УДК 069:004.357
Л. П. Баруткина Мультимедиа в современной музейной экспозиции
В статье рассматриваются новые информационные технологии как вспомогательные средства организации пространства, а также как самостоятельный инструментарий формирования новой виртуальной среды. Приводятся примеры внедрения средств мультимедиа в музейную деятельность, перспективы дизайнерского решения монтажа экспозиций.
Ключевые слова: мультимедийная культура, мультимедийная среда, мультимедийные средства, дизайн
Larisa P. Barutkina
Multimedia in contemporary museum exposition
The article describes use of new information technologies for additional means to arrange museum space as well as for independent instrument set creating new virtual environment. Here are listed examples of introducing multimedia to museum activities and prospective design solutions for exposition arrangement.
Key words: multimedia culture, multimedia environment, multimedia means, design
Организация экспозиционного пространства за последние несколько лет вышла на качественно новый уровень, определяющий общественную значимость музея. Речь идет о сочетании материального и виртуального пространства хранящихся там коллекций. Мультимедийные средства отображения информации (текст, фото, видео, аудио, графика...) все больше используются в музейной практике, помогают более широко представить экспозиционный и выставочный материал, оставляя в памяти посетителей яркий запоминающийся образ.
От дизайнерских решений монтажа экспозиций зависит степень воздействия их на зрителя. На помощь приходят новые информационные технологии, решающие организационные (функциональные, конструктивные, эстетические) задачи не только внутри музея, они дают возможность получить свое виртуальное пространство, создавать свои представительства в Сети - увеличивать тем самым число реальных посетителей, а также привлекать внимание виртуальных гостей.
Мультимедиа в музее как вспомогательный инструмент
Уже стали привычными автоматизированные компьютерные системы, содержащие информацию о коллекциях, поясняющие представленные на выставках экспонаты. Наряду с печатными каталогами можно почти всегда увидеть СD-ROMы, освещающие заданную тему.
Почти каждая выставка сопровождается демонстрацией кинофильмов, звуковыми эффектами. В раскрытии тематики и усилении клю-
чевых моментов в сценарии подачи материала огромную роль играют современные технические средства. Для примера вспомним выставку Филонова в Государственном Русском музее1, где работы показывались в темном замкнутом пространстве, разбитом на сектора в сопровождении звукового ряда. Там же демонстрировался фильм о жизни и творчестве художника. Отдельно была выделена компьютерная сетевая зона, где каждый желающий мог в удобном ему порядке познакомиться со всей информацией о выставке, изучив мультимедийный Сй^ОМ.
На экспозициях и выставках искусства ХХ-ХХ1 вв. появляются объекты видео-арта. Их можно увидеть, например, в музеях и арт-центрах современного искусства в Санкт-Петербурге (Музей Эрарта2, Арт-центр Пушкинская 103).
Во всех вышеперечисленных случаях средства мультимедиа играют вспомогательную роль - учет и хранение, электронные пояснения, инструменты для предъявления коллекционного материала, показ отдельных видео-объектов.
Следующим этапом внедрения современных технологий в выставочное пространство является их равноправное «звучание» наряду с традиционными музейными предметами.
Мультимедиа в музее как самостоятельный объект искусства
В музеях все больше появляются не только единичные объекты, а целые мультимедийные экспозиции, которые дарят незабываемые впечатления и удивляют сочетанием материальных и виртуальных сред. Специально созданные
Мультимедиа в современ ной музейной экспозиции
аудио-, видео- и мультимедийные программы, технические возможности которых позволяют почувствовать себя в «другой» реальности, предстают перед посетителями наряду с традиционными музейными экспонатами.
Приведем для примера музейный комплекс «Вселенная воды»4. Экспозиционная среда находится в постоянном движении, изменяясь, как сама вода. Погрузить зрителя в водный мир помогают средства мультимедиа - видео, звук, сменяющие друг друга в пространстве графические изображения, а также реальные предметы, которые можно трогать. Они иллюстрируют увиденное и услышанное, заставляя прочувствовать всеми органами восприятия тему водной стихии.
Возможности мультимедиа позволяют создавать виртуальные музейные филиалы, содержащие экспозиционные каталоги, дающие возможность зрителю познакомиться с коллекциями музеев, находясь на расстоянии от самих первоисточников.
Например, «Русский музей - виртуальный филиал»5 - это центр, созданный как единое культурно-информационное пространство на территории России и за рубежом.
В медиатеке центра, помимо печатных изданий и фильмов, содержатся интерактивные мультимедийные программы об истории русского искусства, о Русском музее и его коллекциях, собраниях музеев России6. Для создания дисков используются все средства мультимедиа - фото, графика, видео, аудио, Зй-моделирование... и др. Приведем для примера мультимедийные издания, которые можно увидеть непосредственно на экспозиции (не только в медиатеке) в информационных зонах Михайловского, Строгановского, Мраморного дворцов и Михайловского замка. Фрагменты мультимедийных фильмов «Музейный комплекс» (2003), «История одного шедевра» (2004), «Музей в музее» (2009). и др. можно посмотреть на официальном сайте музея7.
