Научная статья на тему 'Методика организации интерактивных уроков истории для подростков в музейной практике'

Методика организации интерактивных уроков истории для подростков в музейной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2396
1741
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSEUM PEDAGOGICS / ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА / PSYCHOLOGY OF TEENAGERS / ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК / INTERACTIVE HISTORY LESSON / МУЗЕЙНАЯ ИГРА / MUSEUM GAME / МУЗЕЙНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ / MUSEUM IMPROVISATION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTELLECTUAL ACTIVITY / МУЗЕЙНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / MUSEUM RECONSTRUCTION / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова М.В.

Статья посвящена важным аспектам музейной педагогики организации интерактивных уроков истории, которые отвечают психологии подростков. Автор обращает внимание на теоретические аспекты проблемы и приводит примеры из музейной практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ORGANIZING INTERACTIVE HISTORY LESSONS FOR TEENAGERS IN MUSEUM

The article is devoted to the important aspect of museum pedagogics methods of organizing interactive history lessons, which correspond to the psychology of teenagers. The author stresses the theoretical aspects of the problem and cites examples from museum practice.

Текст научной работы на тему «Методика организации интерактивных уроков истории для подростков в музейной практике»

14. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Модэк, 2001.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1946.

16. Атанов Г. А. Деятельностный подход в обучении. Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001.

17. Lerbet-Séréni F. Les régulations de la relation pédagogique. Paris: L'Harmattan, 1997.

18. Crook C. Computers in the community of classrooms // K. Littleton, P. Light (Eds.). Learning

with computers. Analysing productive interaction. London: Routledge, 1999. 239 р.

19. Networked Learning Communities (NLC) programme. The National College of School Leadership [Electronic resource]. URL: http://www.ncsl.org. uk/hetworked/index.cfm (accessed: 10.02.2014).

20. Lebrun M. Théories et méthodes pédagogiques pour enseigner et apprendre. Quelle place pour TIC dans l'éducation? Bruxelles: Editions De Boeck Université, 2007.

УДК 372.893 ББК 79.18

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ УРОКОВ ИСТОРИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКЕ

METHODS OF ORGANIZING INTERACTIVE HISTORY LESSONS FOR TEENAGERS IN MUSEUM

М. В. Короткова

Статья посвящена важным аспектам музейной педагогики - организации интерактивных уроков истории, которые отвечают психологии подростков. Автор обращает внимание на теоретические аспекты проблемы и приводит примеры из музейной практики.

Ключевые слова: музейная педагогика, психология подростка, интерактивный урок, музейная игра, музейная импровизация, интеллектуальная деятельность, музейная реконструкция, творческая деятельность.

M. V. Korotkova

The article is devoted to the important aspect of museum pedagogics - methods of organizing interactive history lessons, which correspond to the psychology of teenagers. The author stresses the theoretical aspects of the problem and cites examples from museum practice.

Keywords: museum pedagogics, psychology of teenagers, interactive history lesson, museum game, museum improvisation, intellectual activity, museum reconstruction, creative work.

Современная музейная педагогика, развивающаяся на стыке музееведения, психологии и педагогики, разрабатывает новые культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации с детской аудиторией. Работа современного музея строится на принципах «культуры участия», коммуникативной экскурсии, диалога с маленьким посетителем. Музей сегодня превратился из малодоступного собрания раритетов в сценическую площадку, где вместе со школьниками разыгрываются представления и интерактивные экскурсии, которые обеспечивают комфортный контакт детей с экспонатами и друг с другом. В данной статье приводятся результаты теоретического анализа и обобщения практического опыта культурно-образовательной деятельности с подростками в музее - самой сложной детской аудиторией.

Основой реализации музейной деятельности с детьми 11-15 лет является учет психологических особенностей

подростков. Не случайно школьные учителя и музейные педагоги часто называют подростков «трудными». В этом возрасте происходит развитие «чувства взрослости» с большой переоценкой своих возможностей. Поскольку ребенок данного возраста считает себя взрослым, то музейному педагогу приходится разыгрывать с ним спектакль «взрослости». Он должен уважать его личное достоинство, давать ему известную степень самостоятельности и сменить «мораль послушания» на «мораль равенства». Погасить конфликтность «трудного подростка» могут только отношения сотрудничества и доверия. Подросток самостоятелен и независим, не терпит опеки, излишнего контроля, навязчивой заботы и назойливого руководства. Он ценит результаты собственного труда и своей самостоятельной работы. Подросток осознает свою индивидуальность, поэтому он стремится выделиться среди своих сверстников и нацелен на успех. На музейных занятиях с под-

