Научная статья на тему 'Виртуальные представительства этнографических музеев Западной Сибири: подходы к созданию и модернизации'

Виртуальные представительства этнографических музеев Западной Сибири: подходы к созданию и модернизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МУЗЕИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ МУЗЕЕВ / КОНТЕНТ ОФИ-ЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА МУЗЕЕВ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ETHNOGRAPHIC MUSEUMS / IT PENETRATION / IT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / DIGITAL CONTENTS / MUSEUM OFFICIAL WEB-SITES / CONTENT OF MUSEUM OFFICIAL WEB-SITES / VIRTUAL PRESENCE OF MUSEUMS / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самаковская О.В.

Рассмотрена проблема обеспечения доступности этнокультурного наследия музеев Западной Сибири для широких слоев населения посредством использования информа-ционно-коммуникационных технологий. Описана технология разработки информационной структуры официального сайта этнографического музея на основе функционально-структурного подхода. Применение указанного подхода в процессе создания музейного сайта позволяет сни-зить риск возникновения ошибок в структуре и семантике сетевого информационного ресурса вследствие воздействия субъективного фактора на процесс его проектирования, и, тем самым, повысить качество музейных информационных ресурсов региона в целом. Полученные автором результаты исследования могут быть использованы в ходе создания новых либо модернизации уже действующих музейных веб-сайтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB SITES OF ETHNOGRAPHIC MUSEUMS IN THE WESTERN SIBERIA: APPROACHES TO ELABORATION AND UPGRADING

The paper considers an issue of providing access to ethnic and cultural heritage accu-mulated by ethnographic museums of Western Siberia for various strata of today’s society through in-formation and communication technologies. The author describes a technology of elaboration of an ethnographic museum’ official website information structure based upon functional and structural approach. This approach lets to downgrade a risk of making mistakes in structure and semantic core of web informational resource that appear because of influence of subjective factor on a process of its projecting. In the author’s opinion, this will help to improve the quality of regional museum infor-mation internet-resources in general. The outlined results of the author’s research can be considered as useful by specialists in elaboration new museum websites or in upgrading of internet resources that are valid already.

Текст научной работы на тему «Виртуальные представительства этнографических музеев Западной Сибири: подходы к созданию и модернизации»

УДК 069:39(571.1):004.738.5

О. В. Самаковская, кандидат культурологии Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)

olesya_20032003@mail.ru

ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ И МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация. Рассмотрена проблема обеспечения доступности этнокультурного наследия музеев Западной Сибири для широких слоев населения посредством использования информационно-коммуникационных технологий. Описана технология разработки информационной структуры официального сайта этнографического музея на основе функционально-структурного подхода. Применение указанного подхода в процессе создания музейного сайта позволяет снизить риск возникновения ошибок в структуре и семантике сетевого информационного ресурса вследствие воздействия субъективного фактора на процесс его проектирования, и, тем самым, повысить качество музейных информационных ресурсов региона в целом. Полученные автором результаты исследования могут быть использованы в ходе создания новых либо модернизации уже действующих музейных веб-сайтов.

Ключевые слова: этнографические музеи, информатизация, информационно-коммуникационные технологии, цифровой контент, официальные сайты музеев, контент официальных сайтов, виртуальные представительства музеев, Западная Сибирь.

Актуальная проблема, к которой обращено внимание общественности, это проблема сохранения культурного наследия, в том числе сохранения уникальности культуры различных народов. В решении данной проблемы особое место отводится этнографическим музеям. Это обусловлено тем, что именно этнографические музеи занимаются сохранением объектов национальной культуры, а их главным отличием от других видов музеев является неразрывная связь с конкретным этносом. Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), в частности, создание сайтов этнографических музеев как виртуальных представительств реальных музеев в сети Интернет, открывают новые возможности для предоставления доступа к культурному наследию народов, населяющих нашу страну, служат целям популяризации, укрепления и сохранения культуры различных этносов.

На территории Западной Сибири находится 85 музеев, в фондах которых сосредоточена большая часть этнокультурного богатства регионов. Преимущественно это музеи комплексного профиля, содержащие этнографические коллекции (краеведческие музеи, музеи-заповедники и др.), этнографические музеи и экомузеи. Западносибирские музеи имеют обширный этнокультурный потенциал. В них сосредоточены важнейшие этнографические источники, которые характеризуют своеобразие традиционной культуры многонациональной Сибири. Важную часть культурного наследия Западной Сибири составляет население коренных народов этого региона. Поэтому особую ценность представляют многочисленные музейные этнографические коллекции, хранящиеся в музеях, расположенных в местах компактного расселения коренных народов.

