Научная статья на тему 'Применение интерактивных технологий в процессе повышения познавательной активности будущих дизайнеров'

Применение интерактивных технологий в процессе повышения познавательной активности будущих дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные технологии / активизация познавательной деятельности / студенты – будущие дизайнеры / мультимедийные технологии. / interactive technologies / activation of cognitive activity / students-future designers / multimedia technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К. В. Эсеккуев

В статье рассмотрены возможности применения интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Интерактивные технологии обучения в вузе подразумевают наличие современных средств организации процесса, которые разрешают преподавателям сберегать и дорабатывать учебный материал, создавая положительную мотивацию к использованию инновационных методов преподавания. При интерактивном обучении будущих дизайнеров создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием студентов, равенством их аргументов, накоплением совместных профессиональных знаний и творческого опыта, возможностью взаимной оценки и контроля. Интерактивные методы обучения строятся на принципах, где роль преподавателя сводится к направлению деятельности студентов на достижение определенных целей обучения и осуществления поэтапного контроля в ходе обучения. Всё это способствует повышению эффективности профессиональной подготовки будущих дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF INCREASING COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE DESIGNERS.

The article considers possibilities of using interactive technologies in the process of professional training of future designers. Interactive learning technologies at a university imply the presence of modern means of organizing the process, which allow teachers to save training material, creating a positive motivation to use innovative teaching methods. Interactive training of future designers creates an environment of educational communication, which is characterized by openness, interaction of students, equality of their arguments, the accumulation of joint professional knowledge and creative experience, the possibility of mutual evaluation and control. Interactive teaching methods are based on the principles where the role of the teacher is reduced to the direction of students’ activities to achieve certain learning goals and the implementation of step-by-step control during training. All this contributes to the efficiency of professional training of future designers.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных технологий в процессе повышения познавательной активности будущих дизайнеров»

References

1. Barmina V.'E. Fenomen zhenstvennosti (sociokul'turnyj analiz). Ural'skaya sem'ya: sbornik nauchnyh trudov. Ekaterinburg: UISO, 2009.

2. Valyaeva O. Prednaznachenie byi' zhenschinoj. MoskVa, 2013.

3. Imenderfer E. Memuary Nadezhdy Mandel'shtam. «Literaturnoe vdovstvo» kak professiya i sluzhba «ego» tvorchestvu. Zhenskij diskurs v liieraiurnom processe Rossii konca ХХ veka. Zhenskaya Informacionnaya Set'. Available at: http://womnet.ru/

4. Frejd Z. Vvedenie v psihoanaliz: lekcii. Sankt-Peterburg: Piter, 2012.

5. «Uchiiei oi Boga»: Lyudmila Red'ko o problemah obrazovaniya, polumuzhchinah i prichinah raspada semej. Available at: http://bloknot-stavropol.ru/news/uchitel-ot-boga-lyudmila-redko-o-problemakh-obrazo-999643

6. Osobennosii deiej rannego vozrasia. Available at: http://deti-club.ru/osobennosti-razvitiya-detejj-rannego-vozrasta

7. Nacional'naya psihologicheskaya 'enciklopediya. Opredelenie iermina "zhensivennosi" Available at: https://vocabulary.ru/termin/zhenstvennost.html

Статья поступила в редакцию 15.10.19

УДК 378

Esekkuev K.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecfurer, Karachay-Cherkess Sfafe Universiiy n.a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: kcsu@mail.ru

APPLICATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF INCREASING COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE DESIGNERS. The article considers possibilities of using interactive technologies in the process of professional training of future designers. Interactive learning technologies at a university imply the presence of modern means of organizing the process, which allow teachers to save training material, creating a positive motivation to use innovative teaching methods. Interactive training of future designers creates an environment of educational communication, which is characterized by openness, interaction of students, equality of their arguments, the accumulation of joint professional knowledge and creative experience, the possibility of mutual evaluation and control. Interactive teaching methods are based on the principles where the role of the teacher is reduced to the direction of students' activities to achieve certain learning goals and the implementation of step-by-step control during training. All this contributes to the efficiency of professional training of future designers.

Key word: interactive technologies, activation of cognitive activity, students-future designers.multimedia technologies.

