Научная статья на тему 'Результаты эксперимента по формированию у младших школьников коммуникативных учебных действий'

Результаты эксперимента по формированию у младших школьников коммуникативных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMUNICATIVE / UNIVERSAL ACTIONS / RESULTS OF EXPERIMENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SYSTEM OF TECHNIQUES / DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльсиева М., Магомеддибирова З.А.

В статье изложен результаты всех этапов эксперимента по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий. Формирующий этап эксперимента проводился, используя групповую, в частности, парную форму работы учащихся вторых классов. На этом этапе реализовались педагогические условия и проходила апробация системы методик, направленных на формирование КУД как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Авторы приходят к выводу о том, что продуманная систематическая работа, проводимая в групповой (парной) форме способствовала повышению уровня развития КУД у второклассников. Они с желанием вступают в контакт друг с другом не только по личным вопросам, но в большей части по учебе начинают, осознавать и контролировать процесс собственной учебной деятельности, участвовать в ее организации, управлении, контроле и корректировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльсиева М., Магомеддибирова З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE EXPERIMENT ON FORMATION COMMUNICATIVE LEARNING ACTIVITIES IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article presents results of all stages of the experiment on forming communicative universal activities (CUA) in younger schoolchildren. The forming stage of the experiment is carried out using a group, in particular, a pair form of work of second-grade students. At this stage, pedagogical conditions are realized and the system of techniques aimed at the formation of CUA both in the classroom and in extracurricular activities is tested. The authors conclude that a well-thought-out systematic work carried out in a group (pair) form contributed to an increase in the level of development of CUA in second-graders. They want to come into contact with each other not only on personal matters, but mostly on learning begin to understand and control the process of their own learning activities, participate in its organization, management, control and adjustment.

Текст научной работы на тему «Результаты эксперимента по формированию у младших школьников коммуникативных учебных действий»

вень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе.

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины, играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи [3].

В каком-то смысле все педагогические технологии являются информационными, поскольку учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Именно эти технологии по праву относят к инновационным, хотя они и реализуются достаточно давно.

Согласно новой образовательной парадигме, независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.

Таким образом, информационные технологии обучения следует понимать как приложения информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности в ходе учебно-воспитательного процесса в университете.

Компьютерное обучение дает возможность решения широкого спектра дидактических задач за счет специальных ком-

Библиографический список

пьютерных обучающих программ, расширяет информационную базу обучения (электронные библиотеки, отечественные и зарубежные базы данных, Интернет), позволяет выбрать индивидуальный темп обучения (адаптированные компьютерные программы). Практика применения математических методов для решения задач все шире опирается на функциональные возможности программных математических пакетов, среди которых наиболее известными являются Derive, MathCad, Maple, MatLab, Matematica. Использование многофункционального программно-математического обеспечения не только усиливает реализацию прикладного аспекта математического образования, но и привносит в профессиональную подготовку специалистов новые возможности. С точки зрения математической компетентности специалиста важным становится понимание уникальных вариативных возможностей различных инструментов для реализации различных способов решения и различных форм получения результатов при решении математических задач: методы точные и приближенные, результаты символьные (аналитические), численные, графические.

Как известно, личность формируется и развивается, прежде всего, в активной форме совместной и индивидуальной деятельности. Отсюда главная функция предметов в вузе - обучение способам решения разных задач с ориентацией не только на систему знаний для формирования целостной картины мира, но и на систему профессиональных и учебных умений и навыков.

Можно добиться формирования высокого уровня математической компетентности студентов нематематических специальностей лишь в том случае, когда студент будет иметь чёткое представление о необходимости полученных знаний. Этого можно достичь, решая на занятиях математические задачи, связанные непосредственно с будущей профессиональной деятельностью, что является составной частью профессионально направленного обучения математике. Под профессиональной направленностью обучения математике мы понимаем такое содержание учебного материала и организацию его усвоения в таких формах и видах деятельности, которые соответствуют системной логике построения курса математики и моделируют познавательные и практические задачи профессиональной деятельности будущего специалиста.

