► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 378:351.852 ББК 74.58:79.1
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
MUSEUM EDUCATION IN THE CONTEXT OF HUMANITARIAN CULTURE AND EDUCATION
Аметова Лидия Анатольевна
Доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук E-mail: Lidyaametowa@yandex.ru
Аннотация. Музей - социальный институт, который представляет собой междисциплинарное образование, интегрирующее различные области знания, такие как музееведение, психология, педагогика, искусство. Использование музея в образовательном процессе в настоящее время рассматривается как новейшая психолого-педагогическая технология эффективного развития личности средствами искусства. Музейная педагогика становится областью научного и практического исследования. Возрастание роли музея в современном обществе определило задачу профессиональной подготовки кадров музейных педагогов.
Ключевые слова: гуманитарная культура, образование, музей, исследования, музейная педагогика, социокультурные ценности, музейный практикум.
Ametova Lidia A.
Assistant Professor at Psychological Anthropology Department, the Institute of childhood of Moscow State University of Education (MSPU), PhD in Education E-mail: Lidyaametowa@yandex.ru
Abstract. A museum is a social institution presenting the interdisciplinary education that integrates different area of expertise, such as Museum studies, psychology, pedagogics, and art. The use of a Museum in the educational process is currently being considered as a new psychological-pedagogical technology for an effective development of a personality by means of art. The Museum education becomes an area of a scientific and practical research. The increasing role of a Museum in the modern society has defined the task of the professional training of Museum educators.
Keywords: humanitarian culture, education, museum, research, museum pedagogy, socio-cultural values, the museum workshop.
Образование, как органичная часть культуры, не только испытывает на себе ее влияние, но и само, развиваясь, обогащает культуру. Педагогика как наука с ее теориями и ценностями не существует в изолированном пространстве, поэтому все процессы, происходящие в культуре, оказывают на нее свои воздействия.
В настоящее время в педагогике возрастает ориентация на гуманистические, демократические и культурные ценности, антропологический подход к многообразию культурных ценностей постепенно становится приоритетным. В системе образования России идут активные перемены, и не только нормативные и структурные, но и содержательные. Все большее распространение приобретает интегральный подход к системе образования. Образование должно стать саморазвивающимся, развивающим и по-настоящему культурным процессом, а педагогическая практика - основой получения новых знаний. Последовательно складывается нормативная основа реализации исследовательского обучения и проектных методов обучения.
Постоянный поиск междисциплинарных взаимодействий способствует рождению новых форм работы. Взаимодействие школы с музеями, театрами обогащает образование и воспитание личности учащегося, способствует формированию системы ценностных ориентаций подрастающего поколения. В этом направлении и музей, и театр многое могут сделать для современной школы. Самопознание, саморазвитие, самореализация проходят более успешно, если ребенок видит примеры и образцы в культуре и искусстве, сам выбирает, организует и проводит исследование. Общение с миром музеев также способствует формированию ценностных ориентаций личности, ее мировоззренческого фундамента.
В процессе формирования базовых гуманистических ценностей большое значение имеет отечественная и мировая культура, в ее сохранении заключается великая миссия музеев. В настоящее время наблюдается глобальный интерес современного человека к музею, следовательно, существенно возрастает роль музея в современной культуре и в жизни современного общества. Анализ музея, как особой образовательной среды, позволяет сделать вывод о его междисциплинарном характере, интегрирующем различные области знания. По свидетельству Е. Г. Вансловой, «российские музеи доказали, что обладают огромным культуросозидающим потенциалом, способным решать кардинальные задачи духовного развития общества. Однако наличие в хранилищах музеев миллионов бесценных экспонатов само по себе не гарантирует успех. Необходима научно осмысленная, социально педагогическая и социально культурная деятельность, которая донесла бы до разных слоев населения это духовное богатство, преобразила его из "вещи в себе" в культурные смыслы для всех нас, помогла раскрыть и осмыслить тайны мироздания и человеческой жизни» [1, с. 28-29].
