Научная статья на тему 'Выставочная деятельность оомии им. М. А. Врубеля конца XX-начала XXI вв. К вопросу типологии художественных выставок'

Выставочная деятельность оомии им. М. А. Врубеля конца XX-начала XXI вв. К вопросу типологии художественных выставок Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
636
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК / ЭКСПОЗИЦИОННОЕ И ВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ / TYPOLOGY OF ART EXHIBITIONS / EXPOSITION AND EXHIBITION SPACE / PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF THE MUSEUM EXPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тимкова Лариса Александровна

В статье опубликован систематизированный по типологическому принципу материал музейных художественных выставок Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля двух последних десятилетий, организованных для разной целевой аудитории и соответствующими принципами организации экспозиционного пространства. Выявлены свойства типов художественных выставок. Определены новые тенденции в типологических изменениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expositional and exhibition activities of the Omsk Regional M. A. Vrubel Museum of Fine Arts of the late 20th early 21 st centuries. On the question of typology of art exhibitions

The article publishes grouped by typological principle material of museum art exhibitions of the last two decades, organized at the Omsk Regional M. A. Vrubel Museum of Fine Arts for different target audiences with the relevant principles of the exhibition space solutions. Properties of typology of art exhibitions are identified and new trends in typological changes are defined.

Текст научной работы на тему «Выставочная деятельность оомии им. М. А. Врубеля конца XX-начала XXI вв. К вопросу типологии художественных выставок»

она права». Она права также в своем смутном ощущении танца как механизма обретения личностной и культурной идентичности, потому что исходной посылкой для танца служит единство души и тела. В этом его неугасающая актуальность на все времена» [4. Там же]. А потому современный танец не может быть полноценным симулякром как пустой формой и имитацией несуществующего.

В заключение можно сказать, что современный уличный танец стал следствием тех трансформаций культурного пространства, которые происходили на протяжении последних десятилетий. И все отмеченные нами изменения можно проследить и в других видах искусства, что показывает нам общее действие культурных механизмов.

Коммуникация (MIC): междунар. электрон. журн. — 2013. — № 4. — Режим доступа : http://mic.org.ru/index.php/4-nomer-2012/166-mifotvorchestvo-v-elektronnom-okruzhenii (дата обращения: 25.02.2014)

3. T-Mobile Sidekick LX Hip Pop Dance [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.youtube.com/ watch?v=sSTwp3Tu2Uo (дата обращения: 06.06.2012).

4. Морина, Л. П. Танец и бытие человека [Электронный ресурс] / Л. П. Морина // Санкт-Петербургский университет. — 2013. — № 10. — Режим доступа : http://journal.spbu. ru/?p = 10944 (дата обращения: 10.11.2013).

5. Afrika Bambaataa: «Как хип-хоп может умереть? Ведь он и есть современная культура» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://interviewrussia.ru/music/984 (дата обращения: 23.02.2014)

Библиографический список

1. Трейлер шоу «Танцуют все» 4 сезон [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.youtube.com/ watch?v=KjMql-SBSWQ (дата обращения: 28.10.2013).

2. Терин, В. П. Мифотворчество в электронном окружении [Электронный ресурс] / В. П. Терин // Медиа. Информация.

САДЫКОВА Дарья Андреевна, аспирантка кафедры культурологии.

Адрес для переписки: dashkin.07@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.08.2014 г. © Д. А. Садыкова

УДК 7 069 5 Л. А. ТИМКОВА

Городской музей «Искусство Омска»

ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООМИИ им. М. А. ВРУБЕЛЯ КОНЦА ХХ-НАЧАЛА XXI вв. К ВОПРОСУ ТИПОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК

В статье опубликован систематизированный по типологическому принципу материал музейных художественных выставок Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля двух последних десятилетий, организованных для разной целевой аудитории и соответствующими принципами организации экспозиционного пространства. Выявлены свойства типов художественных выставок. Определены новые тенденции в типологических изменениях.

Ключевые слова: типология художественных выставок, экспозиционное и выставочное пространство, принципы организации музейной экспозиции.

