Научная статья на тему '3D-технологии в экспозиционной деятельности музеев изобразительного искусства'

3D-технологии в экспозиционной деятельности музеев изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3060
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / дополненная реальность / экспозиция / виртуальная выставка / 3D-тур / information technology / augmented reality / exposure / virtual exhibition / 3D-tour

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Расых Салахов, Елена Каазик

Статья рассматривает опыт использования информационных технологий при создании выставок в музеях изобразительного искусства. Принцип дополненной реальности направлен на активизацию восприятия музейного пространства, позволяет посетителю музея стать участником определенного действа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the experience of the use of information technologies in the creation of exhibitions in the Museum of Fine Arts. The principle of augmented reality is aimed at enhancing the perception of the museum space, the museum allows the visitor to become a member of a specific action.

Текст научной работы на тему «3D-технологии в экспозиционной деятельности музеев изобразительного искусства»

3Б-ТЕХНОЛОГИИ В ЭКСПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Расых Салахов к.п.н., доцент

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация: статья рассматривает опыт использования информационных технологий при создании выставок в музеях изобразительного искусства. Принцип дополненной реальности направлен на активизацию восприятия музейного пространства, позволяет посетителю музея стать участником определенного действа.

Ключевые слова: информационные технологии, дополненная реальность, экспозиция, виртуальная выставка, 3й-тур.

Abstract: The article examines the experience of the use of information technologies in the creation of exhibitions in the Museum of Fine Arts. The principle of augmented reality is aimed at enhancing the perception of the museum space, the museum allows the visitor to become a member of a specific action.

Keywords: information technology, augmented reality, exposure, virtual exhibition, 3D-tour.

Елена Каазик студентка Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого К (П)ФУ

С момента возникновения музеев в античном мире и до недавнего времени их основная концепция состояла в сборе, хранении, изучении памятников истории и культуры. Даже публичные музеи, появившиеся в Англии и Франции в XVIII веке, не вели активной экспозиционной деятельности: расположение предметов было бессистемным, отсутствовал этикетаж, показ не сопровождался лекцией. Все это предопределяло пассивное поведение публики, не стимулировало желания повторного посещения музея.

В настоящее время происходит принципиальная трансформация музейного пространства: при сохранении научно-исследовательской функции как ведущей не менее важным является привлечение посетителей, формирование постоянной заинтересованной публики музея.

Одним из способов активизации восприятия музейного пространства становятся информационные технологии, обеспечивающие новые практики экспонирования исторических экспонатов. Все чаще музеи выступают экспериментальными площадками, создавая информационные порталы, раскрывающие коллекции и освещающие деятельность музея, организуя виртуальные выставки и 3D-туры по экспозициям. В специальной литературе их часто называют цифровыми технологиями дополненной реальности, позволяющими расширить восприятие, испытать новые ощущения во время экскурсий и музейных мероприятий.

Дополненная реальность - технология, направленная на комбинацию реальности и лю-

бых других виртуальных элементов [4, с.402]. Первые виртуальные технологии были использованы в 1962 году Мортоном Хейлигом, они представляли собой тренажер, включавший визуальные эффекты, запах и вибрацию.

Наиболее активно дополненная реальность стала проникать в музеи искусства [4, с.402], где необходимо воздействие не только на память и интеллект посетителя, но и на его эмоционально-чувственную сферу.

Благодаря информационным технологиям посетитель может не просто представить, но и увидеть события, экспонаты в трехмерном измерении, соотнести их масштаб и т.д. Из пассивного зрителя он становится участником определенного действа. Так, например, при праздновании 400-летия Дома Романовых в Петергофе состоялось светомузыкальное представление с 3D-маппингом и историческими реконструкциями, экспонируемыми на фронтоне дворца. Рассказ о роли каждого самодержца в судьбе Отечества происходил сквозь призму главных событий каждой эпохи, отражавших политические взгляды, личные вкусы и пристрастия царствующих особ, которые влияли на ход не только российской, но и мировой истории. Изображения сменяли друг друга по династическому принципу - от самодержца к самодержцу, от эпохи к эпохе -от Петра I до Николая II.

Активное использование цифровых технологий в виде виртуальных выставок и 3D-ту-ров, музейных интегрированных приложений, виртуальных персонажей, компьютерных игр, казалось бы, противоречит тому культу подлинности, который утверждался в музеях на

^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

Ю[up искусств

МУЗЕЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ #04 (12) 2015

протяжении многих веков. Однако не менее важным, по мнению специалистов, является сегодня вовлечение посетителя в процесс совместного конструирования смысла [1, 2, 4].

Особенно благоприятно сказываются информационные технологии на привлечение в музей детской аудитории. Как известно, детей не очень интересует пассивное знакомство с чем-то, что было задолго до их рождения. А использование дополненной реальности дает возможность рассмотреть 3D-модель экспоната, поиграть, взаимодействовать с местом нахождения чего-либо [3, с. 53]. Благодаря IPAD скелеты становятся полнокровныхми животными, а стандартный внешний вид QR-ко-да, например, превратится в иероглиф, печать давно исчезнувшей империи, монету и т.д., что вызовет новый виток вопросов юного зрителя.

