Научная статья на тему 'Использование ресурсов школьных музеев в учебно-воспитательном процессе'

Использование ресурсов школьных музеев в учебно-воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3730
528
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ / SCHOOL MUSEUM / MUSEUM PEDAGOGICS / TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS / DIRECTIONS AND FORMS OF CHILDREN'S MUSEUM ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Соколова Марина Валентиновна

В статье дается определение музейной педагогики, показана ее значимость в организации воспитательной работы, обосновываются особенности музейной педагогики в современных условиях с позиций двух научных школ: московской и санкт-петербургской. Музей характеризуется как одно из ярких явлений культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения. Рассматривается процесс интеграции музейной деятельности в учебно-воспитательный процесс, дается характеристика метапредметных, личностных и предметных результатов, которые могут быть достигнуты учащимися, если они участвуют в музейной деятельности. Рассматриваются положения, реализация которых обеспечивает достижение этих результатов. Определяются основные направления деятельности музея: поисковое, исследовательское, оформительское, методическое, информационно-презентационное, проектное. По каждому из этих них предлагаются определенные виды и формы деятельности обучающихся. Отмечается важность работы с вещественными источниками. Школьный музей рассматривается как исследовательское учреждение, общественное объединение по интересам, творческая мастерская, самодеятельный общественный институт. Подчеркивается необходимость обучения школьников основам музейного дела, предлагается тематика занятий. На конкретных примерах показано, как можно использовать ресурсы музеев на учебных занятиях, во внеурочной и внеклассной работе по предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of School Museum Resources in the Teaching and Educational Process

Definition of museum pedagogics is given, its importance in organization of educational work is presented, features of museum pedagogics are proved in modern conditions from line items of two scientific schools: Moscow and St. Petersburg. The museum is characterized as one of the bright phenomena of culture and education, an effective means of training and education of younger generation. The process of integration of museum activities into the teaching and educational process is considered, the characteristic of metasubject, personal and subject results is given, which can be achieved by pupils in case they participate in museum activities. Ideas are considered, and their implementation provides achievement of these results. The main activities of the museum are determined: search, research, design, methodical, information and presentation, project, on each of these directions certain types and forms of students’ activities are offered. Importance to work with material sources is noted. The school museum is considered as a research organization, public consolidation due to interests, a creative workshop, amateur public institute. Need to train school students in museology bases is emphasized, the lesson topics are offered. It is shown on certain examples how it is possible to use resources of museums at classes, in off-hour and out-of-class work on the subject.

Текст научной работы на тему «Использование ресурсов школьных музеев в учебно-воспитательном процессе»

УДК 37

Л. В. Байбородова, М. В. Соколова

Использование ресурсов школьных музеев в учебно-воспитательном процессе

В статье дается определение музейной педагогики, показана ее значимость в организации воспитательной работы, обосновываются особенности музейной педагогики в современных условиях с позиций двух научных школ: московской и санкт-петербургской. Музей характеризуется как одно из ярких явлений культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения. Рассматривается процесс интеграции музейной деятельности в учебно-воспитательный процесс, дается характеристика метапредметных, личностных и предметных результатов, которые могут быть достигнуты учащимися, если они участвуют в музейной деятельности. Рассматриваются положения, реализация которых обеспечивает достижение этих результатов. Определяются основные направления деятельности музея: поисковое, исследовательское, оформительское, методическое, информационно-презентационное, проектное. По каждому из этих них предлагаются определенные виды и формы деятельности обучающихся. Отмечается важность работы с вещественными источниками. Школьный музей рассматривается как исследовательское учреждение, общественное объединение по интересам, творческая мастерская, самодеятельный общественный институт. Подчеркивается необходимость обучения школьников основам музейного дела, предлагается тематика занятий. На конкретных примерах показано, как можно использовать ресурсы музеев на учебных занятиях, во внеурочной и внеклассной работе по предмету.

Ключевые слова: школьный музей, музейная педагогика, учебно-воспитательный процесс, направления и формы музейной деятельности детей.

