Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов музейной деятельности в гражданском воспитании детей-сирот (из опыта работы)'

Использование интерактивных методов музейной деятельности в гражданском воспитании детей-сирот (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1717
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / МУЗЕЙ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ORPHAN CHILDREN / MUSEUM / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Ирина Александровна

Обобщен опыт детского дома по осуществлению гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики, определена специфика работы музея в условиях образовательного учреждения, охарактеризован потенциал интерактивных форм музейной деятельности в гражданском воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of interactive methods of museum activity in civil education of orphan children (from experience)

The urgency of civil education increases owing to its special importance for development of the identity of orphan children as the phenomenon integrating in intellectual, emotional and sensual, and activity spheres. The main objective of civil education consists in orientation of younger generation to values of domestic culture, formation of the value-oriented attitude to the Homeland, its cultural and historical past, in development of a moral and civil liability of the personality, readiness for self-development and moral self-improvement. High-grade socialization of orphan children is possible only under condition of priority of personal development of pupils, under condition of system changes in the organization of educational activity, promoting formation of independence, initiative, responsibility, civil competence of the personality, active living position of orphan pupils in the condition of creation of a uniform educational space. Now the role of the museums being an integral part of the system of social education, which represent a specific, integrating type of cultural institution combining various functions both scientific and social and pedagogical, cultural and educational considerably increases. Therefore, it is necessary to reconsider and define the possibilities of cultural institutions, in particular, a museum taking into account the variety of potential kinds of activity and the new museum technologies promoting new social roles acquisition by children and teenagers that enriches them with experience of informal communication developing cognitive interests, giving cultural values on the basis of a free choice of activity types and forms. Interactive forms of social and educational character influence the emotional sphere of the young, ability to cause various experiences connected with understanding of these or those phenomena; creativity and imagination development are the most acceptable activity types. Forms of implementation of programs of museum activity are diverse, differentiated, complex, including research, cognitive, creative, communicative and practical components. Conditionally they can be divided into theoretical (lectures, conversations, excursions, creative parties, meetings with interesting people, quizzes, etc.) and practical master classes. As the experience of museum and pedagogical activity shows, each of these forms has an interactive component that allows considering museum not only as an institution of social memory ''storage of antiquities'', a collection of subjects of old times, but also as a dynamic integration space participating in realization of an important task socialization of orphan pupils.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов музейной деятельности в гражданском воспитании детей-сирот (из опыта работы)»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 121-125

УДК 376.64

И.А. Макеева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Обобщен опыт детского дома по осуществлению гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики, определена специфика работы музея в условиях образовательного учреждения, охарактеризован потенциал интерактивных форм музейной деятельности в гражданском воспитании.

Ключевые слова: дети-сироты; музей; интерактивность.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательного совершенствования системы социального воспитания. Одной из центральных психолого-педагогических проблем на современном этапе является поиск новых технологий, направленных на обеспечение позитивной социализации детей-сирот, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так как, несмотря на нормативно-законодательную базу, обеспечивающую их социальною защиту, проблемы социализации этих детей сохраняются. Все вышесказанное позволяет говорить о том, что проблема социализации детей-сирот многоаспектна и сложна и требует научного осмысления, учета новых реалий, поиска эффективных инновационных моделей построения процесса гражданского воспитания.

Все большую актуальность приобретает такая сфера как культура, которая выступает в качестве основного стимула социальных нововведений, ей отводится определяющая роль в развитии системы воспитания и образования, в духовной самоидентификации личности. В этой связи можно рассматривать культуру в качестве эффективного фактора развития творческого начала человека, средства воспитания гражданственности [1], социальной активности личности и преодоления негативных жизненных выборов. В настоящее время значительно возрастает роль музеев, являющихся неотъемлемой частью системы социального воспитания, которые представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий в себе различные функции: научную, социально-педагогическую, культурно-просветительную [2]. Необходимо пересмотреть и определить возможности учреждений культуры, в частности музея, с учетом многообразия потенциальных видов деятельности и новых музейных технологий, способствующих освоению новых социальных ролей детьми и подростками, обогащающих опытом неформального общения, развивающего познавательные интересы, приобщающего к культурным ценностям на основе свободного выбора видов и форм деятельности.

