Научная статья на тему 'Опыт использования ресурсов музеев в воспитательном процессе'

Опыт использования ресурсов музеев в воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АВТОРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ-ПАНСИОН / МУЗЕЙ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL PROCESS / AUTHOR''S ORTHODOX CLASSICAL GYMNASIUM BOARD / MUSEUM / STUDIES / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Василенко Светлана Александровна

Представлен уникальный опыт работы педагогов и воспитанников в Православной классической Гимназии-пансиона Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка. Негосударственное образовательное учреждение проводит целенаправленную и системную просветительскую, образовательную и воспитательную работу. Опыт гимназии является бесценным и уникальным не только для Ярославской области, но и для системы образования Российской Федерации. Воспитательная система гимназии создана на основе интеграции духовного и трудового воспитания, где действует около 30 музеев: этнических, исторических, литературных, географических, зоологических и др. Залы, выставки, экспонаты появились в процессе совместного творческого труда работников и воспитанников Пустыни, проведения археологических экспедиций с участием старших гимназистов. Богатое и разнообразное содержание материалов музеев широко используется в учебном процессе и внеурочной деятельности воспитанников гимназии. Предлагаются примеры занятий, проведенных в музее или с использованием экспонатов музея, по различным предметам начальной школы, географии, истории, иностранному языку, изобразительному искусству, а также при организации внеурочной деятельности. Подчеркивается важность и привлекательность для учащихся исследовательской, проектной, поисковой деятельности, организованной на базе музеев или с использованием их ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна, Василенко Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of Use of Museum Resources in the Educational Process

Teachers and pupils’ unique experience of the Orthodox classical Gymnasium board of the Saint Aleksei Poustinia in memory of Archpriest Vasily Lesnyak is presented. The non-state educational institution carries out purposeful and system educational, educational and learning work. Experience of the gymnasium is invaluable and unique not only for the Yaroslavl region, but also for the education system of the Russian Federation. The educational system of the gymnasium is created on the basis of integration of spiritual and labour education, where about 30 museums work, such as: ethnic, historical, literary, geographical, zoological, etc. Halls, exhibitions, exhibits have appeared in the course of joint creative activity of workers and pupils of the Poustinia, carrying out archaeological expeditions with participation of the senior grammar-school students. A rich and various content of materials of the museums is widely used in the gymnasium pupils’ educational process and extracurricular activities. Examples of classes given in the museum or with the use of exhibits of the museum in various objects of elementary school, geography, history, a foreign language, the fine arts are offered as well as in organization of extracurricular activities. Importance and interest of pupils to the research, design, search activity organized on the basis of the museums or with use of their resources is emphasized.

Текст научной работы на тему «Опыт использования ресурсов музеев в воспитательном процессе»

УДК 37

Л. В. Байбородова, С. А. Василенко

Опыт использования ресурсов музеев в воспитательном процессе

Представлен уникальный опыт работы педагогов и воспитанников в Православной классической Гимназии-пансиона Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка. Негосударственное образовательное учреждение проводит целенаправленную и системную просветительскую, образовательную и воспитательную работу. Опыт гимназии является бесценным и уникальным не только для Ярославской области, но и для системы образования Российской Федерации. Воспитательная система гимназии создана на основе интеграции духовного и трудового воспитания, где действует около 30 музеев: этнических, исторических, литературных, географических, зоологических и др. Залы, выставки, экспонаты появились в процессе совместного творческого труда работников и воспитанников Пустыни, проведения археологических экспедиций с участием старших гимназистов. Богатое и разнообразное содержание материалов музеев широко используется в учебном процессе и внеурочной деятельности воспитанников гимназии. Предлагаются примеры занятий, проведенных в музее или с использованием экспонатов музея, по различным предметам начальной школы, географии, истории, иностранному языку, изобразительному искусству, а также при организации внеурочной деятельности. Подчеркивается важность и привлекательность для учащихся исследовательской, проектной, поисковой деятельности, организованной на базе музеев или с использованием их ресурсов.

