УДК 378.147:371.134
Н. А. Бахольская (Магнитогорск, Россия)
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация. Одной из актуальных проблем современной отечественной педагогики является проблема формирования профессиональной компетентности студентов. Автор предполагает, что именно интерактивное обучение, изменяющее привычную (транслирующую) модель обучения на диалоговую (основанную на взаимопонимании и взаимодействии), позволит создать условия для качественной подготовки будущих педагогов. На основе теоретико-методологического исследования изучаемой проблемы и анализа психолого-педагогической литературы в статье предлагаются следующие признаки интерактивного обучения: диалог, полилог, предоставление свободы выбора, создание ситуации успеха и позитивность в оценивании участниками педагогического взаимодействия друг друга. Уточнена суть интерактивного обучения и установлено, что использование интерактивных технологий, методов и приемов в образовательном процессе высшего учебного заведения позволяет студентам (особенно педагогических специальностей) включаться в общую работу по решению учебных задач, развивать навыки общения и личностную рефлексию, то есть занять активную субъектную позицию в собственной учебной деятельности; способствует у студенческой группы формированию групповой общности и оптимизации межличностных отношений, дает возможность преподавателю нестандартно подойти к организации образовательного процесса и предотвратить (или преодолеть) личностные деформации, которые неизбежно возникают в процессе его профессиональной деятельности. В статье обобщается опыт применения интерактивного обучения в процессе подготовки будущих педагогов-бакалавров и приведены результаты, подтверждающие положительный эффект, который возникает с внедрением интерактивных форм и методов учебной работы, в ходе развития педагогических способностей обучающихся и при формировании их профессиональной направленности в целом.
Ключевые слова: интерактивное обучение студентов, профессиональная подготовка будущих педагогов
Концепция модернизации российского образования отмечает, новое качество образования следует должно быть ориентировано не столько на усвоение обучающимися определенного набора знаний, сколько на развитие их личности, познавательных и творческих способностей, что в итоге должно привести к пересмотру содержания образования, его методов, форм и средств высшей школе [2; 3; 7; 8].
Одной из актуальных проблем современной отечественной педагогики является проблема формирования профессиональной компетентности студентов. На наш взгляд, именно интерактивное обучение меняет привычную транслирующую модель обучения на диалоговую. Последняя модель основана на взаимопонимании и взаимодействии субъектов образовательного процесса и позволяет создать условия для качественной подготовки будущих педагогов [3]. Следует отметить, что на данный момент внедрение интерактивного обучения в высшей школе происходит стихийно, так как используемые принципы, технологии, методы и формы активизации процесса обучения и воспитания студентов не представляют собой единой и целостной педагогической системы. Чаще всего они используются в отрыве друг от друга и служат основанием для построения частных методик. Являясь, с точки зрения специалистов, одним из современных направлений «активного социально-психологического обучения», интерактивное обучение, как нам представляется, еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе [5; 6; 7].
На основе теоретико-методологического исследования изучаемой проблемы и анализа психолого-педагогической литературы, нами были выделены следующие признаки интерактивного обучения.
1. Диалог, предполагающий, что все участники педагогического процесса воспринимают себя как равных партнеров, то есть субъектов взаимодействия.
2. Полилог - принятие того, что каждая сторона педагогического процесса может иметь свою собственную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме, причем ей должна быть предоставлена возможность эту точку зрения высказать, рассмотреть и проанализировать.
3. Свобода выбора, состоящая в том, что и студентам и преподавателям предоставляется возможность регулировать степень своего педагогического взаимодействия, выбирать его способы и формы, способствующие развитию их личностных качеств.
4. Создание ситуации успеха, заключающееся в целенаправленном создании преподавателем на учебном занятии комплекса условий, направленных на получение студентами удовлетворения от достигнутых результатов, что должно стать залогом их стремления к самосовершенствованию и саморазвитию.
5. Позитивность в оценивании участниками педагогического взаимодействия друг друга, основанное на умении педагога обратить внимание на положительную динамику развития студентов, подчеркнуть практическую значимость достигнутых ими результатов, отметить изменения в развитии личностных качеств.
6. Рефлексия, проявляющаяся в фиксации педагогом и студентами своих знаний и субъектного опыта в той или иной педагогической ситуации; самооценке всеми участниками педагогического процесса результатов собственной деятельности; их потребности и готовности зафиксировать собственные личностные изменения и определить их причины.
7. Организация мыслительной деятельности студентов, основанная на самостоятельном выполнении ими интенсивных и разнообразных мыслительных операций и организации на учебных занятиях проблемного обучения, что должно способствовать развитию познавательной деятельности будущих педагогов [1].
Таким образом, суть интерактивного обучения студентов в высшем учебном заведении заключается в следующем:
- учебный процесс должен быть организован на основе вовлечения будущих педагогов в процесс познания и самопознания;
- каждый субъектом образовательного процесса должен вносить свой индивидуальный вклад в общее дело;
- учебный процесс должен представлять собой обмен знаниями и идеями;
- учебный процесс должен строиться на разнообразных формах кооперации и сотрудничества.
