Научная статья на тему 'Исторический интерьер в аспекте музейной реконструкции и экспонирования'

Исторический интерьер в аспекте музейной реконструкции и экспонирования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1784
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКОНСТРУКЦИЯ / ИНТЕРЬЕР / ЭКС ОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ / ИНТЕРЬЕР В МУЗЕЕ / МУЗЕЙНЫЙ ДИЗАЙН / ДИЗАЙН ВЫСТАВОК / МЕБЛИРОВКА УСАДЕБ / RECREATION / INTERIOR / EXHIBITION MUSEUM ACTIVITIES / INTERIOR IN MUSEUM / MUSEUM DESIGN / EXHIBITION DESIGN / FURNISHING OF ESTATES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сайфутдинова Айгуль

Статья посвящена воссозданию исторических интерьеров в музеях. В статье представлены примеры художественных и научных реконструкций жилых интерьеров XIX века в эксозиционно-выставочной деятельности музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical interior in aspect of museum reconstruction and exhibit

Article is dedicated to reconstruction of historical interiors in museums. Examples of scientific and artistic recreation of the XIX century housing interiors in exhibition museum activities represented in article.

Текст научной работы на тему «Исторический интерьер в аспекте музейной реконструкции и экспонирования»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИНТЕРЬЕР В АСПЕКТЕ МУЗЕЙНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПОНИРОВАНИЯ

Айгуль Сайфутдинова, хранитель Международного института антиквариата

АННОТАЦИЯ : статья посвящена воссозданию исторических интерьеров в музеях. В статье представлены примеры художественных и научных реконструкций жилых интерьеров XIX века в экс-позиционно-выставочной деятельности музеев.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: реконструкция, интерьер, экспозиционно-выставочная деятельность музеев, интерьер в музее, музейный дизайн, дизайн выставок, меблировка усадеб.

SUMMARY ABSTraCT: Article is dedicated to reconstruction of historical interiors in museums. Examples of scientific and artistic recreation of the XIX century housing interiors in exhibition museum activities represented in article.

KEY WORDS: recreation, interior, exhibition museum activities, interior in museum, museum design, exhibition design, furnishing of estates.

Несмотря на то, что дизайн интерьеров как самостоятельное направление в обустройстве помещений сформировался сравнительно недавно, его уже активно применяют в экспозиционно-вы-ставочной деятельности музеев. Реконструкция интерьерного ансамбля как одна из форм выставок в музейном пространстве объединяет коммуникационный дизайн и дизайн помещений, тем самым позволяет общаться с посетителем, не прибегая к большому количеству пояснительного текста. Выставочный дизайн обеспечивает полноценное восприятие в режиме реального времени, поскольку пространство многоуровневой коммуникации, заполненное знаковыми объектами, дает возможность с первого взгляда разобраться в его назначении и значимости вещей. Постоянными атрибутами ансамбля в музее выступают мебель, декоративные и бытовые детали, книги, рукописные альбомы и другие артефакты, включая самые мелкие, но весьма любопытные аксессуары, которые сопровождали людей в ту или иную эпоху.

ИНТЕРЬЕР (ФР. INTÉRIEUR ЛАТ. INTERIOR - ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ПОМЕЩЕНИЯ) - АРХИТЕКТУРНО И ХУДОЖЕСТВЕННО ОФОРМЛЕННОЕ ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ЗДАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ЧЕЛОВЕКУ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ И БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ЗДАНИЯ ИЛИ ОТДЕЛЬНОГО ПОМЕЩЕНИЯ, АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ КОТОРОГО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ.

Интерьер можно подразделить на две основные группы - общественный и жилой. Если при разработке общественного интерьера учитываются прежде всего его назначение и функцио-

нальные требования, то жилой интерьер - это своеобразный портрет человека, живущего в нем. Он может многое рассказать о характере своего хозяина, о его интересах и вкусах, социальном статусе и психологическом типе. А стили интерьера, воплощенные во внутреннем убранстве домов в целом и отдельных комнат в частности, - знаки, которые не только иллюстрируют вкусовые предпочтения хозяев дома, но, прежде всего, отражают эстетику эпохи или культуры, создавшей их. Другими словами, у интерьера своя богатая история, которая развивается наравне с архитектурой, чуть отставая или опережая ее.

