Научная статья на тему 'Электронные выставки музеев: специфические особенности, видовая классификация'

Электронные выставки музеев: специфические особенности, видовая классификация Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2986
497
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / МУЗЕЙНАЯ ВЫСТАВКА / ЭЛЕКТРОННАЯ ВЫСТАВКА / ЭКСПОЗИЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫСТАВОК / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРОДУКТЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EXHIBITION / EXHIBITIONS OF MUSEUMS / ELECTRONIC EXHIBITION / EXPOSITION / CLASSIFICATION OF ELECTRONIC EXHIBITIONS / ELECTRONIC PRODUCTS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пилко Ирина Семеновна, Савкина Светлана Владимировна

Статья посвящена электронным выставкам музеев как новому феномену развития информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Предложено определение понятия «электронная музейная выставка», отражающее специфику и назначение электронной выставки. Представлена многоаспектная классификация электронных выставок музеев по 9 основаниям. Приводится сравнение специфических особенностей традиционных и электронных выставок музеев. Раскрываются результаты анализа электронных выставок, размещенных на сайтах музеев. Выявлены особенности представления информации о предмете экспонирования, дана характеристика основных информационных единиц электронных музейных выставок. Приводятся примеры организации экспозиции. Представлен анализ гипертекстовых особенностей электронных выставок. Раскрыты особенности представления изображения предметов экспонирования. Рассмотрены интерактивные возможности электронных выставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные выставки музеев: специфические особенности, видовая классификация»

5. Лазарева Л. И. Информационная культура и инновационная деятельность учителя: моногр. - Кемерово: МБЩУ ДПО «НМЦ», 2013. - С. 8.

6. Первый толковый большой энциклопедический словарь: бол. 120 тыс. слов, бол. 147 тыс. толкуемых единиц / отв. ред. Е. В. Варавина и др. - М.: РИПОЛ-классик; СПб.: Норинт, 2006. - 2141 с.

7. Экономическая энциклопедия /науч.-ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; гл. ред. Л. И. Абалкин. -М.: Экономика, 1999. - С. 779.

8. Экономико-юридический словарь: судебная система России / авт.-сост.: А. В. Гусев, Л. П. Кураков, Ю. С. Пи-липенко и др. - М.: ИАЭП, 2013. - С. 989.

References

1. Gendina N.I. Biblioteki i "mnogokratnaya gramotnost"': obsuzhdenie problem infoimatsionnoy gramotnosti na 75-y general'noy konferentsii IFLA "Biblioteki sozdayut budushchee osnovyvayas' na kul'turnom nasledii", Milan, 2009 [Libraries and "multiple competence": the discussion of information competence problems during 75 st IFLA General Coference "Libraries create futures: Building on cultural heritage", Milan, 2009]. Bibliosfera [Bibliosphere], 2010, no 2, p. 14. (In Russ.).

2. Gendina N.I. Informatsionnaya gramotnost' i informatsionnaya kul'tura lichnosti: mezhdunarodnye tendentsii i rossiyskiy opyt [Person's information competence and culture: world trends and Russian experience]. Shchkol'naya biblioteka [SchoolLibrary], 2005, no 8, p. 74. (In Russ.).

3. Gendina N.I., Kolkova N.I., Starodubova G.A., Ulenko Y.V. Formirovanie informatsionnoy kultury lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie i modelirovanie soderzhaniya uchebnoy distsipliny [The formation of person's information culture: theoretical basis and content modelling of educational discipline]. Moscow, Interregional centre of library cooperation Publ., 2006. 512 p. (In Russ.).

4. Gendina N.I., Kolkova N.I., Skipor I.L. and Starodubova G.A. Formirovanie informatsionnoy kultury lichnosti v bib-liotekakh i obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: uchebno-metodicheskoe posobie [The formation of person's information culture in libraries and educational institutions: educational-methodical textbook]. Moscow, School Library Publ. 2002, p. 29. (In Russ.).

