Научная статья на тему 'Формирование гражданственности детей-сирот средствами музейной педагогики'

Формирование гражданственности детей-сирот средствами музейной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSEUM PEDAGOGY / ORPHAN CHILDREN / CIVIC EDUCATION / CITIZENSHIP ATTITUDES / MUSEUM ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Ирина Александровна

В статье описаны трудности социализации детей-сирот, рассмотрены общие аспекты гражданского воспитания и гражданственности, охарактеризованы функции и возможности музея в гражданском воспитании детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Citizenship Attitudes of Orphan Children by Means of Museum Pedagogy

The article describes the difficulties of socialization of orphan children, the general aspects of civic education and raising citizenship attitudes; the functions and the potential of the museum in civic education of orphan children are characterized.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданственности детей-сирот средствами музейной педагогики»

4. GATO. Otchet o sostojanii tserkovnyh shkol Tverskoj eparhii v 1912/13 uchebnom godu. Tver': Gu-bemskaja tipografija, 1913. 114 s.

5. GATO. Otchet o sostojanii tserkovnyh shkol Tverskoj eparhii za 1906/07 uchebnyj god. Tver': Tipografija gubernskogo pravlenija, 1907. 33 s.

6. GATO. Otchet Tverskogo eparhial'nogo nabljudatelja o sostojanii tserkovnyh shkol Tverskoj eparhii v 1913/14 uchebnom godu. Tver': Gubernskaja tipografija, 1915. 116 s.

7. GATO. Tserkovno-shkol'noe delo v Tverskoj eparhii za 1914/15 uchebnyj god // Tverskie eparhial'nye vedomosti. Tver', 17 oktjabrja 1916. № 42. Chast' neof. God 40. S. 415-426.

8. Programmy dlja tserkovno-prihodskih shkol 1911 goda. SPb.: Sinodal'naja tipografija, 1911. 114 s.

И. А. Макеева

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье описаны трудности социализации детей-сирот, рассмотрены общие аспекты гражданского воспитания и гражданственности, охарактеризованы функции и возможности музея в гражданском воспитании детей-сирот.

Ключевые слова: музейная педагогика, дети-сироты, социализация, музейная деятельность.

I. Makeeva

Development of Citizenship Attitudes of Orphan Children by Means of Museum Pedagogy

The article describes the difficulties of socialization of orphan children, the general aspects of civic education and raising citizenship attitudes; the functions and the potential of the museum in civic education of orphan children are characterized.

Keywords: museum pedagogy, orphan children, civic education, citizenship attitudes, museum activities.

На современном этапе развития нашей страны, в условиях построения правового государства и становления гражданского общества возрастает актуальность осуществления гражданского воспитания подрастающего поколения. Демократическому государству необходимы разносторонне образованные, нравственно и социально ответственные граждане, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, готовые к сотрудничеству и к межкультурному взаимодействию, обладающие гражданскими качествами, чувством ответственности за судьбу страны, способные участвовать в развитии

ее экономической, политической и культурно-духовной сфер.

Сложность современного периода в развитии нашего общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота, личности социально активной и ответственной.

Данная проблема приобретает особую значимость, когда речь идет о социализации детей-сирот, имеющих негативный соци-

альный опыт, обладающих специфическим медико-психологическим статусом, что существенно отличает их от сверстников. Характерным результатом негативных влияний является высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к жизни.

Трудности гражданской идентификации детей-сирот обусловлены следующими факторами:

- формирование иждивенческой позиции, непонимание материальной стороны жизни, необходимость в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, сиюминутные удовольствия);

- проблемы в развитии волевой сферы, которые проявляются в отсутствии умения делать самостоятельный выбор, преодолевать трудности, нести ответственность за собственные поступки, противостоять негативным явлениям действительности;

- этическая, нравственная неразборчивость в достижении поставленных целей, недостаточное понимание или непринятие моральных норм, правил и ограничений;

- трудности в общении, особенно там, где предполагается свободное, нерегламен-тированное, произвольное поведение;

- перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения без достаточного противовеса положительных ценностей, социально приемлемых возможностей и образцов успеха, которые в полном объеме не формируются в детском доме;

- снижение пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия;

- дезадаптивное поведение, которое выражается, прежде всего, в синдроме тревожного ожидания, в страхах, в неуверенности, в систематических неуспехах в обучении, что приводит к конфликтности, к преобладанию защитных средств поведения в конфликтных ситуациях;

- склонность к аддиктивному (самораз-рушающему) поведению (злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ);

- низкие показатели здоровья.

