Научная статья на тему 'Актуальные вопросы использования опыта профессиональной подготовки полиции в российской империи второй половины XIX начала XX века в условиях реформирования органов внутренних дел на современном этапе'

Актуальные вопросы использования опыта профессиональной подготовки полиции в российской империи второй половины XIX начала XX века в условиях реформирования органов внутренних дел на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / POLICE / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СЛУЖЕБНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / OFFICE PREPARATION / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / MORAL AND PSYCHOLOGICAL PREPARATION / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатов Н. Ф., Шувалов А. П., Кривошеин А. А., Гладков Д. В.

В статье рассматриваются исторические аспекты формирования системы профессиональной подготовки полиции Российской империи на рубеже XIX XX веков, прослеживается преемственность в использовании профессионального опыта в данном направлении деятельности правоохранительных органов, актуализируется значение изучения исторического наследия с целью модернизации и реформирования системы подготовки и воспитания кадров для современной российской полиции. Особое внимание уделено духовно-нравственному воспитанию сотрудников полиции с опорой на традиционные религиозные конфессии. Обосновывается мысль о том, что использование положительного опыта полиции дореволюционной России в сфере профессиональной подготовки является исторически закономерным и методически оправданным, как прошедшее испытание временем, но, с учетом требований времени, нуждающееся в корректировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатов Н. Ф., Шувалов А. П., Кривошеин А. А., Гладков Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF USE OF EXPERIENCE OF VOCATIONAL TRAINING OF POLICE IN THE RUSSIAN EMPIRE OF THE SECOND HALF OF THE 19th BEGINNING OF THE 20th CENTURY IN CONDITIONS OF REFORMING OF LAW-ENFORCEMENT BODIES AT THE PRESENT STAGE

The article studies historical aspects of how the system of vocational training of police of the Russian Empire at the turn of the XIX-XX centuries formed. The continuity in use of professional experience in this direction of activity of law enforcement agencies is traced, the value of studying of historical heritage for the purpose of modernization and reforming of system of preparation and education of shots for modern Russian police is staticized. Special attention is paid to the moral education of police officers with the emphasis on traditional religious faith. The idea that the use of positive experience of police of pre-revolutionary Russia in the sphere of vocational training is historically natural and methodically justified as a test of time, but, taking into account requirements of time needing adjustment is proved.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы использования опыта профессиональной подготовки полиции в российской империи второй половины XIX начала XX века в условиях реформирования органов внутренних дел на современном этапе»

- лекция-визуализация, в которой передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п. с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, видеозапись, дисплеи, интерактивная доска и т. д.);

- лекция «пресс-конференция», когда преподаватель просит студентов письменно в течение нескольких минут задать ему вопросы по объявленной теме лекции, а затем в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание;

- лекция-диалог, когда содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции.

В отличие от способов чтения лекций, существует также ряд форм интерактивного обучения, которые можно широко использовать во время проведения лабораторных и практических занятий: работа в малых группах, метод проектов, анализ конкретных

Библиографический список

ситуаций (кейс-метод), ролевые и деловые игры, междисциплинарная форма обучения, обучение на основе опыта, информационно-коммуникативные формы [6; 7]. В преподавании информационных технологий, используя, например, возможности широко распространенного средства Microsoft Office Excel, студентам экономических направлений в рамках анализа конкретных ситуаций (кейс-метода) можно предложить провести анализ чувствительности бизнес-ситуации в деятельности конкретной фирмы. В ходе проведения анализа чувствительности, как правило, требуется определить значение исходной переменной, необходимой для получения конкретного результата. Если же рассмотреть эту ситуацию в плане ролевой игры, то студент, играющий роль специалиста-аналитика, разрабатывающего данную бизнес-ситуацию, получает возможность заранее ответить на вопросы руководства фирмы типа «что - если». Данными способами на конкретно-методическом уровне можно реализовать поиск оптимальных в имеющихся условиях интерактивных форм организации обучения студентов.

1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Москва, 2014.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва, 2014.

3. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. Саратов, 2016.

4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учебное пособие. Москва, 2018.

5. Назарова Ю.Н. Проблемы использования традиционных и инновационных методов в обучении и воспитании студентов. Воспитательный потенциал повышения качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 2015: 268 - 276.

6. Назарова Ю.Н., Руденко А.Ю. Инновационные технологии совершенствования методов обучения в современной образовательной деятельности. Воспитательный потенциал повышения качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 2015: 276 - 282.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. Москва, 2014.

References

1. Raven Dzh. Kompetentnost' vsovremennom obschestve. Vyyavlenie, razvitie i realizaciya. Moskva, 2014.

2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Moskva, 2014.

3. Stupina S.B. Tehnologiiinteraktivnogo obucheniya v vysshejshkole: uchebno-metodicheskoe posobie. Saratov, 2016.

4. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby aktivizacii obucheniya: uchebnoe posobie. Moskva, 2018.

5. Nazarova Yu.N. Problemy ispol'zovaniya tradicionnyh i innovacionnyh metodov v obuchenii i vospitanii studentov. Vospitatel'nyj potencial povysheniya kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 2015: 268 - 276.

6. Nazarova Yu.N., Rudenko A.Yu. Innovacionnye tehnologii sovershenstvovaniya metodov obucheniya v sovremennoj obrazovatel'noj deyatel'nosti. Vospitatel'nyj potencial povysheniya kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd, 2015: 276 - 282.

7. Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii: uchebnik. S.A. Smirnov, I.B. Kotova, E.N. Shiyanov i dr. Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 31.07.18

УДК 377(09)

Soldatov N.F., Head of Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of FSEE IN RUY Russian Interior Ministry, Police Lieutenant Colonel (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]

Shuvalov A.P., senior teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of FSEE IN RUY Russian Interior Ministry, Police Lieutenant Colonel (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]

Krivoshein A.A., senior teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of FSEE IN RUY Russian Interior Ministry, Police Lieutenant Colonel (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]

Gladkov D.V., teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk branch of FSEE IN RUY Russian Interior Ministry, Police Major (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]

TOPICAL ISSUES OF USE OF EXPERIENCE OF VOCATIONAL TRAINING OF POLICE IN THE RUSSIAN EMPIRE OF THE SECOND HALF OF THE 19th BEGINNING OF THE 20th CENTURY IN CONDITIONS OF REFORMING OF LAW-ENFORCEMENT BODIES AT THE PRESENT STAGE. The article studies historical aspects of how the system of vocational training of police of the Russian Empire at the turn of the XIX-XX centuries formed. The continuity in use of professional experience in this direction of activity of law enforcement agencies is traced, the value of studying of historical heritage for the purpose of modernization and reforming of system of preparation and education of shots for modern Russian police is staticized. Special attention is paid to the moral education of police officers with the emphasis on traditional religious faith. The idea that the use of positive experience of police of pre-revo-lutionary Russia in the sphere of vocational training is historically natural and methodically justified as a test of time, but, taking into account requirements of time needing adjustment is proved.

Key words: police, law enforcement agencies, vocational training, office preparation, moral and psychological preparation, Russian Empire.

Н.Ф. Солдатов, нач. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, подполковник полиции, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]

А.П. Шувалов, ст. преп. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, подполковник полиции, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]

А.А. Кривошеий, ст. преп. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, подполковник полиции, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]

Д.В. Гладков, преп. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, майор полиции, г Волгодонск, E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX НАЧАЛА XX ВЕКА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассматриваются исторические аспекты формирования системы профессиональной подготовки полиции Российской империи на рубеже XIX - XX веков, прослеживается преемственность в использовании профессионального опыта в данном направлении деятельности правоохранительных органов, актуализируется значение изучения исторического наследия с целью модернизации и реформирования системы подготовки и воспитания кадров для современной российской полиции. Особое внимание уделено духовно-нравственному воспитанию сотрудников полиции с опорой на традиционные религиозные конфессии. Обосновывается мысль о том, что использование положительного опыта полиции дореволюционной России в сфере профессиональной подготовки является исторически закономерным и методически оправданным, как прошедшее испытание временем, но, с учетом требований времени, нуждающееся в корректировке.