L. V. Baiborodova, M. V. Sokolova

Use of School Museum Resources in the Teaching and Educational Process

Definition of museum pedagogics is given, its importance in organization of educational work is presented, features of museum pedagogics are proved in modern conditions from line items of two scientific schools: Moscow and St. Petersburg. The museum is characterized as one of the bright phenomena of culture and education, an effective means of training and education of younger generation. The process of integration of museum activities into the teaching and educational process is considered, the characteristic of metasubject, personal and subject results is given, which can be achieved by pupils in case they participate in museum activities. Ideas are considered, and their implementation provides achievement of these results. The main activities of the museum are determined: search, research, design, methodical, information and presentation, project, on each of these directions certain types and forms of students' activities are offered. Importance to work with material sources is noted. The school museum is considered as a research organization, public consolidation due to interests, a creative workshop, amateur public institute. Need to train school students in museology bases is emphasized, the lesson topics are offered. It is shown on certain examples how it is possible to use resources of museums at classes, in off-hour and out-of-class work on the subject.

Keywords: school museum, museum pedagogics, teaching and educational process, directions and forms of children's museum activity.

В отечественной науке активно обсуждаются перспективы развития музейной педагогики. «Музейная педагогика - это смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением места музея в системе учреждений культуры» [6, с. 36].

В настоящее время активно обсуждаются перспективы развития музейной педагогики. Две традиционные школы влияют на это развитие:

— санкт-петербургская школа, ярким представителем которой является Б. А. Столяров, определяющий музейную педагогику как научную дисциплину, исследующую музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в процессе передачи и восприятия информации с точки зрения педагогики;

— московская школа, которая представлена такими учеными, как М. Ю. Юхневич, М. В. Короткова, считающими, что музейная педагогика - это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.

Обе эти школы обращены к поиску источников влияния музея на учебно-воспитательный процесс. Музей является уникальной точкой

© Байбородова Л. В., Соколова М. В., 2017

синтеза культуры и образования. Он призван способствовать формированию у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, за его прошлое и настоящее, а также должен служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Музейная педагогика - дисциплина, прежде всего, педагогическая, хотя, разумеется, связанная с целым рядом других гуманитарных дисциплин, в том числе с музееведением, историей, культурологией, искусствоведением и др. Это важно подчеркнуть, когда речь идет о школьных музеях. В них функция сохранения и изучения культурно-исторического наследия все же является второстепенной, по сравнению с функцией педагогической. Школьные музеи создаются главным образом с целью осуществления воспитательной работы. Это важный центр жизни образовательной организации и социокультурной среды.

Наш собственный опыт, анализ деятельности многих музеев свидетельствует о том, что школьный музей вызывает живой интерес у многих учащихся, особенно если у них есть возможность активно проявить себя в организации его деятельности. Справедливо сказано, что «хороший музей придает школе особую индивидуальность, создает в ее коллективе свой микроклимат» [6, с. 49]. Мы замечали, что работа с экспонатами школьного музея, собранными самими детьми, которые можно подержать в руках, о которых надо заботиться, которые следует изучить, для учащихся более значимы и интересны. Можно согласиться, что «идея преемственности поколений воспринимается человеком более однозначно, если она затрагивает в его душе что-то личное. Для молодежи это особенно важно: для юных история живет ярче в судьбах людей, которых они знают» [5, с. 18].

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом деятельность музея может способствовать достижению следующих образовательных результатов [1, с. 11-12]:

Личностных

— сформированность российской гражданской идентичности, любви к Отечеству и чувства гордости за свой край;

— готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

— сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

— сформированность мотивации школьников к целенаправленной познавательной деятельности;

— сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разных видах деятельности.

Метапредметных

— умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая второстепенные и приоритетные задачи;

— умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;

— умение использовать различные ресурсы для достижения целей;

— умение устанавливать контакты с представителями социума;

— овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

— способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач.

Предметных

— приобретение опыта предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.

Музейная деятельность детей должна быть интегрирована в учебно-воспитательный процесс. Через разные формы музей связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин [2, с. 23-42], организацией внеурочной деятельности и дополнительным образованием. Благодаря интеграции ресурсов музея в учебно-воспитательный процесс формируется единое образовательное пространство, способствующее воспитанию гражданской позиции личности и патриотических качеств у школьников, расширению кругозора, развитию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности; повышается эффективность достижения образовательных результатов.

Условно можно выделить следующие взаимосвязанные направления совместной деятельности взрослых и детей (Табл. 1): поисковое, исследовательское, оформительское, методическое, информационно-презентационное, проектное. Каждое из направлений предполагает определенные виды деятельности обучающихся [3, с. 204-205].

