Научная статья на тему 'Применение интерактивных технологий обучения в качестве средства реализации ФГОС третьего поколения'

Применение интерактивных технологий обучения в качестве средства реализации ФГОС третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ / INTERACTIVE FORMS IN PEDAGOGICAL PRACTICE / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / TEACHING INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ONLINE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Ю. Н.

Статья посвящена описанию процесса реализации компетентностного подхода ФГОС ВО третьего поколения и выявлению интерактивных форм в преподавании информационных технологий, способствующих формированию требуемых компетенций у студентов. В рамках интерактивного обучения в преподавании информатики и информационных технологий, ориентированных на сферу агропромышленного комплекса, могут проводиться лекции и практические (лабораторные) занятия. Представляют интерес формы интерактивного обучения во время проведения лабораторных и практических занятий: работа в малых группах, метод проектов, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), ролевые и деловые игры, междисциплинарная форма обучения, обучение на основе опыта, информационно-коммуникативные формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES AS A MEANS OF IMPLEMENTING GEF OF THE THIRD GENERATION

The article is dedicated to description of the process of realization competence approach of GEF in the third generation and detection of interactive forms in teaching information technologies conducive to the required competencies of the students. As part of the interactive training in the teaching of Informatics and information technologies, focused on the sphere of agriculture, lectures and practical (laboratory) classes can be held. The forms of interactive learning during laboratory and practical training are of interest: work in small groups, project method, analysis of specific situations (case-method), role and business games, interdisciplinary form of training, learning from experience, information and communication forms.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных технологий обучения в качестве средства реализации ФГОС третьего поколения»

УДК 378.091.31

Nazarova Yu.N., Сand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Information Systems and Technologies,

Volgograd State Agrarian University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

APPLICATION OF INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES AS A MEANS OF IMPLEMENTING GEF OF THE THIRD GENERATION. The article is dedicated to description of the process of realization competence approach of GEF in the third generation and detection of interactive forms in teaching information technologies conducive to the required competencies of the students. As part of the interactive training in the teaching of Informatics and information technologies, focused on the sphere of agriculture, lectures and practical (laboratory) classes can be held. The forms of interactive learning during laboratory and practical training are of interest: work in small groups, project method, analysis of specific situations (case-method), role and business games, interdisciplinary form of training, learning from experience, information and communication forms.

Key words: competence approach, interactive forms in pedagogical practice, teaching information technologies, online learning.

Ю.Н. Назарова, канд. экон. наук, доц. каф. информационных систем и технологий, Волгоградский государственный

аграрный университет, г. Волгоград, Е-mail: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья посвящена описанию процесса реализации компетентностного подхода ФГОС ВО третьего поколения и выявлению интерактивных форм в преподавании информационных технологий, способствующих формированию требуемых компетенций у студентов. В рамках интерактивного обучения в преподавании информатики и информационных технологий, ориентированных на сферу агропромышленного комплекса, могут проводиться лекции и практические (лабораторные) занятия. Представляют интерес формы интерактивного обучения во время проведения лабораторных и практических занятий: работа в малых группах, метод проектов, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), ролевые и деловые игры, междисциплинарная форма обучения, обучение на основе опыта, информационно-коммуникативные формы.

Ключевые слова: компетентностный подход, интерактивные формы в педагогической практике, преподавание информационных технологий, интерактивное обучение.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения изменили коренным образом цели и результаты освоения основных образовательных программ. Связано это с тем, что вместо традиционных знаний, умений и навыков на первый план был выдвинут ком-петентностный подход, имеющий основой формирование ключевых компетенций у студентов, что отмечено в тексте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования)». Здесь же указывается на необходимость обеспечения баланса фундаментальности и прикладного (компетентностного) подхода в содержании и технологиях образования. Для современного специалиста и, в частности, специалиста в сфере агропромышленного комплекса, важны не столько теоретические знания, сколько способность применять их на практике для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и в жизни, то есть конкретные прикладные умения и навыки. В настоящее время многие ученые работают над определением структуры и содержания понятий «компетентность» и «компетенция», так что можно констатировать, что на сегодняшний день данные понятия не являются окончательно сложившимися.

Развёрнутое толкование компетентности дается в основополагающей работе Дж. Равена [1]. Это такое явление, которое «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, ... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, ... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [1]. При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности» [1]. Как отмечает известный отечественный исследователь И.А. Зимняя, «компетенция - способность делать что-либо хорошо или эффективно», «способность выполнять особые трудовые функции» [2].

