Научная статья на тему 'Особенности самостоятельной физической подготовки курсантов женского пола образовательных организаций МВД России'

Особенности самостоятельной физической подготовки курсантов женского пола образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ И СЛУШАТЕЛИ ЖЕНСКОГО ПОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Ольга Сергеевна

Работа посвящена изучению проблемного вопроса организации самостоятельной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в целом и в частности курсантов и слушателей женского пола. Автором обосновано, что самостоятельная физическая подготовка для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и сотрудников органов внутренних дел является одной из ведущих форм развития и поддержания на достигнутом уровне физических качеств и функциональных возможностей. Кроме того, систематические занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на все органы и системы организма. Автором обоснована методика самостоятельной физической подготовки курсантов и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России на основе каталога стандартизированных тренировочных заданий, направленных на развитие физических способностей. Автором был проведен эксперимент на двух экспериментальных группах, в которые вошли курсанты и слушатели женского пола 3-го и 4-го годов обучения, в результате проведенного эксперимента доказана эффективность разработанной методики. Важнейшим моментом является не только положительная динамика результативности, но и тот факт, что физическая подготовленность повышает и общий уровень здоровья курсантов и слушателей, что в дальнейшем будет способствовать наиболее эффективному решению оперативно-служебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of independent physical training of female cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The research is devoted to the study of the problem of organization of the independent physical training of the cadets and students of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in general, and in particular the cadets and female students. The author proves that the independent physical training of the cadets and listeners of the educational institutions of Ministry of internal Affairs of Russia and employees of the internal Affairs bodies is one of the leading forms of development and the maintenance of the achieved level of physical qualities and functional capabilities. In addition, systematic exercise has a beneficial effect on all organs and systems of the body. The author substantiates the method of self-physical training of cadets and female students of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia on the basis of the catalog of standardized training tasks aimed at the development of the physical abilities. The author conducted an experiment with two experimental groups, which included cadets and female students of the 3rd and 4th years of training, as a result of the experiment; the effectiveness of the developed technique was proved. The most important item is not only the positive dynamics of the performance, but also the fact that physical fitness improves the overall health of the students and students, which will further contribute to the most effective solution of operational tasks.

Текст научной работы на тему «Особенности самостоятельной физической подготовки курсантов женского пола образовательных организаций МВД России»

Статья поступила в редакцию 06.05.2018

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД

РОССИИ

Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России), Волгоград

Аннотация

Работа посвящена изучению проблемного вопроса организации самостоятельной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в целом и в частности курсантов и слушателей женского пола. Автором обосновано, что самостоятельная физическая подготовка для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и сотрудников органов внутренних дел является одной из ведущих форм развития и поддержания на достигнутом уровне физических качеств и функциональных возможностей. Кроме того, систематические занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на все органы и системы организма. Автором обоснована методика самостоятельной физической подготовки курсантов и слушателей женского пола образовательных организаций МВД России на основе каталога стандартизированных тренировочных заданий, направленных на развитие физических способностей. Автором был проведен эксперимент на двух экспериментальных группах, в которые вошли курсанты и слушатели женского пола 3-го и 4-го годов обучения, в результате проведенного эксперимента доказана эффективность разработанной методики. Важнейшим моментом является не только положительная динамика результативности, но и тот факт, что физическая подготовленность повышает и общий уровень здоровья курсантов и слушателей, что в дальнейшем будет способствовать наиболее эффективному решению оперативно-служебных задач.

Ключевые слова: курсанты и слушатели женского пола, образовательные организации МВД России, самостоятельная физическая подготовка, физические упражнения, физическая подготовленность.

FEATURES OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING OF FEMALE CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

OF RUSSIA

Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Volgograd

Annotation

The research is devoted to the study of the problem of organization of the independent physical training of the cadets and students of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia in general, and in particular the cadets and female students. The author proves that the independent physical training of the cadets and listeners of the educational institutions of Ministry of internal Affairs of Russia and employees of the internal Affairs bodies is one of the leading forms of development and the maintenance of the achieved level of physical qualities and functional capabilities. In addition, systematic exercise has a beneficial effect on all organs and systems of the body. The author substantiates the method of self-physical training of cadets and female students of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia on the basis of the catalog of standardized training tasks aimed at the development of the physical abilities. The author conducted an experiment with two experimental groups, which included cadets and female students of the 3rd and 4th years of training, as a result of the experiment; the effectiveness of the developed technique was proved. The most important item is not only the positive dynamics of the performance, but also the fact that physical fitness improves the overall health of the students and students, which will further contribute to the most effective solution of operational tasks.