Ключевые слова: полиция, правоохранительные органы, профессиональная подготовка, служебная подготовка, морально-психологическая подготовка, Российская империя.

Проводимая в современной России реформа органов МВД ставит своей целью оптимизацию структурных и функциональных элементов механизма правоохранительной системы, относит вопросы профессиональной подготовки сотрудников МВД к числу приоритетных. Проведение реформы невозможно без системного подхода, детального анализа положения, в котором находится профессиональная подготовка сотрудников полиции на современном этапе. Необходимо выявить наиболее значимые факторы, влияющие на процессы обучения и воспитания сотрудников полиции с целью корректировки и модернизации научно-методического обеспечения профессиональной подготовки сотрудников полиции. В данном контексте необходимо актуализировать значение исторического опыта, полученного в процессе формирования системы профессиональной подготовки в полиции дореволюционной России. С практической точки зрения наиболее плодотворным и интересным является период российской истории полиции с первой половины XIX по начало XX века. Именно в это время завершается оформление полиции как общественного и государственного института, определяются и законодательно закрепляются её функциональные полномочия, устанавливаются организационные основания обеспечения ее профессиональной деятельности. Идеологизированный характер отечественной науки в советский период долгое время не позволял дать объективную картину исследований данной проблемы, так как полицейское наследие дореволюционной России представлялось, как правило, в негативных тонах и принимать его на вооружение советским органам правопорядка было совершенно невозможно. В отечественной историографии постсоветского периода существует достаточно много работ, посвященных становлению и деятельности полиции в России, однако вопросы профессиональной подготовки дореволюционной полиции освещены недостаточно, среди наиболее интересных исследователей этой проблемы стоит отметить А.А. Кобозева, А.М. Назарен-ко, А.А. Сальникова.

Возникновение в России регулярной полиции связано со становлением абсолютизма в период проведения реформ Петром I, который своим Указом от 25 мая 1718 г. учредил должность генерал-полицмейстера в Санкт-Петербурге. Проблему нехватки кадров пытались решить путем временного направления в полицию чиновников из других учреждений, гвардейцев и драгун, однако проблема с квалифицированными кадрами продолжала оставаться острой еще долгие годы. Причин было несколько: и нежелание привлекаемых на службу лиц переезжать в неудобные и дорогие для проживания столичные города, и низкое жалование, и отсутствие системы первоначальной профессиональной подготовки полицейских. До середины XVIII в. полиция развивалась на принципах петровских реформ и после смерти Петра I его ближайшие наследники меняли только генерал-полицмейстеров, но не сущность полиции. Важно подчеркнуть, что в исследуемый период система профессиональной подготовки полицейских кадров в России еще не сформировалась, уровень образования руководящего состава полицейских чиновников был очень низким. Жесткая установка по обучению дворянства, введенная Петром I, а также последующая политика просвещенного абсолютизма Екатерины II значительно не повлияли на уровень образования основных социальных слоев населения, что, естественно, отразилось и на кадровый состав чинов полиции. Особенно страдал рядовой состав полиции, так как низшие слои общества практически не имели возмож-