Таблица 1

Направления, виды и формы деятельности школьников

№ Направления Виды и формы деятельности

1. Образовательно-воспитательное Проведение праздников, встреч, классных часов. Проведения учебных и воспитательных занятий. Организация кружков

2. Проектное Планирование социально значимых проектов (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных): обсуждение темы, постановка задач и прогнозирование результатов, составление плана работы. Реализация монопредметных, межпредметных и надпредметных проектов: сбор и уточнение информации, проведение исследований и т. д. Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин

3. Поисковое Работа с архивными документами, периодической печатью. Сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, района. Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Беседы с земляками, родственниками умерших известных личностей села, района, города, области. Посещение места исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов. Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры. Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т. д.

4. Исследовательское Проведение исследований (природных объектов, музейных экспонатов, диалектов и т. д.) родного края. Написание ученических исследовательских работ, докладов, рефератов. Участие в районных, городских и областных научно-практических и краеведческих конференциях

5. Оформительское Составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов. Оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек. Оформление экспозиций, витрин для школьного музея

6. Информационное Участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях и т. д. Сотрудничество с районными, областными, городскими газетами

7. Экскурсионное Подготовка экскурсионных программ. Подготовка экскурсоводов. Планирование и проведение учащимися экскурсий. Проведение бесед, встреч, праздников и т. д.

8. Методическое Создание архива методических разработок (сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций). Проведение семинаров, конференций для педагогов, руководителей музеев. Создание книжек-буклетов, фото-, видеоэкскурсий по экспозициям, материалам школьного музея. Создание презентаций по материалам архива музея

Чаще всего создаются историко-краеведческие школьные музеи, основу которых составляет научно-познавательная и просветительская деятельность, организуемая через две взаимосвязанные группы форм: программные и внеклассные. Школьники не только осваивают краеведческие знания на уроке, но и при желании участвуют в практической краеведческой деятельности в процессе дополнительных занятий в школьных краеведческих кружках, музеях, научных обществах. Школьный историко-краеведческий музей является тематическим систематизированным собранием подлинных

памятников истории, культуры, природы.

В организации работы школьного музея принимают участие дети и взрослые: руководитель музея, актив музея, классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, родители, жители, социальные партнеры и др.

Формы организации работы музея с обучающимися, педагогами, посетителями, социумом могут быть индивидуальными, микрогрупповыми, групповыми (коллективными), массовыми. Среди них: акции, консультация, беседа, экскурсия, вахта памяти, встречи с интересны-

ми людьми, фольклорные праздники, посиделки, краеведческие викторины, тематические вечера, мастер-классы, дни музея, конкурсы и викторины, тематические классные часы, музейный урок, устный журнал, кружки, КТД, проекты и др. [3, с. 205].

Можно использовать разные методы работы при организации деятельности школьного музея:

— словесные: беседа, рассказ, объяснение;

— наглядные: работа с предметами, экспонатами, фотоматериалами, картами, схемами, плакатами;

— игровые: игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т. д.;

— эвристический метод: поисковые задания, составление анкет и т. д.;

— исследовательский метод: исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание;

— информационно-рецептивный метод: восприятие, осознание готовой информации и др.

Ребенок в музее не должен быть пассивным слушателем и зрителем. Формы активности детей могут быть различны: от простой возможности потрогать старинный предмет до ролевой интерпретативной игры, в ходе которой ребенок на практике осваивает определенные социальные функции и роли.

Особое внимание следует обратить на работу с вещественными источниками, которые собраны в музеях [4, с. 19-23]. Это позволяет обучающимся в доступной форме усваивать социальный опыт прежних поколений, проявлять активность и взаимодействовать между собой. В данном случае дети имеют возможность изучать историю, не только слушая учителя и разглядывая иллюстрации в учебнике, но и непосредственно осязая предмет и, таким образом, определяя его характерные черты и полезность.

Работа с вещественными источниками отражает деятельностный подход, занимающий ведущее место в современной педагогике. Работа с предметами дает школьнику возможность реализовать потребность в физическом движении (потрогать, повертеть в руках и т. д.), усиливает познавательный интерес, позволяет в практической плоскости представить определенные исторические, географические, биологические и другие понятия, которые в иных случаях воспринимаются абстрактно, в отрыве от жизни.

