УДК 74.200.25 ББК 79.1
Васильева Татьяна Евгеньевна
аспирант
кафедра Гуманитарных социально-политических дисциплин Лесосибирский филиал Сибирского государственного технологического университета г. Лесосибирск Соболев Сергей Владимирович кандидат технических наук, доцент
кафедра Гуманитарных социально-политических дисциплин Лесосибирский филиал Сибирского государственного технологического университета г. Лесосибирск Панченко Ольга Григорьевна кандидат философских наук, профессор кафедры педагогики и психологии Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Москва Vasilyeva Tatyana Evgenievna Post-graduate Chair of Arts Socio-Political Disciplines Lesosibirsk Branch of Siberian State Technological University
Lesosibirsk Sobolev Sergey Vladimirovich Candidate of Engineering Sciences,
Assistant Professor Chair of Arts Socio-Political Disciplines Lesosibirsk Branch of Siberian State Technological University
Lesosibirsk
Panchenko Olga Grigorievna Candidate of Philosophy,
Professor Chair of Pedagogics and Psychology Academy of Advanced Training and Professional Retraining of Educators
Moscow
Генезис музейной педагогики в социокультурном образовательном контексте Museum Pedagogy Genesis in Socio-Cultural Educational Context
В статье представлены различные мнения ведущих учёных и музейных деятелей, которые занимались исследованием проблем музейной педагогики. Историческая изменчивость процесса взаимодействия музея и образования, за-
рождения в её недрах педагогики сотрудничества. Этапы развития отечественной музейной педагогики.
Different views of outstanding scientists and museum men, who studied the problems of museum pedagogics are presented in this article. Historical variability of the interaction process between museum and education, originating of collaboration pedagogics inside it and the stages of domestic museum pedagogy development are presented in the article as well.
Ключевые слова: музей; музейная педагогика; культура; развитие; наука; музей и человек; процесс просвещения, образования и воспитания; ценности
Key words: museum; museum pedagogics; culture; development; science; museum and man; the process of public education, education and upbringing; values.
Проблемы музейной педагогики отражены в трудах ученых и музейных
деятелей, которые формулируют идеи развития музейной педагогики, (А.В. Ба-кушинский, Н.Д. Бартрам, Е.Г. Ванслова, И. Видт, А.У. Зеленко, М.С. Каган, Л.Н. Коган, А. Лихтварк, Е.Б. Медведева, А.С. Огоновская, А.М. Разгон, Э.А. Росмелер, Б.А. Столяров, Н.Ф. Федоров, Г. Фрейденталь) и другие.
Понятие «музейная педагогика» раскрывается через феномены культуры, музея и педагогики, их конвергенции, взаимодействия.
Понятие «культура» - многозначно, и существует огромное количество определений, отражающих её содержание.
Культура - (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) определяется как аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности, который отмечает человеческое бытие от животного существования. В философском словаре подчеркивается, что понятие культура исторически развивалось вместе с развитием человеческого разума и разумных форм жизни; развитием человеческой духовности - морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового, политического сознания [6: 344].
Л. Н. Коган отмечал, что через культуру индивид осознает свою принадлежность к человеческому роду, к семье, имя которой - человечество. Только культура возвращает человека к его родовой человеческой сущности [2: 154]. М.С. Каган говорит: «Всё, что есть в человеке как человеке, предстает в виде культуры, и она оказывается столь же разносторонне - богатой и противоречи-
во - дополнительностной, как сам человек - творец - творец культуры и её главное творение» [1: 19-20].
Согласно мнению Н.Б. Крыловой, культура является средой социально значимого взращивания человечности и пространством произрастания новых элементов творческого опыта, его самоорганизации, саморазвития и самообновления [4: 39].
Рассмотрение аспекта культуры позволяет выделить её различные области, сферы, проявления, в числе которых музей (лат. шшаеиш, греч. тшсюп - храм муз), являющийся учреждением, где собраны и выставлены предметы материальной и духовной культуры. Смысл и назначение музея связывались с накоплением и распространением знаний, ценностей.
