Научная статья на тему 'Модель гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики'

Модель гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MUSEUM PEDAGOGICS / ORPHAN CHILDREN / SOCIALIZATION MUSEUM ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Ирина Александровна

Представлены историографические аспекты гражданского воспитания, охарактеризованы трудности социализации детейсирот, описана модель гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of civic education of children-orphans by means of museum pedagogics

At the present stage of development of our country, in the conditions of construction of a legal state and formation of a civil society the urgency of realization of civil education of the next generation increases. A democratic state needs diversely educated, morally and socially responsible citizens who can independently make responsible decisions in a situation of choice, predicting their possible consequences, ready to cooperation and intercultural communication, possessing civic qualities, sense of responsibility for the destiny of the country, capable to participate in the development of its economic, political and cultural-spiritual spheres. The given problem is of special importance, so far as it concerns socialization of children-orphans with negative social experience, possessing specific medico-psychological status essentially different from their contemporaries' one. A characteristic result of the negative influences is a high level of social deadaptation of such children, low potential of their self-realization, the consumerist attitude to life. Orphanhood as a factor destroys the emotional connections of the child with the social environment surrounding them, with the world of adults, contemporaries and causes deep secondary disorders of physical, mental and social development. The orphanhood situation influences the life of the child, and the adult essentially complicating the process of socialization and civil identification of the person. The problem of civil education of children-orphans is multidimensional and complicated, demanding scientific judgement, account of new realities, search of effective innovative models of construction of the process of civic education. Culture can become an effective factor of development of the creative potential of the person, a means of education of civic consciousness, social activity of the person, and overcoming of negative vital choices. Now the role of museums, which are an integral part of the system of social education representing a specific, integrative kind of culture establishment, combining various functions both scientific, and socially-pedagogical, cultural and educational, increases considerably. In case with problem children, museums have new functions: social orientation, adaptation and correction, not only considerably expanding the scope of activity, but also creating a favourable environment for civic education of children-orphans. The school museum can become an effective factor of civic education of children and teenagers as it allows carrying out activities on formation of value reference points of schoolchildren; restoring continuity in spiritual development, revival of cultural, historical traditions; generating sincere attitude to the moral concepts of the past, a sense of responsibility for preservation of natural riches, cultures of the native land, pride for the Homeland.

Текст научной работы на тему «Модель гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики»

И.А. Макеева

МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Представлены историографические аспекты гражданского воспитания, охарактеризованы трудности социализации детей-сирот, описана модель гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики.

Ключевые слова: музей; дети-сироты; гражданское воспитание.

Социально-исторические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения.

В связи с этим приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса становится нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, являющееся неотъемлемой составляющей процесса социализации личности, цель которого - воспитание духовно и нравственно здоровой творческой личности, неразрывно связывающей свою судьбу с будущим родного края, страны, знающей и уважающей ее историю, традиции.

Вопросы гражданского воспитания интересовали мыслителей с глубокой древности. Конфуций придавал большое значение воспитанию «сыновнего» отношения к отцу, государю, проникнутого послушанием и осознанием своего места в общественной и должностной иерархии [1. С. 520].

В русле античной культуры гражданское воспитание понималось как воспитание патриота, воина, гражданина, способного к исполнению прежде всего политических функций. Целью гражданского воспитания являлась адаптация человека в политически организованном обществе, а результатом - определенные личностные качества, добродетели нравственного порядка; гражданское воспитание неразрывно связывалось с нравственным воспитанием [2-4].

В эпоху Ренессанса Н. Макиавелли в работе «Государь» высказал новые идеи о сущности гражданского воспитания; по его мнению, государство должно решать задачу формирования качественных характеристик человека [5].

В эпоху Просвещения проблемой гражданского воспитания занимались такие выдающиеся деятели своего времени, как Т. Гоббс, Д. Дидро, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др. [6-9]. Они выдвинули идею о необходимости интеграции гражданского воспитания в систему школьного образования. В этой связи цель гражданского воспитания понималась как формирование общественно полезных качеств личности, способствующих использованию имеющихся знаний на благо нации.

Исследования отечественных ученых были направлены на выявление личностных характеристик как результата гражданского воспитания. М.В. Ломоносов считал важнейшими качествами гражданина любовь к наукам и трудолюбие [10]. Н.И. Новиков акцентировал внимание на нравственных качествах гражданина, по его мнению, хороший гражданин должен быть патриотом, гуманным, трудолюбивым, человеком, способным к нравственным поступкам [11].