Критериями преодоления этих трудностей могут быть: во-первых, социальная адаптированность, подразумевающая готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме, т. е. способность адаптироваться к существующей системе отношений; владение соответствующим социально-ролевым поведением и умение не только мобилизовать свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка; во-вторых, автономность — сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей, устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям; в-третьих, социальная активность — способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности, активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, способность к саморазвитию и самореализации в трудных жизненных ситуациях [2].

Основная цель гражданского воспитания

— воспитание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства. Это определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества.

В структуре гражданского воспитания выделяют нравственный, правовой, политический аспекты.

Нравственный аспект представлен нравственной культурой, которая в структуре гражданской культуры является основополагающей, выступает тем моральным стержнем, который находит выражение в гражданственности — в интегративном качестве личности, позволяющем ей социально, юридически и политически ощущать себя дееспособным гражданином своей страны, ответственным за то, что в ней происходит. Правовой аспект гражданского воспитания представлен правовой культурой, содержание которой составляют правовые знания, понимание и принятие права, действия в соответствии с ним. Политическая культура как выражение политического аспекта гражданского воспитания отражает взаимосвязь политической культуры и политической системы: чем выше уровень политической культуры граждан страны, тем максимально эффективнее приближение к гражданскому обществу [5].

Процесс гражданского воспитания включает в себя: формирование системы определенных представлений и понятий; формирование позитивного эмоционального отношения; формирование гражданского поведения.

Гражданское воспитание рассматривается как сложный длительный процесс, который охватывает основные этапы становления личности: от формирования общих представлений о Родине у дошкольников и младших школьников до поиска гражданских идеалов и ценностей, накопления опыта позитивного гражданского поведения у подростков и далее к становлению гражданского мировоззрения в юношеском возрасте.

Основная задача гражданского воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, в формировании ценностного отношения к Родине, к ее культурноисторическому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конститу-

ции, к государственной символике, к родному языку, к народным традициям, к истории, к культуре, к природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Главным результатом гражданского воспитания является развитие нравственной и гражданской ответственности личности, готовности к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию, формирование гражданственности.

Гражданственность понимается как политическое, социально-психологическое, нравственное качество субъекта, характеризующееся зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастности к субъектам своей Родины и ее народа, осознанием себя полноправным гражданином своей страны [10, с. 37].

Гражданственность можно охарактеризовать как нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны [8].

Анализируя понятие гражданственности, следует выделить ряд аспектов: мировоззренческий (знания, убеждения, ценностные ориентации и др.); поведенческий (нормы, направленность, установки, поступки и др.); оценочный (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиля мышления; познавательные оценки и их характер, содержание, степень истины, логика доказательства и др.); культурный (культура чувств, отношений, поведения, формы; содержание и характер самодеятельного творчества и др.) [4, с. 4].

Гражданственность имеет многосложную форму существования и может предполагать: осознание ценности гражданских прав и обязанностей как отражающих интересы личности и гражданского общества; нали-

чие сформированных гражданских отношений личности; направленность на реализацию гражданских прав и выполнение обязанностей гражданина; рефлексию, самосознание личностью своей гражданской позиции [1] .

Междисциплинарный, теоретический анализ подходов к содержанию и толкованию понятия гражданственности и его сущности показывает, что гражданственность субъекта соотносится с его правовым положением и характеризуется широким спектром личностных характеристик, что позволяет рассматривать гражданственность как совокупность качеств личности, синтезирующих: моральную и правовую составляющие; явления культуры и духовного мира личности; особое свойство социально-активной, самодостаточной личности, предопределяющееся характером, содержанием исторического, цивилизационного, социокультурного развития.