5. Lazareva L.I. Informatsionnaya kul'tura i innovatsionnaya deyatel'nost' uchitel'a: monografiya [Information culture and innovative activity of a teacher: monograph]. Kemerovo, Scientific-methodological centre Publ., 2013, p. 8. (In Russ.).

6. Pervyy tolkovyy bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar': bolee 120 tys'ach slov, bolee 147 tys'ach tolkuemukh edinits [The first explanatory large encyclopedic dictionary; over 120000 words, over 147000 explained units. Ed. E.V. Vara-vina et al. Moscow, Ripol Classic, S.-Petersburg Norint Publ., 2006. 2141 p. (In Russ.).

7. Ekonomocheskaya entsiklopediya [Economic encyclopedia]. Ed. L.I. Abalkin. Moscow, Ekonomika Publ., 1999, p. 779. (In Russ.).

8. Gusev A.V., Kurakov L.P. Pilipenko Y.S. and al. Ekonomiko-yuridicheskiy slovar': sudebnaya sistema Rossii [Economic-legal dictionary: the court system of Russia]. Moscow, IAEP Publ., 2013, p. 989. (In Russ.).

УДК: 069

ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЫСТАВКИ МУЗЕЕВ: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ВИДОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Пилко Ирина Семеновна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: isp@ kemguki.ru

Савкина Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, преподаватель, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Статья посвящена электронным выставкам музеев как новому феномену развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Предложено определение понятия «электронная музейная выставка», отражающее специфику и назначение электронной выставки. Представлена многоаспектная

классификация электронных выставок музеев по 9 основаниям. Приводится сравнение специфических особенностей традиционных и электронных выставок музеев. Раскрываются результаты анализа электронных выставок, размещенных на сайтах музеев. Выявлены особенности представления информации о предмете экспонирования, дана характеристика основных информационных единиц электронных музейных выставок. Приводятся примеры организации экспозиции. Представлен анализ гипертекстовых особенностей электронных выставок. Раскрыты особенности представления изображения предметов экспонирования. Рассмотрены интерактивные возможности электронных выставок.

Ключевые слова: выставка, музейная выставка, электронная выставка, экспозиция, классификация электронных выставок, электронные продукты, информационно-коммуникационные технологии.

THE ELECTRONIC EXHIBITIONS OF MUSEUMS: SPECIFIC PARTICULARITIES, CLASSIFICATION

Pilko Irina Semenovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice-Rector for Educational Activités, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Savkina Svetlana Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article is devoted to the electronic museum exhibition as a new phenomenon of the development of information and communication technologies (ICT). The proposed definition of "electronic museum exhibition", which specifics and appointment of electronic exhibition. Presented multidimensional classification of electronic exhibitions museums of 9 base. The comparison of the specific characteristics of traditional and electronic exhibitions museums. The disclosed results of the analysis of electronic exhibitions are placed on the websites of museums. The features of the presentation of information on the subject of exposure, given the characteristics of the basic information units of electronic museum exhibitions. The examples of the organization exposition are given. The analysis of electronic hypertext features exhibitions are given. The features of image representation objects exposure are given. The interactive capabilities of electronic exhibitions are examined. The article is accompanied by tables and color illustrations, clearly explaining the text description.

Keywords: exhibition, exhibitions of museums, electronic exhibition, exposition, classification of electronic exhibitions, electronic products, information and communication technologies.

Музейная выставка сегодня - это не только демонстрация памятников исторического или природного наследия, достижений научной мысли, художественного творчества, искусства, но и элемент современного культурного процесса, форма коммуникации, благодаря которой человек обогащает свой культурно-исторический и социальный опыт.

