Научная статья на тему 'Психолого-педагогические возможности коммуникативного тренинга в формировании основ профессионального общения у студентов техникума'

Психолого-педагогические возможности коммуникативного тренинга в формировании основ профессионального общения у студентов техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION / PROFESSIONAL COMMUNICATION / COMPETENCE / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY / TRAINING / GROUP METHOD / COMMUNICATION TRAINING / TOOLS / COMMUNICATIVE TRAINING / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ГРУППОВОЙ МЕТОД / ТРЕНИНГ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ / СРЕДСТВА КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокопуд Ю.В., Романюк Е.В.

В статье показаны возможности формирования основ профессионального общения у студентов техникума посредством применения коммуникативного тренинга. В статье так же рассмотрены психолого-педагогические особенности студентов СПО. В процессе коммуникативного тренинга происходит развитие коммуникативной компетенции, расширение коммуникативных навыков в профессиональном общении. Авторы делают вывод о том, что общение посредством коммуникативного тренинга имеет огромные потенциальные возможности, прежде всего в обмене и получении информации, профессиональном взаимодействии между студентами СПО, но возможности тренинга необходимо использовать в комплексе с другими формами организации обучения и воспитания будущих выпускников системы СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокопуд Ю.В., Романюк Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF COMMUNICATIVE TRAINING IN FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL COMMUNICATION STUDENTS OF A COLLEGE

The article shows forms of additional opportunities to develop foundations of professional communication among college students through the use of educational forms communicative training. Good mutual understanding is an important factor in the relations between people in their professional activities. In the process of communicative training there is development of communicative competence, expansion of communicative skills in professional communication. The authors conclude that communication through communicative training has great potential, primarily in the exchange and receipt of information, professional interaction between students, but the training opportunities should be used in conjunction with other forms of training and education of future graduates of the secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические возможности коммуникативного тренинга в формировании основ профессионального общения у студентов техникума»

УДК 378

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow region,

Russia); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Romaniuk E.V., MA student, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow region, Russia), E-mail: rev140100@yandex

PSYCHO-PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF COMMUNICATIVE TRAINING IN FOUNDATIONS OF PROFESSIONAL COMMUNICATION STUDENTS OF A COLLEGE. The article shows forms of additional opportunities to develop foundations of professional communication among college students through the use of educational forms - communicative training. Good mutual understanding is an important factor in the relations between people in their professional activities. In the process of communicative training there is development of communicative competence, expansion of communicative skills in professional communication. The authors conclude that communication through communicative training has great potential, primarily in the exchange and receipt of information, professional interaction between students, but the training opportunities should be used in conjunction with other forms of training and education of future graduates of the secondary vocational education.

Key word: vocational secondary education, professional communication, competence, communication, communicative competence, professional activity, training, group method, training, communication training, tools, communicative training.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская область,

п. Электроизолятор; проф. кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

Е-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Е.В. Романюк, студентка магистратуры, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» Московская область, п. Электроизолятор,

Е-mail: rev140100@yandex

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

В статье показаны возможности формирования основ профессионального общения у студентов техникума посредством применения коммуникативного тренинга. В статье так же рассмотрены психолого-педагогические особенности студентов СПО. В процессе коммуникативного тренинга происходит развитие коммуникативной компетенции, расширение коммуникативных навыков в профессиональном общении. Авторы делают вывод о том, что общение посредством коммуникативного тренинга имеет огромные потенциальные возможности, прежде всего в обмене и получении информации, профессиональном взаимодействии между студентами СПО, но возможности тренинга необходимо использовать в комплексе с другими формами организации обучения и воспитания будущих выпускников системы СПО.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессиональное общение, компетенции, коммуникации, коммуникативная компетенция, профессиональная деятельность, процесс профессиональной подготовки, групповой метод, тренинг, коммуникативный тренинг, средства коммуникативного тренинга.

В настоящий момент наше современное общество ставит перед средним профессиональным образованием очень важные и сложные задачи. Для того чтобы соответствовать времени среднему профессиональному образованию необходимо постоянное совершенствование.