Историко-теоретический анализ развития деятельности российских и зарубежных музеев подтверждает, что социально-воспитательные функции были изначально заложены в их многоплановой деятельности. В этой связи необходим системный анализ возможностей музея в гражданском воспитании. Музейная педагогика исследует специфические формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. При этом ее предметом являются проблемы, связанные

с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея на различные категории населения, а также с определением его места в системе учреждений образования и культуры [3]. В отечественной историографии сформировалась достаточно обширная база исследований проблем музейной педагогики и, в частности, педагогических аспектов деятельности музея, обращенной к детской аудитории.

Изучению образовательного, воспитательного потенциала педагогических и детских музеев посвящены работы А.В. Бакушинского, Н.Д. Бартрама, М.С. Страхова, Ф.И. Шмита, А.У. Зеленко, А.М. Разгона и др. [4-7].

Современное состояние музейно-педагогического направления деятельности музеев анализируется в работах Г.П. Бутикова, Е.Г. Вансловой, И.М. Коссовой,

A.К. Ломуновой, Н.Л. Лощилина, Б.А. Столярова, М.Ю. Юхневич [8-13].

Музей как социокультурный феномен и как форма существования культуры с позиции музейной коммуникации рассмотрены в работах З.А. Бонами, Ю.В. Зиновьевой, Л.С. Именновой, Л.А. Киреевой, С.В. Пшеничной [14-18].

Экспериментальная база педагогических инноваций в системе «музей - образование - личность» представлена работами Е.Г. Вансловой, М.Б. Гнедовского, И.Н. Микулан, Б.А. Столярова, Л.В. Шиловой [19, 20].

Несмотря на достаточно обширный круг исследований, посвященных проблеме гражданского воспитания детей и подростков, различным аспектам музейной педагогики, музейно-педагогической деятельности, остается практически не разработанным вопрос о потенциале музеев в осуществлении гражданского воспитания детей-сирот, организационно-педагогических условиях функционирования музея в детском доме, методических основаниях этой деятельности.

Воспитанники Вологодского детского дома имени

B. А. Гаврилина в подавляющем большинстве являются социальными сиротами (95%), которые воспитывались в социально неблагополучных семьях, где не имели образцов нравственного, социально одобряемого поведения, гражданской ответственности, позитивных способов формирования социального опыта. В связи с этим начиная с 2005 г. детский дом осуществляет реализацию инновационного проекта, цель которого заключается в создании системы работы по нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию детей-сирот через использование потенциала музейного комплекса детского дома с участием всех субъектов воспитательного процесса.

В настоящее время структуру музейного комплекса детского дома составляют музеи «Боевая слава», «История школы», «В. А. Гаврилин», «Д.Т. Тутунджан», «Этнография и декоративно-прикладное искусство», «Православная культура». В музейном комплексе детского дома представлены основные музейные профили - исторический, военно-патриотический, этнографии и декоративно-прикладного искусства, музыкальный, литературный. Безусловно, музеи и других профилей обладают значительным потенциалом в гражданском воспитании детей-сирот, однако учитывая специфику существования музея в условиях детского дома, следует отметить, что они могут соответствовать какому-либо профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.

Музеи детского дома осуществляют свою деятельность по всем основным направлениям: поисковособирательная, фондовая, экспозиционная работа, комплектование, научно-исследовательская деятельность, экскурсионная практика. Участие воспитанников в музейной деятельности: в поиске и обработке материалов (исследовательские экспедиции, создание картотеки учета и хранения документов, ведение электронного варианта инвентарной книги), научно-исследовательской деятельности (изучение поступивших материалов, написание докладов, рефератов, которые могут использоваться в учебной деятельности), создании экспозиций музея (оформление папок, альбомов, файлов, стендов, залов и экспозиций, проведение реставрационных работ предметов домашнего обихода для «Русской избы»), проведении тематических экскурсий для воспитанников, гостей, выпускников детского дома, воспитательных мероприятиях на базе музея, праздниках с использованием фондов музея, встречах с людьми - чрезвычайно благоприятно для включения механизма развития творческих сил, реализации нравственного потенциала, выявления дополнительных ресурсов личности, формирования разнообразных практических навыков - исследовательских, коммуникативных, организационных, трудовых и др.

