Научная статья на тему 'Музейная педагогика в свете тенденций развития исторического образования XXI века'

Музейная педагогика в свете тенденций развития исторического образования XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4388
1367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК / МУЗЕЙНАЯ ИГРА / ИМПРОВИЗАЦИЯ / МУЗЕЙНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSEUM PEDAGOGICS / COMMUNICATION / INTERACTIVE LESSON / MUSEUM PLAY / IMPROVISATION / MUSEUM RECONSTRUCTION / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Марина Владимировна

Статья посвящена различным взглядам и трактовкам музейной педагогики как науки, моделям музейно-педагогических программ, формам познавательной деятельности детей в музее, партнерству музея и школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUM PEDAGOGICS IN THE LIGHT OF TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF HISTORICAL EDUCATION IN THE ХХI CENTURY

The article is devoted to different views and interpretations of museum pedagogics as a science, models of museum and pedagogical programs, forms and methods of cognitive activity of children in a museum, the partnership between Museums and schools.

Текст научной работы на тему «Музейная педагогика в свете тенденций развития исторического образования XXI века»

1УДК 371 ББК 74.200

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СВЕТЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

М. В. Короткова

Аннотация. Статья посвящена различным взглядам и трактовкам музейной педагогики как науки, моделям музейно-педагогических программ, формам познавательной деятельности детей в музее, партнерству музея и школы.

Ключевые слова: музейная педагогика, коммуникация, интерактивный урок, музейная игра, импровизация, музейная реконструкция, творческая деятельность.

MUSEUM PEDAGOGICS IN THE LIGHT OF TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF HISTORICAL EDUCATION IN THE XXI CENTURY

M. V. Korotkova

Abstract. The article is devoted to different views and interpretations of museum pedagogics as a science, models of museum and pedagogical programs, forms and methods of cognitive activity of children in a museum, the partnership between Museums and schools.

Keywords: museum pedagogics, communication, interactive lesson, museum play, improvisation, museum reconstruction, creative activity

В соответствии с Историко-культурным стандартом, Федеральным государственным образовательным стандартом и Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 г. одной из задач школьного исторического образования провозглашены «знание истории культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества» [1, с. 13; 2]. К личностным результатам освоения школьниками истории Стандарт относит «воспитание российской гражданской идентичности, в том числе за счет расширения поисковой музейно-краеведче-ской деятельности школьника» [1, с. 7-8].

В ракурсе заявленных задач важнейшая роль отводится музею, который не только способствует сохранению культурного и природного наследия, но и играет большую роль в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения. Занятия в музее учат школьников видеть историко-культурный контекст вещей, способствуют умению реконструировать образы соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, форми-

руют уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему гуманистических ценностей. Музейная педагогика призвана осуществлять нетрадиционный подход к образованию и способствовать самореализации каждого ребенка.

В нашем историческом образовании давно сложилась прочная традиция сотрудничества музеев со школами, которая до сего дня зиждилась на формуле: музей дает школьникам дополнительные знания и возможность заниматься творчеством после звонка на необычной площадке. Это сотрудничество - плод совместных многолетних усилий учителей - подвижников и талантливых музейных педагогов. При этом музей всегда позиционировался как интересное, важное, но все-таки дополнительное и вспомогательное средство учебно-воспитательного процесса. Несмотря на наличие в музеях детских центров, просветительских отделов и секторов музейной педагогики, большинство из них занимаются дополнительными образовательными программами, кружками и мастер-классами.

Однако сегодня произошла кардинальная смена музейно-педагогической парадигмы и образовательной траектории музея, в последние годы стала стремительно возрастать его роль в образовательном процессе. Два года назад Департамент образования и Департамент культуры г. Москвы выступили с инициативой треть уроков по истории, литературе, биологии, химии, физике, мировой художественной культуре и изобразительному искусству проводить за пределами учебных классов в музеях столицы. В июне 2014 г. был объявлен конкурс для поддержки творческих учебных музейных проектов для школьников. Запущенный в действие проект «Урок в музее» предполагает организацию занятия или цикла занятий, направленных на усвоение классом содержания предмета в соответствии с ФГОС.

