Научная статья на тему 'Формирование в процессе обучения у курсантов факультета подготовки следователей и факультета подготовки дознавателей практических умений и навыков (из опыта работы кафедры предварительного расследования)'

Формирование в процессе обучения у курсантов факультета подготовки следователей и факультета подготовки дознавателей практических умений и навыков (из опыта работы кафедры предварительного расследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / PRACTICAL LESSONS / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есина А.С.

Рассматриваются вопросы о методике проведения практических занятий у слушателей факультета подготовки следователей и факультета подготовки дознавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formations in the course of training at cadets of faculty of training of investigators and faculty of training of investigators of practical skills (from experience of chair of preliminary investigation)

The article addresses questions about how to conduct practical training of students at the Faculty training of investigators and the department of investigators.

Текст научной работы на тему «Формирование в процессе обучения у курсантов факультета подготовки следователей и факультета подготовки дознавателей практических умений и навыков (из опыта работы кафедры предварительного расследования)»

УДК 34 ББК 67

ФОРМИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

У КУРСАНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ФАКУЛЬТЕТА ПОДГОТОВКИ ДОЗНАВАТЕЛЕЙ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАФЕДРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ)

АЛЛА СЕРГЕЕВНА ЕСИНА,

начальник кафедры предварительного расследования Московского университета МВДРосси имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент, E-mail: esina-alla@list.ru Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы о методике проведения практических занятий у слушателей факультета подготовки следователей и факультета подготовки дознавателей.

Ключевые слова: практические занятия, преподаватель, методика преподавания.

Annotation. The article addresses questions about how to conduct practical training of students at the Faculty training of investigators and the department of investigators.

Keywords: practical lessons, teacher, teaching methodology.

Уже более 10 лет Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя готовит специалистов для службы в органах предварительного расследования в системе МВД России.

Реализуя программы высшего образования в рамках специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности профессорско-преподавательский состав кафедры постоянно совершенствует формы и методы обучения, насыщая учебный процесс новыми инновационными подходами к формированию профессиональных компетенций, которыми должны обладать будущие специалисты служб следствия и дознания. На современном этапе развития системы высшего профессионального обучения особую актуальность приобретают вопросы поиска новых подходов к организации учебного процесса, реализации таких форм обучения, использование которых способствовало бы подготовке действительно высококвалифи-

цированных специалистов. Что должен знать и уметь сегодня квалифицированный специалист? Ответ на поставленный вопрос мы найдем в образовательных стандартах, где сформулированы общекультурные и профессиональные компетенции. Следовательно, задача преподавательского состава — организовать учебный процесс так, чтобы выпускник образовательного учреждения действительно приобрел за время обучения необходимые навыки и умения.

Следователь (дознаватель) сегодня — это лицо, которое обладает не только глубокими теоретическими знаниями различных правовых институтов, но прежде всего, специалист, который умело может ориентироваться в условиях часто меняющейся правовой действительности, умеет правильно выбрать и применить именно тот алгоритм действий, который будет наиболее целесообразен и эффективен в конкретной практической ситуации;

специалист, умеющий комплексно применять полученные теоретические знания и практические навыки.

Именно на подготовку такого специалиста и направлены практические занятия, проводимые профессорско-преподавательским составом кафедры предварительного расследования.

Система образования в целом построена таким образом, что представляет собой последовательное усвоение слушателями основных правовых институтов тех учебных дисциплин, которые последовательно сменяют друг друга на различных этапах обучения курсанта. Предполагается, что к концу обучения, полученные теоретические знания должны преобразоваться в некую систему, синтезироваться в умах наших курсантов, что не всегда, к сожалению, имеет место в действительности. В этой связи особую значимость при формировании умений и навыков имеют занятия практической направленности.

Кафедра предварительного расследования преподает несколько дисциплин прикладной направленности: расследование преступлений против личности и собственности, расследование дорожно-транспортных преступлений, расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и другие. Курсанты, которым преподаются эти специальные дисциплины — будущие следователи и дознаватели, чья профессиональная деятельность предполагает комплексное применение теоретических знаний по основным юридическим дисциплинам, комплексное применение норм разных отраслей права, действуют при этом согласно разработанным тактическим приемам и методическим рекомендациям. В конечном итоге стоит задача подготовить слушателей нашего университета к будущей профессии, адаптировать их к правоприменительной практике и существующей правовой действительности.

