Научная статья на тему 'Опыт работы Алтайского государственного педагогического университета по организации школы подготовки вожатых "Вести за собой!"'

Опыт работы Алтайского государственного педагогического университета по организации школы подготовки вожатых "Вести за собой!" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATION / SCHOOL OF TRAINING OF LEADERS / LEADER / REST OF CHILDREN AND TEENAGERS / ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛА ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ / ВОЖАТЫЙ / ОТДЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алеева Ю.В.

В статье раскрывается сущность и проблемы воспитания в современных социокультурных условиях. Подчеркивается актуальность профессиональной подготовки педагогических кадров к организации летнего отдыха детей и подростков в высших учебных заведениях, осуществляемых в рамках реализации федеральных государственных стандартов высшего образования. В статье представлен опыт работы Алтайского государственного педагогического университета по организации школы подготовки вожатых «Вести за собой!». Раскрываются цели и задачи проекта, анализируется авторская программа подготовки вожатых, определяются результативные направления: перечень получаемых знаний и умений. Определяются компоненты готовности будущих вожатых: наличие психолого-педагогических знаний об организации воспитательного процесса в ДОЛ; наличие опыта творческой деятельности в вопросах организации воспитательной и досуговой деятельности детей в ДОЛ; сформированный опыт эмоционально-ценностных отношений: к профессии педагог-вожатый; к воспитанникам и коллегам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алеева Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE ALTAI STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN ORGANIZATION OF A SCHOOL OF LEADERS

In the article the author reveals the contents and problems of education in modern sociocultural conditions. The relevance of vocational training of pedagogical frames to the organization of summer holiday of children and teenagers in the higher educational institutions, which are carried out in the context of the federal state standards of the higher education, is emphasized. The work describes the experience of the Altai State Pedagogical University on the organization of a school for training leaders. The work reveals purposes and tasks of the project, the author’s program of training of leaders is analyzed, its thematic and productive directions are defined: the list of the gained knowledge and abilities. Components of readiness of future leaders are defined: existence of psychology and pedagogical knowledge of the organization of educational process; experience of creative activity in questions of the organization of educational and leisure activity of children; the created experience of the emotional and valuable relations: to a profession the teacher leader; to pupils and colleagues.

Текст научной работы на тему «Опыт работы Алтайского государственного педагогического университета по организации школы подготовки вожатых "Вести за собой!"»

неосознанное чувство радости. Волевому регулированию ситуация не поддаётся, так как в подавляющем большинстве случаев единственное, чего хотят люди - продолжать беседу

Рациональный уровень.

Он формируется после прохождения некоторого времени с момента начала общения между людьми. Рациональный уровень основан на осознании контактирующими людьми сходства норм, ценностей, жизненного опыта и установок. Считается, что такое неформальное общение является более устойчивым [4].

Библиографический список

К коммуникативным умениям, которые зачастую даже не осознаются людьми: относится способность учитывать не только свою типичную систему, но и собеседника. Немаловажно и умение позитивно формулировать цели общения, принимать во внимание интересы и ценности оппонента, быть гибким в процессе диалога. Ещё необходимо проявлять наблюдательность к изменениям в эмоциональном состоянии собеседника. Полученные исследовательским путём данные могут служить надежной основой для выбора приёмов улучшения выявленных в ходе опроса неадекватности в развитии коммуникативно-социальной сферы.

1. Болотова А.К. Психология коммуникаций. Москва, 2015.

2. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК). Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва, 2002: 138 - 149.

3. Профессиональное общение и профессиональная деятельность. Национальная психологическая энциклопедия. Available at: https://vocabulary.ru/termin/professionalnoe-obschenie-i-professionalnaja-dejatelnost.html

4. Социально-психологические проблемы профессиональной деятельности. Available at: https://studme.org/158011175525/psihologiya/

References

1. Bolotova A.K. Psihologiya kommunikacij. Moskva, 2015.

2. Diagnostika kommunikativnoj social'noj kompetentnosti (KSK). Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostikarazvitiya lichnostiimalyh grupp. Moskva, 2002: 138 - 149.