По мнению Ю. Г. Дерябиной, сущность социальнокультурной деятельности музеев определяется взаимодействием природной и культурно-исторической среды с современной социокультурной практикой и представляет собой совокупность целенаправленных, планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурноценностные и социально значимые формы, в процессе чего происходит общественно-государственная и культурная идентификация, профессиональная адаптация и самореализация личности, вхождение молодежи в жизнь социума, его культурные обычаи и патриотические традиции, развитие творческих способностей [21].

Специфика социально-культурной деятельности музеев по формированию духовно-нравственных, гражданских качеств заключается во взаимодействии и интеграции традиционных музейных технологий и инновационных методов. Комплексное использование средств социально-культурной деятельности обеспечивает создание исторической преемственности культуры на почве национальных традиций, восстановление во многом утраченной системы праздников, обрядности,

традиционных форм отдыха и развлечений, возрождение народного искусства, ремесел, народных игр, развитие творческого потенциала личности, патриотизма и гражданственности.

Исследователи отмечают, что наиболее приемлемыми являются интерактивные формы, которые носят социально-воспитательный характер, предусматривающий:

- воздействие на эмоциональную сферу молодого человека, способность вызвать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений;

- пробуждение творческого начала, развитие воображения [22].

Интерактивность (англ. interaction - взаимодействие) в условиях музея - метод, дающий возможность посетителю и музейному педагогу включиться в продуктивный диалог с музейной средой, в которой, помимо экспозиции, могут быть созданы специальные зоны, насыщенные разного рода музейными предметами либо их моделями, позволяющими активизировать визуальный, тактильный и вербальный каналы восприятия [23. С. 206].

В 60-70-е гг. ХХ в. сформировались две основные модели музейной деятельности - «американская» и «европейская». В основе первой лежит концепция так называемого интерактивного музея, где дети осваивают предметную среду и социальную действительность путем непосредственного соприкосновения и взаимодействия [24]. Исходной для разработки данной модели явилась получившая мировое признание в 1950-1960-х гг. операциональная теория интеллекта швейцарского психолога Ж. Пиаже, согласно которой манипулирование с предметом является основой формирования интеллекта ребенка. Первым создателем интерактивного музея в США был М. Спок, который, став в 1961 г. директором Бостонского детского музея, существенно перестроил его деятельность, создавая экспозиции из предметов, доступных для тактильного восприятия. Первой его акцией была экспозиция «Что внутри», в которой были представлены повседневные предметы (тостер, мяч для бейсбола, калорифер, радиатор, раковины и др.), перерезанные пополам так, чтобы дети могли видеть их внутреннее устройство и исследовать принципы функционирования. Главным критерием ценности музейного экспоната в таком музее является его способность расширить представление детей о мире, обогатить возможности общения с ним, облегчить включение в социальную реальность. Так знание, пропущенное «через руки», становится личным приобретением каждого ребенка.

Интерактивный детский музей предполагает создание особой ситуации, которую можно назвать «наедине с экспозицией» - наедине, но не в одиночестве. В музее создается особая музейно-образовательная среда, для которой ключевыми являются слова «я сам»: действую, думаю, принимаю решения. Проектируя такую среду, музейный педагог обязан с самого начала продумывать, как можно организовать взаимодействие посетителя с воспринимаемым материалом. Иными словами, он должен поставить перед собой вопрос - что будет делать посетитель в данном пространстве: в чем участвовать (отсюда термин «участвующие экспозиции»), какие действия совершать,

каким образом проявлять свою сообразительность и другие качества. Итак, «американская» модель основана на идее развития чувственной грамотности и обогащения опыта предметной деятельности детей.

