Научная статья на тему 'Особенности применения интерактивных методов обучения в профессиональном образовании'

Особенности применения интерактивных методов обучения в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2345
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ВКЛЮЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОРТФОЛИО / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / INTERACTIVE METHODS OF TRAINING / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL TASKS / INCLUSION IN ACTIVITY / PORTFOLIO / CASE TECHNOLOGY / BUSINESS GAMES / BRAINSTORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варлакова Юлия Рафикатовна

Анализируются интерактивные методы обучения и их возможности в контексте развития профессиональных компетенций студентов вуза. Автором даны характеристика и описание функций основных интерактивных методов обучения, обоснована необходимость их внедрения в вузе, а также проанализирована методика проведения интерактивных лекций, кейс-технологий, деловых игр, мозгового штурма, а также возможности использования образовательной технологии «Портфолио». С помощью данных методов автор предлагает решать такие проблемы, как мотивация к обучению, оптимальное усвоение учебного материала, обучение работе в команде, терпимости к чужой точке зрения. По мнению автора, они позволяют перейти от пассивного усвоения знаний студентами к овладению компетенциями в ситуациях профессиональной деятельности, что, несомненно, повышает качество подготовки студентов. Ставится цель – рассмотреть методические и организационные особенности внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс будущих педагогов и влияние указанных методов и технологий на будущую профессиональную деятельность студентов. Основу исследования образуют личностно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению. Проведен анализ интерактивных методов обучения, их интерпретация и переработка для применения в образовательном процессе организаций профессионального образования. Результаты исследования прошли опытно-экспериментальную проверку и могут быть реализованы в образовательном процессе вуза с целью повышения эффективности подготовки будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варлакова Юлия Рафикатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLICATION OF INTERACTIVE METHODS OF TRAINING IN PROFESSIONAL EDUCATION

This article is devoted to the analysis of interactive methods of training and their opportunities in the context of students’ professional competences development. The author characterizes and describes the functions of the main interactive teaching methods, substantiates the need for their implementation in the university, as well as analyzed methods of carrying out interactive lectures, case technologies, business games, brainstorming and also the possibility of using the educational technology “Portfolio”. Using these methods the author proposes to solve such problems as motivation for learning, optimal mastering of educational material, teaching to teamwork, to tolerance to others‘ point of view. According to the author, they allow students to move from passive learning to mastering competencies in situations of professional activity, which undoubtedly improves the quality of student preparation. The article examines the influence of the specified methods and technologies on future professional activity of students. The aim of the article is to consider the methodological and organizational features of interactive training methods implementation in educational process of future teachers and influence of the specified methods and technologies on future professional activity of students. The basis of the research is formed by personal and activity and competence-based approaches to training. The analysis of interactive teaching methods, their interpretation and processing for use in the educational process of vocational education institutions was carried out.

Текст научной работы на тему «Особенности применения интерактивных методов обучения в профессиональном образовании»

Ю. Р. Варлакова. Особенности применения интерактивных методов обучения.

УДК 378. 147

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2017-8-87-90

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ю. Р. Варлакова

Сургутский государственный университет, Сургут

Анализируются интерактивные методы обучения и их возможности в контексте развития профессиональных компетенций студентов вуза. Автором даны характеристика и описание функций основных интерактивных методов обучения, обоснована необходимость их внедрения в вузе, а также проанализирована методика проведения интерактивных лекций, кейс-технологий, деловых игр, мозгового штурма, а также возможности использования образовательной технологии «Портфолио». С помощью данных методов автор предлагает решать такие проблемы, как мотивация к обучению, оптимальное усвоение учебного материала, обучение работе в команде, терпимости к чужой точке зрения. По мнению автора, они позволяют перейти от пассивного усвоения знаний студентами к овладению компетенциями в ситуациях профессиональной деятельности, что, несомненно, повышает качество подготовки студентов. Ставится цель - рассмотреть методические и организационные особенности внедрения интерактивных методов обучения в образовательный процесс будущих педагогов и влияние указанных методов и технологий на будущую профессиональную деятельность студентов. Основу исследования образуют личностно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению. Проведен анализ интерактивных методов обучения, их интерпретация и переработка для применения в образовательном процессе организаций профессионального образования. Результаты исследования прошли опытно-экспериментальную проверку и могут быть реализованы в образовательном процессе вуза с целью повышения эффективности подготовки будущих педагогов.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, развитие, профессиональные задачи, включение в деятельность, портфолио, кейс-технологии, деловые игры, мозговой штурм.