Так, использование предметов при изучении истории может помочь оптимизировать работу с

историческими понятиями, ведь многие слова -это своеобразные ловушки. Если, например, на уроке истории употребляется слово «деревня», то нельзя забывать, что деревня древних германцев выглядела совсем не так, как русская деревня пореформенного периода. Можно часами пояснять эти различия на словах, и тем не менее в сознании учащегося, скорее всего, сформируется своя картина. Но, увидев модель средневековой деревни, он точнее представит себе ее образ и хозяйственную жизнь людей.

В процессе взаимодействия с предметами у школьников формируется критическое мышление. Это возможно только тогда, когда учащийся поймет назначение каждой вещи. Ключевое слово здесь - «назначение». Понять назначение обнаруженного предмета можно только в контексте культурных ценностей изучаемой эпохи путем реконструкции мышления людей прошлого.

В музейной педагогике утвердился подход, согласно которому знакомство с музейными экспонатами имеет не только эстетическое, но и социальное значение. Рассматривая прекрасную греческую вазу, дети могут находиться под впечатлением от ее формы, окраски, древности. Но если обсуждаются вопросы о том, как она была изготовлена и как ее использовали, если предлагается сравнить ее с бутылками и кувшинами, имеющимися у детей дома, то это способствует развитию у школьников критического отношения к предметам, которые они покупают и используют.

Сегодня музеи и то, что в них собрано, позволяют понять, что прошлое имеет для нас ценность. Все более широко используют разного рода программы, которые призваны поощрить активность юных посетителей, «оживить» прошлое путем вовлечения детей в его интерпретацию. По существу, речь идет об использовании ролевых игр, позволяющих детям удовлетворить свое естественное любопытство и потрогать, почувствовать, подержать в руках предметы, посмотреть, как они работают.

Музей - это школа освоения социального опыта. Например, наглядно представляя жизнь маленькой общины, в которой все устроено как в железном веке, группа детей вместе с наставниками осваивает социальный опыт предков, собственноручно выполняя все трудовые операции. Понятно, что в ролевой игре чаще используются не настоящие предметы, а их современные копии, в том числе и сделанные самими

школьниками, но на стадии подготовки к игре дети имеют дело с реальными предметами и историческими источниками. Такая деятельность дает им возможность двигаться, развивает все органы чувств и вызывает эмоциональное удовлетворение, формирует навыки групповой работы и социального поведения.

При использовании вещественных источников в музее важно найти оптимальные средства для привлечения к ним внимания учеников (с учетом возрастных особенностей детей, уровня их подготовленности или особых интересов). Эти способы могут быть различными: предоставление возможности изучить предмет, задание составить устное описание предмета или нарисовать его. Наконец, школьникам можно предложить написать рассказ об этом предмете.

Важным является и то, как представлен предмет детям. Необходимо вызвать у них познавательный интерес, создать положительный настрой на работу с вещественными источниками. Детям нравится трогать их, пытаться использовать, играть роль их первоначальных владельцев. С дидактической точки зрения правильно будет сказать им, что это за предмет, прежде чем предложить опробовать на практике его возможности. Однако здесь есть простор для неформальной творческой активности. Дети любят тайны, и при использовании некоторых предметов мы может озадачить их вопросом: что это?

Для развития навыка работы с предметами уже в начальной школе могут быть использованы игры. Несколько лет назад нам довелось наблюдать, как в рамках проекта «История в начальной школе», который реализовывался тогда в школах Ярославской области, педагог проводил урок-детектив во втором классе. Учитель приносит в класс чемодан, наполненный различными предметами, и говорит, что он был оставлен в бюро находок. Задача учеников -реконструировать жизнь людей, которые его потеряли. При этом все предположения классифицируются: те, которые вызывают сомнения, и те, которые могут оказаться правдой. Таким образом, у школьников вырабатывается умение, имеющее большое значение для критической работы с источниками любого типа, - умение правильно ставить вопросы.

Хотя предметы не схожи между собой, схема работы одинакова почти во всех случаях. Сначала изучаются физические характеристики предмета: его форма, размеры, вес, цвет, мате-

риал, из которого он изготовлен. Все это позволяет судить о технологии и времени изготовления предмета. Иногда в строении предмета обнаруживаются разные части, о чем можно говорить с уверенностью или предположительно.

