Научная статья на тему 'Организация и реализация самостоятельной работы курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России как важнейший этап профессиональной подготовки сотрудников ОВД'

Организация и реализация самостоятельной работы курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России как важнейший этап профессиональной подготовки сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDEPENDENT WORK / INDEPENDENT TRAINING / CADETS / STUDENTS / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шувалов А. П., Заикин В. Ю., Чернецкий В. А., Четвероус А. Н.

В статье рассматриваются актуальные вопросы самостоятельной работы курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России на современном этапе, обосновывается необходимость разработки и внедрения в широкую практику воспитательно-образовательного процесса эффективных методик организации самостоятельной подготовки. В организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей важное значение имеют мероприятия, проводимые профильными кафедрами и профессорско-преподавательским составом: высвобождение времени для самостоятельной подготовки, создание надлежащих условий в казарме и общежитии, постоянный контроль за подготовленностью курсантов и слушателей к занятиям. В статье большое внимание уделяется психологическим и организационно-методическим проблемам, возникающим при обучении методам самостоятельной работы слушателей и курсантов младших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шувалов А. П., Заикин В. Ю., Чернецкий В. А., Четвероус А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND USE OF INDEPENDENT WORK OF CADETS AND LISTENERS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA AS THE MOST IMPORTANT PHASE OF TRAINING FOR POLICE OFFICERS

The article deals with topical issues of independent work of cadets and students in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage, the necessity of development and implementation in wide practice of educational process of effective methods of organization of independent training. In the organization of self-training of cadets and students are important activities carried out by specialized departments and teaching staff: the release of time for self-training, the creation of appropriate conditions in the barracks and dormitories, constant monitoring of the preparedness of cadets and students to classes. Some attention is paid to the psychological, organizational and methodological problems arising in teaching methods of independent work of students and cadets of junior courses.

Текст научной работы на тему «Организация и реализация самостоятельной работы курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России как важнейший этап профессиональной подготовки сотрудников ОВД»

I I ВАРИАНТ 2 I I

Ответ к задаче 1.

^Ответь отсутствуют]*

Отв&т к заЭаие 2.

.,_ 39 ,, 523. у_ 529 у 36995 529 529' ~ 39 299 '

Ответ к задаче 3.

5'Х+З'У З'Х-9'У

Ответ к задаче 4.

Ц

1> 2) 3) 5; 4> е 5 . Ответ к задаче 5.

1Облает ь определени я С С ? У =(-«; ;

2) Точек разрыва нет;

3) Точки пересечения с осями: (0;0); (1*0)»

4) 1ЧЮ ни чётная ни нечётная? т.к.

<-х> и ;

5> УМЙКС0)=е; Ут(|)=^;

6> упрге(^)=1Г> 7) Асимптот нет.

Рис. 5. Ответы к варианту 2

Как отмечалось выше, программа формирует ответы к каждому варианту. Например, ответы к варианту 2 представлены на рис. 5.

Приведем результаты и сравнительный анализ количества правильно выполненных заданий студентами контрольной и экспериментальной группы.

Основным показателем для анализа данных служит средний процент верно выполненных студентами заданий по каждой контрольной работе. В контрольной группе этот показатель составил 37% по первой контрольной работе и 39% - по второй. При проведении описанного выше способа контроля подготовки студентов экспериментальной группы рассматриваемый показатель составил 54% по первой контрольной работе и 60% - по второй. Очевидно, что экспериментальный подход дает более высокие результаты, хотя, с другой стороны, общий результат остается довольно низким.

Отметим все «плюсы» и «минусы» примененной методики. Остановимся сначала на положительных сторонах вопроса. Во-первых, как было отмечено выше, результаты улучшились. Во-вторых, произошла экономия часов контактной работы: на проведение контроля в новой форме затрачено 3 академических часа, а не 4 часа при стандартном подходе. В-третьих, проведенный опрос студентов показал, что концентрировать внимание и готовиться к решению задач одного конкретного вида им гораздо легче и в физическом, и в эмоционально-психологическом плане. И, наконец, общая нагрузка на студента в процессе непосредственного проведения контроля значительно уменьшается.

