Научная статья на тему 'Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев'

Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4873
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модели взаимодействия / виртуальное пространство / урок-музей / мобильный музей / виртуальный музей / музейный экспонат в проектной работе / музейная педагогика / информационные технологии / interaction models / virtual space / lesson-museum / mobile museum / virtual museum / museum exhibit in project work / museum pedagogy / information technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. В. Иванова

В эпоху медиа у образовательных организаций и музеев появилась возможность активнее взаимодействовать между собой в области образования и культурно-просветительской работы. Использование новейших технологий дало импульс для зарождения новых форм взаимодействия музеев и образовательных организаций. В статье описан опыт применения наиболее распространенных моделей — «урок-музей», «мобильный музей», «виртуальный музей», «музейный экспонат в проектной работе» — как известными крупными российскими музеями, так и малоизвестными провинциальными. Кроме положительных эффектов использования данных моделей взаимодействия, в статье описаны некоторые возможные риски внедрения этих моделей и предложены организационно-управленческие решения для снижения отдельных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF INTERACTION BETWEEN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND MUSEUMS

It became obvious that in the age of media educational organizations and museums have an opportunity to interact more actively among themselves in the field of education and cultural and educational work. The use of new technologies gave impetus to the emergence of new forms of interaction between museums and educational organizations. The author of the article describes the experience of applying the most common models of “lesson-museum”, “mobile museum”, “virtual museum”, “museum piece in project work”. The author cites the experience of using these models as by well-known large Russian museums, as well as little-known provincial ones. In addition to the positive effects of using these interaction models, the author describes some possible risks of implementing these models and suggests organizational and management solutions to reduce certain risks.

Текст научной работы на тему «Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 373

О. В. Иванова

Научный сотрудник, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва

E-mail:o.ivanova@instrao.

Olga V. Ivanova

Research Fellow, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И МУЗЕЕВ

В эпоху медиа у образовательных организаций и музеев появилась возможность активнее взаимодействовать между собой в области образования и культурно-просветительской работы. Использование новейших технологий дало импульс для зарождения новых форм взаимодействия музеев и образовательных организаций.

В статье описан опыт применения наиболее распространенных моделей — «урок-музей», «мобильный музей», «виртуальный музей», «музейный экспонат в проектной работе» — как известными крупными российскими музеями, так и малоизвестными провинциальными. Кроме положительных эффектов использования данных моделей взаимодействия, в статье описаны некоторые возможные риски внедрения этих моделей и предложены организационно-управленческие решения для снижения отдельных рисков.

Ключевые слова: модели взаимодействия, виртуальное пространство, урок-музей, мобильный музей, виртуальный музей, музейный экспонат в проектной работе, музейная педагогика, информационные технологии.

Введение

Российскому образованию и культуре приходится развиваться в быстро изменяющихся условиях: информационные технологии оказывают огромное

Как цитировать статью: Иванова О. В. Модели взаимодействия о браз ов ательных организ аций и муз еев // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т 2, № 3(51). С. 148-160.

влияние на образовательные и социокультурные процессы. Все большее значение в жизни человека приобретают высокотехнологичные гаджеты и телекоммуникационная сеть Интернет, которые являются неустранимым явлением окружающей действительности и, следовательно, оказывают на нее ощутимое воздействие.

В попытке успеть за временем образовательные организации и музеи в своей деятельности широко используют электронную технику и информационно-коммуникационные технологии. Они открывают доступ каждому школьнику к новым реальностям освоения культуры, приобретения опыта, самовыражения, общения; создают образовательные возможности для учителя, обогащают его методы и приемы; расширяют пользовательскую аудиторию музеев, делают музей открытым и доступным.

В условиях стремительной информатизации музеи и образовательные организации вынуждены наряду с традиционными формами и методами работы разрабатывать новые формы взаимодействия с применением интернет-технологий.

В эпоху медиа изменилась роль ученика. Обучение, ориентированное на ученика, отличается от традиционного, в центре которого стоял учитель. Целью учеников является поиск правильных ответов, а учитель является проводником и наблюдателем.