Следует также обратить внимание на эстетическую сторону: насколько привлекательным выглядит предмет и в чем это выражается? Ответив на все вопросы, связанные с внешней формой предмета, учащиеся формулируют вопросы и предположения относительно его назначения. Дизайн вещи рассматривается в связи с ее практической ценностью. При обсуждении этого вопроса целесообразно выделить два аспекта.

Во-первых, когда речь идет о полезности вещи, важно понять, в чем она состояла для современников, то есть для тех, кто этой вещью пользовался.

Во-вторых, можно ставить вопрос о полезности и ценности этой вещи для нас. При этом часто оказывается, что ценностные характеристики с течением времени меняются. Например, старая монета была полезна нашим предкам, потому что она имела определенную покупательную способность. Для нас же она важна тем, что позволяет судить о жизни людей в прошлом. Работа с предметом часто дает возможность наглядно представить, как люди адаптировались к социальным обстоятельствам, как они отвечали на вызов внешней среды. Обсуждение таких вопросов имеет определенное социализирующее значение.

Итак, работа с вещественными источниками позволяет школьникам судить о занятиях, об особенностях быта, о традициях наших предков; иногда она может дать ключ к пониманию социальных и гендерных отношений. С другой стороны, предмет старины, как и любой другой источник, позволяет обратиться к ментальности людей, понять, как они мыслили, что считали самым важным для себя и своих близких.

Музейные экспонаты различны, поэтому и способы взаимодействия с ними будут разными, зависящими от возраста детей, учебного предмета, его целей и задач. Важно, чтобы музейно-педагогический процесс был адресован детской аудитории, имел ярко выраженную образовательную направленность, работа строилась на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся и педагогов, а также других помощников и партнеров.

Необходимо организовать работу музея таким образом, чтобы инициатива шла от самих

обучающихся, чтобы музей стал центром школьной жизни [4, с. 13]. При организации деятельности музея важно обеспечить следующее:

— целенаправленность и системность работы музея;

— проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего краеведение как базу развития учащихся и деятельности музея;

— использование разнообразных средств и форм учебной и внеурочной деятельности учащихся;

— опору музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы;

— свободу выбора детьми направления и форм своей деятельности в музее на основе интересов и возможностей;

— стимулирование самостоятельности, творчества, инициативы учащихся при создании и организации деятельности музея;

— помощь руководителю музея, совету музея со стороны педагогического коллектива, жителей;

— строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов;

— организацию постоянных связей с другими музеями, архивами.

Важно обучать детей основам музейного дела. С этой целью целесообразно составить программу, которая предполагает интеграцию содержания краеведческой и музееведческой деятельности детей. Осуществление такого подхода создает условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой программе позволяет обучающимся получать знания об истории, культуре и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, осваивать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время. Такая программа позволяет реализовать региональный компонент по различным предметам, осуществлять музейно-краеведческие исследования как формы дополнительного образования детей, организовать систематическую деятельность музея как учебно-воспитательного и досу-гового центра образовательной организации.

Программа предусматривает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет учащимся принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих конкурсах и других меро-

приятиях, предусмотренных программой. В процессе обучения по программе учащиеся получают возможность выполнения различных ролевых функций и участия в различных по тематике музейно-краеведческих исследованиях.

Примерная тематика занятий [3, с. 216-218]:

— организация работы музея, планирование его деятельности;

— комплектование и учет фондов музея, работа с архивами;

— учет и описание музейных предметов;

— экспозиции школьного музея, их виды, экспозиционная работа, ее особенности;

— музейные выставки (стационарные, передвижные, фондовые);

— экскурсионная работа в школьном музее, разработка экскурсий, подготовка экскурсоводов.

— мастерство экскурсовода (речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме;

— методика проведения экскурсий;

— основные вехи истории края в контексте истории государства;

— уникальные особенности природы, истории и культуры родного края;

— материальные и духовные объекты культурного наследия;

— исследовательская деятельность юного краеведа;

— виртуальный музей;

— подготовка и проведение классных часов и других мероприятий.

Таким образом, школьный музей - одно из ярких явлений культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения. Музей сочетает в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения по интересам, творческой мастерской, является самодеятельным общественным институтом, результатом исследовательского и творческого труда взрослых и детей.

