Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональной направленности курсантов вузов МВД России в процессе тактико-специальной подготовки'

Особенности формирования профессиональной направленности курсантов вузов МВД России в процессе тактико-специальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ / ORIENTATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL ORIENTATION DEVELOPMENT / TACTICS STUDIES / CADETS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кухарев Юрий Николаевич

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной направленности курсантов в вузах МВД России. Представлен экспериментальный материал, характеризующий профессиональную направленность курсантов из Петербурга и иногородних. Обсуждаются пути и средства ее формирования в процессе освоения курса тактико-специальной подготовки в вузах МВД России, содержание которого обладает значительным обучающим и воспитательным потенциалом для формирования профессиональной направленности курсантов как сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of professional orientation development of cadets of higher educational institutions of the ministry of internal affairs of Russian federation during tactics studies

The article deals with features of formation of professional orientation development of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation. The article presents the results of experimental research into professional orientation of cadets from St. Petersburg and other cities. The article discusses factors and means of its development during tactics studies, which have great educational and training potential for professional orientation development for future law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональной направленности курсантов вузов МВД России в процессе тактико-специальной подготовки»

УДК 378

Ю.Н. Кухарев*

Особенности формирования профессиональной направленности курсантов вузов МВД России в процессе тактико-специальной подготовки

Работа представлена кафедрой педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Гейжан Наталия Федоровна.

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной направленности курсантов в вузах МВД России. Представлен экспериментальный материал, характеризующий профессиональную направленность курсантов из Петербурга и иногородних. Обсуждаются пути и средства ее формирования в процессе освоения курса тактико-специальной подготовки в вузах МВД России, содержание которого обладает значительным обучающим и воспитательным потенциалом для формирования профессиональной направленности курсантов как сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: направленность, профессиональная направленность, формирование профессиональной направленности, тактико-специальная подготовка, курсанты вузов МВД России.

Y N. Kukharev*. Features of formation of professional orientation development of cadets of higher educational institutions of the ministry of internal affairs of Russian federation during tactics studies. The article deals with features of formation of professional orientation development of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation. The article presents the results of experimental research into professional orientation of cadets from St. Petersburg and other cities. The article discusses factors and means of its development during tactics studies, which have great educational and training potential for professional orientation development for future law enforcement officers.

Keywords: orientation, professional orientation, professional orientation development, tactics studies, cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Формирование профессиональной направленности курсантов в процессе вузовской профессиональной подготовки занимает важное место в ряду задач развития профессиональных личностных и субъектных качеств. Как показано в психолого-педагогических исследованиях, важнейшей задачей профессиональной подготовки является перестраивание самосознания обучающегося с позиции ученика на позицию работника, специалиста. Такая перестройка заключается в изменении отношения к себе как представителю определенной профессиональной общности; самооценки собственной пригодности, уровня развития профессионально ценных качеств, умение адекватно оценить свои возможности как субъекта деятельности; отношение к коллегам по профессиональному взаимодействию; представление о собственном будущем, связанное с определенной профессиональной деятельностью [1, с. 26]. Самым тесным образом эта задача связана с формированием профессиональной направленности будущего специалиста.

Анализ научно-методической литературы показал, что профессиональная направленность является основным фактором, определяющим профессиональное становление личности (Л.Т. Бородавко, Н.Ф. Гейжан, Л.И. Кунц, Я.Н. Мусин, М.М. Тарасов).

Опираясь на различные определения, мы понимаем под профессиональной направленностью систему отношений личности специалиста, в которой системообразующим является отношение к профессии [5, с. 96]. Профнаправленность проявляется в устойчивой ориентации на избранную профессию, приоритетных профессиональных ценностях, жизненных планах и устремлениях к самореализации и самосовершенствованию в ней. Личностная характеристика (отношение к профессии, ее социальная значимость) тесно взаимосвязана с субъектной сферой профессионального самоопределения — мотивами выбора профессии и учебного заведения, мотивами обучения, целями жизнедеятельности [3, с. 29]. В связи с этим профессиональная направленность понимается как личностная и субъектная характеристика будущего специалиста. Первая определяет ценности и отношение к деятельности, вторая — цели и мотивы деятельности.

* Кухарев, Юрий Николаевич, адъюнкт кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, начальник кабинета специальных дисциплин Белгородского юридического института МВД России, подполковник милиции. Адрес: 308024 г. Белгород, ул. Горького, 71. Тел.: 744-13-13. E-mail: kuharevbui@mail.ru.