К.В. Эсеккуев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государсттпнныйуниеерсттет имени УД Aaseea-ts.hapawaeech,

E-mail: kcsu@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГ ИЙ В ПРОЦЕССЕ UIOHAblUUE НИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

В статье рассмотрены возможности применения интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Интерактивные технологии обучения в вузе подразумевают наличие современных средств организации процесса, которые разрешают преподавателям сберегать и дорабатывать учебный материал, создавая положительную мотивацию к испплеетваниюииновациогпыхмеиедгн прегкздгпания. ериинтерактианом обучении будущих дизайнеров создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием студентов, равенством их аргументов, накоплением совместных профессиональных знаний и творчеикыго сныта,воамо>етостыы взнимннй оценки е нинтрниы. Интеренгивныи методы обучения строятся на принципах, где роль преподавателя сводится к направлению деятельности студентов на достижение определенных целей обучения и осуществления поэтапного контроля в ходе обучения. Всё это спосоЫиаыыет говышениюэффеиниукости профессиональной подготовки будущих дизайнеров.

Ключевые слова: интерактивные технологии, активизация познавательной деятельности, стрденты - быдущтедизаНиирь^мнльтимедийгыи технологии.

Как показало изучение практики, личныи опыт, использование интерактивных технологий обучения будут оказывать влияние на повышение познавательной активностибудущих дизвйнероввоз соблюденииследующих требований к преподавателю (табл.1):

Таблицн 1

Требований есннременномноро уодювахилю

№ Требования

1. преподаватель владеет технологией применения разнообразных

интерактивных методов обучения в учебном процессе;

2. умеет построить благоприятную атмосферу в коллективе во время занятия;

3. умеет создать креативную образовательную среду на занятиях,

способствующую практической реализации оригинальных идей студентов

4. способен выработать наилучший выбор конфигураций и методов дизайн -

образования, учитывающие индивидуальные особенности студентов -

будущих дизайнеров.

Современная педагогическая наука уже несколько десятилетий претерпевает изменения в сфере обучения и воспитания, преподавания. Несмотря на активные усилия со стороны работников образования, в педагогической практике по-прежнему преобладают технологии, носящие информационный характер, в то время как объективные потребности социума делают актуальной проблему обширного введения формирующих и личностно ориентированных технологий.

Между тем модернизация российского образования устремлена не только на изменение содержания осваиваемых дисциплин, но и на совершенствование подходов к методикам преподавания, расширение арсенала методических приёмов, активизацию в ходе обучения деятельности студентов, приближение изучаемых дисциплин к условиям производства и поисков векторов решения наиболее актуальных проблем.

Современный дизайнер должен быть готов к самообразованию, развитию исследовательских качеств, проявляющихся в процессе изучения теории дизайна, проектной деятельности в сфере дизайна и др. Важна направленность на инновационные исследования, связанные с творческой деятельностью, развитием национальной культуры, формированием конкурентоспособности будущих дизайнеров, их предпринимательских способностей [1 - 10].

Интерактивные технологии обучения в вузе подразумевают наличие современных средств организации процесса, которые разрешают преподавателям сберегать и дорабатывать учебный материал, создавая положительную мотивацию к использованию инновационных методов преподавания.

Интерактивное обучение - это обучение, основанное на активном общении, взаимодействии всех участников процесса. При этом «погруженное» - не значит «замещенное». Интерактивное обучение сберегает конечную цель и самое существенное содержание образовательного процесса, создает возможность обмениваться информацией, созданной на взаимопонимании и взаимодействии.

Технология интерактивного обучения - это организация учебного процесса, при которой неосуществим отказ от участия в процессе познания, благодаря чему любой студент имеет в своем распоряжении конкретное поручение, после выполнения которого он должен отчитаться. От деятельности каждого обучающегося зависит качество выполнения выдвинутого перед группой поручения.

Для педагогов разработаны практические рекомендации по методике организации интерактивного обучения (табл. 2):

Внедрение интерактивных технологий - важнейшее направление совер-шенствоваурв пооноиовкибинущуиднздйнерой е рнмоеноятельвоВ ероикиней деятельности.

