Научная статья на тему 'Самовоспитание как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД'

Самовоспитание как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ КУРСАНТА МВД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РУКОВОДСТВО САМОВОСПИТАНИЕМ / SELF-EDUCATION / PERSONALITY OF CADETS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / TRAINING / LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимов А.А., Кочеров Ю.Н.

В статье показана роль самовоспитания в процессе формирования личности курсанта (слушателя) системы образовательных учреждений МВД России. Авторы раскрывают сущность самовоспитания, показывают методы и приёмы самовоспитания, подходы к осуществлению самовоспитания курсантов. Авторы делают вывод о том, что положительно влияет на процесс самовоспитания постоянное и активное участие будущих офицеров в учебно-познавательной и служебной деятельности, в общественной жизни Академии МВД, в спортивно-массовых мероприятиях. Необходимым условием педагогического руководства самовоспитанием курсантов (слушателей) является единство и согласованность действий всех офицеров в процессе подготовки обучаемых, в оценке и корректировке их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATION AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE POLICE OFFICERS

The article shows a role of self-actualization in the process of identity formation in cadets of educational institutions of the MIA of Russia. The authors reveal the basics of self-education, show methods and techniques of self-education and approaches to implementation of self-education of cadets. The research is based on the data of studying of cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs. As a conclusion the researchers state that there are three main groups of students in relation to self-education. The authors conclude that continuous and active participation of future officers in educational and professional activities, in the public life of the Academy in sporting events plays a positive effect on the process of self-education. A necessary condition for the pedagogical leadership of the self-education of cadets is the unity and coherence of actions of all officers in the process of training in evaluation and adjustment of their activities.

Текст научной работы на тему «Самовоспитание как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД»

3. Rohchin V.E., Zhilkin S.F. Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu koncepcii social'no-'ekonomicheskogo razvitiya municipal'nogo obrazovaniya. Moskva: Municipal'naya vlast', 2000.

4. Rohchin V.E., Znamenskaya K.N. Strategicheskoe territorial'noe planirovanie vsovremennojRossii: sostoyanie, problemy ipervoocherednye zadachinauchnogo obespecheniya. Sankt-Peterburg: IR'E RAN, 2000.

5. Ob administrativno-territorial'nom ustrojstve Respubliki Bashkortostan i territoriyah municipal'nyh obrazovanij. Respublika Bashkortostan. № 74 (25807); 21.04.2005.

6. O nadelenii municipal'nyh obrazovanij v Respublike Bashkortostan sootvetstvuyuschim statusom. Respublika Bashkortostan. № 243 (25726).

Статья поступила в редакцию 20.01.16

УДК 378

Efimov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: proffi_2006@mail.ru

Kocherov Yu.N., teacher, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

(Stavropol, Russia), E-mail: kocherov71@mail.ru

SELF-EDUCATION AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE POLICE OFFICERS. The article shows a role of self-actualization in the process of identity formation in cadets of educational institutions of the MIA of Russia. The authors reveal the basics of self-education, show methods and techniques of self-education and approaches to implementation of self-education of cadets. The research is based on the data of studying of cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs. As a conclusion the researchers state that there are three main groups of students in relation to self-education. The authors conclude that continuous and active participation of future officers in educational and professional activities, in the public life of the Academy in sporting events plays a positive effect on the process of self-education. A necessary condition for the pedagogical leadership of the self-education of cadets is the unity and coherence of actions of all officers in the process of training in evaluation and adjustment of their activities.

Key words: self-education, personality of cadets of Ministry of Internal Affairs, training, leadership.

А.А. Ефимов, канд. пед. наук, преп. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ»,

Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: proffi_2006@mail.ru

Ю.Н. Кочеров, преп. ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский

филиал, г. Ставрополь, E-mail: kocherov71@mail.ru

САМОВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОВД

В статье показана роль самовоспитания в процессе формирования личности курсанта (слушателя) системы образовательных учреждений МВД России. Авторы раскрывают сущность самовоспитания, показывают методы и приёмы самовоспитания, подходы к осуществлению самовоспитания курсантов. Авторы делают вывод о том, что положительно влияет на процесс самовоспитания постоянное и активное участие будущих офицеров в учебно-познавательной и служебной деятельности, в общественной жизни Академии МВД, в спортивно-массовых мероприятиях. Необходимым условием педагогического руководства самовоспитанием курсантов (слушателей) является единство и согласованность действий всех офицеров в процессе подготовки обучаемых, в оценке и корректировке их деятельности.

