1УДК 069.72 ББК 79.1
музейные издания для школьников как методическая основа реализации образовательных программ с детской аудиторией
М. В. Короткова
Статья посвящена важному аспекту современной музейной педагогики - созданию специальной учебной литературы для организации музейных занятий. Автор обращает внимание на теоретические аспекты проблемы и приводит примеры из музейной практики.
Ключевые слова: музейная педагогика, музейный урок, буклет, путеводитель, рабочая тетрадь, интеллектуальная деятельность, творческая деятельность.
MUSEUM PUBLiCATiONS FOR SCHOOL STUDENTS
AS A METHODiCAL BASiS OF iMPLEMENTATiON
OF EDUCATiONAL PROGRAMS WiTH CHiLDREN'S AUDiENCE
M. V. Korotkova
The article deals with such important aspect of modern museum pedagogics as creation of special educational literature for the organization of museum classes. The author focuses on theoretical aspects of the problem and gives examples from the museum practice.
Keywords: museum pedagogics, museum classes, guide-book, exercise book, intellectual activity, creative activity.
В последние годы наблюдается взлет сотрудничества музея и школы, при этом музей рассматривается образовательными учреждениями как важный дополнительный фактор учебно-воспитательного процесса. В последний год это сотрудничество заметно усилилось, так как Департамент образования Москвы и Департамент культуры Москвы выступили с инициативой часть уроков по истории, литературе, мировой художественной культуре, изобразительному искусству и другим предметам проводить за пределами учебных классов в музеях столицы. Запущен в действие проект «Урок в музее», который предполагает проведение занятия на основе музейного собрания, использовать преимущества среды для более наглядного и глубокого изучения предмета. Проект «Самостоятельная работа» включает в себя создание детских учебных материалов для освоения - гидов, путеводителей, мультимедийных программ. Данная статья
адресована методистам, учителям и музейным педагогам, которые должны овладеть технологией проектирования и использования учебных материалов в современной образовательной практике.
В музейной практике сложилась традиционная система классификации всех текстов, которые используются в работе с посетителем. Условно музейные издания делятся на три группы: те, которые приводят детей в музей, те, которые позволяют изучать материалы музея, и те, которые возвращают ребенка в музей.
К первой группе изданий относится буклет, своего рода рекламный листок, детская афиша музея. Это издание должно отвечать требованиям детской психологии, быть кратким, но информативным. Чтобы буклет был адресным и понятным ученику, необходим крупный шрифт, впечатляющие картинки, которые представят самые интересные экспонаты, бренд музея. В буклете должны быть в занимательной форме
представлена информация о местоположении, режиме работы, его услугах, коллекции и детских мероприятиях. Большое значение имеет название буклета. Музейные педагоги предостерегают от употребления в названиях детских буклетов шаблонных словосочетаний типа «Родники памяти», «Путешествие к истокам», «Семейный архив». Их смысл затерт и не воспринимается детским сознанием. По мнению музейщиков, не следует злоупотреблять школьными названиями вроде «Здравствуй, школа!». По мнению А. А. Щербаковой, также не стоит в буклете приводить известные цитаты, которые слишком часто слышат дети, такие как «Недаром помнит вся Россия», «Я помню чудное мгновенье» [1, с. 45-51].
Все детские буклеты по своей функциональной значимости и эстетике оформления мы делим на 5 групп: буклеты об образовательных программах музея, буклеты о детских абонементах и кружках, буклеты о специальных детских выставках, буклеты о деятельности музейных педагогов, буклеты «Детям о музее». Чаще всего буклеты первой подгруппы перечисляют образовательные программы музея и дополняют эти названия картинками с деталями экспозиции или действием во время проведения программ. Музеи также предлагают буклеты на определенный возраст. Наиболее продуктивными буклетами из этой группы считаем буклеты с детскими рисунками и буклеты-раскладки. Государственный музей-заповедник «Царицыно» имеет «взрослый» буклет с фотографиями и буклет с крупным текстом и детскими рисунками Виноградных ворот и Фигурного моста. Музей истории Лефортово в буклете для взрослых освещает историю района, обзор экспозиции и перечень экскурсий. Крупный шрифт текста детского буклета сопровождается забавными рисунками дворянина и крестьянина, Петра I и кота. Адрес музея сообщает ворона. Егорьевский историко-художественный музей создал буклет в виде дома с изображением музея с открывающимися створками. Внутри этого необычного буклета образовательные программы представлены в картинках: именины - пирогом, святки - березкой, Масленица - блинами, азбукиведи - свитком и др. Часто буклеты сопровождают персонажи детства. Так, буклет с детскими программами Государственного му-
зея-заповедника «Павловск» украшает львенок. Буклет с детскими интерактивными занятиями государственного музея-заповедника «Петергоф» украшает Петр Великий с трубкой, говорящий: «У нас не хуже, чем заграницей».
