- разработка интересного материала для самостоятельной работы, отражающего содержание фильма;
- просмотр видеоклипа в течение 20-30 минут отдельно в качестве основной части сценария урока.
Видеофильм можно представить в виде полного фильма или курса, представленного в частях, антологии; фрагменты, фильмы, видеофильмы, выбор содержания фильма происходит как в образовательных целях.
В случае необходимости учителю следует:
- объяснить непонятные части видеоклипа;
- акцентировать на основных моментах, для их запоминания;
- подчеркнуть основные фрагменты, привлечь к ним внимание учащихся;
- связать слайды, углубляя содержание фильма;
- соединить иллюстративную сторону со всем содержанием урока.
В разделе «Информационные и коммуникационные технологии» школьного курса теме «Мультимедиа» уделяется достаточно много времени, чтобы учащиеся могли создавать компетенции в этой области знаний [3].
Основными задачами этого материала являются ознакомление с программой PowerPoint. Разработка содержания учебного курса, планирование типов и объемов предстоящих работ. Демонстрация: презентация на тему «Объектно-ориентированное программирование» с добавлением видеоматериалов звукового файла.
Добавление и воспроизведение звуков.
Рассмотрите возможность вставки звуковых файлов:
Библиографический список
- звук из файла;
- звук из коллекции изображений;
- вставлять музыку с внешних носителей;
- вставка музыки из Интернета.
Основными операционными вопросами исследования были выявление и структурирование методических особенностей использования мультимедиа на уроках информатики в школе. В ходе исследования были разработаны методические основы разработки мультимедийного урока по дисциплине «Информатика и ИКТ».
Использование информационно-коммуникационных технологий, применение аудиовизуальных ресурсов в учебном процессе не может являться гарантией высокого качества образования, к необходимому педагогическому эффекту может привести только гармоничное единство организационных форм, методов обучения.
В ходе исследования была достигнута цель: разработано учебно-методическое обеспечение по проектированию и реализации образовательных аудиовизуальных ресурсов в учебном процессе школы на уроках информатики. Метод обучения с помощью видеокурсов очень эффективен, прост и доступен. В процессе исследования изучены возможности мультимедиа технологий в учебном процессе школьной информатики; рассмотрены образовательные мультимедиа ресурсы, используемые на уроках информатики; проанализированы содержательная линия «Технология мультимедиа» в базовом курсе информатики и разработаны методические рекомендации по теме «Мультимедиа технологии» как средство для представления информации на уроках информатики и ИКТ.
1. Бент Б.А. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. Санкт-Петербург, 2013.
2. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособи. Москва, 2001.
3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ в основной и старшей школе 8-11 кл.»: методическое пособие. Москва, 2009.
References
1. Bent B.A. Multimedia v obrazovanii: specializirovannyj uchebnyj kurs. Sankt-Peterburg, 2013.
2. Semakin I.G. Prepodavanie bazovogo kursa informatiki vsrednej shkole: metodicheskoe posobi. Moskva, 2001.
3. Ugrinovich N.D. Prepodavanie kursa «Informatika iIKT v osnovnoj istarshejshkole 8-11 kl.»: metodicheskoe posobie. Moskva, 2009.
Статья поступила в редакцию 09.06.18
УДК 378
Soldatov N.F., Head of Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of FSEE IN RUY Russian interior Ministry, police Lieutenant Colonel (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]
Lesnichenko E.N., senior lecturer, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of FSEE IN RUY Russian interior Ministry, police Lieutenant Colonel (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]
Pirogov E.N., teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of FSEE IN RUY Russian interior Ministry, police major (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF PERSONALITY OF FUTURE EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS. The article deals with the bacisc of professional orientation of employees of Internal Affairs and shows the direction of its formation in future employees in the process of training. The authors conclude that an important role in the professional orientation is played by moral and psychological qualities, which are characterized by high moral and psychological stability; the desire to follow the requirements of civil, professional and human duty; focus on professional activities aimed at the benefit of citizens and the country as a whole. The formation of these qualities should be carried out purposefully and gradually, throughout the training at a university.
