Научная статья на тему 'Развитие профессиональной культуры общения будущего учителя начальных классов как педагогическая проблема'

Развитие профессиональной культуры общения будущего учителя начальных классов как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL CULTURE OF COMMUNICATION / STUDENTS / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомеддибирова З.А., Сельмурзаева М.Р.

Развитие у студентов будущих учителей начальных классов профессиональной культуры общения является крайне актуальной задачей. Как отмечают авторы, формирование речевой культуры у студентов, обучающихся в республиканских вузах, может осложняться недостаточным знанием русского языка. Тем самым каждый преподаватель предметник должен вносить свой вклад в этот процесс и действовать согласованно со всем профессорско-педагогическим составом. На практике это происходит не всегда. Для развития коммуникативных способностей и навыков общения студенты должны быть вовлечены в процесс речевого общения, способствующий развитию культуры речи, что можно реализовать при помощи разноплановых форм и методов работы на всех проводимых занятиях в процессе изучения каждой дисциплины учебного плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMMUNICATION CULTURE OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER AS PEDAGOGICAL PROBLEM

The development of the culture of communication among students, who take studies to become future teachers of primary classes, is an extremely urgent task. According to the authors, the formation of speech culture among students studying in national universities may be complicated by insufficient knowledge of the Russian language. Thus, each teacher subject teacher needs to make its wild this process and to act in concert with all the professorial teaching staff. In practice, this is not always the case. For the development of communicative abilities and communication skills, students should be involved into the process of speech communication, contributing to the development of the culture of speech, which can be implemented with the help of diverse forms and methods of work in all classes in the process of studying each discipline of the curriculum.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной культуры общения будущего учителя начальных классов как педагогическая проблема»

УДК 371

Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: patimat-shahbanova@mail.ru

Selmurzaeva M.R., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: uma-sh@mail.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMMUNICATION CULTURE OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER AS PEDAGOGICAL PROBLEM. The development of the culture of communication among students, who take studies to become future teachers of primary classes, is an extremely urgent task. According to the authors, the formation of speech culture among students studying in national universities may be complicated by insufficient knowledge of the Russian language. Thus, each teacher - subject teacher needs to make its wild this process and to act in concert with all the professorial - teaching staff. In practice, this is not always the case. For the development of communicative abilities and communication skills, students should be involved into the process of speech communication, contributing to the development of the culture of speech, which can be implemented with the help of diverse forms and methods of work in all classes in the process of studying each discipline of the curriculum.

Key words: professional culture of communication, students, future primary school teachers.

З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,

Е-mail: uma-sh@mail.ru

М.Р. Сельмурзаева, аспирант каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,

Е-mail: uma-sh@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Развитие у студентов - будущих учителей начальных классов профессиональной культуры общения является крайне актуальной задачей. Как отмечают авторы, формирование речевой культуры у студентов, обучающихся в республиканских вузах, может осложняться недостаточным знанием русского языка. Тем самым каждый преподаватель - предметник должен вносить свой вклад в этот процесс и действовать согласованно со всем профессорско-педагогическим составом. На практике это происходит не всегда. Для развития коммуникативных способностей и навыков общения студенты должны быть вовлечены в процесс речевого общения, способствующий развитию культуры речи, что можно реализовать при помощи разноплановых форм и методов работы на всех проводимых занятиях в процессе изучения каждой дисциплины учебного плана.

Ключевые слова: профессиональная культура общения, студенты, будущие учителя начальных классов.

Внедрение новшеств в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы требует теоретической, практической и личностной готовности педагога к их реализации. Причем необходимо подготовить к этому не только уже работающих учителей, но и будущих педагогов, являющихся на сегодняшний день студентами. Эффективное и устойчивое функционирование системы образования в решающей степени зависит от уровня профессиональной подготовки и развития личности будущего педагога, от его нравственных предпочтений и ориентации в сфере педагогического общения, выбора методов обучения. В связи с этим одной из первых задач педагогического вуза является развитие у студентов - будущих учителей начальных классов профессиональной культуры общения.

Поиском оптимальных путей и способов развития у студентов педагогических вузов профессиональной культуры общения занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты. Вместе с тем отсутствуют исследования, посвященные проблеме формирования профессиональной культуры общения у студентов - будущих учителей начальной национальной школы.