ростками необходимо соревнование и конкурсы. Этой форме работы отвечает склонность к риску, самоуверенность и эгоцентризм подростка. У детей 11-15 лет формируется самосознание и осознание потребности в познании самого себя, отсюда неустойчивая эмоциональная сфера и двойственность поведения и личности, выражающаяся в браваде и зазнайстве при всех и неуверенности и скрытности про себя. Подросток открыт к восприятию нового и активен, его активность и бурный подъем энергии направлены на усвоение образцов и ценностей. Подросток любит преодолевать препятствия и выходить победителем. В целях формирования интеллектуального и творческого мышления на музейных занятиях с подростками необходима проблемная ситуация, диалог, индивидуализация и активные формы деятельности. Эти же аспекты деятельности способствуют развитию индивидуальных интересов подростков и их самоопределению в стремлениях к будущей профессии. Неравномерность развития подростков проявляется в общем развитии, способах усвоения материала, отношении к учению и интересах. Это все требует разноплановых заданий на уроках в музее.

Подростка в музее надо загружать интеллектуальной деятельностью, которая основана на новых показателях: самостоятельности и устойчивости внимания, смысловой логической памяти, творческом воображении, рефлексивном характере мышления. Интеллектуальное развитие подростка способствует дедуктивным рассуждениям, выдвижению гипотез и их раскрытию в процессе решения интеллектуальных задач. Внимание подростка удерживается длительное время на отвлеченном логически организованном материале. На музейном занятии с подростками происходит интеллектуализация процессов восприятия наглядного материала, в ходе которого подростку важно не просто «видеть» или реконструировать предмет, но и осмысливать его интеллектуально. Подростки видят все недостатки и промахи в любой деятельности, что связано с развитием у них критичности сознания и мышления. Они не воспринимают ничего на веру, требуют доказательств, стремятся все проверить, почувствовать и ощутить лично, поэтому их интересуют только подлинные экспонаты и точность воссоздаваемой среды в исполнении обрядов и возрождении традиций нематериального культурного наследия. Это особенно актуально для «живого музея», который актуализирует и сохраняет культурную преемственность народа путем вовлечения подростков в совместное участие и сопереживание исторических событий.

Наиболее адекватным занятием для подростка в музее является интерактивное занятие (от англ. interaction 'взаимодействие'), которое строится по принципу взаимодействия детей друг с другом. Музейные педагоги выступают против узкой трактовки понятия интерактивности, которая подчас рассматривается как возможность взять экспонат в руки во время экскурсии [1]. В процессе интерактивного занятия, на наш взгляд, дети обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают себя и других, погружаются в атмосферу коммуникации в реконструированном определенном времени. Эта

деятельность позволяет подростку быть принятым и признанным среди товарищей, в которых они ценят сообразительность и интеллект. Познавательные интересы подростков формируются в самостоятельной деятельности, поэтому необходимо создавать им ситуацию «завоевания» знаний проблемным методом и совместным обсуждением, основанном на доверительной интонации. Осмотр экспозиции музея подростками должен превратиться в творческий поиск. Б. А. Столяров выделяет несколько технологических моделей обучения: 1) поисковая, включающая поисковую и исследовательскую деятельность, 2) коммуникативная, основанная на личностно-ориентированной педагогике сотрудничества, 3) модель имитационного моделированная, включающая анализ будущих профессиональных ситуаций, 4) инновационно-игровая модель [2]. Л. М. Шляхтина определяет несколько моделей работы с учащимися в музее: 1) повествовательная модель; 2) игровая модель; 3) модель стимулирования самостоятельной деятельности посетителя; 4) модель диалогического общения [3]. Все выделенные модели, безусловно, используются в организации культурно-образовательной деятельности в музее с подростками. Занятия в музее с подростками, на наш взгляд, должны выстраиваться на основе коммуникативной модели, в которой ведущее место занимает общение. Уроки в музее должны выстраиваться на базе антропологической модели, где движение должно быть организовано от субъекта к вещи, а не наоборот, а также на принципах культурологической модели, где ведущее место занимает расшифровка музейно-предметных «посланий» - текстов.