Разрешение данного противоречия возможно при условии научного осмысления психолого-педагогических процессов, протекающих в музейной среде. Для этого необходимы социологические исследования психолого-педагогического воздействия музейного пространства и произведений искусства на разные группы населения. Анализ музея, как особой образовательной среды, позволяет сделать вывод о его междисциплинарном характере, интегрирующем различные области знания.
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Богатый практический российский и международный опыт музейно-педагогиче-ской работы явился фундаментом формирующейся науки - музейной педагогики, как обобщения образовательной и музейно-просветительской международной и отечественной практики. Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение: «Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурной, образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музея с образовательными учреждениями. Основная цель музейной педагогики - приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Понятие "Музейная педагогика" возникло в XIX в. в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начала формироваться с шестидесятых годов ХХ в. Первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге, в нашей стране - с семидесятых годов» [2].
Музейная педагогика - это развивающаяся и относительно молодая наука, поэтому ее понятийный аппарат пока окончательно не сформировался, она использует терминологию ряда смежных наук в силу своей интеграционной и синтетической природы. По мнению Е. Б. Медведевой и М. Ю. Юхневич, музейная педагогика возникает на стыке музееведения, психологии, педагогики и искусства (как части общей культуры) [3].
Объект музейной педагогики - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации (А. Лихтварк), то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Предмет музейной педагогики - методы, формы и особенности педагогического воздействия музея на различные категории посетителей, в том числе на детскую аудиторию, включает музейную социологию (Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич) [3].
Реформирование российского образования и возрастание роли музея в жизни социума определили необходимость профессиональной подготовки специалистов, способных решать психолого-педагогические задачи в условиях музея, музейной среды, а также в условиях образовательных учреждений с использованием методик музейной, театральной педагогики и психологии. Данная ситуация типична как для отечественных, так и для зарубежных музеев, ибо практика свидетельствует, что «возрастание роли музея в современной культуре и в жизни общества весьма существенно отстает от обучения персонала и развития его образовательной деятельности» [4, с. 5].
Однако необходимо признать, что профессиональная подготовка кадров педагогических высших учебных заведений и обучение персонала образовательных учреждений в направлении современных психолого-педагогических технологий, какой и является музейная педагогика и психология, значительно отстает от потребностей социума. По сути, речь идет о недостаточном использовании потенциала музея в образовательном процессе.
Предмет «Музейная педагогика» в рамках традиционного подхода ранее читался также в МПГУ и многих других российских вузах, но начиная со старших курсов - четвертых или даже пятых, в зависимости от учебного плана вуза. В 2002 г. в Санкт-Петербурге на базе факультета изобразительного искусства Российского государственного
педагогического университета имени А. И. Герцена и Российского центра музейной педагогики и детского творчества был открыт центр профессиональной подготовки специалистов этого профиля. В рамках традиционного подхода в учебном плане было сначала теоретическое обоснование предмета «Музейная педагогика» и затем - практика, но практика в основном в условиях вуза и несколько часов в музее.
С 2014 г. музейная педагогика становится областью научно-практического исследования, которое в настоящее время проводится кафедрой психологической антропологии Института детства МПГу. Музейная педагогика и психология интегрированно решают широкий круг образовательных и воспитательных задач, а именно задачи духовного развития, нравственного, патриотического воспитания, общекультурного и художественно-эстетического образования и развития; закладывают основы ценностных ориентаций личности на основе высочайших образцов мирового и отечественного искусства, а также способствуют формированию художественно-информационной и художественно-релаксационной культуры личности. Развивают коммуникативную и деятельностную культуру, творческие способности и компетенции, познавательную активность и художественно-психологическую культуру ребенка-дошкольника и младшего школьника, способствуют успешной социализации и адаптации в обществе. Реализуют наиважнейшую, актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования - научить ребенка учиться и познавать. Этому посвящен целый блок психолого-педагогических исследований, который ведется в рамках музейного практикума на кафедре психологической антропологии Института детства МПГу под научным руководством профессора Алексея Сергеевича Обухова [5; 6].