Для «европейской» модели, помимо интерактивности, существенной оказалась идея погружения в определенную историческую реальность, культурный контекст. Здесь большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности коллекций. Это убедительно прослеживается на примере Детского музея Франкфурта-на-Майне (основан в 1972 г. как отдел Исторического музея), по замыслу создателей которого он стал местом, где дети открывают для себя свою причастность к отечественной истории и культуре. Этой цели служат программы и выставки, каждая из которых становится способом презентации материалов, обладающих несомненной исторической и культурной ценностью, но рядом с ними, как правило, располагаются экспонаты, сделанные руками детей или отражающие их мир, их пристрастия и интересы. Так утверждается идея равноценности и взаимосвязи культур, а также создается реальная основа для возникновения у ребенка ощущения личной причастности к явлениями «высокой» культуры.

Разделение детских музеев на «американскую» и «европейскую» модели, конечно, в очень значительной степени условно. Скорее речь идет о диапазоне возможностей этого музейно-образовательного института, обладающего уникальными средствами влияния на детей и их развитие.

Следует отметить, что отечественные педагоги-музееведы еще в 20-е гг. ХХ в. выдвигали идеи интерактивного музея. Так, Ф.И. Шмит считал, что школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск - открытие - творчество». В таком музее очень скупо нужно пользоваться запретительной надписью «Руками не трогать!», и если экспонаты не «редкостные уники» (могут быть и такие), их надо давать трогать, так как дети только то и «видят» по-настоящему, что им дали в руки, поскольку воспринимают действительность активно-моторно, а не оптически [25]. Следствием такого понимания специфики детского музея было и определенное видение экспозиции. Ф.И. Шмит отмечал, что нельзя прялки или ткацкие станки выставлять наборами, нужно, чтобы показывающий знал, как при помощи этих инструментов работают; нужно уметь показать, как плетутся рыбачьи сети, тешутся доски, печатаются набойки, плетутся корзины и т.д.

По мнению А.У. Зеленко, детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками [26]. Необходимо создать условия, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически

апробировать его и выработать собственные нормы социального поведения. Таким образом, как мы видим, концепции А.У. Зеленко и Ф.И. Шмита опередили в своих замыслах американских коллег на несколько десятилетий.

Идеи интерактивности музейной деятельности развиваются и современными исследователями. Феномен школьного музея, по мнению Ю.Б. Яхно, состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности [27]. Анализ теоретических подходов позволяет утверждать, что главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности музея детского дома от государственного музея заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Следовательно, музей становится средой общения и взаимодействия различных субъектов социального воспитания (ребенок - ребенок, ребенок - педагог, группа - педагог и др.), задающей определенную социальную направленность, положительные ценностные ориентации, оказывающей помощь детям и подросткам в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам.

Т.В. Галкина отмечает, что экспозиции и программы, построенные с применением принципа интерактивности, носят полифункциональный характер, открывая перед детьми свободное пространство выбора поведения в музее, детального изучения (вплоть до разбора!) экспонатов, соучастия в программе, сотрудничества с музейными педагогами, общения между собой. И чем более вариативна музейная программа, предлагающая детям широкий ассортимент профессиональных инструментов, импровизированных ситуаций индивидуального или коллективного труда, игры, приключений, тем больше возможностей у музея стать местом открытий [28].

Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы наглядно иллюстрирует, что наиболее эффективными и в то же время востребованными детьми являются следующие интерактивные формы музейной деятельности.

Во-первых, экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналось становление культурно-образовательной деятельности музея.