Урок в музее - это не экскурсия, а именно урок с организацией самостоятельной творческой деятельности учащихся в музейном пространстве. Музейные уроки предполагается строить на основе музейного собрания, использовать преимущества среды для более наглядного и глубокого изучения предмета. Уроки должны соотноситься с программой, содержать материалы для подготовки к уроку, закрепления и оценки. Проект «Самостоятельная работа» включает в себя создание детских музейных гидов, путеводителей, рабочих тетрадей, мульмедийных программ, образовательных интернет-сайтов. Создатели данного проекта, безусловно, отдают себе отчет в том, что урок в музее отличается от школьного урока структурой, методами и приемами проведения, уровнем организации познавательной деятельности ученика. Это особый урок, который проводится в условиях «насыщенной» наглядности, необычной обстановки и движения - и все эти преимущества отвечают детской психологии.

Сразу же встал ключевой вопрос: кто эти уроки проводит? Документы указывают на то, что проект «Урок в музее» может быть реализован музейным сотрудником или учителем в музее. Музейные педагоги сделали большой шаг навстречу школьному историческому образованию через использование на своих занятиях приемов школьного преподавания и специальной детской учебной литературы - рабочих те-

традей, словариков, листков активности, детских путеводителей с заданиями, детских журналов, буклетов, сувениров, видеопродукции. Музейный педагог знает экспозицию и музейный предмет, может изучить ФГОС и программы и соотнести их с познавательными возможностями своего музея, но не ребенка, так как в большинстве своем глубоко не изучал педагогику, психологию и особенно методику. Музейным сотрудникам очень трудно разработать учебные занятия и уроки для определенного возраста. Модель партнерских отношений музея и школы сегодня должна базироваться на интеграции школьной и музейной педагогики в рамках детских центров при музеях.

В этом плане в более выигрышном положении находится школьный музей, которым, как правило, занимается учитель. Сегодня школьный музей - это научно-исследовательский центр, своеобразный кластер, база для самостоятельных исследований школьника, это детский форум, клуб, поле для неформальных коммуникаций участников образовательного процесса, споров, дискуссий, конференций, постановок, это и институт социализации школьника с освоением новых профессиональных ролей, это и необычный учебный класс, где проводятся уроки истории [3].

В государственный музей, как показывает практика, даже «продвинутого» знающего школьного учителя в качестве экскурсовода пускают редко. Объясняют это отсутствием у учителя музейного образования, недостаточным знанием экспозиции, а сегодня еще и коммерческими интересами. Редкие музеи допускают даже самых эрудированных учителей вести урок или сделать детский проект в музее, замечательные и выдающиеся музейные педагоги не имеют возможности помогать учителю, создавать экспозиции в школе, учитель и музейный педагог не имеют единого информационного поля, и их отношения строятся вопреки их желаниям на коммерческой основе. Проект «Программа для учителя» в рамках общей программы «Урок в музее» предполагает создание музеем пособий для учителя по использованию музейных ресурсов в образовательном процессе. Например, создана серия пособий «Кремль - школе» Музеев Московского Кремля.