В век высоких технологий, неограниченных технических возможностей и гигантского объема доступной информации вызывает сожаление тот факт, что информационное и методическое взаимодействие образовательных организаций и музеев, находящихся в подчинении различных ведомств, осуществляется по инициативе руководителей и основывается на их личном опыте и энтузиазме. При этом примеры эффективного взаимодействия убедительно доказывают, что, несмотря на различия в ведомственной подчиненности, музеи и образовательные организации могут ставить перед собой совместные цели и успешно их достигать. Модели, рассмотренные в данной статье, могут использоваться образовательными организациями и музеями для повышения эффективности взаимодействия.

Использование данных моделей выведет на новый уровень совместную работу музеев и образовательных организаций, будет содействовать повышению качества общего образования.

Постановка проблемы

В данной статье рассматриваются модели взаимодействия образовательных организаций и музеев. В настоящее время разработка и использование этих моделей актуальны, так как музеи и образовательные организации взаимодействуют стихийно и бессистемно. Осмысления на теоретическом и методическом уровнях процессов, связанных с информатизацией музейно-образовательного пространства, пока не произошло. При отсутствии серьезной методологической разработки моделей взаимодействия и единой методической базы, связанной с информационными технологиями в музейно-образовательной среде, возникают возможные риски непродуктивного и педагогически необоснованного погружения в использование информационных технологий.

Цель исследования

Целью исследования является рассмотрение наиболее эффективных моделей взаимодействия образовательных организаций и музеев, анализ их практического применения, а также возможных рисков при взаимодействии в виртуальном пространстве.

Методы исследования

В ходе работы применены следующие исследования: анализ деятельности организаций общего образования и учреждений культуры (музеев); экспертный анализ информации, документов и материалов, находящихся в открытом доступе на официальных веб-сайтах организаций; изучение источников; анализ научной литературы по теме.

Результаты

Анализ современного опыта взаимодействия образовательных организаций с музеями показал, что наиболее востребованными являются следующие модели взаимодействия: «урок-музей», «мобильный музей», «виртуальный музей», «музейный экспонат в проектной работе».

Ранее автор статьи уже анализировал ситуацию, рассматривая деятельность музеев в эпоху медиа. Было подмечено, что музеи в эпоху медиа стремительно меняются. Они вынуждены бороться за внимание к себе, удовлетворяя потребности и интересы посетителя. Взаимодействие с ребенком, образовательной организацией, посетителем трансформируется, формируется личностный подход, идет постоянный поиск способов

интерактивной работы, использование мультимедийных технических средств, элементов шоу, интерактивной игры. Это придает живость, наглядность, динамику экспозиции, а самое главное — изменяет статус посетителя, он становится не наблюдателем, а участником [6, с. 117].

Музеи в своей работе используют больше новинок и технических средств. Если говорить о крупных музеях, то они технически лучше оснащены, чем образовательные организации, и обладают мощным образовательным потенциалом, который может быть эффективно использован. Именно на этом успешно строится взаимодействие музея и образовательной организации.

Модель «урок-музей» очень похожа на классические варианты взаимодействия образовательной организации и музея тем, что предполагает очное посещение школьниками музея. Тематика урока и содержание определяется в соответствии со школьной программой, но само занятие проходит на территории музея с использованием его экспонатов, технических и образовательных ресурсов.

В данной модели основную роль играет образовательная организация. Она выступает заказчиком, определяет тематику, цели, даты, периодичность занятий. Образовательная организация, выполняя свои основные функции, использует урок в музее как метод в работе со школьниками. Основной образовательный процесс происходит в школе, а вместо одного из уроков учащиеся отправляются в музейные залы. Под руководством учителя или специально подготовленного музейного педагога они получают новые знания или закрепляют ранее полученные с помощью экспонатов, иллюстрирующих учебный материал, выполняют индивидуальные или групповые задания. Музей играет важную роль, он является «усилителем», небольшой, но очень значимой частью образовательного процесса. Занятие в музее вызывает интерес учащихся и более глубокое погружение в тему, нередко становится ярким событием их жизни.