Ивехнактенозю методы в обучении студентов-дизайнеров основаны на принципах активности студентов, творческого взаимодействия, опоре на групповой опыт выполнения дизайн-проектов. При этом создается среда профнв-

Таблица4

Приёмыиметодыведения диалога

№ приёмы и методы

1. постановка проблемных вопросов перед аудиторией и предоставление

возможности высказаться по существу поставленных вопросов;

2. приглашение к высказыванию личных мнений по спорным,

неоднозначным вопросам;

3. тактичная реакция на реплику из аудитории, побуждающая более

полно и основательно выразить своё несогласие с позицией лектора или

же её конкретизировать, дополнить его суждение;

4. побуждение обучаемых к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, событий;

5. обращение к жизненной практике, побуждение обучаемых, опираясь на свой опыт, высказать мнение, суждение по поводу рассматриваемых

проблем;

6. постановка вопросов перед аудиторией или конкретным обучаемым, побуждающих студента сделать обобщения, подвести итоги

изложенному.

Таблица 2

Рекомендации по организации интерактивного занятия

№ Рвяcмвфюкяыы

1. фpcCввмФкч фcpмaвыpcxяк нвмы икичные;

2. cpгкфыикяыч aчвCфcгc фpcoнpкФoнxк, TOTOpcc & ч^жют. я юыкосгт;

3. мcныxкяыcффкч гcнcxФcoнь cCaчкющыaoч ы фвюкгcгcx я з^ым твывычм

x фpcявooв фcифкфыч;

4. .Cp^cx™! ctoChx вынакцые, ФcCaжюкющeх я ыфнвгpкяыы oнpвмввФыe ювч pcTcra ФcoнкxввФФce икюкчы;

5. фcpмыpcxкфыв ы фpыфчныв фpкxыв aчвCфcгc ocнpaюФычвoнxк ювч 0нaювфнcx ы фpвфcюкxкнввч;

6. фpымвфвфыв «фcюювpжыxкющыa» фpывмcx cCщвФЫч, юcCpcжввкнввьФыв ЫФHCФKЯЫЫ, aмвфыв икюкxкнь ИCФ0HpaИHЫHФЫB xcФpcoы ы н.д.;

7. cфнымыикяыч вывнвмы (явия! фpcявooк ы pвиaвьнкнcx яcвввяныxфce

ювчнввьфc0ны;

8. pкиxыныв мвжгpaффcxыa ы мвжвeчФCoнФЫх cнфcшвфыe киквыик ы

0KMCKФKBЫИK.

сионального общения. Она характеризуется открытостью, активным взаимодействием студентов, равенством их аргументов, накоплением совместных профессиональныхзнанийитворче ского опыта,возможностью взаимнойоценки и контроля [2].

Цеыып икетсмзтиьнкго сНтчнниятеляетсьттеданиекот|фоытных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, интеллектуальную и творческфю состояпнлхнесть, чтч донапс г^|^с^х-п^ч"иен^|р| несь^хцтге окучмчия,в иовне кототагoнтрь0оетaюхceчоеПсеонмыe зчемся к нaачlчиатдyщeHпхнфеcтBй енaапвоHдeя н^х^т^^ь^с^с^т^и ттдаечоеп-дивайне рт^ч.

Для дмстижетия поттаклнвчой цели интepaксввчейeoбyиeния студтьта-дв-зайнера был выработан комплекс задач (табл. 3):

Таблхео I0

Задачи сехогоганри реаливаетииитераитиичего оНхтмьия

№ Отучающие и развивающие задачи преподавателя при реализации интерактивного обучения

1. заинте°есовать студента в решении чонкретных профессичнальных проблема в сфере дизайна;

2. обеспечить эффективное усвоение учебного материала;

3. оргапизовать самочтоятельную ртботу студентов на основе разработанных актучльных практиту- ериентированных заданий,

4. обучить будущих дизайнеров умению работать в команде, уметь осуществлять совместную проектную деятельность;

5. проявлять толерантность к чужому мнению, уважать право каждого на отободу слова, уважать достоинства сокурсников;

6. чформировать у студента умение аргументировать своего мнения и отношения к профессиональным ситуациям.