Ключевые слова: самовоспитание, личность курсанта МВД, профессиональная подготовка, руководство самовоспитанием.

Успех профессиональной подготовки будущего сотрудника ОВД, его будущей профессиональной деятельности в значительной мере определяется умением целенаправленно и систематически работать над собой. Как показывает педагогическая теория и практика, самовоспитание является непременным условием совершенствования личности.

Под самовоспитанием курсантов и слушателей понимают их целенаправленную активную деятельность, способствующую формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества, службы в органах внутренних дел, профессиональной деятельности.

Самовоспитание - сложный интеллектуальный, волевой и эмоциональный процесс. Исследования, проведённые по проблеме самовоспитания, показывают, что для понимания его сущности необходимо знать внутренние психологические предпосылки протекания процесса самосовершенствования. Среди них следует выделить:

• выработанные и принятые курсантом жизненные идеалы, которые лежат в основе программы самосовершенствования и выступают мощными побудительными силами, внутренними мотивами поведения и всей деятельности будущего офицера;

• осмысленные и принятые требования, предъявляемые к деятельности и личности офицера ОВД;

• психолого-педагогические, этические и иные знания о протекании, содержании и методике этого процесса, сформированные навыки самовоспитания;

• наличие внутренней установки, развитого самосознания, способности к объективной критической оценке своего поведе-

ния и необходимого уровня общего, интеллектуального, профессионального развития;

• определённый уровень развития волевых качеств и наличие привычек эмоционально-волевого саморегулирования, особенно в трудных и сложных ситуациях, экстремальных условиях [1; 2].

Исходным компонентом самовоспитания, как и любого другого вида деятельности, являются мотивы - сложные и глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой. Основными мотивами, обеспечивающими более эффективное протекание процесса самовоспитания курсантов Академий системы МВД, выступают: понятые и принятые требования, предъявляемые к службе в органах внутренних дел, желание стать офицером и др.

Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности курсанта (слушателя): профессиональный, нравственный, правовой, эстетический, физический и др. Каждый из них требует специальной самостоятельной работы по воспитанию специфических качеств и связан с развитием ума, чувств, воли, формированием разнообразных убеждений и привычек поведения.

Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приёмов. К наиболее общим методам самовоспитания относятся: самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности и самоотчёт [3].

Самообязательства включают осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные, внутренне

принятые решения по формированию и развитию у себя того или иного качества или группы качеств.

Важным условием эффективности самоорганизации жизни и деятельности курсанта (слушателя) является умение управлять собой, добиваться осуществления поставленной цели. Существенную роль в этом играют самопознание и самоанализ своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физическим силам. Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в курсантском (слушательском) коллективе.

Для эффективного самовоспитания также важна своевременная и объективная самооценка. Переоценка своих личностных ценностей или их недооценка вредны и опасны для формирования характера, в целом для самосовершенствования личности курсанта (слушателя). Поэтому в процессе самовоспитания важно постоянно учиться и стремиться всесторонне познавать самого себя, анализировать собственную практическую деятельность и объективно, точно и своевременно оценивать свои действия, поступки, сверяя их с требованиями жизни [4; 5].

Процесс самовоспитания курсантов (слушателя) имеет свою логику развития и собственные, относительно самостоятельные этапы протекания, на каждом из которых используются те или иные методы, средства и приёмы работы над собой. В самом общем виде логика и этапы процесса самовоспитания могут включать:

• самопознание, осуществляемое путем самоизлучения и самоосознания себя;

• планирование своей работы по самосовершенствованию;

• осмысление, усвоение и фактическое принятие для себя тех требований, которые предъявляются к военнослужащему, к офицеру в современных условиях;

• собственно работу по самосовершенствованию и развитию у себя необходимых качеств и устранению негативных привычек, действий, черт характера;

• саморегулирование: самоконтроль и самокорректировку процесса самовоспитания в различных жизненных ситуациях и условиях своей профессиональной деятельности.