Сущность гражданственности проявляется в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед обществом и народом; в умении реализовывать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан; в способности к диалогу с властными структурами, с другими гражданами и их объединениями; в понимании юридических и моральных обязанностей перед обществом и государством; в критическом отношении к действительности и в социальной ответственности. Истинная гражданственность человека проявляется в его поступках, делах, отношениях, убеждениях, духовных потребностях.

Гражданственность можно определить как сложное, интегративное, междисциплинарное, социокультурно обусловленное, развивающееся личностное качество, в основе которого и механизмом которого является определенная система отношений к государству, к обществу, к другим людям, к себе как гражданину, к гражданским правам и обязанностям, а также направленность как

совокупность доминирующих гражданских отношений с соответствующей этим отношениям избирательной активностью, выступающей как психологический механизм реализации [7].

Интегративность, многоаспектность, комплексность, сложность понятия «гражданственность» обусловливает необходимость вычленения в ее структуре определенных компонентов (элементов). И. М. Дуранов выделил в гражданственности такие составные компоненты, как: нравственно-

правовое сознание; активную общественнополезную деятельность; личностные качества (целеустремленность, самостоятельность, организованность, трудолюбие); социальные чувства (патриотизм, интернационализм, национальные чувства и др.) [6].

А. Г. Голев к основным элементам гражданственности относит: гармоничное сочетание патриотических чувств, интернациональную, нравственную и правовую культуру, указывая на то, что гражданственность выражается в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе личности и одновременно в ее дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам, к государственной власти, в адекватном использовании прав и выполнении обязанностей, определенных Конституцией страны

[3].

По мнению Л. А. Доржиевой, гражданственность можно представить как определенную систему единства общего и составляющих элементов, которые можно подразделить на определенные группы качеств: нравственные (добро, милосердие, справедливость, честность); деловые (самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, активность); правовые (обязанность, право, законопослушность); чисто гражданские и патриотические (любовь к родине, гордость за нее, уважение к национальным символам, к государственной власти, к народам других национальностей и других стран).

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что гражданственность является интегративным качеством личности, которое проявляется в политико-правовой сфере на различных уровнях бытия общества и государства, характеризуется мотивацией общественно-полезной деятельности; знаниями этическими, мировоззренческими, нравственно-правовыми, культуроведчески-ми; поведением (гражданская активность, дисциплинированность, ответственность, сплоченность); гражданскими чувствами, включая национальные и интернациональные чувства, патриотизм, чувство собственного достоинства и др.

Воспитание гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека. Значительный вклад в формирование гражданственности могут внести музеи как социально-культурные учреждения, сохраняющие и транслирующие социальные, политические, исторические и другие ценности национальной культуры.

Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, социально-педагогическая функция которых как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев. Идейной основой развития музейного дела стало французское и немецкое просвещение, в контексте философских концепций которого возникла и развивалась социокультурная направленность музея, являвшегося центром популяризации культуры и возможным средством решения задач эстетического воспитания и образования.

В комплексе взаимосвязанных и взаимообусловленных функций музея, направлен-

ных на воздействие на человека, первоначальной и базовой для других является образовательно-воспитательная функция, которая, в отличие от условий образовательного учреждения, заключается в нетради-ционности решения дидактических задач, обладает значительными возможностями наглядности. Следует отметить, что музейное образование в сравнении со школьным в меньшей степени систематично и обширно, не является всеохватывающим. Однако музей может способствовать расширению кругозора, должен служить основой для формирования, корректировки мировоззренческой позиции.

К числу основных и определяющих относятся культуросохраняющая и культуросозидающая функции музеев. Сохранение и развитие культуры является непременным условием развития общества, и музеи, в силу своей специфики, призваны сберегать и пропагандировать природное, культурное, историческое наследие и тем самым способствовать культурному многообразию общества.

