I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
УДК 378.13
Н. Я. Сайгушев (Магнитогорск, Россия) О. А. Веденеева (Магнитогорск, Россия)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о профессиональной подготовке студентов вузов к вожатской деятельности на основе контекстного подхода. В период подготовки к вожатской деятельности студент должен занимать инициативную, то есть активную позицию в учебно-профессиональной деятельности. Педагог в этом случае исполняет роль консультанта. Он не столько организует учебный процесс, сколько соучаствует в нем, вступая в диалог с обучаемыми и обогащая их целостный личностный опыт. Данный подход к профессиональной подготовке имеет своей целью развить у студентов способность осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария будущей профессиональной деятельности, ролевого и имитационного моделирования. Такой тип обучения стимулирует активный отклик на возникающие перед вожатым проблемные ситуации. Одна из трудностей внедрения контекстного обучения в профессиональную подготовку студентов вузов состоит в том, что овладение профессиональными умениями и навыками обеспечивается в большей степени в рамках и средствами качественно иной деятельности - учебной. Технология контекстного обучения студентов вожатской деятельности состоит из трех ее базовых форм: учебной деятельности с ведущей ролью лекций и семинаров (в курсе дисциплины «Организация вожатской деятельности»); квазипрофессиональной деятельности, воплощающейся в играх, спецкурсах, спецсеминарах, коллективно-творческих делах (учебной практики «Инструктивный лагерь»); учебно-профессиональной деятельности (производственной практики в детских оздоровительных центрах). Анализируемая профессиональная подготовка к вожатской деятельности, предполагающая активную позицию для студентов вуза, превращает предмет деятельности из чисто учебного в практически профессиональный.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, студент вуза, вожатый, технология контекстного обучения.
Реформирование профессиональной подготовки студентов вузов к вожатской деятельности ориентировано на активное обучение. Огромный поток педагогической литературы свидетельствует, что дидакты и методисты, теоретики и практики едины в своем стремлении выйти за рамки традиционного обучения вожатскому мастерству.
Традиционное обучение в период профессиональной подготовки студентов вузов к вожатской деятельности базируется на ретрансляции обучаемым знаний, формировании их навыков и умений с опорой на сообщение нового материала, а также на основе оценки усвоенных знаний, умений и навыков. Репродуктивный характер традиционного обучения не позволяет достичь целого ряда задач профессионального образования. Проблемы могут возникнуть, если педагог пытается добиться традиционными средствами следующих целей:
- формировать профессиональные мотивы и интересы вожатской деятельности;
- формировать логическое мышление будущего вожатого;
- вырабатывать целостное представление о вожатской деятельности;
- развивать коллективную мыслительную деятельность;
- формировать коммуникативные умения и навыки взаимодействия и общения;
- прививать ценностные ориентации и установки будущего профессионального коллектива,
общества.
Студент в период профессиональной подготовки к вожатской деятельности занимает инициативную, то есть активную позицию, в процессе обучения, поэтому педагог при сохранении руководящей роли не должен доминировать. Его задачи близки или совпадают с задачами консультанта. И здесь важно не столько организовать процесс обучения, сколько принять участие в нем. Нужен диалог с обучаемыми, обогащающий их целостный личностный опыт.
Контекстный подход к профессиональной подготовке студентов вузов к вожатской деятельности дает обучаемым возможность осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, инструментария будущей профессиональной деятельности, ролевого и имитационного моделирования. Такой тип обучения стимулирует активный отклик на возникающие перед вожатым проблемные ситуации.
Одним из педагогических способов реализации инновационной деятельности является адекватная технология обучения. Наиболее продуктивной технологией, с нашей точки зрения, является контекстная технология обучения вожатской деятельности, разработанная авторской школой А. А. Вербицкого [2]. Анализ результатов и хода внедрения указанной технологии позволяет утверждать, что под контекстной технологией понимается такое обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное (технико-технологическое) и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста. Механизм организации образовательного процесса заключается в наложении абстрактных знаний знаковых систем на канву профессиональной деятельности [2].