* Kukharev, Yuri Nikolayevich, the adjunct of the department of pedagogy of the St. Petersburg University MVD of Russia, the chief of the office of special disciplines of the Belgorod juridical institute MVD of Russia, the Lieutenant Colonel of the police. E-mail: kuharevbui@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 20 мая 2010 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Кадровое обеспечение

Профессиональная направленность начинает формироваться в период самоопределения, затем выбора и освоения профессии. При этом организация и содержание профессиональной подготовки, мотивация преподавателя и методы обучения в значительной мере влияют на формирование направленности обучающихся. В свою очередь, уровень сформированности профессионального самосознания и направленности определяет мотивацию и успешность процесса профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях вуза, значительно влияет на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Высокая значимость профессиональной направленности как личностной и субъектной характеристики будущего специалиста требует, чтобы ее формированию уделялось постоянное внимание в процессе освоения всех учебных дисциплин в вузе. В полной мере это положение относится к освоению дисциплин тактико-специальной подготовки.

Тактико-специальная подготовка входит в структуру компонента общепрофессиональных учебных дисциплин и является обязательной в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России [6, с. 13]. Цель изучения дисциплин блока «Тактикоспециальная подготовка» заключается в получении курсантами знаний, формировании умений и навыков, позволяющих им решать задачи органов внутренних дел (ОВД) в особых условиях. Содержание дисциплин данного блока основывается на требованиях государственного образовательного стандарта по специальности 030505.65 «Правоохранительная деятельность» и 030501.65 — «Юриспруденция». Структурно дисциплина состоит из четырех взаимосвязанных разделов: топографическая подготовка сотрудников ОВД; действия сотрудников ОВД в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; тактическая подготовка сотрудников ОВД; деятельность органов внутренних дел в особых условиях [7, с. 4].

Значение тактико-специальной подготовки для формирования профессиональной направленности сотрудников ОВД заключается в том, что дисциплины этого блока в большой степени позволяют раскрыть особенности служебной деятельности сотрудников. Важно, что освоение соответствующих дисциплин основано на формировании практических умений и навыков курсантов, поэтому каждый из них имеет возможность соотнести собственные способности и предпочтения с содержанием будущей профессиональной деятельности.

Кроме того, тактико-специальная подготовка тесно связана с другими дисциплинами, которые изучаются в образовательных учреждениях МВД России. Полученные ранее знания соотносятся с условиями их применения в особых условиях и специальных операциях. Это оперативно-розыскная деятельность, административное право и административная деятельность ОВД в условиях особых административно-правовых режимов; криминалистика, специальная техника — по вопросам проведения следственных действий; уголовное право; огневая и физическая подготовка — по вопросам применения специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия в различных ситуациях оперативнослужебной деятельности; психология — по вопросам обеспечения переговорного процесса с правонарушителями и морально-психологического обеспечения группировки сил и средств, привлекаемой к проведению специальной операции. [7, с. 5].

Таким образом, тактико-специальная подготовка может рассматриваться как комплексная подготовка, позволяющая освоить не только необходимые знания, сформировать умения, развить практические способности специалиста, но и дает возможность оценивать собственные личностные и субъектные предпочтения и возможности.

Исследование было организовано в Белгородском юридическом институте и Санкт-Петербургском университете МВД России на двух факультетах — «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция».

На диагностическом этапе предполагалось решение следующих задач: выявить особенности профессиональной направленности курсантов на разных этапах обучения в вузах и на этой основе разработать и апробировать педагогическую программу формирования профессиональной направленности курсантов в процессе освоения дисциплины «Тактико-специальная подготовка».

Изучение профессиональной направленности курсантов проводилось в несколько этапов и включало в себя: изучение отношения курсантов 5-го курса к профессии и мотивов ее выбора (использовалась специальная анкета, которая на заключительном этапе служила для сравнения результатов в экспериментальных и контрольных группах), изучение ценностей профессиональной деятельности курсантов (тематическое сочинение «Я в профессии через 10 лет»), исследование направленности и ценностных ориентаций личности (методика диагностики направленности личности Б. Басса, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича).

Кроме того, на диагностическом этапе исследования применялись такие методы как анализ успеваемости, индивидуальные беседы с курсантами, беседы с командирами взводов и отделений, руководством курса. Обобщение полученных данных позволило получить важный материал, который дал возможность более целенаправленно вести формирующую работу в процессе тактико-специальной подготовки.

Изучение отношения к профессии и мотивов выбора профессии на начальном этапе позволило выявить особенности профнаправленности курсантов-горожан и иногородних (на примере Санкт-Петербургского и Белгородского вузов МВД России; опрошено 106 горожан и 86 иногородних учащихся, овладевающих профессией юриста; курсанты пятого, выпускного курса). Иногородних (живут на казарменном положении) при выборе профессии в структурах МВД гораздо чаще привлекает возможность получить высшее образование (44% и 9% соответственно), государственная служба (30%

и 19%), а также они значительно чаще выбирают профессию «по сложившимся обстоятельствам» (44% и 29%). Горожане в три раза чаще отмечают общественную важность выбранной профессии (53% и 16%) и интерес к содержанию труда (36% против 11% у иногородних).