1. Бова Т.И. Задачи как средство формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе обучения математике. Омский научный вестник. 2007; 3 (60).

2. Матвейкина В.П. Модель формирования математической компетентности студентов университета. Вестник Оренбургского государственного университета. 2012; 2 (138): 115 - 120.

3. Табачкова М.Ю., Борискина И.П. Интерактивные методы обучения в математике. Интеграция образования. 2014; Т. 18, № 3 (76): 65 - 70.

References

1. Bova T.I. Zadachi kak sredstvo formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih inzhenerov v processe obucheniya matematike. Omskij nauchnyj vestnik. 2007; 3 (60).

2. Matvejkina V.P. Model' formirovaniya matematicheskoj kompetentnosti studentov universiteta. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; 2 (138): 115 - 120.

3. Tabachkova M.Yu., Boriskina I.P. Interaktivnye metody obucheniya v matematike. Integraciya obrazovaniya. 2014; T. 18, № 3 (76): 65 - 70.

Статья поступила в редакцию 11.04.18

УДК 371

Elsieva M., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: uma-sh@mail.ru

Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: uma-sh@mail.ru

THE RESULTS OF THE EXPERIMENT ON FORMATION COMMUNICATIVE LEARNING ACTIVITIES IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN. The article presents results of all stages of the experiment on forming communicative universal activities (CUA) in younger schoolchildren. The forming stage of the experiment is carried out using a group, in particular, a pair form of work of second-grade students. At this stage, pedagogical conditions are realized and the system of techniques aimed at the formation of CUA both in the classroom and in extracurricular activities is tested. The authors conclude that a well-thought-out systematic work carried out in a group (pair) form contributed to an increase in the level of development of CUA in second-graders. They want to come into contact with each other not only on personal matters, but mostly on learning begin to understand and control the process of their own learning activities, participate in its organization, management, control and adjustment.

Key words: communicative, universal actions, results of experiment, pedagogical conditions, system of techniques, diagnostics of development of communicative universal activities.

М. Эльсиева, аспирант каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,

E-mail: uma-sh@mail.ru

З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,

E-mail: uma-sh@mail.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье изложен результаты всех этапов эксперимента по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий. Формирующий этап эксперимента проводился, используя групповую, в частности, парную форму работы учащихся вторых классов. На этом этапе реализовались педагогические условия и проходила апробация системы методик, направленных на формирование КУД как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Авторы приходят к выводу о том, что продуманная систематическая работа, проводимая в групповой (парной) форме способствовала повышению уровня развития КУД у второклассников. Они с желанием вступают в контакт друг с другом не только по личным вопросам, но в большей части по учебе начинают, осознавать и контролировать процесс собственной учебной деятельности, участвовать в ее организации, управлении, контроле и корректировке.

Ключевые слова: коммуникативные, универсальные действия, результаты эксперимента, педагогические условия, система методик, диагностика развития КУД.

В настоящее время российская система образования претерпела реформирование, направленное на обновление содержания и разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей стандартов второго поколения. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентируют на развитие важнейших социальных компетентностей школьников, в частности коммуникативных универсальных действий (КУД).

Поиском оптимальных путей и способов формирования коммуникативных учебных действий у школьников занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты. Вместе с тем отсутствуют исследования, посвященные проблеме формирования коммуникативных универсальных действий у младших школьников национальной школы. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл, поэтому одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивация достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

По данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера. Действительно, наблюдения за первоклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого.

На начальной ступени образования особое значение приобретает готовность школьников к обучению не только и не столько на основе знаний, умений, навыков сформированных в той или иной степени в дошкольных учреждениях или в семье, сколько на базе умений: излагать приобретенные знания, выслушать собеседника, учителя и т.д., которые являются коммуникативными универсальными учебными действиями.

Одной из особенностей чеченской начальной национальной школы является то, что сохранившая национальные устои современная семья воспитывает детей младшего школьного возраста согласно традициям, так что организация образовательного процесса именно с этими детьми усложняется необходимостью включения их в коллективную и групповую формы деятельности и развития.