Примером использования модели «урок-музей» является взаимодействие образовательных организаций г. Елабуги и Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника по музейно-образовательной программе «Музей и школа». Программа направлена на систематическую и длительную работу с детской аудиторией, востребована педагогами в рамках общего образования, а также в качестве комплекса дополнительных образовательных услуг. Охват программы составляет не менее 2 300 учащихся и воспитанников

детских садов (120 классов и групп) — это 25% от общего количества учащихся города Елабуги. В абсолютном исчислении это более 15,5 тысяч посещений музейных занятий в рамках программы в течение учебного года. В рамках реализации образовательной программы «Музей и школа» на базе Елабужского государственного музея-заповедника каждый месяц в течение учебного года в игровой форме проводится урок. На нем дети изучают историю, литературу, биологию, изобразительное искусство.

Преимущества использования модели «урок-музей» очевидны. Работа строится на основе диалога, при очном участии школьников. Как показывает практика, современные школьники в основном «разговаривают» через социальные сети, поэтому проведение не online, а очных занятий крайне важно. Отметим, что использование модели «урок-музей» способствует формированию универсальных учебных действий (УДД). «Следует подчеркнуть, что процесс формирования УУД является существенной составляющей образовательной среды, привлекательной для школьника, так как включает оригинальные, непривычные для предметного содержания задания, пробуждающие его воображение, мышление и в большей мере проявление творческой инициативы» [2, с. 8].

Заинтересованность ребенка повышается при нахождении его в необычном месте — музее. В отличие от традиционной экскурсии по музеям, основная цель которой — рассказать об экспозиции, применение модели «урок-музей» не ставит задачи знакомства с экспозицией музея, музейные ресурсы используются с целью изучения и/или закрепления определенной темы урока.

При применении модели «урок-музей» на практике образовательные организации испытывают ряд сложностей организационно-управленческого характера: отсутствие свободного доступа к музейным ресурсам (только по согласованию с музеем в строго отведенное время), организация перевозки детей, потеря времени на дорогу в музей.

В методическом плане опыт г. Елабуги уникален. Согласование учебных планов и образовательных программ школ с тематикой музейных экскурсий — сложный процесс, требующий великолепного знания музейной экспозиции, с одной стороны, и особенностей организации образовательного процесса — с другой. Ни рядовому учителю, ни отдельному экскурсоводу такая работа не под силу. Реализация данной модели в полном объеме возможна лишь на региональном или муниципальном уровне при условии активной совместной организационно-методической

работы органов управления образованием и культурой. Разумеется, нет и не может быть универсальных методических рекомендаций по внедрению этой модели: многообразие музейных экспозиций создает в каждом регионе уникальные возможности для их использования в образовательном процессе. Основываясь на опыте г. Елабуги, можно рекомендовать разработку аннотированных перечней уроков в форме экскурсий в музеи, расположенные на территории города (региона), а также оказание содействия школам в формировании графиков посещения музеев в учебных целях. При этом региональные органы управления образованием и культурой принимают необходимые организационно-управленческие решения, в том числе касающиеся вопросов оплаты посещения музеев в учебных целях, экскурсионного обслуживания, обеспечения безопасности детей и т.п.*

В ноябре 2014 г. Департаментом образования и Департаментом культуры г. Москвы был дан старт проекту «Урок в музее». В рамках проекта был разработан и успешно апробирован 31 музейный урок (22 московских музея провели 440 уроков для 7 535 школьников).

Музеями, подведомственными Департаменту культуры г. Москвы, ведется активная работа по усовершенствованию старых и разработке новых экскурсионных программ для учащихся образовательных учреждений города. В 2017 году музеи Москвы предлагали 382 образовательных мероприятия, которые охватывали широкий перечень школьных дисциплин для начальной, средней и старшей школы.

Урок в музее — это отдельное занятие или цикл занятий в одном из музеев Москвы в рамках изучения определенного предмета школьной программы. Урок строится на основе музейных коллекций и использует экспозицию музея для более глубокого и прикладного изучения предмета.