Несомненно, речь идет о новой для нашей страны образовательной практике организации уроков истории и других предметов в музейном пространстве. Исполнителями данных проектов, прежде всего, будут учитель-предметник, который должен осваивать премудрости музейной профессии, и музейный педагог, который должен стать учителем и овладевать технологией современного урока. Важно, чтобы в этой образовательной траектории выстроилась система тесного партнерства музея и школы. Опыт такого сотрудничества существует во многих странах, там никого не удивляют переполненные школьниками в первой половине дня залы государственных музеев. Девиз зарубежного опыта партнерских отношений и сотрудничества музея и школы - «Помогите нам помочь вам». При музеях действуют специальные учительские мастерские, практикуются годичные стажировки учителя истории в музее через каждые 7 лет, причем у него полностью сохраняется школьная зарплата. Представляется позитивным опыт Британского музея и других музеев Великобритании, где учителям доверяют вести занятие со своими детьми, а музейные педагоги предоставляют школьному учителю необходимые ресурсы, которыми он может воспользоваться на уроке и при его подготовке. Зайдите на сайты английских музеев, там везде есть школьная страничка. Учителю предлагаются маршруты посещения музея с детьми разного возраста с разным набором и количеством экспонатов и разными резервами времени посещения. На странице школьника есть интересные творческие задания для школьников, при успешном выполнении которых в системе онлайн они могут уже в музее получить призы. Европейские музеи реализуют программы так называемого «непосредственного обучения», когда учитель ведет своих учеников вместо урока в школе на урок в музей. Такое партнерство строится на абсолютном доверии музея и школы друг другу. Таким образом, у партнерства музея и школы в России огромные неиспользованные возможности, а в реализации этих задач ведущая роль принадлежит новой развивающейся науке -музейной педагогике.

Исследователи разводят понятия «музейная педагогика» и «культурно-образовательная дея-

тельность музеев». Первое означает научную дисциплину, а второе - традиционное направление практики музейной деятельности [4, с. 305]. Эти две стороны - теория и практика -живо реагируют на новые тенденции в развитии исторического образования, отражают изменения в гуманитарном знании, педагогике и музейном деле. Музейная педагогика не только обобщает опыт, но и создает новые методики и музейно-педагогические программы. Известный специалист М. Ю. Юхневич дает такое определение: «Музейная педагогика - научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему» [5]. Развитие музейной педагогики привело к тому, что в последние годы в музеях появились образовательные концепции и новые педагогические технологии, направленные на творчество и развивающую познавательную активность юных посетителей.

Музейная педагогика развивается на основе ряда современных принципов. Идеи непрерывного образования, принципа музейной коммуникации и диалога с активным маленьким посетителем направлены на восприятие музейного пространства как «своего», а не «чужого». Школьник как активный участник коммуникации задает вопросы, высказывает свое мнение, спорит в процессе музейного урока. Принцип музейной анимации основан на «оживлении» и театрализации музейной среды, экспонатов и участников образовательного процесса. Принцип культуры участия предполагает превращение музея в сценическую площадку для творчества детей. Наконец, принцип информационной среды реализуется за счет включения интерактивных гидов, планшетов в экспозиции и участия школьников в мультимедийных программах.

Современная музейная педагогика, безусловно, опирается на педагогическое наследие прошлого. Само понятие «музейная педагогика» появилось в Германии и изначально было сориентировано на работу с детьми. Немецкий педагог и создатель рабочей школы Г. Кершен-штейнер предложил модель специальной учебной экспозиции, которую он назвал «школьным учебником», построенной в соответствии с педагогическими принципами и школьной программой. В ней были разделы,

главы и параграфы, как в учебнике. Такая экспозиция Музея шедевров естествознания и техники в Мюнхене провоцировала детей в процессе осмотра музея на познавательную активность, ибо, кроме экспонатов, предполагала движение моделей и показ кинофрагментов. В наше время, например, экспозиция Музея связи в Санкт-Петербурге полностью построена на этих принципах. Дети соединяют абонентов начала ХХ в. и изучают телефонную связь, дают свет в «квартиры воображаемого дома» и изучают электричество, берут друг у друга интервью и затем эти материалы показывают по телевизору прямо в залах музея. Второй видный деятель музейной педагогики, директор Гамбургской картинной галереи А. Лихтварк сделал музей образовательным учреждением и обосновал метод «музейных диалогов» вокруг одной картины или экспоната вместо урока. Дети делали на этих занятиях краткие собственные аннотации к картинам. Такой метод использует в наши дни Детский центр «Музе-он» ГМИИ им. А.С. Пушкина и другие художественные музеи.