Однако, как показали результаты исследования, в Западной Сибири доля этнографических музеев, располагающих сайтами, составляет лишь 32%. Соответственно, информация об этнокультурном наследии 68% западносибирских музеев практически недоступна для широкой аудитории сети Интернет [1, с. 71-77]. Еще одна проблема, выявленная в ходе исследования, -это проблема качества контента музейных сайтов. Результаты анализа свидетельствуют о том, что разработка контента сайтов музеев в настоящее время носит сугубо эмпирический, субъективный характер, что проявляется в разнородности и несопоставимости рубрик, структурирующих содержание сайтов, в неадекватности отражения на сайте основных функций музея, в слабой ориентации на целевую аудиторию.

Проведенный анализ сайтов западносибирских музеев, содержащих этнографические коллекции, дал основания усомниться в полноте отражения информации о музеях, и породил вопросы о том, каким должно быть информационное наполнение сайта этнографического музея, учитывая региональные особенности, через какие рубрики на сайте наиболее полно раскрывается сущность музея данного профиля? Поиск ответа на эти вопросы потребовал разработки принципов структурирования материала, на основании которых необходимо подходить к формированию контента музейного сайта.

В связи с этим рассмотрим, каким теоретическим, методическим и технологическим инструментарием располагают разработчики музейных сайтов на сегодняшний день. Обобщив существующие подходы и требования к формированию контента музейных сайтов, выделим наиболее важные, на наш взгляд, документы, которыми необходимо руководствоваться при создании сайта:

- нормативно-правовые и нормативно-технические акты Российской Федерации в сфере Интернет-ресурсов. Информационно-справочная база нормативных документов представлена на правовом портале в сфере культуры (http://pravo.roskultura.ru);

- рекомендации международных и отечественных организаций [2, 3, 4];

- научные и учебные публикации ведущих российских специалистов [5, 6, 7, 8].

На сегодняшний день музейные специалисты пришли к некоторому общему представлению, какая информация должна быть представлена на сайте музея. Однако, предлагаемый состав рубрик, характеризующих информационное наполнение музейных сайтов, является типовым: универсальным для различных музеев.

На наш взгляд, дальнейшее развитие теории и практики создания и модернизации музейных сайтов требует дифференцированного подхода, то есть ориентированного на сайты музеев, отличающихся по типу, профилю и региональной принадлежности.

Предлагаемая в данной работе технология разработки структуры контента официального сайта этнографического музея разработана в соответствии с концептуальным подходом, теоретически обоснованным в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного института культуры [1], важнейшими положениями которого являются:

- разработка контента сайтов в настоящее время носит в большей степени эмпирический, субъективный характер, что проявляется в разнородности и несопоставимости рубрик, структурирующих содержание сайтов, в затруднительности ориентации пользователей в их структуре;

- сущность концепции проектирования контента официального сайта учреждения культуры заключается в ориентации на функции, профиль и миссию самого учреждения, особенности организации и ценности, которые это учреждение может предложить конечным пользователям, информационные потребности всех категорий пользователей.

Для того, чтобы сайт музея объективно отражал всю совокупность направлений деятельности учреждения, обеспечивал полноту представления общественной значимости музея как социокультурного института, целесообразно при формировании его контента использовать принцип структурно-функционального подхода, позволяющий более полно раскрыть природу сложных объектов, к которым могут быть отнесены и музеи. Предлагаемый нами подход к формированию контента музейного сайта базируется на анализе функциональной типологии музеев, результатом которого является целостное представление об общемузейных функциях, а также о функциях, специфичных для музеев этнографического профиля.

Итак, информационное наполнение музейного сайта должно быть организовано таким образом, чтобы каждая рубрика (раздел или подраздел сайта) была строго функциональна: выполняла ту или иную функцию реального музея. Таким образом, тип и функции музея предопределяют функции и задачи сайта, от которых напрямую зависит информационное наполнение рубрик. Иллюстрацией данного подхода служит рисунок 1.

С целью сохранения виртуальным представительством способности выполнять функции реального музея, мы сгруппировали близкие по смыслу и определению функции этнографического музея и сформулировали на их основании задачи, стоящие перед музейным сайтом (см. табл. 1).