Особый интерес для музейных работников представляют усадебные интерьеры в силу их разнообразия, полифоничности, сочетания в пространстве множества вещей как объективно драгоценных, так и дорогих для их владельцев по заключенным в них воспоминаниям. В Х1Хв. видными архитекторами-декораторами усадебного убранства были: А. Штакеншнейдер, А. Красов-ский, И. Монигетти, Э. Гау, В. Садовников, Л. Премацци, К. Ухтомский, А. Брюллов, А. Мон-ферран и др. Зодчие, занимаясь усадебной архитектурой, продумывали каждую деталь, оставляя лишь ценные вещи, но в большинстве случаев специалисты той эпохи лишь сочетали в помещениях предметы мебели различных эпох, так как, в основном, старинное русское дворянство предпочитало пользоваться своей, еще прадедовской, мебелью и пребывать в фамильных интерьерах. Так что многие из них наслаждались надежно экипированным убранством прежних веков. Но бывало и так, что стили смешивались по причине своего геополитического характера, а иногда и плавно эволюционировали. Случалось также,

что, спустя несколько столетий, они после долгого забвения возрождались в совершенно другом контексте. Были и те, кто копировал интерьеры по заказу, чтобы оставить в памяти владельцев дух прежнего дома.

Примечательно, что в середине Х1Хв. интерьерами, свойственными тому времени, уже осуществленными и действующими, заинтересовались и живописцы. Во многих картинах встречаются изображения внутренних архитектурных пространств, служащих фоном для портрета или некоего действия, порой сам интерьер становился «иносказательным портретом». Термином «интерьер» в живописи обозначаются изображения комнат, залов, промышленных цехов и т.д., и, соответственно, сами произведения искусства этого жанра. Такие жилые интерьеры любили изображать художники бытового жанра: А.Г. Венецианов, П.А. Федотов, Ф.П. Толстой, А.А. Алексеев, Э. Гау, В. Садовников, Л. Премацци, К. Ухтомский и другие, изображенное ими было прописано настолько четко и подробно, что все предметы обстановки при необходимости нетрудно было бы и воссоздать.

Примером служит воссоздание интерьера гостиной в Павловском дворце (Санкт-Петербург, г. Павловск) на выставке «Русский жилой интерьер XIX-начала ХХ веков». Прообразом гостиной (1830-е гг.) послужила гостиная П.В. Нащокина, друга А.С. Пушкина, с картины Н.И. Подклюшникова.

н.и. подклюшников «ГОСТИНАЯ в ДОМЕ НАЩОКИНА В МОСКВЕ», 1838 г.

«Это большая светлая комната с двумя окнами; много несомненно дорогих, умело расставленных вещей. Мебель александровских времен. Рояль с раскрытыми нотами. По углам гостиной парные, вероятно, фарфоровые вазы под стеклянными колпаками на круглых колоннообразных постаментах. На консоли большие, скорее всего, бронзовые, часы с какой-то мифологической группой. Огромный ковер с вытканными на нем по углам гирляндами цветов занимает почти половину пола. На боковых стенах гостиной висят

ЧДО ВЕСТНИК №ЖДЛЧАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

друг против друга большие парные портреты в широких рамах. Кто изображен на левом из них, не видно; справа же портрет какой-то дамы в нарядном туалете тридцатых годов. Рядом с роялем высокая массивная этажерка для книг; на ней бюст Пушкина в лавровом венке, который после смерти поэта изваял под наблюдением Павла Во-иновича известный скульптор И.П.Витали» [4].

Данная экспозиция была создана под руководством главного хранителя Павловского дворца-музея А.М. Кучумова в 1976 году. Из этого следует, что интерес к бытовому интерьеру, портрету в интерьере, натюрморту в интерьере повлиял на появление новой научной дисциплины - «Музейный дизайн», согласно которой интерьер-дизайнерами выступают представители музейной сферы, разрабатывая и воссоздавая интерьеры при музеефикации памятников и мемориальных музеев.

