УДК378.02:37.016
DOI 10.23951/1609-624X-2018-7-149-155
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС INFOTECH ENGLISH FOR COMPUTER USERS КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
А. Г. Ковалева, О. В. Анчугова, Д. П. Зарифуллина, Д. И. Курманова, М. В. Ткачева
Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Рассматривается актуальность формирования иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции у студентов информационно-коммуникационных направлений подготовки. Дается определение данной компетенции, рассматривается процесс обучения студентов иностранному языку для профессиональных целей и методика организации процесса обучения. Иноязычная коммуникативная профессиональная компетенция рассматривается как многокомпонентная, которая объединяет иноязычную, коммуникативную, образовательную, межкультурную и профессиональную компетенции. Иноязычная коммуникативная профессиональная компетенция определяется как способность и готовность студентов осуществлять иноязычное общение с учетом основных лингвистических особенностей иностранного языка для развития имеющихся профессиональных знаний посредством изучения необходимого материала на иностранном языке, их анализа, сравнения и выявления перспективных изменений в профессиональной сфере, обсуждения результатов полученных знаний для решения основных задач в профессиональной деятельности. Представлен опыт использования учебно-методического комплекса Infotech English for Computer Users для формирования иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции у студентов информационно-коммуникационных направлений подготовки. Различные разделы учебника направлены на формирование каждого компонента иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции. Неоспоримым достоинством является и тот факт, что учебно-методический комплекс направлен на развитие всех видов речевой деятельности. Организация учебного материала в учебном пособии позволяет преподавателю самостоятельно выстраивать работу в зависимости от уровня владения иностранным языком студентами и требований к результатам обучения. Представлено подробное описание всех разделов учебно-методического комплекса, содержание которых способствует формированию и развитию каждого компонента иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции.
Ключевые слова: иностранный язык специальности, иноязычная коммуникативная профессиональная компетенция, учебно-методический комплекс Infotech English for Computer Users.
Развитие компьютерных технологий предполагает постоянный спрос на специалистов в данной области, в свою очередь требуя от них знаний не только самого предмета в рамках профессии, но и умений и навыков использовать и обмениваться этой информацией. Таким образом, профессиональные знания и способности расширять поле деятельности посредством иностранного языка являются одними из ключевых характеристик современного выпускника. Обучение в профессиональной сфере на иностранном языке имеет большой потенциал, позволяя студентам ориентироваться в своей дисциплине, принимать участие в конференциях на иностранном языке и сотрудничать с зарубежными коллегами, свободно ориентируясь в тематике профессии и терминологии.
Целью данного исследования является определить средства для формирования иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции, обеспечивающей межкультурное общение и решение социально-коммуникативных задач в различных областях профессиональной деятельности на
иностранном языке. Объектом данного исследования является процесс обучения иностранному языку для специальных целей в вузе. Предметом исследования выступает методика обучения студентов иностранному языку в области информационно-коммуникационных технологий с использованием учебно-методического комплекса (УМК) Infotech English for Computer Users [1]. Для достижения целей исследования были применены следующие методы научного исследования: анализ научных исследований российских и зарубежных ученых, систематизация полученных данных, анализ учебных материалов, необходимых для организации учебного процесса, внедрение результатов исследований в педагогическую практику и анализ результатов обучения.
Обучение иностранному языку специальности предусматривает как освоение базовых специальных знаний, так и анализ современных тенденций в профессиональной области на иностранном языке. Данная деятельность требует определенных знаний в профессиональной, коммуникативной и
общекультурной сферах. Данные условия определяют целью обучения иностранному языку специальности формирование иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции. Формирование данной компетенции предполагает формирование иноязычной, коммуникативной [2], образовательной [3, с. 337-424], межкультурной [4] и профессиональной [5, с. 278-320] компетенций. Данные компетенции позволяют определить иноязычную коммуникативную профессиональную компетенцию (ИКПК) как многокомпонентную [6, с. 98-108]. ИКПК представляет собой способность и готовность студентов осуществлять иноязычное общение с учетом основных лингвистических особенностей иностранного языка для развития имеющихся профессиональных знаний посредством изучения необходимого материала на иностранном языке, их анализа, сравнения и выявления перспективных изменений в профессиональной сфере, обсуждения результатов полученных знаний для решения основных задач в профессиональной деятельности.