В настоящее время современное высшее образование в России выдвигает на первый план развитие общих и профессиональных компетенций, что обусловлено требованиями федеральных государственных стандартов поколения 3+. Для реализации данных требований необходима модернизация не только содержания образования, но и методики его реализации, содержание и ориентиры отечественной системы образования претерпели значительные изменения [1, с. 12].

Это должны быть методы, которые направлены на формирование субъект-субъектных отношений между студентами и педагогами, активное участие обучающихся в образовательном процессе, взаимодействие с окружающей средой и друг другом при выполнении творческих и проблемных заданий [2]. Таким показателям отвечают интерактивные методы обучения.

Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе высшей школы позволяет решить проблему недостаточной мотивации обучающихся, оказать помощь в оптимальном усвоении учебного материала.

Как лекционные, так и практические занятия могут проводиться в интерактивной форме. Альтернативу традиционным лекциям могут составить лекции с запланированными ошибками, которые активизируют студентов, поскольку они осуществ-

ляют поиск методических, поведенческих, содержательных и других ошибок, намеренно допускаемых преподавателем. Также широкие возможности в проектировании педагогом проблемных ситуаций с последующим их анализом студентами предоставляют проблемные лекции.

Лекция-дискуссия включает обучающегося в ситуацию, которая требует от него не просто актуализировать свой жизненный опыт, но и качественно трансформировать его.

Применение интерактивных методов обучения на семинарских занятиях может осуществляться в различных вариантах:

Мозговая атака, которая также известна в педагогике как метод коллективного поиска идей, является эффективным способом актуализации творческого потенциала обучающихся посредством свободного выражения своих мыслей по затрагиваемой проблеме.

Кейс-стади - это применение в ходе учебного занятия так называемых кейсов, то есть заранее заготовленных ситуаций по обсуждаемой проблеме. Анализ и решение проблем происходят изначально под руководством педагога с постепенным увеличением степени самостоятельности студентов. При составлении такого кейса необходимо соблюдать определенные условия: соответствие ситуации содержанию дисциплины; наличие проблемности;

Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2017. 8 (185)

простота и актуальность проблемы, присутствие четких инструкций по работе с нею [1, 3].

Большим потенциалом в образовательном процессе вуза обладают деловые игры, основанные на имитации профессиональной деятельности. С помощью деловой игры есть возможность решить такие задачи, как моделирование процесса труда и способствование развитию умения коллективной работы [4].

Еще одним эффективным интерактивным методом обучения и социально-психологического развития личности является тренинг, который представляет собой совокупность разнообразных игр и упражнений, объединенных в систему с помощью нескольких теоретических модулей [5]. Благодаря применению тренинга студенты учатся результативно взаимодействовать с коллегами, преодолевают барьеры, развивают профессиональные компетенции [6].

Все большую популярность приобретает метод проектов, который позволяет обучающимся овладеть компетенциями во время работы над постепенно усложняющимися практическими заданиями - проектами [7]. Проект представляет собой совокупность таких видов работ, как поисковые, исследовательские, графические, которые выполнены обучающимися самостоятельно, но под руководством преподавателя для практического или теоретического решения обозначенной задачи или проблемы [8].

С целью диагностики и анализа достижений, развития рефлексии и самооценки результатов образовательной деятельности в профессиональном образовании широкое применение находит технология портфолио, которая подразумевает работу с различными результатами образовательной деятельности студентов [9].

Портфолио позволяет показать различные аспекты развития студента, учит умению ставить перед собой цели и задачи, планировать и выполнять свою деятельность, способствует поддержанию интереса к изучаемой дисциплине и получению обратной связи на основе достигнутого результата, позволяет отслеживать этапы и качество овладения студентами учебным материалом [10].