Музейный дизайн - это специальная форма выставочного планирования, которая опирается на конкретное содержание, она должна быть информативной, образовательной и одновременно иметь развлекательный характер.

Музейный дизайн в разной степени объединяет в себе архитектуру, электронные и цифровые медиа, свет, звук, интерактивные механизмы и другие отрасли дизайна. Используя ансамблевый метод построения экспозиции, музейный дизайнер создает комплекс, объединяющий экспозиционные материалы, которые сами передают информацию, составляя зрительное и смысловое единство, в соответствии с концепцией экспозиции. Ансамблевый метод позволяет сохранить или реконструировать на основе достоверных

данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстановку. В первую очередь, ансамблевый комплекс используют в экспозиционно-выставочной деятельности домов-музеев, музеев-дворцов, музеев-усадеб, музеев-храмов - мемориальных музеях, где исторический период, связанный с жизнью и деятельностью меморируемой личности, принимается за оптимальную дату, на которую проводится основная реконструкция, восстановление интерьеров.

Примером вышесказанного служит литературно-мемориальный музей выдающегося русского писателя Николая Семеновича Лескова в г. Орле, который был открыт в 1974 году. Кульминация экспозиции музея - воссозданный по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям интерьер последнего петербургского кабинета, находившегося в квартире на Фурштатской улице. В основу создания экспозиции была положена фотография центральной стены кабинета, сделанная в день смерти писателя 5 марта 1895 года.

ФОТОГРАФИЯ КАБИНЕТА НИКОЛАЯ СЕМЕНОВИЧА ЛЕСКОВА 5 МАРТА 1895 ГОДА

ВОССОЗДАННЫЙ ИНТЕРЬЕР КАБИНЕТА В ЭКСПОЗИЦИИ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ

При воссоздании интерьера кабинета в доме, где прошли детские годы писателя, помимо традиционных атрибутов рабочего кабинета Х1Хв. (письменного стола, кресла, книжного шкафа), сотрудники музея использовали оригинальную, сохранившуюся часть собранных Лесковым коллекций: живопись, гравюры, произведения прикладного искусства, часы, трости, камни и т.п. Их расстановка была осуществлена по воспоминаниям издательницы журнала «Северный вестник» Л.Я. Гуревич: «Многочисленные старинные часы, которыми была уставлена и увешана его комната, перекликались каждые четверть часа... Бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, огромный длинный и узкий образ Божьей

Матери, висящий посреди стены, с качающейся перед ним на цепях цветною лампадою - все это пестрело перед глазами со всех сторон, раздражая и настраивая фантазию. Красивые женские лица, нежные и томные, а рядом с ними - старинного письма образ или картина на дереве - голова Христа на кресте, в несколько сухой манере ранних немецких мастеров. Гравюры с картин французских романтиков и между ними фотография с суровой и резкой картины Ге «Что есть истина?». На столах множество разноцветных ламп, масса безделушек, оригинальные или старинные резаки, вложенные в наиболее читаемые книги: последние сочинения гр. Л. Толстого, «Жизнь Христа» Ренана. Отдельно в маленьком футляре, простое, все испещренное отметками и заметками Евангелие...» [2].

Передача образной характеристики эпохи, воссоздание атмосферы времени и среды, в которой жили выдающиеся герои того времени, где формировалось их мировоззрение, круг увлечений, характер и настроение, возможны при использовании знаковых вещей, характерных для того или иного периода. Но в отличие от ансамблевых комплексов в мемориальных музеях, где очевидна сила экспозиции в подлинных вещах, ранее принадлежавших видному деятелю или относящихся к важному событию, особый вид комплексов в музейном дизайне представляют собой обстановочные сцены или «фигурные интерьеры». В качестве примера можно привести выставку исторических интерьеров «Московское купечество», прошедшую в начале февраля 2014г. в музее «Садовое кольцо» в Москве. Она организована не просто как историческая выставка, а как реконструкция московского быта Х1Хв. Три выставочных зала на время экспозиции превратились в настоящую московскую усадьбу.

