Научная статья на тему 'Потенциал музейной педагогики в социализации детей-сирот'

Потенциал музейной педагогики в социализации детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / A MUSEUM / MUSEUM PEDAGOGICS / ORPHAN CHILDREN / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Ирина Александровна

В статье охарактеризованы трудности социализации детей-сирот, рассмотрены общие аспекты музейной педагогики и описан опыт деятельности музейного комплекса детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Potential of Museum Pedagogics in Orphan Children’s Socialization

The article characterizes the problems of the orphan children’s socialization, it examines general aspects of Museum Pedagogics and it describes activity experience of the museum complex of the orphanage.

Текст научной работы на тему «Потенциал музейной педагогики в социализации детей-сирот»

УДК 376.09

И. А. Макеева

Потенциал музейной педагогики в социализации детей-сирот

В статье охарактеризованы трудности социализации детей-сирот, рассмотрены общие аспекты музейной педагогики и описан опыт деятельности музейного комплекса детского дома.

Ключевые слова: музей, музейная педагогика, дети-сироты, социализация.

I. А. Makeevа

The Potential of Museum Pedagogics in Orphan Children's Socialization

The article characterizes the problems of the orphan children's socialization, it examines general aspects of Museum Pedagogics and it describes activity experience of the museum complex of the orphanage.

Key words: a museum, Museum Pedagogics, orphan children, socialization.

Преобразования и изменения, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения и, в особенности, процесс социализации детей-сирот.

Растущие масштабы асоциального поведения взрослых стимулируют развитие аналогичных деструктивных процессов и в детской среде. Изменения ценностных ориентаций, падение нравственного и культурного уровня, психологическая дезадаптация части взрослого населения негативно сказываются на процессе социализации детей и подростков. Деформации и разлад детско-родительских отношений, неразвитость чувства ответственности за судьбу своего ребенка, комплекс ряда других значимых социально-экономических факторов привели к беспрецедентному росту социального сиротства [1].

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.

Ситуация сиротства накладывает отпечаток на жизнь ребенка, а затем и взрослого человека и существенно усложняет процесс социализации личности. К числу наиболее актуальных проблем развития воспитанников интернатных учреждений исследователи относят трудности социализации, под которыми понимают «комплекс затруднений при овладении то или иной социальной ролью» [2]. Причины возникновения этих

трудностей кроются в несоответствии требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. Воспитанникам детских домов необходимо овладеть комплексом социальных ролей, позволяющих выпускнику впоследствии адаптироваться в различных сферах жизни личности -гражданской, профессиональной, семейной, духовной. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т. д.), опыта семейной жизни, образцов нравственного, социально одобряемого поведения, гражданской ответственности, позитивных способов формирования социального опыта приводит к тому, что образ социальной роли создается на основе достаточно ограниченной, часто искаженной и противоречивой информации [3]. Существенные трудности в социализации обусловлены также низким уровнем сформированности социально значимых навыков, что проявляется в неумении планировать свою жизнь, в смутном представлении детей-сирот о своих способностях и возможностях, неадекватной самооценке (часто заниженной). Следствием этого становятся, как правило, заниженные жизненные ориентации и перспективы.

Практически для всех воспитанников детских домов характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Следует учитывать специфичность условий интернатного учреждения, режима его функционирования, которые в определенной степени способствуют формиро-

© Макеева И. А., 2011

ванию таких качеств воспитанников как конформизм, иждивенчество, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многоаспектна и сложна, и требует научного осмысления, учета новых реалий, поиска эффективных моделей построения процесса общественного воспитания.

В международном и российском законодательстве определены стратегические цели воспитания и развития личности, прописаны требования к деятельности образовательных учреждений, в том числе и учреждений для детей-сирот. Важнейшими из них, в частности, являются реализация конституционных прав всех детей без исключения на образование, развитие, доступ к информации, способствующей их социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию; право на отдых, досуг и культурную жизнь; создание условий для успешной интеграции и адаптации детей-сирот в обществе [4].

Реализация этих требований международного и федерального законодательства возможна только при условии приоритетности личностного развития детей, при условии системных изменений в организации воспитательной деятельности, способствующих формированию самостоятельности, инициативы, ответственности у воспитанников детского дома, при условии создания единого образовательного пространства.

Поэтому стратегической целью деятельности детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, формирование социальных навыков и качеств, необходимых для успешной адаптации и дальнейшей социализации в обществе.

Следовательно, воспитанникам детского дома необходима поддержка при переходе из организованного, достаточно статичного и глубоко специфичного мира интернатного учреждения в сложный, дифференцированный, динамично развивающийся современный социум, чтобы найти в нем свое место, обрести самостоятельность в различных сферах жизнедеятельности и успешно решить комплекс задач социально-культурных, социально-психологических и достичь приемлемого уровня самореализации.

Отсюда вытекают конкретные задачи воспи-тательно-коррекционной работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, остав-

шихся без попечения родителей, которые можно обозначить следующим образом.

