О. В. Иванова
Научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, г. Москва E-mail: o.ivanova@instrao.
Olga V. Ivanova
Researcher, the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow
УДК 373 DOI: 10.24411/2071-6427-2018-10045
Формы взаимодействия музеев и общеобразовательных организаций в условиях информационного общества
В эпоху медиа образовательные организации и музеи все активнее используют современные технологии и технические средства для образовательной деятельности и культурно-просветительской работы. В настоящее время зарождаются новые формы взаимодействия музеев и образовательных организаций. Это приумножает педагогический опыт учителя, открывает новые возможности освоения культуры для школьника. Благодаря новым информационным технологиям виртуальные музеи, сайты, странички в социальных сетях позволяют многократно расширить пользовательскую аудиторию, делают музей открытым и доступным. Несмотря на широкие возможности виртуального музея, полностью заменить и вытеснить реальный музей он не может. Их работа должна быть основана на принципе взаимодополняемости.
В статье рассмотрен опыт использования виртуальной реальности как известными крупными музеями, так и малоизвестными провинциальными. Описаны формы работы созданных энтузиастами виртуальных музеев образовательных организаций, проанализированы музейные сайты. Представлено новое направление взаимодействия музеев со школьниками через социальные сети. В статье рассмотрены не только положительные стороны внедрения инновационных форм взаимодействия, но и возможные риски, которые уже являются реальностью. Например, зависимость школьника от компьютера.
Как цитировать статью: Иванова О. В. Формы взаимодействия музеев и общеобразовательных организаций в условиях информационного общества // Ценности и смыслы. 2018. № 6 (58). С.130-142.
Ключевые слова: виртуальное пространство, музейная педагогика, информационные технологии.
Введение
Культура и образование в России находятся в стремительно трансформирующихся условиях: современные высокотехнологичные разработки воздействуют на происходящие социокультурные процессы. Телекоммуникационная сеть Интернет играет огромную роль в человеческой жизни, она стала явлением окружающей действительности и, следовательно, влияет на формирование растущей личности.
Стало заметным явлением внедрение современной электронной техники и информационно-коммуникационных технологий в деятельность учреждений культуры. «В условиях ускоряющихся темпов информатизации музеи наряду с традиционными формами и методами работы используют в своей деятельности современные интернет-технологии. Перед музеями возникают дополнительные задачи, связанные с созданием информационных продуктов, таких как виртуальные музеи, а также электронные каталоги и реестры культурного наследия, доступные для самых широких слоев населения» [13, с. 376].
Это позволяет вывести на новый уровень совместную культурно-образовательную работу школ и музеев, создает условия для создания единого информационного музейно-образовательного пространства. Появляются новые формы работы и организационно-методические разработки к ним: виртуальный музей, музейные приложения для компьютеров и смартфонов, образовательные порталы, виртуальные уроки и т.п. Обогащаются с помощью технических средств традиционные формы работы: урок в музее, экскурсии и др.
Постановка проблемы
В данной статье рассматриваются новые формы взаимодействия музеев и образовательных организаций в информационную эпоху. В настоящее время они появляются достаточно быстро, бывают разнообразными и в большинстве случаев носят стихийный характер. Процессы, происходящие в условиях информатизации музейно-образовательного пространства, на методолого-теоретическом уровне глубоко не изучены. Без таких исследований возникают серьезные риски непродуктивного, чрезмерного использования информационных технологий. Существует
необходимость пройти этот путь: от описания и анализа новых форм музейной работы в образовательных целях к обобщению опыта, созданию методологических основ и конкретных методик этой работы.
Вопросы исследования
В данном случае возникает несколько вопросов, на которые необходимо дать теоретические и методические ответы для формирования позитивной, эффективной практики деятельности музеев и образовательных организаций в условиях информационного общества. Эти вопросы делятся на те, которые необходимо решать в ближайшей перспективе и на такие, которые требуют углубленного анализа, мониторинга ситуации, обобщения опыта и создания теоретических основ взаимодействия акторов музейно-образовательного пространства. В настоящей работе поднимается вопрос «ближайшей» зоны действия: найти и представить наиболее интересные и продуктивные формы работы музеев и образовательных организаций, положительного влияния музеев на образовательную практику школ.