АФИША ВЫСТАВКИ

«МОСКОВСКОЕ

КУПЕЧЕСТВО»

Далее Государственный музей А.С. Пушкина в Москве, совместно с галереей «Три века», частной коллекцией А.А. Васильева, частной коллекцией А.Л. Кусакина, музеем уникальных кукол и гостиницей «Метрополь» создали новый выставочный проект, соединяющий классическую русскую литературу и аутентичные предметы быта эпохи XIX - начала ХХвв. из фондовых коллекций музея и частных собраний.

Знаковыми предметами выставки стали ширмы. Выставка предлагала заглянуть «за ширмы» - в прямом и переносном смысле - в мир известных литературных героев. За ширмами из собрания музея (разнообразных по стилю, материалам и предназначению) ожили уголки спален и гостиных, мастерских и кабинетов, описанных в произведениях А.С. Пушкина («Пиковая дама»), Н.В. Гоголя («Портрет», «Мертвые души»), И.С. Тургенева («Дворянское гнездо», «Холостяк»), В.А. Соллогуба («Большой свет»), Л.Н. Толстого («Детство»), А.Н. Толстого («Хождение по мукам»), И.А. Гончарова («Обломов»). Жилая обстановка была воспроизведена соответственно литературным текстам: «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью, ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой» [1]. В отличие от предыдущих выставок, в основе восстановленных исторических и литературных обстановок лежал научный подход по определению перечня предметов, характерных для того или иного периода.

Также стоит выделить нестандартный вид воссозданных интерьеров комнат из опыта зарубежных музеев - «period room» - (пер. «комната, обставленная старинной мебелью») в Бруклинском музее в Нью-Йорке, США. Одно из простых определений данной комнаты - это интерьер, который перевезли, практически полностью, из исторического жилого здания и воссоздали в выставочных залах музея, обустроив мебелью того же исторического периода, что и архитектурный декор комнаты. Главная цель этой комнаты - представить внутренний интерьер архитектурных стилей и декоративных форм конкретного исторического периода. В отличие от реконструированных комнат в домах-музеев, при обустройстве «period room» в художественных музеях обычно не используют оригинальную меблировку дома, из которого комната была изъята, они не отражают ни стиль жизни, ни индивидуальные вкусы людей, которые когда-либо жили в этих домах. В большинстве случаев архитектурные элементы комнат (двери и декоративные элементы дверного проема, окна и наличники, облицовка и резное украшение камина, деревянные напольные панели, оштукатуренные или деревянные потолок и сте-

Я ЭА 1ИРМЛГ1/1. И- Ijepbepittc - ^ JK Pff-n

зз FI

ч <. I

СУВЕНИРНЫЙ НАБОР ОТКРЫТОК С ВЫСТАВКИ «ЗА ШИРМАМИ» ГМ ИМ. А.С. ПУШКИНА

ны, карнизы, лепной или оштукатуренный резной декор) изъяты из одного источника, в то время как предметы для меблировки (мебель, предметы декора, освещение и напольные покрытия) были взяты из совершенно других мест, в основном из коллекции декоративного искусства музейного собрания. Также в восстановленных интерьерах «period room» отсутствует оригинальная мебель, традиционно используют аналоги или типовые, которые описаны в инвентарных описях и иных источниках того или иного периода. Но бывают и исключения, например, гостиная середины Х1Хв. дома Колонель Роберта Миллиган, построенного в 1854-1856 гг. в Саратога Спрингс, Нью-Йорк, США, которая сейчас находится в коллекции американских комнат музея Бруклина.

