Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к использованию средств музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе'

Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к использованию средств музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЕЙНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЕЙНАЯ СРЕДА / УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / КОМПЕТЕНТНОСТИ: ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ / ПСИХОЛО-ГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ / PEDAGOGY / MUSEUM CULTURE / THE MUSEUM WEDNESDAY / A TEACHER OF FINE ART / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / COMPETENCE: HISTORICAL / METHODOLOGICAL / PEDAGOGIC AND PSYCHOLOGICAL / COMMUNICATIVE / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штанько Ирина Вениаминовна, Цун У.

В статье дается исторический аспект развития музейной педагогики за рубежом и в России, раскрывается проблема использования музейной педагогики в педагогической практике учителя. Представлены задачи, принципы и подходы к включению в практику вуза интегрированного учебного модуля по изучению музейной педагогики будущими учителями изобразительного искусства. Предлагаются разработанные авторами компетенции педагога в области музейной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of the future teacher of fine arts to use the means of museum pedagogy in the educational and educational process

The article presents the historical aspect of the Museum pedagogy abroad and in Russia, revealed the issue of the use of Museum pedagogy in teaching practice of the teacher. Provides the objectives, principles and approaches to incorporate into practice of the UNIVERSITY integrated training module on the study of Museum pedagogy future teachers of fine arts. Are offered developed by the authors competence of the teacher in the field of Museum pedagogics.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к использованию средств музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе»

УДК 37.018.46; 371.233.4; 372.87

И. В. Штанько, У. Цун

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье дается исторический аспект развития музейной педагогики за рубежом и в России, раскрывается проблема использования музейной педагогики в педагогической практике учителя. Представлены задачи, принципы и подходы к включению в практику вуза интегрированного учебного модуля по изучению музейной педагогики будущими учителями изобразительного искусства. Предлагаются разработанные авторами компетенции педагога в области музейной педагогики.

The article presents the historical aspect of the Museum pedagogy abroad and in Russia, revealed the issue of the use of Museum pedagogy in teaching practice of the teacher. Provides the objectives, principles and approaches to incorporate into practice of the UNIVERSITY integrated training module on the study of Museum pedagogy future teachers of fine arts. Are offered developed by the authors competence of the teacher in the field of Museum pedagogics.

Ключевые слова: музейная педагогика, музейная культура, музейная среда, учитель изобразительного искусства, индивидуальный образовательный маршрут, компетентности: искусствоведческая, методическая, психолого-педагогическая, коммуникативная, исследовательская.

Keywords: pedagogy, museum culture, the Museum Wednesday, a teacher of fine art, individual educational route, competence: historical, methodological, pedagogic and psychological, communicative, research.

Одной из приоритетных задач современной системы профессионального образования является подготовка инициативного, творческого педагога, сочетающего в себе высокий уровень культуры, образованности, профессиональной компетентности, которые способствуют успешному осуществлению профессиональной деятельности на основе взаимодействия с различными социальными институтами, одним из которых является музей.

В настоящее время роль музея рассматривается с позиции его места в социокультурном пространстве, она связана с расширением

разнообразных функций, в том числе воспитательно-образовательных. В данной сфере идет поиск новых подходов и новых форм взаимодействия со взрослыми и детьми, образовательными организациями. Создаются интерактивные мероприятия, разрабатываются музейно-педагогические программы разных направлений, что способствует развитию музейной педагогики как инновационного направления педагогической науки, изучающей обучение, воспитание и развитие учащихся на музейном материале.

Понятие «музейная педагогика» не ново, оно впервые было сформулировано в конце XIX в. в Германии (Э. А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн).

Известные исследователи в области музейной педагогики Е. Б. Медведева и М. Ю. Юхневич, изучая становление музейной педагогики в Германии и России, отмечают, что она первоначально трактовалась как направление музейной работы с учащимися. Гамбургский художественный музей стал колыбелью музейной педагогики, а ее «отцом» - директор музея, по первой профессии школьный учитель А. Лихтварк (1852-1914).

Впервые введя понятие «музейные диалоги», А. Лихтварк стал основоположником музейно-педагогической методики, цель которой развить умение творчески воспринимать произведение искусства через понимание замысла художника.

Есть еще одно мнение, авторами которого являются Г. М. Го-гоберидзе и М. Г. Чесняк. Они считают, что зародилась музейная педагогика в России, по инициативе органов народного образования Санкт-Петербурга (1864 г.) и стала применяться в области профессиональной подготовки учителей. Известные педагоги того времени, такие как Н. А. Корф, Д. Д. Семенов, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Модзалевский, организовывали при музеях кружки для учителей и родителей.

Одним из первых детских музеев в России можно считать детский клуб «Сетлемент» во главе с С. Т. Шацким, Л. К. Шлегер и А. У. Зеленко, который работал с 1905 по 1908 г. в Москве.