В интерактивном обучении большое место занимает диалог В педагогической практике наиболее часто применяются следующие приёмы и методы диалога:

Тем самым ценность интерактивных технологий состоит в том, что они позволяют установить сотрудничество со студентами - будущими дизайнерами в процессе выполнения совместных проектов. Как показывает наш опыт, в ходе преподавания специальных дисциплин при подготовке будущих дизайнеров в

Библиографический список

процессе активного диалога при обсуждении конкретных выполненных проектов в сфере дизайна преподаватель может показать уважение к знаниям, опыту сту-дентов,сформировать ценностноеотношениек выполненным самостоятельным дизайнерским проектам. Это позволяет заложить основу профессиональной компетентности, поверить будущих дизайнеров в собственные силы. Конечно, в процессе реализации интерактивных технологий происходит и столкновение идей студентов, различных взглядов на выполнение того или иного проекта. Это позволяет будущим дизайнерам научиться адекватно реагировать на критику, уметь учитывать иные взгляды на решение проблемы, в то же время, при необходимости, уметь отстаивать собственную позицию.

В результате интерактивность даёт возможность студентам активно включаться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого преподавателем учебного материала.

Большую популярность в дизайн-образовании играет интерактивная лекция. Они сочетают в себе преимущества традиционных способов обучения и индивидуального компьютерного обучения. За счёт расширения наглядности средствами мультимедийных технологий интерактивная лекция имеет выраженную эмоциональную окраску Она достигается благодаря использованию слайдов, видеороликов, анимации и т.д. Всё это в совокупности способствует лучшему усвоению студентами учебного материала, повышает интерес студентов к изучаемым дисциплинам.

Применение мультимедиа-технологии предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавателя и его квалификации, позволяет выдать значительно больший объём информации на занятии, чем при проведении занятия традиционными методами.

При желании студентов весь материал мультимедиа-технологии может быть переписан им на флеш-карты и компакт- диски. В итоге интенсивность обучения возрастает.

Таким образом, вслед за авторам [1 - 5], отметим, что подготовка преподавателя к активному применению интерактивных технологий основывается на постоянном развитии педагогического мастерства, которое выражается в неизменном поиске новых методов, технологий, которые положительно себя зарекомендовали в подготовке будущих дизайнеров и доказали свою эффективность. При этом особое значение приобретает умение преподавателя формировать на занятиях креативную среду, привлекая студентов к учебному взаимодействию в процессе решения учебно-практических задач.

1. Гумерова К.К., Файзуллина В.Ф. Использование интерактивных методов обучения в дизайн-образовании. Развитие педагогической науки в современной России: результатыисследований аспирантских школ: материалы Интернет-конференции. Санкт-Петербург, 2016: 138 - 140.

2. Наджарян А.Г, Самсонова Е.К. Использование интерактивных технологий в процессе обучения студентов педагогического высшего учебного заведения. Науковедение. 2015;Т. 7,№3.

3. Курьянов М.А. Активные методы обучения: методическое пособие. Тамбов, 2011.

4. Куприна Ю.П. Проблемыобучениястудентов-дизайнеров. Социально-экономические явления и процессы. 2015; Т. 10, № 7: 220 - 224.

5. Куприна Ю.П. Теоретические основы дизайна: учебное пособие. Тамбов, 2015.

6. Rudenko I.V., Fedorova N.I., Muskhanova I.V., Alieva S.A., Kasumova B.C.A., Gadaborsheva Z.I., Gunina E.V., Tumarov K.B. Organizational and pedagogical conditions developmentofgeneralcompetences formationintheeducationalactivities oftheuniversity. Journal of Sustainable Development. 2015; Т. 8, № 6: 45 - 50.

7. Kruchinina G.A., Tararina L.I., Sokolova E.E., Limarova E.V., Muskhanova I.V., Arsaliyev S.M., Bazayeva F.U., Tagirova N.P. Information and communication technologies in educationasafactorofstudentsmotivation. InternationalReview of Management and Marketing. 2016; Т. 6, № 2: 104 - 109.

8. Sorokopud Y.V., Nikolaev M.V., ZinchenkoA.S., Kolodnitskaya O.A., Uvarova N.N., Shibaev V.P. Implementation of pedagogical coaching in the educational space of the university. JournalofFundamentaland Appl/edSc/ences.2018;I10,№ 5S:980-992.