Нельзя не отметить и отрицательные стороны этой методики. Самым существенным «минусом», на наш взгляд, является потеря систематизации, что является наиболее существенной частью образовательного процесса. Дискретный подход к изучению материала не позволяет установить прочные взаимосвязи между изучаемыми математическими объектами и их свойствами. Взгляд на задачу с разных сторон, умение установить зависимости и причинно-следственные связи в данных требует владения изучаемым материалом целиком. К сожалению, именно этой важной составляющей процесса обучения и приходится жертвовать, особенно при обучении первокурсников.

Библиографическийсписок

1. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

2. Басманова Л.В., Харламова И.Ю. Методы контроля и оценки знаний и диагностики развития студента при использовании компетентностных методов обучения. Профессиональное образование в современном мире. 2013; 2 (9): 69 - 75.

3. АржаникМ.Б., Черникова Е.В. Организация контроля знаний в высшей школе: итоговый контроль как продолжение текущего. Сибирский педагогический журнал. 2010; 10: 79-84.

4. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов ФГОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения», обучающихсяпопрограммам высшегообразования. Available at:http://www.omgups.ru/sveden/document/docs/Formi_sroki_kontrolya.pdf

5. Клиповое мышление, его плюсы и минусы. Available at: https://www.syl.ru/article/195361/new_klipovoe-myishlenie-ego-plyusyi-i-minusyi

6. СеменовскихТ.В. Феномен«клипового мышления»вобразовательнойвузовскойсреде. Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf

7. Болотюк В.А., Болотюк Л.А. Роль генераторов и решателей задач в преподавании высшей математики. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/144PVN613.pdf

8. Болотюк В.А., Болотюк Л.А. Об опыте использования графического калькулятора HP 50g для разработки генераторов карточек с задачами по высшей математике. Availableat:http://mir-nauki.com/PDF/05PDMN616.pdf

References

1. Pedagogikaipsihologiyavysshejshkoly. Seriya«Uchebniki,uchebnyeposobiya».Rostov-na-Donu: «Feniks», 1998.

2. Basmanova L.V., Harlamova I.Yu. Metody kontrolya i ocenki znanij i diagnostiki razvitiya studenta pri ispol'zovanii kompetentnostnyh metodov obucheniya. Professional'noe obrazovanievsovremennom mire. 2013;2 (9):69-75.

3. Arzhanik M.B., Chernikova E.V. Organizaciya kontrolya znanij v vysshej shkole: itogovyj kontrol' kak prodolzhenie tekuschego. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2010; 10: 79 - 84.

4. Polozhenie o provedenii tekuschego kontrolya uspevaemosti i promezhutochnoj attestacii studentov FGOU VO «Omskij gosudarstvennyj universitet putej soobscheniya», obuchayuschihsya po programmam vysshego obrazovaniya. Available at: http://www.omgups.ru/sveden/document/docs/Formi_sroki_kontrolya.pdf

5. Klipovoe myshlenie, egoplyusyiminusy. Availableat:https://www.syl.ru/article/195361/new_klipovoe-myishlenie-ego-plyusyi-i-minusyi

6. Semenovskih T.V. Fenomen«klipovogomyshleniya»vobrazovatel'nojvuzovskojsrede. Availableat: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf

7. BolotyukV.A., BolotyukL.A. Rol'generatorov ireshatelejzadachvprepodavanii vysshejmatematiki. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/144PVN613.pdf

8. Bolotyuk V.A., Bolotyuk L.A. Ob opyte ispol'zovaniya graficheskogo kal'kulyatora HP50g dlya razrabotkigeneratorov kartocheks zadachamipo vysshejmatematike. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/05PDMN616.pdf

Статья поступила в редакцию 31.03.19

УДК 377(09)

Shuvalov A.P., senior teacher, Police Lieutenant Colonel, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of Russian Interior Ministry

(Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]

Zaikin V.Yu., lecturer, Police Major, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of Russian Interior Ministry (Volgodonsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Chernetskiy V.A., lecturer, Police Major, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of Russian Interior Ministry (Volgodonsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Chetverous A.N., senior teacher, Police Lieutenant Colonel, Department of Fire and Physical Training, Volgodonsk branch of Russian Interior Ministry

(Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]

ORGANIZATION AND USE OF INDEPENDENT WORK OF CADETS AND LISTENERS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA AS THE MOST IMPORTANT PHASE OF TRAINING FOR POLICE OFFICERS. The article deals with topical issues of independent work of cadets and students in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage, the necessity of development and implementation in wide practice of educational process of effective methods of organization of independent training. In the organization of self-training of cadets and students are important activities carried out by specialized departments and teaching staff: the release of time for self-training, the creation of appropriate conditions in the barracks and dormitories, constant monitoring of the preparedness of cadets and students to classes. Some attention is paid to the psychological, organizational and methodological problems arising in teaching methods of independent work of students and cadets of junior courses.

Key words: independent work, independent training, cadets, students, educational organizations of Ministry of Internal Affairs of Russia.

A.П. Шувалов, ст. преп. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, подполковник полиции, г. Волгодонск, Е-mail: [email protected]

B.Ю. Заикин, преп. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, майор полиции, г. Волгодонск, Е-mail: [email protected]

В.А. Чернецкий, преп. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, майор полиции, г. Волгодонск, Е-mail: [email protected]

А.Н. Четвероус, ст. преп. каф. огневой и физической подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, подполковник полиции, г. Волгодонск, Е-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ

И СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

В статье рассматриваются актуальные вопросы самостоятельной работы курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России на современном этапе, обосновывается необходимость разработки и внедрения в широкую практику воспитательно-образовательного процесса эффективных методик организации самостоятельной подготовки. В организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей важное значение имеют мероприятия, проводимые профильными кафедрами и профессорско-преподавательским составом: высвобождение времени для самостоятельной подготовки, создание надлежащих условий в казарме и общежитии, постоянный контроль за подготовленностью курсантов и слушателей к занятиям. В статье большое внимание уделяется психологическим и организационно-методическим проблемам, возникающим при обучении методам самостоятельной работы слушателей и курсантов младших курсов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самостоятельная подготовка, курсанты, слушатели, образовательные организации МВД России.

На современном этапе развития органов внутренних дел России повседневная оперативно-служебная деятельность сотрудника полиции предъявляет к нему повышенные требования. Сотрудник полиции должен быть всегда готов проявить инициативу и самостоятельность в принятии решений в условиях изменяющейся обстановки. Сотрудник полиции обязан быстро ориентироваться в любой ситуации, в том числе и нестандартной, легко адаптироваться к различным условиям, принимать законные и обоснованные решения в рамках своей компетенции. Поэтому специфика деятельности сотрудников ОВД требует от них не только хорошей профессиональной подготовки, но и развитой способности к самостоятельной работе. Вопросы развития самостоятельной активной личности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в ходе их подготовки к будущей профессиональной деятельности являются постоянно актуальными в ведомственной науке и регулярно освещаются в психологической и педагогической литературе, однако ряд частных аспектов данной проблемы, по нашему мнению, остается на сегодняшний день недостаточно изученным. Необходимо принимать во внимание профессиональную специфику учебного процесса в той или иной образовательной организации МВД России. В частности, весьма чётко эта специфика проявляется по отношению к юридическим институтам МВД России, осуществляющих подготовку сотрудников органов внутренних дел различного профиля.