В процессе обучения приоритетным направлением в обучении мы считаем проведение практических занятий.

Практические занятия как форма обучения известны вузовской педагогике с давних пор. Еще в начале 20 в. профессор Императорского Новороссийского университета П.Б. Казанский, рассуждая

о методике проведения занятий на юридических факультетах, предлагал отказаться от лекций, а проведение практических занятий считать основным методом преподавания. Главным достоинством практических занятий признавалось то, что, в отличие от лекций, участники занятий могут проявить свою индивидуальность, самостоятельность мышления, способность отстаивать в споре свою позицию1. Сказанное остается актуальным и сегодня. По мнению автора, именно практические занятия обеспечивают связь теории и практики, содействуют выработке у курсантов умений и навыков по применению полученных ими теоретических знаний.

Опыт проведения практических занятий позволяет нам выделить отдельные группы практических занятий, различающиеся между собой методикой их проведения:

1. Первая группа — это практические занятия, при проведении которых используется методика по решению ситуационных задач. Фабулы и практические ситуации, предлагаемые для разрешения, заимствованы из конкретных уголовных дел, из правоприменительной практики. На таких занятиях слушатель овладевает навыками в сфере применение правовых норм. Давая уголовно-правовую оценку происходящему, курсант учится оценивать законность действий или решений должностных лиц с точки зрения уголовного, уголовно-процессуального, административного и иного действующего законодательства.

2. Вторая группа практических занятий основана на методике, позволяющей проанализировать и изучить процессуальные документы, копии которых сняты из материалов настоящих уголовных дел (так называемый раздаточный материал). Сопоставляя и «тестируя» процессуальный документ на его соответствие требованиям закона курсант еще и еще раз имеет возможность не только обратиться к тексту закона, но и понять его смысл, практически применить в своей будущей работе законодательные установления. Процессуальные документы, полученные из практических органов, не всегда бывают безупречны с точки зрения их соответствия законодательным требованиям. Тем интереснее бывает обсуждение и анализ таких документов. Подобный вид практических занятий обеспечивает курсан-

ту возможность «пощупать» настоящее уголовное дело, подержать в руках настоящий процессуальный документ. В ходе такого занятия происходит самое непосредственное и активное общение преподавателя с обучающимися.

3. Методика проведения практических занятий, отнесенных к третьей группе, позволяет слушателям привить навыки по составлению процессуальных документов, по систематизации материалов уголовного дела. На таких занятиях слушатель углубляет полученные теоретические знания, вырабатывает собственную правовую позицию, приобретает и совершенствует элементы юридической культуры, письменной и устной речи. На таких занятиях слушатели впервые сами выступают в роли следователя, воспроизводя алгоритм действий данного субьекта расследования, следуя логике расследования, используя изученные тактические приемы при производстве следственных действий пытаются юридически грамотно и безупречно составить процессуальный документ.

4. Четвертая группа практических занятий — занятия, проведенные с участием представителей практических подразделений органов предварительного расследования. Опыт и навыки передаваемые «напрямую», «из уст в уста» — самый эффективный способ наглядно продемонстрировать курсантам лучшие и сложные стороны выбранной ими профессии. На таких занятиях курсанты узнают не только о проблемах правоприменительной практики, но тут же получают советы по их преодолению. «Живое» общение с представителем выбранной профессии не заменит ни один преподаватель, и тем ценее такие занятия для курсантов.

5. Наконец, пятая разновидность практических занятий — это занятия, проводимые на полигонах университета: квартира, кухня, офис, помещения магазинов, банка, кафе, уличные полигоны. На занятиях мы реконструируем с курсантами обстановку места совершения преступлений и в ситуации, приближенной к практической, отрабатываем алгоритм действий следователя (дознавателя) при проведении осмотра места происшествия, производстве обыска в жилище или в ином помещении, действия в составе следственно-опе-

ративной группы и другие. Подобные занятия помогают курсантам адаптироваться, выработать навыки по составлению процессуальных документов, определить порядок взаимодействия с иными участниками процесса при производстве следственных действий, сформировать чувство уверенности и психологической защищенности в ситуациях, характерных для деятельности следователя (дознавателя).

Во время практических занятий курсантами разрешается целый ряд задач:

ф быстро находить правовые нормы, анализировать их содержание, определять смысл законодательного установления, определять пределы действия нормы закона во времени, в пространстве и по кругу лиц; ф уметь выделять в фабуле конкретного дела факты, с которыми нормы права связывают юридические последствия, и определять на основе правовой нормы, какие именно юридические последствия связываются с данным фактом и делать соответствующие выводы для решения задачи;

усвоить юридическую терминологию, уметь свободно оперировать юридическими понятиями и терминами.