Как и в традиционном обучении, в контекстном обучении учебный материал предъявляется в виде учебных текстов, знаковой информации для усвоения. Далее эта учебная информация с помощью новых форм и методов моделирует предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. От фундаментальных знаний студенты переходят к моделям, воссоздающим реальные профессиональные ситуации, типовые и нестандартные фрагменты вожатской деятельности. Обязательной частью воссоздающих моделей являются реконструкции взаимоотношений занятых в ней людей. Таким образом, студентам в рамках контекстной технологии обучения задаются контуры его профессионального труда. Единицей работы преподавателя и студента является ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости [3]. Именно в ходе анализа ситуаций, деловых и учебных игр студент формируется как специалист, как будущий вожатый.
Процесс внедрения контекстного обучения в профессиональную подготовку студентов вузов к вожатской деятельности сопряжен с рядом трудностей по преодолению объективно возникающих противоречий.
Одна из трудностей состоит в том, что овладение профессиональной деятельностью обеспечивается в большей степени в рамках и средствами учебной деятельности, качественно отличающейся от вожатской.
Второе противоречие видится нам в том, что сами формы учебной деятельности не сопоставимы с формами усваиваемой профессиональной деятельности.
Следовательно, чтобы сформировать будущего вожатого, надо обеспечить переход от одного типа деятельности (познавательной, учебной) к другому (профессиональной, в данном случае, вожатской). Важно сосредоточиться при этом на соответствующей смене потребностей, мотивов, целей, действий, средств, предметов и планируемых результатов. Без преодоления указанных противоречий, на наш вряд, невозможно построить полноценный процесс обучения профессиональной подготовки студентов вузов к вожатской деятельности.
Основной характеристикой образовательного процесса контекстного типа при подготовке будущих вожатых является моделирование предметного и социального содержания
будущей профессиональной деятельности. Система новых и традиционных форм и методов обучения реализуется на языке знаковых средств типовых ситуаций, которые проигрываются и проживаются студентами. В специальных дисциплинах воссоздаются реальные условия и обстоятельства профессиональных ситуаций, отбираются фрагменты будущей профессиональной деятельности и практически исследуются взаимоотношения людей, занятых в ней. Таким образом, студенту задаются контуры его профессионального труда. Единицей работы преподавателя и студента становится ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Именно в ходе анализа ситуаций, деловых и учебных игр (игры-коммуникации, игры-защиты от манипуляции, игры для развития интуиции, игры-рефлексии, игры на знакомства, игры работы с залом и пр.) студент формируется как специалист, как будущий вожатый.
Технология контекстного обучения студентов к вожатской деятельности складывается из трех базовых форм деятельности:
- учебной деятельности с ведущей ролью лекций и семинаров (в процессе реализации, например, специальной учебной дисциплины «Организация вожатской деятельности»);
- квазипрофессиональной, организованной преподавателем с помощью соответствующих игр, тренингов на спецкурсах, спецсеминарах, а также с помощью специального вида учебной практики («Инструктивный лагерь»);
- учебно-профессиональной (производственной практики в детских оздоровительных центрах).
Таким образом, технология контекстного обучения студентов вожатской деятельности, являясь интеграцией образования и профессиональной деятельности, ориентированной на воспитание творческой индивидуальности специалиста. Технология позволяет обучаемому раскрыться и как субъекту учебной деятельности, и как субъекту будущей профессиональной деятельности. Контекстное обучение вожатской деятельности дает студенту возможность не только познакомиться с новым видом деятельности, но и включиться в самодеятельность, реализовать свободу выбора, заняться самовоспитанием.
