Таблица 2
Реализация основных видов обучения средствами фольклора
Формы деятельности
Слушание и разучивание фольклорных произведений Использование фольклорных материалов, привезенных из фольклорных экспедиций Проведение специальных занятий по народному и эстетическому творчеству
Различные виды творческой деятельности увлекают учащихся, воздействуя на чувства благодаря средствам выразительности, стимулируя развитие эстетической направленности.
При этом к фольклору следует относиться не как к застывшему явлению, а как к жизнестойкому и жизнеспособному источнику народной культуры. Сам фольклор и есть творческий организм, и поэтому главный принцип освоения фольклора - творческий характер, не имитация народного исполнения, не стремление к копированию этнографической подлинности, которая совершенно не свойственна детям и которая, к сожалению, сегодня превалирует в школах, а глубокое и серьезное проникновение в пласт народного творчества имя которому фольклор. Фольклор тем и уникален, что рождается и существует в среде народных мастеров и исполнителей для них самих. Умение перенять, не исказив сущности созданного мастером и является одной из главных задач в обучении детей. Здесь фольклор является эффективной формой раскрытия, раскрепощения личности, проявляющей самостоятельность.
Отсюда обучение фольклору должно быть живым, практическим, сохраняя при этом традиционные формы, вариативность, импровизацию. Используя все
Библиографический список
это в обучении, можно сказать, что фольклор сохранит свою значимость, самобытную форму, синкретизм.
Рост этнического сознания в обществе накладывает свой отпечаток на внутренний мир подростка. В процессе учебы у него проявляется потребность больше узнать об эстетических традициях, художественных особенностях национальной культуры. Народное самодеятельное творчество привлекает учащихся, т.к. в нем они удовлетворяют духовные потребности, находят истоки естественного опыта народного формирования. Специфика художественного образования и эстетического восприятия состоит, прежде всего, в том, что она включает в сферу педагогического воздействия эстетическое чувство восприятия, образное представление учащихся, обогащает их, способствуя эстетическому воспитанию школьников. Вот почему важно включать в жизнь детей, в процессе обучения фольклору, разнообразные виды и жанры народного творчества.
Как показывает изучение опыта работы и научных исследований в области педагогического образования, именно здесь учащиеся могут проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. По мнению Б.Т. Лихачева, «эстетическая потребность представляет собой устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания» [5, с. 23]. Благодаря эстетической потребности у школьника проявляются индивидуальные возможности в развитии материальных и духовных потребностей, педагогическое значение таких качеств в жизни школьника занимает значительное место. Эстетическое восприятие произведений устного народного творчества выступает как побудительная сила к эстетическому воспитанию. Так считает ПН. Волков. «Самостоятельная творческая деятельность, - отмечает ПН. Волков, - складывается из традиционных средств моральной и психологической подготовки детей к труду» [6, с. 22]. При этом нужно добиваться, чтобы школьник не был пассивным наблюдателем.
1. Кияшенко Н.И. Эстетика - философская наука. Москва, 2005.
2. Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва, 1970.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Москва, 1989.
4. Кушаев Н.А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства. Москва, 2001: 38.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика. Москва, 1996.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1999.
7. Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. Совершенствование концепции эстетического воспитания школьников средствами фольклора. Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 304 - 305.
8. Саутиева Ф.Б. Роль народного творчества в повышении эстетического воспитания школьников. Мир науки, культуры, образования. 2018; 2 (69): 290 - 291. References
1. Kiyashenko N.I. 'Estetika - filosofskaya nauka. Moskva, 2005.
2. Razina T.M. Russkoe narodnoe tvorchestvo. Moskva, 1970.
3. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii: V 2 t. Moskva, 1989.
4. Kushaev N.A. 'Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov sredstvami iskusstva. Moskva, 2001: 38.
5. Lihachev B.T. Pedagogika. Moskva, 1996.
6. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Cheboksary, 1999.
7. Radzhabov I.M., Sautieva F.B. Sovershenstvovanie koncepcii 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov sredstvami fol'klora. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 304 - 305.
8. Sautieva F.B. Rol' narodnogo tvorchestva v povyshenii 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; 2 (69): 290 - 291.