Проект призван, с одной стороны, дополнить и разнообразить учебную программу, расширить знания по учебному предмету, а с другой — приобщить школьников к посещению музеев и других учреждений культуры. Для музеев же это возможность не просто привлечь новых гостей, но и вырастить постоянных и лояльных посетителей.

Урок в музее обеспечивает междисциплинарный подход, объединение знаний из разных школьных предметов в цельную картину научного знания. Он обязательно связан с конкретными темами образовательной программы, но также подразумевает исследовательские и творческие задания, выходящие за рамки этой программы [8].

Для развития данной модели сотрудничества образовательных организаций с небольшими региональными и муниципальными музеями перспективным представляется вариант формирования некоего заказа со стороны образовательных организаций, учитывающего как специфику музейной экспозиции, так и потребности образовательных организаций в содействии реализации программ образовательных мероприятий в музейных условиях.

Модель «мобильный музей» предусматривает проведение уроков с использованием экспонатов музея в образовательной организации. Музейные работники вывозят экспонаты или их специально созданные копии в образовательные организации для проведения необычных уроков. Использование данной модели взаимодействия достаточно распространено, особенно в крупных городах. Так, в Москве и Московской области для облегчения подбора занятия создан специальный сайт «Музейный агент» (http://www.museumagent.rU/#catalog). Учителю остается выбрать класс, предмет, тему и отправить заявку. Например, Музей археологии Москвы проводит серию выездных лекций-демонстраций. На них учащиеся 1-х — 7-х классов получают возможность прикоснуться к древней истории Москвы, не выходя из школы. Каждая лекция рассчитана на 45 минут. На занятиях школьники знакомятся с основными археологическими понятиями, узнают, где и как на территории Москвы проводились археологические исследования, какие меры длины использовались в разное время, в какие игрушки играли дети, как зародился счет. Кроме того, у школьников появляется возможность подержать в руках подлинные археологические находки, средневековые игрушки [3].

Музей «Огни Москвы» предлагает выездную программу «Путешествие в прошлое лампочки». Привезенные экспонаты можно трогать руками, кроме того, в ходе урока дети изготавливают настоящую свечку — то есть тот самый предмет, с которого и берет начало история огней столицы. Среди тем выездных занятий Зоологического музея МГУ имени М. В. Ломоносова есть «Жизнь за чужой счет», «Самые-самые», «Прекрасные и опасные», «Почему у тебя такие большие зубы?», «Ластоногие — покорители океана», «Хищные растения». Биологический музей предлагает учащимся школ уроки по темам «Многообразие паразитов», «Паразиты человека», «Удивительное в мире растений», «Растения на службе человека», «Насекомоядные растения», «Одежды животных», «Загадки леса» и «Загадки моря».

Эта модель взаимодействия избавляет образовательные организации от решения организационно-технических проблем, присущих модели «урок-музей». Однако следует обратить внимание на то, что по понятным причинам большинство своих экспонатов музеи не могут вывозить; зачастую возможен только вывоз копий экспонатов.

Интересно, что эту модель переняли и успешно используют школьные музеи, в фондах которых нередко хранятся уникальные экспонаты. В регионах, где разнообразие музеев не столь велико, проведение выездных уроков с демонстрацией музейных экспонатов — это возможность прикоснуться к истории страны, актуализировать знания в области краеведения, биологии, литературы и др.

Модель «виртуальный музей» существенно отличается от классических вариантов. Данная модель не предусматривает очного живого взаимодействия школьника с музеем, оно реализуется только с помощью информационных технологий. Средствами взаимодействия могут выступать страничка в социальной сети, виртуальная экскурсия, специально разработанный портал, образовательный сайт и т.п. Музей разрабатывает интернет-ресурс или приложение для смартфонов. В отличие от стандартного содержания официального веб-сайта контент может содержать описания и изображения экспонатов, интерактивные задания, викторины, конкурсы, обучающие игры, интерактивные экскурсии и виртуальные экспозиции.