Ключевые слова: воспитательный процесс, авторская православная классическая гимназия-пансион, музей, учебные занятия, внеурочная деятельность.

L. V. Bayborodova, S. A. Vasilenko

Experience of Use of Museum Resources in the Educational Process

Teachers and pupils' unique experience of the Orthodox classical Gymnasium board of the Saint Aleksei Poustinia in memory of Archpriest Vasily Lesnyak is presented. The non-state educational institution carries out purposeful and system educational, educational and learning work. Experience of the gymnasium is invaluable and unique not only for the Yaroslavl region, but also for the education system of the Russian Federation. The educational system of the gymnasium is created on the basis of integration of spiritual and labour education, where about 30 museums work, such as: ethnic, historical, literary, geographical, zoological, etc. Halls, exhibitions, exhibits have appeared in the course of joint creative activity of workers and pupils of the Poustinia, carrying out archaeological expeditions with participation of the senior grammar-school students. A rich and various content of materials of the museums is widely used in the gymnasium pupils' educational process and extracurricular activities. Examples of classes given in the museum or with the use of exhibits of the museum in various objects of elementary school, geography, history, a foreign language, the fine arts are offered as well as in organization of extracurricular activities. Importance and interest of pupils to the research, design, search activity organized on the basis of the museums or with use of their resources is emphasized.

Keywords: educational process, author's Orthodox classical gymnasium board, museum, studies, extracurricular activities.

Каждое авторское образовательное учреждение отличается оригинальными идеями построения воспитательной системы, основу которой составляют системообразующие виды деятельности обучающихся. Как правило, во главе такой организации - яркая личность, группа людей-единомышленников либо то и другое. В этом смысле не является исключением НОУ «Православная классическая Гимназия-пансион Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка», созданная под руководством Управляющего директора настоятеля Православной Обители - Братства Милосердия Свято-Алексиевской Пустыни иеромонаха Петра (А. Н. Василенко), человека уникальной эрудиции, масштабности мыслей и деятельности, огромного созидания и творчества.

Свято-Алексиевская Пустынь возникла на месте подворья Переславского Феодоровского монастыря и полуразрушенного храма Алексея Человека Божия в Переславском муниципальном районе Ярославской области.

Ярким примером глубины и успешности педагогической мысли является созданная в Свято-Алексиевской Пустыни образовательная система на основе интеграции духовного и трудового воспитания. Система общего образования, пред-профильной подготовки и профильного обучения реализуется на базе Пустыни, где гимназия предоставляет возможности для профессионального образования, активно взаимодействуя с профессиональными учреждениями других регионов страны. Трудовое обучение и воспитание подрастающего поколения реализуется на базе

© Байбородова Л. В., Василенко С. А., 2017

учебных зданий, учебно-производственных мастерских, животноводческих и сельскохозяйственных комплексов, которые созданы трудами работников и воспитанников Пустыни. Комплексная система общеобразовательной и начальной профессиональной подготовки подрастающего поколения строится с учетом лучших образцов и идей педагогики и дает примеры ее успешной реализации для развития отечественной системы образования.

В Гимназии проводится разносторонняя учебно-воспитательная, методическая, спортивно-оздоровительная, логопедическая работа, организована деятельность научного общества и кадетского корпуса.

Учебно-воспитательный процесс организован на высоком методическом уровне, о чем свидетельствуют успехи обучающихся. Большую роль в преподавании учебных дисциплин и самоподготовке, а также при проведении внеурочной деятельности, классных часов играют исторические, этнографические, биологические, географические, художественные и другие музеи, которые созданы, бережно сохраняются и пополняются стараниями всех жителей Пустыни. Поражает и восхищает состояние и высокий уровень комплектации научного и учебного фондов библиотеки, использование в учебном процессе богатейшего интеллектуального и духовного мирового наследия. Хотелось бы отметить уникальность систематического использования в учебном процессе средств музейной педагогики. Изучение животного мира родного края осуществляется по материалам учебника К. Д. Ушинского «Детский мир», при обучении младших школьников используется учебник К. Д. Ушинского по изучению русской словесности и т. д. В видеотеке собрано более десяти тысяч кассет, лучших фильмов всех времен и народов (художественных, музыкальных, научных, просветительских).

