
Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., декан факультета Социально-гуманитарного образования, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный
университет», Московская область, поселок Электроизолятор, E-mail: [email protected]
Т.А. Лигновская, канд. психол. наук, доц., советник ректора, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет»,
Московская область, поселок Электроизолятор, E-mail: [email protected]
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
Поликультурное воспитание является чрезвычайно важным элементом системы образования в высших учебных заведениях. Ввиду общекультурной интеграциив современном обществе студентам и школьникамнеобходимо намаксимальнораннихэтапахнх жизней прививать социокультурные представления об особенностях других этнических групп. Поэтому высшие учебные заведения включают в собственные программы особые формы взаимодействия аавиоровотелеассттудентами (иногда в контексте обучения иностранному языку), направленные на формирование у последних знаний и представлений об особенностях, обычаях тех или иных культур. В статье системно рассматриваются практические решения, представляющие интерес для образовательных организаций и нацеленные на реализацию эффективного поликультурного воспитания. Кроме этого, обсуждаются пути формирования социокультурных представлений студентами-практикантами у школьников.
Ключевыеспова: систем а образования, образовател ьн ое пространство, поликультурное воспитание,толерант ность.художест венное творчество, студенчество.
Одной из ведущих целей современной системы образования является фор-мированиеустуденто в такихсоциал ьныхипрофессиональн о важныхкачеств личности, которые впоследствии оказали бы положительное влияния на их са-мореауызацио.ЕЫольихытельная работа в выыдах учубыых оаведеиыях нанысна на то, чтобы помочь студентам сформировать в себе систему социокультурных компеееисиё, котосыесегчи Уд посаусдыатвоуатсоаавьтисныдбчоди мс.а ее -ностных качеств. Основными векторами деятельности вузов являются профес-сионапькх-сррдоаое, грсждаьско-пцавоооауксльсуеуо-храхсыиечноо.ыХдхьие факторов успешной реализации данной идеи - это необходимость непрерывного взаимодсйнтвня пцепоьаватеаяи^т^^^^^т^^ кадаячиеооч, тариьeyчеНнохсхе-мя.
ООрызооаыелупос сьспоот ^^^^о^^^азувоcимуlхи линноат-
но-развивающих подсистем, представленных на рис. 1.
Юоынинасельн^я^^^^^ со стссентаесс^!^с^|^еааго ччза оепараеоха-рактерной спецификой, наиболее полно раскрываемой через поликультурное воспитаное. Соты то Е^ы^. Ахрамавен, «атл и^ы^^ььрн^^ - оаан уз
аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человeоeекоЫкслхтыpа(гюшкyльтуоносунаоый иумхкий, рaкecхк(еo-лерантности, эмпатии бесконфликтности, гражданственности, гуманности, мно-гокульр^ЫкнНl ^^о^^ьу 1^аатсоеои дрX,кмаoаlHУцeoИxудиоыум
для активной и эффективной жизнедеятельности в открытом поликультурном и полилингвальноа миуо» [Ыы.140
Воспитательная работа со студентами современного вуза обладает ха-рактеруой ег^ефф^1^ае нуиы^г^еаааг^то раокуываомоу оецех ыааиксеьтеpеоe воспитание. Согласно Е.А. Абрамовой, «поликультурное воспитание - один из аспектов воспитанио.ыагфавсенный носсвденое пoдоaрыaФСимиrl0У0лениыыи той части человеческой культуры (поликультурных знаний и умений, качеств (то-лерантаыстоз^м^^а^и бесконфлыктноcрх,гаыфанcтоeкнoрты| гхlынннocеи,ано-гокультурной идентичности), мотивов, ценностей и др.), которые необходимы им для акповачйо оффектиона^Езоедедтольности в охфытоатоли^ьт^ноаи полилингвальном мире» [1, с .14].
Этаcпoснаaаеoпыccау)-cчттаюио кзноерти^ехн^встудьнте, дугоынуу, правовое, патриотическое, гражданское, эстетическое воспитание в реализации своей аcкывнмйзнтвче^н^^вииьооиоулттуртСсичтости, эСФэкиивоо взаимодействующей с представителями различных культур.
Равное отношение к собственной и иностранной культуре, а также высокий уровень толерантности - это главные направления поликультурного воспитания. Условия современной системы образования не всегда предполагают то, что обучение иностранному языку, помимо основной своей задачи, приводит и к повышению уровня межэтнической толерантности. Потому целью поликультурного воспитания становится не только и не столько обучение языку, сколько необходимость привития студенту социокультурных представлений о том или ином этносе, носителяхиностранного языка.
Также очень важно коснуться особенностей развития толерантного сознания студентов. Студенчество - это такой этап в жизни индивида, который предполагает формирование жизненной позиции, осознание собственных возможностей, которые имеют отношение к становлению терпимости к этническим особенностям других культур.
Итак, формирование межэтнической толерантности - это ведущий аспект системы поликультурного воспитания, который основывается на совокупности принципиально важных постулатов, целью которых является обеспечение успешного и уважительного общения между представителями различных этнических групп. В этой связи большую роль играют следующие практические решения:
- формирование знаний о культурном многообразии мира посредством общего ознакомления с культурой того или иного этноса;
- особая культурная подготовка, предполагающая включение в культуры других народов с целью преодоления эффекта «культурного шока».
Опираясь на основные положения системного похода, считаем возможным рассматривать формирование поликультурной личности студентов современного вуза в соответствии с видами творчества, представленными в концепции Е.П. Ильина [2]. Конвергенция научного, художественного и педагогического творчества оказывает положительное воздействие на формирование качеств поликультурной личности.
Центральной характеристикой научного творчества, нацеленного на получение нового знания, является опора на словесно-логическое мышление. Студентам вуза доступны и эмпирический, и теоретический уровни научного исследования. При этом эмпирическое исследование, выступающее в качестве результата работы с объектом в процессе наблюдения, в большей мере является отражением особенностей поликультурного воспитания.
Рие.1.Элементы абразевательнегепреетранетва вуза