Цель исследования
Целью работы является рассмотрение опыта развития взаимодействия музея и образовательной организации, а также возможные риски чрезмерного влияния информационных технологий на школьников в связи с усилением внимания педагогов и музейных работников к организации взаимодействия в виртуальном пространстве.
Методы исследования
В ходе работы применены следующие методы: анализ деятельности музеев и школ, отбор организаций путем изучения их практической деятельности, планов, программ и сайтов, анализ научных публикаций по проблеме.
Результаты
Анализ работы музеев с образовательными организациями в разных городах страны показывает, что одной из распространенных и востребованных форм взаимодействия музея со школьниками является виртуальный музей [2, с. 543].
Необходимо обозначить понятие «виртуальный музей», так как оно
уже оформлено в нормативных актах и отражено в научных публикациях. Технические рекомендации по созданию виртуальных музеев, разработанные Министерством культуры Российской Федерации, определяют «... виртуальный музей — интерактивный мультимедийный программный продукт, представляющий музейные коллекции в электронном виде» [16, с. 29-41].
В настоящее время наиболее распространены два типа виртуального музея: трехмерный и плоский. Первый тип виртуального музея более живой и визуализированный, дает возможность учащемуся «посетить» виртуальную экскурсию, рассмотреть экспозицию и отдельные экспонаты под разным углом. Второй тип виртуального музея предполагает создание информационных каталогов [7, с. 44-46].
Первые виртуальные сайты музеев появились в 1991 году. Они содержали общие сведения о музее, его адрес и режим работы. С развитием интернет-технологий на музейных сайтах стали размещать виртуальные экспозиции, а потом и виртуальные экскурсии. Для их разработки и создания применяется многообразное программное обеспечение.
Виртуальные музеи создаются для предоставления посетителям удаленного доступа к объектам культурного наследия, распространению культурных ценностей, приобщению к культуре. Согласно музейной статистике, находящейся в открытом доступе, посещаемость виртуальных музеев высока.
В настоящее время на музейных сайтах качество и объемы размещенного материала постоянно повышаются. В ближайшем будущем виртуальные экскурсии будут доступны на всех сайтах музеев мира.
Рассмотрим ситуацию с виртуальными музеями со стороны образовательной организации. Очевидно, что виртуальный музей значительно расширяет возможности учителя и экономит его время. К примеру, музеи готовят и выкладывают на свои сайты особые тематические экскурсии, которые удобно использовать на учебных занятиях (Эрмитаж, Третьяковская галерея и многие другие). Виртуальные музеи, созданные российскими музеями (Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музей ГУЛАГа, Воронцовский дворец и др.) оцениваются специалистами и пользователями как информативные и удобные.
Обратимся к практике использования фондов, представленных в виртуальных отечественных музеях.
Виртуальный музей Государственного Дарвиновского музея включает в себя содержательные, не искажающие действительность виртуальные экспозиции, сопровождающиеся четкой информацией. В виртуальном музее можно посетить отдел микроэволюции, изучение которого начинается для школьника со знакомства с самим термином, а потом и с экспозицией виртуального зала. Во время процесса изучения школьник может видеть тексты, что значительно улучшает качество усвоения материала.
Виртуальный музей Государственной Третьяковской галереи выполнен на высоком профессионально-техническом уровне, содержит качественно подобранную информацию. На сайте представлена информация о циклах занятий и экскурсий в виртуальном музее. Любой школьник, независимо от территории нахождения, в удобное время может посетить виртуальный музей.
Будущее России и судьбы новых поколений находятся в зависимости от того, удастся ли государству и обществу сохранить и преумножить богатейшее цивилизационное наследие российской культуры, укрепить достоинство и авторитет России в современном мире. Этой цели можно достигать и через взаимодействие системы образования с музеями. Здесь будут полезны виртуальные форматы не только известных крупных российских музеев, но маленьких, самобытных провинциальных музеев.
Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева стал первым в России общедоступным музеем в провинции (1885г.). Экспозиция состоит из работ И. К. Айвазовского, А. Н. Бенуа, В. Э. Борисова-Мусатова, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, П. П. Кончаловского, К. С. Малевича, В. Г. Перова, К. С. Петрова-Водкина, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина и многих других художников. Важно, что виртуальный музей представляет точную копию радищевского музея. Здесь представлены содержательные экспозиции, имеет место многослойность информации для разных категорий пользователей. В традиционном разделе «Образование» размещена информация центра эстетических и образовательных программ. Возможности виртуального музея широки в гражданско-патриотическом воспитании личности, творческом и художественно-эстетическом развитии. В этом причина постоянного и глубокого сотрудничества музея с городскими и областными школами [8].
Учителя-практики активно используют в работе возможности виртуального музея на уроках истории, изобразительного искусства, литературы, географии, обществознания, биологии.
Проблеме использования ресурсов виртуальных музеев в российской педагогической практике посвящено множество публикаций. Например, в материалах учителя русского языка и литературы О. Ю. Токаревой описывается опыт использования виртуальных музеев, содержащий описание образовательного процесса, методы работы. «Виртуальная учебная экскурсия включает те же этапы, что и обычная учебная экскурсия. Ее проведение начинают со вступительной беседы с учащимися, где педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздает маршрутные листы, в которых указано направление перемещения. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой» [14].
По мнению учителей, во время экскурсий поисковый метод, активизирующий деятельность учащегося, играет особую роль: «.ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путем постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определенных творческих заданий» [14].
Важным моментом является накопление материала учащимися и завершающая беседа. Беседуя, «учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинение, подготовить доклады, составить альбомы» [14].
Анализируя результаты школьной работы по теме «Создание виртуального школьного музея», коллектив средней школы № 327 Санкт-Петербурга выявил пропорциональную зависимость мотивации к обучению от использования информационных технологий, виртуальных музеев. Учитывая накопленный опыт работы, преподаватели отмечают важность выбора тематики виртуального школьного музея и использования его в процессе образования [1].
По мнению С. В. Митракова, преподавателя Курского электромеханического техникума: «использование виртуального музея учебного заведения в воспитательном процессе способствует становлению духовно развитой личности. Одним из важнейших является тот факт, что виртуальные музеи позволяют привлекать в процессе профессионального обучения в техникумах, колледжах и училищах материалы гражданско-патриотического характера. Используя профильные вирту-
альные музеи, содействующие овладению знаниями и компетенциями по специальности, учащиеся одновременно усваивают и информацию патриотической направленности» [10].
А. Ю. и Л. В. Коловские, преподаватели Сибирского федерального университета, выделяют важность «востребованности музейных артефактов общественным сознанием» [9].
Практика создания виртуального музея образовательных организаций только начинает зарождаться. Отличительной чертой виртуальных музеев образовательных организаций является непрофессиональная разработка интернет-ресурса (силами учащихся и/или специалистами образовательной организации), а значит, в большинстве своем они носят любительский характер. Это отличает их от существующих виртуальных музеев музейных учреждений, созданием которых занимаются профессионалы. Тематика виртуального музея образовательной организации подбирается с учетом особенностей образовательного процесса. Такие проекты отличаются оригинальным подходом и имеют свою воспитательную ценность. В том случае, если в перспективе разработать в рамках проектного подхода методологию создания и дальнейшего использования виртуального музея образовательной организации, у этой формы работы может быть большое будущее.
Созданный студентами и сотрудниками МГУТУ им К. Г. Разумовского виртуальный музей «Солдаты Победы» состоит из нескольких тематических разделов: «Фильмография», «Что я знаю о войне?», «Творцы Победы», «Воспоминания», «Школьные музеи», «Фалеристика», «Вебинары», «Библиография», «Хронограф».
