3. Rohchin V.E., Zhilkin S.F. Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu koncepcii social'no-'ekonomicheskogo razvitiya municipal'nogo obrazovaniya. Moskva: Municipal'naya vlast', 2000.
4. Rohchin V.E., Znamenskaya K.N. Strategicheskoe territorial'noe planirovanie vsovremennojRossii: sostoyanie, problemy ipervoocherednye zadachinauchnogo obespecheniya. Sankt-Peterburg: IR'E RAN, 2000.
5. Ob administrativno-territorial'nom ustrojstve Respubliki Bashkortostan i territoriyah municipal'nyh obrazovanij. Respublika Bashkortostan. № 74 (25807); 21.04.2005.
6. O nadelenii municipal'nyh obrazovanij v Respublike Bashkortostan sootvetstvuyuschim statusom. Respublika Bashkortostan. № 243 (25726).
Статья поступила в редакцию 20.01.16
УДК 378
Efimov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs
of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: proffi_2006@mail.ru
Kocherov Yu.N., teacher, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
(Stavropol, Russia), E-mail: kocherov71@mail.ru
SELF-EDUCATION AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE POLICE OFFICERS. The article shows a role of self-actualization in the process of identity formation in cadets of educational institutions of the MIA of Russia. The authors reveal the basics of self-education, show methods and techniques of self-education and approaches to implementation of self-education of cadets. The research is based on the data of studying of cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs. As a conclusion the researchers state that there are three main groups of students in relation to self-education. The authors conclude that continuous and active participation of future officers in educational and professional activities, in the public life of the Academy in sporting events plays a positive effect on the process of self-education. A necessary condition for the pedagogical leadership of the self-education of cadets is the unity and coherence of actions of all officers in the process of training in evaluation and adjustment of their activities.
Key words: self-education, personality of cadets of Ministry of Internal Affairs, training, leadership.
А.А. Ефимов, канд. пед. наук, преп. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ»,
Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: proffi_2006@mail.ru
Ю.Н. Кочеров, преп. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский
филиал, г. Ставрополь, E-mail: kocherov71@mail.ru
САМОВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОВД
В статье показана роль самовоспитания в процессе формирования личности курсанта (слушателя) системы образовательных учреждений МВД России. Авторы раскрывают сущность самовоспитания, показывают методы и приёмы самовоспитания, подходы к осуществлению самовоспитания курсантов. Авторы делают вывод о том, что положительно влияет на процесс самовоспитания постоянное и активное участие будущих офицеров в учебно-познавательной и служебной деятельности, в общественной жизни Академии МВД, в спортивно-массовых мероприятиях. Необходимым условием педагогического руководства самовоспитанием курсантов (слушателей) является единство и согласованность действий всех офицеров в процессе подготовки обучаемых, в оценке и корректировке их деятельности.
Ключевые слова: самовоспитание, личность курсанта МВД, профессиональная подготовка, руководство самовоспитанием.
Успех профессиональной подготовки будущего сотрудника ОВД, его будущей профессиональной деятельности в значительной мере определяется умением целенаправленно и систематически работать над собой. Как показывает педагогическая теория и практика, самовоспитание является непременным условием совершенствования личности.
Под самовоспитанием курсантов и слушателей понимают их целенаправленную активную деятельность, способствующую формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества, службы в органах внутренних дел, профессиональной деятельности.
Самовоспитание - сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. Исследования, проведённые по проблеме самовоспитания, показывают, что для понимания его сущности необходимо знать внутренние психологические предпосылки протекания процесса самосовершенствования. Среди них следует выделить:
• выработанные и принятые курсантом жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования и выступают мощными побудительными силами, внутренними мотивами поведения и всей деятельности будущего офицера;
• осмысленные и принятые требования, предъявляемые к деятельности и личности офицера ОВД;
• психолого-педагогические, этические и иные знания о протекании, содержании и методике этого процесса, сформированные навыки самовоспитания;
• наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведе-
ния и необходимого уровня общего, интеллектуального, профессионального развития;
• определённый уровень развития волевых качеств и наличие привычек эмоционально-волевого саморегулирования, особенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных условиях [1; 2].
Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются мотивы - сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой. Основными мотивами, обеспечивающими более эффективное протекание процесса самовоспитания курсантов Академий системы МВД, выступают: понятые и принятые требования, предъявляемые к службе в органах внутренних дел, желание стать офицером и др.
Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности курсанта (слушателя): профессиональный, нравственный, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной самостоятельной работы по воспитанию специфических качеств и связан с развитием ума, чувств, воли, формированием разнообразных убеждений и привычек поведения.
Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приёмов. К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности и самоотчёт [3].
Самообязательства включают осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне
принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств.
Важным условием эффективности самоорганизации жизни и деятельности курсанта (слушателя) является умение управлять собой, добиваться осуществления поставленной цели. Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физическим силам. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в курсантском (слушательском) коллективе.
Для эффективного самовоспитания также важна своевременная и объективная самооценка. Переоценка своих личностных ценностей или их недооценка вредны и опасны для формирования характера, в целом для самосовершенствования личности курсанта (слушателя). Поэтому в процессе самовоспитания важно постоянно учиться и стремиться всесторонне познавать самого себя, анализировать собственную практическую деятельность и объективно, точно и своевременно оценивать свои действия, поступки, сверяя их с требованиями жизни [4; 5].