Keywords: cadets and female students, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, independent physical training, physical exercises, physical fitness

ВВЕДЕНИЕ

Успешность профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в значительной мере определяется их физическим состоянием, функциональной и специальной физической подготовленностью, морально-психологической устойчивостью. Физическое и функциональное состояние курсантов и слушателей, сотрудников органов внутренних дел во многом зависит от процесса управления физической подготовкой в образовательных организациях высшего образования МВД России и подразделениях, а также от самих курсантов, слушателей и сотрудников, которые должны быть мотивированы на самостоятельные спортивно-оздоровительные занятия, уметь осуществлять контроль за своим здоровьем и физической подготовленностью. Регулярные занятия физическими упражнениями и соблюдение гигиенических требований повышают иммунитет организма человека, а также повышают его выносливость и способствуют быстро адаптироваться к различным условиям среды, при этом необходимо соблюдать определенные правила: использовать необходимо только научно-обоснованные средства и методы физического воспитания; физические нагрузки планируются в соответствии с возможностями занимающихся; в процессе тренировочных занятий необходимо применять все формы контроля. Периодичность, форма и содержание врачебно-педагогического контроля во многом зависят от формы занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов [2].

Самостоятельная физическая подготовка обеспечивает поддержание высокой работоспособности организма, эмоциональной разрядки и активного отдыха. Неотъемлемой частью учебного процесса в образовательных организациях МВД России выступает самостоятельная работа. Она относится к числу основных методов обучения курсантов и слушателей по освоению учебных дисциплин. Самостоятельная подготовка, как форма организации самостоятельной работы, отражает временную характеристику самостоятельной деятельности обучаемых, то есть определяет, где, когда и сколько времени могут обучающиеся самостоятельно работать по изучению программного материала, решению других учебных задач. Каждый курсант и слушатель овладевают знаниями, умениями, навыками путем самостоятельного познавательного труда как в ходе учебных занятий, так и в часы самостоятельной работы, а преподаватель направляет его и оказывает необходимую помощь [1, 3].

Таким образом, самостоятельные физические нагрузки способствуют не только повышению уровня здоровья, общей работоспособности, тем самым способствуют успешности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

МЕТОДИКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для контроля уровня физической подготовленности у курсантов и слушателей по дисциплинам модуля «Физическая подготовка» используется прогрессивная шкала нормативов. Всего используется 10 нормативов у юношей (бег 5000 м, 3000 м, 100 м, челночный бег 10^10 м, 4^20 м, преодоление полос препятствий городского типа и специализированной полосы препятствий, подтягивание на перекладине, сгибание разгибание рук в упоре лежа и комплексное силовое упражнение (КСУ) и у девушек (бег 1000 м, 400 м, 100 м, челночный бег 10*10 м, 4*20 м, преодоление полос препятствий городского типа и специализированной полосы препятствий, наклоны вперед из положения лежа на спине, сгибание разгибание рук в упоре лежа и силовое комплексное упражнение (СКУ). Нами были проанализированы результаты физической подготовленности курсантов мужского и женского пола 2-го - 4-го годов обучения в общем количестве 120 человек (62 - девушки, 58 - юношей). Было выявлено, что у курсантов женского пола наблюдается тенденция к снижению результативности в 6-м, 7-м и 8-м семестрах обучения. В связи со сложившимися обстоятельствами было предпринято решения разработать методику самостоятельной физической подготовки курсантов женского пола.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами была разработана методика самостоятельной физической подготовки курсантов и слушателей, основу которой составляют стандартизированные тренировочные задания, различной нагрузочной стоимости (физические упражнения), направленные на комплексное, гармоническое развитие различных физических качеств. Далее выявленные упражнения были классифицированы по степени нагрузочной стоимости на организм по баллам от 1 до 2. То есть на начальном этапе занятий, разучивания упражнения имеет смысл использовать упражнения с коэффициентом 1, далее по возрастающей, но не следует, что исходный уровень подготовленности у всех различный, в зависимости от этого перед началом самостоятельных упражнений необходимо опробовать самые простые упражнения, и определить с какого уровня начинать занятия.

Объем и интенсивность упражнений подбирать индивидуально в зависимости от уровня подготовленности. В основном используются физические упражнения с отягощениями, направленные на развитие силы различных мышечных групп и упражнения анаэробной, аэробной направленности на основе бега с различной интенсивностью.