ности повышать свой образовательный уровень. Отсутствие первоначальной профессиональной подготовки должностных лиц органов полиции в определенной степени должно было бы компенсироваться систематическим изучением действующего законодательства. Всем полицейским чинам предписывалось изучать законы и распоряжения, на что отводилось не менее часа ежедневно. Начало XIX в. ознаменовалось существенной реорганизацией государственных органов империи , 8 сентября 1802 г. образовалось Министерство внутренних дел, которому была подчинена полиция. В состав полиции того времени входили представители разных социальных сословий с различным уровнем образования: от дворян до отпущенных на волю навечно дворовых людей, а также иностранцы. Естественно, полицейские с университетским образованием были редкостью, и их небольшой процент в центральном аппарате управления практически не влиял на состояние кадров в полиции. Из-за низкого денежного содержания желающих служить в полиции было недостаточно, поэтому к исполнению полицейских функций продолжали привлекаться сами городские жители, в том числе и те, на которых такие повинности налагались по общественным приговорам, а также взамен штрафных санкций. Разумеется, что данные лица не соответствовали требованиям полицейской службы, не имели соответствующей профессиональной подготовки и знаний. Большой проблемой для полицейской системы империи стала ликвидация элементарной безграмотности. Следует отметить, что лица, замещающие руководящие посты в МВД, Департаменте полиции, губернских, уездных и городских полицейских органах являлись профессиональными чиновниками, прохождение службы которых определялось общими положениями гражданской службы, которые применялись во всех государственных учреждениях Российской империи. Еще со времени Табели о рангах Петра I установилось нормативно-правовое закрепление зависимости между уровнем образования чиновника и его дальнейшим карьерным ростом, а со временем оно лишь усложнялось и видоизменялось, но оставалось постоянно [1, с. 195]. Учитывая отсутствие в России специальных полицейских учебных заведений, основная часть классных чинов общей полиции получала образование в гражданских и военных высших и средних учебных заведениях. Естественно, что такое образование, пусть даже и юридическое, не носило специфической полицейской направленности, что не могло не отразиться на компетентности полицейских руководителей. Хотя еще в дореформенный период в Александровском (Царскосельском) лицее была предпринята попытка внедрить в учебный процесс специальную программу приготовления к полицейской службе. Основными ее разделами являлись: «попечение об общественном производстве; попечение о народном здравии; надзор за ремеслами и различной торговлей; об общественном призрении; попечение об охранении общественной и личной безопасности от противозаконных поступков и от разрушительных действий природы; техническое учение о службе» [2, с. 51-53]. Попытка оказалась единственной и не совсем удачной: за все время существования полиции Российской империи так и не было создано специализированное высшее полицейское учебное заведение. Несколько лучше обстояло дело с профессиональной подготовкой средних и низших чинов полиции. В дореформенный период значительный процент низших чинов полиции составляли низшие военные чины, признанные негодными к прохождению воинской службы, что не могло не отразиться на профессионализме полицейских.

Однако предпринимались определенные меры, направленные на повышение профессиональной подготовки этой категории полицейских. Так, с 1838 года унтер-офицеры полиции могли сдавать специальный квалификационный экзамен на получение первого классного чина (т. е. чиновник XIV класса по Табелю о рангах). Получение классного чина предоставляло ряд преимуществ, в том числе повышение жалованья в два раза. Сдавать экзамен могли только унтер-офицеры, у которых не было нареканий по службе, и при условии хорошего положения дел во вверенном квартале. Порядок отбора кандидатур и программа экзаменов для унтер-офицеров полиции утверждались лично императором. Разрешалось один раз пересдать экзамен. К квалификационным требованиям к кандидатам относилось «знание основных положений и норм морали христианского учения, умение бегло и грамотно читать и писать, выполнять арифметические действия. Кроме того, он обязан был знать инструкции для квартального надзирателя, правила ведения служебной переписки и статистического учета правонарушений, порядок организации розыскных мероприятий и правила первоначальных следственных действий» [3, с. 78]. Введённый в 1873 году принцип комплектования полиции «по вольному найму» вместо принудительного направления на службу в полицию солдат и армейских унтер-офицеров, признанных негодными к строевой службе, положительно сказался на повышении профессионального уровня низших чинов полиции. Необходимым требованием для поступления на службу стало предоставление положительных отзывов-рекомендаций с мест прежней службы. На ведущие места среди требований к полицейскому выдвигаются профессионализм, нравственные качества и развитое правосознание. Комплектование полиции по принципу вольного найма предоставляло возможность добровольного, сознательного поступления на полицейскую службу, а руководству полицейских органов - возможность отбора лиц, наиболее удовлетворявших конкретным условиям вакантной должности [4, с. 48-49].