Детские буклеты могут иметь цветовое и иллюстративное решение, которое привлекает школьника в музей. Например, буклеты музеев «Английское подворье» в Москве и «Мир забытых вещей» в Вологде состоят из иллюстраций с детьми в костюмах - так они представляют образовательные программы. Музей русской усадебной культуры «Кузьминки» использует различные цвета для создания буклетов для лучшего восприятия программы. Так, буклеты «Мир зеленых иноземцев» и «Прогулка по птичнику» напечатаны на зеленой бумаге, а «Тайны старинной усадьбы» - на желтой. Цветовые решения используются при создании буклетов, освещающих деятельность музейных абонементов и кружков для школьников. Такие буклеты со страничками разных цветов созданы в Серпуховском историко-художественном музее. Елабужский историко-архитектурный и художественный музей предложил использовать различные цвета для выделения месяцев, в которых будут реализованы занятия абонемента «На Парнасе Серебряного века».
Детские буклеты могут служить афишей выставки для школьников. Буклет Иркутского областного краеведческого музея по выставке игрушек предваряет пословица «Детям не порча игрушка, а порча плохая прислужка», сопровождается контурными рисунками старинных игрушек и панорамным рисунком сцен с детьми вместе с игрушками. Все рисунки сопровождают русские народные пословицы. Московский музей дизайна подготовил для выставки «История упаковки» буклет с забавными обертками конфет времен гражданской войны.
Буклеты, рекламирующие музейно-педаго-гическую деятельность музея, представляют работу Детских музейных центров, Детских исторических музеев, историко-культурных клубов, этноклубов, Детских студий и отделов культурно-просветительской работы. Все эти буклеты представляют свою деятельность преимущественно в фотографиях. Здесь важно необычное название, например «Вернем себе дворец!» (музей-заповедник «Гатчина»), «Сказ-
ка для акварельки» (Радищевский музей). Среди этого ряда выделяется буклет Детского Центра Еврейского музея и центра толерантности. Детский центр назвали «Тут и Там»: так зовут двух мальчиков. Вся информация сопровождается веселыми и емкими картинками, например, квест «Музейный следопыт» или проект «Ура, каникулы!». Тверской государственный объединенный музей снабдил буклет «Детские музейные праздники» рисунками детей 7-9 лет, которые были сделаны на этих праздниках. И это лучшая реклама для привлечения школьников в музей. Буклет Государственного музея-заповедника «Царицыно» называется «Музей, доступный для всех», посвящен инвалидам и сопровождается картой Царицына с услугами для таких детей.
Детские буклеты - это всегда необычная форма предъявления материала. В качестве примера можно привести буклет в форме военного треугольника Государственного военно-исторического музея - заповедника «Про-хоровское поле», который проводит интересные интерактивные программы для старшеклассников - «Фронтовой привал» и «Курс молодого бойца». Другой пример - «сладкие» буклеты для детей. Например, буклет «История со вкусом» Коломенского музея пастилы и буклет «Памятка сладкоежке» Музея шоколада и какао - МИШКА. Последний буклет дает такую рекламу урока истории: «Конфетные фантики, бонбоньерки и упаковки шоколада расскажут вам об исторических событиях нашей страны». Такие буклеты наверняка приведут школьника в музей.