В Российской педагогической энциклопедии указывается, что термин «музейная педагогика» (Museumspadagogik) впервые был употреблён в конце XIX века (Э.А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн) и трактовался как направление музейной работы с учащимися [8: 598]. Отсюда, термин «музейная педагогика» имеет немецкоязычное происхождение, а к отечественным исследователям дошёл как перевод Museumspadagogik.
А. Лихтварк в 1903 году, в начале XX века озвучил новый для того времени взгляд на музей как образовательный институт: «К университетам, появление которых относится к средним векам, и к академиям, появившимся в эпоху абсолютизма, XIX век присоединил новое высшее воспитательнообразовательное учреждение - музей. Все эти три рода учреждений носят отпечаток той эпохи, которая их создала. Музеи, открытые для всех, задающиеся целью служить всем и не признающие никаких различий и разделений, являются выражением демократического разума» [Цит. по: 5: 18]. Впервые была высказана идея об образовательном назначении музея. Предложен новый подход к посетителю как участнику диалога. Понятие «музейный диалог» ввёл А. Лих-тварк и обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством развивать способность видеть и наслаждаться художественными произведениями [12: 234]. Посредником был музейный педагог.
Большое значение музейной экспозиции, построенной по педагогическому принципу: она должна реализовать принцип наглядности в обучении и стимулировать активность посетителя в процессе восприятия материала придавал Г. Кершенштейнер [5: 19].
Впервые термин музейная педагогика употребил Г. Фрейденталь в 1931 году. Так считают отечественные исследователи Е.Б. Медведева и М.Ю. Юхневич. Г. Фрейденталь предложил методику работы со школьниками. Основное место в этой методике было отведено школьному учителю. Он рассматривался в качестве центральной фигуры музейно-педагогической деятельности [5: 19].
Б.А. Столяров утверждает, что термин введён в научный оборот немецким учёным К. Фризеном в 1934 году, который включал в содержание понятия «музейная педагогика» традиции художественного воспитания музейными средствами, музейной дидактикой в просветительской работе [9: 27].
На немецкой школе музейной педагогики акцентируют внимание Е.Б. Медведева и М.Ю. Юхневич и подчёркивают, что и в послевоенное время музейное дело в Западной и Восточной частях Германии развивалось по-разному. Задачей музейной педагогики являлось создание благоприятных условий для общения посетителя с культурным наследием, что подразумевает активизацию восприятия посетителей, развитие их креативности.
В 1983 году осознание интеграции педагогики и музееведения привело к определению «музейной педагогики» как «пограничной научной дисциплины, находящейся на стыке музееведения и педагогических наук и исследующей образовательно-воспитательные цели социалистического общества применительно к специфическим формам музейной коммуникации, прежде всего экспозиции, а также другим формам деятельности музея» [Цит. по: 5: 21].
Понятие « музейная педагогика» в отечественной литературе стали употреблять в начале 80-х годов XX века. А.М. Разгон в 1983 году говорил, что создание научной дисциплины музейной педагогики, «находящейся на стыке целого комплекса наук», является насущной практической задачей [3: 42].
Исследователи вкладывают разный смысл в понятие «музейная педагогика», это следует из анализа публикаций. Е.Б. Медведева и М.Ю. Юхневич утверждают, что термин «музейная педагогика» употребляется в двух значениях: в широком смысле как научная дисциплина, интегрирующая знания музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурнообразовательные аспекты музейной коммуникации. В узком смысле как контакты музея с детской аудиторией, со школой. Объектом музейной педагогики авторы называют все виды контактов музея с аудиторией, самые различные способы обращения к человеку как участнику музейной коммуникации [5: 23].
В Российской педагогической энциклопедии музейная педагогика определена как особая сфера профессиональной музейной деятельности, а также область научных исследований [8: 598].
Б.А. Столяров, Н.Д. Соколова, Н.А. Алексеева указывают на музейную педагогику как на междисциплинарную область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, музееведения и профильных музею дисциплинах, и считают, что она предполагает специфическую деятельность, ориентированную на передачу культурного опыта в условиях музейной среды [10: 18]. Но Б.А. Столяров замечает, что «музейная педагогика - это особый раздел педагогической науки, предметом изучения которого является образовательная деятельность в условиях музея» [9: 7].