Большое количество исследований (В. А. Звягинцев, И. А. Зимняя, Л. В. Щерба и др.) и нормативные документы, включающие государственные стандарты [7] и материалы Совета Европы «Ключевые компетенции для Европы» [8], подтверждают необходимость формирования вышеперечисленных компонентов ИКПК.
Многокомпонентность ИКПК определяет особые требования к учебно-методическому комплексу для формирования и развития каждого компонента.
УМК Infotech English for Computer Users предназначен для изучения информационных технологий посредством английского языка в техникумах и университетах и ориентирован на обучающихся, которые согласно Общеевропейской шкале языковой компетенции имеют предпороговый или пороговый уровень владения иностранным языком [9]. Также это подтверждает мнение Т. Дадли-Эванса, который ориентировал курс английского для специальных целей прежде всего на взрослых, владеющих английским языком на продвинутом и среднепродвинутом уровнях, имеющих базовые знания о языковой системе [10]. Использование данного учебно-методического комплекса на 3-м курсе информационно-коммуникационных направлений подготовки в Уральском федеральном университете также обусловлено рабочими программами учебных курсов, где предмет «Иностранный язык» в этот период сменяет «Иностранный язык специальности».
Цель учебника - помочь студентам как совершенствовать навыки иностранного языка, так и непосредственно приобрести знания об информаци-
онно-коммуникационных технологиях на английском языке. Особое внимание уделяется изучению профессиональной лексики, помогая студентам понимать тексты, относящиеся к информационным технологиям.
Одним из главных преимуществ учебника является то, что он не требует от преподавателя иностранного языка широких знаний в области информационных технологий, однако является хорошим помощником в усвоении базовых знаний и терминологии в данной сфере. Объяснения терминологии можно найти в текстах, которые включены в тематические разделы, а также в книге для учителя.
Учебно-методический комплекс объединяет учебное пособие для обучающихся, книгу для учителя, дополнительные материалы в виде промежуточных тестовых заданий и аудиоматериалы. Учебное пособие для обучающихся включает следующие компоненты: восемь тематических модулей объединяют 30 тематических разделов, раскрывающих каждую тему, приложения, список неправильных глаголов, словарь технических терминов и список акронимов и сокращений. Задачей УМК является не только обучение студентов лексике в области информационно-коммуникационных технологий, но и развитие всех видов речевой деятельности. УМК содержит задания на развитие навыков чтения, письма, говорения и аудирования, что способствует формированию иноязычного, коммуникативного и образовательного компонентов ИКПК.
Модуль в учебнике состоит из тематических разделов. Первая страница каждого модуля представляет собой небольшое оглавление, где представлены темы тематических разделов, а также предоставлена информация о навыках, которые будут сформированы при изучении данного модуля. Тематические разделы в модуле имеют одинаковую последовательность изучения и отработки материала, что включает в себя вводную часть, которая представлена текстовым материалом, основную часть, которая содержит тренировочные задания, а также раздел, отвечающий за совершенствование знаний языка и расширение словарного запаса по теме модуля (language and vocabulary exercises) и завершает тематический раздел упражнения на обобщение и закрепление знаний по изучаемой теме (follow-uptasks).
Вводная часть содержит вспомогательные материалы, которые готовят обучающихся к изучению тематического раздела и представлена различными заданиями на сопоставление иллюстраций с терминами, обсуждение высказываний или ответы на вопрос по предмету тематического раздела.
Основная часть направлена на развитие навыков чтения и аудирования. Тексты в тематических
разделах в деталях раскрывают предмет модуля и являются аутентичными: из специализированных журналов, компьютерных программ, сайтов и справочных материалов, что способствует формированию и развитию профессионального и образовательного компонентов ИКПК. Задания подобраны таким образом, что позволяют применить все стратегии чтения, а именно поисковое и просмотровое чтение, ознакомительное и изучающее чтение [11, с. 54-57]. В ходе работы с текстом студенты выполняют следующие задания: поиск информации по заданным критериям, нахождение слов по определениям, работа со словами-связками (identify cohesion devices) или распознавание правдивых и ложных утверждений, сопоставление, заполнение пропусков в тексте предложенными словами, ответы на вопросы с опорой на информацию из текста. После прочтения текстов и выполнения заданий обучающиеся имеют возможность обсудить произошедшие изменения и сравнить актуальность информации с настоящим моментом. Поиск дополнительного материала в рамках изучаемой темы представляет особый интерес, так как не только знакомит студентов с информацией по их направлению подготовки, но и позволяет увидеть, проследить и проанализировать изменения, происходящие в сфере их будущей профессиональной деятельности.