Почти одновременно, в 1907-1908 гг., в Курске при Семеновской публичной библиотеке существовал музей «Детского труда» под руководством учителя Н. Г. Гогунцова.

Особый интерес представляет проект специального детского музея, предложенный А. У. Зеленко в 1925 г. Исследователь изучал интересы детей, подбирал формы, в которых дети смогут лучше

заинтересоваться, пережить и осознать новые впечатления от собраний детского музея и в каком направлении пойдут после этого новые запросы детей. А. У. Зеленко предлагал такие необходимые для детских музеев отделы: первого знакомства с музеем, серьёзных научных интересов, развития органов чувств, детских коллекций и любимых вещей, приключений и диковинок.

В 60-е гг. XX в. возросла социальная роль музеев в обществе, музейная педагогика начала формироваться как особая отрасль знаний и исследований.

Отечественное определение музейной педагогики родилось в 1989 г. в НИИ культурологии, когда М. Ю. Юхневич предложил определять музейную педагогику как научную дисциплину, находящуюся на стыке музееведения, педагогики и педагогической психологии, которая занимается исследованием принципов, методов и форм реализации образовательной деятельности музеев, предметом которой являются образовательные аспекты музейной коммуникации [1].

С начала 1990-х гг. в отечественном музееведении получило распространение понятие «культурно-образовательная деятельность», подразумевающее образование в пространстве музея, организованное на основе сотрудничества музея с различными организациями, социумом, образовательными учреждениями.

Наши интересы в области музейной педагогики лежат в плоскости исследований опыта взаимодействия образовательных организаций с художественными музеями. В связи с этим нам близко определение музейной педагогики, разработанное Б. А. Столяровым. Он определяет музейную педагогику как междисциплинарную область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения, и построенную на его основе специфическую практическую деятельность, ориентированную на передачу художественного опыта в условиях музейной среды [2].

Центральным для этой отрасли педагогического знания становится понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации - осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде.

На развитие музейной педагогики оказала влияние теория диалога культур М. М. Бахтина, В. С. Библера. Художественный

музей становится местом осуществления культурно-исторического диалога, поиска новых форм общения с культурными ценностями через погружение личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники культуры и исторические реликвии.

В Российском научно-практическом центре по проблемам музейной педагогики, созданном в Государственном Русском музее Санкт Петербурга в 1990 г., разработана первая современная отечественная концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования от детского сада до вуза.

В рамках концепции выделены следующие направления образовательной деятельности:

• художественно-педагогическое - формирование и развитие художественного восприятия и творческой сферы личности;

• познавательное - изучение истории искусства как части мировой художественной культуры;

• гуманитарно-междисциплинарное - искусство по отношению к другим дисциплинам и технологиям.

Во многих отечественных работах последних лет по проблеме «музей - дети» (Е. Г. Ванслова, М. А. Волчкова, Н. Г. Макарова, М. В. Мацкевич, М. Ю. Юхневич и др.) подчёркивается необходимость учитывать возрастные психологические особенности аудитории, тип ведущей деятельности, познавательные возможности ребенка в каждый период его жизни [3].

Разработанная в Третьяковской галерее старшим научным сотрудником, к.п.н. М. В. Мацкевич программа «Путешествие в мир русской живописи» строится на уникальных методах музейной педагогики, таких как «вхождение в картину», «проживание содержания», «включение чувств» и т. д.

Н. А. Кульчинская, автор книги для педагогов и родителей «Ребенок в музее», разработала методику развития детского художественного восприятия на разных возрастных этапах через целевую серию игр, занятий, бесед, экскурсий, проводимых на материале прикладного искусства, скульптуры, живописи, выделены этапы обучения по возрастному признаку.

М. А. Волчкова, исследуя развитие творческих способностей детей в музейно-усадебной среде, выделяет ее значительный образовательный потенциал: предметно-информационную обогащенность,

наличие образцов творческой деятельности, эмоционально-ценностную обогащенность, знаково-символическую насыщенность.

Основываясь на научно-методических разработках ученых, искусствоведов, музейных работников и педагогов-практиков, выведем основные задачи музейной педагогики:

1. Приобщение к музею и музейной культуре с раннего возраста. Формирование потребности в общении с культурным наследием и ценностного отношения к нему.

2. Активизация творческих способностей личности и творческой деятельности в музее. Поиск новых форм общения с культурным наследием.

3. Создание многоступенчатой системы музейного образования (школа - музей - учреждения дополнительного образования - вуз).

В последнее десятилетие широко разрабатываются и внедряются в практику музейно-педагогические образовательные программы:

• Программа «От 6 до 16» по музеям Кремля (С. А. Калмыкова, Т. С. Молярова).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Предметный мир и культура» (М. Ю. Юхневич, Н. Г. Макарова).