Немецкий педагог Г. Фрейденталь в своей книге «Музей - народное образование - школа» ввел термин «музейная педагогика». Он предлагал тщательно отбирать музейные экспонаты для показа, исходя из возраста школьника. Он давал детям поисковые задания на экскурсии и закреплял их музейные знания путем творческой самостоятельной деятельности - рисунков, сочинений, поделок и др. По его мнению, музей для младших детей только усиливает наглядность, для средних - углубляет знания, а для старших - формирует мировоззрение. Педагог предлагал музейные занятия проводить не после уроков, когда дети устали, а вместо уроков, в утренние часы. Начальник отдела Музея этнографии в Берлине А. Рейх-вейн пошел еще дальше и предложил сделать доступным музей для учителя, готовить его к проведению экскурсий, создавать учительские общества при музеях и проектировать так называемые дидактические экспозиции для школьников.

Выдающиеся русские ученые - хранитель Румянцевского музея Н. И. Романов и музеевед-теоретик Н. Ф. Федоров выступали против проведения обзорных экскурсий для школьни-

ков, и боролись за проведение музейных уроков с включением их в программы гимназий, училищ и школ. В России еще в 1905 г. усилиями таких деятелей просвещения, как С. Т Шацкий, Л. К. Шлегер и А. У. Зеленко, был создан первый детский музей, в котором дети занимались творчеством на занятиях и в кружках. Одним из направлений деятельности этого музея стало конструирование ребятами жилищ, костюмов и быта разных исторических эпох.

В непростое послереволюционное время в 1920-1930-е гг. известные ученые Н. П. Анциферов, А. В. Бакушинский, Н. А. Гейнике, И. М. Гревс, Б. Е. Райков создали работы по методике проведения экскурсий и музейных занятий для школьников, открывали новые детские музеи. Например, в музее игрушки Н. Д. Бартрама дети изучали историю и быт страны через историю игрушечного дела. В детском музее А. У. Зеленко вместо подписей под экспонатами писали загадки, а входной билет школьники клали около понравившихся экспонатов. Так вечером определяли, какие экспонаты детям интересны, а какие нет. В музее детской книги Я. П. Мексина дети печатали листы книги в воссозданной типографии, делали эстампы своих портретов и создавали газету. При этом все экскурсии для школьников проводили бесплатно.

Становление музейной педагогики как науки в СССР в 1970-1980-е гг. связано с именами А. М. Разгона и Е. Г. Вансловой. А. М. Разгон основал кафедру и лабораторию по музейной педагогике. Он считал, что становление музейной педагогики как научной дисциплины связано не только с осмыслением образовательной деятельности музеев, но и с учетом развития музееведения, педагогики, психологии и социологии. Благодаря усилиям первых педагогов музеи стали больше ориентироваться на школу, в музеях открыли факультативы, абонементы, детские программы. Е. Г. Ванслова создавала программы по работе с младшими школьниками в музее. Она разработала системный подход, который вошел в историю как «музейный всеобуч». Программа включала циклы занятий с применением новых методик, направленных на активизацию ребенка в музее и выявление его творческих способностей. Этими разработками пользуются до сего дня.

В 1990-2000-х гг. благодаря идеям М. М. Бахтина музей стал рассматриваться как место культурно-исторического диалога, в рамках которого начался поиск новых форм общения с детьми. В эти годы прочно утвердилась коммуникативная модель в работе с детской аудиторией. Сегодня вся педагогическая деятельность музея строится на принципах коммуникационного подхода, согласно которому школьник рассматривается не как экскурсант, а как «субъект» образовательной деятельности, имеющий свои интересы и склонности, как равноправный участник диалога. Основной принцип коммуникации - индивидуально-личностная ориентация в проведении учебных занятий.