Раздел аудирования состоит из диалогов, интервью, лекций и описаний разных процессов, относящихся к теме тематического раздела. Перед прослушиванием обучающимся предлагается обратить внимание на лексику тематического раздела, обсудить темы, сопоставить слова с определениями, профессиями и т. д. Аудирование представлено следующими заданиями: сопоставление, определение правдивых и ложных предложений, выбор упомянутых фраз, ответы на вопросы по теме аудиоотрывка, обсуждение вопросов или утверждений после прослушивания, диктанты, заполнение пропусков в ходе прослушивания.
Навыки письма и говорения в учебнике развиваются с помощью заданий в разделе, который отвечает за совершенствование знаний языка и расширения словарного запаса. В каждом тематическом разделе грамматика представлена в разделе под названием Helpbox, что в прямом смысле помогает студентам правильно строить предложения, объясняя грамматические правила на примерах профессионального ориентированного иностранного языка. Грамматические задания подобраны в соответствии с тематическим разделом, где используются конструкции из текстов данного модуля и включают следующие типы заданий: заполнение пропусков, преобразование слов, устная отработка грамматического материала. После
выполнения заданий на грамматику студентам предлагается выполнить письменное задание - написать сообщение или письмо, которое может включать в себя описание предметов, диаграмм, краткого описания текстов, написания эссе с пояснением своей точки зрения, предположений, написание постов для онлайн-форумов, электронных писем, записки и т. д.
Навыки говорения формируются у обучающихся посредством выполнения заданий, которые нацелены на общение студентов с преподавателем, между собой или в группе - выполнение опросов и участие в ролевых играх. Обсуждения строятся с учетом изученной грамматики и новой лексики. Помимо профессиональной лексики студентам предлагаются различные устойчивые фразы и словосочетания (Useful language).
Дополнительный материал к учебнику состоит из тестовых заданий к каждому тематическому разделу и представлен в виде отдельного pdf-доку-мента с интерактивными функциями. Данные задания можно использовать как итоговые тесты для проверки знаний по тематическому разделу, а также как задания для отработки изученного материала. Задания на выбор ответов из предложенных, которые появляются в выпадающем меню и проверяются через прослушивание аудиофайла, дополнительно осуществляют тренировку аудирования. Ко всем заданиям есть соответствующие файлы с ответами для быстрой проверки.
Книга для учителя состоит из плана занятия по каждому тематическому разделу с методическими предложениями, ответов на задания в учебнике, аудиоскриптов к упражнениям в учебнике, восьми итоговых тестов к каждому модулю, в которых проверяется словарный запас по изученному модулю, грамматика, присутствуют также задания на проверку чтения и письма.
В восьми тестах в книге для учителя присутствуют задания на проверку знаний, приобретенных за время изучения материала по модулю. Задания разделены на группы, отвечающие за лексику, грамматику, чтение и письмо.
В целом УМК содержит материал, сконцентрированный на ознакомлении с терминологией, разборе конкретных профессиональных ситуаций и решении актуальных вопросов в рамках профессиональной деятельности и решения социальных вопросов различных стран, что позволяет формировать и развивать межкультурный компонент ИКПК.
В ходе обучения иностранному языку специальности с использованием УМК Infotech English for Computer Users были определены две методики: первая основывается на рекомендациях УМК, вторая направлена на развитие познавательной активности студентов - методика коллоквиумов.
После базовой языковой подготовки на 1-2-м курсах студенты разделены на две группы: с невысоким уровнем языковой подготовки (А1-А2) и повышенным уровнем (В1-С1), что и определяет выбор методики обучения иностранному языку с использованием УМК Infotech English for Computer Users. Для студентов с невысоким уровнем применяется методика, представленная авторами УМК. Данная методика предусматривает изучение лексики через чтение текстов, выполнение заданий на закрепление знаний изученного лексического материала, применение изученных лексических единиц в устной и письменной речи и аудировании.