В силу сказанного нами исследуется проблема формирования КУД у младших школьников чеченской национальной шко-

лы. Были проведены констатирующий и формирующий эксперименты. Так, в ходе констатирующего эксперимента мы выявили уровень сформированности коммуникативных универсальных действий у учащихся 2-А и 2-В классов. Большинство учащихся находились на среднем уровне сформированности данной группы действий.

Исследование проводилось в январе 2016 года с использованием следующих методов: беседа, анкетирование классного руководителя, диагностика уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий 2-х классов.

Для установления уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий нами использовалась диагностика «Что любит Мишка?».

Эта диагностика включает в себя текст и 5 заданий к нему: 3 тестовых задания и 2 - на поиск ответа в тексте.

Ответы детей были оценены по следующим критериям:

1. Способность самостоятельно принимать решения;

2. Умение аргументировать свою позицию;

3. Умение адекватно использовать свою речь.

Анализ анкетирования учащихся показал, что у 36% учащихся данного класса высокий уровень способности самостоятельно принимать решения, у 41% - средний, у 23% - низкий; у 23% учащихся высокий уровень умения аргументировать свою позицию, у 50% - средний, у 27% - низкий; у 23% учащихся высокий уровень умения адекватно использовать свою речь, у 68% - средний, у 9% - низкий.

Анкета для классных руководителей имела целью выявление используемых методов развития коммуникативных универсальных действий, поскольку данная деятельность не была отражена в школьной документации.

Анализ анкетирования показал, что классный руководитель считает коммуникативные универсальные действия одними из самых главных в обучении, так как учащиеся учатся совместно решать те или иные задачи. Самыми важными из них, по её мнению, являются умения работать в группе. Наиболее простой формой групповой работы является парная. Формирующий эксперимент мы начали с применения на уроках работы в парах.

В ходе формирующего эксперимента реализовывались следующие педагогические условия, выдвинутые в гипотезе:

1. Знакомство детей с правилами работы в группе;

2. Использование групповой рефлексии как итога работы в группе;

3. Поэтапное введение различных форм групповой работы на уроках и во внеклассной деятельности.

Учащиеся любого возраста часто ищут помощи у своих соседей по парте. Ориентируясь на данную особенность, учитель формирует определенные пары, когда рассаживает учеников в классе. Для более плодотворной работы чаще за одной партой сидят следующие пары: сильный-слабый, более активный-ме-нее активный, нуждающийся в поддержке-оказывающий поддержку и пр. Мы придерживались этого же подхода к созданию пар в классе.

Формирующий этап эксперимента заключался в апробации системы методик, направленных на формирование коммуникативных УД школьников. С целью формирования КУД осуществлялась целенаправленная работа при изучении всех

предметов и во внеурочной деятельности младших школьников. Строгая этапность деятельности привела к её полноценности, завершенности, что является одним из условий ее успешности.

Формируемые у младших школьников КУД позволили школьникам осознавать процесс собственной учебной деятельности, участвовать в ее организации, управлении, контроле и корректировке. Высокий уровень выполнения и переноса каждого действия развивал способность субъекта действовать самостоятельно, явился условием саморазвития личности.

Наши наблюдения показали, что действия самоорганизации и КУД взаимосвязаны, их целенаправленное формирование обеспечивает младшему школьнику скорейшее осознание процесса организации учебной деятельности и снижает возможность возникновения школьных трудностей в обучении.

Формирование коммуникативных универсальных действий осуществлялось в процессе самостоятельной работы школьников. Учащимся были предложены задания радиантного анализа текста, выполнения тестовых заданий, составление кроссвордов и др. Инструментарием к выполнению задания стали алгоритмы деятельности. Поскольку задания выполнялись в паре, группами, это создавало условия для формирования коммуникативных навыков, как-то: умение самостоятельно доносить свою мысль до других, давать развёрнутый ответ, аргументировать свою позицию и др.

Продуманная систематическая деятельность, проводимая в групповой форме, по нашему мнению, способствовала повышению уровня развития коммуникативных универсальных действий второклассников. Чтобы проверить результаты формирующего эксперимента, был проведен завершающий этап исследования - контрольный эксперимент.