3. Professional'noe obschenie i professional'naya deyatel'nost'. Nacional'naya psihologicheskaya 'enciklopediya. Available at: https://vocabulary.ru/termin/professionalnoe-obschenie-i-professionalnaja-dejatelnost.html

4. Social'no-psihologicheskie problemy professional'noj deyatel'nosti. Available at: https://studme.org/158011175525/psihologiya/

Статья поступила в редакцию 28.11.18

УДК 378

Aleyeva Yu.V, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: yaleeva73@mail.ru

THE EXPERIENCE OF THE ALTAI STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN ORGANIZATION OF A SCHOOL OF LEADERS. In the article the author reveals the contents and problems of education in modern sociocultural conditions. The relevance of vocational training of pedagogical frames to the organization of summer holiday of children and teenagers in the higher educational institutions, which are carried out in the context of the federal state standards of the higher education, is emphasized. The work describes the experience of the Altai State Pedagogical University on the organization of a school for training leaders. The work reveals purposes and tasks of the project, the author's program of training of leaders is analyzed, its thematic and productive directions are defined: the list of the gained knowledge and abilities. Components of readiness of future leaders are defined: existence of psychology and pedagogical knowledge of the organization of educational process; experience of creative activity in questions of the organization of educational and leisure activity of children; the created experience of the emotional and valuable relations: to a profession the teacher leader; to pupils and colleagues.

Key words: education, school of training of leaders, leader, rest of children and teenagers.

Ю.В. Алеева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: yaleeva73@mail.ru

ОПЫТ РАБОТЫ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ «ВЕСТИ ЗА СОБОЙ!»

В статье раскрывается сущность и проблемы воспитания в современных социокультурных условиях. Подчеркивается актуальность профессиональной подготовки педагогических кадров к организации летнего отдыха детей и подростков в высших учебных заведениях, осуществляемых в рамках реализации федеральных государственных стандартов высшего образования. В статье представлен опыт работы Алтайского государственного педагогического университета по организации школы подготовки вожатых «Вести за собой!». Раскрываются цели и задачи проекта, анализируется авторская программа подготовки вожатых, определяются результативные направления: перечень получаемых знаний и умений. Определяются компоненты готовности будущих вожатых: наличие психолого-педагогических знаний об организации воспитательного процесса в ДОЛ; наличие опыта творческой деятельности в вопросах организации воспитательной и досуговой деятельности детей в ДОЛ; сформированный опыт эмоционально-ценностных отношений: к профессии педагог-вожатый; к воспитанникам и коллегам.

Ключевые слова: воспитание, школа подготовки вожатых, вожатый, отдых детей и подростков.

Воспитание подрастающего поколения XXI века - важный и сложный процесс, предъявляющий высокие требования к профессиональной подготовке педагога. Среди ключевых проблем институтов образования и молодежной политики по работе с детьми и молодежью, остаются актуальными: деформация ценностно-нормативных представлений, низкий уровень физического и духовного развития детей и молодежи, различие жизненных стартовых возможностей, необходимых для продолжения образования, социального и профессионального самоопределения. Решение этих проблем, в качестве приоритетных направлений работы с детьми и молодежью, определено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны; создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи; вовлечение молодежи в социальную практику [1]. Н.Е. Щуркова в свете инновационных подходов к воспитанию подчёркивает, что «...успешность каждого ребёнка предопределяет пестрый веер формируемых отношений в ходе организуемой деятельности: к её процессу и объекту, к товарищам и педагогам, обществу и отдельным лицам, а главное - отношение ребёнка к самому себе как личности. От того, насколько

высока самооценка, зависит его последующее развитие и общее отношение к жизни - от радостного восприятия ее в начальной школе до благоговения перед нею в юношеский период» [2, с. 61].