При создании интерьеров дворцов в фильме «Музейный комплекс» использованы Зй-моделирование, а также фото, видео, графические возможности, материалы научных исследований исторических событий.
Интерактивная программа «История одного шедевра» - электронное пояснение к произведению И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 г. в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Демонстрируется на плазменной интерактивной панели - посетитель может прикоснуться к изображению для получения справочной информации об интересующем его члене Гос. Совета.
Мультимедийное сопровождение «Музей
в музее» создано для пояснения экспозиции «Музей Людвига в Русском музее» в Мраморном дворце. В нем содержится справочная информация о произведениях, представленных на экспозиции и хранящихся в других музеях мира, именной указатель, словарь терминов, а также пояснение концепции организации выставок искусства постмодернизма.
Каждый Сй^ОМ из этой коллекции заслуживает особого внимания уже не просто зрителя, а пользователя.
Следующим шагом становится «погружение» посетителя, который становится соучастником действия, в виртуальное пространство.
Примером тому служит проект создания центра музейных мультимедийных технологий в Кордегардии. Здесь, в свою очередь, не будет привычных экспонатов, экспозицию будет формировать исключительно виртуальная среда. Посетителю будет предоставлена возможность самостоятельно выбирать очередность просмотра экспозиции - составить обзорную экскурсию или многократно посещать конкретные залы, связанные между собой через гиперссылки. С помощью средств мультимедиа будут созданы исторические реконструкции, которые позволят с легкостью перемещаться в виртуальном пространстве то в интерьеры дворца, то музея, то в пространство города, и, конечно, путешествовать во времени.
«Кордегардия - это попытка создать „Музейную башню мультимедийных чудес", где посетителю открываются сегодняшние достижения, завтрашние возможности и „музейное закули-сье". Вместе с тем (поскольку проникновение в другие эпохи и пространства осуществляется дистанционно через экраны и проекции) экспозиция превращается в подобие „волшебного кристалла", в котором отражается весь музейный универсум от коллекций до ежедневной практики»8.
Мультимедийная культура воспитывает активного исследователя, свободно выбирающего ход изучения выставок, останавливаясь при желании на интересующих его моментах, просматривать материал в любой последовательности необходимое количество раз.
«Поэтому мультимедиа - не просто форма, а новая синкретичная форма, которая являет собой синергию между различными художественными формами, синергию между звуком, образами и текстами. В мультимедиа, как в одной мультисенсорной точке, сходятся визуальный, аудио- и текстовой материал внутри интерактивной компьютерной среды. Она может принимать любую форму и состоять из любых комбинаций: текст, гипертекст, двухмерная и
Л. П.Баруткина
трехмерная графика, анимация, движущееся изображение (цифровое видео и фото), музыка, звуковые эффекты. Как продукт нового инструментария, мультимедийные средства вбирают в себя достоинства всех предыдущих аудиовизуальных средств. Но не вытесняют их. Подобно тому, как банан не может заменить яблоко, компьютерная „палитра" должна функционировать в культуре не „вместо", а „вместе", обладая своими специфическими особенностями в системе художественной коммуникации, формирующими свой, новый язык мышления»9.
Мультимедийные технологии, интегрируясь в музейное пространство, создают новые огромные ресурсы для его жизнедеятельности, раскрывают новый потенциал возможностей передачи информации посетителям.
Музей сегодня - это пространство для творчества и экспериментов, требующее воплощения самых смелых дизайнерских проектов и идей, реализовать которые позволяет эксклюзивное мультимедийное оборудование.
Примечания
1 URL: http: // www. gif. ru / themes / culture / filonov-opened (дата обращения 01.09.2011).
2 URL: http: // www. erarta. com (дата обращения
01.09.2011).
3 URL: http: // www. p-10. ru (дата обращения
01.09.2011).
4 URL: http: // www. vodokanal-museum. ru (дата обращения 01.09.2011).
5 URL: http: // www. virtualrm. spb. ru (дата обращения
01.09.2011).
6 URL: http: // www. virtualrm. spb. ru / mediateka (дата обращения 01.09.2011).
7 URL: http: // www. rusmuseum. ru (дата обращения
01.09.2011).
8 Лебедев А. В. Информационные технологии и современная музейная экспозиция // Рос. эксперт. обозрение. 2007. № 6 (23). С. 35. URL: http: // www. rusrev. org (дата обращения 01.09.2011).
9 Галлеев Б. М. Компьютер и искусство // Человек. 2001. № 4. С. 119.