В технологии контекстного обучения студентов вожатской деятельности воплощаются следующие принципы профессионального образования:
- моделирования в учебно-профессиональной деятельности целостного содержания и условий профессиональной деятельности (в нашем случае, вожатых);
- связи теории и практики вожатской деятельности;
- совместной деятельности: вожатый - дети, вожатый - руководство, вожатый - вожатый, вожатый - родители;
- активности личности вожатого;
- проблемности;
- единства обучения и воспитания.
Конкретные механизмы реализации этих принципов раскрываются через формы и методы обучения контекстного типа.
Нами разработан учебно-методический комплекс на основе технологии контекстного обучения по профессиональной подготовке студентов вузов к вожатской деятельности.
Первая базовая форма деятельности (учебная) организуется в ходе изучения студентами дисциплины «Основы вожатской деятельности». Ее содержание мы сложили из следующих разделов:
1. История вожатского дела.
2. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности.
3. Психолого-педагогические основы вожатской деятельности.
4. Технология организации воспитательной работы в детском оздоровительно-образовательном комплексе.
5. Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности.
6. Профессиональная этика и культура вожатого.
7. Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива.
8. Педагогические россыпи [1].
Вторая базовая форма (квазипрофессиональная) деятельность представлена учебной практикой «Инструктивный лагерь». Содержание специализированной практики состоит из шести разделов, освоение которых рассчитано на 2 недели. Технология реализации включает комплекс упражнений, ролевые игры, микрообучение, «лабиринты» действий, психотехнические игры.
Первый раздел «Упражнения для развития педагогической рефлексии» направлен на достижения ряда целей:
- смягчение ролевого неравенства в оппозиции «учитель - ученик»;
- поиск компенсаций этого неравенства на основе диалога;
- осознание индивидуального стиля вожатого, педагогических пристрастий;
- выбор эффективных стилей общения вожатых между собой, вожатого с детьми, руководителями детского оздоровительного центра, родителями.
Особое место занимают упражнения и игровые методы разрешения конфликтов.
Раздел «Психотехнические упражнения» включает задания для будущих вожатых, обучающие их управлению собственным психическим состоянием и регулировке самочувствия. В него входят: игры-релаксации; адаптационные игры; игры-самовнушения; игры-освобождения.
Раздел «Упражнения по развитию коммуникативных навыков» состоит из четырех блоков: развитие навыков публичного выступления; овладение сигналами, жестами и мимикой педагогического общения; игровые методы оптимизации взаимодействия вожатого с детьми и их родителями; игры тренинга общения.
Раздел «Упражнения на отработку действий вожатого в типичных и нетипичных ситуациях», взятых из жизни или смоделированных, включает: игры-защиты от манипулирования; анализ ситуаций цикла «Педагогическое наказание»; упражнения и задачи из цикла «Работа с трудновоспитуемыми подростками» и т.д.
Раздел «Педагогическая интуиция» включает упражнения на развитие воображения; упражнения на развитие навыка переходить от запланированного к экспромту и наоборот; упражнения на развитие интуиции и умение мгновенно принимать решения; групповые методы развития педагогической интуиции.
Раздел «Актерское перевоплощение и лицедейство» направлен на разбор понятий «сценарий мероприятия», «драматургия», «снятие мышечного зажима», «элементы актерского дарования в работе вожатого» и отработку соответствующих умений.
И завершается процесс обучения организацией третьей базовой формы деятельности -учебно-профессиональной, т. е. летней педагогической практики. Студент включается в качественно иной образовательный процесс. Данная практика состоит из трех разделов:
1. Подготовительный (подготовка индивидуального плана программы воспитательной практики в соответствии с заданием руководителя практики; знакомство с информационно-методической базой практики; подготовка диагностических материалов для проведения педагогической диагностики развития личности ребенка и детского коллектива; подготовка информации, необходимой для разработки сценариев воспитательных дел и методического обеспечения к ним).
2. Основной (подготовка сценариев воспитательных дел по разным направлениям (физического, интеллектуального, нравственного, эстетического, трудового) развития детей; методических материалов, необходимых для их проведения; проведение воспитательных дел в отряде и ДОЦ; их самоанализ).