Формирование творческой личности обучающегося является актуальной проблемой не только образовательных организаций МВД России, но и важнейшей задачей педагогической науки. Специфика возросших требований к профессиональной подготовке выпускников образовательных организаций МВД России состоит в создании условий для их последующей эффективной профессиональной деятельности в условиях сложности и напряженности несения службы учетом и необходимости регулярного обновления полученных знаний, что требует и больших самостоятельных усилий самого сотрудника полиции. В связи с этим проблема совершенствования самостоятельной работы курсантов и слушателей в процессе изучения предметов профессионально-специализированного цикла в настоящее время приобретает особую актуальность. Компетенции, приобретаемые курсантами и слушателями в процессе изучения предметов данного цикла, являются основой для их будущей профессиональной деятельности. Поэтому организация самостоятельной подготовки слушателей, вопросы ее активизации как одно из средств совершенствования самостоятельности и активности личности в образовательном процессе на современном этапе является достаточно актуальной областью исследований образовательных организаций высшего образования. Организация самоподготовки слушателей в образовательных организациях МВД России осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образования, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, методическими рекомендациями Департамента государственной службы и кадров МВД России от 25 мая 2015 г «По организации учебного процесса при реализации программ профессионального обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России» и локальными нормативными правовыми актами.

Самостоятельная подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России рассматривается как составная часть их учебной работы и должна способствовать закреплению и углублению полученных на занятиях знаний, умений и навыков, стимулировать поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием различных информационно-библиотечных систем, образовательных сайтов сети интернет Особое внимание при проведении самоподготовки должно уделяться подготовке к промежуточной и итоговой

аттестации. Согласно нормативным документам самостоятельная подготовка должна организовываться строевыми подразделениями образовательной организации МВД России, то есть курсовыми офицерами, основной задачей которых является обеспечение посещаемости и дисциплины. Часы для самостоятельной подготовки определяются внутренним служебным распорядком образовательной организации. Методическое обеспечение самостоятельной подготовки лежит на кафедрах (циклах), которые задействуют для этой цели кураторов учебных групп и преподавателей - предметников, определяющих и планирующих задания в зависимости от учебного плана той или иной учебной дисциплины, состояния успеваемости конкретной учебной группы, наличия соответствующего методического обеспечения. Контроль за организацией и проведением самостоятельной подготовки слушателей осуществляют учебный отдел (отделение, часть) и строевые подразделения образовательной организации. Достаточно эффективным является проведение самостоятельной подготовки под руководством преподавателя-предметника, одновременно являющимся куратором учебной группы с целью обучения слушателей методам самостоятельной работы с учебным материалом. Наиболее целесообразным будет планирование самостоятельной подготовки в таком формате при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации (зачетам, контрольным работам, решению тестов, экзаменам), другим заданиям, предусмотренным учебной программой. Актуальной проблемой при проведении самостоятельной подготовки в образовательных организациях МВД России является «восполнение пропущенных слушателями наиболее сложных тем и вопросов занятий в связи с привлечением их к несению службы в наряде или по иным уважительным причинам» [1]. Необходимо также учитывать, что «в дни, предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, самостоятельная подготовка не проводится» [1].

В ведомственной педагогической науке еще идет разработка оптимальной модели организации самостоятельной работы курсантов и слушателей, а также научно-методического обеспечения самостоятельной работы курсантов с учетом особенностей профиля образовательной программы [2]. В современной педагогической литературе самостоятельная работа рассматривается как многоаспектное и многофункциональное понятие [3]. В отличие от студентов гражданских учебных заведений, курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России, не заканчивают обучение после окончания учебных занятий, а должны присутствовать в учебных аудиториях на самостоятельной подготовке согласно утвержденному распорядку дня. В связи с этим особенно актуальным и, к сожалению, малоизученным с научной точки зрения, остается комплекс вопросов (методических, организационных, психологических и др.), касающихся характера самостоятельной работы курсантов и слушателей в часы самостоятельной подготовки. Несмотря на то, что вопросы развития самостоятельного мышления курсантов и слушателей в образовательном процессе достаточно хорошо освещаются в научной литературе, вопросам самостоятельной подготовки уделяется еще недостаточно внимания. Проблемы возникновения дополнительных трудностей организационного и психологического характера у курсантов и слушателей младших курсов при переходе от школьной системы обучения к вузовской еще своего научного изучения. К числу таких трудностей исследователи относят достаточно плотный распорядок дня, служебную дисциплину, несение службы в нарядах, обязательную самоподготовку и самое главное при этом - освоение образовательной программы.