В 1867 году в полиции Санкт-Петербурга впервые был создан так называемый полицейский резерв для качественного отбора кандидатов на службу, при котором находилась школа для подготовки кандидатов на должности околоточных надзирателей и городовых. Срок обучения составлял от двух недель до одно-го-двух месяцев, после чего кандидаты должны были сдать квалификационный экзамен, по результатам которого принималось решение об их зачислении в штаты соответствующих участков или полицейского резерва. Успешно выдержавшие экзамен, зачислялись в резерв и направлялись на стажировку в полицейские участки для приобретения практических навыков под руководством опытных наставников. По окончании срока стажировки молодые полицейские распределялись по полицейским участкам. Резерв Санкт-Петербургской столичной полиции стал образцом для создания резервов полиции в таких крупных городах империи, как Москва, Киев, Минск, Варшава, Вильно [5, с. 60].

Еще одним значимым событием стало открытие с 1880 года школ для полицейских урядников. Первая школа была открыта в Перми, позднее аналогичные школы открылись в Самаре, Минске, Астрахани и других крупных городах. Занятия в данных школах проводились, как правило, старшими чинами уездного полицейского управления, служащими губернских учреждений, преподавателями местных учебных заведений, а также приглашенными судебными и прокурорскими чиновниками. В 1913 году Министерством внутренних дел была утверждена единая программа для школ и курсов, осуществлявших подготовку полицейских урядников, рассчитанная на 3 месяца обучения. Среди изучавшихся предметов были русский язык, законоведение, положения об общеполицейских обязанностях, сыскное дело, строевая и стрелковая подготовки. Будущие урядники учились делать осмотр и описание места происшествия, выявлять и допрашивать свидетелей, подозреваемого в преступлении, собирать вещественные доказательства, устанавливать личность преступника, знакомиться со вспомогательными средствами обнаружения преступника (регистрация, фотография, словесный портрет и др.).

Таким образом, с конца XIX века начала активно формироваться система профессиональной подготовки полиции Российской империи. Общий рост преступности и квалификации преступников потребовал от полиции повышения профессионализма и эффективности работы, кроме того стали предъявляться повышенные требования к руководителям полицейских подразделений. Это было обусловлено в том числе и тем, что обучение своих подчиненных также вменялось в обязанность ру-

ководителям. Например, в 1908 г., когда был принят закон «Об организации сыскной части», по распоряжению министра внутренних дел П.А. Столыпина при Департаменте полиции были созданы специальные курсы для подготовки начальников этих новых подразделений, планировалось также открытие школы для подготовки работников уголовного сыска. Поднимался вопрос и о создании школ для подготовки полицмейстеров, так как многие из них не имели ни соответствующего образования, ни опыта полицейской службы, а назначались в основном по протекции высокопоставленных особ. Обучение полицейских чинов в специальных школах и на курсах сводилось не только к изучению действующего законодательства, им также прививались требования норм морали и нравственности, в том числе и при активном участии представителей Русской православной церкви. Например, «протоиерей Василий Чебышев, настоятель церкви во имя св. Николая Чудотворца с сентября по май 1911 -1912 годов совершил 92, а в 1912 - 1913 годах - 89 пастырских посещений различных подразделений полиции Петербурга» [3, с. 67]. Согласно приказу градоначальника Санкт-Петербурга генерал-майора Д.В. Драчевского № 207 от 29 сентября 1909 года, в котором «приставам предписывалось два раза в неделю, по вторникам и пятницам, организовывать проведение занятий со всем личным составом участковых управлений. Занятия с городовыми должен был проводить старший помощник пристава, а с околоточными надзирателями - пристав» [3, с. 64]. Начальники стремились в ходе занятий «внушить городовым вежливость, сдержанность, спокойствие, твердость в своих действиях, правдивость в служебных докладах» [6]. А в приказе от марта 1911 года градоначальник Санкт-Петербурга потребовал от начальников полицейских подразделений «...постоянно разъяснять настоящее мое требование подведомственным им чинам на занятиях с ними и в других подходящих случаях, подавая им пример своим всегда доброжелательным и корректным отношением ко всем обращающимся к ним обывателям» [7].