Многогранная и разноплановая выставочная деятельность, наличие многоуровневого экспозиционного пространства, профессионального коллектива специалистов и устойчивых взаимосвязей с коллегами позволяют анализировать художественные экспозиции Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в рамках сложившейся классификации типов художественных выставок. Хронологические рамки исследования, включающие 1990 — 2010 годы, определяют самый значительный период в области экспозиционно-выставочной деятельности музея, а нижняя граница намеренно захватывает конец прошлого столетия — время, когда проходили юбилейные мероприятия, отражающие возможности всех направлений деятельности музея и определяющее значение его коллекции в художе-

ственном пространстве страны. Отличительной особенностью работы Омского музея по отношению к аналогичным региональным учреждениям можно считать особую интенсивность и многогранность его реализованных выставочных планов, а соответ- у ственно, и разработку многих выставочных проек- у тов, как в границах сложившейся типологии худо- о жественных выставок, так и вновь образующихся И в контексте развития современных выставочных И процессов. у

Из большого ряда музейных выставок в статье Т в качестве примера приведены лишь некоторые, ЕЕ имеющие наиболее характерные типологические Н свойства. Представляя основной установившийся Е типологический спектр музейных выставок, следует подчеркнуть главные системные моменты:

Рис. 1. Один из моментов работы выставки «Театр Врубеля». В витрине — костюм Снегурочки, выполненный по эскизу М. А. Врубеля

выставки тематические — просветительские по задачам, повествовательные по экспозиционному решению; дидактические — познавательные, обучающие по цели; интерактивные, разнообразные по составу; концептуальные — креативные, дискуссионные по замыслу и динамичные по организации экспозиционного пространства; выставки-публикации — наиболее информативные по экспозиционным задачам, требующие особенно ответственной научной подготовки.

Независимо от статуса музея, условий его существования или географического расположения, традиционным для любого музейного собрания является показ ограниченного количества художественных произведений. Как правило, в фондохранилищах находится значительно больше предметов, чем в постоянной экспозиции. Основной причиной такой ситуации является постоянное увеличение состава фондов, в то время как экспозиционное пространство остается неизменным.

Вопросы дополнительного экспонирования призваны решать временные выставки, представляющие зрителям не только отдельные произведения, но и различные разделы коллекции. Именно поэтому традиционный тематический принцип формирования временных экспозиций является не только доминирующим, но и самым популярным, и наиболее востребованным в решении выставочных задач. Он позволяет легко объединить группы экспонатов в пределах заявленной темы, вызвать широкий зрительский интерес благодаря ее оригинальности и актуальности, выйти за рамки конкретной целе-

вой аудитории. Тематический принцип может лежать в основе формирования выставок из музейных собраний и частных коллекций, персональных и групповых, предназначенных для стационарного экспонирования и внемузейных, развернутых на других экспозиционных площадках. Выставочная деятельность ООМИИ имени М. А. Врубеля представляет весь классификационный спектр проектов тематического типа от выставки одного произведения до масштабных экспозиций, объединяющих коллекции нескольких музейных собраний.

Для музея, носящего имя знаменитого художника, становятся крупными событиями выставки, связанные с творчеством М. А. Врубеля. Они играют заметную роль и в художественной жизни Омска — эта тема никогда не теряет своей актуальности. Оми-чам надолго запомнилась вызвавшая большой положительный резонанс выставка «Театр Врубеля» из фондов столичных театральных музеев: Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина и Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства (кураторы Буреева Ф. М., Тимкова Л. А., 2006), обширная по количеству экспонатов и цельная по тематическому составу. Представляя работы художника в области театрально-декорационного искусства, выставка продемонстрировала значимую грань универсального дарования художника. Дополнением к эскизам и декорациям московской коллекции стал костюм Снегурочки для оперы Н. Римского-Корса-кова из фондов Санкт-Петербургского музея, имеющий не только художественное, но и мемориальное

>

Рис. 2. Выставку «Свидетельство старого самовара» открывают ее кураторы И. Л. Ковальчук и Л. А. Тимкова

значение — в нем выступала жена художника, оперная певица Надежда Ивановна Забела-Врубель (рис. 1). Особый акцент в развитии темы был сделан еще одним уникальным предметом — впервые предоставленной для публичного экспонирования Государственным архивом Омской области метрической книгой Соборо-Воскресенской церкви с сохранившейся записью о рождении и крещении Михаила Врубеля, включающей сведения о родителях и восприемниках будущего художника.