Нерешённые проблемные вопросы в части разработки научно-обоснованной методики самостоятельной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, как в психологическом, так и в организационно-методическом плане оказывают существенное влияние на качество овладения

слушателями и курсантами младших курсов навыками самостоятельной учебной работы, что соответственно отражается на показатели успеваемости по определенным предметам и на мотивации к самостоятельному получению знаний в целом. Не только исследователи этой проблемы, но и профессорско-преподавательский состав образовательных организаций МВД России в своей повседневной учебно-воспитательной деятельности отмечают все более остро проявляющееся в последнее время противоречие между возросшим уровнем требований к знаниям и умениям слушателей и курсантов по изучаемым дисциплинам и отсутствием научно - обоснованной стратегии организации и осуществления их самостоятельной подготовки, при отсутствии достаточно развитых навыков самостоятельной работы у некоторых категорий слушателей и особенно курсантов первых курсов, психологической обстановкой учебных коллективов, в условиях хронического дефицита времени на выполнение тех или иных учебных заданий.

Основная роль в организации профессиональной подготовки слушателей и курсантов образовательных организаций МВД России отводится профессорско-преподавательский составу кафедр, который призван обеспечить усвоение курсантами компетенций, определенных государственным образовательным стандартом. По мнению большинства исследователей, одной из основных трудностей при подготовке будущих сотрудников полиции является недостаточная готовность курсантов младших курсов и слушателей, не имеющих опыта обучения в вузах к самостоятельной, в том числе и творческой работе. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и внедрение оптимальных форм самостоятельной работы обучающихся, нацеленных на поэтапное формирование и развитие навыков самостоятельного выполнения учебных заданий. Опыт Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России показывает, что систематическое использование таких традиционных, но достаточно эффективных приемов как контроль и индивидуализация на всех видах занятий, неизменно дает устойчивый положительный результат. Планирование максимально возможного количества контрольных мероприятий в рамках отводимого учебным планом времени позволит регулярно получать «обратную связь» и корректировать учебную работу. Работа с учебной литературой является, пожалуй, основной и самой традиционной формой самостоятельной работы обучающихся, которая позволяет теоретически готовиться ко всем видам занятий: практическим, лабораторным, семинарским занятиям и т. д. Любая самостоятельная работа, должна организовываться и контролироваться профессорско-преподавательским составом и непременно сопровождаться консультационной и методической помощью преподавателя. В связи с этим необходимо отметить особую роль методического обеспечения при организации самостоятельной работы курсантов и слушателей. При разработке методического обеспечения в обязательном порядке должны учитываться индивидуальные особенности обучающихся, их интеллектуальный уровень, который может различаться даже у курсантов и слушателей одной учебной группы. Для этой цели преподаватели Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России активно используют результаты входного контроля, проводимого при заезде слушателей на обучение, а также специально разработанные тесты для каждой категории слушателей.

Активизация когнитивной деятельности курсантов и слушателей во время самостоятельной подготовки, безусловно, будет способствовать более глубокому проникновению в сущность явлений и обеспечивать прочное запоминание учебного материала. Однако для развития своих когнитивных способностей курсантам и слушателям необходимо целенаправленно и последовательно вырабатывать в себе определенные качества, такие как сосредоточенность, настойчивость в достижении целей, работоспособность, стрессоустойчивость, умение работать с литературой и информационными ресурсами, а также самоконтроль. Кроме того обучающиеся должны овладеть рациональными способами умственных действий, приемами и методами самостоятельной работы. В организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей важное значение имеют мероприятия, проводимые профильными кафедрами и профессорско-преподавательским составом: высвобождение времени для самостоятельной подготовки, создание надлежащих условий в казарме и общежитии, постоянный контроль за подготовленностью курсантов и слушателей к занятиям.