Для обучения студентов с повышенным уровнем владения иностранного языка применяется методика коллоквиумов, в рамках которой темы каждого модуля распределяются между студентами, и время проведения каждого коллоквиума распределяется равномерно в течение учебного года. Предлагается проводить коллоквиум по каждому модулю, что означает представление и обсуждение одной темы. Тематические разделы распределяются между студентами. Содержание каждого тематического раздела служит для студента планом для подготовки своего выступления. Задача студента - изучить материал тематического раздела, определить лексику по теме, подготовить презентацию и составить кроссворд. На коллоквиуме студенты дают определения основным терминам по теме, представляют основной тематический материал в форме доклада с мультимедийной презентацией, отвечают на вопросы студентов в группе и преподавателя. Для определения лексического минимума по теме достаточно материала, имеющегося в учебнике, однако в современном быстро развивающемся мире информационно-коммуникационных технологий часто появляются новые понятия, и студенты должны представить их и дать определения. При подготовке презентации студент использует дополнительные источники информации по своей теме, ориентируясь как на современное развитие изучаемого вопроса, так и на сравнение информации, данной в учебнике, и на произошедший прогресс в этой области.
После обсуждения всех тем коллоквиума студенты объединяются в группы, чтобы разгадать кроссворды. Данное задание чаще имеет соревновательный характер, что повышает интерес к нему. Группы получают кроссворды, побеждает та группа, которая выполнила задание первой. Или каждая группа получает все подготовленные к коллоквиуму кроссворды, и побеждает та группа, которая разгадала все кроссворды быстрее. Выбор способа проведения данной работы зависит от времени, которое осталось после обсуждения тем коллоквиума. Если в модуле 4-5 тематических разделов, то
презентации и обсуждения могут занять много времени. В этом случае достаточно будет и одного кроссворда в каждой группе. Если тематических разделов два-три или не сложилось обсуждение после презентаций, то каждая группа может разгадать все кроссворды.
Составление кроссворда тоже носит обучающий характер. Во-первых, студенту необходимо найти определение к словам, используя как печатные словари, так и электронные ресурсы. Затем использовать специальную программу (например, сайт http://cross.highcat.org [12]), чтобы сформировать кроссворд. В итоге выполнение данного задания направлено на формирование различных компонентов ИКПК.
Практика работы с УМК Infotech English for Computer Users показала, что материалы учебного пособия быстро устаревают. В связи с этим преподаватель и сам должен следить за современными тенденциями в развитии информационно-коммуникационных технологий [13, с. 98104]. Необходимо также отметить, что на рынке УМК для обучения иностранному языку в области информационно-коммуникационных технологий небольшой выбор. Видимо, это обусловлено приведенной выше проблемой быстрого устаревания.
К недостаткам данного УМК можно отнести и тот факт, что уровень владения иностранным языком для обучения по данному учебному пособию авторами завышен. Методика коллоквиумов и была применена для студентов с повышенным уровнем, так как предложенный материал в УМК был простым.
В современных условиях предъявления повышенных требований к выпускникам необходимо обладать определенными компетенциями для осуществления высокопрофессиональной деятельности. Данные компетенции могут быть определены как компоненты иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции. Иноязычная коммуникативная профессиональная компетенция определена авторами как готовность осуществлять иноязычное общение с учетом основных лингвистических особенностей иностранного языка для развития имеющихся профессиональных знаний посредством изучения необходимого материала на иностранном языке, их анализа, сравнения и выявления перспективных изменений в профессиональной сфере, обсуждения результатов полученных знаний для решения основных задач в профессиональной деятельности.
Для формирования и развития всех компонентов профессиональной компетенции необходим учебно-методический комплекс, который удовлетворяет следующие требования: развитие четырех
видов речевой деятельности, формирование опыта общекультурного и профессионального взаимодействия для студентов с различным уровнем языковой подготовки.
Учебно-методический комплекс Infotech English for Computer Users отвечает вышеперечисленным требованиям, способствует формированию и развитию компонентов иноязычной профессиональной компетенции. Результаты анкетирования сту-
дентов показывают рост удовлетворенности предложенными учебно-методическими материалами и дисциплиной «Иностранный язык специальности» в целом. Таким образом, учебно-методический комплекс Infotech English for Computer Users может быть эффективно использован для обучения студентов иностранному языку для профессиональных целей даже при различной языковой подготовке.
Список литературы
1. Remacha Esteras S. Infotech. English for Computer Users Student's Book. 4th édition. Cambridge University Press, 2008. 172 p.
2. Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2003.
3. Thomas A. Psychologie interkulturellen Lernens und Handelns // Kulturvergleichende Psychologie. Eine Einfuhrung. 2011. Gottingen Hogrefe. P. 337-424.
4. Артемьева О. А., Мильруд Р. П. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 160 с.
5. Sondergaard T. F., Andersen J., Hjorland B. Documents and the communication on scientific and scholarly information - revising and updating the UNISIST model // Journal of Documentation. 2003. Vol. 59, № 3. P. 278-320.
6. Ковалева А. Г., Дымова Е. Е., Курманова Д. И. Компетентностная модель студента для научно-исследовательской деятельности на иностранном языке в вузе // Научный вестник Воронежского гос. арх.-строит. ун-та. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2017. № 3 (35), октябрь. С. 98-108.
7. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 19.06.2018).
8. Совет Европы: симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: док. DECS/SC/Sec. (96) 43. Берн, 1996.
9. Общеевропейская шкала языковой компетенции. URL: https://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference-languages (дата обращения: 27.06.2018).
10. Dudley-Evans T., St. John M. J. Development in ESP. A multy-disciplinary approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 301 с.
11. Бочарова Т. И. Чтение как один из основных аспектов работы с текстом на занятиях по иностранному языку в вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2010. № 1. С. 54-57.
12. Сайт автоматического создания кроссвордов. URL: http://cross.highcat.org (дата обращения: 27.06.2018).
13. Ковалева А. Г. Современные стандарты для преподавателей иностранного языка в условиях современного образования. Иностранные языки и литература в международном образовательном пространстве: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2015 г. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 98-104.
Ковалева Александра Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский федеральный университет (ул. Мира, 32, Екатеринбург, Россия, 620002). E-mail: kovalka73@mail.ru
Анчугова Ольга Вячеславовна, старший преподаватель, Уральский федеральный университет (ул. Мира, 32, Екатеринбург, Россия, 620002). E-mail: leleka-eka@mail.ru
Зарифуллина Дарья Павловна, старший преподаватель, Уральский федеральный университет (ул. Мира, 32, Екатеринбург, Россия, 620002). E-mail: dashyta_gr@mail.ru
Курманова Диляра Ильшатовна, старший преподаватель, Уральский федеральный университет (ул. Мира, 32, Екатеринбург, Россия, 620002). E-mail: dilechka93@mail.ru
Ткачева Марина Викторовна, старший преподаватель, Уральский федеральный университет (ул. Мира, 32, Екатеринбург, Россия, 620002). E-mail: tkachevamv@mail.ru
Материал поступил в редакцию 20.07.2018.
DOI 10.23951/1609-624X-2018-7-149-155
TEACHING MATERIALS "INFOTECH ENGLISH FOR COMPUTER USERS" AS THE AID FOR FORMING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE PROFESSIONAL COMPETENCE IN STUDENTS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TRAINING PROGRAMS
A. G. Kovaleva, O. V. Anchugova, D. P. Zarifullina, D. I. Kurmanova, M. V. Tkacheva
Ural Federal University, Yekaterinburg, Russian Federation
The article studies the relevance of forming foreign language communicative professional competence in students of information and communication training programs. The article states the definition of competence, studies the process of teaching students a foreign language for specific purposes and the techniques of educational process organization. The foreign communicative professional competence is defined by the authors as multicomponent, that combines foreign, communicative, educational, intercultural and professional competences. The authors present the foreign communicative professional competence as the ability and readiness of students to account the main linguistic features of the foreign language in the communication. The students develop professional skills with the help of material in a foreign language by the analysis, comparison and the determination of prospective changes in the professional field and the discussion of obtained results for the solution of main tasks in a professional activity. The authors share their experience of using the educational methodology course Infotech English for Computer Users for the formation of foreign language communicative professional competence of students of information and communication training programs. Different sections of the textbook are aimed at the formation of every component of foreign language communicative professional competence. The key advantage of the course is the ability to develop all types of speech activity. The arrangement of educational material in the course allows the teachers to manage the educational process in accordance with the students' level of foreign language and the necessary results. The article gives a detailed description of all sections of this course. The course promotes the formation and development of each component of the foreign language communicative professional competence.
Key words: English for specific purposes, foreign language communicative professional competence, educational methodology course Infotech English for Computer Users.