Процесс самовоспитания курсантов (слушателя) имеет свою логику развития и собственные, относительно самостоятельные этапы протекания, на каждом из которых используются те или иные методы, средства и приёмы работы над собой. В самом общем виде логика и этапы процесса самовоспитания могут включать:
• самопознание, осуществляемое путем самоизлучения и самоосознания себя;
• планирование своей работы по самосовершенствованию;
• осмысление, усвоение и фактическое принятие для себя тех требований, которые предъявляются к военнослужащему, к офицеру в современных условиях;
• собственно работу по самосовершенствованию и развитию у себя необходимых качеств и устранению негативных привычек, действий, черт характера;
• саморегулирование: самоконтроль и самокорректировку процесса самовоспитания в различных жизненных ситуациях и условиях своей профессиональной деятельности.
Проведённая работа позволила выделить несколько наиболее типичных групп курсантов (слушателей) с различ-
Библиографический список
ным отношением к самосовершенствованию и потребности в нём:
• Первая группа - курсанты и офицеры с ярко выраженной потребностью в самовоспитании, со сформировавшейся установкой на постоянную и систематическую работу над собой. Эти военнослужащие, как правило, самокритично относятся к себе, постоянно анализируют свою деятельность, составляют программу самосовершенствования, прилагают большие волевые усилия к её выполнению;
• Вторая группа - курсанты и слушатели с сформировавшейся установкой и с отчетливой потребностью в самовоспитании. Они осознают, понимают и переживают свои недостатки, ищут пути самосовершенствования, стремятся планировать свою работу, анализировать и контролировать поведение, действия. Однако многое из намеченного эти курсанты не претворяют в жизнь или претворяют частично. Происходит это по той причине, что у них недостаточно высокая целеустремленность, слабая волевая настойчивость или недостаточная общая культура.
• Третья группа - это курсанты (слушатели), которые вообще не задумываются о проблеме самосовершенствования, а у некоторых из них уже сложилось отрицательное отношение к процессу самовоспитания.
Руководство самовоспитанием - многогранный, сложный процесс, связанный с решением тонких вопросов. Оно представляет собой систему учебно-воспитательных, организационных и методических мероприятий, направленных на обеспечение целеустремленного, систематического и разностороннего педагогического воздействия офицеров - командиров на сознание и поведение курсанта (слушателя).
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что важным элементом руководства самовоспитанием является включение курсантов (слушателей) в активные и разнообразные виды деятельности. Положительно влияет на процесс самовоспитания постоянное и активное участие будущих офицеров в учебно-познавательной и служебной деятельности, в общественной жизни Академии МВД, в спортивно-массовых мероприятиях, в художественной самодеятельности.
Необходимым условием педагогического руководства самовоспитанием курсантов (слушателей) является единство и согласованность действий всех офицеров в процессе подготовки обучаемых, в оценке и корректировке их деятельности.
1. Гожиков В.Я., Шевцова С.В. Психолого-педагогические факторы становления у курсантов военных вузов ответственного отношения к профессии офицера. Мир образования - образование в мире. 2014; 3: 118 - 125.
2. Калягин В.Н., Федак Е.И. Педагогическое обеспечение безопасности военной службы в частях внутренних войск МВД России. Мир образования - образование в мире. 2014; 4: 201 - 207.
3. Поляков С.П., Шевцова С.В. Структурные компоненты профессиональной ответственности курсантов военных вузов. Мир образования - образование в мире. 2014; 1: 167 - 173.
4. Федак Е.И. Офицер как субъект индивидуальной воспитательной беседы. Мир образования - образование в мире. 2014; 1: 233 - 238.
5. Шевцова С.В. Анализ современного состояния формирования профессиональной ответственности у курсантов в военном университете МО РФ. Мир образования - образование в мире. 2015; 3: 172 - 178.
References
1. Gozhikov V.Ya., Shevcova S.V. Psihologo-pedagogicheskie faktory stanovleniya u kursantov voennyh vuzov otvetstvennogo otnosheniya k professii oficera. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2014; 3: 118 - 125.
2. Kalyagin V.N., Fedak E.I. Pedagogicheskoe obespechenie bezopasnosti voennoj sluzhby v chastyah vnutrennih vojsk MVD Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2014; 4: 201 - 207.
3. Polyakov S.P., Shevcova S.V. Strukturnye komponenty professional'noj otvetstvennosti kursantov voennyh vuzov. Mir obrazovaniya -obrazovanie vmire. 2014; 1: 167 - 173.
4. Fedak E.I. Oficer kak sub'ekt individual'noj vospitatel'noj besedy. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2014; 1: 233 - 238.
5. Shevcova S.V. Analiz sovremennogo sostoyaniya formirovaniya professional'noj otvetstvennosti u kursantov v voennom universitete MO RF. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 3: 172 - 178.
Статья поступила в редакцию 20.01.16
УДК 378
Kasimova A.A., teacher, Republican Center for Distance Learning Disabled Children (Makhachkala, Russia), E-mail: albinakas@mail.ru
Ahmedova Z.A., senior lecturer, Department of Theoretical Physics and Technical Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: albinakas@mail.ru
Kasimov A.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General, Experimental Physics and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: albinakas@mail.ru