Подготовка будущих специалистов со средним профессиональным образованием в техникумах страны, на текущий момент, является одной из актуальных проблемой современной системы образования.

Это, в первую очередь, связано с тем, что Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 831 от 02.11.2015, а так же Пере-ченем ФГОС СПО сформирован список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий - ТОП 50, которые требуют среднего

профессионального образования. По профессиям из списка топ-50 внедряются новые формы и стандарты обучения.

Основной контингент обучающихся в средних специальных учебных заведениях соответствует возрасту 14-17 лет, называемому «ранняя юность».

Данный возрастной период имеет характерологические особенности [1] (табл. 1):

Тем самым можно сказать, что период обучения в условиях СПО во многом является для обучающихся переломным. Именно от успешности или неспешности обучения и формирования основ профессиональной компетентности, в том числе, коммуникативной компетентности, основу которой составляет профессиональное общение.

Таблица 1

№ Проявляющиеся качества личности и психологические особенности

1. Продолжает формироваться самосознание: представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств.

2. Ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность.

3. Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания.

4. Возрастает волевая регуляция.

5. Возникает сухой рационализм, практицизм.

6. Отсутствует подлинная самостоятельность, наблюдается подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам.

7. Основным мотивом познавательной деятельности является приобретение профессии.

8. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, продолжает формироваться абстрактно-логическое мышление.

9. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.

10. Появляется стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.

11. Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии - увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений.

12. Нередко проявляется негативизм: пренебрежение к советам старших, критиканство, проявление недоверия.

13. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.

14. Возникает первое чувство любви, дружбы.

15. Завершается половое созревание. Формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям.

Психолого-педагогические особенности студентов СПО

В целом, среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности [2; 3].

В связи с этим, выделяют одну из основных задач - создание очень современной системы подготовки. В ее решении важное значение приобретает не только содержание образования, но и методы, формы и средства обучения нового типа на основе современных технологий, положительно зарекомендовавших себя в мировой и отечественной образовательной практике, которые будут способствовать профессиональному становлению будущего специалиста СПО, оптимальному развитию его познавательных интересов в будущей профессии, интеллектуального потенциала, творческих способностей, самосовершенствования.

Современным специалистам СПО независимо от сферы деятельности необходимо обладать навыками работы с информацией; знать особенности коммуникативной среды; владеть и уметь использовать принципы профессионального и делового общения при планировании и анализе своих действий; определять цели и стратегии контактов; учитывать намерения и способы коммуникации партнеров и коллег; менять по мере необходимости собственные речевые тактики и стратегии и т.д. В профессиональной подготовке студента СПО следует учитывать требования, которые предъявляются рынком труда к коммуникативным умениям и навыкам специалиста СПО и широко внедрять в образовательный процесс наиболее продуктивные методики теоретического и практического усвоения и развития основ и знаний профессионального взаимодействия [4; 5].

Общение играет если не главную, то одну из главных ролей в эффективности профессиональной деятельности человека. Поэтому за последние несколько лет появились исследования, посвященные профессиональному общению в разных профессиях и направлениях деятельности [6]. Исследуя процесс профессионального общения студентов, можно прийти к выводу о том, что подготовка будущего специалиста СПО в этом направлении приводит к малой ее результативности. Это говорит о том, что используемые методы в процессе такой подготовки недостаточно эффективны. Поэтому возникает вопрос о поиске таких способов и форм, с помощью которых процесс подготовки и формирования основ профессионального общения проходил бы на достаточно высоком уровне [7]. Это возможно благодаря широкому использованию в этом процессе такой формы обучения как коммуникативный тренинг.

Несмотря на то, что любой тренинг является промежуточной формой обучения, именно данная форма может более эффективно обеспечить поэтапную трансформацию одной базовой формы деятельности студентов в другую.

Под базовыми формами деятельности студентов в условиях профессионального образования, вслед за А.А. Вербицким и др., мы понимаем следующие:

1. Учебная деятельность академического типа, примером которой является информационная лекция.

2. Квазипрофессиональная деятельность, моделирующая условия, содержание и динамику профессиональной деятельности в условиях профессиональной подготовки студентов.