Сегодня, как и сто лет назад, вопросы духовного и морально-нравственного воспитания сотрудников полиции являются актуальными, также как и контакты с РПЦ, представителями других традиционных конфессий. «Необъявленная война с нашим обществом тех, кто не желает жить по закону, не должна привести к понижению потенциала к сопротивлению внешним или внутренним угрозам. А для этого, - подчеркивал Патриарх Кирилл, - полицейским нужен духовный и нравственный "иммунитет" от того зла, с которым они сталкиваются ежедневно... <...>... Решать эту проблему мы должны все вместе - и руководство правоохранительных органов, и лучшая часть ваших сотрудников, которые, конечно, размышляют обо всем этом, и представители традиционных религий, и наша общественность, и выдающиеся представители нашей науки, культуры, образования» [8]. Во многих горрайорганах внутренних дел уже становится доброй традицией участие представителей духовенства традиционных конфессий при проведении воспитательной работы с личным составом. Исходя из анализа приведенного материала в данной работе, можно сделать вывод, что с момента образования полицейских органов в России вопросы профессиональной подготовки и духовно-нравственного воспитания всегда были жизненно актуальными. Пройдя долгий и тернистый путь своего развития, российская полиция к началу XX века создала устойчивую систему подготовки будущих полицейских, которая выдержала проверку временем и послужила основой для формирования системы профессиональной подготовки советской милиции, а затем и новой российской полиции. Изучение опыта профессиональной подготовки полицейских в России XIX - начале XX века представляется целесообразным осуществлять в рамках занятий по профессиональной служебной и морально-психологической подготовке сотрудников полиции не только с целью повышения общекультурного уровня сотрудников и ознакомления с историей российской полиции, но и выработки предложений и методических рекомендаций, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников ОВД, оптимизации кадровой и воспитательной работы с личным составом. С учётом исторического опыта подбора и стажировки кадров в практических подразделениях полиции дореволюционной России считаем целесообразным усовершенствовать институт кадрового резерва из числа гражданских лиц, желающих занять должности в полиции и, в частности участкового уполномоченного полиции, которые могли бы в порядке ознакомления проходить определенную подготовку и стажировку до поступления на службу. Это способствовало бы более эффективной профориен-

тации кандидатов, более качественному профессиональному отбору и минимизации оттока кадров на начальном этапе службы. Для придания данным лицам определённого законного статуса, позволяющего им приобретать необходимые знания, умения и

Библиографический список

навыки, а также стажироваться под руководством практических сотрудников, предлагается включать их на период стажировки в общественные объединения правоохранительной направленности.

1. Колодкин Л.М. Правовой статус преподавателей вузов дореволюционной России (XIX - начало XX веков). МВД России 200 лет: история, развитие, перспективы: Труды Академии управления МВД России. Москва, 2003.

2. Кобозев А.А. Профессиональная подготовка полицейских кадров в период образования и становления МВД Российской империи. История государства и права. 2006; 5: 49 - 53.

3. Назаренко А.М. Санкт-Петербургская столичная полиция (1906 - 1913) (Исторический аспект). Диссертация ... кандидата исторических наук. Санкт-Петербург, 2000.

4. Полиция и милиция России: страницы истории. Москва, 1995.

5. Сальников А.А. Правовой статус сотрудника полиции во второй половине XVIII - начале XX в. Москва, 2011.

6. Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства. 1909; 1 дек; № 255.

7. Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства. 1911; 24 марта; № 66.

8. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на круглом столе «Духовность. Нравственность. Закон». 28 марта 2012 года Available at: http://www.patriarchia.ru

References

1. Kolodkin L.M. Pravovoj status prepodavatelej vuzov dorevolyucionnoj Rossii (XIX - nachalo XX vekov). MVD Rossii 200 let: istoriya, razvitie, perspektivy: Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. Moskva, 2003.