Понятие «музейная культура» трактуется Е.Б. Медведевой, М.Ю. Юхневич как - умение понимать историко-культурный контекст предметов и документов прошлого и бережное отношение к документальным свидетельствам истории и культуры прошлого, их охрана [5: 12].
Для раскрытия сущности музейной педагогики является факт существования в США и Европе детского музея, построенного на концепции педоцентри-рованной педагогики. Это говорит о том, что содержание, методы и формы работы с аудиторией, состав коллекций, приёмы экспонирования - имеет специфику, обусловленную ориентацией на интересы и потребности ребёнка.
Остановимся на кратком анализе музейной педагогики в России и проследим её эволюцию (XVIII век - начало XXI века)
Анализ музееведческой, исторической и педагогической литературы позволяет утверждать, что своё начало отечественная музейная педагогика ведёт от основания первого российского своеобразного музея - Кунсткамеры, доступной для посещения всем желающим. По приказу Петра I, цели открытия публичного хранилища, собранных в нём экспонатов были связаны с развитием науки и просвещения. Эти первые музеи реализовывали воспитательную функцию наряду с просветительской, информативной, аксиологической, эстетической.
Согласно периодизации развития музейной педагогики А. С. Огоновской, назовём семь этапов генезиса отечественной музейной педагогики:
Первый этап - просветительский, XVIII век (до установления связи музея и образования). Музеи - художественный, естественнонаучный, исторический -функционировали автономно, хотя имеются основания говорить о зарождении музейной педагогики, так как задача просвещения, которую брали на себя музеи в то время, связана с образованием и воспитанием человека.
Второй этап - образовательно-просветительский, XIX век (установление связи музея и образования, школа находилась в культурологическом пространстве музея). Возникали новые профили музеев - краеведческий, специализированные (минералогический, ботанический, зоологический, этнографический, нумизматический. Появились постоянные и передвижные педагогические музеи, возрастные - школьный, вузовский.
Русский философ Н.Ф. Фёдоров, говоривший о педагогической значимости связи культуры и образования, уделил особое внимание «идеальному» музею, который должен быть музеем-школой. «... Нынешний музей, идеально представленный, может быть назван книгою, библиотекою, иллюстрированный картинами и скульптурными галереями и вообще всеми вещественными произведениями» - писал Н.Ф. Фёдоров [11: 602].
Третий этап - образовательно-воспитательный, XX век (до 1917 года) (развитие связи музея и образования, школа продолжала оставаться в культурологическом пространстве музея). Росло количество школьных и вузовских музеев, появились новые профили - детский музей-мастерская.
Четвёртый этап - политико-просветительский, октябрь 1917-1940-е годы (развитие связи музея, педагогики и образования, школа в культурологическом пространстве музея, возникновение школьного краеведения). Для этого этапа характерно сохранение этнографических, исторических, художественных, краеведческих, технических и специализированных, детских, школьных, вузовских музеев. Возникновение нового вида музея - заповедника.
Пятый этап - политико-патриотический, 1940-1950-е годы (школа в культурологическом пространстве музея, усиление патриотической направленности). Главное отличие этого этапа видится в содержании, формах и методах педагогической работы, акценте на аксиологической функции музея, связанной с ценностями Родины, патриотизма, героизма. Особое развитие получили в школах и при музеях кружки юных археологов, юных натуралистов и другие. Это свидетельствует о содержательной новизне музейной педагогики, конвергенции, дальнейшем взаимопроникновении образовательного и музейного пространств.
Шестой этап - общественно-политический, 1960-1980-е годы (сложившаяся система взаимодействия музея, педагогики и образования, школа находилась в культурологическом пространстве музея, и музей укоренялся в образовательном пространстве школы).
Седьмой этап - культурно-образовательный инновационный, начало 1990-х годов - начало XXI века. Для этого этапа характерно качественно новое сотрудничество музея и школы. Это школа в культурологическом пространстве музея, школа при музее, музей в образовательном пространстве школы, школьный музей по определённой предметной ориентации. Новым стало возрождение детских музеев.
Современная музейная педагогика направлена на приобщение подрастающего поколения к музею и его культуре с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, создание многоступенчатой системы музейного образования.
