Научная статья на тему 'Музейный комплекс детского дома как фактор гражданского воспитания детей-сирот'

Музейный комплекс детского дома как фактор гражданского воспитания детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ДЕТИ-СИРОТЫ / МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MUSEUM / CHILDREN-ORPHANS / MUSEUM COMPLEX / CIVIL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Ирина Александровна

Статья является результатом теоретического изучения возможностей музея в гражданском воспитании детейсирот и обобщения опыта работы музейного комплекса Вологодского детского дома им. В. А. Гаврилина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM COMPLEX OF CHILDRENS HOME AS THE FACTOR OF CIVIL EDUCATION OF CHILDREN-ORPHANS

The article grows out of theoretical study of possibilities of a museum in civil education of children-orphans and generalizations of experience of a museum complex of the Vologda childrens home named after of V. A. Gavrilina.

Текст научной работы на тему «Музейный комплекс детского дома как фактор гражданского воспитания детей-сирот»

УДК 376.64

И. А. Макеева

МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС ДЕТСКОГО ДОМА КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Статья является результатом теоретического изучения возможностей музея в гражданском воспитании детей-сирот и обобщения опыта работы музейного комплекса Вологодского детского дома им. В. А. Гаврилина.

Ключевые слова: музей, дети-сироты, музейный комплекс, гражданское воспитание.

Сложность современного периода в развитии нашего общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота, социально активной и ответственной личности [1, 2].

Данная проблема приобретает особую значимость и актуальность, когда речь идет о социализации детей-сирот, имеющих негативный социальный опыт, обладающих специфическим медикопсихологическим статусом, существенно отличающимся от сверстников [3, с. 151]. Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека и существенно усложняет процесс социализации и гражданской идентификации личности.

Обобщение психолого-педагогических исследований, посвященных изучению особенностей развития детей-сирот, позволило выявить трудности формирования гражданственности детей-сирот, обусловленные следующими факторами:

- иждивенческой позицией, непониманием материальной стороны жизни, необходимостью в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, сиюминутные удовольствия);

- проблемами в развитии волевой сферы, которые проявляются в отсутствии умения делать самостоятельный выбор, преодолевать трудности, нести ответственность за собственные поступки, противостоять негативным явлениям действительности;

- этической, нравственной неразборчивостью в достижении поставленных целей, недостаточным пониманием или непринятием моральных норм, правил и ограничений;

- трудностями в общении особенно там, где предполагается свободное, нерегламентированное, произвольное поведение;

- перегруженностью отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения без достаточного противовеса положительных ценностей, социально приемлемых возможностей и

образцов успеха, которые в полном объеме не формируются в детском доме;

- снижением пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия;

- склонностью к аддиктивному (саморазрушаю-щему) поведению (злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости: курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ) [4, с. 113; 5, с. 18; 6, с. 124].

Историко-теоретический анализ свидетельствует о том, что культура является эффективным фактором развития творческого начала человека, средством воспитания гражданственности, социальной активности личности и преодоления негативных жизненных выборов. В настоящее время значительно возрастает роль музеев, являющихся неотъемлемой частью системы социального воспитания, которые представляют собой специфичный, интегративный вид учреждения культуры, сочетающий в себе различные функции, как научную, так и социальнопедагогическую, культурно-просветительную. Цель данной статьи заключается в раскрытии и обосновании потенциала музейного комплекса детского дома в гражданском воспитании детей-сирот.