Организация тематической выставки «Свидетельство старого самовара» (кураторы Тимкова Л. А., Ковальчук И. Л., 2000) связана с новой волной интереса к антиквариату и, в частности, к самовару как предмету с увлекательной историей бытования, имеющему утилитарное назначение и постепенно возвращающемуся в современный быт (рис. 2). Для авторов выставки это обстоятельство стало поводом обратиться к традициям русского чаепития и самовару — центру всех чайных ритуалов. Необходимость представить значительное количество производившихся в разное время, разных по форме и объему самоваров, а также атрибутов чаепития, потребовала объединения экспонатов из коллекций разного статуса и уровня — музейных, корпоративных, общественных, частных. Для погружения в тему были также необходимы бытовые предметы, комплектование которых не входит в программу классического художественного музея — в результате сотрудничество музеев и коллекционеров рода имело заслуженный успех [1, с. 309].

Выставка «Детский портрет и игрушка ХУП — ХХ веков» на основе коллекции уникального российского Музея игрушки (г. Сергиев Посад) явилась одним из значительных тематических проектов (куратор Тимкова Л. А., 1999). Несмотря на кажущуюся «адресность» — для детской аудитории, — выставка была рассчитана на самого широкого зрителя. Объединенный в одном пространстве многообразный материал делал выставку интересной для зрителей разных поколений и интересов. Произведения классической живописи представляли галерею детских портретов нескольких стилистических направлений в русском искусстве: от ранних образцов парсуны XVIII века до реалистических портретов передвижников 2-й пол. XIX века. Живописный раздел был органично дополнен памятниками детской культу-

ры того же периода: предметами детского обихода, историческими игрушками, принадлежавшими до революции детям русской аристократии (рис. 3).

Привлечение в музей семей с детьми неизменно является одним из основных направлений деятельности специалистов музея, а юные посетители воспринимаются как главные музейные зрители. Традиционно формирование выставок для детской аудитории ограничивается показом детских рисунков или других работ юных авторов, однако классический музей имеет широкие возможности в создании экспозиций для детей.

Рис. 3. Фрагмент экспозиции выставки «Детский портрет и игрушка ХУТТ-ХХ веков»

Рис. 4. На выставке «Как рубашка в поле выросла» посетители могли ознакомиться с основами русского народного ткачества

Образовательным и обучающим процессам, в которых используются закономерности усвоения знаний детской аудиторией, способствуют специальные дидактические выставки, сопровождаемые вспомогательным наглядным материалом. Дидактическая выставка всегда имеет адресного зрителя и целевую аудиторию, как правило, носит интерактивный характер, позволяя маленьким посетителям участвовать в созидательной, творческой, познавательной деятельности с использованием игровых моментов.

Удачным примером дидактической выставки можно назвать выставку «Как рубашка в поле выросла» (куратор Царегородцева А. А., 2007). Название выставки повторяет одноименный детский рассказ К. Ушинского, а экспозиционный ряд является для юных зрителей «ожившим» иллюстративным материалом. Главная задача — знакомство посетителей с ткачеством, одним из древнейших ремесел, которое начинается с льняного семечка. Последовательно и повествовательно выставка представила все этапы изготовления тканой одежды и других предметов художественного текстиля. Поэтому в залах появились необычные для художественного музея предметы, незнакомые современному городскому жителю орудия труда: цеп для обмолота, мялка, трепало, гребни, нарядные расписные и резные прялки. А для большей убедительности и наглядности на действующем ткацком стане мастерица-ткачиха изготовляет полотно (рис. 4).

Современные технические средства позволяют создавать дидактические развивающие выставки без участия предметного исторического и художественного материала. Перспективные возможности такого метода показал авторский проект московских коллег — мультимедийная инсталляция «Библейские эскизы А. Иванова» (ГТГ, автор Н. Толстая, 2006). С помощью проекторов любое выставочное пространство трансформируется в мобильный демонстрационный зал для экспонирования виртуальных объектов искусств; таким образом для зрителя был создан условный «Храм Мудрости», где аква-

рельные эскизы предстали как монументальные фресковые изображения.