Вторая группа изданий помогает изучать школьнику музейные материалы - это путеводители. Путеводитель - это небольшая книжечка или расширенный буклет, предполагающий маршрут движения ребенка по музею и задания для изучения его экспозиции. Все детские путеводители обычно делят на маршрутные и игровые. Сначала остановимся на маршрутных путеводителях. Функционально такой путеводитель не позволяет ребенку заблудиться в музейном пространстве и выстраивает траекторию маршрута по залам или территории музея. Путеводитель, кроме того, позволяет освоить определенную, адекватную возрасту ученика часть музейной коллекции. При
правильном методическом построении путеводитель позволяет не только поддерживать активность ученика в музее, но и стимулировать его самостоятельные находки и открытия. Понимание маршрутного путеводителя как плана-карты музея с педагогической точки зрения совершенно недопустимо, так как планкарта помогает ориентироваться в музее, но не способствует его изучению. Иногда карта принимает занимательную форму, тогда возрастает ее педагогический потенциал. Петербургский музей кукол разработал путеводитель для детей «Ваша личная карта открытий» в форме викторины с Дуремаром.
В большинстве своем путеводитель музея -это название зала и задания по его экспозиции. В начале мини-путеводителя Этнографического музея «Русский мир и сказки А. С. Пушкина» даны планы залов и пунктиром обозначен маршрут, затем - задания по каждому залу. В Государственном историческом музее создан путеводитель «Путешествие на поезде времени», в котором для каждого зала подготовлены задания. Решение задачи школьником считается пропуском в следующий зал. В маршрутных путеводителях ребенка могут сопровождать занятные персонажи. Например, в путеводителе Государственного дома-музея П. И. Чайковского «В гости к Чайковскому» присутствует персонаж - живая нота ФА-МИ. Путеводитель Всероссийского музея А. С. Пушкина на Мойке в Санкт- Петербурге украшают рисунки персонажей из рукописей А. С. Пушкина - Кот ученый и Золотой петушок, символ первого означает остановку в музее, а второй - домашнее задание. Путеводитель по залам содержит обычно его фотографию, словарик на полях и детский рисунок на тему данного зала. [2]. Правильные ответы по путеводителю суммируются в баллы. В конце путеводителя по дворцу Алексея Михайловича в Москве есть такие слова: «Подсчитай, какое количество баллов ты набрал. Решением Вседворцового Совета тебе, отрок, велено присвоить звание "Умник или умница" - если ты набрал до 10 баллов, "Разумник или разумница" - до 20 баллов, "Вершина или образец премудрости" - если у тебя 21 балл» [3, с. 30].
Маршрутные путеводители по территории музея должны обязательно иметь карту, желательно с интересными фигурками и условными
значками. Путеводитель по Гатчине назвали карманным навигатором путешественника, на последней его странице приводятся рубрики «Кухня впечатлений» и «Диплом отважного путешественника», куда нужно вписать свое имя и написать сочинение. Более сложный вариант путеводителя по территории музея предполагает сравнение планов дворца и сада Ораниенбаума сегодня и 250 лет назад.
Самый сложный вид путеводителя - путеводитель по музейным предметам. Опыт разработки таких путеводителей имеет Эрмитаж. Путеводитель «Большая регата в Эрмитаже» посвящен картинам разных эпох и помогает школьникам проследить, как менялось представление о себе и окружающем мире. Путеводитель по лестницам Эрмитажа предполагает сложный маршрут и комплекс творческих заданий. Путеводители по предметам, как правило, раскрывают определенную тему. Так, серии путеводителей по Саратовскому государственному художественному музею А. Н. Радищева «Новые друзья Акварельки» предполагает поиск в картинах музея животных, растений, детей и т. д. и задания по этим темам. Путеводитель такого типа по Гатчине разделен на три темы -«Особый вид оружия», «Время прячется в часах», «В гости богам Олимпа». Каждая часть имеет свой маршрут по дворцу и комплекс заданий. Серия путеводителей Музея политической истории России на темы истории отдельных десятилетий ХХ в. под общей рубрикой «Когда бабушка и дедушка...» предполагает знакомство и изучение экспонатов музея, связанных с определенным временем.
