МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
ORGANIZATION PROCEDURE OF WORK OF PUPILS WITH MUSEUM EXPOSITION WHILE TEACHING PHYSICS
Ю.В. Корнилова Yu.V. Kornilova
Организация процесса обучения физике, музейная экспозиция, модели взаимодействия учителя и музейных работников.
В статье рассматриваются модели взаимодействия средних общеобразовательных учреждений с музеями на основе специально выделенных критериев. Описаны программы действий учителя и учащихся при реализации рассматриваемых моделей.
Organization of the process of teaching physics, museum exposition, models of interaction of teachers and museum workers. The article considers the models of interaction of secondary schools with museums on the basis of special criteria. The action programs of teachers and pupils at realization of the considered models are described.
Одной из современных тенденций развития образования является проблема обеспечения открытости образовательного пространства и расширения границ средних образовательных учреждений (СОУ), что обеспечивает вхождение схожих социальных образовательных, сред, в частности музеев и СОУ, в это пространство. На данном этапе выделенная проблема пока не нашла своего решения.
В статье из всего комплекса рассматриваемых проблем выделяются пути повышения эффективности взаимодействия СОУ и музеев в процессе обучения учащихся физике. В рамках исследуемой проблемы нас интересует организация деятельности учителя и учащихся при этом взаимодействии. По степени взаимодействия СОУ и музеев можно выделить четыре модели (рис.). Основными критериями деления являются частота и степень взаимодействия учителя физики, учащихся и музейных работников.
Охарактеризуем выделенные модели. I модель (эпизодическая). Этот вид взаимодействия (учитель<г^музей) не требует от учащегося каких-либо действий. Он является пассив-
ным субъектом. Ключевая фигура - учитель, который планирует и организует работу с музеем. Цели такого рода взаимодействия - получить общее представление о музее, его коллекциях, обобщить изученный раздел или получить представление о роли физики в жизни людей. Для достижения целей наиболее подходящей формой взаимодействия с музеем являются обзорная или тематическая экскурсии.
Организацию процесса обучения физике учитель осуществляет в рамках ориентирующего планирования (по отдельному занятию). Он предвидит действия учеников и выделяет содержание учебного материала, который ученики должны усвоить на экскурсии.
Методика работы учителя физики по разработке данной экскурсии начинается с формулировки темы экскурсии, определения ее целей и задач. Если учитель проектирует обзорную экскурсию, то чаще всего тема экскурсии совпадает с общим названием экспозиции, по которой она разрабатывается. А цели и задачи обучения физике совпадают с целями и задачами обзорной экскурсии. Например, цели экскурсии состоят: 1) в озна-
Модели взаимодействия с музеями
Г Л
Iмодель
Взаимодействие: учитель<->музей Длительность взаимодействия:
эпизодическая
Форма проведения занятий:
тематическая и обзорная экскурсии
IV модель Взаимодействие: ученик виртуальный музей музеи Длительность взаимодействия:
систематическая
Форма проведения занятий:
музейные уроки, форумы,
имитационные игры и др.
II модель Взаимодействие:
учителы-»музей<->учащийся Длительность взаимодействия: периодическая Форма проведения занятий:
тематические экскурсии, музейные уроки
III модель Взаимодействие:
учащийся<-»музей<-»учитель Длительность взаимодействия: систематическая Форма проведения занятий:
экскурсии, музейные уроки, лекции, кружки, клубы и др.
Рис.
комлении учащихся с проявлением законов физики в явлениях и объектах, окружающих нас повсюду; 2) формировании и развитии познавательного интереса к физике у учащихся школ и поисковой деятельности.
После этого учитель тщательно изучает экспозицию, отбирает объекты показа, разрабатывает структуру и маршрут экскурсии, изучает сведения об экспонате, содержащиеся в фондовой документации, планирует оптимальные приемы и методы показа экспонатов и логические переходы от одного объекта к другому.
Содержание экскурсии фиксируется в форме, наиболее удобной для учителя физики, обычно в виде индивидуального текста экскурсии.