На наш взгляд, все музейные занятия с подростками можно классифицировать на несколько групп: 1) игровые - с переодеванием в персонажи и ролевым разыгрыванием событий или явлений, 2) импровизированные - с рассказами детей об экспонатах и выступлениями в роли самих экспонатов, 3) поисковые - с поиском экспоната по заранее заданными параметрами или признаками, 4) моделирующие - с творческой собственной реконструкцией явления, картины или персонажа, 5) интерактивные - с совместной деятельностью подростков через «увиденное». На занятиях с подростками в музее «Улица времени» в Петербурге музейные педагоги практикуют «живой» тренинг и метод театральной импровизации, в ходе которых ребята «погружаются в среду», находят интересные образы, неожиданные исторические персонажи. Для XVIII в. - архитектор Доменико Трезини и корабельщики иноземного судна, для XIX в. - просительница в кабинете чиновника и пациент зубного врача, для XX в. - репрессированная актриса. Подростки подбирают предметы для своего «героя», составляют небольшой фрагмент рассказа для своего персонажа и текст речевой импровизированной миниатюры. В результате занятия с подростками появляются продукты детского творчества, тексты которого остаются в музее и записываются на видео. Корабельщики выбирают из специальных емкостей «продукты» для продажи в петровском Петербурге: сыр, кофе, лимоны, картофель, табак, пряности, перец, помидоры. Они работают с «Таможенным тарифом» и выясняют, за какие товары брали огромные пошли-

ны. Подростки «попадают» в комнату прабабушки - репрессированной актрисы. Комнату украшает дорогая мебель, ширма с кроватью, пианино, зеркало. На вешалке -дорогая шубка, на огромном столе - духи «Красная Москва», бонбоньерка, пудреница, семь слоников. Поскольку хозяйка попала под «уплотнение», все эти вещи находятся в малюсенькой комнате. Здесь прабабушка разыгрывает «встречу» со своими потомками.

На занятиях с подростками целесообразно практиковать опережающее поощрение и стимулировать любую активность, включая разум и чувства. На занятии, организованном по принципу исследования, музейный педагог создает установку на «узнавание» экспоната при сравнении его с фотографиями или документальными свидетельствами. Подросток включает ассоциации - временные, пространственные или сущностные, а его жизненные впечатления перерабатываются в определенный образ. По принципу сравнительной аналогии выявляется сходство известных объектов, фактов, понятий в прошлом и настоящем, делаются новые порой неожиданные умозаключения и выводы. На занятии с подростками 8-го класса в Музее вооруженных сил в Москве в зале музейной педагогики дети могли не только потрогать наган, пистолет пулемет, винтовку, автомат, но и испытать их «в действии», то есть нажать на курок без выстрела. Занятие вызвало большой интерес, так как подростки испытали «чувство взрослости»: им доверили оружие времен мировых войн. Они проявили также интерес к профессии военного и почувствовали всю ее сложность и ответственность. После занятия школьникам предлагается описать предметы, дать характеристику, объяснить названия, нарисовать, сравнить современное состояние с прошлым, написать эссе. В Музее вооруженных сил подросткам может быть предложено задание по военному быту немецких и советских солдат. Учеников потрясло военное снаряжение немецкой армии, которое, с одной стороны, превосходило советское оснащение, а с другой - одновременно использовало достижения противника: валяные и плетеные сапоги немцев, представленные в музее, выполнены на основе традиционных русских ремесел. В Музее Москвы проводится интерактивное занятие «Военное детство». Подростки погружаются в среду жилища военного времени с бумажными крестами на окнах и светомаскировкой. На занятии они оказываются на пункте раздачи хлеба, где получают хлебный паек по карточке, собирают необходимые вещи для пребывания в бомбоубежище, готовят бинты для госпиталя, складывают солдатские треугольники с письмами. Для подростков важно подержать в руках предметы военного времени и прослушать звукозаписи военного времени. Сегодня стало традицией передача семейных реликвий в музей - фотографий, писем, документов, предметов быта, плакатов военного времени. В Музее «Разночинный Петербург» горожане создали экспозицию «Блокадная комната». В ней есть полочка, посуда, рукомойник, табурет, этажерка, комод, керосиновая лампа, примус, выведенная в окно буржуйка и последняя надежда умирающих - кокос. Елочные игрушки сделаны из яичной скорлупы, орехов, шишек, ваты, проволоки, фольги и бумаги. К подлинным документам - письмам,

солдатским книжкам, похоронкам - подросткам предлагают составить подпись, результатом работы подростков с фотографиями может стать коллаж, газетная страница или макет обложки книги.