Подход, основанный на знаниях, изменяется на прикладной (компетентностный) подход. Это приводит к постановке проблемы выбора технологий и методов обучения, которыми эти компетентности будут достигаться. Первостепенную роль в этом играют, конечно, не традиционные, а инновационные - интерактивные технологии обучения.

Интерактивные методы (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг с другом) - такие методы обучения, которые основаны на взаимодействии обучающихся между собой. Интерактивное обучение - это:

- «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»;

- «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»;

- «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [3].

Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова [4] выделяют следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения:

1. При решении практических задач интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний. За счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний как раз и обеспечивается необходимая эффективность.

2. Благодаря интерактивному обучению происходит повышение мотивации и вовлеченности участников в решение обсуждаемых проблем. Это дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, делает более осмысленным процесс обучения.

3. В процессе интерактивного обучения формируется способность мыслить неординарно, по-особому своеобразно видеть проблемную ситуацию, выходы из неё; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивать такие черты, как умение выслушивать точку зрения собеседника, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам.

В рамках интерактивного обучения в преподавании информатики и информационных технологий, ориентированных на сферу агропромышленного комплекса, могут проводиться как лекции, так и практические (лабораторные) занятия. Среди лекций можно выделить следующие формы проведения [5]:

- лекция проблемная, когда преподаватель в процессе изложения материала создает проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ. При этом обучаемые должны самостоятельно прийти к тем выводам, которые преподаватель хотел сообщить в качестве новых знаний;

- лекция с запланированными ошибками или так называемая лекция-провокация, заключающаяся в том, что после объявления темы лекции преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок. В конце лекции студенты должны назвать эти ошибки;

- лекция-визуализация, в которой передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п. с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, видеозапись, дисплеи, интерактивная доска и т. д.);

- лекция «пресс-конференция», когда преподаватель просит студентов письменно в течение нескольких минут задать ему вопросы по объявленной теме лекции, а затем в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание;

- лекция-диалог, когда содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции.

В отличие от способов чтения лекций, существует также ряд форм интерактивного обучения, которые можно широко использовать во время проведения лабораторных и практических занятий: работа в малых группах, метод проектов, анализ конкретных

Библиографический список

ситуаций (кейс-метод), ролевые и деловые игры, междисциплинарная форма обучения, обучение на основе опыта, информационно-коммуникативные формы [6; 7]. В преподавании информационных технологий, используя, например, возможности широко распространенного средства Microsoft Office Excel, студентам экономических направлений в рамках анализа конкретных ситуаций (кейс-метода) можно предложить провести анализ чувствительности бизнес-ситуации в деятельности конкретной фирмы. В ходе проведения анализа чувствительности, как правило, требуется определить значение исходной переменной, необходимой для получения конкретного результата. Если же рассмотреть эту ситуацию в плане ролевой игры, то студент, играющий роль специалиста-аналитика, разрабатывающего данную бизнес-ситуацию, получает возможность заранее ответить на вопросы руководства фирмы типа «что - если». Данными способами на конкретно-методическом уровне можно реализовать поиск оптимальных в имеющихся условиях интерактивных форм организации обучения студентов.

1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Москва, 2014.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва, 2014.

3. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. Саратов, 2016.

4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие. Москва, 2018.

5. Назарова Ю.Н. Проблемы использования традиционных и инновационных методов в обучении и воспитании студентов. Воспитательный потенциал повышения качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 2015: 268 - 276.

6. Назарова Ю.Н., Руденко А.Ю. Инновационные технологии совершенствования методов обучения в современной образовательной деятельности. Воспитательный потенциал повышения качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 2015: 276 - 282.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. Москва, 2014.

References

1. Raven Dzh. Kompetentnost' vsovremennom obschestve. Vyyavlenie, razvitie i realizaciya. Moskva, 2014.

2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Moskva, 2014.

3. Stupina S.B. Tehnologiiinteraktivnogo obucheniya v vysshejshkole: uchebno-metodicheskoe posobie. Saratov, 2016.

4. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby aktivizacii obucheniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2018.

5. Nazarova Yu.N. Problemy ispol'zovaniya tradicionnyh i innovacionnyh metodov v obuchenii i vospitanii studentov. Vospitatel'nyj potencial povysheniya kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 2015: 268 - 276.