Архитектурный декор и меблировка гостиной Миллигана 1855-1856 гг. сохранились нетронутыми до середины ХХв., пока в 1940 году гостиная, библиотека и ее содержимое из резиденции Saratoga официально не вошли в состав музейной коллекции и позже выставлены в Американских галереях декоративного искусства XIX в. Бруклинского музея. Этот уникальный интерьер северной части штата Нью-Йорк включает в себя не только оригинальную мебель и декор, но и несколько сохранившихся счетов, чеков на мебель, купленную семьей Миллиган в 1850-е гг. Например, в 1856 г. семья купила элегантный комплект мебели из розового дерева в стиле Рококо, произведенного фирмой Elijah Galusha, которая была известна как изготовитель мебели в 1828 - 1870гг. В набор входили: софа, кресла, кресла-бержеры, 4 стула и центральный стол. Другая мебель представляет из себя этажерку в стиле рококо, пару стульев для приемов в стиле эпохи правления королевы Елизаветы I в Англии, рояль розового дерева, зеркало в золоченом обрамлении с лепным и резным орнаментом, золо-

VUV ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А

4Ш1р искусств

ФОТОГРАФИЯ 1880-1900 гг. ГОСТИНОЙ ДОМА ПОЛКОВНИКА РОБЕРТА ДЖ. МИЛЛИГАН, САРАТОГА СПРИНГС, НЬЮ-ЙОРК, США

ГОСТИНАЯ ДОМА ПОЛКОВНИКА РОБЕРТА ДЖ. МИЛЛИГАНА, ВОССТАНОВЛЕННАЯ В ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ МУЗЕЕ ИСКУССТВ БРУКЛИНА

ФОТОГРАФИЯ 1876-1886 гг. ГОСТИНОЙ ВИЛЛЫ ЛИХЧФИЛД, БРУКЛИН, НЬЮ-ЙОРК

ченые деревянные карнизы, цветной напольный ковер с ярким образцом орнамента в стиле рококо - букеты цветов, летящих листов и золоченая газовая люстра с шестью держателями. Ныне все из вышеперечисленного является частью гостиной Миллиган в Бруклинском музее.

На фотографии изображен мебельный гарнитур, включающий в себя стулья, выполненные в различных стилях. Доминантой гостиной был стол, который стоял в центре комнаты, круглой формы, возможно с мраморной столешницей. По периметру и в центре комнаты, вокруг центрального стола стояли канапе, стулья, установленные симметрично. На центральном столе размещена стопка книг рядом с керосиновой лампой, которая связана с газовой люстрой на потолке резиновым шлангом. В комнате не наблюдается изобилия декоративных предметов, за исключением облицовки камина, которая украшена комплектом предметов, включающим в себя канделябры, вазы и, возможно, каминные часы. Пол полностью устелен ковром, стены оштукатурены и покрашены пастельными тонами.

При тщательном осмотре фотографии можно обнаружить, что окна украшены не только тюлевыми занавесками, но и светонепроницаемыми шторами, сверху каждое окно обрамлено латунным оконным карнизом с выгравированной монограммой, на который крепились определенной формы валансы - ламбрекены.

Таким образом, стиль гостиной из дома Роберта Миллиган, перевезенной в Бруклинский музей, был преобразован в зрелое рококо, аналогично той гостиной, что была богато декорирована и искусно меблирована архитектором Александром Джексоном Дэвис в вилле Лихчфилд в Бруклине, построенной в 1855-1857гг.

Подводя итог, следует сделать вывод, что при реконструкции исторических помещений музейные работники в экспозициях и на выставках путем сопоставления данных археологии,

изобразительных, письменных источников воссоздают утраченные интерьеры с максимальной точностью. В целях усиления общего впечатления от экспозиции, показа особенностей художественных стилей музейные дизайнеры воспроизводят аутентичные интерьеры или их фрагменты, используя аналоги той или иной эпохи. Но в отличие от произведений искусства, каждый предмет, который используют при воссоздании интерьеров комнат середины Х1Хв, имеет утилитарное назначение, обладает способностью характеризовать особенности той среды и той эпохи. Попав в музей, он утрачивает связь со средой бытования, свое функциональное назначение и становится предметом музейного назначения - «предметом за стеклом», чем и отличается от предметов из Большого собрания изящных искусств АБС, чьи функции, согласно исторической действительности, восстанавливаются в реставрационных мастерских, а сами выставляются в залах Международного института антиквариата.