3. Учебно-профессиональная деятельность, где студент выполняет реальные исследовательские или практические функции. Здесь завершается процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную.

К промежуточной форме, кроме тренинга, можно отнести семинары-дискуссии, групповые практические занятия, круглые столы и пр.

Рассмотрим более подробно такую форму как коммуникативный тренинг

Это эффективная коллективная форма обучения. Находясь с самого начала в деятельностной позиции, при данной форме обучения, студенты получают более развитую практику использования учебной информации и ее интеграции в профессиональную деятельность. При этом предполагается учет личностных особенностей каждого студента, его интересов и предпочтений, следование нравственным нормам учебного и будущего профессионального коллектива. Согласно исследованиям, приведенным в статье Н.С. Аболина и О.Б. Акимова «Процесс профессионального обучения и формирование коммуникативной компетенции» по вопросу разработанной программы тренингов делового общения -у студентов заметно возрастает самооценка, укрепляются взаимоотношения в группе, улучшаются показатели самочувствия, активности, настроения, снижения конфликтности и т. д. Коммуникативные тренинги по специально разработанным программам, проводимые в группах студентов, позволяют решать актуальную проблему психологии - формирование коммуникативной компетенции - важную для каждого отдельного индивида и для общества в целом [7].

Компетентность личности в общении предполагает правильную оценку собственного психологического потенциала, адекватную ориентацию в ситуации и умение правильно сформулировать задачу.

Библиографический список

Как уже отмечалось, в современной науке расширяются исследования, связанные с изучением особенностей общения, в том числе и в профессиональной деятельности. Так как увеличивается интенсивность информационных потоков, межличностного, межкультурного сотрудничества с помощью разнообразных средств, как традиционных (устная речь, печатный текст), так и современных (телевидение, интернет, социальные сети).

Коммуникативная компетентность - это элемент профессиональной компетентности. Она характеризуется уровнем приобретенных навыков и умений, обеспечивающих определенное, соответствующее ситуации профессиональное поведение. Исходя из структуры общения коммуникативная компетентность рассматривается, как готовность воспринимать другого человека и контактировать с ним и как способность ставить и решать конкретные типы коммуникативных задач в профессиональной деятельности. Хорошее взаимопонимание, верно выстроенные контакты являются важным фактором отношений между людьми в профессиональной деятельности. Поэтому именно при получении знаний и овладении профессией студенту СПО необходимо обучаться умению понимать других и быть понятым. Сформировать навыки общения в целом и в профессиональной деятельности в частности [7].

Усложнение и дифференциация современных видов профессиональной деятельности требует формирования определенных качеств личности, в том числе и профессиональных.

Для студентов СПО наиболее результативным методом в данном случае и являются коллективные формы обучения - тренинги, которые ориентированы на приобретение знаний непосредственного профессионального и жизненного опыта. Основной результат такого обучения, достигающийся через сопереживание -развитие коммуникативной компетенции, расширение коммуникативных навыков в профессиональном общении.

Единого толкования понятия «тренинг» не существует. Часто «тренингом» называют любое групповое занятие, на котором выполняются тренировочные упражнения. Данный термин происходит из английского языка («train» «training») и в русском переводе имеет следующий ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, дрессировка. Единой классификации тренингов не существует Выделяют тренинги направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные тренинги, тренинговые подходы, стимулирующие личностный рост, обучающие тренинги. Мы рассматриваем коммуникативный тренинг у студентов СПО как тренажер, позволяющий в психологоически безопасной обстановке формировать, отрабатывать и фиксировать навыки общения, приобретаемые вместе с освоением профессии [6; 7].

Тренинговые занятия по формированию основ профессионального общения наиболее эффективны в период обучения студента в техникуме. так как это не только получение и обмен информацией, но и отработка полученных знаний на практике. Особенно полезны тренинги для закрепления умения работы в команде ради конкретной цели. Сплоченность создает предпосылки для познавательной и трудовой деятельности и позволяет избежать или решить с минимальными затратами конфликтные ситуации. В процессе группового общения студентов происходит освоение новых способов взаимодействия, вырабатываются стратегии принятия решений, то есть все то, что способствует формированию и развитию в дальнейшем устойчивых профессиональных отношений [7].