Через пять лет обучения 72% горожан и только 58% иногородних ответили, что профессия им очень нравится. Среди последних почти 28% отвечают, что профессия им не нравится, а если бы им вновь пришлось поступать в вуз, эту же профессию выбрали бы лишь 51% иногородних и 72% горожан.

Отвечая на вопрос, что в профессии нравится, горожане чаще выбирают ответ «работа с людьми» (51% и 44% соответственно) «профессия одна из важнейших в обществе» (49% и 37%), «работа требует риска» (30% и 19%), «разнообразная работа» (29% и 9%). Иногородние чаще отмечают ответ «работа соответствует моим способностям» (42% и 15%) и «работа соответствует моему характеру» (30% и 23%).

Среди характеристик профессии, которые не нравятся, и те, и другие курсанты выбирают ответ «плохой заработок» (75% ответов дают горожане и 65% — иногородние). Последние чаще говорят о низкой общественной значимости (51% против 21%) и отмечают «ненормированный рабочий день» (40% и 22% соответственно).

Одновременно выявились следующие данные. Учатся только на «отлично» 23% иногородних и 19% горожан, на «хорошо и отлично» 46% иногородних и 28% горожан, т.е. успеваемость у иногородних существенно выше, и это говорит о том, что мотивация обучения больше (что совпадает с желанием получить высшее образование). Второй факт, несмотря на то, что в правильности выбранной профессии убеждены лишь около половины и тех, и других курсантов, намерение работать после окончания университета в этой сфере отметили 96% горожан и 98% иногородних.

Такая высокая цифра определяется необходимостью отработать по контракту государственное бесплатное обучение, распределение после окончания вуза является обязательным. Таким образом, выявляется явно выраженное противоречие между отношением к профессии и дальнейшими намерениями по трудоустройству. Такое противоречие влияет как на качество знаний и умений курсантов, так и на характеристики их личности, оценку собственной социальной значимости, удовлетворенность жизненными обстоятельствами выражения свободы воли.

Несмотря на объективные трудности по поиску работы в регионах, целенаправленная работа по изменению отношения к профессии у той части курсантов, которые оценивают свой выбор как вынужденный, может способствовать повышению позитивности в профессиональном самоопределении и восприятии жизненных обстоятельств. Достижения современной практической психологии свидетельствуют о том, что сфера отношений может быть изменена при целенаправленной работе, направленной на осознание ситуации и переключение оценочных суждений с негативных на позитивные. Для этого, в частности, требуется позитивная направленность и убежденность самих преподавателей.

Кроме того, на диагностическом этапе исследования у курсантов старших курсов выявилось преобладание результативных профессиональных ценностей над процессуальными, а в их структуре также выявлен дисбаланс в сторону преобладания одних над другими. Ориентация обучающихся на результативные (материальное обеспечение, социальный статус, признание, первенство) и процессуальные (соответствие интересам, склонностям, способностям, динамическим характеристикам) ценности была выявлена в работах М.И. Иванюка и Н.Ф. Гейжан [4, с. 41-44]. Там же показана возможность обогащения ценностно-ориентационной сферы обучающихся в процессе целенаправленной работы.

Основываясь на вышеприведенных методологических положениях и полученных диагностических данных, разрабатывалась программа (содержание и методы) формирования профессиональной направленности курсантов в процессе тактико-специальной подготовки. Основной идеей, структурирующей содержание формирующей работы, являлась идея личностного и субъектного развития человека в процессе его профессионального становления, поэтому в содержании дисциплин тактико-специальной подготовки помимо основного обучающего материала вводились ценностные и мотивационные характеристики профессиональной деятельности.

Формирующий этап заключался в организации опытной работы по формированию профессиональной направленности курсантов, а также методы оценки ее результатов.

Программа воспитывающей, формирующей работы на занятиях строилась по четырем взаимосвязанным направлениям.

1. Создание условий для формирования позитивного мировосприятия и мировоззрения, основанного на осознанности эволюционного развития человека. Ведущим инструментов здесь было повышение масштабности личности и самосознания субъекта деятельности, ответственного за сохранение правопорядка и законности, помощь людям и повышение имиджа сотрудника правоохранительных органов.

2. Раскрытие содержания и гармонизация результативных и процессуальных профессиональных ценностей курсантов. Использовались методы групповой и индивидуальной беседы, самоанализа в процессе тестирования:

— в системе результативных ценностей формирующая работа была направлена на увеличение доли социальной значимости, масштабности личности в противовес материальной направленности и социальному статусу (должности) специалиста;

— в процессуальных ценностях ставилась задача увеличить интерес к содержанию, процессу работы в дополнение к ориентации на собственные способности и динамические характеристики

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Кадровое обеспечение

(«получается, поэтому интересно», «меня устраивает режим работы», «мне нравится разнообразие случаев в работе»).