Анализ состояния практики показал, что преподаватели вуза недостаточное внимание уделяют вопросам развития профессиональной культуры общения у будущих учителей начальных классов, ссылаясь на отсутствие соответствующих методических материалов. Поэтому на сегодняшний день проблема формирования профессиональной культуры педагогического общения и ее развитие у студентов - будущих учителей начальных классов как никогда актуальна.

Проблема профессионально-педагогической подготовки будущих учителей имеет давнюю историю. Ещё В.А. Сухомлинский подчеркивал, что каждый учитель, независимо от того, какой предмет преподает, должен быть словесником и при этом отметил, что «важнейшим педагогическим инструментом педагога является речь, её ничем не заменишь» [1].

В отдельных исследованиях [2; 3; 4; 5; 6] посвященных проблемам формирования профессиональных качеств будущих учителей, подчеркивается важность развития речевой культуры студентов.

В исследовании, посвящённом рассматриваемой проблеме, Д.А. Зуева считает культуру общения у будущих учителей как профессионально важное качество. Ею выявлены некоторые педагогические условия, соблюдение которых могло бы поспособствовать эффективному развитию культуры речи у студентов педагогических вузов.

Становление и развитие культуры педагогического общения студентов находятся в прямой зависимости от стиля взаимоотношений: «преподаватель - студент», «студент - студент», «академическая группа - студент», а также от наличия у них педагогического образца и первоначального опыта практических отношений в сфере избранной профессии. Личность учителя есть целостное образование, а своеобразие как субъекта, осуществляющего педагогическое общение, выражается в личных качествах характера, педагогических умениях, обусловленных специфическими особенностями профессиональной деятельности.

Владение хорошей культурой общения является вдвойне важным для будущего учителя, который пойдет работать в национальную школу, так как речь учителя в национальной школе является образцом для учащихся.

Необходимо отметить, что в педагогические направления вузов поступают по результатам ЕГЭ, и устный вступительный экзамен отсутствует, среди контингента немало студентов, у которых культура речи не на должном уровне. И вузу приходится готовить будущих учителей из такого контингента.

Недостаточный уровень владения русским языком выпускников школ Чеченской Республики затрудняет изучение некоторых дисциплин в вузе, поэтому в учебном процессе необходимо создавать такие педагогические условия, которые вместе с развитием предметных компетенций могут формировать общекультурные (способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4)), общепрофессиональные (владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5)), и профессиональные компетенции (способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2)).

В решении проблем по развитию культуры общения студентов педагогического вуза свой вклад могли бы внести преподаватели вуза, если изначально они согласовали бы свои педагогические задачи, совместно урегулировав способы их достижения и специфические средства воздействия на речь будущих учителей. Однако наши наблюдения показали, что в вузе такое взаимодействие преподавателей различных дисциплин отсутствует: каждый преподаватель ставит и решает задачи своих дисциплин.

Речевой подготовке, развитию и совершенствованию речевых способностей студентов не уделяется должного внимания. Также выявлено, что выпускники педагогического вуза недостаточно владеют речевой культурой общения и слабо подготовлены к обеспечению процесса речевого развития учащегося с учетом каждого возрастного этапа, не подготовлены к учёту особенностей предыдущего и последующего периодов в речевом развитии (дошкольное образование - начальное школьное - общее образование - организация профессионального образования).

С учётом выделенных выше проблем мы полагаем, что развитие культуры общения будущих учителей в процессе обучения может быть обеспечено при формировании мотивации у студентов к развитию культуры общения. При этом необходимо, чтобы студент сам сделал анализ и оценку собственной речи; для того, чтобы осмыслить собственный опыт, необходимо анализировать опыт других субъектов, участвующих в образовательном процессе, и соотносить его с собственным. Только тогда у будущего учителя возникает установка на самообразование в области культуры речи, будет обеспечено развитие речи студентов.

Для развития коммуникативных способностей и навыков общения студенты должны быть вовлечены в процесс речевого общения, способствующий развитию культуры речи на каждом занятии, что можно реализовать при помощи различных заданий, в процессе выполнения которых студент учится выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно строить свой ответ, а также увеличивает словарный запас и т. д.