Виртуальная экскурсия в музей — это общедоступный инструмент, музейный ресурс, который педагог может использовать на уроках в школе. Учитель, не выходя из школьного кабинета, через мультимедийный проектор или на интерактивной доске показывает виртуальную экскурсию, выставку или ее часть.

Многие музеи России разместили на своих интернет-сайтах виртуальные экскурсии, в том числе художественные музеи (Русский музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева в г. Козьмодемьянске, Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова и др.), музеи-заповедники (Московский Кремль, Петергоф, крепость Нарын-кала, Музей деревянного зодчества Малые Корелы, Музей купеческого быта в г. Козьмодемьянске и др.), этнографические музеи (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (Кунскамера), Российский этно-

графический музей и др.). Крупнейший в стране палеонтологический музей — Дарвиновский музей, военные музеи, музеи техники.

В качестве примера можно привести образовательный портал «Здравствуй, музей», который содержит музейные уроки, учебные видеоматериалы, викторины, интерактивные приложения, олимпиадные тестовые задания по истории и основным критериям и понятиям изобразительного искусства. Например, мультимедийная программа «Русский музей. Гид для детей» — это виртуальная экскурсия по Михайловскому дворцу для детей от 5 до 12 лет, она позволяет узнать интересные факты о произведениях искусства, выполнить игровые задания и увидеть, как оживают картины. Мультимедийная презентация «Строгановский дворец» рассказывает об истории здания и его хозяевах, содержит виртуальный тур по интерьерам дворца, аудиогид с возможностью увеличения и осмотра отдельных экспонатов (http://hello-museum.ru) [5]. Для реализации образовательной программы педагоги могут рекомендовать ученикам установить специальное приложение на смартфон или вступить в группу в социальной сети. Музей взаимодействует со школьниками через сеть Интернет. Школьники получают постоянный доступ к данным ресурсам, могут использовать их при обучении в школе и для выполнения домашнего задания. Эта модель взаимодействия обладает рядом организационных преимуществ: доступ к музейным образовательным интернет-ресурсам осуществляется, как правило, на безвозмездной основе, круглосуточно, необходим только смартфон или компьютер и подключение к сети Интернет. Это значит, что образовательной организации не нужно решать транспортные и административные проблемы для перевозки детей, тратить драгоценное время на дорогу до музея, менять расписание уроков. Важным дополнением в пользу применения данной модели является возможность с помощью приложения проводить мониторинг усвоения нового материала школьниками (через викторины, творческие задания).

Интересен опыт использования учителями российских школ виртуальных экскурсий на уроках и во внеурочной деятельности. Учителя сами подбирают виртуальную экскурсию для урока (или ее часть), определяют частоту использования интернет-ресурсов и их место в образовательном процессе.

Например, в начальных классах школы № 16 г. Клина Московской области учителем Л. Л. Васильевой реализуется программа внеурочной

деятельности «Здравствуй, музей!», включающая наряду с экскурсиями в музеи города виртуальные экскурсии в Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Лувр [1].

Программа внеурочной деятельности «Мир музея» для 5 класса (автор — В. В. Ерохина), реализуемая в МОУ «Клёмовская средняя общеобразовательная школа» Серебряно-Прудского района Московской области, включает виртуальные экскурсии в Московский Кремль, Оружейную палату, музей «Зарайский Кремль» [4].

Развитие модели «виртуальный музей» происходит в социальных сетях, которые активно используются молодежью для общения. Одними из первых российских музеев создали и стали использовать свои странички в социальных сетях для работы с посетителями Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж. Работа в социальных сетях по данному направлению, по нашему мнению, очень актуальна и при этом не требует больших финансовых затрат. Безусловно, одни только представительства в социальных сетях не могут полностью реализовать модель «виртуальный музей», однако они могут быть использованы для обратной связи со школьниками, для мониторинга полученных знаний. К сожалению, в образовательной практике потенциал социальных сетей используется очень скромно, пример систематического использования музейной странички в социальных сетях для реализации основной образовательной программы привести сложно. Региональные музеи недооценивают возможности этого направления работы, учителя также не спешат брать его на вооружение.