Разработчиками было проведено исследование эффективности работы виртуального музея. Полученные данные основывались на результатах опросов в образовательных учреждениях г. Москвы и показателях метрики сайта музея. Более 3000 посещений 'еЬ-страницы студентами и школьниками зафиксировано в течение первого года работы. Самыми востребованными стали разделы, содержащие виртуальную экспозицию московских и областных школьных музеев «Школьные музеи» (42%) и «Творцы Победы», в котором размещены работы школьников о подвигах в Великую Отечественную войну (23%). Среднее время нахождения на странице — 6,5 минут. Согласно статистическим данным, дольше всего школьники находились в разделе «Воспоминания», в котором размещено видео с участием ветеранов Великой Отечественной войны.
Самыми непосещаемыми разделами стали «Вебинары» с видеолекциями и тест-викторинами «Что я знаю о войне» (менее 3%, время нахождения — менее 30 секунд) [11, с. 78-79]. Из этого исследования можно сделать вывод, что наиболее востребованными оказались разделы, в наполнении которых школьники могут принимать активное участие.
Эффективным средством музейной работы могут стать собственные интернет-сайты музеев и школ. Они могут предоставлять широкие образовательные возможности. Основными целями создания сайта является знакомство посетителей с музеями, привлечение их на выставки, распространение информации о музейных проектах. Также сайты удобно использовать как средство общения с коллегами-музейщиками, преподавателями. Очень часто музеи создают сайт-визитку, где есть основная информация о музее, экспозиции, времени работы и стоимости посещения. Однако существуют сайты, которые позволяют работать со школьниками, педагогическим сообществом. Официальный сайт Национального музея Республики Башкортостан дает возможность виртуально прогуляться по г. Уфе и республике, ознакомиться с достопримечательностями. Обсуждение новых проектов, решение методических вопросов, касающихся реализации музейных образовательных программ, проходят в разделе «Научно-методический кабинет». Для педагогов и музейных работников это кладезь профессиональных знаний. Такое взаимодействие повышает профессионализм и творческую активность педагогов и музейных сотрудников.
Для работы с детской аудиторией в разделе «Галерея» размещается выставка детских рисунков, проводятся конкурсы. По мнению сотрудников музея, эти формы работы стимулируют активность детской аудитории и имеют мощный воспитательный потенциал [15, с. 170].
«С начала ХХ века внимание ученых, занимающихся музейной педагогикой, привлечено к диалогу как к важнейшей форме музейного общения, электронные ресурсы позволили углубить диалогическое общение, сделать диалог важнейшей составляющей процесса освоения пространства. При резком росте в течение последнего века объемов визуальной информации музеям трудно привлечь внимание к неспешному наблюдению за экспонатами в тишине красивых залов» [4, с. 11].
Российские музеи находятся в социальных сетях уже почти десять лет. Первыми стали сотрудники Третьяковской галереи, Кунсткамеры, Русского музея, Государственного исторического музея, Государственного
музея истории религии, которые создали страницы этих музеев в «ВКонтакте» и «Твиттере» в 2008-2010 годах. В 2018 году стало понятно, что десятки российских музеев ежедневно делают сотни публикаций в различных социальных сетях. Число их подписчиков стремительно растет: у Эрмитажа и Государственного исторического музея в «Твиттере» количество читателей перешло за 840 тысяч, на страницах Государственной Третьяковской галереи в БасеЬоок их более 120 тысяч, у Государственного музея изобразительных искусств в БасеЬоок более 110 тысяч, у Русского музея — почти 150 тысяч в «ВКонтакте».
Данная статистика демонстрирует значительные возможности (в том числе и образовательные), которые предоставляют музеям социальные сети. Это хороший ресурс для музеев, так как далеко не все из них могут позволить запуск собственного портала, виртуальной экскурсии, а ведение странички в социальных сетях обойдется недорого.