Методологической основой исследования явилась совокупность философских, педагогических и культурологических концепций активной роли среды в личностном развитии, теории личностно ориентированного, социально обусловленного и интегративного подхода к развитию человека в системе общественных отношений, социально-педагогические идеи развития деятельности культурных учреждений, в частности музеев, как открытых социально-воспитательных учреждений, получивших отражение в следующих фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых: философии образования и воспитания, основанной на принципах гуманизма и взаимосвязи образования, культуры и социума (В. И. Андреев, М. Н. Берула-ва, Е. В. Бондаревская и др.); научных положениях о человеке как объекте и субъекте социального развития и саморазвития (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубин-

штейн, А. Г. Асмолов, И. С. Кон и др.); социальнопедагогических теориях воспитания (С. А. Беличе-ва, Л. П. Буева, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, В. И. Загвязинский, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов, Т. Ф. Яркина и др.); концепциях гражданского образования как системы знаний интегративного и обобщающего характера (Е. В. Бондаревская, Г. М. Гогиберидзе, Н. В. Гороховатская, М. Е. Жи-харевич, М. Е. Жукова, Г. Б. Корнетов и др.); фундаментальных трудах по вопросам формирования гражданственности учащихся (Ю. К. Бабанский, И. В. Бестужев-Лада, В. С. Библер, Б. С. Гершун-ский и др.); концепциях образовательного, воспитательного потенциала педагогических и детских музеев (А. В. Бакушинский, Н. Д. Бартрам, А. У. Зеленко, А. М. Разгон и др.); концепциях музейно-педагогической деятельности музеев (Е. Г. Ванслова, И. М. Коссова, Б. А. Столяров, Н. В. Нагорский, М. Ю. Юхневич и др.).

Историографический обзор демонстрирует достаточную разработанность данной проблемы в отечественной и зарубежной науке. По существу, отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX - начале XX в., получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников русской экскурсионной школы (Н. А. Гейнике, И. М. Гревс, Б. Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М. В. Новорусский, Н. А. Флеров, Н. Д. Бартрам, А. У Зеленко).

В начале ХХ в. европейскими учеными была выдвинута и обоснована идея об образовательном назначении музея. В частности, А. Лихтварк отмечал, что XIX в. присоединил к университетам и академиям новое высшее воспитательно-образовательное учреждение - музей [7, с. 24]. Г. Фройден-таль разработал специальную методику музейной работы со школьниками, которая предполагала подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление почерпнутых знаний и впечатлений [8, с. 26]. Г. Кершенштайнером была предпринята попытка создания модели объединения музея и школы, обоснованы принципы образовательной деятельности музея, которые предполагали, что методика педагогического процесса должна определяться логикой содержания образования, психологическим состоянием объекта образования и целями образовательного процесса. Музейно-педагогический процесс должен быть структурирован по принципу школьного учебного плана с той разницей, что он оперирует не описанием вещей, а самими вещами; музей должен дать возможность увидеть зрителю своими глазами технологические или творческие процессы с помощью всех доступных «педагогико-вспомогательных средств» (тек-

стовые пояснения, кинофильмы, макеты и т. д.) [9, с. 21].

В последующие десятилетия к изучению образовательных возможностей музея обращались Р. Ромедер, А. Кунц, В. Клаузевиц, А. М. Разгон, Е. Г. Ванслова, Б. А. Столяров, М. Ю. Юхневич и др.

Проблемы возникновения, развития и использования в воспитательном процессе школьных музеев исследуются в работах Н. П. Лощина, Г. Ю. Эль-кина, В. Я. Ульянова, Ю. Б. Яхно [10-12].

С 90-х гг. ХХ в. в отдельных музеях, как столичных, так и региональных, начали осуществляться музейные проекты социальной направленности, формироваться опыт музейно-педагогической работы с отдельными категориями детей (дети с ограниченными возможностями, дети из социальнонеблагополучных семей), который требует обобщения, систематизации и научного осмысления.

Несмотря на достаточно обширный круг исследований, посвященных проблеме гражданского воспитания детей и подростков, различным аспектам музейной педагогики, музейно-педагогической деятельности, остается практически не разработанным вопрос о потенциале музеев в осуществлении гражданского воспитания детей-сирот, организационно-педагогических условиях функционирования музея в детском доме, методических основаниях этой деятельности.

Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы позволяет утверждать, что музейный комплекс детского дома является исследовательским, просветительским, культурно-воспитательным, социально-педагогическим центром образовательного учреждения, основой для формирования духовных ценностей, патриотического и гражданского воспитания детей-сирот. В структурном отношении музейный комплекс представляет собой совокупность (объединение) музеев детского дома в единое социализирующее пространство.

Цель деятельности музейного комплекса подразумевает создание условий для успешной социализации воспитанников, осуществление гражданского воспитания, формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, детский дом. Являясь частью открытого образовательного пространства, музейный комплекс является координатором духовно-патриотической, культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между детским домом и учреждениями культуры, общественными организациями.

В музейном комплексе детского дома представлены основные музейные профили - исторический, военно-патриотический, этнографии и деко-

ративно-прикладного искусства, музыкальный, литературный. Безусловно, музеи и других профилей обладают значительным потенциалом в гражданском воспитании детей-сирот, однако, учитывая специфику существования музея в условиях детского дома, следует отметить, что они могут соответствовать какому-либо профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.

В настоящее время в музейный комплекс Вологодского детского дома входят музеи: «Боевая слава», «История школы», «В. А. Гаврилин», «Этнография и декоративно-прикладное искусство», «Православная культура».

Музей боевой славы знакомит воспитанников с вологжанами - ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, с людьми, совершившими подвиг в мирное время; формирует осознание своей сопричастности к истории страны, подвигам народа, необходимости сохранения памяти и проявления уважения к героям войны, пожертвовавшим своей жизнью на благо будущих поколений.

Музей истории школы знакомит воспитанников с историей школы, традициями, педагогами, выпускниками детского дома, их дальнейшей судьбой; способствует формированию активной жизненной позиции, системы ценностей, позитивных моделей социального поведения, гражданской ответственности, профессиональному самоопределению воспитанников, сохранению преемственности поколений.

Музей В. А. Гаврилина знакомит с историей жизни, творчеством выпускника Ковыринского детского дома (правопреемником которого, является детский дом), композитора Валерия Александровича Гаврилина; способствует привитию любви и уважения к прекрасному, к людям, его создающим; развивает творческие способности учащихся, их активность, самостоятельность, способность к постановке целей и их последующей реализации (на примере жизни и творчества В. А. Гаврилина).

Музей этнографии и декоративно-прикладного искусства вводит воспитанников в мир народной культуры, знакомит с народными обычаями и традициями, приобщает к ремеслам и народным промыслам Вологодской области, учит уважать человека труда, помогает выбрать ремесло по душе и освоить его на уровне мастера народных промыслов в производственном предприятии «Овен», созданном на базе детского дома. В структуре данного музея работает монографический музей «Ткачество».

Музей православной культуры знакомит воспитанников с основами православной культуры, историей духовной жизни Вологодской земли, способствует созданию условий для духовно-нравст-

венного воспитания детей-сирот, формирования системы ценностных ориентиров, основанных на фундаментальных общечеловеческих ценностях.

Теоретический анализ совокупного опыта музейной работы свидетельствует о том, что любая эффективная деятельность музея в современных условиях предполагает педагогическую составляющую. Н. В. Нагорский, рассматривая музей как открытую педагогическую систему, определяет следующие ее характеристики: усиление дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом ее половозрастных особенностей, общекультурного уровня, семейного положения, профессии и реально проявляемых интересов; использование интерактивных форм музейной работы, стимулирующих проявление инициативы и самодеятельности аудитории и ее преобразование из объекта идейно-эмоционального воздействия в субъект социальнокультурного творчества [13, с. 61].

Ю. Б. Яхно выделила пять основных признаков школьного музея: наличие фонда музейных предметов (экспонатов), экспозиции, необходимых помещений и оборудования, актива музея, элементов социального партнерства [11]. Музей детского дома не является классическим музейным учреждением, однако может обладать, как показывает опыт, в определенной степени всеми признаками, присущими музею.