Игровой путеводитель помогает организовать игровое путешествие школьника по музею и поддерживает постоянную мотивацию ученика на самостоятельные открытия, исследования на основе диалога с экспозицией. Путеводители-путешествия могут быть представлены комиксами, путешествием на тему, путешествием к историческому персонажу или в глубь веков. Путеводители-комиксы представляют собой своеобразный рассказ-прогулку по музею, выполненный в смешных изображениях и рисунках. Занимательность путеводителю придают диалоги с игровым персонажем, который сопровождает ребенка по маршруту. В путеводителе-комиксе «Истории парка Александрия»
музея-заповедника «Петергоф» школьников сопровождают лев и рыцарь [4]. Эти персонажи не случайны, так как Александрия - это плод увлечений Николая I рыцарской эпохой Средневековья.
Наиболее распространены в современном музее путеводители-путешествия на определенную тему. Примерами могут служить следующие путеводители: «Золотой век Екатерины Великой» (Царицыно), Путешествие по маршрутам «Город», «Игра и игрушка» «Отечественная война 1812 года» (Государствепнный исторический музей). Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей разработал путеводитель на тему путешествия «Вслед за царицей», а Ярославский художественный музей - путеводитель «Путешествие в Фарфоровую страну». Тему фарфора в путеводителе раскрывают забавные персонажи -Чашка Василиса, Чайник Пахом Иванович и Блюдце Игнатка. В итоге детям предлагают дорисовать и раскрасить фарфоровый сервиз [5].
Путеводители-путешествия в глубь веков позволяют проследить историю музейного экспоната в определенном хронологическом отрезке времени. В путеводителе «Путешествие колобка» представлены рубрики «Хлебная азбука», «Это интересно», сложные творческие задания: раскрасить фантик, доставить муку с Санкт-Петербург, обставить хлебную лавку [6]. «Путешествие по Каменноостровскому проспекту» на машине времени предполагает творческое изучение одного района Петербурга в разные века. В Путеводителе представлены интерактивные наклейки для воссоздания доходного дома - экспоната Музея истории Санкт-Петербурга. Творческий вариант путеводителя представляет «Путеводитель юного музееведа» Ненецкого музейно-выставочного комплекса. Учащимся дается задание сочинить свои истории о жизни мамонтенка Любы, составить мини-атлас, сделать эскиз шедевра, написать пожелание другу медвежонку Варк [7]. В путеводителе «Первые шаги в литературном музее» школьников сопровождает юный Саша по Государственному музею А. С. Пушкина на Пречистенке в Москве.
Интеллектуальные путеводители содержат творческие логические задания. Путеводитель в форме интеллектуального марафона «Впе-
ред, к Красной поляне!» разработан Калужским областным художественным музеем. Его основная задача - выявить в произведениях искусства музея ответы на задания об Олимпийских играх, Греции и спорте. К интеллектуальным путеводителям относятся столь популярные сегодня путеводители-квесты. Под квестом понимается ключ, ключевое слово, разгадка, которую необходимо найти в процессе изучения экспозиции. Путеводитель-квест - это игра, основанная на поиске целого ряда слов для разгадывания ключевого слова. Поиск слов связан с элементами экспозиции и музейными предметами. Самый простой вариант квеста предполагает определение в каждом зале музея слова, связанного с его экспонатами. В каждом выделенном слове для итогового квеста берется одна буква, из них впоследствии составляется «потерявшееся» слово. Степень трудности квеста зависит от сложности промежуточных заданий в залах. В путеводителе по Государственной Третьяковской галерее школьники должны собрать сложное название картины, ответив на вопросы и задания по другим произведениям искусства. В путеводителе Государственного музея-заповедника Царицыно «Загадки музейной коллекции» в квесте необходимо «восстановить» документ, дописать недостающие слова, которые дети должны найти на экспозиции в залах дворца. Егорьевский музей разработал сложный квест «Сороковая бочка, или Сокровища двух императоров». Название связано с фактом закапывания французами награбленных в Москве сокровищ при отступлении. Одна бочка с сокровищами не была найдена французами, поэтому ее содержимое стало экспонатами музея. Требуется на основе разгадки ребусов по экспозиции отгадать слово «Наполеон». Сложный вариант квеста разработан в музее «Разночинный Петербург». Для отгадки ключевого слова сначала надо выявить две буквы слов, связанных с предметами этого музея, а затем для определения ключа надо посетить еще пять музеев. Это долговременный, но очень продуктивный квест.