К. Д. Ушинский выделял чувства национального самосознания человека, любовь к Родине как нравственную основу личности гражданина, считающего для себя необходимостью деятельность на благо общества [12]. В.Я. Стоюнин дифференцировал понятия «подданный» и «гражданин» и отмечал, что истинный гражданин - это свободный человек с развитым гражданским чувством, признающий только власть закона [13].

Впервые в педагогике гражданское воспитание выступило в качестве специального предмета изучения в начале XX в. в работе немецкого педагога и философа Георга Кершенштейнера «Понятие гражданского воспитания», который предложил программу воспитания гражданских качеств людей в процессе обучения и производительного труда. Г. Кершенштейнер отмечал необходимость целенаправленного формирования гражданственности, т.е. «приучение молодёжи служить общине», которую называл главной задачей гражданского воспитания [14].

Российским педагогом С.И. Гессеном в работе «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» была обоснована необходимость воспитания гражданственности. В структуре гражданского воспитания он выделил нравственное воспитание, которое рассматривал в русле задач общего образования личности, становления ее культуры [15].

В первые десятилетия советской власти гражданское воспитание понималось исследователями -П.П. Блонским, Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др., с одной стороны, как правовое и политологическое образование, с другой - как формирование нравственных качеств [16]. Разрабатывались основополагающие идеи, прежде всего политические, такие как советский патриотизм, пролетарский интернационализм, коммунистическое отношение к труду, коллективизм и дисциплинированность.

Попытку обобщения теоретического и практического опыта гражданского воспитания в советском обществе предпринял в 60-70-х гг. ХХ в. В. А. Сухомлин-ский, который рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом. Определяя гражданственность как сложное социально-психологическое явление, в котором органически сочетаются интеллектуальный, эмоциональный, волевой и практический аспекты жизнедеятельности человека как созидателя материальных и духовных ценностей общества, он рассматривал гражданственность как корень убеждений, мыслей, чувств, поступков человека [17].

Современная российская педагогика определяет целью гражданского воспитания подготовку молодого поколения к жизни в демократическом правовом государстве и гражданском обществе. Б.З. Вульфов считает, что воспитать юного гражданина - это прежде всего

обеспечить ему возможность реализации потенциалов своей личности на пользу другим людям, коллективу, обществу [18].

Обобщая результаты исследований отечественных и зарубежных ученых, можно констатировать, что в XX в. гражданское воспитание было обозначено как понятие, наполненное конкретно-историческим содержанием, всегда соотносимое с реальной гражданской принадлежностью субъекта воспитания, конкретным государством, обществом, народом, с конкретной исторической и культурной ситуацией. Первоочередными целями гражданского воспитания в отечественной педагогике являлось формирование гражданских качеств личности, а в зарубежной - формирование навыков гражданского поведения.

Проблема гражданского воспитания приобретает особую значимость, когда речь идет о социализации детей-сирот, которые имеют негативный социальный опыт, обладают специфическим медико-психологическим статусом, существенно отличающимся от такового их сверстников. Характерным результатом негативных влияний является высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к жизни.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с социальной средой, миром взрослых, сверстников и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития. Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека и существенно усложняет процесс социализации и гражданской идентификации личности.

Трудности социализации детей-сирот обусловлены следующими факторами:

- формированием иждивенческой позиции, непониманием материальной стороны жизни;

- проблемами в развитии волевой сферы, которые проявляются в отсутствии умения делать самостоятельный выбор, преодолевать трудности, нести ответственность за собственные поступки, противостоять негативным явлениям действительности;

- этической, нравственной неразборчивостью в достижении поставленных целей, недостаточным пониманием или неприятием моральных норм, правил и ограничений;

- трудностями в общении, особенно там, где предполагается свободное, нерегламентированное, произвольное поведение;

- перегруженностью отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения без достаточного противовеса положительных ценностей, социально приемлемых возможностей и образцов успеха, которые в полном объеме не формируются в детском доме;

- снижением пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера, и социального взаимодействия;

- дезадаптивным поведением, которое выражается прежде всего в синдроме тревожного ожидания, страхах, неуверенности, систематических неуспехах в обучении, что приводит к конфликтности, преобладанию защитных средств поведения в конфликтных ситуациях;

- склонностью к аддиктивному (саморазрушающему) поведению (злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости - курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ);

- низкими показателями здоровья.