Key word: professional orientation, police officers, moral-psychological qualities, stages of orientation.
Н.Ф. Солдатов, начальник каф. тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, подполковник полиции, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]
Е.Н. Ложниченко, ст. преп. каф. тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, подполковник полиции, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]
Е.Н. Пирогова, преподаватель каф. тактико-специальной подготовки Волгодонского филиала ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, майор полиции, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОВД
В статье рассмотрена сущность профессиональной направленности сотрудников ОВД и показаны направления её формирования у будущих сотрудников в процессе профессиональной подготовки. Авторы делают вывод о том, что важную роль в профессиональной направленности играют морально-психологические качества, которые характеризуются высокой морально-психологической устойчивостью; стремлением следовать требованиям гражданского, профессионального и че-
ловеческого долга; нацеленность на профессиональную деятельность, направленную на благо граждан и страны в целом. Формирование этих качеств должно осуществляться целенаправленно и поэтапно, на протяжении всего обучения в вузе.
Ключевые слова: профессиональная направленность, сотрудники ОВД, морально-психологические качества, этапы формирования направленности.
Направленность - ведущее психологическое свойство личности, в котором представлена вся система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности. Профессиональная направленность юриста - особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране. Она характерна отношением сотрудника к закону как к высшей социальной и жизненной ценности, к борьбе за законность и правопорядок как и личному жизненному призванию, к правоохранительной деятельности и профессии юриста как отвечающим главным своим особенностям и потребностям, установкам на использование законных и цивилизованных способов решения профессиональных задач, взвешенным отношением к трудностям профессии. Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции, понимание ею смысла жизни, своего места в ней, особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др. Она служит предпосылкой развития профессиональной направленности у сотрудников правоохранительных органов, подлежит изучению и учету при профессиональном отборе и работе с ними в процессе службы.
На пути к решению такой задачи надежной опорой, а часто и большой трудностью встает специфика уже сложившейся общей направленности у принимаемых на службу в правоохранительные органы граждан. Ее дефекты нередко становятся непреодолимым препятствием к развитию профессиональной направленности, поэтому при приеме кандидатов и обнаружении у них серьезных недостатков общей направленности уместна особая решимость. Основные элементы профессиональной направленности. Социально-мотивационные качества - первая подгруппа качеств профессиональной направленности сотрудника ОВД.
Основа социально-мотивационных качеств - совокупность идей, убеждений, взглядов на жизнь и общество на основе гуманистического мировозррения. Любой сотрудник органов пра-воохраны может успешно выполнять свою работу, лишь понимая жизнь общества, занимая общественно правильную позицию в решении профессиональных проблем, будучи полноценным гражданином своего общества.
Потребность - устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем-то. Актуализированная потребность побуждает человека к постоянному поиску средств ее удовлетворения. Сотруднику правоохранительных органов должна быть присуща острая потребность личного участия в создании и упрочении правового государства, в борьбе с преступностью, потребность посвятить свою жизнь правоохранительной деятельности.
У сотрудника должны быть развиты и нравственные, культурные, познавательные и иные цивилизованные потребности. Важна развитая потребность к самосовершенствованию. Уровень развития, динамика жизни и сложные проблемы современного общества требуют от каждого сотрудника ОВД учиться и совершенствоваться непрерывно.
Склонности, идеалы, жизненные планы и интересы определяют долговременно действующие побуждения, которые, в частности, выступают и причиной выбора юридической профессии. Для развитой направленности свойственны устойчивые характеристики их, долговременные планы службы и работы в правоохранительных органах - на всю жизнь, подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности борьбы с преступностью и защиты интересов граждан. Профессиональ-но-мотивационные качества - вторая подгруппа побудительных сил сотрудника, воина внутренних войск, юриста, действующая непосредственно в процессе правоохранительной деятельности и в связи с нею, оказывающая широкое влияние как на нее, так и на конкретные поступки. Задатки этих качеств лежат в общей направленности молодого человека, принявшего решение выбрать профессию юриста. Подлинный профессионал основывает свой выбор не на меркантильных расчетах, а на понимании жизненного призвания, исходя из потребности быть на трудном участке борьбы с преступностью, желания защищать граждан, простых и честных людей от преступников.