Свою целевую аудиторию имеют и выставки концептуального типа. Зритель концептуальных проектов, как правило, интеллектуальный, мыслящий, способный понять недосказанность, вникнуть в суть представленной куратором авторской идеи, имеющей дискуссионный характер и требующей обсуждения. Концептуальная выставка «Прямая речь. Искусство коммуникации» (куратор Баранов С. М., 2003) поднимает проблему межличностных коммуникаций в обществе активно развивающихся информационных технологий, где эмоциональное человеческое общение уходит на второй план. В качестве психологической составляющей автор выставки предложил использовать возможности изобразительного искусства, вводя в экспозицию разнообразные инсталляции для интерактивного вовлечения зрителя в творческие процессы, провоцируя его спонтанные экспансивные проявления. В качестве соавтора зрителю предлагается заняться оформлением кинематического объекта — доски объявлений, попасть в «Зага-зетье» или отправить послание будущим поколениям. Использование коммуникативных свойств изобразительного искусства рассматривается не только для проявления эмоциональной составляющей, но и для художественного поиска нового языка для общения.

Актуальная тема взаимодействия человека и общества, напоминающая о трагической судьбе эрмитажного шедевра — «Данаи» Рембрандта, прозвучала в выставке-публикации «Возвращение шедевра» (куратор Чернявская А. Е., 1999). Хранящаяся в ООМИИ академическая копия «Данаи», выполненная неизвестным русским художником первой половины XIX века, оказалась востребованной сначала в процессе реставрации поврежденной работы (по запросу Государственного Эрмитажа омская картина находилась там более десяти лет), а затем в качестве самостоятельного выставочного объекта (рис. 5).

Выставка одного произведения без размещения в экспозиционном пространстве обширных аннотаций,

Рис. 5. Фрагмент экспозиции выставки «Возвращение шедевра»

Рис. 6. Посетительница выставки «Руками трогать разрешается» знакомится с аннотацией

подготовленных музейными специалистами, была бы неполной и не совсем понятной для зрителя. Погружение посетителя в профессиональный материал является задачей, которую в первую очередь призвана решить выставка-публикация. Сопроводительные материалы, связанные с рассказом о реставрационных процессах или научных исследованиях, приобретают при этом почти равноценное с произведениями экспозиционное значение, а представление информации рассматривается как художественная задача.

Подобная выставка-публикация под названием «Премьера уходящего века» (куратор Минько Н. Г., 2004) была организована в музее по завершении омскими реставраторами трудоемкой работы над восстановлением монументального полотна В. Вас-

нецова «Снятие со креста». Здесь в расширенных аннотациях и фотоматериалах были отражены как основные реставрационные процессы, так и история создания и бытования произведения религиозной живописи, которое по идеологическим причинам не экспонировалось в течение 70 лет и хранилось в фондах навернутым на деревянный вал. Иногда выставки-публикации призваны сохранить память о деятельности выдающихся специалистов: такие экспозиции обычно невелики и представляют подлинные архивные материалы, фотографии, переписку, связанную с вопросами изучения и комплектования музейного собрания [2, с. 91]. Примером может служить выставка «Памяти А. Н. Гонтарен-ко» (куратор Крепкая О. Н., 2007), посвященная работе исследователя, сыгравшего значительную роль

в исследовании коллекции и формировании раздела изобразительного искусства рубежа XIX —XX веков (Антонина Николаевна Гонтаренко была одним из первых научных сотрудников, пришедших в ООМИИ; благодаря ее деятельности фонды музея пополнились замечательными произведениями живописи и графики).