Важнейшей составляющей методики развития речи будущих учителей является систематическое включение в структуру занятий диалоговых форм взаимодействия. Это позволяет стимулировать не только речевые, но и когнитивные навыки. Диалог предполагает не только взаимодействие преподавателя со всеми студентами, но и дискуссию студентов друг с другом. Немаловажную роль в развитии речевой культуры будущего учителя, на наш взгляд, играет деятельность, близкая к условиям школы. В системе университетского образования такой деятельностью является прежде всего педагогическая практика. Постоянное общение студентов с учащимися в процессе практики определяет

Библиографический список

их отношение к педагогической деятельности, придает социальную значимость приобретенным знаниям и умениям и культуре педагогического общения. Культура педагогического общения является профессионально значимым качеством личности учителя, это эвристическая, личностная форма реализации педагогического отношения, направленная на оптимально полное и правильное решение задач, выдвигаемых перед учителем обществом по воспитанию и обучению подрастающего поколения. По нашему мнению, необходимо более эффективно использовать возможности всех видов практик с целью развития у студентов культуры педагогического общения.

При формировании культуры общения будущих учителей в процессе их подготовки целесообразно использовать контекстное обучение, теория которого представлена в работах А.Л. Вербицкого [2] и является ярким примером реализации дея-тельностного подхода применительно к профессиональному образованию. При контекстном обучении осуществляется переход от традиционных форм и методов организации учебного процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым видам обучения. При этом создается активная обучающая среда в процессе обучения дисциплинам в вузе, что обеспечивает развитие познавательных мотивов, интереса к будущей профессиональной деятельности, вследствие чего развивается речевое общение будущего учителя.

В целях развития культуры общения будущего учителя, контекстный подход можно реализовать на лекциях, практических, семинарских и лабораторных занятиях с использованием сконструированных задач-кейсов, которые задают контекст будущей педагогической деятельности. Данные задачи обеспечат формирование языковых, коммуникативных, профессиональных, риторических, этических норм и направлены па выявление речевых ошибок. Использование подобных занятий также будет способствовать воспитанию необходимых предметно-профессиональных качеств личности будущего учителя. На занятиях можно использовать сконструированные кейс-задачи на развитие коммуникативной компетентности студентов, а именно, их профессиональной речи, учитывая то, что развитие устной и письменной речи осуществляется только в процессе понимания ими соответствующего материала. В то же время понимание становится возможным лишь на определенной речевой основе. Под кейс-задачей мы понимаем задачи, требующие от обучающегося умения использовать полученные знания для решения жизненных ситуаций. Будущий учитель должен уметь излагать свои мысли связно и грамотно, иметь высокую профессиональную культуру речи, что является одним из условий успешности формирования коммуникативной компетенции учащихся.

1. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Ижевск, 1981.

2. Вербицкий А.А. Педагогические технологии контекстного обучения. Москва, 2010.

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект. Москва, 2009.

5. Магомеддибирова З.А., Шамхалов Р.И. Модель подготовки будущего учителя начальных классов сельской школы. Мир науки, культуры и образования.. 2017; 4 (65): 84 - 86.

6. Мартинович Н.П. Методика формирования профессиональных качеств устной речи учителя начальных классов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1986.

7. Магомеддибирова З.А. Философский аспект сущности понятия преемственности. Наука и школа. 2004; 1: 20.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования («Педагогическое образование»). Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2010 г., 16277.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобразования и науки РФ от 6 октября 2009 г., № 373.

References

1. Suhomlinskij V.A. Sto sovetov uchitelyu. Izhevsk, 1981.

2. Verbickij A.A. Pedagogicheskie tehnologiikontekstnogo obucheniya. Moskva, 2010.

3. Koncepciya federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov obschego obrazovaniya: proekt. Moskva, 2009.

5. Magomeddibirova Z.A., Shamhalov R.I. Model' podgotovki buduschego uchitelya nachal'nyh klassov sel'skoj shkoly. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya.. 2017; 4 (65): 84 - 86.

6. Martinovich N.P. Metodika formirovaniya professional'nyh kachestv ustnoj rechi uchitelya nachal'nyh klassov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1986.

7. Magomeddibirova Z.A. Filosofskij aspekt suschnosti ponyatiya preemstvennosti. Nauka i shkola. 2004; 1: 20.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya («Pedagogicheskoe obrazovanie»). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 dekabrya 2010 g., 16277.

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 g., № 373.

Статья поступила в редакцию 15.09.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.