Основная тенденция развития выставочной деятельности современных музеев - отказ от статичности экспозиций в пользу их интерактивности, насыщения динамическими зрелищно выигрышными компонентами. Развитие информационно-коммуникационных технологий позволило музеям раскрыть свои коллекции перед широкой аудиторией, используя программные и технические возможности ИКТ и неоспоримые достоинства Глобальной сети Интернет. ИКТ породили

к жизни новый феномен - электронные продукты и услуги, одним из проявлений которых являются электронные выставки музеев, библиотек, архивов, издательств, которые открывают новые возможности удовлетворения культурных потребностей населения.

Опираясь на опыт сравнительного анализа электронных выставок библиотек и музеев, попробуем выявить специфику последних. Начнем с определения исходных понятий. Будем исходить из общепризнанного положения о том, что выставка, строящаяся на музейных материалах, в отличие от основной экспозиции, представляет собой временную экспозицию [1, с. 317]. Предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке принято именовать экспонатом. Специфика электронных выставок музеев заключается в том, что они экспонируют не сами музейные

предметы или объекты, а их цифровые копии. Использование мультимедийных технологий позволяет статичное изображение делать объемным (3D), динамичным (дополняя видеорядом или анимируя), сопровождать текстом, музыкальным аккомпанементом, вербальными комментариями, то есть сочетать различные виды информации, воздействовать не только на рациональную, но и эмоциональную сферу человека.

Это позволяет определить электронную музейную выставку как мультимедийный продукт -специально подобранную и организованную экспозицию цифровых копий экспонатов и дополняющих их фактографических описаний, статичных и динамичных визуальных объектов, звукового сопровождения, раскрывающих ресурсы организации - хранителя фонда, доступные в стенах музея и за его пределами, с целью публичной демонстрации пользователям.

Понятия «электронная выставка» и «виртуальная выставка» в современных публикациях часто употребляются в качестве синонимичных. Такое отождествление вызывает возражение, так как анализ понятий «электронный» и «виртуальный» позволяет выявить различия между ними. Мы установили, что прилагательное «виртуальный» применяется для обозначения нематериальной формы существования, а определение «электронный» присуще объектам, создаваемым и используемым с использованием средств вычислительной и телекоммуникационной техники. Таким образом, употребляя понятие «виртуальная выставка», мы подчеркиваем отсутствие материально выраженной формы, а использование понятия «электронная выставка» позволяет поставить электронную выставку в один ряд с другими электронными продуктами, показав тем самым наличие у выставки специфических особенностей электронного продукта.

Демонстрация музейных электронных выставок осуществляется посредством электронных киосков, плазменных панелей и другой проекционной техники, локальных носителей цифровой информации. Но основным каналом их распространения является, безусловно, сеть Интернет.

Знакомство с сайтами художественных, культурно-исторических, этнографических, исторических, историко-художественных музеев и музеев-заповедников страны и Кемеровской области позволило выявить многочисленные

электронные экспозиции коллекций разного профиля и назначения. В то же время знакомство с профильной учебной и специальной (ориентированной на музейных работников) литературой позволило утверждать, что на фоне широкого освещения методики и практического опыта организации традиционных музейных выставок [1; 2] электронные выставки музеев не находят в ней достаточного отражения. Как нам кажется, в силу своей ярко выраженной специфики они занимают особое место в музейной науке и практике и заслуживают внимательного изучения и собственной классификации.

В предлагаемой нами опытной (предлагаемой в порядке обсуждения) классификации электронных музейных выставок (табл. 1) при выборе оснований и построении классификационных рядов использован опыт видовой классификации традиционных выставок музеев. При этом мы убедились в спорности ранее принятых классификационных решений, противоречащих правилам непересекаемости и соразмерности делений. Так, например, вызвало возражение выделение по признаку тематической направленности юбилейных выставок, наряду с мемориальными и монографическими. Как известно, юбилейные выставки организуются преимущественно в честь празднования памятной даты. И они по своему содержательному наполнению могут быть и мемориальными и монографическими, являясь их разновидностью. Подвергнем сомнению обоснованность выделения мемориальных и монографических выставок по одному классификационному основанию, поскольку монографическая выставка может быть создана в память о выдающемся лице, а мемориальная - быть посвященной конкретной персоне.