Проведённая работа позволила выделить несколько наиболее типичных групп курсантов (слушателей) с различ-

Библиографический список

ным отношением к самосовершенствованию и потребности в нём:

• Первая группа - курсанты и офицеры с ярко выраженной потребностью в самовоспитании, со сформировавшейся установкой на постоянную и систематическую работу над собой. Эти военнослужащие, как правило, самокритично относятся к себе, постоянно анализируют свою деятельность, составляют программу самосовершенствования, прилагают большие волевые усилия к её выполнению;

• Вторая группа - курсанты и слушатели с сформировавшейся установкой и с отчетливой потребностью в самовоспитании. Они осознают, понимают и переживают свои недостатки, ищут пути самосовершенствования, стремятся планировать свою работу, анализировать и контролировать поведение, действия. Однако многое из намеченного эти курсанты не претворяют в жизнь или претворяют частично. Происходит это по той причине, что у них недостаточно высокая целеустремленность, слабая волевая настойчивость или недостаточная общая культура.

• Третья группа - это курсанты (слушатели), которые вообще не задумываются о проблеме самосовершенствования, а у некоторых из них уже сложилось отрицательное отношение к процессу самовоспитания.

Руководство самовоспитанием - многогранный, сложный процесс, связанный с решением тонких вопросов. Оно представляет собой систему учебно-воспитательных, организационных и методических мероприятий, направленных на обеспечение целеустремленного, систематического и разностороннего педагогического воздействия офицеров - командиров на сознание и поведение курсанта (слушателя).

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что важным элементом руководства самовоспитанием является включение курсантов (слушателей) в активные и разнообразные виды деятельности. Положительно влияет на процесс самовоспитания постоянное и активное участие будущих офицеров в учебно-познавательной и служебной деятельности, в общественной жизни Академии МВД, в спортивно-массовых мероприятиях, в художественной самодеятельности.

Необходимым условием педагогического руководства самовоспитанием курсантов (слушателей) является единство и согласованность действий всех офицеров в процессе подготовки обучаемых, в оценке и корректировке их деятельности.

1. Гожиков В.Я., Шевцова С.В. Психолого-педагогические факторы становления у курсантов военных вузов ответственного отношения к профессии офицера. Мир образования - образование в мире. 2014; 3: 118 - 125.

2. Калягин В.Н., Федак Е.И. Педагогическое обеспечение безопасности военной службы в частях внутренних войск МВД России. Мир образования - образование в мире. 2014; 4: 201 - 207.

3. Поляков С.П., Шевцова С.В. Структурные компоненты профессиональной ответственности курсантов военных вузов. Мир образования - образование в мире. 2014; 1: 167 - 173.

4. Федак Е.И. Офицер как субъект индивидуальной воспитательной беседы. Мир образования - образование в мире. 2014; 1: 233 - 238.

5. Шевцова С.В. Анализ современного состояния формирования профессиональной ответственности у курсантов в военном университете МО РФ. Мир образования - образование в мире. 2015; 3: 172 - 178.

References

1. Gozhikov V.Ya., Shevcova S.V. Psihologo-pedagogicheskie faktory stanovleniya u kursantov voennyh vuzov otvetstvennogo otnosheniya k professii oficera. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2014; 3: 118 - 125.

2. Kalyagin V.N., Fedak E.I. Pedagogicheskoe obespechenie bezopasnosti voennoj sluzhby v chastyah vnutrennih vojsk MVD Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2014; 4: 201 - 207.

3. Polyakov S.P., Shevcova S.V. Strukturnye komponenty professional'noj otvetstvennosti kursantov voennyh vuzov. Mir obrazovaniya -obrazovanie vmire. 2014; 1: 167 - 173.

4. Fedak E.I. Oficer kak sub'ekt individual'noj vospitatel'noj besedy. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2014; 1: 233 - 238.

5. Shevcova S.V. Analiz sovremennogo sostoyaniya formirovaniya professional'noj otvetstvennosti u kursantov v voennom universitete MO RF. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 3: 172 - 178.

Статья поступила в редакцию 20.01.16

УДК 378

Kasimova A.A., teacher, Republican Center for Distance Learning Disabled Children (Makhachkala, Russia), E-mail: albinakas@mail.ru

Ahmedova Z.A., senior lecturer, Department of Theoretical Physics and Technical Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: albinakas@mail.ru

Kasimov A.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General, Experimental Physics and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: albinakas@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.