Одним из направлений организации урока в музее является программа по типу «старая школа». В музее «Английской подворье» в Москве во время интерактивного урока рассказывают, что школы в Древней Руси располагались при церквах и посольствах. Учитель в старом русском костюме рассаживает ребят на лавки за стол и начинает урок. Занятие сопровождает показ старинных прописей, пергамента и учебников. Детям показывают, как писать гусиным пером и как промокать написанное песком. Непоседливых учеников подводят к кадке с розгами. Кто из учеников отвлекается, получает по рукам деревянной указкой. Затем одного из учеников ставят на колени: он читает короткий древнерусский текст. С учениками разбирают, как определяли время по часам XVI в. На стенных таблицах показан порядок написания букв и цифр на Руси. После краткого объяснения этой системы детям раздаются листки бумаги и карандаши и предлагается написать свое имя и возраст. Урок заканчивается пением и поеданием пшенной каши из чугунного горшка. Так ученики узнают о происхождении слова «однокашники»: поедающие вместе кашу. В итоге занятия детям показывают, как Петр I облегчил систему письма и счета. Реформа царя в области образования становится ясной. В Фермерском дворце в Петергофе проводится урок под руководством классной дамы. Она рассказывает о том, как происходило обучение детей в XIX в., делит их на две группы: мальчиков и девочек. Мальчики занимаются с художником, который объясняет, как создавать генеалогическое древо. Затем они самостоятельно рисуют герб своей семьи и своего класса. Девочки постигают азы «языка цветов», затем составляют из искусственных цветов букеты в честь своего дня рождения (3 цифры и 3 цвета) и в честь своего имени (буквы слова - первые буквы названия цветов букета). Затем они вместе собираются в зале и под руководством танцмейстера знакомятся с музыкой и разучивают танцы XIX в. В программу входит знакомство с учебниками и учебными принадлежностями того времени. Дети узнают о важной школьной вещи - перочистке. В конце занятия они делятся впечатлениями об учебе XIX в.

Другим направлением в организации музейных уроков является программа по разгадыванию сложных загадок на основе активной интеллектуальной деятельности подростков. В музее «Палаты бояр Романовых в Зарядье» в Москве проводится урок «Загадки старинного дома». Ребята под руководством боярина решают какие-либо загадки. При рассмотрении фасада они думают над тем, почему в нижнем подклете окон мало, а в верхнем тереме их много, и расположены они неравномерно. В самом музее по ходу занятия они должны ответить на вопросы, почему сени такие большие, а жилые помещения дома маленькие, почему вход в подвал из дома, а не снаружи. В трапезной они догадываются о происхождении поговорки «Не в своей тарелке» на основе проявления обычая местниче-

ства за столом. Ребята должны раскрыть секрет: почему в больших помещениях дома не было печей, а в маленьких они были. Особо обсуждается вопрос о плохом освещении дома и о потайной двери на верхний этаж. В тереме загадка следующая: почему зеркало маленькое и задернуто занавеской? В конце урока выходит «боярыня» и награждает тех, кто ответил на наибольшее количество вопросов. В Гатчинском музее-дворце проводится урок «Загадки старинных часов». Ребята узнают о песочных, маятниковых, механических, свечных часах. Часовых дел мастер с ними разбирает вопрос о том, как определяли время в разные исторические эпохи. Затем им дается задание «отреставрировать» старинные часы: нарисовать на листах бумаги недостающие элементы часов. В Тронном зале дворца они раскрывают символику фигур на часах и придумывают им название. Рассказом легенды о фасадных часах, которые были повреждены в войну, заканчивается урок.