Таблица 1 Многоаспектная классификация электронных выставок музеев

Основание классификации Виды электронных выставок

1. Статус выставки 1.1. Всемирные 1.2. Международные 1.3. Национальные 1.4. Региональные 1.5. Муниципальные 1.6. Отдельно взятого музея (группы музеев)

Окончание таблицы 1

Основание классификации Виды электронных выставок

2. Тематическая направленность 2.1. Универсальные 2.2. Многоотраслевые 2.3. Тематические 2.4. Монографические39

3. Целевое назначение 3.1. Мемориальные40 3.2. Просветительские41 3.2. Ярмарочные42

4. Продолжительность функционирования 4.1. Постоянные 4.2. Временные 4.3. Обновляемые

5. Способ доступа 5.1. Локальные 5.2. Сетевые 5.3. Комбинированные

6. Категория пользователей 6.1. Для массового пользователя 6.2. Для специалистов

7. Формат представления 7.1. Рр^формат 7.2. Шт1-формат 7.3. F1ash-выставки 7.4. Другие форматы представления

8. Наличие традиционного аналога 8.1. Аналог традиционной выставки 8.2. Оригинальные выставки

9. Предмет экспонирования 9.1. Монопредметные43 9.2. Многопредметные44

39 Выставки посвящены одной теме или одному конкретному историческому деятелю.

40 Выставки созданы в память о выдающемся событии или лице и расположенные на памятном месте либо в памятном здании; экспонируются предметы, принадлежавшие историческому лицу и связанные с его жизнедеятельностью.

41 Выставки знакомят посетителей с уникальными произведениями искусства, новыми направлениями и авторами.

42 Выставки предусматривают возможность продажи экспонатов.

43 На выставке экспонируются предметы одного вида, например, произведения живописи, фотографии, вещи, документы.

44 Выставки экспонируют несколько видов предметов, объединенных по иному признаку.

При классификации традиционных выставок уделяется большое значение видам экспозиционных материалов. Каждый вид требует создания специальных условий размещения и обеспечения сохранности. Специфика электронной выставки позволяет не придавать данному признаку большого значения, поскольку предметом экспонирования электронной выставки являются не сами материальные ценности, а их цифровые копии.

Сама проблема классификации электронных выставок музеев представляется нам актуальной научной задачей и ждет своего исследователя.

Технологию производства любого продукта (и электронные музейные выставки не исключение) нельзя освоить без понимания его специфических особенностей (табл. 2).

На сайтах ряда музеев мы можем встретить цифровые экспозиции, которые позиционируются их авторами как электронные («виртуальные») выставки. При этом многие из них являются электронными альбомами или пресс-релизами традиционных выставок. Представленные материалы не обладают характеристиками, присущими электронным выставкам. Наиболее значимыми из них можно назвать интерактивность и мультимедий-ность - комбинирование различных видов информации, таких как текст, графика, звук, видеоизображение, анимация.

В ходе анализа электронных выставок, представленных на сайтах музеев, установлено, что основными информационными единицами электронных музейных выставок являются фотографии экспоната и текстовое описание объекта.

К основным видам информации о предмете экспонирования мы можем отнести фрагменты экскурсий, развернутые фактографические сведения об экспонатах, их истории, особенностях, размере, материале, возрасте; сведения об авторах, владельцах и пр. Выявлены основные формы текстовых описаний экспонатов: это краткие сведения об объекте (наименование, автор, дата создания и пр.), либо развернутые исторические, культурологические или искусствоведческие справки. В качестве справочной информации об экспозиции приводятся сведения об историческом периоде экспозиции, истории коллекции, персоналиях и др. (рис. 1).