Статья поступила в редакцию 10.06.19
УДК 378
Setrakov A.N., Head of Department of Special Disciplines, Volgodonsk branch of Rostov Juridical Institute of Russian Ministry of Internal Affairs, police colonel (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]
Karavaev E.S., senior teacher, Department of Special Disciplines, Volgodonsk branch of Rostov Juridical Institute of Russian Ministry of Internal Affairs, police major (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]
Bagrov S.A., senior teacher, Department of Special Disciplines, Volgodonsk branch of Rostov Juridical Institute of Russian Ministry of Internal Affairs, police major (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]
Morozov N.A., teacher, Department of Special Disciplines, Volgodonsk branch of Rostov Juridical Institute of Russian Ministry of Internal Affairs, police major (Volgodonsk, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATION PROFESSIONAL DUTY OF CADETS OF THE INTERIOR MINISTRY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. A professional duty is an important integrative characteristic of an employee of force organizations. In the process of education of professional duty of cadets of the Ministry of Internal Affairs is extremely important to use in the educational process examples of courage and heroism of the internal troops. For effective professional and personal development of cadets, it is necessary to change the socio-psychological properties and qualities of the individual, leading to a new level of development of motives of professional and personal growth, change the volume and ratio of fundamental and special knowledge, the development of professionally important qualities that can successfully adapt to professional activities. In this case, it is possible if the organization of the educational process will be an interaction of structural and functional components, to integrate professional, special, military-pedagogical and moral-psychological training of students of the University of the Ministry of Internal Affairs. Key words: cadets, professional duty, employees of Ministry of Internal Affairs, methods of education of professional duty.
А.Н. Сетраков, начальник каф. специальных дисциплин, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт МВД России», подполковник полиции, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]
Е.С. Караваев, ст. преп. каф. специальных дисциплин, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО «Ростовскийй юридический институт МВД России», майор полиции, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]
С.А. Багров, ст. преп. каф. специальных дисциплин, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт МВД России», майор полиции, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]
Н.А. Морозов, преп. каф. специальных дисциплин, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт МВД России», майор полиции, г. Волгодонск, E-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГА У КУРСАНТОВ СИСТЕМЫ МВД КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Профессиональный долг - важная интегративная характеристика работника силовых структур. В процессе воспитания профессионального долга у курсантов системы МВД крайне важным является использование в учебном процессе примеров мужества и героизма сотрудников внутренних войск. Для эффективного профессионально-личностного становления курсантов необходимо изменение социально-психологических свойств и качеств личности, ведущих к новому уровню развития мотивов профессионального и личностного роста, изменение объёма и соотношения фундаментальных и специальных знаний, развития профессионально важных качеств, позволяющих успешно адаптироваться к профессиональной деятельности. В данном случае это возможно, если организация учебного процесса будет представлять собой взаимодействие структурных и функциональных компонентов, интегрировать профессиональную, специальную, военно-педагогическую и морально-психологическую подготовку курсантов вуза системы МВД РФ.
Ключевые слова: курсанты, профессиональный долг, сотрудники МВД, методы воспитания профессионального долга.
Профессиональный долг - это высокая и почётная обязанность военнослужащих и представителей силовых структур, вытекающая из объективных потребностей в защите своей страны, скрепленная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями. В свою очередь, в воспитательной практике крайне важно достичь максимального сближения норм долга с реальным уровнем нравственного поведения всего личного состава
Моральная ценность объективного содержания профессионального долга заключается в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачи в условиях, когда проблема войны и мира становится актуальной, первостепенной проблемой нашего времени, а потребность в защите Отечества и мира придает профессиональному долгу такое значение, которое измеряется масштабами коренных интересов государства (населения страны) [1 - 9].
В вооружённых конфликтах, в действиях по защите правопорядка люди, преданные долгу, «забывают» обо всех других желаниях, кроме одного, которое становится единственно значительным и господствующим, - желания во что бы то ни стало выполнить долг При этом процесс сближения долга и желания его выполнять крайне сложен. Данный процесс обостряется в ходе боевых действий, в процессе выполнения служебных заданий, связанных с риском. Это связано с тем, что под влиянием опасности крайне заостряется чувство самосохранения, возникает страх, тревога за свою жизнь.
В таких условиях особенно нетерпимы нерешительность сотрудника МВД, возникающие колебания между противоборствующими влияниями. Внутренний разлад между долгом и чувством самосохранения опасен не только тем, что преступники могут воспользоваться любым промедлением, но и тем, что затем может возникнуть дальнейшее расслабление внутренних сил, когда характер ослабляется, и сотрудник может стать заложником сложных обстоятельств.
При этом у сотрудника МВД с развитым чувством долга побеждает желание исполнять свои профессиональные обязанности, в независимости от того, связано это с риском для здоровья, жизни или нет
На сотрудников МВД России возложено решение следующих задач: участие в борьбе с терроризмом; блокирование и уничтожение бандитских формирований; охрана важных государственных объектов; совместное участие с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; оказание содействия Пограничным войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в охране государственной границы Российской Федерации и т. д.
В последнее время внутренние войска МВД России активно привлекаются к обеспечению безопасности работы МЧС РФ в зонах ликвидации последствий природного и техногенного характера.