Во-первых, необходимо дать социально обездоленному ребенку качественное изменение условий жизни: перестроить его представление об окружающем мире, об отношениях с людьми, показать подлинные ценности, преимущества здорового образа жизни, то есть дать представления, отличные от всего того, что ребенок знал, испытывал до сих пор. Важно показать детям разницу между прошлым и возможным будущим и пробудить желание к нему стремиться.

Во-вторых, снять остроту психического напряжения, освободить ребенка от психологических последствий депривации и жестокого обращения, провести первичную адаптацию в социально здоровой среде.

В-третьих, восстановить и содействовать дальнейшему формированию важнейших для социального развития детей видов активности: игровой, познавательной, преобразующей [5].

Как показывает практика, разработка отдельных мероприятий в этом направлении оказывается малоэффективной. Поэтому на сегодняшний день в работе образовательных учреждений для детей-сирот остается актуальной проблема проектирования и организации необходимых условий для успешной социализации и развития воспитанников, включающая комплексную деятельность по их социально-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и личностному саморазвитию, что является необходимым условием для приобретения ребенком-сиротой социально значимых навыков, способствующих его интеграции в общество.

Концептуальной основой деятельности Вологодского детского дома имени В. А. Гаврилина является реализация инновационного проекта, основанного на использовании потенциала музейной педагогики в социализации детей и подростков через создание музейного комплекса детского дома. В настоящее время музейный комплекс включает ряд музеев: Музей боевой славы, Музей истории школы, Музей В. А. Гав-рилина, Музей этнографии и декоративно-прикладного искусства.

Идея проекта базируется на необходимости преобразований в деятельности образовательного учреждения, создания дополнительных возможностей для воспитания и социализации посредством использования потенциала школьного музея, через создание целостной системы музейной деятельности, способствующей активизации

личностных ресурсов воспитанников детского дома, разработки механизмов продуктивной адресной социально-педагогической поддержки, моделирование различных сфер жизнедеятельности человека, создание единого социализирующего пространства.

Разрабатывая и обосновывая систему музей-но-педагогической деятельности, мы опирались на понимание музейной педагогики, с одной стороны, как отрасли музееведения, разрабатываемой на стыке музееведения, педагогики и психологии, объектом изучения которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть разнообразных диалоговых процессов, происходящих в музее, целью которых является формирование свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Предметом является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. С другой стороны, как практическую культурно-образовательную деятельность музеев [6].

Музейная педагогика как особая область научных исследований начала формироваться в 1960-е гг. ХХ в., чему способствовали процессы возрастания социальной роли музейной педагогики в обществе и его демократизации, благодаря чему работа с аудиторией перестала рассматриваться как второстепенная. Для формирования представлений о предмете музейной педагогики и ее понятийного аппарата серьезное значение имела состоявшаяся на рубеже 70-80 гг. дискуссия, основным итогом которой стали расширительная трактовка музейной педагогики и осознание ее связи с исследовательской, экспозиционной, собирательской деятельностью музеев.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена, в первую очередь, на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.

В связи с этим ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре, обращение внимания к культурно-образовательной деятельности музеев, которая становится одним из приоритетных направлений музейной работы.

Значение музейной педагогики как научной

дисциплины определяется тем, что она дает методологический инструментарий, который позволяет осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем самым повысить ее потенциал в социализации детей и подростков.

В настоящее время в ряде музеев России как столичных, так и региональных, накоплен позитивный опыт реализации социально ориентированных проектов работы с проблемными детьми. В частности, в музеях Санкт-Петербурга и Москвы реализуются программы творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями средствами искусства. На базе Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Вологодской области уже в течение 5-ти лет осуществляется деятельность с детьми из социально-неблагополучных семей, помещенных в социально-реабилитационный центр «Надежда».

Однако, несмотря на колоссальный потенциал музеев в социально-педагогической деятельности, принципы и опыт работы с проблемными детьми пока не аккумулированы и не приведены в систему. Вследствие этого возрастает значимость научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности по использованию воспитательного потенциала музея в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ теоретических и практических аспектов этой проблемы, обобщение существующего опыта музейной деятельности в образовательных и социальных учреждениях, позволили сформулировать утверждение о том, что реализация возможностей музейной педагогики в социализации воспитанников детского дома будет более эффективной, если в основе взаимодействия музея и воспитанника будут доминировать средства, направленные на проявление социальной активности, творчества, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В рамках разработанной коллективом концепции, определены следующие методологические подходы, определяющие музей как центр воспитательной работы, средство воспитания общественной активности, патриотизма, развития творчества, воспитания нравственности и сохранения традиций.

Исходным положением реализации проекта является понимание того, что музей рассматривается не только как институт социальной памяти, а становится динамичным, интегративным

пространством, участвующим в реализации важной задачи - социализации воспитанников детского дома, осуществляя механизм обратной связи между ребенком и обществом, между личным опытом и культурно-историческим знанием, процессами индивидуализации и социализации личности, формируя и восстанавливая целостность восприятия реального мира.

Этот подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать собственные нормы социального поведения [7].