Исследовательские путеводители основаны на комплексе заданий, с помощью которых школьники самостоятельно ищут экспонаты музея. Путеводитель К. Меньшиковой типа «Я иду искать» по музею Анны Ахматовой в Фон-
танном доме предполагают поиск технических устройств, которые делали жизнь гораздо удобнее, и которые становились опасными и враждебными для тех лет. Путеводитель Центрального музея связи имени А. С. Попова построен на поиске учениками средств связи столетней и двухсотлетней давности. Все найденные школьниками экспонаты необходимо пронумеровать по времени их возникновения и придумать этикетки с названиями. Путеводители-расследования предполагают заведение «дела» на экспонаты, сбор «улик», оформление протоколов и заполнение досье. Школьник выступает в этом случае в качестве сыщика. Путеводитель может быть создан в форме спектакля, который имеет четкий сценарий и позитивный конец. Все действие в сценарии должно быть последовательно выстроено, иметь завязку, изучение экспозиции в соответствии с ходом сценария и развязку. Примером может служить путеводитель И. Осиповой «Снимаем кино» музея «Разночинный Петербург», где детям предлагают стать помощниками режиссера. Они подбирают костюмы для фильма, реквизит, музейные вещи для сцен и расставляют «актеров» из числа одноклассников по местам.
Третьим видом учебных изданий для школьников является рабочая тетрадь, использование которой после посещения музея призвано вернуть ребенка в музей в следующий раз. Необходимо отметить, что для школьника название «рабочая тетрадь» гораздо привычнее, чем буклет или путеводитель, так как он пользуется предметными рабочими тетрадями в школе и дома. Рабочая тетрадь ориентирует ученика на выполнение по музейной экспозиции заданий более широкого творческого плана. Эти задания предполагают наличие определенного времени, поэтому чаще всего они используются уже после музейного занятия. Рабочие тетради можно разделить на: 1) комплексные (охват всех типов музейных предметов) и 2) тематические (посвящены одному типу экспонатов или одной теме в музейной экспозиции). Примерами комплексных тетрадей являются тетрадь «Заморочки» Государственного военно-исторического музея-заповедника «Куликово поле» и тетрадь «Мир музея - мир ребенка» Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В этих тетрадях разноплановые за-
дания охватывают различные темы экспозиции. Тематические тетради могут быть посвящены одному типу экспонатов, например одежде, посуде или оружию. Так, тетрадь Тульского государственного музея оружия - «Увлекательный мир оружия». Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль» представил тетрадь «Души моей узор», посвященную истории одежды. В этих тетрадях требуется вписать слова, соединить точки в изображение, раскрасить и сделать рисунки. Рабочая тетрадь «Души моей узор» включат творческие задания: написать отзыв, нарисовать рекламную афишу для выставки [8].
Самая распространенная рабочая тетрадь посвящена определенной теме, связанной с проблематикой музея. Выпуски «Загадки Ивана Волкова» (имя героя унтер-офицера) музея-панорамы «Бородинская битва» рассказывают об отдельных сторонах жизни периода Отечественной войны 1812 г. Выпуск 3 посвящен крестьянским загадкам, а 4 - Москве и пожару 1812 г. [9]. Рабочая тетрадь «Герои ДИМа рассказывают о себе» посвящена истории образования. Героями тетради являются мальчики -ученики разных эпох - Онфим, Филиппок и Тема, их обучению посвящены три части тетради. Тетради Н. В. Рощиной и О. В. Йорден «Во Кремлевских во палатах. У царицы на пиру», Е. М. Гавриловой «В некотором царстве, в некотором государстве», созданные в Детском центре Музеев Московского Кремля, посвящены темы еды, пирования и праздников, поэтому используются после проведения одноименных программ для школьников.