Библиографический список

Соотношение самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы курсантов и слушателей должно определяться с учетом наличия, доступности и качества учебно-методического, материально-технического обеспечения учебного процесса, уровня сложности и объема изучаемой дисциплины. Организация самостоятельной работы курсантов и слушателей предполагает разработку необходимой документации.

В целях подготовки курсантов и слушателей к самостоятельной учебной и научно-исследовательской работе формирования у них первичных умений и навыков самостоятельной работы, развития академической культуры руководство ВФ ФГКОУ ВО РЮИ МВД России с учетом предложений профессорско-преподавательский состава предлагает разработать и ввести в план индивидуальной воспитательной работы педагога-куратора проведение занятий «Организация самостоятельной работы курсанта (слушателя)

Опыт работы педагогов - кураторов ВФ ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, являющихся одновременно и преподавателями - предметниками кафедр Филиала показывает, что эффективность организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей может достигаться за счет:

• разработки преподавателями системы заданий тренировочного и усложненного типов, предназначенных для индивидуальной и групповой работы, рассчитанных как на кратковременный, так и на длительный периоды;

• учёта индивидуально-типологических особенностей курсантов с целью развития у них научных интересов, профессиональных способностей в процессе самостоятельной работы;

• конструирования содержания учебного материала и заданий для самостоятельной работы с использованием компьютерных средств, что обеспечит автоматизированный систематический контроль самостоятельной работы курсантов (слушателей).

Процесс обучения предусматривает постоянное творческое участие обеих сторон, комплексный учет всех обстоятельств и факторов, влияющих на процесс овладения знаниями, навыками и умениями. Кроме того, самостоятельная работа курсантов и слушателей в образовательных организациях системы МВД России, которая проводится, как правило, под руководством педагога-куратора или преподавателя-предметника, может послужить основой для творческой деятельности путем участия в научно-исследовательских работах, научно-практических конференциях различного уровня, различных творческих мероприятиях. Тогда мы видим переход от простой репродуктивной деятельности обучающегося к самостоятельной творческой работе. Научно-исследовательскую работу курсантов, которая концентрирует в себе все основные и факультативные формы самостоятельной работы, а также стимулирует творческую активность, справедливо считают высшим ее проявлением. Чтобы подвести слушателей к данному виду работы, необходимо с самого начала обучения поэтапно, систематично, целенаправленно организовать обучение курсантов и слушателей навыкам и приемам самостоятельной работы. Необходимо научить слушателей именно творчески осмысливать учебный материал, мотивировать их на его углубленное изучение с учетом единства учебной, воспитательной и научной работы.

Таким образом, педагогическая проблема самостоятельной работы выявляет общие вопросы, стоящие перед современным высшим образованием, в том числе по юридическим специальностям, ориентированным на подготовку специалистов с высоким уровнем мобильности, креативности и самостоятельности мышления. Правильно организованная самостоятельная работа способствует достижению данной цели.

Однако анализ педагогической литературы демонстрирует дискуссион-ность и многообразие подходов к данной проблеме. Практика показала, что самостоятельную подготовку в образовательных организациях системы МВД России какой-либо иной формой работы заменить нельзя, но она должна обязательно носить систематический и непрерывный характер в течение всего периода обучения. Поэтому на сегодняшний день, по нашему мнению, насущной необходимостью для образовательных организаций системы МВД России является разработка и внедрение в широкую практику образовательного процесса эффективных методик организации самостоятельной работы слушателей и курсантов.

1. Методические рекомендации Департамента государственной службы и кадров МВД России от 25 мая 2015 г. «По организации учебного процесса при реализации программ профессионального обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России». Москва: ДГСК МВД России, 2015.

2. Елагина В.С. Принципы организации самостоятельной работы курсантов военного вуза. Международный журнал экспериментального образования. 2015; 5-1: 49 - 50; Available at: http: // expeducation.ru/ ru /article/ view? id=7475

3. Шаламов В.В. Развитие познавательной компетентности обучающихся в процессе самостоятельной работы: монография. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2011.