Отличительной особенностью фондов музеев детского дома является то, что в них представлены как подлинные экспонаты, так и экспонаты, изготовленные самими воспитанниками. Общее число единиц хранения во всех музеях на 2011 г. составило 2180, из них основного фонда - 1695, научновспомогательного фонда - 485. В фондах музеев детского дома представлены все основные типы музейных источников - вещевые, изобразительные, письменные, среди которых есть просто уникальные вещи - школьная парта со скамьей, личные вещи учащихся начала ХХ в. (чернильница, перьевые ручки, аттестаты и др.), пионерская и комсомольская атрибутика, предметы крестьянского быта Х1Х в., личные вещи, рукописи В. А. Гав-рилина, переданные в дар музею его вдовой. Достоинством использования музейных экспонатов является то, что дети знакомятся с подлинными, настоящими источниками. Это важно иметь в виду, учитывая особенности психики детей и подростков, поскольку их сознание отмечено известной противоречивостью: восприимчивость к новому, доверчивость сочетается со стремлением критически осмыслить опыт старших и следствием этой противоречивости является особая потребность в убедительной аргументации и широте информации - в музее таким бесспорным аргументом является подлинник - первоисточник познания.

Пополнение фондов музеев происходит разными путями: организуются поисково-исследовательские экспедиции - воспитанники совместно с педагогами выезжают в районы области и за ее пределы (в летнее и каникулярное время); экспонаты приносят в дар музею; воспитанники изготавливают экспонаты сами в производственных мастерских (столярные изделия, изделия из бересты, кружева и др.).

Вторым признаком музея является наличие экспозиции, необходимых помещений и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций. Экспонаты музейного фонда размещаются в трех планах: вертикальном (стенды, турникеты, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки турникета, альбомы). Экспозиция музеев детского дома является результатом длительной, творческой поисково-исследовательской работы воспитанников и педагогов, базой для дальнейшей учебно-познавательной деятельности, включения детей и подростков в общественную, социально значимую деятельность, фактором организации личностно ориентированного воспитания и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции гражданского воспитания. Важно, что экспозиции музеев - не застывшие собрания музейных экспонатов, они постоянно обновляются, видоизменяются как в структурном, так и в содержательном отношении. В настоящее время музейный комплекс занимает 13 комнат, общая площадь которых составляет 259.9 м2.

Обязательным условием функционирования школьного музея является наличие постоянного актива (совет музея). Следует отметить, что в условиях детского дома имеется возможность привлечения всех воспитанников к музейной деятельности, разумеется, дифференцированно - с учетом возраста, интересов, индивидуально-личностных особенностей. На протяжении пяти лет осуществляется подготовка экскурсоводов из числа воспитанников, при этом мы стремимся к тому, чтобы, проведение экскурсии было результатом поисковой, исследовательской, экспозиционной работы воспитанников, а не механического заучивания текста.

В настоящее время сформировалась достаточно устойчивая система взаимодействия (социального партнерства) детского дома с образовательными, социально-культурными учреждениями, осуществляющими музейную деятельность как на муниципальном, так и на областном уровнях.

Практика показывает, что деятельность музеев детского дома может осуществляться по всем основным направлениям: поисково-собирательная, фондовая, экспозиционная работа, комплектова-

ние, научно-исследовательская деятельность, экскурсионная практика. Содержание культурнообразовательной деятельности, характер контактов музея с детьми и подростками, мотивация их посещения определяются возрастными и психологическими особенностями воспитанников.

Реализация музейных программ рассчитана на весь период пребывания в детском доме и условно разделена на три возрастных этапа: I этап - работа с детьми младшего школьного возраста (7-10 лет),

II этап - средний школьный возраст (11-14 лет),

III этап - старший школьный возраст (15-18 лет).