Ценностное восприятие природы и общества происходит на основе аксиологической функции музея. Памятники культуры, представленные в музее, способствуют формированию ценностных ориентаций, осознанию поликультурности окружающего мира и умению ориентироваться в культурном пространстве. Значимость реализации данной функции особенно возрастает в периоды переоценки прошлого опыта и смены культурных и нравственных ориентиров в обществе.

Функция социализации реализуется в нескольких аспектах. Обладая огромным социальным (историческим) капиталом, музей содействует социальному самоопределению, социальной адаптации, формированию социальной активности личности.

Выделение данных функций возможно при теоретическом анализе, в практической деятельности музея они неразрывно связа-

ны, взаимно проникают, обусловливают и дополняют друг друга.

Важнейшей категорией классификации музеев является профиль музея, подразумевающий специализацию собрания и деятельности музея, обусловленных его связью с конкретной наукой, техникой, производством, с различными видами искусства и культуры. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, технические и др. Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея [9].

Деятельность музея исторического профиля может быть посвящена какой-либо историко-краеведческой проблеме региона либо отдельному событию, также изучению истории учреждения.

Музей военно-патриотической направленности (боевой славы) способствует приобщению детей и подростков к событиям Великой Отечественной войны, знакомит с ветеранами, с героями Великой Отечественной войны, с тружениками тыла, с людьми, совершившими подвиг в мирное время; формирует осознание своей сопричастности с историей страны, с подвигами народа, осознание необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям войны, пожертвовавшим своей жизнью на благо будущих поколений.

Музеи этнографии и декоративно-прикладного искусства вводят детей и подростков в мир народной культуры, знакомят с народными обычаями, с традициями, ремеслами и промыслами своего региона, учат уважать человека труда, помогают выбрать ремесло по душе, способствуют дальнейшему профессиональному выбору воспитанников.

Музеи музыкального, литературного и иных подобных профилей знакомят с историей жизни и с творчеством музыкантов, писателей, художников, которые были вос-

питанниками детского дома или родились и жили в данной местности. Музеи такого рода способствуют привитию любви и уважения к прекрасному, к людям, его создающим; развивают творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и к их последующей реализации (на примере жизни и творчества известных людей).

Таким образом, музей содействует поддержанию связи поколений, которая необходима как для сохранения исторической памяти народа, так и для воспитания высоких нравственных качеств человека, чувства любви к родному краю, к Отечеству, для формирования гражданского самосознания подрастающего поколения.

В сложившейся социально-экономической, политической, социокультурной ситуации на первый план выдвигается консолидирующая роль музеев. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания детей-сирот в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея детского дома.

Участие детей в поисково-собирательной работе, в изучении и описании музейных предметов, в создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности воспитанники овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий — основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т. п. Кроме того, они постигают азы научноисследовательской деятельности: учатся вы-

бирать и формулировать темы исследования, проводить историографический анализ проблемы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В результате этого у детей-сирот формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим и т. п.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым и изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, дети и подростки получают более конкретные и образные представления об истории, культуре и природе своего города. Они учатся понимать, как история малой родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, в школе.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что получение знаний в музее неотделимо от усвоения определенных нравственных норм и ценностей, от решения мировоззренческих проблем, эмоциональных переживаний, от расширения предметного опыта. Музей располагает богатым социально-воспитательным потенциалом и позволяет осуществлять организованную по-

знавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность, создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания детей-сирот.

Следует отметить, что школьный музей (музей детского дома) может стать эффективным средством гражданского воспитания детей-сирот, поскольку он позволяет осуществлять деятельность по формированию ценностных ориентиров; восстанавливает преемственность в духовном развитии, в возрождении культурных, исторических традиций; способствует формированию уважительного отношения к нравственным понятиям прошлого, чувства ответственности за сохранение природных богатств, культуры родного края, чувства гордости за свое Отечество.