усвоить структуру и логическую схему процессуального документа, наполнив ее содержанием, применительно к конкретной ситуации. На кафедре предварительного расследования практическая направленность занятия распространенна также и на итоговые занятия, а именно на экзамены и зачеты. Экзаменационные билеты построены с использованием практических фабул и, исходя из содержания фабулы, формируется задание слушателю. Сдавая экзамен по такой методике обучающийся может продемонстрировать не только хорошее усвоение и знание теоретических основ изучаемых дисциплин, но и проявить самостоятельность мышления, способность ориентироваться в правовом поле, принимать и обосновывать принятое им решение.

Методика проведения практических занятий — дело индивидуальное, у каждого преподавателя складываются собственные приемы. На кафедре готовятся методические материалы по проведению семинарских и практических занятий по раз-

личным учебным дисциплинам. Но и в них порой невозможно предусмотреть и предугадать все факторы, от которых в конечном итоге зависит успех проведенного занятия. По мнению автора статьи, есть один существенный фактор, который влияет на эффективность занятия. Это — сам преподаватель. От его личностных качеств, теоретической и методической подготовленности, интеллекта, знания преподаваемого предмета во многом зависит качественность проведенного занятия. Каждый преподаватель должен готовиться к занятиям. Именно подготовка к занятиям — гарантия качественного его проведения. Подготовка к проведению практического занятия, должна включать в себя:

ф проработку темы практического занятия с привлечением новейших нормативных материалов, знаний складывающейся правоприменительной практики, умение ориентироваться в большом количестве мнений ученых, высказанных в различных литературных источниках. Выработка своей правовой позиции по спорным вопросам и суммирование аргументов в ее пользу. Негативно скажется на результате занятия ситуация, при которой преподаватель ссылается на недавно отмененный правовой акт, или не знаком с современными публикациями по рассматриваемой проблематике; ф преподаватель должен предварительно сам решить те задачи, которые предлагаются к рассмотрению на занятии с тем, чтобы предусмотреть все возможные варианты решения, которые могут предложить курсанты. Он должен быть готов ответить на любые вопросы, относящиеся к содержанию каждой задачи. Целесообразно при этом подобрать материал по аналогичным вопросам из судебной практики;

необходимо продумать план проведения занятия. Практическое занятие проводится с одной группой, поэтому план его проведения должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся в данной группе. Это касается распределения времени, распределения задач между учащимися. Целесообразно распределить время, отведенное на решение каждой задачи, определить заранее наиболее

актуальные или спорные ситуации, сложные задачи. Возможно, на подготовительном этапе к занятию преподаватель может уже заранее определить тех обучающихся, которые будут назначены для разрешения той или иной задачи. При отсутствии плана занятия его ход нередко определяет не преподаватель, а сами курсанты;

необходимо подготовить выводы по результатам проведенного занятия, обратив внимание курсантов на важность проработки данной темы, необходимости ее знания в профессиональной деятельности.

Практические занятия способствуют достижению главной задачи обучения — привить слушателям практические навыки, приблизить их к правоприменительной практике, реконструировать с ними модель возможного поведения при различных следственных ситуациях, чтобы подготовить их к будущей сложной, но интересной профессии следователя.

При подготовке специалистов для службы органов предварительного расследования системы ОВД профессорско-преподавательский состав университета ориентирован на комплексность обучения и потребности правоприменительной практики. Так, учитывая актуальность расследования преступлений экономической направленности и нехватку специалистов в экономической сфере на факультете подготовки следователей в учебный процесс вводятся новые дисциплины, преподаваемые специалистами из разных отраслей права. В 2015—2016 учебном году учебным планом для курсантов данной специализации предусмотрено изучение комплексной дисциплины «Выявление и расследование преступлений экономической направленности», которая будет преподаваться кафедрой финансов и экономического анализа и кафедрой предварительного расследования.

Таким образом, процесс формирования профессиональных компетенций постоянно совершенствуется и развивается.

1 Казанский П.Б. Вопрос о преподавании на юридических факультетах в русской печати в 1901 г. «Записки Императорского Новороссийского университета. Т. 91. Одесса. 1903.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.