Наибольший интерес у детей младшего школьного возраста вызывают экскурсии с элементами игры и творческими заданиями; экскурсии, направленные на презентацию одного экспоната, которые помогают глубоко и всесторонне познакомиться с тем или иным музейным предметом; интерактивные экскурсии с загадками; заполнение музейных словариков (в которых представлены рисунки, коллажи, аппликации и т. п.). Для обеспечения диалога в ходе экскурсии создаются «центры удивления», порождающие вопросы и потребность самостоятельно на них ответить. Педагогическая позиция музейного педагога ориентирована не столько на сообщение информации, сколько на развитие у детей культуры диалога, самоопределения, способностей. В работе с воспитанниками среднего и старшего возраста задействованы следующие виды экскурсий: экскурсии

с элементами беседы, театрализованные экскурсии, самостоятельные экскурсии (без экскурсовода) по путеводителю с вопросами, заданиями.

Во-вторых, музейные занятия (уроки). Например, в музее «Боевая слава» проводятся интерактивные занятия «Письма с фронта» и «Книга памяти». На занятии «Письма с фронта» воспитанники знакомятся с подлинными письмами фронтовиков, а затем сами пишут письма родственникам, сверстникам или безымянным адресатам. В этих письмах они пытаются отразить те чувства, мысли, которые возникают у человека в трудные, переломные моменты его жизни. Занятие «Книга памяти» предполагает работу с Книгой памяти Вологодской области, в которую занесены фамилии волог-жан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Изучая Книгу памяти, дети находят своих однофамильцев, а возможно, и родственников, и пытаются выстроить, восстановить (совместно с педагогом) историю своей семьи (историю своей жизни), что способствует формированию у них чувства гордости за своих предков, сопричастности к их подвигу, самоуважения.

В-третьих, очень востребованной формой являются мастер-классы (практические занятия) по изготовлению изделий из бересты, кружевоплетению, пошиву народных кукол и др., которые проходят на базе производственного объединения детского дома «Овен». Процесс работы на практических занятиях развивает воображение и творческие способности воспитанников; прививает умение воплощать свои идеи и замыслы в конкретных изделиях и реализовать собственные творческие планы; психологически подготавливает к выбору профессии, а совместный труд сближает детей разных возрастов, расширяя круг общих интересов, гармонизируя внутригрупповые отношения. В последние годы сложилась устойчивая система взаимодействия детского дома и дома-интерната для пожилых и инвалидов города Грязовца Вологодской области, и мастер-классы в данном случае часто принимают характер взаимного обучения. Мастер-классы располагают к непосредственному живому общению, обмену опытом, позволяют пожилым людям почувствовать свою значимость, востребованность, а детям-сиротам -получить эмоциональную поддержку, внимание к своим достижениям.

В-четвертых, особый интерес у детей вызывают народные праздники и посиделки с частушками и традиционным чаепитием, которые проходят в экспозициях «Горница» и «Русская изба» музея этнографии и прикладного искусства. Привлекательность музейного праздника заключаются в неформальной атмосфере, в эффекте личной причастности, соучастия в происходящем благодаря театрализации, игре, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа, применению особой атрибутики. Особенность праздника состоит еще и в том, что он как бы раздвигает границы музея, ибо музейное значение приобретают духовные традиции народа, мастерство, обряды и ритуалы, национальное искусство, сохранению и возрождению которых служит праздник.

Таким образом, формы реализации программ музейной деятельности разнообразны, дифференцированы, комплексны, включают исследовательский, позна-

вательный, творческий, коммуникативный и практический компоненты. Условно их можно разделить на теоретические (лекции, беседы, экскурсии, творческие вечера, встречи с интересными людьми, викторины и др.) и практические - мастер-классы. Как показывает опыт музейно-педагогической деятельности, в каждой из этих форм возможна интерактивная составляющая, что позволяет рассматривать музей не только как институт социальной памяти - «хранилище древностей», коллекцию предметов старины, но и как динамичное, интегративное пространство, участвующее в реализации важной задачи - социализации воспитанников детского дома. Музей способствует осуществлению механизма обратной связи между ребенком и обществом, между личным опытом и культурно-историческим знанием, процессами индивидуализации и социализации личности, формируя и восстанавливая целостность восприятия реального мира.