Что касается методов обучения, применяемых на экскурсии, то, как и на занятиях в школе, один из них занимает ведущее положение: или это будет рассказ-описание с соответствующей демонстрацией объекта, или объяснение с использованием этих объектов. Может быть проведена лекция самого преподавателя или приглашенного экскурсовода. Возможна и эвристическая беседа или самостоятельная работа по специально разработанным заданиям. Учитель не столько сам сооб-
[71
щает новые знания, сколько направляет познавательную деятельность учащихся.
При реализации данной модели планируются следующие действия учителя: выделяет одно из занятий, определяет тему по физике для проведения экскурсии, выбирает музей (экспозицию), работает с экскурсоводом (выбирает количество экспонатов, последовательность их просмотра, содержание и длительность экскурсии), определяет время посещения музея, подбирает задания для обучения и контроля знаний учащихся.
Программа действий учащегося: повторяет материал по теме, необходимый для посещения экскурсии, участвует в экскурсии, фиксирует и анализирует результаты экскурсии, выполняет задания, участвует в обсуждении и подведении итогов по содержанию экскурсии.
Оценивание результатов взаимодействия учеников с музеем осуществляется на основе тестирования.
IIмодель (периодическая). Данный вид взаимодействия (учитель<г^музей<г^учащийся) является логическим продолжением первой модели. Учитель взаимодействует с учащимися через (посредством) музей в специально запланированное
§
X
: : й m
^ w <к
<
m
w
Я $
% с
PQ S
Я
й н S
и
Он
к
>>
о
и §
и
W S
^ к О О
к ь
Ö & с ч;
ä w
* С «
S
к
н
и
ш
CQ
время, не выходящее за рамки нескольких занятий в учебном году.
Планирование при таком взаимодействии является тематическим (по системе занятий). Планируются темы и содержание учебного материала. При этом программа обучения может преобразовываться и интегрироваться.
Рассмотрим методику проведения занятий в рамках данной модели на примере раздела физики «Механика» (тема «Звуковые явления», 9 кл.). По данной теме были разработаны музейные уроки «В мире звука», «Радио на службе человека» и тематическая экскурсия «Все о колебаниях». Занятия начинаются в зале механики и продолжаются в специально оборудованном классе, находящемся на территории музея. Перед экскурсией или по мере необходимости проверялись знания учащихся по темам, необходимым для логики ведения занятия. Проверка усвоенной информации проводится в режиме диалога. Вопросы, на которые учащиеся затруднялись ответить, обсуждаются вместе с экскурсоводом на примере экспонатов [Тесленко, Корнилова, 2007].
При реализации данной модели планируются следующие действия учителя: определяет раздел физики для изучения в музее, выбирает музей (экспозицию), определяет темы раздела для занятий, количество занятий и экспонатов, работает с экскурсоводом (коррекция тем раздела, отбор экспонатов, содержание и длительность занятий), определяет время посещения музея, подбирает задания для обучения учащихся и контрольно-оценночные задания.
Программа действий учащегося: повторяет материал по теме, необходимой для музея, участвует в музейном занятии, фиксирует и анализирует результаты музейного занятия, выполняет задания, выступает с сообщением по теме экскурсии, участвует в обсуждении и подведении итогов по содержанию экскурсии.
Оценивание результатов взаимодействия учеников с музеем осуществляется на основе тематического тестирования и ситуационных практико-ориентированных заданий.
Ill модель (систематическая). Данное взаимодействие (учащийся <-> музей <-> учитель) за-
ключается в систематическом использовании в обучении физике музейного пространства, а также методов, приемов и средств музейной педагогики. В рамках этой модели обучение физике может проходить как в музее (на площадках музея), так и в стенах образовательного учреждения с использованием экспонатов и виртуального музея.
Успешность модели основывается на том, что предмет «физика» изучает явления и процессы, происходящие в природе (физика, 7 кл.), а изучать природу лучше в самой природе, следовательно, экскурсии должны носить систематический характер [Тесленко, 2012].
Учитель способен самостоятельно выстраивать свою деятельность при взаимодействии с музейными работниками для интегрированного обучения физике конкретного класса [Корнилова, 2011].
Организацию процесса обучения физике учитель осуществляет в рамках предметного планирования (по курсу физики с выделением связи между познавательной и эмоциональной деятельностью учащихся). Четко выделяются цели посещения музея в виде действий, которые ученики в конце обучения смогут выполнить.