Введение преподавания музейной педагогики и курса музейного практикума с посещением музеев, начиная с первого курса, в Институте детства МПГу на факультетах начального образования, художественно-графическом и дефектологическом дало свои первые результаты. В течение двух лет, с 2014 по 2016 учебный год, студентами первого и второго курса Института детства посещено более 50 музеев Москвы и Подмосковья, выполнено более двух тысяч самостоятельных заданий. В том числе представлены исследовательские проекты, разработаны разнообразные игры, написаны рассказы и стихи, а также авторские сценарии и эссе на темы музея.
Следовательно, создание ситуации практической и исследовательской деятельности детей в условиях музея является органичной частью психолого-педагогического процесса современного образования. Образовательный потенциал музея целесообразно использовать в работе с детьми, с учетом особенностей возраста и познавательной активности. Как показывает опыт Института детства, кафедры психологической антропологии МПГу, дети очень любят посещать различные музеи: художественные, литературные, зоологические, музеи космонавтики, музеи кукол и многие другие, но особенно музеи игрушки, что оправдано особенностями их возрастного и психологического развития.
Итак, можно признать, что факт введения курса «Музейной педагогики» в учебные планы вузов на старших курсах институтов является положительным явлением, но хочется надеяться, что музейный практикум будет введен в учебные планы, начиная с первого курса института.
новые исследования в образовании
Список литературы
1. Ванслова Е. Г. Раздвигаем границы эстетического образования // Искусство в школе. - 2008. - № 2. - С. 28-29.
2. Музейная педагогика // Педагогический энциклопедический словарь. 2012. -URL: https://slovar.cc/enc/ped/2137593.html (дата обращения: 06.06.2016).
3. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. ст. - М., 1997.
4. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2004. - 216 с.
5. Обухов А. С. Научное творчество школьников в России не должно быть массовым, но исследовать должен уметь каждый: интервью для РИА Новости // Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза: науч.-метод. сб.: в 2 т. Т. 1. Теория и практика / ред.-сост. А. С. Обухов. - M., 2010. - С. 34-36.
6. Обухов А. С. Возрастной аспект развития исследовательской деятельности: от спонтанного поведения к становлению субъектности // Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза: науч.-метод. сб.: в 2 т. Т. 1. Теория и практика / ред.-сост. А. С. Обухов. - М., 2010. - C. 42-48.
References
1. Vanslova E. G. Razdvigaem granitsy esteticheskogo obrazovaniya. Iskusstvo v shkole. 2008, No. 2, p. 28-29.
2. Muzeynaya pedagogika. In: Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar. 2012. Available at: https://slovar.cc/enc/ped/2137593.html (accessed: 06.06.2016).
3. Medvedeva E. B., Yukhnevich M. Yu. Muzeynaya pedagogika kak novaya nauchnaya distsiplina. In: Kulturno-obrazovatelnaya deyatelnost muzeev: coll. art. Moscow, 1997.
4. Stolyarov B. A. Muzeynaya pedagogika. Istoriya, teoriya, praktika: ucheb. posobie. Moscow: Vysshaya shkola, 2004. 216 p.
5. Obukhov A. S. Nauchnoe tvorchestvo shkolnikov v Rossii ne dolzhno byt massovym, no issledovat dolzhen umet kazhdyy: intervyu dlya RIA Novosti. In: Obukhov A. S. (Ed., comp.) Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya: ot detskogo sada do vuza: nauch.-metod. sb.: in 2 vol. Vol. 1. Teoriya i praktika. Moscow, 2010. Pp. 34-36.
6. Obukhov A. S. Vozrastnoy aspekt razvitiya issledovatelskoy deyatelnosti: ot spontan-nogo povedeniya k stanovleniyu subyektnosti. In: Obukhov A. S. (Ed., comp.) Issledo-vatelskaya deyatelnost uchashchikhsya: ot detskogo sada do vuza: nauch.-metod. sb.: in 2 vol. Vol. 1. Teoriya i praktika. Moscow, 2010. Pp. 42-48.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 2