Полноценная социализация детей-сирот возможна

только при условии приоритетности личностного развития воспитанников, системных изменений в организации воспитательной деятельности, способствующих формированию самостоятельности, инициативы, ответственности, гражданской компетентности личности, активной жизненной позиции.

В этой связи культура может стать эффективным фактором развития творческого начала человека, средством воспитания гражданственности, социальной активности личности и преодоления негативных жизненных выборов.

В настоящее время значительно возрастает роль музеев, являющихся неотъемлемой частью системы социального воспитания, которые представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий различные функции - научную, социально-педагогическую и культурно-просветительную.

Музей является местом, где проявляется преемственность исторического опыта и современной культуры, пересекаются интересы науки и массового потребления, где можно получить объективную информацию, где остаются востребованными культурно-исторические и национальные традиции.

Теоретический анализ совокупного опыта музейной работы свидетельствует о том, что любая эффективная деятельность музея в современных условиях предполагает педагогическую составляющую. Н.В. Нагорский, рассматривая музей как открытую педагогическую систему, выделяет следующие ее характеристики: усиление дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом ее половозрастных особенностей, общекультурного уровня, семейного положения, профессии и реально проявляемых интересов; использование интерактивных форм музейной работы, стимулирующих проявление инициативы и самодеятельности аудитории и ее преобразование из объекта идейноэмоционального воздействия в субъект социальнокультурного творчества [19. С. 31].

Музей как фактор позитивной социализации способствует реализации основных функций развития личности в обществе: нормативно-регулятивной, направляющей жизнедеятельность человека в социуме посредством воздействия на него социокультурных институтов; личностно-преобразовательной, раскрывающей индивидуальные качества человека посредством формирования мотивационной сферы, идеалов и установок в системе социальных отношений; ценностно-ориентационной, определяющей систему ценностей человека и образ его жизни; коммуникативноинформационной, стимулирующей взаимодействие человека с другими людьми, группами, социальными институтами, насыщающей его информацией, необходимой для формирования образа жизни; творческой, способствующей активизации творческого потенциала личности; компенсаторной, восполняющей дефицит

необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека [20, 21].

Содержание культурно-образовательной деятельности, характер контактов музея с детьми и подростками, мотивация их посещения определяются возрастными и психологическими особенностями носителей.

Работа с дошкольниками и младшими школьниками актуальна и наиболее сложна - необходимо ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, научить пользоваться музеем и как источником для пополнения знаний, и как местом для отдыха и развлечений, дать понимание роли музеев в мировой культуре, научить узнавать памятники истории и культуры. Дети в этом возрасте, не обладая способностью к абстрактному мышлению, восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассмотрению предмета. Поэтому необходимо развивать память, фантазию, ассоциативное мышление, формировать навыки наблюдательности, визуальной грамотности, понимания языка изобразительного искусства. Практика свидетельствует о том, что чем раньше начинается работа по приобщению детей к музею, тем ощутимее будет социально-педагогический эффект. Следует отметить, что работа музея с дошкольниками и младшим школьниками позволяет решать проблему подготовки будущих посетителей, для которых посещение музея будет неотъемлемой частью жизни.

Для учащихся средних и старших классов свойственна установка на приращение позитивного знания, развитие зрительского сотворчества, поэтому необходимо использовать методы музейной деятельности, побуждающие к общению, взаимодействию. Чем старше дети, тем больше проявляется стремление к самостоятельному освоению музейного пространства. У подростков формируется осознанная потребность в самообразовании, расширении кругозора, повышении компетентности. Кроме того, сознание подростков характеризуется определенной противоречивостью, стремлением критически осмыслить опыт старших, особой потребностью в убедительной аргументации и широте информации [22. С. 20]. В музее таким веским аргументом является подлинник - первоисточник познания.

Следует подчеркнуть, что одна из основных задач музея - оказание помощи ребенку в осознании того, что культура - живой организм, живая форма, которая ориентирована на те же реалии, что и повседневное существование. Ребенку необходимо дать почувствовать естественность и закономерность культурных процессов, поэтому обучение, воспитание должны стать неотъемлемыми составляющими музейного урока, экскурсии, творческой мастерской, праздника.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что в образовательно-воспитательной деятельности музеев заложен большой педагогический потенциал: они способны эффективно воздействовать на формирование патриотических качеств, нравственности, поликуль-турного сознания, на воспитание личности, способной к саморазвитию. Одновременно это важный вклад в обогащение духовной жизни, рациональную организацию досуга и культурного отдыха. Задача музеев заключается не просто в пополнении исторических зна-

ний, а в привитии навыков исторического мышления различным по уровню образования категориям посетителей, формировании чувства гордости за свою страну, край, город. Следовательно, музей является местом, где человек не только приобретает знания, но и воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает культурные, эстетические, нравственные ценности, т.е. получает мировоззренческий и эмоциональный заряд.