В этом храме науки и духовной жизни созданы благоприятные условия для воспитания и развития молодого поколения. Здесь все очень по-домашнему, эстетично и нравственно. Помещения Гимназии красиво оформлены картинами, наставлениями - цитатами из святых отцов Церкви, ученых, педагогов, звучит духовная и классическая музыка выдающихся композиторов и исполнителей.

Спортивно-оздоровительная работа, которая целенаправленно и системно организуется в Гимназии, включает спортивные соревнования, школьные, районные спортивные праздники, ра-

боту спортивных кружков и секций. Все это способствует формированию гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное начало, потребность в здоровом образе жизни, стремление к интеллектуальному развитию. Кроме того, использование в работе исконно русских видов спорта и спортивных забав способствует формированию гражданской позиции, прививает любовь к Родине. Особенно нравятся воспитанникам такие спортивные мероприятия, как День здоровья, русская лапта, осенний кросс, лыжня России, футбол, хоккей. Работа с кадетами включает военно-спортивную подготовку по разным направлениям. Традиционным для воспитанников Пустыни является участие в международных, федеральных, региональных и районных соревнованиях.

Особую ценность имеют результаты, достигнутые Гимназией в области формирования детского научного сообщества. Немалое количество работ было опубликовано в детских, юношеских и серьезных научных - вплоть до академических - изданиях. Некоторые научные работы воспитанников гимназии достойно конкурируют с исследовательскими работами, выполненными студентами и магистрантами.

Безусловно, столь высокие результаты не могут быть достигнуты без солидной материальной и научной базы. Богатые и разнообразные материалы музеев, книги, собранные в библиотеке Пустыни, - это объект гордости сотрудников Гимназии и одновременно объект искреннего восхищения работников, которые по достоинству оценивают все это богатство и активно используют его при организации воспитательного процесса.

Формирование музеев началось в 1995 г. В 2000 г. было официально зарегистрировано негосударственное учреждение культуры «Музеи Свято-Ал ексиевской Пустыни». В настоящее время это впечатляющий воспитательно-образовательный комплекс, который включает

- Музей Креационного Естествознания «Ше-стоднев»;

- Музей Естественной Истории им. А. Е. Микулина;

- Музей Путешествий и Великих Географических Открытий;

- Музей Федора Конюхова;

- Музей «суйсеки» «Затерянный мир»;

- Музей Изящных Искусств им. П. И. Басманова;

- Музей народной живописи;

- Музей Классических Древностей;

- Археологический музей;

- Литературный Музей «Литературная Гостиная»;

- Музей Книги;

- Музей Библии;

- Музей Востока;

- Церковно-археологический кабинет;

- Музей Новомучеников и Исповедников Российских;

- Нумизматический Кабинет;

- Музей истории школьного дела;

- Музей старинных научных приборов и инструментов;

- Музей дворянского быта;

- Музей казачьего быта;

- Музей этнографии и народного быта русского народа;

- Музей «Русское крестьянское подворье»;

- Музей этнографии народов мира;

- Мемориальная аудитория - экспозиция акад. Б. В. Раушенбаха; Мемориальная экспозиция акад. В. Г. Фесенкова;

- Музей Космоса;

- Мемориальная аудитория - экспозиция А. А. Ляпунова;

- Музей А. С. Макаренко;

- Музей воинской славы.

Около 30 музеев Пустыни располагается в нескольких зданиях. Это удивительное творение небольшой группы энтузиастов, которые вложили огромный труд в появление каждой экспозиции, каждого экспоната.