Рабочие тетради для школьников можно классифицировать на конкурсные и тетради для самостоятельных работ. Конкурсные тетради включают более простые задания воспроизводящего и преобразующего характера и могут быть использованы для организации состязания, соревнования в процессе ознакомления с экспозицией музея. Этой цели служат задания: вписать названия, имена, авторов, хозяина, отгадать загадки про экспонаты. К такому виду рабочих тетрадей относятся рабочие тетради «Прогулка по древнему городу» (Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник), «История одного острова» (Государственный музей истории Санкт-Петербурга). Более слож-
ный вариант рабочей тетради для школьников предполагает творческие задания повышенной трудности. Рабочая тетрадь «Дар на все времена» Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника предполагает цикл заданий с древнерусским алфавитом, системой обозначения дат и чисел. Это сложные задания, которые требуют времени. Интересное цветовое решение страниц предложено в рабочей тетради «Свет Ясной Поляны»: розовый цвет страниц обозначает задания о грамотности и учении, желтый -о домашнем быте, белый - о зиме, зеленый - о лете, красный - о праздниках. Задания предполагают найти в текстах ошибки, восстановить документ, преодолеть лабиринт, создать и раскрасить собственный рисунок, вписать недостающий предмет в экспозицию.
Таким образом, представленные в статье виды школьной литературы, которые используются в музеях России, являются важной методической основой организации образовательных программ для учащихся. Буклеты, путеводители и рабочие тетради являются ключевыми изданиями в этом процессе, но не исчерпывают всей палитры музейной детской литературы.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Щербакова, А. А. Тексты в музее. Для кого они? [Текст] / А. А. Щербакова // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / под ред. А. А. Щербаковой. - М., 2012. - С. 45-51.
2. Бабкина, Н. Ю. Гатчинский дворец-музей -детям [Текст] / Н. Ю. Бабкина, Н. И. Василенко. - СПб., 2004.
3. Гыскэ, Е. В. Путешествие по дворцу Алексея Михайловича [Текст]: путеводитель для школьников / Е. В. Гыскэ. - М., 2014. - С. 30.
4. Шебуняева, О. История парка «Александрия» [Текст] / О. Шебуняева, Д. Ведерников. - СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2010.
5. Федорчук, А. В. Семейный путеводитель -игра по выставке «Фарфор империи Кузнецовых» [Текст] / А. В. Федорчук, Е. А. Муса-утова, О. С. Волкова. - Ярославль, 2013.
6. Бубырь, И. В. Путешествие Колобка [Текст] / И. В. Бубырь. - СПб., 2011.
7. Атамас, М. И. Путеводитель юного музееведа [Текст] / М. И. Атамас. - Салехард, 2013.
8. Бошко, А. Творческие задания «Души моей узор» [Текст] / А. Бошко, А. Комогорцева. -Ростов, 2005. - С. 12-13.
9. Александрова, Н. А. Загадки Ивана Волкова [Текст]: творческие задания для школьников / Н. А. Александрова, Л. В. Митрошенкова. - М., 2011.
REFERENCES
1. Shcherbakova A. A. Teksty v muzee. Dlya kogo oni? Muzey kak prostranstvo obrazovaniya: igra, dialog, kultura uchastiya. Ed. A. A. Shcherbakova. Moscow, 2012. Pp. 45-51.
2. Babkina N. Yu., Vasilenko N. I. Gatchinskiy dvorets-muzey - detyam. St-Petersburg, 2004.
3. Gyske E. V. Puteshestvie po dvortsu Alekseya Mikhaylovicha: putevoditel dlya shkolnikov. Moscow, 2014. - P. 30.
4. Shebunyaeva O., Vedernikov D. Istoriya parka "Aleksandriya". St-Petersburg: GMZ "Peter-gof", 2010.
5. Fedorchuk A. V., Musautova E. A., Volkova O.
S. Semeynyy putevoditel - igra po vystavke "Farfor imperii Kuznetsovykh". Yaroslavl, 2013.
6. Bubyr I. V. Puteshestvie Kolobka. St-Peters-burg, 2011.
7. Atamas M. I. Putevoditel yunogo muzeeveda. Salekhard, 2013.
8. Boshko A., Komogortseva A. Tvorcheskie zadaniya "Dushi moey uzor". Rostov, 2005. Pp. 12-13.
9. Aleksandrova N. A., Mitroshenkova L. V. Za-
gadki Ivana Volkova: tvorcheskie zadaniya dlya shkolnikov. Moscow, 2011.
Короткова марина владимировна, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, академик Международной академии педагогического образования e-mail: markor13@mail.ru
Korotkova Marina V., ScD in History, Professor, Moscow State Pedagogical University, Academician, international Teacher's Training Academy of Science e-mail: markor13@mail.ru