На материалах собственных исследований и обобщения практического опыта нами была выстроена модель гражданского воспитания на основе музейной деятельности в условиях детского дома. В модели учтена необходимость изменений в работе образовательного учреждения, создания дополнительных возможностей для гражданского воспитания и социализации посредством использования потенциала школьного музея через формирование целостной системы музейной деятельности, способствующей активизации личностных ресурсов воспитанников, разработки механизмов продуктивной адресной социально-педагогической поддержки, моделирования различных сфер жизнедеятельности человека, создания единого социализирующего пространства.

Основная идея данной модели заключается в создании воспитательной системы детского дома, основанной на использовании потенциала музейного комплекса в гражданском воспитании детей и подростков.

Модель гражданского воспитания включает следующие компоненты: целевой (цель, задачи, закономерности, принципы, условия успешности реализации модели), содержательный (содержание раскрывается через направления и этапы музейной деятельности), операционно-деятельностный (организационные формы, методы музейной деятельности), критериальный (критерии эффективности реализации программ музейной деятельности по гражданскому воспитанию), результативный (результаты промежуточные и итоговые).

Целевой компонент включает определенную иерархию целей. Стратегическая цель предполагает разработку эффективной воспитательной системы учреждения, направленной на формирование нравственных, гражданско-патриотических качеств воспитанников детского дома на основе работы комплексного краеведческого музея.

Тактическая цель направлена на развитие у воспитанников мотивации к самореализации в качестве гражданина, патриота, высоконравственной личности.

Оперативная цель предполагает формирование системы качеств нравственной личности, гражданина, патриота, высокого уровня духовно-нравственных притязаний и потребностей.

Задачи модели:

1. Определить совокупность нравственных, гражданско-патриотических качеств личности, формирование которых будет проходить через включение воспитанников в музейную деятельность.

2. Установить этапы и разработать содержание деятельности музеев детского дома по формированию этих качеств.

3. Осуществить отбор содержания (адекватные формы и методы) музейной деятельности для каждого возрастного этапа.

В модель включены закономерности воспитания: цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными нормами и традициями; результат воспитания зависит от согласованности педагогических воздействий, влияния объективных и субъективных факторов; эффективность гражданского воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации музейной деятельности.

Деятельность музейного комплекса детского дома в рамках данной модели осуществляется на основе целого ряда принципов.

Принцип природосообразности требует учета индивидуальных, возрастных, половых особенностей, специфических индивидуально-психологических характеристик детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; понимания взаимосвязи факторов природной (внутренней) и социальной среды.

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание осуществляется в определенных культурно-исторических, социально-этнических условиях, которые нельзя игнорировать.

Принцип активного гуманизма предполагает признание ценности ребенка как личности, его естественных прав, создание условий для его развития и интеграции в общество; ориентацию на всестороннюю поддержку ребенка в различных жизненных ситуациях, включение его в самостоятельное решение проблем, формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности.

Принцип открытости предполагает активное взаимодействие со средой (социумом) и использование ее потенциала в воспитательном процессе для расширения представлений детей об окружающем мире, о жизненных проблемах и путях их решения.

Принцип социального партнерства, равенства и сотрудничества предполагает, что усвоение социального опыта, формирование гражданственности происходит через совместную деятельность со взрослыми.

Принцип самореализации детей предполагает формирование активного отношения ребенка к миру и себе, рост самосознания; добровольное включение ребенка в деятельность; наличие четких перспектив, последовательность и поэтапность решения задач.

Принцип включенности детей в реальные социально значимые отношения предполагает соответствие уровня социальных отношений, в которые включаются дети, возрастным и индивидуальным возможностям; обеспечение возможности выбора вида и содержания деятельности; стимулирование деятельности детей.