Одна из главных причин, на наш взгляд, заключается в том, что создаваемые музеями интернет-ресурсы рассчитаны в основном на привлечение внимания молодежи к экспонатам музея, а не на решение образовательных задач. Сотрудники музеев разрабатывают интернет-ресурсы, исходя из особенностей экспозиции, без ориентации на реализуемые образовательные программы. Кроме того, создавая оригинальный контент и делая его общедоступным, музей, как правило, не занимается продвижением созданных ресурсов. Их разрозненность также препятствует их широкому использованию в общем образовании. Перспективной представляется межведомственная работа по описанию музейных электронных образовательных ресурсов и анализу возможностей их использования при реализации программ общего образования или для самообразования и развития детей и молодежи.

Несмотря на огромные возможности, открывающиеся при применении модели «Виртуальный музей», не стоит забывать о возможных рисках, которые возникают при чрезмерном использовании гаджетов и компьютера. «К примеру, при успешном обучении с помощью информационно-коммуникационных технологий возможно приобретение нездоровой зависимости от интернет-среды, развитие тревожности и утрата социальных коммуникаций в реальном мире» [7, с. 95]. К сожалению, такие случаи не единичны, наиболее им подвержены дети и подростки.

В связи с широким распространением метода проектов в общем образовании в ближайшем будущем можно прогнозировать рост интереса педагогов к модели «музейный экспонат в проектной работе». В данном случае сотрудничество школ и музеев направлено на создание условий для выполнения индивидуальных проектов (или учебно-исследовательских работ) учащимися с использованием музейной экспозиции под руководством сотрудника музея. Определив тему проекта и научного руководителя работы, образовательная организация и музей заключают договор, на основании которого учащийся, разрабатывающий проект, имеет право свободного посещения музея, более свободного по сравнению с другими посетителями режима ознакомления с экспозицией; на определенных условиях в серьезных учебно-исследовательских целях возможно ознакомление учащихся с экспонатами, хранящимися в запасниках. Кроме того, в таком договоре следует определить условия использования изображений экспонатов, хранящихся в музее, в проектных работах учащихся, подготовленных для доведения до всеобщего сведения (например, для участия в публичных конкурсах, выставках и т.п.).

Заключение

Изучение практики взаимодействия музеев и образовательных организаций в области образовательной деятельности показывает, что для эффективного взаимодействия необходима системная четкая организация этого процесса. Применение рассмотренных моделей взаимодействия образовательных организаций и музеев позволит образовательным организациям выбрать наиболее подходящую модель для выстраивания эффективной системы взаимодействия, спланировать возможные риски в целях усиленного осуществления образовательного процесса.

^ Материалы о деятельности Елабужского государственного музея заповедника предоставлены автору сотрудниками Елабужского государственного музея-заповедника в 2018 году.

Литература

1. Васильева Л. Л. Рабочая программа внеурочной деятельности «Здравствуй, музей!» для 1-го класса на 2016-2017 учебный год [Электронный ресурс]. URL: https:/infourok.ru/ rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-zdravstvuy-muzey-v-ramkah-fgos-v-nachalnoy-shkole-1427871.html (дата обращения: 19.05.2018).

2. Виноградова Н. Ф., Рыдзе О. А. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе: формирование познавательных универсальных учебных действий: методическое пособие / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Просвещение: Учебная литература, 2018. 8 с.

3. Выездная программа «Музей в школе» // Музей Москвы: [сайт]. URL: http://mosmuseum. ru/tours/p/vyiezdnaya-programma-muzey-v-shkole/(дата обращения: 17.06.2018).

4. Ерохина В. В. Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир музея» для 5-го класс [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2016/01/12/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-mir-muzeya (дата обращения: 19.05.2018).

5. Здравствуй, музей!: образовательный портал: [сайт]. URL: http://hello-museum.ru (дата обращения: 17.06.2018).