Современная музейная педагогика разрабатывает новые культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации с детской аудиторией. Компьютерные игры и свободный доступ в Интернет, где можно без труда почерпнуть информацию о музее и музейном предмете, заставляет музейных педагогов разрабатывать уникальные продукты, которые должны составить достойную конкуренцию образовательным практикам современного школьника. Обычная экскурсия теперь может вестись с помощью детского аудиогида, при этом ребенок по своему усмотрению может остановиться около экспоната, затем через некоторое время продолжить движение. Интерактивный аудиогид помогает реализовать дифференцированный подход к ученикам, так как он индивидуально общается с голосом игрового персонажа аудиогида, выполняет задания по мере своих возможностей, слушает соответствующую музыку, пояснения к отдельным экспонатам, если это необходимо, и даже пересылает «послания» в другие века.

В то же время нужно понимать, что музей -это учебное, просветительского учреждение, поэтому музейные программы и музейные уроки не могут превратиться в развлечение. Музейные занятия в зависимости от возраста строятся на основе принципов реконструкции, театрализации, интерактивности и проектирования. Музейное занятие для младших школьников должно строится на приоритете зрительных впечатлений, моторно-двига-тельной активности, поэтому реконструкция и

театрализация лежат в основе музейных уроков данного возраста. Занятие с театральными элементами представляет собой целый спектакль, в который на протяжении всего времени вовлечены дети. Театрализованные занятия строятся по драматургическим законам, что позволяет создать определенный исторический образ. Отчасти такие занятия приближаются к театру, ибо используют приемы зрелищных искусств: костюмы, обряды, ритуалы, музыку. Занятия-спектакли расширяют культурно-образовательное пространство музея. В современной музейной педагогике популярно понятие «живого музея», который призван возвратить памятнику свое реальное назначение и социальное бытование. «Живой музей» включает нематериальные формы бытования духовной культуры: вокал, поэзию, хореографию, вокал, а также обычные материальные не уникальные серийные предметы, бывшие в употреблении в ту или иную эпоху, или копии музейных экспонатов.

Наиболее адекватным занятием для подростка в музее является интерактивное занятие (от англ. interaction 'взаимодействие'), которое строится по принципу взаимодействия детей друг с другом. В процессе интерактивного занятия, на наш взгляд, дети обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают себя и других, погружаются в атмосферу коммуникации в реконструированном определенном времени. Познавательные интересы подростков формируются в самостоятельной деятельности, поэтому необходимо создавать им ситуацию «завоевания» знаний проблемным методом и совместным обсуждением. Осмотр экспозиции музея подростками должен превратиться в творческий поиск. Интерактивность как способ перспективного включения в активные формы взаимодействия и коммуникации становится одним из приоритетных компонентов музейно-педагогической парадигмы исторического образования.

Проектная деятельность в музее наиболее адекватна для умственного развития старшеклассников. Они имеют собственное мнение по разным вопросам, независимы в суждениях, проявляют самостоятельность, критичность, оригинальность и активность в постановке и поиске решения сложных проблем, регулиру-

ют собственные познавательные процессы и проектируют свою деятельность. Содержание учебной деятельности старшеклассников составляет развитие творческого подхода к проблемам, умений принимать решения, анализировать существующие варианты и критически их осмысливать, систематизировать индивидуальный и коллективный опыт и искать средства для реализации идей и достижения желаемого результата. Наиболее ярко эти все черты могут проявиться в музейном «мозговом штурме», на защите музейного экспоната, на аукционе музейных ценностей, при создании своей экспозиции и даже своего музея.

Педагогическая система работы современного музея строится на основе реализации образовательных программ. Они строятся по разным критериям и составляют определенную модель обучения. Директор Центра музейного развития Т. Гафар полагает, что их типология может быть построена на анализе содержания образовательного продукта, приращения образовательного потенциала музея и субъектов образовательного процесса, их включенности в образовательный процесс, на возрастном критерии [6, с. 34]. Реализация всех программ в музее строится на основе педагогики сотрудничества и новых педагогических технологий, направленных на личностное развитие ребенка. Директор Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея Б. А. Столяров предлагает четыре модели обучения в музее. Поисковая модель включает проблемное изложение и исследовательскую деятельность учащихся; коммуникативная модель основана на педагогике сотрудничества; модель имитационного моделирования реконструирует события и образы прошлого в музейной среде; инновационно-игровая модель позволяет включить творческое воображение и воплотить нереализуемую ситуацию [7, с. 272]. По нашему мнению, все музейные занятия следует разделить на пять типов. Игровые занятия сопровождаются переодеванием в персонажи и ролевым разыгрыванием событий и явлений, импровизированные - рассказами детей об экспонатах и выступлениями в роли самих экспонатов, поисковые - поиском экспонатов по заранее заданным параметрам и признакам, моделирующие - собственной творческой ре-