Существуют разные мнения исследователей о воздействии социальных сетей на становление личности. Многие считают важным использовать этот ресурс, а не бороться с ним. Д. С. Ломакин отмечает преимущества использования в образовательном процессе социальных сетей: «применение в виртуальных учебных группах технологий форумов позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент; потенциал совмещения индивидуальных и групповых форм работы содействует большей степени понимания материала, а также выстраиванию своеобразных образовательных технологий оценки результатов работы каждого участника» [15, с. 170].
Более 80% российских музеев имеют страничку хотя бы в одной социальной сети. Наиболее часто используются четыре социальные сети: «Вконтакте», «Одноклассники», ¡^адгаш, БасеЬоок. Каждый музей в зависимости от своих целей, задач и предпочтительной аудитории делает выбор в пользу социальной сети.
Анализ информационного пространства государственных и муниципальных музеев Кемеровской области, проведенный в 2017 году, выявил, что из 43 музеев только 11 используют странички в социальных сетях, и только 5 музеев имеют странички более чем в 2 социальных сетях. Результаты анализа наглядно подтверждают, что возможности по удаленной работе с посетителями упускаются, информация в социальных сетях обновляется редко, обсуждения на данных страничках не ведутся, отсутствует корпоративный стиль подачи материала [13,
с. 377]. Представление основных форм взаимодействия ограничено небольшом числом примеров, потому что важно было показать сами формы и особенности их реализации на практике.
Заключение
Эпоха медиа несет немалые риски, однако мы должны использовать все педагогические средства для их снижения, направления возможностей медиаэпохи в позитивное русло. Создание музейно-образовательного информационного пространства — та задача, которая позволяет решать важные педагогические проблемы, привлекать школьников к познавательному процессу через освоение музейных ценностей, гибко варьировать ставшее уже привычным для современного ребенка общение в виртуальном мире с личностным общением, связанным с совместным познанием искусства, истории, науки, с совместным переживанием чувства прекрасного [5, с. 115-123].
Можно бесконечно перечислять положительные стороны внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Однако не стоит забывать о возможных рисках, о которых в научных публикациях написано гораздо меньше.
«Все больше людей попадает в болезненную зависимость от компьютера. Иными словами, субъект теряет свои миры как личность, как индивид, оставаясь в мире информации, познавая реальный мир через психический субъектный мир, подвергнувшийся информационной атаке. Здесь мы можем утверждать, что такое изменение субъекта ведет к резким переменам в образовательном пространстве и постепенно приведет к качественным изменениям социума» [3, с. 74].
Несмотря на огромные возможности инновационных форм взаимодействия музея и образовательной организации сохраняют свою актуальность классические экскурсии, уроки в музее, основанные на реальном общении и помогающие достичь взаимопонимания.
Литература
1. Антуфьева О. В. Технология создания виртуального школьного музея: 7 шагов к реальности // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 327 г. Санкт-Петербурга. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://327spb.edusite.ru/DswMedia/ virt_museum_327_kip_2014.pdf (дата обращения: 11.01.2018).
2. Иванова О. В. Музей как среда развития творческих способностей детей // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. трудов. М.:
ФГБНУ ИСТО РАО, 2016. С. 535-542.
3. Иванова С. В. К вопросу о влиянии инфокоммуникационных технологий на образовательное пространство // Пространство и время. 2013. № 3. С. 72-75.
4. Иванова С. В. Научно-теоретические и прикладные аспекты музейной педагогики: монографический сборник под общей ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ ИСТО РАО, 2014. 328 с.
5. Иванова С. В., Иванова О. В. Образовательный потенциал музейных форм // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. Вып. 10 / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017 [Электронный ресурс]. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). С. 115-123.
6. Короткова М. В. Интерактивное обучение в музейном пространстве как педагогическая технология проектирования творческой среды [Электронный ресурс] // Здравствуй, музей!: образовательный портал. URL: http://cdn.hello-museum.ru/wp-content/uploads/2018/01/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0% BD%D0%B8%D0%BA-2017.pdf (дата обращения: 11.01.2018).