6. Иванова С. В., Иванова О. В. Образовательный потенциал музейных форм // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. Вып. 10 / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). С. 115-123.

7. Ivanova S. V. Pedagogical aspect of information and communication technologies influence upon the educational space // SHS Web of Conferences, Vol. 29 (2016). 2016 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016), Moscow, Russia, June 6-7, 2016 / S. V. Ivanova, E. V. Nikulchev (Eds.) [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1051/shsconf/ 20162901027 (дата обращения: 17.06.2018).

8. Проект «Урок в музее» // Московский центр музейного развития [Электронный ресурс]. URL: http://cmr.msk.ru/projects/urok-v-muzee/dokumenty-proekta (дата обращения: 17.06.2018).

MODELS OF INTERACTION BETWEEN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

AND MUSEUMS

It became obvious that in the age of media educational organizations and museums have an opportunity to interact more actively among themselves in the field of education and cultural and educational work. The use of new technologies gave impetus to the emergence of new forms of interaction between museums and educational organizations.

The author of the article describes the experience of applying the most common models of "lesson-museum", "mobile museum", "virtual museum", "museum piece in project work". The author cites the experience of using these models as by well-known large Russian museums, as well as little-known provincial ones. In addition to the positive effects of using these interaction models, the author describes some possible risks of implementing these models and suggests organizational and management solutions to reduce certain risks.

Keywords: interaction models, virtual space, lesson-museum, mobile museum, virtual museum, museum exhibit in project work, museum pedagogy, information technologies.

References

• Erohína V. V. Rabochaya programma vneurochnoj deyatel'nosti «Mir muzeya» dlya 5-go klass [EHlektronnyj resurs]. URL: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2016/01/12/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-mir-muzeya (data obrashcheniya: 19.05.2018). [In Rus].

• Ivanova S. V. Pedagogical aspect of information and communication technologies influence upon the educational space // SHS Web of Conferences, Vol. 29 (2016). 2016 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016), Moscow, Russia, June 6-7, 2016 / S. V. Ivanova, E. V. Nikulchev (Eds.) [EHlektronnyj resurs]. URL: https://doi.org/10.1051/shsconf/20162901027 (data obrashcheniya: 17.06.2018).

• Ivanova S. V., Ivanova O. V. Obrazovatel'nyj potencial muzejnyh form // Ponyatijnyj apparat pedagogi-ki i obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Vyp. 10 / otv. red. E. V. Tkachenko, M. A. Galaguzova. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2017. 1 ehlektron. opt. disk (CD-ROM). S. 115-123. [In Rus].

• Proekt «Urok v muzee» // Moskovskij centr muzejnogo razvitiya [Elektronnyj resurs]. URL: http://cmr. msk.ru/projects/urok-v-muzee/dokumenty-proekta (data obrashcheniya: 17.06.2018). [In Rus].

• Vasileva L.L. Rabochaya programma vneurochnoj deyatel'nosti «Zdravstvuj, muzej!» dlya 1-go klassa na 2016-2017 uchebnyj god [Elektronnyj resurs]. URL: https:/infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-zdravstvuy-muzey-v-ramkah-fgos-v-nachalnoy-shkole-1427871.html (data obrashcheniya: 19.05.2018). [In Rus].

• Vinogradova N. F., Rydze O. A. Didakticheskoe soprovozhdenie processa obucheniya v nachal'noj shkole: formirovanie poznavatel'nyh universal'nyh uchebnyh dejstvij: metodicheskoe posobie / pod red. N. F. Vinogradovoj. M.: Prosveshchenie: Uchebnaya literatura, 2018. 8 s. [In Rus].

• Vyezdnaya programma «Muzej v shkole» // Muzej Moskvy: [sajt]. URL: http://mosmuseum.ru/ tours/p/vyiezdnaya-programma-muzey-v-shkole/(data obrashcheniya: 17.06.2018). [In Rus].

• Zdravstvuj, muzej!: obrazovatel'nyj portal: [sajt]. URL: http://hello-museum.ru (data obrashcheniya: 17.06.2018). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.