Работа с воспитанниками младшего школьного

возраста наиболее сложна, поскольку необходимо ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, научить пользоваться музеем и как источником для пополнения знаний, и как местом для отдыха и развлечений, дать понимание роли музеев в мировой культуре, научить узнавать памятники истории и культуры. Дети в этом возрасте, восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному изучению предмета, поэтому музейные занятия предполагают максимальную доступность экспонатов, возможность рассмотреть их и прикоснуться к ним. На данном этапе преимущественно используются формы музейной деятельности, которые развивают память, фантазию, ассоциативное мышление, формируют навыки наблюдательности, визуальной грамотности. Наибольший интерес у детей вызывают: экскурсии с элементами игры и творческими заданиями; экскурсии, направленные на презентацию одного экспоната, которые помогают глубоко и всесторонне познакомится с тем или иным музейным предметом; интерактивные экскурсии с загадками; заполнение музейных словариков (в которых представлены рисунки, коллажи, аппликации и т. п.); праздники (народные, светские, религиозные), мастер-классы.

Опытно-экспериментальная работа свидетельствует о том, что чем раньше начинается приобщение детей к музею, тем ощутимее социально-педагогический эффект. Следует отметить, что осуществление работы музея с младшим школьниками позволяет решать проблему подготовки будущих посетителей, для которых посещение музея будет неотъемлемой частью жизни как в детском доме, так и после выпуска из него.

Для учащихся средних и старших классов свойственна установка на приращение позитивного знания, развитие зрительского сотворчества, поэтому необходимо использовать методы музейной деятельности, побуждающие к общению, взаимодействию, поскольку чем старше дети, тем больше проявляется стремление к самостоятельному освоению музейного пространства. В работе с воспитанниками среднего и старшего возраста задействованы

музейные формы интерактивной направленности: экскурсии с элементами беседы, театрализованные экскурсии, самостоятельные экскурсии (без экскурсовода) по путеводителю с вопросами, заданиями; встречи с интересными людьми, тематические вечера, конкурсы, театрализованные праздники, посиделки в экспозиции «Горница» и «Русская изба», мастер-классы для гостей детского дома.

Например, в музее «Боевой славы» проводятся интерактивные занятия «Письма с фронта» и «Книга памяти». На занятии «Письма с фронта» воспитанники знакомятся с подлинными письмами фронтовиков, а затем сами пишут письма родственникам, сверстникам или безымянным адресатам. В этих письмах они пытаются отразить те чувства, мысли, которые возникают у человека в трудные, переломные моменты его жизни. Занятие «Книга памяти» предполагает работу с Книгой памяти Вологодской области, в которую занесены фамилии вологжан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Изучая Книгу памяти, дети находят своих однофамильцев, а возможно, и родственников и пытаются выстроить, восстановить (совместно с педагогом) историю своей семьи (историю своей жизни), что способствует формированию у них чувства гордости за своих предков, сопричастности к их подвигу, самоуважения.

Опыт работы музейного комплекса свидетельствует о том, что эффективность гражданского воспитания будет выше, если создать условия, при которых музей не только «хранит и показывает», но и способствует активной деятельности детей в процессе их приобщения к культуре. По мнению

А. У. Зеленко, детский музей должен «подойти к детям», чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками [14]. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея в детском доме, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и проявить свою субъектность в деятельности, взаимодействии и освоении культурно-исторических ценностей и идей. Воспитательный процесс в музее организован таким образом, чтобы каждый воспитанник нашел свою нишу, в которой он не только получает знания, но и соприкасается с явлениями культуры, активно проживая их в собственном творчестве, и при этом проявляет познавательную активность, навыки самопознания, самопре-зентации (через организацию выставок своих достижений).

Следует отметить, что указанные музейные формы используются как педагогами (воспитателями) в работе с детьми, так и самими воспитанни-

ками, которые, например, проводят экскурсии, мастер-классы, музыкальные и литературные вечера для гостей детского дома.