7. Кривошеев Н. С. Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре // Образование и воспитание. 2017. № 2. С. 44-46.
8. Лысикова Н. П., Полякова О. А. Виртуальный музей в системе школьного образования [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/31739561-Virtualnyy-muzey-v-sisteme-shkolnogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 11.01.2018).
9. Максимова Т. Е. Виртуальный музей как инновационное средство патриотического воспитания [Электронный ресурс]. URL: http://www.kstu.kz/wp-content/ uploads/docs/restricted/lib/periodic/Mir%20obrazovaniya%20-%20obrazovanie%20 v%20mire_2015_2%20(58)_10.pdf (дата обращения: 11.01.2018).
10. Митракова С. В. Виртуальный музей учебного заведения как инструмент интерактивных технологий воспитательного процесса: из опыта работы [Электронный ресурс]. URL: http://docme.ru/doc/1072054/mitrakova-s.v (дата обращения: 11.01.2018).
11. Пономарев В. Г. Историко-патриотическое воспитание учащихся школ с помощью создания виртуальных музейных экспозиций // Педагогика. 2016. № 10. С. 78-79.
12. Технические рекомендации по созданию виртуальных музеев [Электронный ресурс]. URL: https://www.mkrf.ru/documents/po-sozdaniyu-virtualnykh-muzeev-250714/ (дата обращения: 11.01.2018).
13. Родионов С. Г., Андреев В. В., Родионова Д. Д. Практика продвижения музеев Кемеровской области в виртуальной среде // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 376-381.
14. Токарева О. Ю. Применение виртуальных экскурсий на уроках литературы // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6445 (дата обращения: 11.01.2018).
15. Шаисламов А. Р., Чигрина А. И. Из опыта внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности национального музея Республики Башкортостан // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2 (177). С. 168-172.
16. Giaccardi E. Collective Storytelling and Social Creativity in the Virtual Museum: a Case Study. Design Issues. 2006. Vol. 22, Iss. 3. P. 29-41.
THE MUSEUMS AND GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS' FORMS OF INTERACTION IN THE CONTEXT OF THE INFORMATION SOCIETY In the era of media, educational institutions and museums use modern technologies and technical means more and more often for educational activities and cultural education. At present, there emerge new forms of interaction between museums and educational institutions. Modern technology grants any schoolchild access to new options of learning culture, acquiring experience, self-expression, and communication; create educational tools for a teacher, expand their teaching techniques. Thanks to new information technologies, virtual museums, websites, pages in social media allow expanding the number of visitors manifold, making the museum open and accessible. However, it does not mean that virtual museums should and can replace real museums. Their work should be based on the principle of complementarity.
This article reviews the experience of virtual reality utilization by big famous museums as well as by less known local ones. The functioning of virtual museums with educational institutions created by enthusiasts are described, museum websites are analyzed. A new way for museum interaction with schoolchildren through social media is presented. This article reviews not only the positive aspects of introducing innovative interaction forms, but also the possible risks, that are already a fact of life. For example, computer addiction of schoolchildren.
Keywords: virtual space, museum pedagogy, information technologies.
References
• Antuf'eva O. V. Tekhnologiya sozdaniya virtual'nogo shkol'nogo muzeya: 7 shagov k real'nosti // Oficial'nyj sajt GBOU SOSh № 327 g. Sankt-Peterburga. 2014 [Elektronnyj resurs]. URL: http://327spb.edusite.ru/DswMedia/virt_museum_327_kip_2014.pdf (data obrashcheniya: 11.01.2018). [In Rus].
• Giaccardi E. Collective Storytelling and Social Creativity in the Virtual Museum: a Case Study. Design Issues. 2006. Vol. 22, Iss. 3. P. 29-41.
• Ivanova O. V. Muzej kak sreda razvitiya tvorcheskih sposobnostej detej // Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu: sb. nauch. trudov. M.: FGBNU ISTO RAO, 2016. S. 535-542. [In Rus].