Нагрузку недельных микроциклов мы предлагаем планировать исходя из нагрузочной стоимости каждого упражнения. С учетом вышеизложенных представлений и общих принципов теории и методики физического воспитания предлагаем следующий алгоритм действий.

Минимальное количество занятий по самостоятельной физической подготовке 2-3 в неделю. Безусловно, если количество занятий в неделю уменьшается общая нагрузка одного занятия увеличивается. Учитывает, что режим для курсанта включает обязательно утреннюю физическую зарядку и занятия по дисциплинам модуля «Физическая подготовка», а также регулярное участие в спортивно-массовых мероприятиях, 2-3 раз в неделю самостоятельной физической подготовки считаю достаточным для повышения уровня тренированности. Учитывая круглогодичный процесс обучения курсантов и слушателей планировать нагрузку следует исходя из двух больших циклов подготовки, продолжительность которых осенне-зимнего с сентября по декабрь, весенне-летнего с февраля по июль. Общая продолжительность периода для самостоятельной физической подготовки составляет 48 недель (отпуск не учитывается) с двумя перерывами на отпуск.

Анализ специальной литературы и проведенные собственные исследования позволяют заключить, что наиболее оптимальный вариант организации самостоятельной физической подготовки в мезоциклах блочно-модульный, который состоит из 4-х недельных мезоциклов, 3 недели из которых составляет нагрузочная часть блока и 1 неделя разгрузочная.

Таким образом, общая нагрузочная стоимость в баллах для девушек первой - третьей недели подготовки в зависимости от уровня подготовленности высокий - средний -низкий, составляет 18 - 20 - 22 баллов, 20 - 22 - 24 баллов, 22 - 24 - 26 баллов, в разгрузочном блоке нагрузка снижается вдвое, для стимулирования процессов восстановления. Далее нагрузка постепенно увеличивается, каждая последующая неделя на два - три балла, и далее рассчитывается индивидуально в зависимости от темпов адаптации.

До проведения эксперимента были сформированы 2 однородные группы испытуемых по 25 человек в каждой.

Статистическая обработка исходных данных уровня физической подготовленности курсантов и слушателей женского пола показала, что в начале эксперимента в экспериментальных группах на уровне значимости а=0,05 статистически достоверных отличий установлено не было.

Данная методика использовалась курсантами и слушателями женского пола 3-го и 4-го годов обучения Волгоградской академии МВД России в течении года. По окончании годичного цикла были проведены контрольные тестирования по группе контрольных нормативов. Выявленные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Уровень прироста контрольных тестов физической подготовленности курсантов и слушателей женского пола после эксперимента_

-—Группы Параметры ' ЭГ 1 (девушки 3-го года обучения) Ра ЭГ 2 (девушки 4-го года обучения) Ра

х±ш А, % х±ш А, %

Бег 1000 метров (сек) 270,22±2,6 6,9 <0,05 265,32±3,6 10,1 <0,05

Бег 400 метров (сек) 85±2,6 13,2 <0,01 83±2,6 15,3 <0,05

Бег 100 метров (сек) 16,9±0,14 1,5 >0,05 16,7±0,14 6,1 <0,05

Бег челночный 4*20 метров (сек) 19,0±0,24 1,04 >0,05 19,0±0,32 3,06 <0,05

Бег челночный 10*10 метров (сек) 30,0±0,54 1,6 >0,05 30,0±0,45 4,7 <0,05

Полоса препятствий городского типа (сек) 67±1,7 4,2 <0,05 66±1,7 8,3 <0,05

Специализированная полоса препятствий (сек) 59±1,7 10,6 <0,05 60±2,8 10,4 <0,05

Силовое комплексное упражнение (к-во повт.) 30±3 33,3 <0,01 31±3 35,4 <0,01

Наклоны вперед из положения лежа на спине (к-во повт.) 28±2 28,5 7 <0,01 29±1 20,68 <0,01

Сгибание разгибание рук в упоре лежа (к-во повт.) 8±1 37,5 <0,01 10±1 40 <0,01

Обозначения: ЭГ - экспериментальная группа; Ра достоверность различий; А - прирост