• «Музей и культура в начальной школе» (Е. Г. Ванслова).

• «Здравствуй, музей!» (Б. А. Столяров, Всероссийский центр музейной педагогики, Русский музей г. Санкт-Петербурга).

Осуществить связь музея с образовательными организациями, создать единую педагогическую систему помогут профессионально подготовленные педагоги, обладающие психолого-педагогическими знаниями, знакомые с музейным делом, понимающие язык художественной экспозиции.

Трудно переоценить роль художественного музея в формировании личности будущего учителя изобразительного искусства. В. С. Кузин писал, что «особенно большую помощь приносит посещение музеев, выставок в годы начала формирования личности художника как профессионального мастера» [4].

Надо отметить, что эти слова в полной мере относятся и к профессиональной подготовке будущего учителя и педагога дополнительного образования художественной направленности.

Изучив различные формы организации работы по освоению студентами основ музейной педагогики, мы пришли к выводу, что

в связи с различными условиями и подходами разные вузы самостоятельно разрабатывают собственные программы, основанные на базе требований стандарта.

В статье мы представим разработанный нами учебный модуль по изучению музейной педагогики, с учетом особенностей Дальневосточного региона и апробированный в условиях факультета искусств рекламы и дизайна Тихоокеанского государственного университета.

Первым этапом нашей научно-исследовательской работы в области поиска основных подходов по введению музейной педагогики в систему профессионального обучения будущих учителей изобразительного искусства стало изучение вопросов, касающихся вышеуказанной проблемы в учебных дисциплинах «История искусств», «Композиция», «Психология», «Педагогика».

Мы внесли в тематику изучаемых дисциплин разделы, связанные с особенностями восприятия и влияния искусства на детей разной возрастной категории, методику игровых и интерактивных методов обучения, а в курс «История искусств» и «Композиция» -содержание из области художественного построения и анализа произведения, языка, средств выразительности, видов и жанров изобразительного искусства.

Ведущими принципами построения данного курса стали интерактивность и комплексность, позволяющие расширить представления студентов, полученные на теоретических занятиях в пространстве взаимодействия и диалога с произведениями изобразительного искусства в музее на основе интеграции теоретического и практического знания.

Нами были выделены ведущие подходы: личностно-ориенти-рованный, деятельностный, контекстный. На их основе формировалось и базировалось содержание всей программы модуля, строилась методика образовательного процесса, в том числе организация практических занятий в пространстве художественного музея (в т. ч. виртуального).

Разработанный нами учебный модуль по музейной педагогике, рассчитанный на 72 ч., мы предлагаем вводить на II курсе как квалификационную практику.

Требования Государственного образовательного стандарта определили задачи, цель, содержание и систему организации обучения по спецкурсу учебного модуля. Цель квалификационной

практики заключается в изучении основных коллекций художественных музеев Дальнего Востока и Китая и овладение педагогическим инструментарием музейной педагогики. В процессе изучения курса необходимо научить студентов критически оценивать явления искусства, разбираться в стилях и направлениях, грамотно и профессионально анализировать художественные произведения. Во время посещения музеев студенты будут фиксировать сведения об основных произведениях, составляющих уникальность той или иной музейной коллекции, делать зарисовки наиболее интересных с точки зрения дизайнерских решений предметов прикладного искусства.

Основными задачами практики как важного этапа профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства являются:

• установление связи теории с практикой;

• приобретение будущими учителями изобразительного искусства навыков формально-стилистического, содержательного, композиционного и смыслового анализа рассматриваемого произведения искусства;

• овладение методами организации работы с учащимися в пространстве музейной экспозиции;

• формирование художественно-творческих способностей, эстетического вкуса и других профессиональных качеств будущих педагогов (наблюдательности, образного мышления, творческого воображения) для осуществления продуктивной организации педагогического процесса на уроках изобразительного искусства, внеклассных мероприятиях (творческих кружков, дизайн-студий, детских выставок и др.).

Программа модуля состоит из теоретического и практического разделов. Теоретический раздел (12 часов) включает в себя краткий курс лекций, раскрывающих основные разделы, необходимые для изучения, которые дадут представление о различных направлениях музейной педагогики:

• Культурно-исторические аспекты становления музейной педагогики.

• Художественно-педагогические возможности использования музеев в учебно-воспитательном процессе.

• Ведущие концепции и современные программы по музейной педагогике.

• Основы искусствоведческих знаний при работе с произведением изобразительного искусства.

• Методы и технологии ознакомления учащихся разной возрастной категории с произведениями изобразительного искусства.

• Формы и методы взаимодействия музея и образовательного учреждения.

Практический раздел (60 часов) связан с посещением музейных экспозиций, выставок классического, современного и народного искусства, мастерских художников и рассчитан на «живое» ознакомление с произведениями искусства, в ходе которого студентам предлагается осмыслить место и значение этих произведений в контексте всего развития изобразительного искусства.