6. Nazarova Yu.N., Rudenko A.Yu. Innovacionnye tehnologii sovershenstvovaniya metodov obucheniya v sovremennoj obrazovatel'noj deyatel'nosti. Vospitatel'nyj potencial povysheniya kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 2015: 276 - 282.

7. Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii: uchebnik. S.A. Smirnov, I.B. Kotova, E.N. Shiyanov i dr. Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 31.07.18

УДК 377(09)

Soldatov N.F., Head of Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of FSEE IN RUY Russian Interior Ministry, Police Lieutenant Colonel (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]

Shuvalov A.P., senior teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of FSEE IN RUY Russian Interior Ministry, Police Lieutenant Colonel (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]

Krivoshein A.A., senior teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of FSEE IN RUY Russian Interior Ministry, Police Lieutenant Colonel (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]

Gladkov D.V., teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of FSEE IN RUY Russian Interior Ministry, Police Major (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]

TOPICAL ISSUES OF USE OF EXPERIENCE OF VOCATIONAL TRAINING OF POLICE IN THE RUSSIAN EMPIRE OF THE SECOND HALF OF THE 19th BEGINNING OF THE 20th CENTURY IN CONDITIONS OF REFORMING OF LAW-ENFORCEMENT BODIES AT THE PRESENT STAGE. The article studies historical aspects of how the system of vocational training of police of the Russian Empire at the turn of the XIX-XX centuries formed. The continuity in use of professional experience in this direction of activity of law enforcement agencies is traced, the value of studying of historical heritage for the purpose of modernization and reforming of system of preparation and education of shots for modern Russian police is staticized. Special attention is paid to the moral education of police officers with the emphasis on traditional religious faith. The idea that the use of positive experience of police of pre-revo-lutionary Russia in the sphere of vocational training is historically natural and methodically justified as a test of time, but, taking into account requirements of time needing adjustment is proved.

Key words: police, law enforcement agencies, vocational training, office preparation, moral and psychological preparation, Russian Empire.

Н.Ф. Солдатов, нач. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, подполковник полиции, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]

А.П. Шувалов, ст. преп. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, подполковник полиции, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]

А.А. Кривошеий, ст. преп. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, подполковник полиции, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]

Д.В. Гладков, преп. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, майор полиции, г Волгодонск, E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX НАЧАЛА XX ВЕКА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассматриваются исторические аспекты формирования системы профессиональной подготовки полиции Российской империи на рубеже XIX - XX веков, прослеживается преемственность в использовании профессионального опыта в данном направлении деятельности правоохранительных органов, актуализируется значение изучения исторического наследия с целью модернизации и реформирования системы подготовки и воспитания кадров для современной российской полиции. Особое внимание уделено духовно-нравственному воспитанию сотрудников полиции с опорой на традиционные религиозные конфессии. Обосновывается мысль о том, что использование положительного опыта полиции дореволюционной России в сфере профессиональной подготовки является исторически закономерным и методически оправданным, как прошедшее испытание временем, но, с учетом требований времени, нуждающееся в корректировке.

Ключевые слова: полиция, правоохранительные органы, профессиональная подготовка, служебная подготовка, морально-психологическая подготовка, Российская империя.

Проводимая в современной России реформа органов МВД ставит своей целью оптимизацию структурных и функциональных элементов механизма правоохранительной системы, относит вопросы профессиональной подготовки сотрудников МВД к числу приоритетных. Проведение реформы невозможно без системного подхода, детального анализа положения, в котором находится профессиональная подготовка сотрудников полиции на современном этапе. Необходимо выявить наиболее значимые факторы, влияющие на процессы обучения и воспитания сотрудников полиции с целью корректировки и модернизации научно-методического обеспечения профессиональной подготовки сотрудников полиции. В данном контексте необходимо актуализировать значение исторического опыта, полученного в процессе формирования системы профессиональной подготовки в полиции дореволюционной России. С практической точки зрения наиболее плодотворным и интересным является период российской истории полиции с первой половины XIX по начало XX века. Именно в это время завершается оформление полиции как общественного и государственного института, определяются и законодательно закрепляются её функциональные полномочия, устанавливаются организационные основания обеспечения ее профессиональной деятельности. Идеологизированный характер отечественной науки в советский период долгое время не позволял дать объективную картину исследований данной проблемы, так как полицейское наследие дореволюционной России представлялось, как правило, в негативных тонах и принимать его на вооружение советским органам правопорядка было совершенно невозможно. В отечественной историографии постсоветского периода существует достаточно много работ, посвященных становлению и деятельности полиции в России, однако вопросы профессиональной подготовки дореволюционной полиции освещены недостаточно, среди наиболее интересных исследователей этой проблемы стоит отметить А.А. Кобозева, А.М. Назарен-ко, А.А. Сальникова.