Примером служит выставка «Неспешность дней и аромат вещей: подлинные интерьеры русских усадеб на основе коллекций БСИИ АБС», при организации которой ведущую роль сыграли коллекции европейской мебели ХУ1-Х1Х вв., бронзы, фарфора и живописи различных жанров из БСИИ АБС.

При обустройстве выставки были использованы и научная, и художественная реконструкция интерьера. На первой стадии подготовки был осуществлен подбор предметов из коллекций, согласно фотографии интерьера усадьбы Чичериных Караул из журнала «Столица и усадьба» (№ 11 за 1914г.).

На фото изображен интерьер гостиной с множеством предметов мебели, но особое внимание уделено различным формам кресел и стульям. Они расставлены вдоль стен, одно из них с женским портретом, и вокруг стола с круглой столешни-

цей в центре комнаты. Справа канапе «тет-а-тет» (tete-a-tete) или «визави» (vis-a-vis) - это оригинальное канапе со своеобразной спинкой - в виде буквы «S». А вдоль противоположной стены, под портретами и пейзажами расположился охватывающий всю стену диван с деревянной резной спинкой. В углу находится горка с фарфоровым чайным сервизом, хрусталем и каминным набором, состоящим из часов с подсвечниками, еще один подобный набор также можно наблюдать и на каминной полке. Оформление интерьера также включает зеркало с десюдепортом, статуэтку, вазы с росписью по фарфору на полках и люстру со свечами над центральным столом.

При сравнении оригинального интерьера и его реконструкции в Международном институте антиквариата можно заметить, что все недостающие объекты из коллекции были заменены на типовые (облицовка камина - на консольный столик из красного дерева, канапе «тет-а-тет» на кресла), а в отсутствующих на изображении пространствах выставлены предметы, которые могли

бы находиться в данной комнате, поскольку произведены в то время и соответствуют ее стилевому убранству. Интерьер дополнен «мелочами», рассказывающими о хозяевах, и их образе жизни - семейной фотографией, предметами рукоделия, книгами, письмами... Отсутствие этикетажа также помогает ощущению подлинности эпохи, а возможность прикасаться к предметам - открывать дверцы шкафов, сидеть в кресле, листать книги и т.д. -повышает эмоциональную активность музейной среды.

ФОТОГРАФИЯ

ГОСТИНОЙ

УСАДЬБЫ

ЧИЧЕРИНЫХ

КАРАУЛ В

ТАМБОВСКОЙ

ГУБЕРНИИ

ВЫСТАВКА «НЕСПЕШНОСТЬ ДНЕЙ И

АРОМАТ ВЕЩЕЙ: ПОДЛИННЫЕ иНтЕрьЕрЫ РУССКИХ УСАДЕБ НА ОСНОВЕ КОЛЛЕКЦИЙ БСИИ А8С», МАЙ 2014 г.

список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гончаров И.А. Обломов. Роман в четырех частях // Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. - СПб.: Наука, 1998. - Т. 4. - 496 с.

2. Гуревич Л.Я. Из воспоминаний о Н. С. Лескове // Гуревич Л. Я. Литература и эстетика. - М., 1912.-С. 295-301.

3. Выставка «За ширмами» Интерьер XIX - начала ХХ века . - Режим доступа: http://www.pushkinmuseum.ru/?q=exhibition/ za-shirmami-interer-xix-nachala-xx-veka-vystavka-prodlena-po-12-maya [проверен 21.05.2014]

4. Раевский, Н. А. Портреты заговорили // Избранное. - М.: Художественная литература, 1978. - С. 12-53.

5. Российская музейная энциклопедия . - Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/sci_mem.asp. [проверен 13.05.2014]

6. Статья Интерьер // Электронная свободная энциклопедия Википедия . - Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org/. [проверен 12.05.2014]

7. Ritchie W. G. Jr. The Role of Period Interior Views in the Recreation of Historic Interiors, Part II. // An Intimate Portrait of Home: Period Views of Domestic Interiors in Upstate New York, 1830-1914: Blog. - Режим доступа: http://19thcenturyupstatenewyorkint eriors.blogspot.ru/2012_03_01_archive.html [проверен 27.05.2014].

4Ш1Р ИСКУССТВ

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.