Чтобы показать всю мощь комплекса музеев Свято-Ал ексиевской Пустыни и его вклад в систему российского образования и культуры, приведем несколько цифр. Это одно из трехсот музейных учреждений Ярославской области. Оно владеет 10 % их суммарного фонда (70 000 единиц хранения из 750 000 в целом по области).

Располагая таким фондом, педагогический коллектив Православной гимназии стремится использовать материально-информационную базу, вещественные источники музеев для организации образовательного процесса, формирования нравственно-патриотических качеств учеников гимназии. Использование экспонатов музеев в обучении вызывает интерес у учащихся, создает положительный эмоциональный фон [4].

Педагогический коллектив, организаторы музеев гимназии Свято-Алексиевской Пустыни проводят целенаправленную и систематическую работу по организации учебной и внеучебной,

исследовательской и проектной деятельности воспитанников. При каждом музее созданы творческие, исследовательские и проектные группы обучающихся, которые под руководством взрослых участвуют в организации экскурсий для младших детей и гостей (а их очень много), в оформлении экспозиций, в археологических раскопках и поисковых экспедициях, в сборе и оформлении материалов для музеев. Собранные воспитанниками материальные, вещественные ценности становятся дорогими и значимыми для детей, они бережно и трепетно относятся к экспонатам, постоянно общаясь с реальным историческим, географическим, литературным, культурным наследием своей страны, активно включаясь в постижение результатов человеческого труда и созидания.

Накоплены интересные педагогические средства, формы и методы проведения занятий на базе музеев, которые заслуживают внимания учителей образовательных организаций. На конкретных примерах покажем использование ресурсов нескольких музеев Свято-Алексиевской Пустыни в образовательно-воспитательном процессе.

Музей «Крестьянская изба» пользуется особой популярностью у детей и педагогов. Здесь проводятся занятия для учащихся разного возраста, а также воспитательные мероприятия, поскольку создана обстановка, благоприятная для общения и организации познавательной деятельности. Наиболее часто организуются занятия для учащихся начальной школы по литературному чтению и окружающему миру. Так, при изучении темы «Знакомство с русской избой и ее внутренним убранством» дети собирают информацию о предметах быта (прялке, пяльцах, сундуке и т. п.) и знакомятся с ними в музее, читают стихи и заучивают понравившиеся. При изучении темы «Печь нам - мать родная» обучающиеся подбирают загадки о русской печи, рисуют печь, обсуждают ее устройство и целесообразность в русской избе. Общение с экспонатами и их обсуждение развивает речь детей, мышление, учит вести диалог, высказывать собственное мнение [4, с. 46].

На занятиях по изобразительному искусству пятиклассники рисуют с натуры музейные экспонаты, вспоминая пословицы и поговорки, ученикам предлагается информация об этих экспонатах, они сравнивают предметы быта, например, прялки разных губерний (отличия, тип, манера украшение и т. п.) [4, с. 55-56].

В музее «Ноев ковчег» проводятся занятия по окружающему миру. Так, изучая тему «Птицы леса. Дятел», дети имеют возможность увидеть представителей различных видов дятлов средней полосы России, здесь представлены чучела дятлов. Интересна детям экскурсия по этому музею и рассматривание животных при изучении темы «Дикие животные». Здесь собраны самые разные экспонаты, некоторых из них можно увидеть в местном зоопарке (лису, медведя, волка и др.). Детям интересно участвовать в викторине по изученному материалу, составлять классификации, выделять отличительные характеристики животных, опираясь на живое восприятие материала.

В минералогическом музее изучается, например, тема «Классификация горных пород и минералов», когда дети учатся распознавать горные породы и минералы, заполнять сравнительные таблицы, работая с натуральными экспонатами.