В данном исследовании применялась часть указанных выше методов с целью развития креативности студентов. Внедрение перечисленных интерактивных методов обучения осуществлялось поэтапно:

1. На подготовительном этапе вся работа опирается на выработку соответствующих мотивов и намерений по отношению к обучению, профессии, мотивов самосовершенствования. Для решения данных задач был организован тренинг «Самопрезентация». Данный тренинг направлен на выявле-

ние сильных сторон личности, формирование мотивации к обучению и уверенности в творческих способностях студентов.

2. Основной этап направлен на обогащение когнитивного компонента креативности студентов и включает в себя пополнение знаний, умений, навыков и компетенций студентов посредством применения ряда интерактивных методов обучения. В учебной деятельности использовалась, в частности, кейс-технология, посредством которой строили ситуации, требующие обмена мнениями и актуализации жизненного опыта. Применялись педагогические ситуации закрытого и открытого типа. В первом случае необходимо было дать оценку действиям педагога в той или иной ситуации, во втором - представить себя на месте педагога и предложить свои варианты выхода из проблемной ситуации.

Также активно использовались проблемные лекции, состоящие из нескольких этапов:

На 1-м этапе начали с проблемного изложения лекционного материала, в ходе которого преподаватель ставит проблемы, выдвигает гипотезы, проводит мысленный эксперимент, делает выводы из различных вариантов решения и показывает необходимость их проверки. Участие самих студентов осуществляется в форме прогнозирования следующего шага рассуждения.

По мере возрастания соучастия студентов приступали к следующему этапу - совместному обучению, где педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно со студентами.

На следующем этапе осуществлялся переход к исследованию, где педагог ставит проблему, а решение достигается студентами самостоятельно.

На заключительном и самом сложном этапе осуществляется творческое обучение, суть которого заключается в самостоятельной формулировке проблемы и нахождении ее решения.

3. На профессионально-деятельностном этапе осуществляется воплощение личностных и профессиональных намерений в практике обучения и деятельности. Они реализовывались посредством деловых игр, имитирующих будущую профессиональную деятельность [2].

Интерактивные методы обучения и образовательные технологии, рассмотренные в данной статье, направлены прежде всего на повышение активности обучающихся и их мотивации к учебно-профессиональной деятельности. Они позволяют перейти от пассивного усвоения знаний студентами к овладению компетенциями в моделируемых или реальных ситуациях профессиональной деятельности, что, несомненно, повышает качество подготовки студентов.

Ю. Р. Варлакова. Особенности применения интерактивных методов обучения...

Список литературы

1. Панина, Т . С . , Вавилова Л . Н . Современные способы активизации обучения: учебное пособие / под ред . Т . С . Паниной . 4-е изд . , стер . М .: Академия, 2008. 176 с.

2 . Варлакова Ю . Р . Теория и методика развития креативности бакалавров педагогического образования посредством профессиональных

задач // В мире научных открытий .2015 . № 11. 1 (71) .С .488-494.

3 . Лингевич О . В . Исследование развития компетентностей в процессе подготовки будущих учителей в педагогическом вузе // Вестник

Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . № 1 (166) . С . 133-137.

4 . Масалков И . К. Стратегия кейс-стади: методология исследования и преподавания: учеб. для вузов . М . : Альма Матер, 2011. 443 с .

5 . Насырова Э . Ф . Интеграция научных знаний в профессиональной подготовке учителей технологии // Вестник Томского гос . пед . ун-та

(TSPU Bulletin) . 2011. № 4 (106) . С . 76-78.

6 . Панфилова А . П . Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие . М . : Академия, 2009 . 192 с .

7 . Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / под ред . Ю . П . Зинченко, И . А . Во-

лодарской . М . : Изд-во МГУ, 2007 . 120 с .

8 . Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред . Н . В . Бордовской . 2-е изд . , стер . М . : КНОРУС, 2011. 432 с.

9 . Ступина С . Б . Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-метод . пособие . Саратов: Наука, 2009 . 52 с.