9. VezirovT.G., Borozinets N.M., Sorokopud Y.V. The experience of the usage of information technologies in preparation of future teachers in the global educational practice. Middle EastJournalofScientificResearch. 2013; Т. 18, № 1: 4 - 8.

10. VezirovT.G., Guseynov R.J., Sultanov E.S., Abdulgalimov R.M., Sorokopud Y.V. Russian experience of the Unesco's programs realization in the sphere of informatization of the pedagogical education. BiosciencesBiotechnologyResearch As/a.2014;111,№3: 1631 - 1638.

Refеrences

1. Gumerava K.K., Fajzullina V.F. Ispol'zovanie interaktivnyh metodov obucheniya v dizajn-obrazovanii. Razvitie pedagogicheskoj nauki v sovremennoj Rossii: rezultaty issledovanij aspirantskih shkol: materialy Intemet-konferencii. Sankt-Pete^u^, 2016: 138 - 140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Nadzha^an A.G., Samsonova E.K. Ispol'zovanie interaktivnyh tehnologij v pracesse obucheniya studentov pedagogicheskogo vysshego uchebnogo zavedeniya. Naukovedenie. 2015; T. 7, № 3.

3. Kuriyanov M.A. Aktivnye metody obucheniya: metodicheskoe posobie. Tambov, 2011.

4. Kuprina Yu.P. Prablemy obucheniya studentov-dizajnerav. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya iprocessy. 2015; T. 10, № 7: 220 - 224.

5. Kuprina Yu.P. Teoreticheskie osnovy dizajna: uchebnoe posobie. Tambov, 2015.

6. Rudenko I.V., Fedorava N.I., Muskhanova I.V., Alieva S.A., Kasumova B.C.A., Gadaboreheva Z.I., Gunina E.V., Tumarav K.B. Orçanizational and pedagogical conditions development of general competences fomation in the educational activities of the univereity. Journal of Sustainable Development. 2015; T. 8, № 6: 45 - 50.

7. Kmchinina G.A., Tararina L.I., Sokolova E.E., Limarava E.V., Muskhanova I.V., Arealiyev S.M., Bazayeva F.U., Tagirava N.P. Infomation and communication technologies in education as a facta of students motivation. International Review of Management and Marketing. 2016; T. 6, № 2: 104 - 109.

8. Sorokopud Y.V., Nikolaev M.V., Zinchenko A.S., Kolodnitskaya O.A., Uvarava N.N., Shibaev V.P. Implementation of pedagogical coaching in the educational space of the univereity. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018; T. 10, № 5S: 980 - 992.

9. Vezirav T.G., Borazinets N.M., Sorokopud Y.V. The experience of the usage of infomation technologies in preparation of future teachere in the global educational practice. Middle East Journal of Scientific Research. 2013; T. 18, № 1: 4 - 8.

10. Vezirav T.G., Guseynov R.J., Sultanov E.S., Abdulgalimov R.M., Sorokopud Y.V. Russian experience of the Unesco's programs realization in the sphere of infomatization of the pedagogical education. Biosciences Biotechnology Research Asia. 2014; T. 11, № 3: 1631 - 1638.

Статья поступила в редакцию 10.08.19

УДК 378

Kasimanova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Choreographic Art, Herzen State Pedagogical University of Russia

(St. Petersburg, Russia), E-mail: ludmila.kasimanova@mail.ru

IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGY CREATIVE WORKSHOP IN PROFESSIONAL TRAINING OF CHOREOGRAPHY TEACHERS. The article presents a technology of the creative workshop "The Art of Dance Production" in the professional education of choreographers. The technology is based on the training course "The Art of the Choreographer", which is studied from 1 to 4 courses and is one of the main ones in the content of the professional training of the teacher-choreographer. The author shows features of using of this technology as individually oriented, taking into account the cognitive needs, creative interests of students, which are taken into account by the Course Master in the design and implementation of the content of the creative workshop. The article shows the main components of the technology's contents, presented by a system of artistic and creative self-presentations with a demonstration of options for performing creative tasks (libretto-production plan, which articulates the artistic design of the number and tasks set in the process of staging) during implementation set by the Wizard.

Key words: teacher-choreographer, content of professional training, methodological approaches to research.