Помимо установившихся типов художественных выставок, уместно обратить внимание на вновь возникающие выставочные разделы, которые можно рассматривать вне традиционной типологии. В последнее время в интернет-пространстве активно формируются виртуальные выставки. По типу они чаще бывают тематическими, например, выставка «Спорт в изобразительном искусстве» (Государственный Русский музей, 2013), посвященная XXII Олимпийским играм в Сочи. Художественные музеи Омска наряду с другими российскими музеями разместили свои экспонаты в электронном выставочном пространстве. Задача виртуальной выставки — создать масштабный проект, используя большое количество музейных собраний, объединяя произведения всех видов изобразительного искусства. Такая экспозиция доступна каждому зрителю-пользователю всемирной сети, в любом месте земного шара.

Следует отметить появление в современном художественном пространстве выставок нового типа, которые классифицируются не по концептуальному принципу и экспозиционному материалу, а по ориентации на целевую аудиторию. Это выставки для особого зрителя, предназначенные для посетителей с ограниченными физическими возможностями. Художественный проект такого рода под названием «Руками трогать разрешается!» (автор идеи Бурее-ва Ф. М., куратор Баранов С. М., 2010) был организован в Омске впервые и предназначен прежде всего для слепых и слабовидящих посетителей. Экспозиция выставки была сформирована на основе различных по тактильным ощущениям произведений, многие из которых были выполнены специально для выставки. Для создания ярких впечатлений авторы стремились представить на выставке все многообразие материалов и фактур художественных произведений: пастозная рельефная живопись, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства из контрастных по ощущениям и восприятию

материалов (дерево, металл, кожа, мех, керамика с силиконовым декором, имитирующим технику ангоба). Впервые в музейной практике было позволено прикасаться к экспонатам, появилась возможность «увидеть» произведения кончиками пальцев (рис. 6). Причем «особыми зрителями» могли стать не только слабовидящие, но и обычные посетители, которые хотели сверить свои зрительные и тактильные ощущения при выключенном свете — прием, трансформирующий выставку для узкой целевой аудитории в экспозицию для массового зрителя.

Несмотря на взаимопроникновение экспозиционных приемов в выставочных проектах разных типологических свойств и некоторую размытость границ зрительской целевой аудитории, художественные выставки в основном развиваются в пределах своих классификационных особенностей. Это позволяет кураторам и организаторам наиболее цельно воплощать авторские идеи, создавать коммуникативные мотивации, изучать зрительские предпочтения и прогнозировать эффективность зрительского восприятия, определять перспективы развития выставочной деятельности.

Библиографический список

1. Ковальчук, И. Л. Самовар как музейный предмет : анализ собранной коллекции самоваров для выставки «Свидетельство старого самовара» / И. Л. Ковальчук // Декабрьские диалоги : материалы Междунар. науч. конф. памяти Ф. В. Ме-лехина, 19-21 дек. 2001 г. / ООМИИ им. М.А. Врубеля ; науч. ред. А. Н. Гуменюк. — Омск : ОГИКмузея, 2003. — Вып. 5. — Ч. 1. — С. 309 — 312.

2. Минько, Н. Г. Виктор Васнецов «Снятие со креста». История бытования и реставрация / Н. Г. Минько // Декабрьские диалоги : материалы науч. конф. памяти Ф. В. Мелехи-на / науч. ред. А. Н. Гуменюк. — Омск, 2000. — Вып. 3. — С. 91—96.

3. Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия : материалы науч.-практ. конф. — Тверь, 1998. — 176 с.

ТИМКОВА Лариса Александровна, директор Городского музея «Искусство Омска». Адрес для переписки: timkoval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.05.2014 г. © Л. А. Тимкова

Книжная полка

658.512.2/Д42

Джонсон, Д. Умный дизайн: Простые приемы разработки пользовательских интерфейсов / Д. Джонсон ; пер. с англ. Е. Шикаревой [и др.]. - СПб. : Питер, 2012. - 224 c. - ISBN 978-5-459-01616-1.

Джеф Джонсон на протяжении всей своей карьеры занимался дизайном интерфейсов. Автор предоставляет уникальную возможность использовать всю мощь компьютерной графики и теории распознавания образов для разработки совершенных пользовательских интерфейсов. Книга поддерживает инженерный подход к дизайну интерактивных систем, но в то же время делается акцент на то, что интерактивные системы должны разрабатываться, основываясь на достоверных сведениях об особенностях человеческого мышления и восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.