Научная статья на тему 'Мультимедийный контент как основа музейного сайта'

Мультимедийный контент как основа музейного сайта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2271
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КОНТЕНТ / РЕДИЗАЙН / КУЛЬТУРА / ФУНКЦИЯ / КОНСТРУКЦИЯ / ФОРМА / MULTIMEDIA CONTENT / REDESIGN / CULTURE / FUNCTION / DESIGN / FORM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Баруткина Лариса Петровна

В статье анализируется дизайн сайтов нескольких самых крупных музеев. На примере сайта Русского музея предлагается реорганизация музейного виртуального пространства в глобальной Сети с учетом развития новых технологий и стремления к интерактивному общению виртуальных посетителей с музейным ресурсом – получению интересующей информации, представленной на сайте всеми средствами мультимедиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia content as a basis of a museum website

In the Article analyzes the design of the web sites of some of the most major museums. On the example of the Russian Museum is proposed reorganization of the Museum of virtual space in a global Network, taking into account the development of new technologies and the desire for interactive communication virtual visitors to the Museum resource – obtaining the necessary information presented on the site all the media.

Текст научной работы на тему «Мультимедийный контент как основа музейного сайта»

Раздел 1 Информационные технологии и телекоммуникации в образовании

УДК 004.032.6: 069.01

Л.П. Баруткина

Мультимедийный контент как основа музейного сайта

В статье анализируется дизайн сайтов нескольких самых крупных музеев. На примере сайта Русского музея предлагается реорганизация музейного виртуального пространства в глобальной Сети с учетом развития новых технологий и стремления к интерактивному общению виртуальных посетителей с музейным ресурсом - получению интересующей информации, представленной на сайте всеми средствами мультимедиа.

Ключевые слова: мультимедийный контент, редизайн, культура, функция, конструкция, форма.

L.P. Barutkina

Multimedia intent as a Basis of a Museum Website

In the Article analyzes the design of the web sites of some of the most major museums. On the example of the Russian Museum is proposed reorganization of the Museum of virtual space in a global Network, taking into account the development of new technologies and the desire for interactive communication virtual visitors to the Museum resource - obtaining the necessary information presented on the site all the media.

Keywords: multimedia content, redesign, culture, function, design, form.

Информация обо всех музейных коллекциях содержится в справочных ресурсах глобальной Сети, где современный посетитель начинает поиск интересующего его музея. Чтобы заинтересовать пользователя, информация должна быть представлена в интерактивном виде - ярко, понятно, конструктивно. На сегодня большая часть музеев ограничивается представлениями общих данных в силу ряда объективных причин, поэтому речь пойдет о сайтах самых крупных музеев, где содержатся не только контактные данные, но и общая информация о коллекции и экспозиции. Проблема состоит в том, что на сегодня сайт-визитка не отвечает запросам пользователей, ищущих интерактивного общения с музейными представительствами в глобальной Сети. Необходимо создавать мультимедийные ресурсы, отвечающие конструктивным, функциональным и эстетическим требованиям современных виртуальных посетителей.

На примере сайта Русского музея [1] - одного из самых крупных музеев России - представим, каким должен быть его редизайн.

О структуре

На главной странице уже должна быть представлена вся структура -основные разделы с возможностью выбора интересующего подраздела.

Попав на главную страницу, пользователи должны получить сжатую, но емкую информацию обо всем музее в целом: об архитектурном комплексе, куда входит целый ряд дворцов и парков, и, соответственно, об огромной коллекции произведений искусства. Такую, но только текстовую информацию, содержит, например, главная страница сайта «Государственный Эрмитаж» [2]. Так, на главной странице сайта «Государственная Третьяковская галерея» [3] решена «шапка», где показываются непрерывно сменяющие друг друга, знаковые произведения и поясняющие их емкие фразы. Главная страница должна отображать разнообразную музейную деятельность.

Структура состоит из классических для музейных сайтов разделов, содержащих информацию о музее: его истории, выставках, коллекциях, контактную информацию.

В разделе «МУЗЕЙ» представлена история, информация об архитектурном комплексе, научной и просветительской деятельности музея. Информация о лектории и библиотеке должна быть доступна сразу при попадании в соответствующий их содержанию раздел и являться его подразделами с аналогичными названиями. Подраздел «слово директора» добавит сайту личностного отношения. Так, например, на сайте Эрмитажа аналогичный раздел представлен сразу на главной странице. Необходимо дать информацию об отделах, показать деятельность сотрудников в подразделе «отделы». Не только научные труды и лекционная деятельность составляют жизнь музея, должны быть обзорная информация о работе реставрационных отделов, разнонаправленной дизайнерской деятельности, работе сотрудников службы безопасности и др. В этом же разделе, помимо информации о друзьях и спонсорах, нужно добавить подраздел «волонтеры» с информацией о мероприятиях и контактной информацией.

Нужно добавить интерактивную карту с адресами музея, фотографиями дворцов, где проходят временные выставки, в раздел «ВЫСТАВКИ».