Как следствие этого, к профессиональным и личностным качествам будущих офицеров системы МВД России предъявляются высокие требования. Они должны обладать высокой профессиональной компетентностью, способностью к решению сложнейших задач, оперативно принимать решения и находить оптимальные пути для их реализации. В этой связи формирование у курсантов вузов системы МВД России профессионального долга в процессе их профессиональной подготовки является актуальной задачей [8].
Как показывает изучение опыта, в процессе воспитания профессионального долга у курсантов системы МВД крайне важным является использование в учебном процессе примеров мужества и героизма военнослужащих внутренних войск.
Для эффективного профессионально-личностного становления курсантов необходимо изменение социально-психологических свойств и качеств личности, ведущих к новому уровню развития мотивов профессионального и личностного роста, изменение объёма и соотношения фундаментальных и специальных знаний, развития профессионально важных качеств, позволяющих успешно адаптироваться к военно-профессиональной деятельности. В данном случае это возможно, если организация учебного процесса будет представлять собой взаимодействие структурных и функциональных компонентов, интегрировать военно-профессиональную, специальную, военно-педагогическую и морально-психологическую подготовку курсантов военного вуза МВД РФ [5].
Изучение опыта воспитания у курсантов профессионального долга показало, что высокую эффективность продемонстрировали следующие формы работы:
- проведение традиционных воинских ритуалов (вручение государственных наград; вручение краповых и зеленых беретов; вручение курсантам личного оружия и пр.;
- размещение информации о военнослужащих, награжденных за высокие результаты в служебно-боевой деятельности в стенной печати подразделений, войсковых СМИ, на ресурсах официальных Интернет-ресурсов ВВ МВД России;
- использование командирами подразделений курсантов и преподавателями личного примера воспитанности, ревностного отношения к военной службе;
- тематические вечера, посвященные Дню внутренних войск;
- работа по увековечиванию памяти военнослужащих погибших при исполнении воинского долга;
- организация деятельности музея боевой славы (истории) военного вуза;
- оказание содействия в деятельности ветеранских организаций МВД России;
- шефская помощь ветеранам;
- сотрудничество с религиозными и общественными организациями по месту дислокации вуза с целью совместного проведения мероприятий военно-профессионального воспитания курсантов;
- организация работы военно-патриотических (поисковых) клубов и отрядов;
- проведение в воинских частях дней открытых дверей для кандидатов на поступление в военный вуз и допризывной молодёжи [1; 2].
Особую роль в работе по воспитанию воинского долга военнослужащих внутренних войск выполняют офицеры, как носители профессиональных компетенций и как пример добросовестного выполнения служебных обязанностей. Основа такого профессионально-личностного позиционирования закладывается в период обучения будущих офицеров в военном образовательном учреждении [3].
Заслуживающим внимания представляется мнение В.С. Остапенко, который рассматривает процесс вузовской подготовки курсантов системы МВД России с точки зрения неких фундаментальных и интегративных образований, которые могут отвечать за когнитивный контроль, планирование, организацию и управление профессионально важными качествами в условиях учебной деятельности курсанта ввиду того, что они выступают своего рода метакомпетенциями для будущего офицера [5].
Основными условиями, способствующими успешной деятельности субъектов образовательного процесса на данном пути являются:
- использование форм активного обучения курсантов с обязательным включением элементов современного опыта деятельности сотрудников МВД России;
- использование методик способствующих достижению высокого уровня интерактивности между преподавателями и курсантов в ходе учебных занятий;
- качественная организация и контроль стажировок и учебных практик курсантов и др.
В свою очередь, выявлена существенная важность формирования у курсантов устойчивых привычек ответственного профессионального поведения как одного из основных путей повышения эффективности воспитания профессионального долга у курсантов вузов внутренних войск.
Эффективная его реализация предполагает:
- исполнение (при необходимости) курсантами - старшекурсниками обязанностей командиров взводов (курсовых офицеров) на младших курсах обучения;
- привитие курсантам качеств воина-наставника; привлечение рядовых курсантов к выполнению обязанностей младших командиров;
- обеспечение условий для непрерывного формирования и развития у курсантов профессиональных навыков и др.
- создание условий для самосовершенствования личности курсанта как в условиях профессиональной подготовки, так и в последующей профессиональной деятельности, в том числе совершенствования морально - волевых качеств.
Самосовершенствование личности трактуется как явление, касающееся целостного изменения личности, а не улучшения отдельных её свойств и способностей [6]. Для самосовершенствования личности значимым является не мера развития каких-либо качеств личности, а их нравственное содержание, способность к образованию общечеловеческих моральных ценностей [7].