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом статистическая обработка полученных после эксперимента позволяет выявить, что на уровне значимости а=0,01 в первой экспериментальной группе достоверно изменились результаты в трех контрольных тестах: силовое комплексное упражнение, наклоны вперед из положения лежа на спине, сгибание разгибание рук в упоре лежа. В среднем прирост в силовом комплексном упражнении составил 33,3%, на 28,57% улучшились показатели наклонов вперед из положения лежа на спине, результат в сгибании разгибании рук в упоре лежа у девушек улучшился на 37,5%. На уровне значимости а=0,05 достоверно изменились результаты следующих тестов: бег 1000 м, бег 400 м, бег 100 м, полоса препятствий городского типа, специализированная полоса препятствий. Наибольший прирост девушки показали в беге на 400 м, что составило 13,2%. Во второй экспериментальной группе, в которую вошли курсанты и слушатели женского пола 4-го года обучения на уровне значимости а=0,01 достоверно изменились результаты следующих контрольных тестов: силовое комплексное упражнение, наклоны вперед из положения лежа на спине, сгибание разгибание рук в упоре лежа. Наибольший прирост 40% наблюдается в сгибании разгибании рук в упоре лежа. На уровне значимости а = 0,05 достоверно изменились результаты следующих тестов: бег 1000 м, бег 400 м, бег 100 м, бег челночный 4*20 м, 10*10 м, полоса препятствий городского типа, специализированная полоса препятствий.

Вышеизложенное свидетельствует о эффективности разработанной методики самостоятельной физической подготовки курсантов и слушателей женского пола 3-го и 4-го годов обучения Волгоградской академии МВД России. Важнейшим фактором является не только положительная динамика результативности, но и тот факт, что физическая подготовленность повышает и общий уровень здоровья курсантов и слушателей, что в дальнейшем будет способствовать наиболее эффективному решению оперативно-служебных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ложкина, Н.П. Самостоятельная физическая подготовка курсантов / Н.П. Ложкина, О.П. Ложкина // Молодой ученый. - 2015. - № 12. - С. 838-841.

2. Овчинников, В.А Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудников ОВД России / В.А Овчинников, Р.Г. Логинов, В.В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 133-136.

3. Технология самостоятельной физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России : учебное пособие / О.С. Панова, В.А. Овчинников, Д.Г. Овечкин, В.В. Крючков ; Волгоградской акад. МВД России. - Волгоград : [б.и.], 2018. - 92 с.

REFERENCES

1. Lozhkina, N.P. and Lozhkina. O.P. (2015), "Independent physical training of students", Young scientist, No. 12, pp. 838-841.

2. Ovchinnikov, V.A. Loginov, R.G. and Kryuchkov, V.V. (2014), "Theoretical aspects of the formation of motor skills in the staff of ATS Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 2 (29), pp. 133-136.

3. Panova, O.S., Ovchinnikov, V.A., Ovechkin, D.G. and Kryuchkov, V.V. (2018) Technology of independent physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, VA Ministry of internal Affairs of Russia, Volgograd.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.05.2018

УДК 796.077.5

«ЖИВОЕ МЫШЛЕНИЕ» И ХАРАКТЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Павловна Грибкова, кандидат психологических наук, профессор, Анна Владимировна Пегова, кандидат педагогических наук, Катрина Арагорновна Радонегова, аспирант, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ), г. Смоленск

Аннотация

Данная работа ставит своей целью выявление путей решения проблем профессиональной подготовки будущих специалистов по физическому воспитанию. Одной из таких проблем является традиционная практика формирования жёстких профессиональных представлений, исторически сложившаяся в русле идей регламентации и стандартизации образования. Современная эпоха задаёт иные требования, в частности, необходимость образования на протяжении всей жизни, что также предполагает развитие и преобразование имеющихся мировоззренческих и профессиональных представлений у человека. Перспективным является подход, при котором в процессе профессиональной подготовки специалистов по физическому воспитанию делается акцент на пробуждение и культивирование способности «живого мышления». Эффективность данного подхода была подтверждена в ходе исследования процесса преобразования представлений у студентов вуза физической культуры относительно проблемы зависимостей.

Ключевые слова: профессиональные представления; «живое мышление»; физическая культура; спорт; студенты.

"LIVING THINKING" AND THE NATURE OF PROFESSIONAL PERCEPTIONS OF

UNIVERSITY STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ludmila Pavlovna Gribkova, the candidate of psychological sciences, professor, Anna Vladimirovna Pegova, the candidate of pedagogical sciences, Katrina Aragornovna Radonegova, the postgraduate student, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk

Annotation

This article aims at identifying the ways to solve the problems of the professional training of the future specialists in physical education. One of such problems is the traditional practice of formation of rigid professional representations, historically developed in line with the ideas of the regulation and standardization of the education. The modern era sets different requirements, in particular, the need for lifelong education, which also involves the development and transformation of the existing worldview and professional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.