В целом все тренинговые упражнения должны быть направлены на оптимизацию межличностных отношений в группе и на осознание себя в системе профессионального общения. Во время коммуникативных тренингов у студентов кроме обмена профессиональной информацией отрабатываются навыки принятия групповых решений, осуществления координации коллективной деятельности, делегирование полномочий и пр.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что полученные на тренингах основы знаний и навыки позволят студентам более осознано и достойно войти в мир избранной профессии. Все перечисленное говорит об эффективности использования коммуникативного тренинга для личностного развития учащихся в системе профессионального образования. Также на основе рассмотренной формы обучения студентов можно сделать вывод о том, что общение посредством коммуникативного тренинга имеет огромные потенциальные возможности, прежде всего в обмене и получении информации, профессиональном взаимодействии между ними.

В заключении следует отметь, что в плане подготовки к профессиональному общению будущих специалистов СПО возможности формы коммуникативного тренинга велики, но их необходимо использовать в комплексе с другими формами организации обучения, лишь как ее составляющую. Коммуникативный тренинг - это хорошее дополнение к передаче специализированных знаний, необходимых в конкретной сфере деятельности - профессиональному общению студентов СПО.

1. Кустова Е.И., Казанская В.Г. Особенности личности учащихся среднего профессионального образования. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016; 4-1: 150 - 157.

2. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном формате. Высшее образование в России. 2006; 11: 7 - 10.

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г Парадоксы реформы образования и проблема форм организации учебной деятельности. Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2013; 1 (11): 68 - 75.

4. Короткова Е.Г., Гафуров Н.Ш. Компетенции профессионального общения менеджера. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование». Педагогические науки. 2013; Том 5; № 2: 4 - 8.

5. Савин А.В. Методы подготовки к профессиональному общению будущих специалистов с использованием современных аудиовизуальных средств. Вестник Бурятского государственного университета. 2010; 5: 9 - 124.

6. Ореховская Н.А. Зачем нужен студенту коммуникативный тренинг Инновационная наука. 2015; 4-3: 3 - 6.

7. Аболина Н.С., Акимова О.Б. Процесс профессионального обучения и формирование коммуникативной компетенции. Инновационные проекты в образовании. 2013; 6: 8 - 11.

References

1. Kustova E.I., Kazanskaya V.G. Osobennosti lichnosti uchaschihsya srednego professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2016; 4-1: 150 - 157.

2. Verbickij A.A. Kontekstnoe obuchenie v kompetentnostnom formate. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006; 11: 7 - 10.

3. Verbickij A.A., Larionova O.G. Paradoksy reformy obrazovaniya i problema form organizacii uchebnoj deyatel'nosti. Problemy social'no-'ekonomicheskogorazvitiya Sibiri. 2013; 1 (11): 68 - 75.

4. Korotkova E.G., Gafurov N.Sh. Kompetencii professional'nogo obscheniya menedzhera. Vestnik YuUrGU. Seriya «Obrazovanie». Pedagogicheskie nauki. 2013; Tom 5; № 2: 4 - 8.

5. Savin A.V. Metody podgotovki k professional'nomu obscheniyu buduschih specialistov s ispol'zovaniem sovremennyh audiovizual'nyh sredstv. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; 5: 9 - 124.

6. Orehovskaya N.A. Zachem nuzhen studentu kommunikativnyj trening. Innovacionnaya nauka. 2015; 4-3: 3 - 6.

7. Abolina N.S., Akimova O.B. Process professional'nogo obucheniya i formirovanie kommunikativnoj kompetencii. Innovacionnyeproekty vobrazovanii. 2013; 6: 8 - 11.

Статья поступила в редакцию 25.03.19

УДК 378

Tantsura T.A., senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: ttancyra@yandex.ru

APPLICATION OF THE CASE-STUDY FOR THE DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS' FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE IN PROFESSIONAL AREA. In the article a problem of development high school students' foreign language communicative competence in consideration of professional context is presented. The author deals with training models (semiotic training models, imitation training models and social training models) that help to master foreign language knowledge, skills and increase students' learning activity. On the basis of professionally significant information for students the teacher establishes a case to provoke students' interaction regarding analysis and formulating the solution of the problem imitating professional one. The main task of the teacher is to encourage students' activity within professionally oriented situations or cases that results the growth of students' motivation to foreign language leaning, promotes interaction in the group, carries out interdisciplinary integration and allows to develop productively foreign language communicative competence.