Важной тенденцией в развитии музейного комплекса детского дома является тенденция превращения музея в экомузей или «живой музей», который становится интеллектуальным, эстетическим центром, объединяющим историко-культурную, предметно-художественную среду с социальновоспитательными задачами детского дома. Музеи детского дома не замыкаются в себе, не ограничиваются только традиционными формами музейной деятельности, а становятся жизненным воспитывающим пространством. Так, деятельность музея

В. А. Гаврилина стимулирует творческое развитие детей - 55 % воспитанников занимаются в музыкальной школе, на базе детского дома действует танцевальный коллектив «Талисман», изостудия, литературная студия «Вдохновение», газета «Трещотка». На базе музея этнографии и декоративноприкладного искусства работают мастерские, в которых дети обучаются традиционным ремеслам -кружевоплетению, изготовлению изделий из бересты, лоскутному шитью и др. Работа на практических занятиях развивает воображение и творческие способности воспитанников, прививает умение воплощать свои идеи и замыслы в конкретных изделиях и реализовать собственные творческие планы, психологически подготавливает к выбору профессии, а совместный труд сближает детей разных возрастов, расширяя круг общих интересов, гармонизируя внутригрупповые отношения. За последние пять лет подготовлено 211 специалистов по профессиям: кружевница, изготовитель художественных изделий из бересты, столяр, швея; более половины из них после выпуска из детского дома продолжают работать по профессии.

Анализ и обобщение различных научных подходов к оценке эффективности педагогической деятельности, нормативно-правовых документов в области образования, воспитания и социальной защиты детей-сирот позволил определить группы критериев, которые установлены в соответствии с иерархией - образовательное учреждение, педагогический коллектив, воспитанники, что позволит объективно оценить эффективность гражданского воспитания и деятельности учреждения в целом. В частности, в качестве критериев и показателей гражданственности воспитанников детского дома выделены: 1) когнитивный (информационный)

критерий, его показатель: полнота и глубина знаний об обществе и государстве, гражданских правах и обязанностях, общественных нормах; 2) мотивационно-личностный критерий, его показатели: наличие социально-значимых мотивов к деятельности гражданской направленности; сформирован-

ность гражданских качеств (патриотизма, толерантности, трудолюбия, гражданского долга, гуманизма, национального достоинства и др.); 3) деятельностно-поведенческий критерий, его показатели: наличие опыта гражданского поведения, степень развития социальной активности, инициативности в деятельности гражданской направленности. Типичные уровни (высокий, средний, низкий) отражают сущностные изменения в развитии гражданственности воспитанников [15, с. 16].

Мониторинг эффективности реализации модели гражданского воспитания осуществлялся на основе комплексной социально-психолого-педагоги-ческой диагностики - индивидуальной и процессуальной.

Базовый блок индивидуальной диагностики воспитанников составили: методики изучения уровня сформированности гражданственности Р. Салиховой и Г. Ахмеджановой, эмоционального отношения к моральным нормам (Т. А. Урутаева, Ю. А. Афонькина), самосознания (И. В. Валитова), коммуникативных и организаторских способностей (Р. Каверина); тест «Поведение в конфликтных ситуациях» (Томас); опросник диагностики волевых качеств личности (М. В. Чумаков) [16, с. 204; 17, с. 190].

В ходе процессуальной диагностики использовался комплекс методов: изучение и анализ документов (локальные нормативные документы, регламентирующие деятельность музеев детского дома, программы деятельности музеев), наблюдение, опросные методы.

Обобщив данные сравнительного анализа оценки результативности по формированию гражданственности воспитанников детского дома за период 2009-2011 гг., можно отметить стабильную положительную динамику. В частности, наблюдается увеличение числа воспитанников с высоким уровнем сформированности гражданских качеств в среднем на 3 %, снизилось количество воспитанников с низким уровнем в среднем на 2 %. Кроме

того, важно отметить, что показатели среднего уровня на протяжении всех лет оставались относительно стабильными.