Тип и профиль

объекта сайтостроения

О

Функции объекта сайтостроения

О

Цель, функции и задачи сайта

О

Информационная структура сайта

Рис. 1. Схематичное представление предлагаемого подхода к формированию контента музейного сайта

Таблица 1

Функции этнографического музея как основа формирования основных аспектов содержания, подлежащих отражению в контенте официального сайта этнографического музея

(фрагмент)

Функции объекта сайтостроения этнографического музея Функции и задачи сайта музея этнографического музея Аспекты содержания в информационной структуре сайта

Функция документирования (включает в себя охранную функцию) Предоставление информации о фондах и коллекциях музея (об основном и вспомогательном фондах музея, об имеющихся коллекциях) Фонды: - общий обзор фонда - электронный каталог музейных предметов - наиболее ценные (уникальные) предметы Коллекции: - этнографическая и др.

Функция образования и воспитания (включает в себя познавательную, развивающую, популяризаторскую идеологическую, воспитательную, просветительную, рекреационную функции) Предоставление информации об экспозициях музея (описание экспозиций, представление фотографий с комментариями, историческими справками, пояснениями специалистов) Постоянные экспозиции: - общие - тематические - сравнительные

Предоставление информации о передвижных выставках, проводимых в музее и за его пределами Выставки: - текущая выставка - афиша - архив выставок

Предоставление информации о лекциях, занятиях, уроках, консультациях, проводимых сотрудниками музея Услуги музея: - лекции научных сотрудников музея - консультации - музейные уроки - мастер-классы

Предоставление учебно-познавательной информации близкой тематики (информационные ресурсы в виде полнотекстовых изданий и публикаций, ссылок на другие электронные ресурсы) Информационные ресурсы: - издания и публикации (каталоги, научно-методические, по коллекциям, по проблемам этнографии) - научный архив

Коммуникативная Предоставление возможности обратной связи с посетителями сайта Виртуальная приемная Гостевая книга Форум Форма обратной связи Контактная информация

Обеспечение обмена опытом между музейными специалистами Конференции, семинары Исследования Статьи Полезные ссылки

Окончание таблицы 1

Информационная Представление общих сведений о музее как об учреждении Общее описание музея Документы История музея Структура музея Направления деятельности Публикации о музее Награды музея

Предоставление справочной информации потенциальному посетителю музея Режим работы Карта проезда Услуги музея Тарифы Контактная информация

Предоставление данных, носящих оперативный характер Афиша (анонсы мероприятий) Новости (архив новостей)

Сохранение культурно-исторического, материального и духовного наследия Сохранение оцифрованных объектов этнокультурного наследия посредством сети Интернет Информация о фондах, коллекциях, экспозициях, о народной культуре в виде гипертекста, фото-, аудио-, видео

Трансляция этнокультурного и природного наследия Формирование толерантных принципов взаимоотношений в обществе и др. Предоставление этнографической информации (перечень этнических общностей и входящих в них народов; тематические блоки в системе народной бытовой культуры) Обеспечение общества знаниями, необходимыми для понимания и восприятия традиций различных народностей Информация о фондах, коллекциях, экспозициях Информация об этносах: - общая характеристика народа - духовная культура - промыслы - материальная культура - литература, полезные ссылки

Профиль музея (в нашем случае, этнографический) накладывает дополнительные задачи на музейный сайт, тем самым, расширяя круг его задач. Каждая задача сайта впоследствии нашла свое отражение в виде перечня основных аспектов содержания - потенциальных рубрик и подрубрик музейного сайта, которые в комплексе составляют семантическое ядро сайта этнографического музея.

Данная таблица (табл. 1) показывает, что виртуальное представительство музея способно выполнять те же самые функции, которые стоят и перед реальным музеем, только имея при этом иное проявление, характерное для экранного типа культуры. Таким образом, музейный сайт выступает в роли инструмента реализации основных функций музея. При этом, благодаря ИКТ, перед музеем открываются дополнительные возможности для совершенствования своей деятельности: через виртуальное представительство возможно оперативно и круглосуточно информировать неограниченный круг пользователей сети; обеспечивать обратную связь с виртуальными посетителями посредством дополнительных сервисов; проводить мониторинг сайта с целью определения аудитории сайта и ее динамики, географии посетителей по России и странам мира, интересов посетителей, рейтинга музея в Интернет-каталогах.