Важной тенденцией в развитии музейного комплекса детского дома является тенденция превращения музея в экомузей или «живой музей», который становится интеллектуальным, эстетическим центром, объединяющим историко-культурную, предметно-художес-твенную среду с социально-воспитательными задачами детского дома. Экомузей активно включается в социально-культурную среду, не только отражает, но и в значительной степени формирует ее. В настоящее время принято определение экомузея, сформулированное Ж.А. Ривьером: «Экомузей - зеркало, в котором люди могут увидеть и узнать себя, а также приобрести знания о местности, в которой они проживают, лучше познакомиться с трудом, традициями местного населения и проникнуться к ним уважением. Экомузей не замыкается в себе, а активно взаимодействует с окружающим миром» [29. С. 350]. В понятии экомузея сформулирована идея, к воплощению которой стремится любое музейное учреждение: из «вещи в себе» оно превращается в общественный институт для окружающих, что способствует возрастанию его воспитательного значения и образовательного воздействия.

Музеи детского дома не замыкаются в себе, не ограничиваются только традиционными формами музейной деятельности, а становятся жизненным воспитывающим пространством; следовательно, формируется единая интерактивная среда. Так, деятельность музея В. А. Гаврилина стимулирует творческое развитие детей - 55% воспитанников занимаются в музыкальной школе; музей Д.Т. Тутунджан является одновременно и изостудией, в которой занимаются не только воспитанники, посещающие художественную школу, но и все желающие. Также на базе детского дома действуют танцевальный коллектив «Талисман», литературная студия «Вдохновение», газета «Трещотка».

Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что музей располагает богатым социально-воспитательным потенциалом и позволяет осуществлять организованную познавательную, культурно-досуговую, творческую деятельность воспитанников; создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания детей-сирот, выбора профессии.

Теоретический анализ совокупного опыта музейной - эстетическая задача предполагает удовлетворение

работы свидетельствует о том, что любая эффективная потребностей в приобщении к красоте, изяществу, что

деятельность музея предполагает педагогическую со- способствует созданию положительного эмоциональ-

ставляющую. Музейная работа позволяет решать це- ного фона в образовательно-воспитательном процессе;

лый комплекс задач, связанных с обеспечением усло- - коммуникативная задача рассматривает музейную

вий, которые способствуют повышению эффективно- работу как педагогическое средство формирования дет-

сти процесса формирования личности. Как наиболее ского коллектива в совместной исследовательской, досу-

значимые можно отметить следующие: говой деятельности, обеспечения позитивного, толерант-

- воспитательная задача подразумевает включение ного общения детей между собой и с взрослыми [30].

результатов (предметов) человеческой культуры в про- Инновационная деятельность, проводимая детским

цесс формирования нравственных ценностей, эстетиче- домом, показала, что при обращении музея к детям-

ской культуры ребенка, уважительного отношения к сиротам он обретает новые, прежде неведомые ему

истории, традициям и их носителям, то есть людям; функции: социального ориентирования, адаптации и

- научно-исследовательская задача направлена на коррекции, не только значительно расширяя границы

формирование навыков исследовательской, поисковой своей деятельности, но и создавая благоприятную сре-

деятельности; ду социализации личности. Музейно-педагогическая

- творческо-досуговая задача направлена на ис- деятельность направлена на коррекцию и компенсацию

пользование музейной работы в качестве одного из трудностей социализации, способствует формирова-

направлений в организации культурного досуга детей; нию у детей исследовательских навыков, художествен-

- презентативная задача предполагает использова- ного восприятия действительности, практических умение музейной работы для презентации достижений ний, развитию способности ориентироваться в мире

учащихся, педагогов и самого образовательного учре- современных общественных ценностей через приоб-

ждения в целях формирования позитивного имиджа; щение к культурным ценностям прошлого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ступич М.А. Гражданское воспитание старшеклассников как направление деятельности классного руководителя : автореф. дис. ... канд. пед.

наук. М., 2010. 23 с.

2. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 260 с.