Интеграция процесса обучения для средней школы может ограничиваться использованием на уроках элементов музейной педагогики или обучением физике в пространстве музея. Для старшеклассников интеграция расширяется использованием в обучении возможностей, которые дают виртуальные музейные экспозиции по физике, или созданием своего виртуального музея «Физика вокруг нас».
При реализации данной модели планируются следующие действия учителя: составляет календарно-тематическое планирование проектной деятельности учащихся в музее, корректирует в соответствии со школьной программой, изучает экспозиции (отбирает экспонаты, знакомится с информацией о них), выбирает музеи (экспозиции), составляет тематику проектов, составляет систему индивидуальных заданий для учащихся, раздает задания с учетом выбранной экспозиции, консультирует учащихся во время выполнения проекта, составляет план защиты исследовательских проектов учащихся.
Программа действий учащегося: выбирает тему исследования, составляет план исследования и корректирует его с учителем, посещает музеи, фиксирует результаты, анализирует результаты, проводит исследование, выступает по теме исследования на конференциях, подводит итоги, оформляет отчет, защищает проект.
Оценивание результатов взаимодействия учеников с музеем осуществляется на основе многоуровнего и ступенчатого тестирования.
IV модель (ученик <-> виртуальный музей <-> музеи) представляет собой взаимодействие ученика и музейного экспоната посредством сетевых технологий. В данной модели основной упор делается на самостоятельную работу школьников, что способствует развитию механизма их самообразования и формированию информационной культуры. Взаимодействие в рамках четвертой модели позволяет решить проблему с расстоянием между образовательным учреждением и интересующим музеем.
Планирование при таком взаимодействии является сетевым (самообучение физике в режиме online на основе информационных образовательных технологий). Планируется посещение музея учащимися и разрабатываются задания, которые необходимо выполнить при работе с экспозицией выбранного музея.
При реализации данной модели планируются следующие действия учителя: составляет календарно-тематическое сетевое планирование исследовательской деятельности, корректирует в соответствии со школьной программой, выбирает музей (экспозицию), составляет систему индивидуальных заданий для учащихся, включающие опПпе-просмотр экспозиции и создание виртуального музея, раздает задания с учетом выбранной экспозиции, моделирует учащихся во время выполнения исследования, составляет план защиты исследовательских проектов учащихся.
Программа действий учащегося: выбирает тему исследования, составляет план исследования и корректирует его с учителем (в том числе в режиме online), виртуально посещает музеи, фиксирует результаты, анализирует их, проводит
исследование, выступает по теме исследования на конференциях; обсуждает текущие и итоговые результаты на форумах, подводит итоги, оформляет отчет, защищает проект, сетевое тестирование, многоуровневое, ступенчатое.
Данную модель взаимодействия возможно реализовать как на одном компьютере (загрузив на жесткий диск сайт виртуального музея), так и в локальной или глобальной сети. Во взаимодействии учитель физики координирует работу с учетом современного уровня развития технологии. Взаимодействие может осуществлять и один ученик, и группа (даже виртуальных) учеников, что дает возможность реализовать обучение в группе.
Оценивание результатов взаимодействия учеников с музеем осуществляется на основе сетевого многоуровнего и ступенчатого тестирования.
В заключение статьи можно сделать следующие выводы:
- опыт организации нами взаимодействия СОУ и музеев представляет определенный интерес для повышения качества обучения физике учащихся;
- эффективность решения задач взаимодействия во многом зависит от подготовленности учителя физики, его способности осуществлять профессиональную деятельность в условиях взаимодействия СОУ и музеев.
Библиографический список
1. Корнилова Ю.В. Подготовка будущего учителя физики к деятельности по использованию музейной экспозиции при обучении учащихся // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 1. С. 69-75.
2. Тесленко В.И. Проблемы развития познавательной деятельности человека при конструировании естественно-научных знаний о природе// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2 (20). С. 144-150.
3. Тесленко В.И., Корнилова Ю.В. Физика: тетрадь для самостоятельной работы. Механические явления. Тепловые явления. Электромагнитные явления. Оптически явления. Красноярск: Поликор, 2007. 101 с.
<С
Í
ч tí m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
EÍ W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м