Таблица 2

Специфические особенности традиционных и электронных музейных выставок

Основания сравнения Традиционные выставки Электронные выставки

Форма представления Аналоговая Цифровая

Способ организации Статичная демонстрация экспонатов Заданная последовательность слайдов, видеоряд; принцип гипертекста

Доступность Доступна только посетителям музея или передвижной выставки При размещении в сети доступна каждому пользователю локальной или глобальной сети. Возможность широкого географического охвата

Размещение Внутри музея, за пределами музея В Глобальной сети Интернет, в локальной сети музея, на локальных машиночитаемых носителях

Количество экспонатов Ограничено пространственными возможностями музея, возможностью обеспечения сохранности Ограничено программными и техническими возможностями музея, а также формальными характеристиками электронной информации, (количество мегабайт, количество пикселей и пр.)

Применение художественных решений Статичность Широкие возможности использования мультимедийных средств

Качество визуального ряда Демонстрация оригинального экспоната (копии) Статичная графика, анимация, 2 и 3-мерные изображения, возможность поворота изображения / перелистывания страниц, возможность увеличения изображения для детального просмотра

Круг пользователей Ограничен посетителями музея, в момент экспонирования выставки Ограничен пользователями, имеющими выход в Интернет. Размещение выставки на сайте способствует привлечению реальных посетителей

Дополнительные возможности Возможность проведения экскурсии, возможность задать вопрос в режиме реального времени, возможность оставить отзыв о выставке Получение дополнительной текстовой информации, возможность детально ознакомиться с предметом экспонирования, возможность выразить отношение к выставке, задать вопрос в режиме off-line

Материально-техническое и программное обеспечение Экспозиционное оборудование, офисная мебель, использование компьютерной и множительной техники в оформительских целях Создание и использование невозможно без использования компьютерной техники и программного обеспечения

Обеспечение сохранности Актуальны защита от хищения и поддержание материальной формы экспонатов в удовлетворительном состоянии. В целях обеспечения сохранности подлинных экспонатов, на традиционных выставках зачастую экспонируются копии и (или) фотографии экспонатов Актуально предотвращение потери информации

ЭКСКУРСИЯ

у _

V

"Родилась 00 wfiff Qruma ч Ии/.'еианыЮ vHcf'Hwv ираянми. HUivneda p не мвлевал DHhiMu d ггэйгз ejd уткал ост, учинить mnwjj опыт u срисовал с саикко ceftn noprtpen; .ча

■ i.n нлчаткъ лшмпцсное творчество дворянина Аадрея Тимофеевича Болотова И это не единиииый спутан Изящными "вами ыиималуч; ь многие вга

СОЩНЧСННИК»

Ват еще вдно свидетельство "Дпнмор титу/шрмоеа стм»т«4«а Пзвпа Гриизрьввичз Ст^роиечга с ящвописцеда Юшиллт Стлкмг.ииА' ГТортре/п am срисовать или наталеаатп я Йолжен точь-в-точь та/южим кэ живое вид, Павла С.тэрЛнт.ча, Лицо, 0 Мун&иря, ftpи шпэгЬ, и рук&цш В и ем не ceit договоре v лойч^гап cofiörM«fWflpywio ЛГзорннин Конок Юшкевич-Стахоеатй. лривппиеед'

Неиэвеаный художник (Лирам гопоиичы XVII века 11оргр«т А.С.Ьерезнна Лппс1 масло

Костромской музей искусств

»чицоЗиШЧ * К Ч К V И * и ч Т Л В " ЛиТер'iTSPt ^оТР^Л*""'" И >'; t «

Неизвестный художник первой половины XIX века

Интерьере фигурой курильщика

Холст, масло. 41 х31,5

ГП~

Инв. Ж-ЭЕЗ

Приобр. в 1931 у И.А.Жданко

^ Уи л о е и ы с о оог t ri на

| назад | раздел экспозиции | другие произведения этого художника |

Рисунок 1. Пример представления справочной информации об экспозиции Виртуального музея русского примитива (http://www.museum.ru/museum/primitiv/)

Одной из особенностей выставки, непосредственно связанной с интерактивностью, является наличие гипертекста: выставка может обладать сложной многоуровневой структурой, а ее страницы связаны гиперссылками, кроме того, возможен выход на близкие по содержанию ресурсы Интернета. Благодаря этому пользователь может получить более подробную информацию об интересующем его экспонате, представленную на других страницах выставки, без затрат времени на чтение сведений, не представляющих для него интереса; получить дополнительные сведения из других ресурсов, связанных с выставкой при помощи гиперссылок и др.