Школьный музей является особым местом сбора, хранения и представления предметов и документов, имеющих историческую, научную и художественную ценность, организует поисково-собирательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами образовательного учреждения.

Разные направления и формы учебно-воспитательной работы, которая проводится в музее, помогают детям разобраться в сложных

вопросах истории, сформировать у них гражданскую позицию, уважение и любовь к Родине. Использование средств музея позволяет готовить обучающихся к восприятию окружающего мира и проживанию в нем на основе законов культуры, традиций и бытия предков.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В. Задачи, содержание и формы деятельности детей в условиях музея [Текст] / Л. В. Байбородова // Использование ресурсов музеев в образовательно-воспитательном процессе. Опыт Гимназии Свято-Алексеевской пустыни / под ред. А. Н. Василенко, Л. В. Байбородовой, М. В. Соколовой. - Ярославль, 2015. - С. 11-18.

2. Байбородова, Л. В. Использование ресурсов музеев при изучении дисциплины [Текст] / Л. В. Байбородова // Использование ресурсов музеев в образовательно-воспитательном процессе. Опыт Гимназии Свято-Алексеевской пустыни / под ред. А. Н. Василенко, Л. В. Байбородовой, М. В. Соколовой. - Ярославль, 2015. - С. 23-25.

3. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. Л. В. Байбородовой, А. В. Репиной. - Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2013. - 284 с.

4. Использование ресурсов музеев в образовательно-воспитательном процессе. Опыт Гимназии Свято-Алексеевской пустыни [Текст] / под ред. А. Н. Василенко, Л. В. Байбородовой, М. В. Соколовой. - Ярославль, 2015. - 223 с.

5. Развитие исторической памяти средствами музейной педагогики [Текст] : сборник материалов креатив-форума / сост. М. В. Соколова ; под научн. ред. М. И. Рожкова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. -111с.

6. Соколова, М. В. Устная история в работе учителя [Текст] / М. В. Соколова // Развитие исторической

памяти средствами музейной педагогики : сборник материалов креатив-форума / сост. М. В. Соколова ; под научн. ред. М. И. Рожкова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V. Zadachi, soderzhanie i formy dejatel'nosti detej v uslovijah muzeja [Tekst] / L. V. Bajborodova // Ispol'zovanie resursov muzeev v obrazovatel'no-vospitatel'nom processe. Opyt Gimnazii Svjato-Alekseevskoj pustyni / pod red. A. N. Vasilenko, L. V. Bajborodovoj, M. V Sokolovoj. - Jaroslavl', 2015. -S. 11-18.

2. Bajborodova, L. V. Ispol'zovanie resursov muzeev pri izuchenii discipliny [Tekst] / L. V. Bajborodova // Ispol'zovanie resursov muzeev v obrazovatel'no-vospitatel'nom processe. Opyt Gimnazii Svjato-Alekseevskoj pustyni / pod red. A. N. Vasilenko, L. V. Bajborodovoj, M. V Sokolovoj. - Jaroslavl', 2015. -S. 23-25.

3. Vospitanie grazhdanskoj identichnosti sel'skih shkol'nikov: opyt regional'noj innovacionnoj ploshhadki: uchebno-metodicheskoe posobie [Tekst] / pod red. L. V. Bajborodovoj, A. V. Repinoj. - Jaroslavl' : Departa-ment obrazovanija Jaroslavskoj oblasti, 2013. - 284 s.

4. Ispol'zovanie resursov muzeev v obrazovatel'no-vospitatel'nom processe. Opyt Gimnazii Svjato-Alekseevskoj pustyni [Tekst] / pod red. A. N. Vasilenko, L. V. Bajborodovoj, M. V Sokolovoj. - Jaroslavl', 2015. -223 s.

5. Razvitie istoricheskoj pamjati sredstvami muzejnoj pedagogiki [Tekst] : sbornik materialov kreativ-foruma / sost. M. V. Sokolova ; pod nauchn. red. M. I. Rozhkova. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2010. - 111s.

6. Sokolova, M. V. Ustnaja istorija v rabote uchitelja [Tekst] / M. V. Sokolova // Razvitie istoricheskoj pamjati sredstvami muzejnoj pedagogiki : sbornik materialov kre-ativ-foruma / sost. M. V. Sokolova ; pod nauchn. red. M. I. Rozhkova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.