Сегодня особо актуальной становится профессиональная подготовка педагогических кадров к организации летнего отдыха детей и подростков в высших учебных заведениях, осуществляемая в рамках реализации федеральных государственных стандартов высшего образования в части организации летней практики бакалавров и специалистов. Данный процесс требует постоянной актуализации и теоретического осмысления содержания профессиональной подготовки будущих педагогов. Этому способствует, с одной стороны, социальный заказ на подрастающее поколение, отражающийся в соответствующих федеральных законодательных актах в сфере образования и работы с детьми и молодежью. С другой стороны, современные подходы к организации летнего отдыха и оздоровления детей рассматривают детский отдых не только как особую воспитательную систему, а как неотъемлемую составляющую жизнедеятельности ребёнка, где гармонично сочетаются духовно-нравственные, эстетические, патриотические и познавательные сферы и происходит освоение жизни ребёнком естественным способом [3].

Для работы в оздоровительном лагере от вожатых требуется не только искреннее желание взаимодействовать с детьми, не только определенный опыт работы, но и качественная психолого-педагогическая и методическая подготовка. Рассмотрим опыт подготовки вожатых в Алтайском государственном педагогическом университете.

По данным за 2018 год, на территории Алтайского края находится порядка 167 турбаз и организаций отдыха, 60 стационарных детских оздоровительных лагерей и большое количество оздоровительных лагерей дневного пребывания на базе школ. Все работодатели заинтересованы в компетентных вожатых, которых не придётся обучать «с нуля». Однако в учебных планах многих педагогических вузов нет отдельной учебной дисциплины, направленной на обучение вожатых ни специальных практик, в то время как специфика работы вожатых предполагает особую подготовку, отличающуюся от общепедагогической. Поэтому, чаще всего отбор вожатых для летней оздоровительной кампании проводится стихийно, а отсутствие мотивации и низкая педагогическая квалификация работников становятся серьёзной проблемой и угрозой безопасности детей. Именно поэтому нами был разработан проект школы подготовки вожатых «Вести за собой!».

Целью проекта является создание краевой школы подготовки вожатых и реализация программы, призванная повысить качество подготовки студентов высших учебных заведений в вопросах вожатства. В связи с этим мы определяем ведущим назначением проекта школы подготовки вожатых «Вести за собой!» -развитие социально-педагогических способностей студентов (молодежи) с целью их дальнейшего профессионального и социального самоопределения, через занятость, в качестве вожатых и помощников вожатых в учреждениях отдыха и оздоровления детей и молодежи, в организации и проведении круглогодичных оздоровительно-образовательных кампаний.

Задачи проекта:

- анализ научной литературы и статистических данных по проблематике проекта;

- определение методологических подходов для создания программы;

- разработка содержания программы;

- составление календарно-тематического плана реализации программы;

- подбор инструментария для реализации программы;

- апробация программы на базе Алтайского государственного педагогического университета

- анализ результатов реализации проектом и внесение поправок и корректив в программу.

Рассмотрим содержательное наполнение программы школы подготовки вожатых. Целью программы является: освоение будущими вожатыми психолого-педагогических знаний и приобретение практических умений и навыков, необходимых для работы педагогов-организаторов отдыха детей и подростков. Формирование профессиональной компетентности педагога-организатора в сфере летнего оздоровления, досуга и воспитания детей. Задачи программы: формирование психолого-педагогических знаний об организации воспитательного процесса в ДОЛ; овладение слушателями практическими умениями и навыками по организации разнообразной деятельности детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря; совершенствование опыта творческой деятельности слушателей в вопросах организации воспитательной и досу-говой деятельности детей в ДОЛ; формирование опыта эмоционально-ценностных отношений: к профессии педагог-вожатый, к воспитанникам и коллегам; стимулирование активности учащихся школы подготовки вожатых к участию в конкурсах «Лучший вожатый» различного уровня: городских, краевых, региональных и Всероссийских.