Среди особенностей представления изображения предметов экспонирования мы можем отметить следующие. Многие выставки реализуют возможность увеличения изображения для просмотра. Пример реализации возможности увеличения изображения можно увидеть на сайте Государственного Эрмитажа ().

Помимо традиционной экспозиции статичных фотографий, электронные выставки могут быть реализованы в динамичной форме панорамного изображения или 3D, как, например, организована выставка М. А. Врубеля Государственной Третьяковской галереи (рис. 2).

Это позволяет рассмотреть любой объект с разных сторон, в разное время года и суток, а также увидеть, как он выглядел в прошлом, либо будет выглядеть после реконструкции или реставрации.

Это создает впечатление присутствия в музее, а также дает возможность повернуть экспонат, что при реальном посещении музея, как правило, не приветствуется.

Пример представления объекта экспонирования в разные периоды времени представлен на сайте Музея-заповедника «Красная горка» http://www.redhill-kemerovo.ru/).

Электронные выставки могут сопровождаться музыкальным и видеорядом. Музыка способствует созданию атмосферы той эпохи, которой посвящена экспозиция, а видеоряд дает возможность увидеть движение экспоната, прослушать звук, издаваемый экспонатом, либо музыкальное сопровождение, например, фонтаны Петергофа (рис. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспозиция электронных выставок музеев построена в зависимости от зала, исторического периода или темы. Так, например, на электронной выставке музея мы можем одновременно встретить и скульптуры, и картины, и предметы интерьера, если они относятся к одному историче-

Рисунок 2. Пример экспозиции в динамичной форме Государственной Третьяковской галереи (http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/)

Рисунок 3. Пример реализации возможности поворота 3D-изображения экспонатов Музея-заповедника «Красная Горка» http://www.redhill-kemerovo.ru/)

Рисунок 4. Пример использования видеоряда и музыкального сопровождения на выставке Государственного музея-заповедника «Петергоф» (http://peterhofmuseum.ru/open/)

скому периоду. Это позволяет обеспечить в одной экспозиции синтез искусств. В таком случае распространена следующая структурная схема организации выставочного материала: зал (хронологический период) - тема - тип предмета (автор) (рис. 5).

К наиболее распространенным дополнительным сервисным возможностям электронных выставок музеев, по нашим наблюдениям, относится размещение полных текстов статей об экспонатах и коллекциях.

Электронная среда позволяет осуществлять оперативную обратную связь с пользователями. Например, обеспечивается возможность публичных или приватных отзывов о выставке в целом и о конкретных экспонатах, размещения ссылок в социальных сетях и пр. Это позволит отслеживать предпочтения посетителей и организовывать выставки с учетом их интересов. Интерактивность электронной выставки позволяет экспони-

ровать творчество пользователей. Оригинальной формой работы с электронной выставкой может стать организация опросов, конкурсов и викторин, особенно актуальная для детской и молодежной аудитории. Кроме того, пользователи могут самостоятельно присылать запросы на организацию выставки по интересующей их тематике.

Размещение выставки на сайте музея, реализуя функцию информирования о коллекциях и экспозициях, способствует привлечению реальных посетителей. Виртуальная демонстрация коллекций обеспечивает доступ к запасникам музея, позволяет более полно раскрыть музейный фонд, познакомиться с экспонатами, которые в настоящее время не демонстрируются по каким-либо причинам.