3. МедведеваЕ.Б. Музейная педагогика России и Германии : автореф. дис. .канд. ист. наук. СПб., 2000. 23 с.

4. Бакушинский А.В. Художественные экскурсии систематического типа // Методы и практика экскурсионного дела : сб. ст. М. : Новая Москва,

1925. С. 83-103.

5. Бартрам Н., Овчинникова Е. Музей игрушки. М. : Книга по требованию, 2011. 59 с.

6. Зеленко А. У. Детский музей // Педагогическая энциклопедия / под ред. А.Г. Калашникова. М. : б.и., 1928. Т. 2. 230 с.

7. Разгон А.М. Некоторые направления научных исследований в деятельности школьных музеев // Коммунистическое воспитание учащихся

музейными средствами : сб. науч. трудов НИИ культуры. М. : НИИ культуры, 1983. 480 с.

8. Бутиков Г.П. Культуросозидающий потенциал музейной педагогики // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы : сб. науч. тр.

СПб. : б.и., 1999. Вып. 5. 163 с.

9. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч : научно-практические рекомендации. М. : НШТК, 1988. 134 с.

10. Коссова И.М. Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденции и перспективы // Культурно-образовательная деятельность музеев : сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. М. : Брандес, 1997. 119 с.

11. Музей и школа / Е.Г. Ванслова, А.К. Ломунова, Э.А. Павлюченко и др. М. : Просвещение, 1985. 192 с.

12. Столяров Б.А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 43 с.

13. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей : учебное пособие по музейной педагогике. М. : Институт культурологии, 2001. 223 с.

14. Бонами З.А. Музей - образование - дети (по материалам музейно-педагогических изданий США) // Музейная педагогика за рубежом: рабо-

та музеев с детской аудиторией. М. : Институт культурологии, 1997. С. 54-65.

15. Зиновьева Ю.В. О функциях музея // Музей в современной культуре. СПб. : СПбГАК, 1997. С. 259-269.

16. Именнова Л.С. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика : дис. ... канд. пед. наук. М.,

2004. 213 с.

17. Киреева Л.А. Социально-воспитательная деятельность музея в условиях малого города : дис. . канд. пед. наук. М., 2003. 181 с.

18. Пшеничная С.В. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель. СПб. : СпбГУКИ, 1999. С. 52-65.

19. Гнедовский М.Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. М. : Наука, 1990. 261 с.

20. Микулан И.Н. Школьный музей как средство формирования патриотизма учащихся : дис. ... канд. пед наук. Ставрополь, 2006. 176 с.

21. Дерябина Ю.Г. Социально-культурная деятельность музея как фактор формирования духовно-нравственных качеств молодежи : автореф. дис. . канд. пед. наук. Тамбов, 2008. 26 с.

22. Детский музей - пространство педагогического эксперимента // Музееведение. Ребенок в музее (Социологический и психологопедагогический аспекты). М. : АПРИКТ, 1993. 115 с.

23. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика : учеб. пособие. М. : Высш. школа, 2004. 216 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика : сб. науч. трудов. М. : НИИ культуры, 1989. 168 с.

25. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Л. : АСАЭЕМ1А, 1929. 245 с.

26. Зеленко А. У. Школьный музей. М. : Работник просвещения, 1927. 104 с.

27. Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства // Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. 2006. ИЯЬ: http:www.den-za-dnem.ru/page.php.35

28. Галкина Т.В. Музейная педагогика: опыт инновационной деятельности в детском музее Томского государственного педагогического университета // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 10 (112). С. 89-93.

29. Российская музейная энциклопедия : в 2 т. М. : Прогресс; РИПОЛ КЛАССИК, 2001. Т. 2. 436 с.

30. Степанов С.В. Задачи краеведческой и музейной работы в условиях совершенствования содержания образовательного процесса // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования личности в поликультурной среде : сб. материалов / под ред. В. Н. Гурова, А.Е. Шабалдаса, В.Ф. Вишняковой. Ставрополь : СКИПКРО, 2004. Вып. 14. С. 47-53.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 27 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.