Следуя предлагаемому подходу, была разработана структура контента сайта для этнографического музея, которая представляет собой состав логически взаимосвязанных и распределенных по уровням вложения информационных рубрик, обеспечивающих системное представление об этнографическом музее в Интернет-пространстве. Основу контента сайта этнографического музея составили десять рубрик: «О музее», «Посетителям», «Специалистам», «Выставки», «Музейное собрание», «Культура народов в музейном собрании», «Образовательные программы», «Информационные ресурсы», «Сотрудничество с музеем», «Культурная жизнь региона». В структуре сайтов музеев комплексного профиля и экомузеев предусмотрено наличие дополнительных рубрик, таких как «Природа заповедника», «Местное население», «Возрождение технологий», «Недвижимое наследие» и других разделов, отражающих специфические особенности данных типов

музеев. С электронными полнотекстовыми документами «Методика формирования контента сайтов этнографических музеев» и «Структура контента сайта для этнографического музея» можно ознакомиться на официальном сайте НИИ информационных технологий социальной сферы www.nii.kemguki.ru в разделе «Разработки в сфере сайтостроения».

В заключении отметим, предлагаемый подход к формированию структуры сайта этнографического музея полностью согласуется с основополагающими документами, принятыми в рамках проекта Minerva - «Принципы качества веб-сайтов по культуре. Руководство» [2] и «Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем. Рекомендации» [3], и ориентирован на достижение главного ожидаемого результата - формирование на основе ИКТ возможностей, обеспечивающих достижение важнейшей цели продвижения информации об этнокультурном наследии, хранящемся в западносибирских музеях, в мировое электронное информационное пространство.

Список литературы

1. Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика : сб. науч. тр. - Санкт-Петербург : Профессия, 2015. - 384 с.

2. Принципы качества веб-сайтов по культуре : руководство [Электронный ресурс] / Рос. комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». - Электрон. дан. - Москва, 2006. - 62 с. - Режим доступа : http://www.ifapcom.ru/files/publications/Kachestvo_websaitov_po_kulture.pdf (дата обращения: 15.03.2018 г.).

3. Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем : рекомендации [Электронный ресурс] / Рос. комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». - Электрон. дан. - Москва, 2006. -Режим доступа : http://ifap.ru/library/book469.pdf (дата обращения: 20.03.2018 г.).

4. Определёнов, В. В. Методические рекомендации по созданию и эксплуатации сайтов и порталов учреждений культуры музейного типа [Электронный ресурс] / В. В. Определёнов, Ю. В. Бузина, М. В. Угольников, Т. Ю. Алейников, Ф. Е. Жерновой. - Электрон. дан. - Москва, 2017. - 80 с. - Режим доступа : http://e-books.arts-museum.ru/site_method/files/assets/common/downloads/files/site_metod_v2.pdf (дата обращения: 18.02.2018 г.).

5. Ноль, Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея : учеб. пособие. - Москва : Изд-во Рос. гос. технолог. ун-та, 2007. - 204 с.

6. Музей будущего: информационные технологии и культурное наследие [Электронный ресурс] / АНОК «Музей будущего». - Электрон. дан. - Москва, 2000-2014. - Режим доступа : http://www.future. museum.ru (дата обращения: 8.03.2018 г.).

7. Волков, О. Ю. Музейный сайт. Технология оформления музейного представительства в Интернете // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - № 1. - С. 69-77.

8. Константинова, С. С. Экзамен по музееведению : учеб. пособие. - Москва : Приор-издат., 2005. - 80 с.

Olesia V. Samakovskaya, Ph. D. in Cultural Studies Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)

olesya_20032003@mail.ru

WEB SITES OF ETHNOGRAPHIC MUSEUMS IN THE WESTERN SIBERIA: APPROACHES TO ELABORATION AND UPGRADING

Abstract. The paper considers an issue of providing access to ethnic and cultural heritage accumulated by ethnographic museums of Western Siberia for various strata of today's society through information and communication technologies. The author describes a technology of elaboration of an ethnographic museum' official website information structure based upon functional and structural approach. This approach lets to downgrade a risk of making mistakes in structure and semantic core of web informational resource that appear because of influence of subjective factor on a process of its projecting. In the author's opinion, this will help to improve the quality of regional museum information internet-resources in general. The outlined results of the author's research can be considered as useful by specialists in elaboration new museum websites or in upgrading of internet resources that are valid already.

Keywords: ethnographic museums, IT penetration, IT, information and communication technologies, digital contents, museum official web-sites, content of museum official web-sites, virtual presence of museums, Western Siberia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.