Следует также обратить внимание на тот факт, что интерактивное обучение предполагает построение образовательного процесса на основе многосторонней коммуникации. Это позволяет увеличить коммуникативные контакты между студентами и преподавателем, между самими обучающимися и увеличить активность будущих педагогов, расширив их опыт коммуникативного взаимодействия.
При использовании интерактивных технологий студенты становятся полноправными участниками процесса восприятия, а их субъектный опыт превращается в основание учебного познания. Важным фактором интерактивного обучения является то, что в нем при проведении учебных занятий снижается внешняя активность самого педагога, а активность обучаемых, как и их готовность к самостоятельному поиску и инициативность, возрастает.
Следует отметить, что использование интерактивного обучения не отменяет значимость лекционных форм проведения занятий, наоборот - оно позволяет студентам лучше усваивать учебный материал, развивает у них самостоятельность и критичность мышления, способствует развитию творческих способностей и коммуникативных навыков, а в конечном счете способствует развитию у будущих педагогов профессиональной мотивации.
На практических занятиях применение интерактивных методов, приемов и технологий
изменяет роль преподавателя - с центральной на регулирующую и консультационную. Сами практические занятия теперь становятся источником получении будущими педагогами жизненного и профессионального опыта, формируют у них положительное отношение к выбранной профессии, и, при наличии, корректируют негативные педагогические установки, сформировавшиеся у них за время обучения в средней школе.
Использование интерактивной модели обучения, однако, предполагает сформированность у преподавателя не только профессиональных качеств, но и таких личностных, как: проявление терпимого, лояльного, уважительного отношения к студенческой аудитории и молодежной субкультуре; стрессоустойчивость; способность к личностному росту; высокий уровень коммуникативной, в частности, дискуссионной культуры; креативность и умение импровизировать.
Отдельно следует остановиться, на наш взгляд, на таком важном аспекте внедрения интерактивных методов и технологий в практику преподавателя вуза, как ослабление эффекта эмоционального выгорания. Действительно, деятельность педагога, основанная, фактически, на непрерывной коммуникации, приводит нередко к появлению симптомов эмоционального утомления, что отрицательно сказывается на исполнении им профессиональных обязанностей и постепенно приводит к ухудшению физического и психического самочувствия. Это способствует формированию у преподавателя определенных личностных деформаций: индифферентности, догматизма, консерватизма, ролевого экспансионизма и социального лицемерия.
Использование же разнообразных интерактивных методов и технологий способно избавить преподавателя от рутины и повысить интерес к своей профессии. Спектр методов широк: метод ситуационного анализа, метод кейсов, метод модерации, метод инцидента, метод Дельфы, работа в парах и сменных (ротационных) тройках, эвристические технологий генерирования идей, технологий «Аквариум», «Броуновское движение», «Карусель», технологии развития критического мышления и многие другие. Они позволяют и в условиях высшей школы распределять и оптимизировать нагрузки, сохранять положительный эмоциональный настрой, снижать уровень стресса, и не терять интерес к профессиональной деятельности.
Итак, использование интерактивных технологий, методов и приемов в образовательном процессе высшего учебного заведения имеет ряд неоспоримых преимуществ:
1) позволяет студентам (особенно педагогических специальностей) включаться в общую работу по решению учебных задач, развивать навыки общения и личностную рефлексию, то есть занять активную субъектную позицию в собственной учебной деятельности;
2) способствует у студенческой группы в целом: формированию групповой общности и оптимизации межличностных отношений;
3) дает возможность преподавателю нестандартно подойти к организации образовательного процесса и предотвратить (или преодолеть) личностные деформации, которые неизбежно возникают в процессе его профессиональной деятельности.
Эффективность применения интерактивных методов и технологий в учебном процессе высшего учебного заведения исследовалось нами целенаправленно в течение 5 лет - с 2011 по 2016 год. В эксперименте принимали участие свыше 150 студентов 1-4 курсов педагогических специальностей, обучающихся по направлениям: «Физическая культура», «География» и «Химия». Обобщая личный опыт применения интерактивного обучения в процессе подготовки будущих педагогов-бакалавров, автор считает возможным отметить следующие полученные результаты. Подтвержден положительный эффект от внедрения интерактивных форм учебной работы на развитие педагогических способностей обучающихся. Так, можно отметить улучшение коммуникативных способностей студентов (коэффициент эффективности составил 1,31); их эмпатических качеств (коэффициент эффективности составил 1,18) а также творческих способностей студентов (по гибкости мышления коэффициент эффективности составил 1,20, по беглости мышления -1,31; по
оригинальности мышления - 1,17).
Полученный теоретический и практический материал не только апробировался автором на научных конференциях, обсуждался педагогическим сообществом, но и внедрялся на курсах повышения квалификации педагогов среднего и высшего звена.