Л.А. Касиманоеа, канд. пед. наук, проф., зав. каф. хореографического искусства, Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: ludmila.kasimanova@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ

В данной статье представляется технология творческой мастерской «Искусство постановки танца» в профессиональном образовании педагогов-хореографов. В основу технологии положен учебный курс «Искусство балетмейстера», который изучается с 1 по 4 курс и является одним из основных в содержании профессиональной подготовки педагога-хореографа. Автор показывает сущность и особенности реализации данной технологии как индивидуально-ориентированной, учитывающей познавательные потребности, творческие интересы студентов, которые учитываются мастером курса при проектировании и реализации содержания творческой мастерской. В статье показаны основные компоненты содержания технологии творческой мастерской «Искусство постановки танца», представленные системой художественно-творческих самопрезентаций с демонстрацией вариантов выполнения творческих заданий (либретто-постановочный план, в котором формулируется художественный замысел номера и задачи, ставившиеся в процессе постановочной работы) при реализации поставленных мастером задач.

Ключевые слова: педагог-хореограф, содержание профессиональной подготовки, методологические подходы к исследованию.

Одной из основных тенденций при создании новых технологий современного образования является его стремление к индивидуальной ориентированности с учетом психофизиологических и художественно-творческих особенностей личности. Поиск возможностей индивидуализации образования привел нас к необходимости разработать содержание современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов, технологической основой которой является образовательная технология творческой мастерской, заключающаяся в ином подходе к обучению студентов творческим дисциплинам у мастера курса. Образовательная программа построена с учетом того, что мастер начинает обучение студентов с первого курса и доводит до выпускных испытаний, результатом которых становится выпускной танцевальный спектакль, сочиненный, поставленный и отрепетированный выпускниками самостоятельно.

В мировой и отечественной художественной педагогике в этом отношении накоплен известный опыт. Много ценного, например, содержится в педагогической системе П.П. Чистякова, К.С. Станиславского, Г. Нейгауза и др. Выдающиеся педагоги порой интуитивно, а нередко и теоретически осознанно учитывали важнейшие психологические закономерности творческой личности. Мы полностью согласны с мнением Е.А. Басина [1], который указывает на необходимость свободы, индивидуальность и непредсказуемость творчества.

Встает вопрос о необходимости соответствия образовательного процесса существующим нормам и правилам, например, образовательным стандартам, учебным и рабочим планам, образовательным программам, осваиваемым компетенциям. Основной принцип педагогической системы П.П. Чистякова [2] заключается в роли педагога, его способности увидеть и учесть индивидуальность ученика. Однако разные психофизиологические возможности обучающихся обусловливают возможность разного подхода к выполнению одинаковых заданий,

при этом необходимо акцентировать внимание обучающихся на индивидуальном выполнении обязательных и одинаковых заданий, уделяя особое внимание так называемому творческому росту.

Уникальность методики преподавания П.П. Чистякова в том, что она строится на законах науки и искусства, превращая педагогику в искусство. Чистяков одним из первых пересмотрел специфику профессиональной подготовки художников, доказав, что художественный образ - это не систематизация живописцем того, что он видит, а выражение собственного переживания.

Образовательная технология творческой мастерской является индивидуально ориентированной, суть которой заключается в развитии индивидуальных художественных способностей и становлении творческой личности. Именно специальные дисциплины «Искусство балетмейстера» и «Мастерство хореографа» помогают педагогам-хореографам научиться владеть своим творческим потенциалом. В поисках инновационных форм и методов работы мы предложили использовать прошедший апробацию опыт творческой мастерской, построенный на подходе К.С. Станиславского, по примеру «сверхзадачи», которая должна быть ориентирована на истинные культурные и человеческие ценности. Такой подход подразумевает не просто «преподавание», т.е. изложение учебного материала конкретной дисциплины, а «научение», т.е. овладение определенными практическими знаниями, умениями и навыками, основанными на принципе свободы выбора творчества.

В педагогической литературе мы встретили описание двух подходов изменения традиционного обучения - технологический и поисковый. Первый основывается на освоении знаний, умений и навыков, второй - на формировании опыта творческой деятельности. Для реализации поставленных задач в личностно ориентированной педагогической технологии творческой мастерской нами вводится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.