На этом этапе эксперимента мы составили оперативный контрольный микросрез развития КУД школьников. Результаты отражены в таблице.

Библиографический список

Таблица 1

Диагностика уровня сформированности KXQ учащихся 2-х классов

1<ласс ^ммуникативные универсальные действия

^нстат. этап (%) ^нтроль. этап (%)

2-A 17,2 19,4

2-B 17,1 17,8

Динамика показателей в опытном 2-А классе и отсутствие таковой в контрольном 2-В хорошо демонстрирует разницу в развитии КУД.

По результатам проведенной работы можно сказать, что учащиеся стали активнее включаться в работу, второклассники с желанием вступают в контакт друг с другом не только по личным вопросам, но и по учебе. Они начинают контролировать процесс общения - направляют разговор в необходимую сторону, стараются задавать вопросы и доступно отвечать на них. Во время учебного процесса ученики 2А класса стали меньше отвлекаться в момент обсуждения задания. Результаты позволяют сделать вывод, что использование групповых форм работы благоприятно влияют на повышение уровня развития коммуникативных умений.

После качественной проверки и анализа работ учащихся для подтверждения правильности полученных результатов нами были применены количественные методы статистической обработки данных. Так, сравнение значений средних арифметических для экспериментального класса до формирующего эксперимента и после него указывает на рост уровня развития коммуникативных УД у второклассников.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что использование выделенных педагогических условий оказывает эффективное влияние на развитие коммуникативных УД младших школьников.

1. Абасов З.А. Проектирование и организация групповой работы учащихся на уроке. Наука и школа. 2016; № 6: 36 - 37.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер, 2016.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2010.

4. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. Псков: ПГПУ, 2015.

5. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. Москва: Педагогика, 2014.

6. Эльсиева М.С., Магомеддибирова З.А. К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Мир науки, культуры и образования. 2016; 6 (61): 136 - 138.

References

1. Abasov Z.A. Proektirovanie i organizaciya gruppovoj raboty uchaschihsya na uroke. Nauka ishkola. 2016; № 6: 36 - 37.

2. Bozhovich L.I. Lichnost'i ee formirovanie v detskom vozraste. Sankt-Peterburg: Piter, 2016.

3. Klyueva N.V., Kasatkina Yu.V. Uchim detej obscheniyu. Harakter, kommunikabel'nost': Populyarnoe posobie dlya roditelej i pedagogov. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 2010.

4. Mihajlova I.M. Formirovanie kommunikativnyh umenijmladshih shkol'nikovs ispol'zovaniem naglyadnosti. Pskov: PGPU, 2015.

5. Mudrik A.V. Obschenie kak faktor vospitaniya shkol'nikov. Moskva: Pedagogika, 2014.

6. 'El'sieva M.S., Magomeddibirova Z.A. K voprosu o formirovanii u mladshih shkol'nikov kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2016; 6 (61): 136 - 138.

Статья поступила в редакцию 28. 04.18

yflK 378.14.014.13

Yavoruk O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia),

E-mail: yavoruk@gmail.com

Selensky V.I., Cand. of Sciences (Physics), Head of Department, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia),

E-mail: yavoruk@gmail.com

Orlov A.V., Cand. of Sciences (Physics), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia),

E-mail: yavoruk@gmail.com

DISCIPLINE OF PHYSICS AND THE GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF BACHELORS FOR TECHNICAL SPHERES. The article deals with starting points for the inclusion of the physics university course into the curricula for teaching bachelors of technical directions. It assesses short-term and long-term perspectives for profiling with the following consequences of reduction and dissolution of physics in a special discipline, clarifies the role and fundamental importance of the competence pedagogical paradigm in this ambiguous and multifaceted process. The radical opposition to this point of view implies a further sustainable development of the physics course, with a proportionate increase of the attention to the implementation of professionally significant interdisciplinary relationships based on balancing in the framework of the well-known opposition to the narrow professionalism and broad universalism.

Key words: physics teaching, bachelors training, university physics course, trends in physical education, curriculum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.