Свободный доступ к электронным продуктам музеев особенно актуален для территориально удаленных пользователей, не имеющих возможности реально посетить музей. Пользователи мо-

хема экспозиции

XV№№ вес

1 Дворянский портрет

2. КуПвчес кии MOprpet

3 Детский портрет j ;-Kühp

5. Пени*

6 Иконопись религиозная l алпегоричесыя живопись

7 Альбомная и сганкаван q

3. Лубок

4 Рисованный пуЬок

XX век

1 Пространство

2 НэиаВО К КОНЕЦ

3. Родина 4 Иэабнпие б. Пущими 6 Герой Т. ЛЙБойь В. Промерь 9. СпйеГсйии миф 1С Копии и переводы

.....

B-riL"Tl пгн Щ1К BkliKSpüHJ KbTBjn?' jüTcisTi'pa UÖT дни ЧИ HS'3 с ш ят йи»

Рисунок 5. Пример организации экспозиции Государственного Эрмитажа (http://www.hermitagemuseum.org) и Виртуального музея русского примитива (http://www.museum.ru/museum/primitiv/)

гут просматривать экспонаты в удобное для себя время и индивидуальном темпе вне зависимости от температурных и метеоусловий.

Гипертекстовые возможности электронной выставки позволяют выстроить индивидуальную траекторию просмотра, не перегружать страницы избыточной информацией.

Визуальные возможности электронной выставки позволяют детально рассмотреть крупные объекты, находящиеся вне стен музея, увидеть целостный архитектурный ансамбль, а также при

качественном исполнении выставки воспользоваться функцией увеличения изображения и изучить мелкие детали экспоната.

Демонстрация экспонатов в электронной форме обеспечивает их сохранность. Длительный и частый просмотр электронной выставки не окажет негативного влияния на оригинал.

Запись электронных выставок музеев на локальные носители позволяет распространять их в качестве самостоятельного информационного продукта, среди посетителей музея и туристов.

Литература

1. Каулен М. Е., Лебедев А. В., Медведева Е. Б. Основы музееведения: учеб. пособие. - М., 2005. - 502 с.

2. Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э. А. Шулепова. - М., 2005. - 504 с.

3. Пилко И. С. Услуги музеев в электронной среде // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2011. -№ 16. - С. 22-28.

4. Пилко И. С., Савкина С. В. Электронные выставки музеев и библиотек: опыт сравнительного анализа // Вестн. Казан. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 2. - С. 108-112.

5. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс] / Мин-во культуры РФ; ред. В. Л. Янин А. А. Сун-диева. - URL: http://www.museum.ru/rme/

6. Савкина С. В. Электронные книжные выставки: потребительские свойства, технология подготовки // Библиотечные технологии. - 2009. - № 1. - С. 24-29.

References

1. Kaulen M.E., Lebedev A.V., Medvedeva E.B. Osnovy muzeevedeniya [Fundamentals of museology]. Moscow, 2005. 502 p. (In Russ.).

2. Osnovy muzeevedeniya [Fundamentals of museology]. Ed. E.A. Shulepova. Moscow, 2005. 504 p. (In Russ.).

3. Pilko I.S. Uslugi muzeev v elektronnoy srede [Museum services in the electronic environment]. Vestnik Kemerovsk-ogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2011, no 16, pp. 22-28. (In Russ.).

4. Pilko I.S., Savkina S.V. Elektronnye vystavki muzeev i bibliotek: opyt sravnitel'nogo analiza [Electronic exhibitions of museums and libraries: a comparative analysis of the experience]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2012, no 2, pp. 108-112 (In Russ.).

5. Yanin V.L., Sundieva А.А. Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya [Russian museum encyclopedia]. Available at: http://www.museum.ru/rme/ (In Russ.).

6. Savkina S.V Elektronnye knizhnye vystavki: potrebitel'skie svoystva, tekhnologiya podgotovki [Electronic book exhibitions: consumer characteristics, technology training]. Bibliotechnye tekhnologii, 2009, no 1, pp. 24-29. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.