2. Kobozev A.A. Professional'naya podgotovka policejskih kadrov v period obrazovaniya i stanovleniya MVD Rossijskoj imperii. Istoriya gosudarstva iprava. 2006; 5: 49 - 53.

3. Nazarenko A.M. Sankt-Peterburgskaya stolichnaya policiya (1906 - 1913) (Istoricheskij aspekt). Dissertaciya ... kandidata istoricheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2000.

4. Policiya i miliciya Rossii: stranicy istorii. Moskva, 1995.

5. Sal'nikov A.A. Pravovoj status sotrudnika policii vo vtorojpolovine XVIII - nachale XX v. Moskva, 2011.

6. Vedomosti Sankt-Peterburgskogo gradonachal'stva. 1909; 1 dek; № 255.

7. Vedomosti Sankt-Peterburgskogo gradonachal'stva. 1911; 24 marta; № 66.

8. Vystuplenie Svyatejshego Patriarha Kirilla na kruglom stole «Duhovnost'. Nravstvennost'. Zakon». 28 marta 2012 goda Available at: http:// www.patriarchia.ru

Статья поступила в редакцию 30.07.18

УДК 37.035.7

Nikolaenko V.A., Adjunct, Military University of the Russian Defense Ministry, Colonel (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

THE CONCEPT OF AN EXAMPLE AS A METHOD OF INDOCTRINATION OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article discusses the theoretical basis of the method of giving an example in education of military units of the national guard of the Russian Federation. The basics and concept of an example as one of the most important methods of education in the military environment are revealed. Special attention is paid to the problems of officers' use of examples of direct impact and examples of indirect impact on the personality of soldiers in the process of education. The article considers the example as a method of practical activity in the integral military-pedagogical process of National Guards, which is based on imitation.

Key words: personal example, method, education, influence, imitation, formation, soldier.

В.А. Николаенко, адъюнкт. ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ, подполковник, г. Москва,

E-mail: [email protected]

ПОНЯТИЕ О ПРИМЕРЕ КАК МЕТОДЕ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются теоретические основы метода примера в воспитании военнослужащих частей и подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации. Раскрывается сущность и понятие примера, как одного из важнейших методов воспитания в военной среде. Особое внимание уделено проблематике использования офицерами примеров непосредственного воздействия и примеров опосредованного воздействия на личность военнослужащих в процессе воспитания. В статье пример рассматривается как метод практической деятельности в целостном военно-педагогическом процессе Росгвардии, в основе которого лежит подражание.

Ключевые слова: личный пример, метод, воспитание, воздействие, подражание, формирование, военнослужащий.

В педагогической литературе вопрос о примере как методе воспитания находит различное освещение. Под примером, как методом воспитания, мы понимаем привлечение офицерами, как в ходе занятий по морально-психологической подготовке, так и при проведении воспитательной работы, образцов лучших военнослужащих, передовых людей нашего государства и ярких фактов из их деятельности в целях воздействия на их сознание и поведение, необходимое нам для успешного выполнения подразделениями поставленных служебно-боевых задач в любых условиях складывающейся обстановки.

В этой трактовке мы рассматриваем пример, с одной стороны, как средство нравственного воспитания, с другой - ограничиваем его только использованием в учебно-воспитательном процессе примеров для подражания, недооценивая их роль в воспитании военнослужащих при выполнении задач повседневной жизнедеятельности.

С другой точки зрения, можно сказать, что пример является одним из важнейших методов воспитания военнослужащих и что суть этого метода состоит в моральных поступках офицеров (воспитателей) и других лиц, которым военнослужащий (воспи-туемый) сознательно или несознательно подражает в своем последующем поведении.

Таким образом, рассматривая пример, как метод воспитания, с этой стороны, мы видим, что воздействие на подчиненных идет только через личный пример офицера (воспитателя) и окружающих их лиц, без привлечения передовых образцов поведения людей и ярких фактов их жизни и деятельности. И здесь мы видим, что из вида полностью упускается возможность использования в учебно-педагогическом процессе подвигов героев Отечества, примеров поведения и действий передовых военнослужащих, литературных героев, героев кинофильмов и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.