Важны тематические направления подготовки вожатых. На наш взгляд оптимальным сочетанием для качественной подготовки являются следующие направления: история и опыт вожатской деятельности в России; нормативно-правовые основы вожатской деятельности; логика развития смены, задачи и особенности ее этапов; конструктивное взаимодействие всех участников педагогического процесса в ДОЛ; напарничество; возрастные особенности детей; временный детский коллектив; конфликты в детском коллективе; педагогическое мастерство вожатого; профессиональная этика и культура вожатого; основы безопасности жизнедеятельности временного детского коллектива; технологии работы вожатого в образовательной организации и детском лагере; работа вожатого с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; работа вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья; первая медицинская помощь в ДОЛ; особенности организации детского туризма и краеведения в ДОЛ; тренинги на формирование профессиональных качеств вожатого; тренинги на

Библиографический список

командообразование; тренинги на выявление и формирование лидерских качеств; мастер-классы по изготовлению поделок и сувениров. Согласно мнению Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич, процесс подготовки вожатых должен осуществляться сквозь призму культуры, т. е. его восприятие как культурного процесса, осуществляемого в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку свободно-проявляющему свою индивидуальность и способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей [4].

Успешное освоение программы способствует достижению следующих результатов образования: будущий вожатый должен знать: обязанности вожатого; стадии развития детского коллектива, отряда; основы командообразования; этапы планирование деятельности и ведении документации вожатого; основы самоуправления и соуправления в коллективе, лагере; методы социального проектирования и художественного моделирования; основы доврачебной медицинской помощи; вожатый должен уметь: управлять собой и детским коллективом; выбирать стиль и организацию общения; планировать работу с детским коллективом; организовывать командообразующие игры, детское самоуправление, культурно-досуговые программы, коллективные творческие дела; оформлять документацию вожатого; проектировать деятельность вожатого; организовывать спортивно-оздоровительную деятельность; проводить тренинги, мастер-классы; применять имеющиеся знания и умения по социальному и художественному проектированию на практике. В ходе реализации программы студенты овладеют основами вожатского мастерства, ключевыми навыками организации деятельности, сплочения и развития мотивации временных детских коллективов.

Проект направлен в первую очередь на подготовку студентов педагогических отрядов Алтайского края. Организацией школы подготовки вожатых занимаются координаторы: руководитель; начальник штаба трудовых дел АлтГПУ; заместитель руководителя АРО МООО «РСО» по направлению СПО; комиссары и командиры студенческих педагогических отрядов. Преподавателями школы вожатых являются педагоги Алтайского государственного педагогического университета, специалисты Алтайского краевого Союза детских и подростковых организаций, специалисты МАУДО «Оздоровительно-образовательный центр «Каникулы»».

Школадаетподготовкувобъеме11ступеней:дляновичковистажистов.Каждая ступень подготовки рассчитана на 72 часа, включающих занятия теоретического и практического характера. Общая трудоемкость теоретических занятий составляет 24 часа; практических занятий - 44 часа; итоговых занятий - 4 часа. Режим работы школы: 2 раза в неделю на протяжении трех месяцев.

Преобладающими формами работы со студентами являются: тренинги, мастер-классы, проектная деятельность, конкурсы, квесты, мозговые штурмы, форсайт-сессии, которые помогут студентам сориентироваться в многообразии различных видов деятельности вожатого.

По итогам обучения в школе вожатых каждый студент получает сертификат, который дает право на трудоустройство в детских оздоровительных лагерях не только Алтайского края, но других регионов, в том числе и Всероссийских сменах.