3. Развитие мотивации профессионального обучения и деятельности.

4. Развитие самооценки профессиональной пригодности, профессиональных и жизненных планов.

Особенно продуктивный материал, с этой точки зрения, дает рассмотрение ценностных основ и мотивации действий сотрудников ОВД в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при освоении тактических приемов действий, подготовки к деятельности органов внутренних дел в особых условиях. Содержание любой темы при освоении курса позволяет рассмотреть не только реальные действия сотрудника ОВД, но и то, ради чего они осуществляются и какие мотивы активизируют его действия, повышают их эффективность.

Проведение этой работы показало, что первоначально курсанты отмечают на занятиях значимость действий по приказу, по уставу, утверждение закона, среди мотивов — материальное обеспечение, продвижение по службе, то после целенаправленной работы спектр ценностей и мотивов значительно обогащается. Охрана порядка, защита граждан, помощь людям, взаимовыручка, поддержка товарищей, не подвести командира, чувство собственного достоинства, защита справедливости и множество других характеристик встречаются в их ответах.

Проведенная экспериментальная работа позволяет сделать вывод о том, что предметы курса тактико-специальной подготовки обладают значительным обучающим и воспитательным потенциалом, освоение которого позволяет формировать профессиональную направленность курсантов как сотрудников ОВД. Эффективность этой работы повышается, если: формирующая работа организована на системной основе с учетом особенностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД в конкретных условиях; содержание и методы педагогической деятельности преподавателей и руководства курса будут скоординированы с учетом структуры профессиональной направленности будущего специалиста; педагогические технологии учитывают особенности становления профессиональной направленности курсантов на разных этапах освоения профессии.

Список литературы

1. Бородавко, Л. Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: Теоретические основы и практика организации : монография. — СПб: СПбУ МВД России, 2005. — 218 с.

2. Гейжан, Н. Ф. Формирование мотивации профессиональной деятельности у курсантов вузов МВД России / / Кадровая и воспитательная работа в правоохранительных органах: состояние, проблемы, и перспективы : материалы межведомственной научно-практической конференции. — СПб., 2000. - С. 45-51.

3. Иванова, И. И. Формирование профессионального самосознания курсантов в вузах МВД России : дисс. ...канд. пед. наук. — СПб., 2001. — 173 с.

4. Иванюк, М. И., Гейжан, Н. Ф. О значении соотношения интереса и способностей для профориентации школьников / / Психологические аспекты профориентационной работы среди молодежи. — Ташкент, 1981. — С. 41-44.

5. Кущ,Л. И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности (на материале студентов-психологов). — Дисс. ... канд. психол. наук. — Новосибирск, 2005. — 216 с.

6. Сологуб, Ю. И. Педагогические условия тактико-специальной подготовки курсантов в вузе МВД России : дисс. ...канд. пед. наук. — Н-Новгород, 2006. — 182 с.

7. Тактико-специальная подготовка: рабочая учебная программа для курсантов очного отделения специальности 030501.65 — Юриспруденция, 030505.65 — Правоохранительная деятельность.

— Белгород, БелЮИ МВД России, 2007. — 36 с.

Literature

1. Borodavko, L. T. Vocational training law enforcement officers in high schools MVD of Russia: Fundamental theory and practice of the organization : monograph. — St.-Petersburg, 2005.

2. Geyzhan, N. F. Building Motivation professional activities of cadets universities Ministry of Internal Affairs of Russia // Manpower and educational work in law enforcement: state, problems and prospects: Proceedings of the interagency scientific-practical conference. — St.-Petersburg, 2000.

3. Ivanov, Ivan The formation of professional identity of students in universities MIA Russia : Ph.D. dissertation .... ped. Science. — St.-Petersburg, 2001.

4. Ivaniuk, M. I., Geyzhan, N. F. The importance of balancing the interests and abilities of students for career counseling / / psychological aspects of career-oriented work among youth. — Tashkent, 1981.

5. Kunz, L. I. Professional orientation as a factor in forming the image of the future career identity (based on psychology students). — Ph.D. thesis .... Psychology. — Novosibirsk, 2005.

6. Sologub, Y. I. Pedagogical conditions in special tactical training of cadets at the university MIA Russia : Ph.D. dissertation .... ped. Science. — N-Novgorod, 2006.

7. Specialized tactical training: a working curriculum for students of full-time specialty : 030501.65 — Law, 030505.65, Law Enforcement .— Belgorod, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.