• Ivanova S. V. K voprosu o vliyanii infokommunikacionnyh tekhnologij na obrazovatel'noe prostranstvo // Prostranstvo i vremya. 2013. № 3. S. 72-75. [In Rus].
• Ivanova S. V. Nauchno-teoreticheskie i prikladnye aspekty muzejnoj pedagogiki: monograficheskij sbornik pod obshchej red. S. V. Ivanovoj. M.: FGBNU ISTO RAO, 2014. 328 s. [In Rus].
• Ivanova S. V., Ivanova O. V. Obrazovatel'nyj potencial muzejnyh form // Ponyatijnyj apparat pedagogiki i obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Vyp. 10 / otv. red.
E. V. Tkachenko, M. A. Galaguzova. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj peda-gogicheskij universitet, 2017 [Elektronnyj resurs]. 1 elektron. opt. disk (CD-ROM). S. 115-123. [In Rus].
• Korotkova M. V. Interaktivnoe obuchenie v muzejnom prostranstve kak peda-gogicheskaya tekhnologiya proektirovaniya tvorcheskoj sredy [Elektronnyj resurs] // Zdravstvuj, muzej!: obrazovatel'nyj portal. URL: http://cdn.hello-museum.ru/wp-content/uploads/2018/01/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8 %D0%BA-2017.pdf (data obrashcheniya: 11.01.2018). [In Rus].
• Krivosheev N. S. Ispol'zovanie tekhnologii virtual'nogo muzeya na uroke po mirovoj hudozhestvennoj kul'ture // Obrazovanie i vospitanie. 2017. № 2. S. 44-46. [In Rus].
• Lysikova N. P., Polyakova O. A. Virtual'nyj muzej v sisteme shkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://docplayer.ru/31739561-Virtualnyy-muzey-v-sis-teme-shkolnogo-obrazovaniya.html (data obrashcheniya: 11.01.2018). [In Rus].
• Maksimova T. E. Virtual'nyj muzej kak innovacionnoe sredstvo patrioticheskogo vospitaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kstu.kz/wp-content/uploads/ docs/restricted/lib/periodic/Mir%20obrazovaniya%20-%20obrazovanie%20v%20 mire_2015_2%20(58)_10.pdf (data obrashcheniya: 11.01.2018). [In Rus].
• Mitrakova S. V. Virtual'nyj muzej uchebnogo zavedeniya kak instrument interaktivnyh tekhnologij vospitatel'nogo processa: iz opyta raboty [Elektronnyj resurs]. URL: http:// docme.ru/doc/1072054/mitrakova-s.v (data obrashcheniya: 11.01.2018). [In Rus].
• Ponomarev V. G. Istoriko-patrioticheskoe vospitanie uchashchihsya shkol s pomoshch'yu sozdaniya virtual'nyh muzejnyh ekspozicij // Pedagogika. 2016. № 10. S. 78-79. [In Rus].
• Rodionov S. G., Andreev V. V., Rodionova D. D. Praktika prodvizheniya muzeev Kemerovskoj oblasti v virtual'noj srede // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2017. № 6. S. 376-381. [In Rus].
• Shaislamov A. R., Chigrina A. I. Iz opyta vnedreniya informacionno-kommunika-cionnyh tekhnologij v obrazovatel'noj deyatel'nosti nacional'nogo muzeya Respubliki Bashkortostan // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 2 (177). S. 168-172. [In Rus].
• Tekhnicheskie rekomendacii po sozdaniyu virtual'nyh muzeev [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.mkrf.ru/documents/po-sozdaniyu-virtualnykh-muzeev-250714/ (data obrashcheniya: 11.01.2018). [In Rus].
• Tokareva O. Yu. Primenenie virtual'nyh ekskursij na urokah literatury // Psihologiya, sociologiya i pedagogika. 2016. № 2 [Elektronnyj resurs]. URL: http://psychology. snauka.ru/2016/02/6445 (data obrashcheniya: 11.01.2018). [In Rus].