С рукописными книгами Древней Руси, историей возникновения письменности обучающиеся знакомятся в Музее книги на уроках русского языка и литературы, истории. Дети расширяют свои представления об оформлении книг в Древней Руси, оценивают экспонаты музея как образцы высокого искусства, учатся обобщать собственные представления, пользуясь ресурсами музея, лучше усваивают толкование, значение слов по теме урока, осваивают элементы оформления и письма рукописных книг. В гимназии традиционно проводится Неделя словесности, когда учащиеся создают тексты о возникновении чернил, перьев, фразеологизмов («от доски до доски»; «от корки до корки», «красная строка» и др.), о смыслах пословиц, например, «Книжное слово в жемчугах ходит», составляют рассказы о музейных книгах [4, с. 49-50].

Поражает наличием экспонатов Музей путешествий и великих географических открытий, где проводятся уроки географии, истории, изобразительного искусства, литературы. Здесь организуется учебная и внеурочная деятельность детей, готовятся выступления к уроку, индивидуальные сообщения, которые сопровождаются демонстрацией древних карт, фотографий древнеримских руин, предметов быта стран. Например, при изучении темы «Географические открытия древних римлян» пятиклассникам предлагается написать сочинение от лица одного из путешественников с описанием событий, плаваний, открытий, о которых хотелось бы рассказать (Завоевание Европы или Завоевании Британии и др.).

В таком музее детям интереснее обсуждать вопросы поисковой беседы, например: Какие географические открытия осуществили древние римляне? Почему древние римляне выбирали именно такие маршруты своих походов? Почему до нас некоторые римские постройки дошли в первоначальном варианте, а другие - в руинах? Зачем нам нужно знать латинские названия географических реалий? И др. [3, с. 51].

Навыки диалогической и монологической речи на родном языке, умение воспринимать латинский язык на слух и фиксировать письменно, потребность в практическом использовании иностранного языка дети приобретают в Энтомологическом музее. Посещая этот музей, учащиеся, например, записывают наименования бабочек и насекомых на латинском языке и в то же время повторяют темы по биологии «Насекомые», темы по истории «Мифология древних греков и римлян». Здесь учащиеся проводят исследования, разрабатывают и организуют экскурсии во внеурочное время: «Мои любимые бабочки», «Бабочки в мифологии», «Самые большие бабочки»; рассказывают об экспонатах бабочек с последующей поисковой беседой, например: Какие имена древнегреческих и римских богов Вы нашли в наименованиях бабочек? Назовите отличительные признаки бабочек и других насекомых. Почему древние римляне верили, что бабочки произошли от цветов? Какие слова лексического минимума, которые вам уже известны, могли бы использоваться при проведении экскурсии в энтомологическом музее? Какие дословные переводы названия бабочек у вас получились? Совпадают ли дословные переводы с употребляемыми названиями? Почему? Есть ли сходство внешнего вида бабочки с дословным переводом ее названия? Как строятся энтомологические наименования? В чем их специфика? Какая семантика в них содержится? В каких формах использованы существительные и прилагательные? Что нового узнали в словах, которые с детства считали русскими? По итогам занятий детям предлагается написать сочинение-описание любой бабочки, которая понравилась, выполнить переводы с латинского языка названий других насекомых по классификации К. Линнея.

В Музее нумизматики учащиеся также убеждаются в важности практического использования иностранного языка в различных сферах деятельности. Занимаясь в этом музее, дети знакомятся, например, с системой римских монет, общепринятыми сокращениями, которые использо-

вали древние римляне на монетах, указывающих на периоды правления. Учащиеся готовят индивидуальные сообщения об экспонатах (монетах) с последующей поисковой беседой: Что изображалось на римских монетах и почему? На каких монетах более позднего периода мы можем встретить надписи на латыни и почему? Почему украшению монет римляне придавали особое значение? В чем заключается пропагандистская функция римских монет? Какие виды монет были у римлян? Что изображалось на европейских монетах более поздних периодов? Какие легенды, крылатые выражения записывали на европейских монетах после распада Римской империи? [4, с. 54].

Детей также привлекает проведение в Музее нумизматики исследований и выполнение групповых проектов, связанных с легендами и сокращениями на европейских монетах XIV-XIX вв.