Главным качественным результатом деятельности школы подготовки вожатых «Вести за собой!» является способность её выпускников самостоятельно проектировать и реализовывать воспитательные и культурно-досуговые программы в зависимости от типов и задач летних школ и лагерей. Одним из результатов реализации проекта является формирование команд, которые, получив навыки продуктивного взаимодействия, сами смогут предлагать варианты организации целостной воспитательной среды в условиях детского оздоровительного лагеря. Так же важна готовность её выпускников самостоятельно: ставить цели и задачи деятельности вожатого, подбирать содержание деятельности, подбирать адекватные целям методы, формы, средства и технологии, проектировать и реали-зовывать воспитательные и культурно-досуговые программы в зависимости от типов и задач летних школ и детских оздоровительных лагерей; наличие психолого-педагогических знаний об организации воспитательного процесса в ДОЛ; наличие опыта творческой деятельности в вопросах организации воспитательной и досуговой деятельности детей в ДОЛ; сформированный опыт эмоционально-ценностных отношений: к профессии педагог-вожатый; к воспитанникам и коллегам [5].

Таким образом, наш проект повысит уровень подготовки вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях на территории Алтайского края. Они станут ключевыми фигурами в создании воспитательной среды и будут конкурентоспособны на рынке труда, а также станут визитной карточкой программы вожатской подготовки в Алтайском крае.

1. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), «Стратегии инновационного развития России до 2020 года». Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

2. Щуркова Н.Е., Мухин М.И., Желаннова А.В. Новое воспитание в новой школе. Под общей редакцией Н.Е. Щурковой. Москва: АРКТИ, 2012: 61.

3. Линкер Г.Р Творческие учебные задания как средство формирования готовности студентов вуза к организации летнего детского отдыха. Интернет-журнал «Науковедение». 2015; Том 7, № 1. Available at: http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1

4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону: Учитель, 1999.

5. Словарь-справочник по педагогике. Под общей редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: ТЦ Сфера. 2004.

References

1. «Koncepcii dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r), «Strategii innovacionnogo razvitiya Rossii do 2020 goda». Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r.

2. Schurkova N.E., Muhin M.I., Zhelannova A.V. Novoe vospitanie v novoj shkole. Pod obschej redakciej N.E. Schurkovoj. Moskva: ARKTI, 2012: 61.

3. Linker G.R. Tvorcheskie uchebnye zadaniya kak sredstvo formirovaniya gotovnosti studentov vuza k organizacii letnego detskogo otdyha. Internet-zhurnal«Naukovedenie». 2015; Tom 7, № 1. Available at: http://naukovedenie.ru/index.php7p4/ol7-1

4. Bondarevskaya E.V., Kul'nevich S.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya. Rostov-na-Donu: Uchitel', 1999.

5. Slovar'-spravochnikpopedagogike. Pod obschej redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: TC Sfera. 2004.

Статья поступила в редакцию 29.11.18

УДК 378

Matveeva N.A., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Pro-Rector for Research and Innovation, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: matveeva_n_a@mail.ru

Kulish V.V., Cand. of Sciences (Sociology), Head of Department, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: vitalii.kulish@mail.ru Tumbaeva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: tumbaeva_n_v@mail.ru

INFORMATION CULTURE OF EDUCATIONAL ACTIVITIES: DESIGN SOCIAL INDICATORS. The article reveals the social indicators of information culture of participants of educational activities. In the modern education system there is a growing contradiction between the need for a high level of information culture of the subjects of educational activity and the factors that prevent the formation of information culture of social subjects of education. To solve this problem, the article defines the basics of information culture and the system of indicators of its formation in the subjects of educational activity. The analysis of scientific approaches (systemic, structural and functional, socio-cultural, informational, sociological) allowed to draw conclusions about the presence of the main components of the information culture of the individual and indicators of its formation and manifestation. The article presents the author's understanding of "information culture" and the system of indicators of information culture of the subject of educational activity.

Key words: information culture, indicators of information culture, subject of educational activity.

Н.А. Матвеева, д-р социол. наук, проф., проректор по научной работе и инновационной деятельности, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: matveeva_n_a@mail.ru

В.В. Кулиш, канд. социол. наук, доц., зав. каф. социологии, политологии и экономики, ФГБОУ ВО «Алтайская государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: vitalii.kulish@mail.ru

Н.В. Тумбаева, канд. пед. наук, доц., доц. каф. информационных технологий, ФГБОУ ВО «Алтайская государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: tumbaeva_n_v@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Научно-исследовательская работа выполнена при поддержке гранта РНФ № 128-18-00047.