Реализация модели формирования нравственных, гражданско-патриотических качеств личности воспитанников произойдет успешно, если:

- будет разработан комплекс программ музейной деятельности с учетом особенностей социального, медицинского и психолого-педагогического статуса воспитанников и специфики условий детского дома;

- созданы условия для раннего, систематичного, дифференцированного и активного приобщения детей к музейной деятельности, предполагающей их субъектную позицию;

- созданы условия для включения воспитанников во все виды музейной деятельности: поисково-исследовательскую, фондовую, экспозиционную, экскурсионную;

- обеспечено квалифицированное организационное и научно-методическое руководство музейной деятельностью, самообразование педагогов, внедрение авторских программ, методических разработок;

- обеспечена необходимая материально-техническая база - помещения, специальное оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

- разработана система научно обоснованных критериев и показателей эффективности деятельности музеев по формированию нравственных, гражданско-патриотических качеств воспитанников;

- определены возможные трудности реализации программ музейной деятельности в условиях детского дома и продуманы возможные пути их преодоления.

Содержательный компонент отражает направления деятельности музейного комплекса - поисково-собирательное, фондовое, экспозиционное, комплектование, научно-исследовательское, экскурсионная практика. Реализация музейных программ рассчитана на весь период пребывания воспитанника в детском доме и условно разделена на три возрастных этапа: I этап - младший школьный возраст (7-10 лет), II этап - средний (1014 лет); III этап - старший школьный возраст (14-18 лет). По окончании каждого этапа воспитанники должны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, которые выделены на основе научных критериев.

В качестве организационных форм в модели выступают: экскурсии, беседы, праздники, встречи с интересными людьми, тематические вечера, просмотр и обсуждение фильмов гражданской направленности, социальные проекты, акции, коллективные творческие дела, игры, конкурсы и др.

В рамках данной модели используются разнообразные методы воспитания и обучения: общепедагогические (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический и др.); педагогических технологий (технология учебного диалога, интерактивного обучения, обучения малых групп, проведения мастер-классов и др.).

В качестве критериев и показателей гражданственности воспитанников детского дома выделены критерии: 1) когнитивный (информационный), его показатель - полнота и глубина знаний об обществе и государстве, гражданских правах и обязанностях, общественных нормах; 2) мотивационно-личностный, его показатели - наличие социально значимых мотивов к деятельности гражданской направленности; сформирован-ность гражданских качеств (патриотизм, толерантность, трудолюбие, гражданский долг, гуманизм, национальное достоинство и др.); 3) деятельностноповеденческий, его показатели - наличие опыта гражданского поведения, степень развития социальной активности, инициативности в деятельности гражданской направленности.

Типичные уровни (высокий, средний, низкий) отражают сущностные изменения в развитии гражданской воспитанности старшеклассников в результате деятельности классного руководителя [23].

Заключительным компонентом модели является результат педагогической деятельности - положительная динамика роста уровня сформированности гражданской воспитанности детей-сирот.

Проверка эффективности разработанной модели и выявленных педагогических условий осуществлялась на базе Вологодского детского дома им. В. А. Гаврили-на в ходе экспериментальной работы, которая проводилась поэтапно.

Первый этап - подготовительно-проектировочный -подразумевал:

- изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

- анализ состояния воспитательной системы детского дома, выявление проблем, препятствующих эффективной социализации воспитанников;

- определение ресурсных, организационных, психо-лого-педагогических и социально-культурных условий, необходимых для успешной реализации инновационного проекта формирования нравственных, гражданско-патриотических качеств воспитанников средствами музейного комплекса детского дома;

- обоснование структурных компонентов системы работы детского дома по воспитанию у детей нравственных, гражданских и патриотических качеств через включение их в деятельность музейного комплекса детского дома;

- определение критериев, отбор содержания и форм музейной деятельности, разработку адекватных поставленным целям педагогических и социальнопсихологических технологий;

- разработку комплекса программ музейной деятельности с учетом особенностей социального, медицинского и психолого-педагогического статуса воспитанников и специфики условий детского дома;

- создание и обоснование системы научнообоснованных критериев и показателей эффективности деятельности музеев по формированию нравственных, гражданско-патриотических качеств воспитанников;

- осуществление методической подготовки педагогов с целью освоения идей и задач модели;

- развитие рефлексивной позиции, повышение мотивации участников реализации модели;

- прогнозирование возможных трудностей реализации программ музейной деятельности в условиях детского дома и определение возможных путей их преодоления;

- разработку системы мониторинга реализации данной модели.

Прогнозируемые результаты первого этапа реализации модели предполагают:

- критический анализ научной и методической литературы по проблеме проекта (модели);

- обработанный массив выявленных трудностей и проблем социализации воспитанников;

- определение ресурсной базы, обеспечивающей реализацию модели;

- принятие педагогической концепции развития воспитательной системы учреждения;

- утверждение программы по формированию нравственных, гражданско-патриотических качеств воспитанников, программы работы музеев детского дома;

- уточненние проекта эксперимента;

- теоретическую, методическую и психологическую готовность педагогов, участвующих в реализации данной модели;

- программу мониторинга эффективности реализации модели.