Раздел «ЭКСПОЗИЦИЯ» должен содержать не только историческую справку. Открывая свои коллекции, виртуальный музей, должен иметь удобный и понятный «поисковик» по периодам, видам и авторам. Это должен быть самый полный раздел сайта, где представлены шедевры искусства с описанием времени создания, авторов и самих произведений с возможностью их приближения для детального рассмотрения. В этом же разделе должен быть подраздел «Новые поступления», где будут показаны экспонаты, поступившие за последние несколько лет.

Помимо краткой статической информации необходимо добавить сайту интерактивности - создать виртуальную обзорную экскурсию по залам музея, показать знаковые произведения, к самым известным добавить аудиогид. Раздел «МУЛЬТИМЕДИА» по определению должен быть самым динамичным. Мультимедиа - взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении [4]. Новые технологии постоянно развиваются и открывают практически неограниченные возможности для создания виртуального пространства. Можно создавать не только панорамы с круговым просмотром зала, как, например это сделано на сайте Немецкого исторического музея [5], а взаимодействовать с предметами в этом пространстве, получать исторические справки и т. д. Подобная экскурсия добавит сайту не только популярности, но и приобщит к прекрасному, подтолкнет к посещению самого музея. Также в этот раздел должны будут добавляться разработанные специально для сайта мультимедийные он-лайн программы, составляющие подраздел «виртуальная академия», посвященные разным темам, связанным с Русским музеем. Это должен быть не пассивный просмотр видео, а возможность получения информации с нелинейным построением сценария. Виртуальные посетители должны сами решать, что в какой последовательности смотреть и сколько раз. Здесь же может быть анонс мультимедиа в музее: обзор информационных зон по всем музейным филиалам, мультимедийные объекты на экспозиции, а также использование медиа-технологий на временных выставках. В этот же раздел нужно добавить подраздел «Кордегардия» - строящийся центр музейного мультимедиа в Западном павильоне-кордегардии Михайловского (Инженерного) замка, подраздел «виртуальные филиалы» с добавлением интерактивной карты с филиалами и подробной информацией о проекте «Русский музей - виртуальный филиал». Здесь должен быть подраздел «медиатеки в СПб» с адресами и контактами, а также необходимо добавить подраздел «он-лайн конференции» с возможностью их прямой трансляции с сайта, которые необходимо проводить на регулярной основе. Информация о проведении различных конференций должна быть заранее доступна пользователям сайта, что давало бы возможность участия и обсуждения результатов. Для этого нужно представить календарь событий, расширив информацию в разделе «СОБЫТИЯ»: показать выставки, лекции, концерты, конференции, проекты, презентации, фестивали, творческие вечера, создав одноименные подразделы. Должна быть возможность просмотра событий за прошлые месяцы, а также тех, что планируются в будущем - так подана информация на сайте Третьяковской галереи [6].

Раздел «ИЗДАНИЯ» должен иметь два подраздела: «печатные», «электронные». Огромное количество информационных носителей иллюстрируют большую работу, проделанную научными сотрудниками, дизайнерами музея. У виртуальных посетителей должна появиться возможность не только ознакомления, но и приобретения интересующей их продукции через сайт.

В разделе «ОБРАЗОВАНИЕ» должна быть представлена научная и образовательная деятельность музея. В подразделе «лекторий» нужно добавить к текстовой информации (годовой план лекций), фото, видео и аудио файлы о лекторах и их курсах. Так, возможность прослушивания лекций на сайте «АМеашш. Золотой фонд лекций русского мира» [7] расширяет круг слушателей в пределах всей глобальной Сети, где можно прослушивать лекции с сервера многократно, а также записаться на онлайн лекцию и пообщаться с лектором, задав вопросы в конце его выступления.

Здесь же должны быть размещены подразделы «библиотека», «экскурсии» с тематической информацией и днях проведения бесплатных экскурсий, «творческие центры» - детям, школьникам, студентам. Различные культурные и образовательные программы пользователям будут представлены в подразделах «арт-программы», «программы к выставкам».

Самая необходимая информация о музейном комплексе будет содержаться в разделе «ИНФОРМАЦИЯ». Адреса, телефоны, карта, режим работы размещены в подразделе «контакты». Цены на билеты, видео, фотосъемку - в подразделе «цены». Важная информация содержится в подразделах с «говорящими» названиями: «заказ экскурсий», «право бесплатного посещения», «дни бесплатного посещения», «интернет-кафе», «музейные магазины», «написать письмо».

Исходя из кратких, но емких названий подразделов, у виртуальных посетителей не возникнет трудностей в поиске нужной информации в недрах сайта.