Таким образом, в образовательно-воспитательной деятельности музеев заложен большой педагогический потенциал: они способны эффективно воздействовать на формирование патриотических качеств, нравственности личности, поликультурного сознания, на воспитание личности, способной к самовоспитанию и саморазвитию. Одновременно это — важный вклад в обогащение духовной жизни, в рациональную организацию досуга и культурного отдыха, при этом задача музеев заключается не просто в пополнении исторических знаний, а в привитии навыков исторического мышления, формирования чувства гордости за свою страну, край, город. Следовательно, музей является местом, где воспитанник не только приобретает знания, но и воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает культурные, эстетические, нравственные ценности, то есть получает мировоззренческий и эмоциональный заряд.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов О. С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1991. 256 с.

2. Боровская И. К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И. К. Боровская и др. / Под ред. Т. В. Лисовской. Минск: НИО, 2007. 216 с.

3. Гражданский форум: от общественного мнения к общественному суждению: Методические рекомендации по использованию. Брянск, 2001. 59 с.

4. Гревцева Г. Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 26 с.

5. ДоржиеваЛ. А. Разработка проблемы гражданского воспитания учащихся в педагогике России и Российского Зарубежья в первой половине ХХ века: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2007. 22 с.

6. Дуранов И. М. Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Алма-Ата, 1992. 19 с.

7. Князев А. М. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 2008. 25 с.

8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 176 с.

9. Музееведение: История и историография. СПб.: СПбГАК, 1995. 34 с.

10. Политологический словарь / Под ред. В. Ф. Халипова. М.: Высшая школа, 1995. 192 с.

REFERENCES

1. Anisimov O. S. Novoe upravlencheskoe myshlenie: sushchnost' i puti formirovanija. M.: Ekonomika, 1991. 256 s.

2. Borovskaja I. K. Vospitanie i obuchenie detej v uslovijah domov-intematov: Posobie dlja pedagogov /

I. K. Borovskaja i dr. / Pod red. T. V. Lisovskoj. Minsk: NIO, 2007. 216 s.

3. Grazhdanskij forum: ot obshchestvennogo mnenija k obshchestvennomu suzhdeniju: metodicheskie rekomendatsii po ispol'zovaniju. Brjansk, 2001. 59 s.

4. Grevtseva G. Ja. Vospitanie grazhdanstvennosti u starsheklassnikov sredstvami obshchestvennyh dist-siplin: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Cheljabinsk, 1998. 26 s.

5. Dorzhieva L. A. Razrabotka problemy grazhdanskogo vospitanija uchashchihsja v pedagogike Rossii i Rossijskogo Zarubezhja v pervoj polovine XX veka: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chita, 2007. 22 s.

6. Duranov I. M. Pedagogicheskie uslovija formirovanija grazhdanskoj aktivnosti vo vneklassnoj de-jatel'nosti starsheklassnikov: Avtoref. diss. .kand. ped. nauk. Alma-Ata, 1992. 19 s.

7. Knjazev A. M. Akmeologo-pedagogicheskaja kontsepcija vospitanija grazhdanstvennosti v sisteme rossijskogo obrazovanija: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2008. 25 s.

8. Kodzhaspirova G M., Kodzhaspirov A. Ju. Pedagogicheskij slovar': dlja studentov vyssh. i sred.

ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij tsentr «Akademija», 2005. 176 s.

9. Muzeevedenie: Istorija i istoriografija. SPb.: SPbGAK, 1995. 34 s.

10. Politologicheskij slovar' / Pod red. V. F. Halipova. M.: Vysshaja shkola, 1995. 192 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е. М. Петрова

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Разработана и обоснована модель развития математической компетентности будущего специалиста технического профиля как важнейшая составляющая процесса формирования конкурентоспособного специалиста.

Ключевые слова: модель, структура модели, математическая компетентность.

E. Petrova

Model of the Development of Mathematical Competence of Pre-service Specialists in Technologies

In this article the model of the development of mathematical competence of the future specialists in technologies is regarded and substantiated, it is argued that this competence is a major component of a competitive specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.