конструкцией явления, картины или персонажа, интерактивные - совместной деятельностью детей через увиденное в музее [8, с. 46]. В основе обеих классификаций положен лич-ностно ориентированный и деятельностный подходы.

Таким образом, в современной ситуации стремительно растет роль музея как образовательного центра, создаются циклы музейных уроков, разрабатываются новые музейно-педагоги-ческие технологии, способствующие реализации положений ФГОС. Музейная педагогика является базовой наукой, которая обобщает культурно-образовательный опыт музеев, формирует траекторию эффективного взаимодействия музея и школы и создает научные основы для реализации образовательных программ, уроков и других форм «культуры участия» школьников.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. - М.: Просвещение, 2014.

2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года [Текст] // Преподавание истории в школе. - 2015. - № 9. - С. 8-9.

3. Шмуратко, Д. В. Нужны ли школьные музеи в современной России? Анализ государственных программ и стратегий [Текст] / Д. В. Шмуратко // Преподавание истории в школе. - 2015. - № 10. - С. 42-43.

4. Шулепова, Э. А. Основы музееведения [Текст] / Э. А. Шулепова. - М., 2005.

5. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. - М., 2001.

- С. 13-14.

6. Гафар, Т. Образование в современном музее: типы программ и направления развития [Текст] / Т. Гафар // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия.

- М., 2012. - С. 29-38.

7. Столяров, Б. А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея [Текст]: учеб. пособие для музейных педагогов и студентов гуманит.-худож. вузов / Б. А. Столяров. - СПб., 2008.

8. Короткова, М. В. Методика реализации культурно-образовательных программ в музейной практике. Музей без барьеров [Текст] / М. В. Короткова. - М., 2013.

REFERENCES

1. Federalnyy Gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Moscow: Prosveshchenie, 2014.

2. Strategiya razvitiya vospitaniya v RF na period do 2025 goda. Prepodavanie istorii v shkole. 2015, No. 9, pp. 8-9.

3. Shmuratko D. V. Nuzhny li shkolnye muzei v sovremennoy Rossii? Analiz gosudarstvennykh programm i strategiy. Prepodavanie istorii v shkole. 2015, No. 10, pp. 42-43.

4. Shulepova E. A. Osnovy muzeevedeniya. Moscow, 2005.

5. Yukhnevich, M. Yu. Ya povedu tebya v muzey:

ucheb. posobie po muzeynoy pedagogike. M., 2001. Pp. 13-14.

6. Gafar T. Obrazovanie v sovremennom muzee: tipy programm i napravleniya razvitiya. In:

Muzey kak prostranstvo obrazovaniya: igra, dialog, kultura uchastiya. Moscow, 2012. Pp. 29-38.

7. Stolyarov B. A. Pedagogicheskie aspekty obra-zovatelnoy deyatel'nosti muzeya: ucheb. posobie dlya muzeynykh pedagogov i studentov gumanit.-khudozh. vuzov. St. Petersburg, 2008.

8. Korotkova M. V. Metodika realizatsii kulturno-obrazovatelnykh programm v muzeynoy prak-tike. Muzey bez baryerov. Moscow, 2013.

Короткова Марина Владимировна, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, академик МАНПО e-mail: [email protected]

Короткова Marina V., ScD in History, Professor, Moscow State Pedagogical University, Academician, International Teacher's Training Academy of Science e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.