Правосознание юриста - совокупность реально существующих у него правовых взглядов и представлений, выражающих понимание правовой действительности, знание конкретных правовых норм, отношение к ним и событиям в сфере правопорядка, деятельности правоохранительных органов. Правосознание есть у каждого гражданина, но у профессионала оно должно отличаться систематичностью, полнотой, детальностью, зрелостью, профессионализмом, глубокой осознанностью, убежденностью, основываться на научных данных. Он специалист потому, что сведущ в юриспруденции, в вопросах правопорядка. В его сознании юридические знания прочно связаны с социальными, психологическими, стали профессиональными убеждениями и ценностными ориентациями, соединились с высокоразвитым чувством права, законности и справедливости, с побуждениями к неуклонному утверждению их в своей работе. В правосознании специалиста выражается своеобразие его мировоззрения, мировосприятия и мироотношения. Очевидно, что формирование профессионального правосознания - одна из важнейших задач в формировании профессиональной направленности.
В целом, сформированная профессиональная направленность сотрудника ОВД представляет собой:
• понимание своих прав и обязанностей, способов и средств их реализации и достижения целей, условий, трудностей («образ деятельности»);
• совокупность усвоенных им профессиональных взглядов, убеждений и побуждений, выражающих понимание им целей и задач своей деятельности,
• ее места в органе (подразделении), ее взаимосвязей с деятельностью других сотрудников, специалистов («образ организации»);
• понимание, с какими конкретно личностями он будет работать, как с ними строить отношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться («образ коллектива»).
Большое значение, особенно в процессе профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД, придаётся формированию профессиональных мотивов:
- формирование интереса к специфике профессиональной деятельности;
- отношение к службе и избранной специальности;
- потребность всегда поступать исходя из правомерных и деловых целей;
- стремление исходить из перспектив службы и связывать с ними личные планы;
- здоровые служебные притязания, стремление к самовыражению и самоутверждению и др.
Основные виды устремлений сотрудников ОВД включают следующие :
1) на профессиональную деятельность в правовой системе,
2) на работу в конкретном правоохранительном органе, службе, по специальности,
3) на законные способы и методы работы,
4) на самосовершенствование.
Их развитие необходимо осуществлять во взаимосвязи и вместе с тем специально по цепочке: знания - взгляды - убеждения - ценностные ориентации - установки - специальные навыки и умения - привычки - качества. Формирование их во многом -общая задача, но в каждом юридическом органе (службе) она приобретает черты особенной. Узловая задача - развитие тех элементов, которые выражают несокрушимое уважение к закону и пользованию средствами и методами работы, отвечающими в полной мере и всегда требованиям законности.
Охарактеризуем процесс формирования профессиональной направленности курсантов юридического института МВД России поэтапно (на основе исследований, проводимых М.Б. Ивановой [2] и др.).
На первом этапе у курсанта-первокурсника необходимо заложить основы положительного отношения к будущей профессии, важно вызвать в нем одобрение положительного и осуждение негативного отношения.
Движущим противоречием данного этапа является противоречие между непосредственными требованиями к профессиональной деятельности острудникам ОВД и возможностью первокурсника соответствовать этим требованиям.
Задачей второго этапа формирования профессиональной направленности личности курсантов выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. Для этого необходимо помочь первокурснику разобраться в их конфликте и подвести его к тому, чтобы он сам захотел научиться умениям и навыкам положительного взаимоотношения в учебной группе; чтобы на основе локализации аффективного внимания в конкретной ситуации он стремился к самостоятельному, независимому (автономному) проявлению положительного отношения как к различным видам деятельности, так и к окружающему миру.
Задачей третьего этапа формирования профессиональной направленности личности в условиях образовательных учреждений МВД выступает создание готовности проявлять нравственное отношение как понимание, сопереживание, содействие. Для этого необходимо целенаправленно акцентировать внимание курсантов именно на оттенках, характере проявлений нравственного отношения, что позволит выработать толерантность, склонность обращать внимание именно на них, способствуя аналитическому усвоению их характеристик.