Примеры занятий в музеях, предложенные выше, наглядно свидетельствуют о разносторонней и привлекательной для детей познавательной деятельности, которая формирует интерес к познанию, открытиям, развивает мыслительные процессы, исследовательские умения и навыки. Занятия в музеях, изучение и исследование экспонатов показывают детям возможности использования межпредметных связей в учебном процессе и во внеурочной деятельности [3].

Мы представили лишь незначительную часть содержания и форм деятельности воспитанников гимназии в залах музеев, учебных занятий, построенных на использовании экспонатов музеев. В целом, знакомство с опытом работы гимназии, организация образовательно-воспитательного процесса с использованием ресурсов музеев производит сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным.

Безусловно, практический опыт создания и деятельности музеев Свято-Алексиевской Пустыни полезен для тех образовательных учреждений, где созданы или создаются музеи. Яркий пример совместного творческого труда, заинтересованного поиска взрослых и детей гимназии вдохновляет педагогов других образовательных организаций, специалистов и организаторов музейной деятельности, побуждает их к сохранению исторических и культурных традиций, активному использованию наследия предыдущих

поколений в воспитании и образовании молодого поколения.

Библиографический список

1. Байбородова, Л. В. Задачи, содержание и формы деятельности детей в условиях музея [Текст] / Л. В. Байбородова // Использование ресурсов музеев в образовательно-воспитательном процессе. Опыт Гимназии Свято-Алексиевской пустыни / под ред. А. Н. Василенко, Л. В. Байбородовой, М. В. Соколовой. - Ярославль, 2015. - С. 11-18.

2. Байбородова, Л. В. Использование ресурсов музеев при изучении дисциплины [Текст] / Л. В. Байбородова // Использование ресурсов музеев в образовательно-воспитательном процессе. Опыт Гимназии Свято-Алексиевской пустыни / под ред. А. Н. Василенко, Л. В. Байбородовой, М. В. Соколовой. - Ярославль, 2015. - С. 23-25.

3. Байбородова, Л. В., Соколова, М. В. Использование ресурсов школьных музеев в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Л. В. Байбородова, М. В. Соколова // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 1. - С. 59-65.

4. Использование ресурсов музеев в образовательно-воспитательном процессе. Опыт Гимназии Свято-Алексиевской пустыни [Текст] / под ред. А. Н. Василенко, Л. В. Байбородовой, М. В. Соколовой. - Ярославль, 2015. - 223 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajborodova, L. V. Zadachi, soderzhanie i formy dejatel'nosti detej v uslovijah muzeja [Tekst] / L. V. Bajborodova // Ispol'zovanie resursov muzeev v obrazovatel'no-vospitatel'nom processe. Opyt Gimnazii Svjato-Aleksievskoj pustyni / pod red. A. N. Vasilenko, L. V. Bajborodovoj, M. V. Sokolovoj. - Jaroslavl', 2015. -S. 11-18.

2. Bajborodova, L. V. Ispol'zovanie resursov muzeev pri izuchenii discipliny [Tekst] / L. V. Bajborodova // Ispol'zovanie resursov muzeev v obrazovatel'no-vospitatel'nom processe. Opyt Gimnazii Svjato-Aleksievskoj pustyni / pod red. A. N. Vasilenko, L. V. Bajborodovoj, M. V. Sokolovoj. - Jaroslavl', 2015. -S. 23-25.

3. Bajborodova, L. V., Sokolova, M. V. Ispol'zovanie resursov shkol'nyh muzeev v uchebno-vospitatel'nom processe [Tekst] / L. V. Bajborodova, M. V. Sokolova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2017. - № 1. -S. 59-65.

4. Ispol'zovanie resursov muzeev v obrazovatel'no-vospitatel'nom processe. Opyt Gimnazii Svjato-Aleksievskoj pustyni [Tekst] / pod red. A. N. Vasilenko, L. V. Bajborodovoj, M. V. Sokolovoj. - Jaroslavl', 2015. -223 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.