Таким образом, внедрение интерактивных методов и технологий обучения в процесс подготовки студентов педагогических специальностей и направлений способствует развитию их личностных качеств, педагогических способностей, и формированию профессиональной направленности в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахольская Н. А. Учет субъектного опыта студентов как фактор повышения качества их профессиональной подготовки // Моделирование и развитие процессов ОМД. 2013. № 19. С. 245-249.
2. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность. Монография / Редактор: В.А. Беликов. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с.
3. Божович Е. Д. К определению понятия «позиция субъекта учения» // От истоков к современности — 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. 2015. С. 23—25.
4. Бондаревская Е. В. Проектирование инновационного пространства педагогического образования в федеральном университете//Социальная педагогика. 2013. № 7. С. 31—42.
5. Кашуба И. В., Камалетдинова Г. М. Познавательный интерес как одно из средств формирования профессионального самоопределения//Литейные процессы. 2013. № 12. С. 269—274.
6. Кунц Л. И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности (на материале студентов-психологов). Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Новосибирск, 2005 .
7. Шагивалеева Г. Р. Профессиональная направленность личности и пути ее формирования у будущих педагогов // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием). 2015. С. 335—337.
8. Saigushev N., Savva L., Vedeneeva O., Tsaran A. The development of positive mounting on efficiency increase of mastery in marketing among engineering university students. SHS Web of Conferences, 2016, 28, 01090.
N. A. Bakholskaya (Magnitogorsk, Russia)
THE INTERACTIVE TRAINING INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF UNIVERISTY STUDENTS MAJORING IN
PEDAGOGY
Abstract: One of the urgent issues of modern Russian pedagogy is the issue of students' professional competency forming. The author suggests that it is interactive learning that changes the usual (translating) learning model to cooperative (based on mutual understanding and interaction) will create conditions for the proper training of future teachers. On the basis of the theoretical and methodological study of the mentioned issue and the analysis of psychological and pedagogical references, the article determines the following features of interactive learning: dialogue, polylogue, freedom of choice, creation of a situation of success, and the participants' positive evaluation of each other in their pedagogical interaction. The article clarifies the essence of interactive learning and specifies that the use of interactive technologies, methods and techniques in the educational process of a higher education institution allows students (especially those who major in pedagogy) to join general work to solve learning tasks, develop communication skills and personal reflection, in other words, take an active subjective position in their own learning activity; helps the student group to form group community and optimize interpersonal relationships, enables the teacher to approach the organization of the educational process in an original way and prevent (or overcome) personal deformations that inevitably arise in the course of their professional activity. The article summarizes the experience of
interactive training use in the process of training future teachers - bachelors and presents results that confirm the positive effect that the introduction of interactive forms and methods of educational work on the development of pedagogical abilities of students and the formation of their professional orientation has.
Keywords: Interactive training of students, professional training of future teachers.
REFERENCES
1. Baholskaya N.A. Accounting for the subjective experience of students as a factor in improving the quality of their training // Modeling and development of metal forming processes. 2013. No 19. pp. 245-249.
2. Belikov V.A. Education. Activity. Personality. Monograph / editor: V.A. Belikov. Moscow, 2010.
3. Bondarevskaya E.V. Designing innovative space Teacher Education in the Federal University // Social pedagogy. 2013. No 7. pp. 31-42.
4. Bozovic E.D. By the definition of the concept of "the position of the subject doctrine" // From the beginnings to the present - 130 years of the organization Psychological Society at Moscow University: Collection of materials Anniversary Conference in 5 volumes. 2015. pp. 23-25.
5. Kaszuba I/V/, Kamaletdinova G/M/ Cognitive interest as a means of formation of professional self-determination // Foundry processes. 2013. No 12. S. 269-274.
6. Kuntz. L.I. Professional orientation as a factor in forming the image of the future professional activity of the person (on the material of psychology students) .Dissertatsiya for the degree of candidate of psychological sciences / Novosibirsk, 2005.
7. Saigushev, N., Savva, L., Vedeneeva, O., Tsaran, A. (2016) The development of positive mounting on efficiency increase of mastery in marketing among engineering university students. SHS Web of Conferences, 28, 01090
8. Shagivaleeva G.R. Professional orientation of personality and the way of its formation at the future teachers // Psycho-pedagogical support of the educational process: Theory and Practice Proceedings of (correspondence) scientific-practical conference (with international participation). 2015. pp 335-337.
Бахольская Н. А. Влияние интерактивного обучения на развитие профессиональной направленности студентов педагогических специальностей высшего учебного заведения // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 45-49
Bakholskaya N. A. The interactive training influence on the development of professional orientation of univeristy students majoring in pedagogy. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research]. 2017, Vol. 1, No 1, pp. 45-49
Author:
Natalia A. Bakholskaya, PhD in Pedagogy, associate professor at the Department of Pedagogy, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, [email protected]