Возникновение в России регулярной полиции связано со становлением абсолютизма в период проведения реформ Петром I, который своим Указом от 25 мая 1718 г. учредил должность генерал-полицмейстера в Санкт-Петербурге. Проблему нехватки кадров пытались решить путем временного направления в полицию чиновников из других учреждений, гвардейцев и драгун, однако проблема с квалифицированными кадрами продолжала оставаться острой еще долгие годы. Причин было несколько: и нежелание привлекаемых на службу лиц переезжать в неудобные и дорогие для проживания столичные города, и низкое жалование, и отсутствие системы первоначальной профессиональной подготовки полицейских. До середины XVIII в. полиция развивалась на принципах петровских реформ и после смерти Петра I его ближайшие наследники меняли только генерал-полицмейстеров, но не сущность полиции. Важно подчеркнуть, что в исследуемый период система профессиональной подготовки полицейских кадров в России еще не сформировалась, уровень образования руководящего состава полицейских чиновников был очень низким. Жесткая установка по обучению дворянства, введенная Петром I, а также последующая политика просвещенного абсолютизма Екатерины II значительно не повлияли на уровень образования основных социальных слоев населения, что, естественно, отразилось и на кадровый состав чинов полиции. Особенно страдал рядовой состав полиции, так как низшие слои общества практически не имели возмож-

ности повышать свой образовательный уровень. Отсутствие первоначальной профессиональной подготовки должностных лиц органов полиции в определенной степени должно было бы компенсироваться систематическим изучением действующего законодательства. Всем полицейским чинам предписывалось изучать законы и распоряжения, на что отводилось не менее часа ежедневно. Начало XIX в. ознаменовалось существенной реорганизацией государственных органов империи , 8 сентября 1802 г. образовалось Министерство внутренних дел, которому была подчинена полиция. В состав полиции того времени входили представители разных социальных сословий с различным уровнем образования: от дворян до отпущенных на волю навечно дворовых людей, а также иностранцы. Естественно, полицейские с университетским образованием были редкостью, и их небольшой процент в центральном аппарате управления практически не влиял на состояние кадров в полиции. Из-за низкого денежного содержания желающих служить в полиции было недостаточно, поэтому к исполнению полицейских функций продолжали привлекаться сами городские жители, в том числе и те, на которых такие повинности налагались по общественным приговорам, а также взамен штрафных санкций. Разумеется, что данные лица не соответствовали требованиям полицейской службы, не имели соответствующей профессиональной подготовки и знаний. Большой проблемой для полицейской системы империи стала ликвидация элементарной безграмотности. Следует отметить, что лица, замещающие руководящие посты в МВД, Департаменте полиции, губернских, уездных и городских полицейских органах являлись профессиональными чиновниками, прохождение службы которых определялось общими положениями гражданской службы, которые применялись во всех государственных учреждениях Российской империи. Еще со времени Табели о рангах Петра I установилось нормативно-правовое закрепление зависимости между уровнем образования чиновника и его дальнейшим карьерным ростом, а со временем оно лишь усложнялось и видоизменялось, но оставалось постоянно [1, с. 195]. Учитывая отсутствие в России специальных полицейских учебных заведений, основная часть классных чинов общей полиции получала образование в гражданских и военных высших и средних учебных заведениях. Естественно, что такое образование, пусть даже и юридическое, не носило специфической полицейской направленности, что не могло не отразиться на компетентности полицейских руководителей. Хотя еще в дореформенный период в Александровском (Царскосельском) лицее была предпринята попытка внедрить в учебный процесс специальную программу приготовления к полицейской службе. Основными ее разделами являлись: «попечение об общественном производстве; попечение о народном здравии; надзор за ремеслами и различной торговлей; об общественном призрении; попечение об охранении общественной и личной безопасности от противозаконных поступков и от разрушительных действий природы; техническое учение о службе» [2, с. 51-53]. Попытка оказалась единственной и не совсем удачной: за все время существования полиции Российской империи так и не было создано специализированное высшее полицейское учебное заведение. Несколько лучше обстояло дело с профессиональной подготовкой средних и низших чинов полиции. В дореформенный период значительный процент низших чинов полиции составляли низшие военные чины, признанные негодными к прохождению воинской службы, что не могло не отразиться на профессионализме полицейских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.