В статье раскрываются социальные показатели информационной культуры участников образовательной деятельности. В современной системе образования обостряется противоречие между необходимостью наличия высокого уровня информационной культуры субъектов образовательной деятельности и факторами, препятствующими формированию информационной культуры социальных субъектов образования. Для решения данной проблемы в статье определены сущность информационной культуры и система показателей её сформированности у субъектов образовательной деятельности. Анализ научных подходов (системный, структурно-функцональный, социокультурный, информационный, социологический) позволил сделать выводы о наличии основных составляющих информационной культуры личности и показателях её сформированности и проявления. В статье приводится авторское понимание «информационной культуры» и система показателей информационной культуры субъекта образовательной деятельности.

Ключевые слова: информационная культура, показатели информационной культуры, субъект образовательной деятельности.

В современных условиях информатизации общества масштабы и скорость информационных потоков превосходят возможности человека в их познании, оценке и переработке. Электронные устройства стали обычным средством достижения государственных, общественных, производственных, профессиональных или личных целей. Многочисленные термины «электронная Россия», «цифровая экономика», «информационная война», «блокчейн», «электронный профиль», «социальная сеть», «мобильные приложения», «дополненная и виртуальная реальность», «умный дом», «системы распознавания лиц» и другие стали привычными. Изменяется информационно-техническая составляющая взаимоотношений государства и гражданина, личности и общества.

Интернет способствует модернизационным процессам во всех сферах жизнедеятельности человека и общества, одновременно порождая новые антропогенные, социальные и техногенные риски. Увеличивается социальный разрыв между населением, живущим в медиапространстве и миллионами людей, не умеющими писать и читать. Работодатели всерьез задумывается над этическим и экономическим вопросом, кого нанимать на работу - человека или робота. Стремительные потоки новой информации превосходят возможности человека и приводят к отчуждению от нее, к снижению потребности в анализе ее качества, целей появления и распространения. Умения осознанно выбирать данные в этих потоках, активно их использовать, самостоятельно учиться работать с новыми устройствами, программными средствами и новыми информационными технологиями стали важнейшей составляющей профессионализма современного человека. Сформированность этих умений приобретает особую актуальность в сфере образования.

Компетентность в области информационных технологий была и остается основой профессиональной деятельности учителя и образовательной деятельности обучающегося. Но в современном обществе меняются функции

учителя и обучающегося и способы их взаимодействия. Целью преподавания становится не просвещение как распространение новых знаний и опыта, а научение самостоятельному поиску и отбору информации, формирование навыков самообучения. Доступ к электронным издательствам, библиотекам и сети Интернет, беспроводная связь, наличие официального сайта и аудиторий, оборудованных мультимедийными устройствами, стали обязательными средствами обучения. Каждое современное образовательное учреждение обладает и развивает свою образовательную информационную среду. Повышение эффективности работы образовательной организации напрямую зависит от качества данной среды, способностей пользователей ориентироваться в ней и развиваться.

С одной стороны, высокий уровень информационной культуры всех субъектов образовательной деятельности, педагогов и обучающихся, позволяет выстраивать организационные и индивидуальные стратегии эффективной деятельности, способствует достижению успеха в образовательной деятельности обучающихся, профессиональной деятельности педагогов, функционировании образовательной организации, с другой стороны, - существует ряд объективных и субъективных факторов, препятствующих эффективному процессу формирования информационной культуры социальных субъектов образования.

Для решения данной проблемы, необходимо определить сущность информационной культуры и выявить систему показателей её сформированности у субъектов образовательной деятельности.

В процессе развития междисциплинарных связей в системе социально-гуманитарных наук расширились возможности использования различных методологических подходов к изучению информационной культуры. Рассмотрение информационной культуры в контексте многообразия сложившихся подходов помогает выделить сущность и основные показатели её проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.