10 . Гущин Ю . В . Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы,

общества и человека 2012 № 2 С 1-18

Варлакова Юлия Рафикатовна, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный университет (пр. Ленина 1, Сургут, ХМАО - Югра, Тюменская обл., Россия, 628412). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 27.01.2017.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-8-87-90

FEATURES OF APPLICATION OF INTERACTIVE METHODS OF TRAINING IN PROFESSIONAL EDUCATION

Yu. R. Varlakova

Surgut State University, Surgut, Russian Federation

This article is devoted to the analysis of interactive methods of training and their opportunities in the context of students' professional competences development. The author characterizes and describes the functions of the main interactive teaching methods, substantiates the need for their implementation in the university, as well as analyzed methods of carrying out interactive lectures, case technologies, business games, brainstorming and also the possibility of using the educational technology "Portfolio". Using these methods the author proposes to solve such problems as motivation for learning, optimal mastering of educational material, teaching to teamwork, to tolerance to others' point of view. According to the author, they allow students to move from passive learning to mastering competencies in situations of professional activity, which undoubtedly improves the quality of student preparation. The article examines the influence of the specified methods and technologies on future professional activity of students. The aim of the article is to consider the methodological and organizational features of interactive training methods implementation in educational process of future teachers and influence of the specified methods and technologies on future professional activity of students. The basis of the research is formed by personal and activity and competence-based approaches to training. The analysis of interactive teaching methods, their interpretation and processing for use in the educational process of vocational education institutions was carried out.

Key words: interactive methods of training, development, professional tasks, inclusion in activity, portfolio, case technology, business games, brainstorming.

References

1. Panina T. S . , Vavilova L . N . Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniya: uchebnoye posobiye. Pod red. T. S. Paninoy [Modern ways of enhancing learning: tutorial . Edited by T. S . Panina] . Moscow, Akademiya Publ . , 2008. 176 p . (in Russian) .

2 . Varlakova Yu . R. Teoriya i metodika razvitiya kreativnosti bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya posredstvom professional'nykh zadach

[The theory and methodology of creativity development of pedagogic education bachelors by means of professional tasks] . V mire nauchnykh otkrytiy - In the world of scientific discoveries, 2015, no . 11.1 (71), pp . 488-494 (in Russian) .

3 . Lingevich O . V. Issledovaniye razvitiya kompetentnostey v protsesse podgotovki budushchikh uchiteley v pedagogicheskom vuze [Study of

competence development in the preparation of teachers in pedagogical higher school] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no . 1 (166), pp . 133-137 (in Russian) .

4 . Masalkov I . K . Strategiya keys-stadi: metodologiya issledovaniya i prepodavaniya: uchebnik dlya vuzov [Strategy of case-study: methodology of

research and teaching: textbook for higher schools] . Moscow, Al'ma Mater Publ ., 2011. 443 p . (in Russian) .

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2017. 8 (185)

5 . Nasyrova E . F. Integratsiya nauchnykh znaniy v professional'noy podgotovke uchiteley tekhnologii [Integration of scientific knowledge of

professional training of technology teachers] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no . 4 (106), pp . 76-78 (in Russian) .

6 . Panfilova A. P. Innovatsionnye pedagogicheskiye tekhnologii: Aktivnoye obucheniye: uchebnoye posobiye [Innovative pedagogical technologies:

Active training: training manual] . Moscow, Akademiya Publ . , 2009 . 192 p . (in Russian) .

7 . Psikhologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye realizatsii innovatsionnykh obrazovatel'nykh programm. Pod red. Yu. P. Zinchenko,

I. A. Volodarskoy [Psycho-pedagogical support of the implementation of innovative educational programs. Edited by Yu . P. Zinchenko, I . A. Volodarskaya] . Moscow, MSU Publ ., 2007 . 120 p . (in Russian) .

8 . Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: uchebnoye posobiye. Pod red. N. V. Bordovskoy [Modern educational technology: textbook . Edited by

N . V. Bordovskaya . ] . Moscow, KNORUS Publ . , 2011.432 p . (in Russian) .

9 . Stupina S . B . Tekhnologii interaktivnogo obucheniya v vysshey shkole: ucheb.-metod. posobiye [The interactive learning technology in higher

education: Teaching aid] Saratov, Nauka Publ , 2009 52 p (in Russian)

10 . Gushchin Yu . V. Interaktivnye metody obucheniya v vysshey shkole [Interactive methods of training at higher school] . Psikhologicheskiy zhurnal

Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obshchestva i cheloveka - Psychological journal of the International university of nature, society and person, 2012, no . 2, pp . 1-18 (in Russian) .

Varlakova Yu. R., Surgut State University (pr. Lenina, 1, Surgut, Russian Federation, 628412). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.