Key words: foreign language communicative competence, training models, learning activity, students' interaction, professionally oriented cases, motivation.

Т.А. Танцура, доц. Департамента языковой подготовки, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: ttancyra@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ CASE-STUDY ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье представлена проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза с учетом профессионального контекста. Автор рассматривает обучающие модели (семиотическую обучающую модели, имитационные обучающие модели и социальные обучающие модели), которые помогают улучшить знания и навыки иностранного языка и увеличить познавательную активность студентов. На основе профессионально значимой информации для студентов преподаватель разрабатывает кейс, чтобы спровоцировать взаимодействие студентов относительно анализа и формулирования решения по проблеме, имитирующей профессиональную. Основной задачей педагога является побудить студентов к деятельности в рамках профессионально ориентированных ситуаций или кейсов, что ведёт к росту мотивации студентов к изучению иностранного языка, содействует взаимодействию в группе, осуществляет междисциплинарную связь и позволяет результативно развить иноязычную коммуникативную компетенцию.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, обучающие модели, учебная деятельность, взаимодействие студентов, профессионально ориентированные кейсы, мотивация.

Требования ФГОС в настоящее время определяют то, что обучение иностранному языку в вузе направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Развитие современного общества обуславливает владение иностранным языком с целью его эффективного применения в ситуациях профессионального взаимодействия [1]. Исследованием сущности, структуры и основных элементов иноязычной коммуникативной компетенции занимались многие ученые (И.А. Зимняя, И.Л. Бим, А.В. Хуторской и др.), определяя «компетенцию» как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучаемого по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой деятельности [2, с. 8 - 9]. Отсюда основной задачей обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной компетенции, которая способствует участию личности социолингвистических ситуациях в устной и письменной формах [3].

В неязыковых вузах обучение иностранному языку ориентировано на овладение знаниями специальности, что обуславливает формирование у студентов способности общения на иностранном языке в ситуациях профессионально-деловой направленности. Профессионально ориентированное обучение предусматривает изучение специализированных текстов на иностранном языке, терминов и профессиональной лексики, которые могут быть активизированы в деловой коммуникации в сфере профессиональной деятельности. «В учебной деятельности преобладает потребность в учении, познавательный мотив, целью является общее и профессиональное развитие личности, предметом - учебная информация, средствами - психическое отражение реальности, результатом - деятель-ностные способности личности, система отношений к миру, людям, себе» [4].

Формированию профессионального мышления на иностранном языке способствует применение в учебном процессе проблемных, имитационных, игровых моделей обучения. Организация учебной деятельности, основанной на активных методах обучения, требует тщательного планирования и подготовки содержательной и процессуальной сторон обучения. Сущностью коммуникативного обучения является реализация иноязычного речевого поведения в моделируемых преподавателем ситуациях профессионального общения. При создании модели общения следует учитывать такие параметры общения, как личностное отношение субъекта общения к коммуникативной деятельности, содержательную основу ситуации для активизации речевого взаимодействия, систему речевых средств, способствующую успешному взаимодействию участников, возможность овладения и применения речевых средств в задаваемых условиях коммуникации.

Побуждение студентов к активному проявлению в иноязычном коммуникативном взаимодействии основывается на коммуникативном методе, сущностью которого является применение оптимальных психолого-педагогических приемов и учебно-методических средств для того, чтобы спровоцировать студентов к самостоятельной творческой деятельности. Особенностью моделей речевого взаимодействия является наличие определенных взаимоотношений между потенциальными участниками общения, возникновение у них потребности вступить в контакт, что связано с профессиональной стороной будущей деятельности студентов. Таким образом, интенция общения на практике реализуются в виде конкретной потребности в чем-то, когда общение выступает в роли вспомогательной деятельности, обеспечивающей возможность достижения объекта своей потребности [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.