Методологической основой музейной деятельности является субъект-субъектный подход, в рамках которого ребенок рассматривается как самостоятельный, активный субъект деятельности, взаимодействия и освоения культурно-исторических ценностей и идей. Деятельность музейного комплекса построена таким образом, что дети это не просто зрители, наблюдающие со стороны - они активные участники происходящего.

Музей рассматривается как среда взаимодействия различных субъектов социального воспитания (ребенок-ребенок, ребенок-педагог, группа-педагог, ребенок-социум и др.), задающая определенную направленность, положительные ценностные ориентации, оказывающая помощь детям и подросткам в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам.

Инновационная деятельность, проводимая коллективом детского дома, показала, что музей может выступать в роли исследователя, консультанта и, можно сказать, тренера в особом тренинге социальной активности детей и подростков, направленном на выработку гражданской, жизненной позиции. При обращении музея к проблемным детям он обретает новые, прежде неведомые ему функции: социального ориентирования, адаптации и коррекции, не только значительно расширяя границы своей деятельности, но и создавая благоприятную среду для социализации личности.

Участие воспитанников в музейной деятельности: в поиске и обработке материалов, создании экспозиций музея, проведении экскурсий, воспитательных мероприятий на базе музея, встречах с людьми чрезвычайно благоприятны для включения механизма развития творческих сил, созидания, реализации нравственного по-

тенциала, выявления дополнительных ресурсов личности.

В музеях представлено богатое собрание экспонатов, среди которых есть просто уникальные вещи - школьная парта со скамьей, личные вещи учащихся начала ХХ в. (чернильница, перьевые ручки, аттестаты и др.), пионерская и комсомольская атрибутика, предметы крестьянского быта ХК в., личные вещи, рукописи В. А. Гаврилина (переданные в музей его вдовой Н. Е. Гаврилиной и первой учительницей музыки Т. Д. Томашевской), что позволяет детям визуализировать свои представления об истории, почувствовать свою сопричастность.

Достоинством использования музейных экспонатов является то, что дети знакомятся с подлинными, настоящими источниками. Это важно иметь в виду, учитывая особенности психики детей и подростков, поскольку их сознание отмечено известной противоречивостью. Восприимчивость к новому, доверчивость сочетается со стремлением критически осмыслить опыт старших и следствием этой противоречивости является особая потребность в убедительной аргументации и широте информации. В музее таким бесспорным аргументом является подлинник -первоисточник познания [8].

Суммируя все вышесказанное, в заключении отметим следующее:

Актуальность представленного опыта обусловлена, с одной стороны, остротой проблемы социализации молодежи на современном этапе, что диктует необходимость определения новых путей и способов, способствующих социальной адаптации, формированию личностных и гражданских качеств, усвоению и реализации позитивных общественных ценностей и установок. С другой стороны, необходимостью поиска и обоснования новых направлений, возможностей образовательного учреждения в обеспечении процесса воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях недостаточной эффективности существующих механизмов подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, в условиях становления системы постинтернатной адаптации выпускников.

Значимость опыта музейно-педагогической деятельности на этом этапе реализации инновационного проекта заключается:

- во-первых, в теоретическом осмыслении и систематизации опыта музейной деятельности в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учетом специфики условий, задач данного учреждения и контингента воспитанников;

- во-вторых, в создании модели единого му-зейно-образовательного пространства, что позволило перейти от относительно автономной деятельности отдельных музеев к созданию музейного комплекса, который в перспективе станет центром воспитательной деятельности;

- в-третьих, в разработке механизмов активизации личностного потенциала воспитанников, интеграции воспитанников и выпускников в социум средствами дополнительного образования, профессионально-трудовой подготовки;

- в-четвертых, в обосновании регионального содержания образования и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Библиографический список:

1. Осипова, И. И. Система предотвращения социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних [Текст] : научно-методическое пособие / И. И. Осипова ; под общ. ред. Э. А. Манукяна ; Проект ЕС «Развитие системы социальных служб для уязвимых групп населе-ния-П». - М. : Полиграф сервис, 2005. - 258 с.

2. Рожков, М. И. Организация воспитательно

го процесса в школе [Текст] : учеб. пособ. для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М. : Гуманит-издат. центр «ВЛАДОС», 2000. - 253 с.

3. Дементьева, И. Г. Социальная адаптация детей-сирот / И. Г. Дементьева // Социальные исследования. - 1992. - № 10. - С. 17-19.

4. Поддубная, Т. Н. Социальная защита детства в России и за рубежом [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Т. Н. Поддубная ; Высш. проф. обр. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.

5. Горева, С. В. Стратегия интенсивной реабилитации дезадаптированных подростков на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних [Текст] / С. В. Горева // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - № 3. -С. 25-29.

6. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей [Текст] : учеб. пособ. по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич ; М-во культуры РФ, Рос. инс-т. Культурологии. - М. : М-во культуры РФ, Рос. инс-т. культурологи. - 2001. - 223 с.

7. Соколова, М. В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Соколова Марина Валентиновна. - Ярославль : Б. и., 2000. - 174 с.

8. Музей и школа [Текст] : пособ. для учителя / под общ. ред. Т. А. Кудриной. - М. : Просвещение, 1985. - 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.