References

1. Metodicheskie rekomendacii Departamenta gosudarstvennoj sluzhby i kadrov MVD Rossii ot 25 maya 2015 g. «Po organizacii uchebnogo processa pri realizacii programm professional'nogo obucheniya v organizacii, osuschestvlyayuschej obrazovatel'nuyu deyatel'nost' i nahodyaschejsya v vedenii MVD Rossii». Moskva: DGSK MVD Rossii, 2015.

2. Elagina V.S. Principy organizacii samostoyatel'noj raboty kursantov voennogo vuza. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015; 5-1: 49 - 50; Available at: http: // expeducation.ru/ ru /article/ view? id=7475

3. Shalamov V.V. Razvitie poznavatel'noj kompetentnosti obuchayuschihsya v processe samostoyatel'noj raboty: monografiya. Ekaterinburg: Ural'skij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2011.

Статья поступила в редакцию 11.03.19

УДК 371

Edieva Zh.Kh., senior teacher, Department of Mathematical Analysis, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

LEVELS OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL MASTERY IN FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS. The research reveals levels of development of teachers' skills in the future teacher of mathematics. The work shows that a student's knowledge of the basics of pedagogical mastery presupposes the presence of a humanistic vision of the pedagogical process, attitude towards the student as the main value, possession of communicative techniques and methods of pedagogical communication; ability to combine traditional, progressive folk traditions and customs in professional activities and, at the same time, to use in practice innovative technologies of training and education; increasing student interest in the discipline; ability to think logically. It is important for a future teacher of mathematics to have an ability to full argument, logical rigor and harmony of conclusions, logical skills to analyze facts, events, texts, to establish cause-and-effect relationships between facts, events, actions and causes that caused them, to generalize, systematize and classify objects.

Key words: level, component, pedagogical skills, future teacher of mathematics.

Ж.Х. Эдиева, ст. преп. каф. математического анализа, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: [email protected]

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

«Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование».

В данной статье выявлены уровни сформированности педагогического мастерства у будущего учителя математики. Выявлено, что владение студентом основами педагогического мастерства предполагает наличие гуманистического видения педагогического процесса, отношение к ученику, как к главной ценности, владение коммуникативными техниками и техникой педагогического общения; умение сочетать в профессиональной деятельности традиционные, прогрессивные народные традиции и обычаи и, одновременно, использовать в практике инновационные технологии обучения и воспитания; повышение интереса учеников к изучаемой дисциплине; способность к логическому мышлению. Так же крайне важно владение будущим учителем математики способности к полноценной аргументации, логической строгостью и стройностью умозаключений; владение логическими умениями - проводить анализ фактов, событий, текстов, устанавливать причинно-следственные связи между фактами, событиями, поступками и причинами, их вызвавшими, обобщать, систематизировать и классифицировать объекты.

Ключевые слова: уровень, компонент, педагогическое мастерство, будущий учитель математики.

Среди качеств педагогического мастерства учителя можно определить четыре главных структурных компонента: способность к организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; способность убеждать; мастерство передачи знаний учащимся и формирования у них опыта самостоятельной деятельности; владение учителем педагогической техникой, средствами профессиональной деятельности. Определив структурные компоненты основ педагогического мастерства будущего учителя математики, а именно: гуманно-коммуникативный, традиционно-инновационный, этико-результативный, логико-креативный, мы перешли к выявлению уровней сформированности педагогического мастерства.

Гуманно-коммуникатиеный компонент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий уровень предполагает: глубокое гуманистическое видение педагогического процесса, гуманистическое отношение к ученику, как к главной ценности, учет и признание индивидуальности, уникальности личности учащегося, прилагает усилия для того, чтобы интеллект, способности и талант детей получили возможность максимального развития; проявление участия, доброты, создание оптимальных условий для всестороннего обучения и развития учеников; глубокая вера в учеников и оптимизм в силы и возможности ученика; высокая коммуникабельность - владение хорошим голосом, внешним обаянием, речью, проявление толерантности по отношению к людям, владение современными и традиционными коммуникативными техниками и техникой педагогического общения, тактичность, наблюдательность; умение результативно строить свои взаимоотношения с учащимися; направленность на развитие духовных сил ребёнка, его любознательности, творчества, самостоятельности.