О функции

Задача сайта - привлечь посетителей. Следовательно, функционал должен быть удобен, чтобы у пользователей не возникло желания уйти со страницы: нельзя заставлять их делать лишние движения. Чем меньше «кликов» мышью надо будет совершать при выборе информации, тем больше шансов удержать пользователей на сайте. Необходимо дать полный обзор о музее уже на главной странице, показав все разделы так, чтобы была возможность выбора интересующей информации сразу (без прокрутки). Анонс временных выставок, новостей и важных событий необходимо также размещать на главной странице. Чем важнее информация, за которой люди обратились на сайт, тем более интерактивно ее надо подавать. Динамика, движение воспринимаются на экране мгновен-

но. Например, анонс главных событий можно показывать на сайте как слайд-шоу, причем каждый кадр можно остановить и перейти к той информации, которую он иллюстрирует. Главные страницы сайтов Лувра [8], Имперского военного музея [9] содержат в центре композиции слайд-шоу. Каждый слайд несет важную функцию, являясь кнопкой перехода на страницу с подробным описанием события.

Сайт должен отличаться от любого другого источника информации интерактивностью. Это постоянно обновляемый новостной ресурс с возможностью использования всех средств мультимедиа.

Посетители виртуального музея - это все пользователи глобальной Сети. Музейный сайт должен создавать все условия для участия в жизни музея: получения сведений о нем, его истории и современной жизни, планах на будущее. Сайт крупного музея должен давать возможность дистанционного дополнительного образования, обсуждения событий, приобретения музейных изданий.

О форме

Внешний вид виртуального музея должен соответствовать его реальному прототипу. При поиске дизайнерских решений необходимо учитывать уже сложившийся образ музея реального. Главное в дизайнерском решении - эстетичный визуальный образ музейной информации. Необходимо избегать вычурности композиции, добиваясь внешней простоты так, чтобы было удобно взаимодействовать с сайтом любому интернет-пользователю. Дизайн должен быть таким, чтобы у посетителей остался в памяти определенный визуальный образ, приятное впечатление от виртуального визита и желание зайти на сайт еще.

Образ сайта должен быть выразительным, достигающимся сочетанием текстовой, графической, фото-, видео- и других средств мультимедиа, акцентирующих внимание как на временных событиях, так и на базовой информации. Необходимо создавать гармоничную интерактивную ситуацию на страницах виртуального музея.

Работая над дизайном, нужно соблюдать композиционные требования, создавая целостность композиции (когда все элементы взаимосвязаны, каждая новая ситуация при раскрытии какого-либо окна не разрушает композиции всего экрана). Важно грамотно работать с текстом - не должно быть длинных нечитабельных строк в информационных блоках. Эстетическая информация должна быть многослойной. Посетители, при повторном посещении виртуального музея, должны находить для себя не только новую информацию о событиях разного порядка, но получать эстетическое удовольствие от просмотра визуального ряда: фотографий, видео, графики, правильно подобранных к ним шрифтов, фонов и т.д.

Примером интересного композиционного решения является главная станица сайта Лувра [8]. В центре расположено основное окно, занимающее почти половину пространства всего экрана. Пять слайдов плавно

сменяют друг друга - анонсы выставок, и последний слайд - меценаты. В каждом слайде шрифт, фон, само фотоизображение представляют собой законченную композицию, дополняющую, в свою очередь, композицию всего экрана. После пяти слайдов, продублированных кнопками, следует шестая кнопка перехода в раздел медиа он-лайн, где можно просмотреть видеофильмы с различной музейной тематикой. Важный медиаотдел продублирован как в структуре, так и в анонсе событий.

Таким образом, сайт - это постоянно меняющаяся, живущая полной жизнью структура. Каждые несколько лет редизайн необходим. Организация виртуального пространства должна быть представлена на самом высоком уровне, поскольку музей, особенно художественный, должен учить культуре общения, прививать хороший вкус, давать возможность думать, анализировать, выбирать из сети Интернет нужную информацию для личностного роста.

Расширяются возможности музея, они отображаются и в его представительстве в виртуальной Сети. С развитием новых технологий сайт, не теряя связи с реальным музеем, становится интерактивным самодостаточным механизмом хранения и передачи информации, охватывающим гораздо более обширную аудиторию в сравнении с посетителями музея.

Примечания

1. Русский музей: офиц. сайт. URL: http: // rusmuseum.ru (дата обращения:

15.03.2013).

2. Эрмитаж: офиц. сайт. URL: http: // hermitagemuseum.org (дата обращения:

15.03.2013).

3. Третьяковская галерея: офиц. сайт. URL: http: // tretyakovgallery. ru (дата обращения: 15.03.2013).

4. Википедия: свобод. энцикл.: сайт. URL: http: // ru.wikipedia.org (дата обращения: 15.03.2013).

5. Немецкий исторический музей: сайт. URL: http: // dhm.de (дата обращения:

15.03.2013). На нем. яз.

6. Третьяковская галерея: офиц. сайт. URL: http: // tretyakovgallery.ru (дата обращения: 15.03.2013).

7. Audeamus: золотой фонд лекций русского мира: сайт. URL: http: // russianlectures.ru (дата обращения: 15.03.2013).

8. Лувр: офиц. сайт. URL: http: // louvre.fr (дата обращения: 15.03.2013). На фр. яз.

9. Имперский военный музей: сайт. URL: http: // iwm.org.uk (дата обращения:

15.03.2013). На англ. яз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.