Чаще всего 3D-технологии в музеях искусств используются при создании выставок. Комбинированные проекционные технологии, при которых видеоряд проецируется на несколько плоскостей, расположенных на разном удалении от зрителя, дает возможность полного погружения в атмосферу пространства или события. Использование цифровых технологий и новых материалов (в частности, прозрачной проекционной пленки) дает возможность получения изображения с эффектом голографии.

Однако создание музейной выставки с элементами дополненной реальности может вызвать некоторые сложности. Такая выставка требует согласования двух элементов: технического и смыслового. С одной стороны, это компьютерная технология, для успешного функционирования которой требуется выполнение определенных алгоритмов, наличие специальных технических устройств, и создавать эту технологию пока могут только специалисты в области компьютерных и мобильных технологий. С другой стороны, музейная выставка с элементами дополненной реальности - это, в первую очередь, явление музейное, и создавать ее должны профессионалы [3, с. 54].

С момента своего основания Международный институт антиквариата активно использует информационные технологии музейной деятельности. Практически по всем организуемым выставкам создаются видеоэкскурсии или виртуальные туры, позволяющие насладиться шедеврами изобразительного и декоративно-прикладного искусства индивидуально, в удаленном доступе, независимо от сроков реально действующей выставки.

В совместном проекте Международного института антиквариата и кафедры дизайна и национальных искусств Института филоло-

f^t

D

гии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого К(П)ФУ удалось совместить достоинства информационных технологий и традиционной музейной выставки с элементами дополненной реальности.

На выставке Международного института антиквариата «Наполеон всюду счастлив»: личные покои императора в Сан-Мартино» (октябрь 2015 года) был представлен воссозданный интерьер из замка Сан-Мартино на острове Эльба, где жил великий полководец и государственный деятель после отречения

Виртуальные

туры с выставок

Международного

института

антиквариата

http://int-ant.

ru/media/

virtual-tours/

от престола. Экспозиция посвящена реконструкции спальни и гостиной Наполеона I Бонапарта из летней виллы Сан-Мартино, дополненной образцами живописи, графики, декоративно-прикладного искусства (фарфор, художественная бронза, часы) начала XIX века эпохи ампир из Большого собрания изящных искусств ASG.

Благодаря современным графическим редакторам и программам становится возможным виртуальное воссоздание объекта, его интерпретация. Принципиальная особенность виртуальных реконструкций - возможность «играть» с масштабом и погружать зрителя в виртуальную среду, осуществлять замыслы художника.

Данные технологии дали возможность на подготовительном этапе оценить замысел

оформления выставки, возможность вписать ее в общее оформление музея. В программе было воссоздано помещение, предназначенное для организации и проведения выставки, и предложены варианты оформления пространства. Реконструкция спальни заключалась не только в подборе исторического убранства, мебели и иных предметов интерьера, но и в воссоздании атмосферы эпохи XIX века, передаче средствами графического языка информации о самом Наполеоне и его семье с помощью портретов, гравюр и печатных материалов (фотографии интерьеров виллы, герб полководца).

Применяемая методика компьютерного моделирования позволила вносить вариантные изменения в решение оформления предметно-пространственной среды помещения. Расположение и комбинация образцов живописи, графики, фотографий в виртуальной реконструкции помещения значительно сокращает ресурсы и время подготовки экспозиции. Один из вариантов оформления предлагал использование широкоформатной печати с изображением вида на виллу Сан-Мартино, что позволило бы зрителю глубже проникнуться атмосферой экспозиции, а также подчеркнуть скромность великого полководца и его непритязательность в части бытового устройства.

Экспонирование на одной из стен выставочного пространства фасада дворца Сан-Мартино не просто активизирует восприятие зрителя, но и создает ситуацию «конструирования смысла»: интерьеры кабинета и спальни, воспроизведенные в реальном масштабе, столь резко контрастируют с размерами виллы и ее роскошным дворцовым видом, что миф о скромности Наполеона подкрепляется исторической правдой.

В настоящее время применение информационных технологий становится повсеместным. Компьютерные программы позволяют представить широкий спектр вариантов и выбрать наилучший для будущего объекта, помещения, среды. Их использование в современном музейном деле дополняет реальность, обеспечивает максимальную коммуникацию экспоната и посетителя, обновление экспозиции.

Список использованной литературы:

1. Баруткина Л.П. Мультимедиа в современной музейной экспозиции // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.- 2011.- № 4.- С. 106-108.

2. Каракова Т.В., Воронцова Ю.С. Оптические иллюзии в дизайне интерьеров общественных пространств // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. -2014. -№ 2 (15). -С. 31-36.

3. Родионова Д.Д., Сергеев А.В. Технология дополненной реальности как перспективное направление развития музейного пространства на современном этапе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств.- 2015. -№ 33-2.- С. 51-56.

4. Шиманский К.В., Никифорова Н.В. Технология дополненной реальности в музейном пространстве // Неделя науки СПбГПУ: материалы научно-практической конференции с международным участием /Институт гуманитарного образования СПбГПУ.- Санкт-Петербург, 2014. -С. 402-405.

^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

Шшр искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.