Средний уровень предполагает: гуманистическое видение педагогического процесса, хорошее отношение к ученику, как к главной ценности, учёт и признание индивидуальности, уникальности личности учащегося, прилагает усилия для того, чтобы интеллект, способности и талант детей получили возможность определенного развития; проявление участия, стремление к созданию условий для всестороннего обучения и развития учеников; верит в учеников и возможности ученика; способен к общению - владеет собственным голосом, речью, проявляет толерантность по отношению к людям, владеет коммуникативными техниками и техникой педагогического общения, достаточно тактичен и умеет взаимодействовать с учениками; старается строить свои взаимоотношения с учащимися; проявление направленность на развитие духовных сил ребёнка, его любознательности, творчества, самостоятельности.

Низкий уровень предполагает: недостаточное видение педагогического процесса в гуманистическом аспекте, относится к ученикам избирательно, чаще к успешным ученикам, проявляет в отношениях отсутствие учета и признания индивидуальности, уникальности личности учащегося, не прилагает усилия для того, чтобы интеллект, способности и талант детей получили возможность определенного развития; не всегда участлив, не стремится к созданию условий для всестороннего обучения и развития учеников; не всегда верит в учеников и возможности ученика; слабо владеет собственным голосом, речью, не всегда

проявляет толерантен по отношению к людям, не знает и не владеет коммуникативных техниками и техникой педагогического общения, не старается строить свои взаимоотношения с учащимися; не проявляет направленность на развитие духовных сил ребёнка, его любознательности, творчества, самостоятельности.

Традиционно-инновационный компонент

Высокий уровень предполагает: активное сочетание, гармонию в профессиональной деятельности традиционных, прогрессивных народных традиций и обычаев и, одновременно, инновационных технологий обучения и воспитания; с одной стороны, умение применять инновационные формы и методы, грамотно сочетая их с прагматическим пониманием целей и задач обучения и воспитания детей; приближение учебного процесса к практике повседневной жизни; с другой - широкое использование методов чеченской народной педагогики, учет этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания чеченцев.

Средний уровень предполагает: определенное сочетание в профессиональной деятельности традиционных, прогрессивных народных традиций и обычаев, забывая применять инновационные технологии обучения и воспитания; проведение обучения в интерактивном режиме; попытка повысить интерес учеников к изучаемой дисциплине; приближение учебного процесса к практике повседневной жизни; с другой - иногда использование методов чеченской народной педагогики, учет этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания чеченцев.

Низкий уровень предполагает: студент не владеет и не использует в педагогической деятельности одновременно и инновационные и традиционные методы воспитания и обучения; придерживается только традиционных методы и методов народной педагогики, забывая о инновационной педагогике; иногда удается привлечь интерес учеников к изучаемой дисциплине; не всегда получается приблизить учебный процесс к практике повседневной жизни; использование методов чеченской народной педагогики, учет этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания чеченцев; владеет нравственно-этическими категориями в системе духовных ценностей чеченцев.

Этико-результатиеный компонент

Высокий уровень предполагает: глубокое владение эффективными нравственно-этическими технологиями, новыми методами, приемами и средствами воспитания школьников, которые обеспечивают высокий результат воспитанности и нравственности учащихся, умение в самоуправлении, самоорганизации, владение самоменеджментом; знание методологических основ и основных категорий педагогической науки и практики, знание закономерностей развития личности, закономерностей психологического и возрастного развития учащихся; как результат - высокие результаты тех учеников, которых принято считать отстающими, с низкой мотивацией, не желающими, не умеющими, не способными учиться; результативность и эффективность деятельности демонстрируют не только высокий процент успеваемости школьников, но и сформированный интерес учеников к предмету; способность учить всех без исключения детей; при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.