References
1. Remacha Esteras S. Infotech. English for Computer Users. Student's Book. 4th edition. Cambridge University Press, 2008. 172 p.
2. Geykhman L. K. Interactivnoye obucheniye obshcheniyu (obshchepedagogicheskiy podkhod). Dis. dokt. ped. nauk [Interactive training in communication (general pedagogical approach). Diss. doc. of ped. sci.]. Yekaterinburg, 2003 (in Russian).
3. Thomas A. Psychologie interkulturellen Lernens und Handelns. Kulturvergleichende Psychologie. Eine Einfuhrung, 2011. Gottingen Hogrefe. S. 337-424.
4. Artem'eva O. A., Mil'rud R. P. Metodologiya organizastii professional'noy podgotovki spestialista na osnove mezhkul'turnoy kommunikastii [Methodology of the organization of vocational training of the expert on the basis of cross-cultural communication]. Tambov, Tambov State University Publ., 2005, p. 160 (in Russian).
5. Sondergaard T. F., Andersen J., Hjorland B. Documents and the communication on scientific and scholarly information - revising and updating the UNISIST model. [E.v.]. Journal of Documentation, 2003, vol. 59, no. 3, p. 278-320.
6. Kovaleva A. G., Dymova E. E., Kurmanova D. I. Kompetentnostnaya model' studenta dlya nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti na inostrannom yazyke v vuze [Competence-based model of the student for research activity in a foreign language in the institute of higher education]. Nauchnyy Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriya Sovremennye lingvisticheskiye i metodiko-didakticheskiye issledovaniya - Sientific Newsletter. Voronezh State Technical University. Modern Linguistic and Methodical-and-Didactic Researches, 2017, no. 3 (35), pp. 98-108 (in Russian).
7. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya [The Portal of Federal state educational standards of the higher education] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/ (accessed 19 June 2018).
8. Sovet Evropy: Simpozium po teme "Klyuchevye kompetentsi i dlya Evropy" [Council of Europe: Symposium on the subject "Key Competences for Europe"]: Dok.. DECS / SC / Sec. (96) 43. Bern, 1996.
9. Obshcheyevropeyskaya shkala yazykovoy kompetentsi [Pan-European scale of language competence]. URL: https://www.coe.int/en/web/ common-european-framework-reference-languages (accessed 27 June 2018).
10. Dudley-Evans T., St. John M. J. Development in ESP. A multy-disciplinary approach. Cambridge, Cambridge University Press, 1998. 301 p.
11. Bocharova T. I. Chteniye kak odin iz osnovnykh aspektov raboty s tekstom na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku v vuze [Reading as one of the main aspects of the class activity with the text in a foreign language in the institute of higher education]. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki - Philological Sciences. Issues of Theory and Practice, 2010, no. 1, pp. 54-57 (in Russian).
12. Sayt avtomaticheskogo sozdaniya krossvordov [Website of automatic creation of crossword puzzles]. URL: http://cross.highcat.org
13. Kovaleva A.G. Sovremennye standarty dlya prepodavateley inostrannogo yazyka v usloviyakh sovremennogo obrazovaniya [Modern standards for teachers of a foreign language in the conditions of modern education]. Inostrannye yazyki i literatura v mezhdunarodnom obrazovatel'nom prostranstve, sborniknauchno-prakticheskoy konferentsii [Foreign languages and literature in the international educational space: a collection of articles of the international scientific-practical conference]. Yekaterinburg, 2015. Pp. 98-104 (in Russian).
Kovaleva A. G., Ural Federal University (ul. Mira, 32, Yekaterinburg, Russian Federation, 620002).
E-mail: kovalka73@mail.ru
Anchugova O. V., Ural Federal University (ul. Mira, 32, Yekaterinburg, Russian Federation, 620002).
E-mail: leleka-eka@mail.ru
Zarifullina D. P., Ural Federal University (ul. Mira, 32, Yekaterinburg, Russian Federation, 620002).
E-mail: dashyta_gr@mail.ru
Kurmanova D. I., Ural Federal University (ul. Mira, 32, Yekaterinburg, Russian Federation, 620002).
E-mail: dilechka93@mail.ru
Tkacheva M. V., Ural Federal University (ul. Mira, 32, Yekaterinburg, Russian Federation, 620002).
E-mail: tkachevamv@mail.ru