Второй этап - реализационный - предполагал:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осуществление опытно-экспериментальной и диагностической работы в соответствии с целями моделирования;

- активное внедрение программ музейной деятельности, создание единого музейного комплекса детского дома;

- разработку локальных нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность музейного комплекса детского дома;

- обеспечение проведения промежуточных мониторинговых процедур;

- организацию текущей рефлексии субъектов экспериментальной деятельности;

- обобщение промежуточных результатов реализации проекта, обмен опытом с педагогическими сообществами, подготовку публикаций по теме проекта (модели).

Прогнозируемые результаты второго этапа реализации модели предполагают:

- сложившуюся систему музейной деятельности в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- сформированное единое музейно-воспитательное пространство;

- осуществление механизмов активизации личностного потенциала воспитанников через включение детей в различные виды музейной деятельности;

- формирование у воспитанников системы нравственных, гражданско-патриотических качеств;

- создание банка социально-педагогических технологий социализации детей-сирот средствами музейной деятельности;

- накопление детьми-сиротами необходимого объема социального опыта для успешной социализации.

Третий этап - аналитико-обобщающий - предполагает:

- уточнение, анализ и обобщение результатов реализации модели;

- осуществление итоговых мониторинговых процедур;

- обобщение и трансляцию накопленного опыта -проведение семинаров, научно-практических конференций для педагогов города и области;

- подготовку статей для научных периодических изданий.

Прогнозируемые результаты третьего этапа реализации модели предполагают:

- обобщение результатов реализации модели;

- анализ, обобщение и распространение практического опыта музейной деятельности;

- разработку практических рекомендации по организации музейной деятельности в образовательном учреждении;

- подготовку сборника научно-методических материалов по проблеме эксперимента;

- публикации в научных периодических изданиях, издание монографии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. М. : Политиздат, 1989. 605 с.

2. Аристотель. Сочинения : в 4 т. М. : Мысль, 1983. Т. 1. 550 с.

3. Платон. Апология Сократа. Кретон. Ион. Протагор / пер. с древнегреч. ; под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М. :

Мысль, 2000. 607 с.

4. Платон. Диалоги / пер. с древнегр. ; сост. и авт. вст. сл. А.Ф. Лосев. М. : Мысль, 1999. 864 с.

5. Макиавелли Н. Государь. М. : Планета, 1990. 80 с.

6. Гоббс Т. Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1964. Т. 2. 748 с.

7. Дидро Д. Сочинения : в 2 т. / пер. с фр. ; сост. В.Н. Кузнецова. М. : Мысль, 1986. 592 с.

8. ЛаметриЖ.О. Философское наследие. М. : Мысль, 1976. 551 с.

9. Руссо Ж. Сочинения. Философия. Калининград : Янтарный сказ, 2001. 416 с.

10. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М. : Педагогика, 1991. 106 с.

11. Новиков Н.И. О Воспитании и наставлении детей // Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. М. : Педагоги-

ка, 1985. 479 с.

12. Ушинский К.Д. Вопросы воспитания: Избр. пед. соч. : в 2 т. / под ред. В.Я. Струминского ; сост. С.Ф. Егоров. М. : Просвещение, 1953. Т. 2. 635 с.

13. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1991. 368 с.

14. Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. Пг. : Школа и жизнь, 1918. 32 с.

15. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М. : Школа-Пресс, 1995. 448 с.

16. Макаренко А. С. Воспитание гражданина / сост. Р.М. Бескина, М. Д. Виноградова. М. : Просвещение, 1988. 304 с.

17. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Этика коммунистического воспитания. М. : Педагогика, 1989. 287 с.

18. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М. : Магистр, 1995. 112 с.

19. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 260 с.

20. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики (в поддержку актуальной науки). М. : ИПСР РАО, 1999. 136 с.

21. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы : учеб. пособие. М. : SvR-Аргус, 1994. 207 с.

22. Гражданский форум: от общественного мнения к общественному суждению: методические рекомендации по использованию. Брянск, 2001.

59 с.

23. Ступич М.А. Гражданское воспитание старшеклассников как направление деятельности классного руководителя : автореф. дис..........канд.

пед. наук. М., 2010. 23 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 13 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.