Констатируя все вышесказанное, можно отметить, что деятельность музейного комплекса детского дома позволяет: осуществлять гражданское воспитание подрастающего поколения в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, в которой ребенок ощущает свою сопричастность к культуре и возможность диалога с ней; сплотить воспитанников, педагогов, выпускников вокруг общего дела, получить навыки общения, совместного творчества, взаимодействия; расширить возможности образовательного учреждения в решении многих воспитательных и образовательных проблем: востребованность творчества, наличие свободных зон развития, сохранение и культивирование традиций, расширение кругозора, развитие познавательного интереса, самообразования детей посредством реализации в детском доме единых музейных исследовательских проектов и программ, организация дополнительного образования детей, профориентационной работы.

Подводя итоги, отметим, что новизна исследования заключается в разработке модели музейного комплекса детского дома как средства осуществления гражданского воспитания детей-сирот. Теоретическая значимость определяется тем, что результаты исследования дополняют и обогащают существующие концепции гражданского воспитания детей-сирот, развивают представления о педагогических возможностях музейных форм в формировании гражданственности воспитанников детского дома. Практическая значимость исследования заключается в разработке регионального компонента содержания образования и воспитания детей-си-рот, комплекса организационно-педагогических условий формирования гражданственности воспитанников детского дома посредством музейной деятельности.

Список литературы

1. Данцевич Н. Ю. Организация среды патриотического воспитания в современной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). С. 116-118.

2. Игошев Б. М., Середа В. А. Педагогическая модель патриотического воспитания будущих учителей // Там же. 2006. Вып. 10 (61).

С. 125-126.

3. Боровская И. К. и др. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пос. для педагогов / под ред. Т. В. Лисовской. Минск: НИО, 2007. 216 с.

4. Галигузова Л. Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопр. психологии. 1996. № 3. С. 101-116.

5. Дементьева И. Г. Социальная адаптация детей-сирот // Социальные исследования. 1992. № 10. С. 17-19.

6. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического

развития детей. М.: АПН СССР, 1982. 164 с.

7. Лихтварк А. Музей как образовательное и воспитательное учреждение // Образовательные и воспитательные задачи современного

музея / под ред. Л. Г. Ольшанского. М.: Б. и., 1914. 275 с.

8. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. М.: Институт культурологии, 2001. 223 с.

9. Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. Петроград: Изд-во газеты «Школы и жизнь», 1918. 32 с.

10. Элькин Г. Ю., Огризко З. А. Школьные музеи: пос. для учителей. М.: Просвещение, 1972. 112 с.

11. Яхно Ю. Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства // Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. Новосибирск, 2006. URL: http:www.den-za-dnem.ru/page.php.35

12. Ванслова Е. Г., Ломунова А. К., Павлюченко Э. А. и др. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985. 192 с.

13. Нагорский Н. В. Музей как институт социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 260 с.

14. Зеленко А. У. Школьный музей. М.: Работник просвещения, 1927. 104 с.

15. Ступич М. А. Гражданское воспитание старшеклассников как направление деятельности классного руководителя: автореф. дис. ...

канд. пед. наук. М., 2010. 23 с.

16. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 208 с.

17. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. 240 с.

Макеева И. А., кандидат педагогических наук, доцент.

Вологодский государственный педагогический университет.

Ул. С. Орлова, 6, Вологда, Россия, 160000.

E-mail: irinadarina4@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 13.10.2011.

I. A. Makeeva

MUSEUM COMPLEX OF CHILDREN’S HOME AS THE FACTOR OF CIVIL EDUCATION OF CHILDREN-ORPHANS

The article grows out of theoretical study of possibilities of a museum in civil education of children-orphans and generalizations of experience of a museum complex of the Vologda children’s home named after of V. A. Gavrilina.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: museum, children-orphans, museum complex, civil education.

Vologda State Pedagogical University.

Ul. S. Orlova, 6, Vologda, Russia, 160000.

E-mail: irinadarina4@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.