Таким образом, длительный процесс возникновения и развития музейной педагогики свидетельствует о конвергенции культурного и образовательного пространств. Конвергенция (лат. con - вместе, vere - сближаться) характеризует длительный процесс сближения через взаимовлияние, взаимопроникновение, взаимодополнение музейной культуры и образования. Это даёт основание определить музейную педагогику как отрасль педагогики, интегрирующую музейную культуру и педагогику, обладающую потенциалом развития ценностного отношения личности к культуре и актуализации в ней [7: 3].
Библиографический список
1. Каган, М.С. Философия культуры [Текст]/М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. -
416 с.
2. Коган, Л.Н. Теория культуры [Текст]: учеб. пособие / Л.Н. Коган. - Екатеринбург: УрГУ, 1993. - 160 с.
3. Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствами [Текст]: сб. науч. трудов / НИИ культуры. - М., 1983. - 134 с.
4. Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст]/Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
5. Культурно-образовательная деятельность музеев [Текст]. - М., 1997. - 120 с.
6. Новейший философский словарь [Текст]/сост. А. А. Грицанов. - Минск: В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
7. Огоновская, А. С. Актуализация личности учащихся средствами музейной педагогики [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.С. Огоновская. - Екатеринбург, 2007. - 186 с.
8. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 4 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. -М.: Большая российская энциклопедия, 1993 - Т. 1. - 608 с.
9. Столяров, Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности [Текст]: учеб. пособие для студентов гуманитарно-художественных факультетов / Б.А. Столяров. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 222 с.
10. Столяров, Б.А. Основы экскурсионного дела [Текст]/Б.А. Столяров, Н.Д. Соколова, Н.А. Алексеева. - СПб., 2002. - С. 18.
11. Фёдоров, Н.Ф. Музей, его смысл и назначение [Текст]/Н.Ф. Фёдоров. - М., 1982. -
С. 575 - 604.
12. Юренева, Т.Ю. Музееведение [Текс]/Т.Ю. Юренева. - М.: Академический Проект, 2003. - 560 c.
Bibliography
1. Communist Upbringing of Pupils by Means of Museum [Text]: Collection of Scientic Articles / Research Institute of Culture. - M., 1983. - 134 p.
2. Cultural-and-Educational Work of Museums [Text]. - M., 1997. - 120 p.
3. Feodorov, N.F. Museum, Its Meaning and Purpose [Text] / N.F. Feodorov. - M., 1982. -
P. 575 - 604.
4. Kagan, M.S. Philosophy of Culture [Text] / M.S. Kagan. - SPb.: Petropolis, 1996. -416 p.
5. Kogan, L.N. The Theory of Culture [Text]: Study Guide / L.N. Kogan. - Yekaterinburg: USU, 1993. - 160 p.
6. Krylova, N.B. Culturology of Education [Text] / N.B. Krylova. - M.: Public Education, 2000. - 272 p.
7. Ogonovskaya, A.S. Actualization of Pupils’ Personality by Means of Museum Pedagogy [Text]: Dis. ... Cand. of Ped. / A.S. Ogonovskaya. - Yekaterinburg, 2007. - 186 p.
8. Russian Pedagogical Encyclopaedia [Text]: 4 V. / Ed.-in-Chief B.B. Davydov. - M.: The Great Russian Encyclopaedia, 1993 - V. 1. - 608 p.
9. Stolyarov, B.A. Pedagogy of Artistic Museum: From Sources Till Present Times [Text]: For Students of Humanitarian-Artistic Departments / B.A. Stolyarov. - SPb.: Special Literature, 1999. - 222 p.
10. Stolyarov, B.A. Bases of Sightseeing Work [Text] / B.A. Stolyarov, N.D. Sokolova, N.A. Alexeeva. - S.Pb., 2002. - P. 18.
11. The Newest Phylosophical Dictionary [Text] / Comp. by A. A. Gritsanov. - Minsk: B.M. Skakun, 1998. - 896 p.
12. Yureneva, T.Yu. Museology [Text] / T.Yu. Yureneva. - M.: Academical Project, 2003. - 560 p.