3. Заключительный (подготовка отчета по практике; защита отчета).
Итак, контекстная технология профессиональной подготовки обучающихся к вожат-ской деятельности ставит студентов вуза не в пассивную, а в деятельностную позицию. Проживание субъектами образовательного процесса реальных и моделируемых профессиональных ситуации переводит предмет их деятельности из статуса учебно-профессионального в ранг практически профессионального.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веденеева О. А., Савва Л. И., Сайгушев Н. Я., Тураев Р. Р. Методика работы вожатого в детском оздоровительно-образовательном комплексе: учебное пособие. С-Пб. : Наукоемкие технологии. 2018.175 с.
2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. М. : Высшая школа. 1991. 207 с
3. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул : Изд-во Алтайского государственного университета. 2002.146 с.
N. Ya. Saigushev (Magnitogorsk, Russia) O. A. Vedeneeva (Magnitogorsk, Russia)
PROFESSIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS TO VOCATIONAL ACTIVITY BASED ON CONTEXT APPROACH
Abstract: The article deals with vocational training of university students for the conduct of the activities on the basis of a contextual approach. During the period of professional preparation for the leader's activity, the student must take an initiative, that is, an active position in the educational process. The teacher in this case serves as a helper or consultant. He not only organizes the educational process, but participates in it, entering into a dialogue with the trainees and enriching their whole personal experience. This approach to the vocational training of students of higher educational institutions to camp leaders' activities is aimed at developing opportunities to learn new experiences based on the purposeful formation of creative and critical thinking, experience and tools of future professional activity and role simulation. This type of training stimulates an active response to the problem situations that arise before the counselor. One of the difficulties of introducing contextual training in vocational training of university students for camp activities is that we ensure the mastery of professional activity within the framework and by means of a qualitatively different activity - a learning activity that is characterized by its own peculiarities. The technology of contextual training of students' vocational activities consists of three basic forms: educational activity with the leading role of lectures and seminars (the discipline "Organization of Vozhatskaya activity"); quasi-professional, embodied in games, special courses, special seminars (training practice "Instructive camp"); educational and professional (industrial practice in children's health centers). This professional preparation for the activity of the leaders puts the university students in an active position, the subject turns from a purely academic to a practically professional one.
Keywords: vocational training, university student, counselor, context-based learning technology.
REFERENCES
1. Vedeneeva O. A., Savva L. I., Saigushev N. Ya., Turaev R. R. Metodika raboty vozhatogo v detskom ozdorovitel'no-obrazovatel'nom komplekse: uchebnoe posobie , Saint-Petersburg, Naukoemkie tekhnologii, 2018, 175 p.
2. Verbitskii A. A. Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole: kontekstnyi podkhod: Metod. posobie, Moscow, Vysshaya shkola, 1991, 207 p.
3. Lavrent'ev G. V., Lavrent'eva N. B. Innovatsionnye obuchayushchie tekhnologii v professional'noi podgotovke spetsialistov, Barnaul, Izd-vo Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2002,146 p.
Сайгушев Н. Я., Веденеева О. А. Профессиональная подготовка студентов вузов к вожатской деятельности на основе контекстного подхода // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 4. С.6-11.
Saigushev N. Ya., Vedeneeva O. A., Professional Training of University Students to Vocational Activity Based on Context Approach, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no 4, pp.6-11.
Сведения об авторах
Сайгушев Николай Яковлевич - профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. nikolay74rus@mail.ru
Веденеева Ольга Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, vedeneeva12@mail.ru
Authors:
Nikolai Y. Saigushev, Dr. of Pedagogic Sciences, Professor, Department of Pedagogical Education and Document Management Institute of Humanitarian Education, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU); nikolay74rus@mail.ru
Olga A.Vedeneeva, Ph.D. of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogical Education and Document Management, Institute of Humanitarian Education, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU); vedeneeva12@mail.ru