Нами был заключен договор о сотрудничестве с Хабаровским краеведческим музеем, Музеем западноевропейского искусства, Центром народной культуры, выставочным залом и Хебейским художественным музеем (КНР).

Совместно с искусствоведами и работниками методических центров музеев были разработаны образовательно-методические маршруты для студентов, на основе которых был составлен индивидуальный план. Индивидуальный образовательный маршрут включал учебные экскурсии, лекции, учебные поисково-исследовательские задания, творческие задания, методические задания, работу в запасниках, консультации с искусствоведами и др.

Студенты составляли тексты искусствоведческих рассказов по одной картине или серии картин, разрабатывали маршруты тематических экскурсий, дидактические игры для учащихся, проводили исследования по изучению творчества художников. Работники музея и преподаватели проводили консультации с опорой на знания студентов, полученные при изучении истории искусств, композиции, педагогики, психологии.

В процессе обучения студенты будут вести дневник. В дневник войдут цель, задачи профессиональной практики, индивидуальный план прохождения и результаты по каждому этапу. Студент фиксирует индивидуальный план и делает краткий отчет о результатах практических, творческих и контрольных работ и экспериментальных данных с указанием сроков проведения запланиро-

ванных мероприятий. Итогом прохождения квалификационной практики является творческая, научно-исследовательская или методическая работа студента по выбору.

Содержание программы модуля завершается предполагаемыми результатами, т. е. знаниями, умениями и навыками студентов, полученными в процессе обучения, основанными на компе-тентностях, необходимых в этой области.

На основе Государственного профессионального стандарта нами разработаны компетентности будущего учителя в области музейной педагогики. Данные компетентности включают в себя общее (на основе стандарта) и особенное, в котором выделена специфика деятельности будущего учителя в направлении музейной педагогики.

Искусствоведческая компетентность характеризуется владением студентами основами искусствоведческих знаний в области изобразительного искусства, знаниями о видах, жанрах, языке, средствах выразительности и художественных стилях изобразительного искусства, искусствоведческим словарем, навыками анализа художественного произведения.

Психолого-педагогическая компетентность характеризуется знанием о возрастных психолого-педагогических особенностях детей и подростков, знанием психологических основ воздействия искусства на ребенка в различные возрастные периоды и влиянии искусства на развитие личности, о сенситивных периодах развития в области изобразительного искусства.

Методическая компетентность характеризуется сформиро-ванностью у студентов владения практическими навыками в области музейной педагогики, умения определять и конкретизировать художественно-педагогические задачи, содержание и методы, отбирать художественный материал и художественную информацию, создавать экспозиции, разрабатывать содержание и проводить экскурсии.

Коммуникативная компетентность характеризуется умением организовать диалог, групповое общение, навыками ораторского мастерства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследовательская компетентность характеризуется умением вести информационно-поисковую деятельность в разных источниках информации, способность интерпретировать и структурировать знания и информацию из разных областей, составлять научно-методические и учебно-методические тексты, проспекты [5].

Выделим условия, необходимые для эффективного формирования вышеуказанных компетентностей:

• введение музейно-педагогического компонента в содержание теоретической подготовки будущих педагогов, в частности в дисциплины: педагогика, психология, история искусств, композиция;

• разработка программного модуля по музейной педагогике;

• выполнение в ходе педагогической практики комплекса му-зейно-педагогических заданий;

• погружение будущих учителей в музейно-педагогическую среду в процессе внеаудиторной работы.

Предлагаемая программа готовит будущих учителей изобразительного искусства включать в свою педагогическую деятельность технологии музейной педагогики, что позволит раздвинуть границы взаимодействия музеев, образовательных организаций и вузов, расширяя возможности социокультурного пространства, способствующего художественно-эстетическому воспитанию и развитию подрастающего поколения.

Примечания

1. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства. М., 1983.

2. Столяров Б. А., Бойко А. Г. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. 318 с.

3. Бойко А. Г. Создание системы музейно-педагогических разработок и оптимальные условия инновационного взаимодействия музея и школы повышенного типа // Междунар. муз.-педагог. семинар «Здравствуй, музей» 1995 г. СПб., 1995. С. 18-24; Ванслова Е. Г. Программа курса «Музей и культура» // Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения : экспериментальное метод. пособие / под ред. Е. Г. Вансловой. М. : МИРОС, 1995. 165 с.; Кульчинская Н. Л., Кульчинская А. А. Игры в музее // Человечек. 2003. № 1.

4. Кузин В. С. Указ. соч.

5. Штанько И. В. Индивидуальная образовательная траектория как средство непрерывного повышения квалификации педагога дополнительного образования художественно-эстетического профиля : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Педагогическая академия последипломного образования. М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.