На четвертом этапе формирования профессиональной направленности личности будущего сотрудника ОВД важно закрепить приобретенные умения и навыки этих проявлений. Такое закрепление приводит к пониманию, сопереживанию, содействию другим не только в благоприятных для личности условиях, но и в более сложных, где курсантам для этого необходимо приложить определенные нравственно-волевые усилия.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что в целом морально-психологические особенности сотрудника ОВД проявляются в службе как [1; 2]:
• обладание высокой морально-психологической устойчивостью при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм;
• понимание связи своей профессиональной деятельности и практически каждого ее элемента с вопросами морали, убежденность в необходимости достижения в ходе ее и в каждом действии не только правовых, но и высоких моральных результатов;
• стремление постоянно, в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, профессионального, человеческого долга;
• непоколебимая нацеленность на утверждение добра и справедливости, борьбу со злом и несправедливостью во имя человека, во благо России;
• знание моральных норм, убежденность в их ценности и необходимости подчинения им своего личного поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности на службе;
• глубокое понимание ценности человека, его достоинства, прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной ценности;
• умение и стремление всегда разбираться в моральных тонкостях своего профессионального поведения и действий, учитывать их при решении стоящих задач;
• обладание привычками всегда быть на высоте моральных требований и выполнять их не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной потребности;
• умение сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в любой ситуации.
Библиографический список
1. Прикладная юридическая психология. Под редакцией А.М. Столяренко. Москва, 2005.
2. Иванова М.Б. Формирование профессиональной направленности личности сотрудников органов внутренних дел. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002; 1 (17).
References
1. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. Pod redakciej A.M. Stolyarenko. Moskva, 2005.
2. Ivanova M.B. Formirovanie professional'noj napravlennosti lichnosti sotrudnikov organov vnutrennih del. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2002; 1 (17).
Статья поступила в редакцию. 05.05.18
УДК 371
Feofilaktov I.A., Adjunct, Military University of the Russian Defense Ministry, Lieutenant Colonel (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
GUIDANCE OF SERVICE AND PLANNED FORMS OF TRAINING NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION. Training and methodical instructions are conducted with the aim to assist officers, sergeants, and sometimes individual soldiers, who will act as assistants to the heads of classes, in preparation for classes. A typical technique of carrying out of educational-methodical training with the sergeants can be illustrated by the experience of the unit. Training instruction is usually combined with exercises and practical work. They are divided into preliminary, current and final. The article details the features of each of these types of instructions.
Key word: instruction, soldiers of national guard, method of training and methodical instruction.
И.А. Феофилактов, адъюнкт, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, подполковник, г. Москва,
E-mail: [email protected]
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ - ВИД СЛУЖЕБНО-ПЛАНОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учебно-методические инструктажи проводятся с целью с целью оказания помощи офицерам, сержантам, а иногда отдельным солдатам, которые будут выступать в роли помощников руководителей занятия, в подготовке к занятиям. Типичную методику проведения учебно-методического инструктажа с сержантами можно показать на опыте подразделения. Учебное инструктирование, как правило, сочетается с упражнениями и практическими работами. Они разделяются на предварительное, текущее и заключительное. В статье подробно рассмотрены особенности проведения каждого из этих видов инструктажа.
Ключевые слова: инструктирование, военнослужащие национальной гвардии, методика проведения учебно-методического инструктажа.
Государством определён социальный заказ по формированию военно-профессиональных и профессионально-специализированных компетенций выпускника путем получения комплекса знаний, умений и навыков по руководству разведывательными подразделениями, подразделениями специального назначения в условиях мирного времени, ведения боевых действий, вооружен-
ного конфликта, режима чрезвычайного положения в сочетании с проведением мероприятий морально психологического обеспечения образовательной деятельности в учебное и вне учебное время. Объектами профессиональной деятельности будущих офицеров являются: боевая, мобилизационная готовность и служебно - боевая деятельность подразделений; боевая подго-