Третьим направлением в организации музейных уроков с подростками является программа по типу «приглашение к...», которая основана на творческой реконструкции обстановки в ходе интерактивного занятия. Интерактивный урок «Приглашение к столу» проводится в павильоне Эрмитаж в Петергофе. Встречающий ребят музейный педагог в костюме придворной дамы рассказывает историю павильона: он был построен, чтобы гости с хозяином или хозяйкой могли уединиться за трапезой. Для этой цели на втором этаже двухэтажного здания был построен специальный стол, который двигается вместе с тарелками с первого этажа. Середина стола и отдельные тарелки двигаются по специальным подъемным устройствам, которые крутят люди в костюмах XVIII в. Ребята знакомятся с этикетом стола, им показывают модные торты - фонтан и корабль, вафли с двуглавым орлом, настоящую сахарную голову и артишоки. Придворная дама рассказывает об оформлении стола и показывает куверт и сюрту де табль. Одна часть ребят - «господа» - грифелем на деревянной части стола или на бумажках ребята пишут те блюда, которые они хотят заказать: яблоко, пирожное, чай. Другая половина детей - «слуги» - внизу смотрят, как готовят блюда и поднимают наверх. Затем они меняются. Их учат фигурно складывать салфетки. За нарушение этикета согласно традициям того времени нужно было выпить стакан воды. После того, как стол спустят до уровня пола, начинается урок бальных танцев. В конце урока дети чертят свой план накрытия стола XVIII в. На уроке «Приглашение на бал к Марии Федоровне» в музее Елагина дворца фрейлина подробно рассказывает и показывает, как снимали щипцами нагар на свечах, как управлялись с веером, как закрепляли парик, как действовала ароматизированная люстра. Урок предполагает переодевание детей в бальные туалеты. В Овальном зале дворца статс-дама объясняет все танцы и этикет бала. Под руководством музейных педагогов в костюмах дети осваивают полонез, вальс, мазурку, польку и котильон. После бала выбираются лучшие участники.

Последнее направление в организации музейных уроков с подростками связано с программой «мастер-

ская» или «город мастеров», которая направлена на освоение определенной профессии. На уроке «Фонтанных дел мастера» в Гротах Петергофа мастер рассказывает о том, как создавались петергофские фонтаны, их отличие от фонтанов Версаля. Подмастерье и ученики показывают книги по фонтанному делу, которые читал Петр I. Желающие могут поработать на воссозданном станке петровского времени, подержать в руках фонтанные форсунки и различные инструменты, которыми работают современные фонтанные мастера. Ребятам показывают водные шутихи «Стол с брызганьем» и «Водяные завесы». Затем знакомят с наиболее интересными фонтанами Петергофа. В конце урока каждый придумывает свой проект фонтана. На уроке «Мастера телеграфа» в музее «Дворцовый телеграф» в Петергофе ребятам показывают приемную, где ждали и принимали телеграммы в XIX в. Они с удивлением рассматривают фигуры цензора телеграмм и телефонистки. Им показывают, как передавали телеграммы с помощью аппарата Юза. Основная часть урока проходит на втором этаже, где работали сигналисты. Там ребята знакомятся с устройством сигнального оптического телеграфа, который состоял из меняющих положение трех шаров и трех шестов. По таблице передачи сигналов им показывают значения этих положений - это буквы и цифры. Сигналист рассказывает, что в Санкт-Петербурге было 6 постов передачи светового сигнала - Зимний, Горный институт, Стрельна, Александрия, Ораниенбаум, Царское село. Сигнальные башни располагались на расстоянии 5 км. Пост наблюдения из пяти сигналистов работал круглосуточно. В конце урока детям предлагается поработать сигналистами и передать сообщение своим родителям или друг другу. Они сочиняют депешу императору. В Банном корпусе Петергофа ребятам рассказывают о банных традициях, мочалках, полотенцах, показывают веники и систему их заготовления. Банник ведет по залам и объясняет предназначение. Холодные бани предназначены для лечения легких. Больного заворачивали в мокрую простыню, шерстяное одеяло и сверху накрывали периной, затем давали холодную воду, он потел и попадал под холодный душ и в теплую деревянную ванну. Дыхание облегчалось, спадал жар и пульс. Банник рассказывает, что его профессия непростая, теплая ванна была 28° С, в нее добавляли минеральную воду, сосновые ветки, шишки, овсяную солому и сенную труху. В парной он показывает печь с чугунными ядрами: они не трескались от холодной воды. После парки пускали кровь, ставили пиявки и банки, принимали лекарство из толченых червей. В заключение урока детям показывают комнату с большим душем-шутихой с 265 фонтанными насадками и колонной с шаром-брызгалом. В конце урока «собирают» необходимый набор для банника. Приведенные примеры музейных уроков для подростков отвечают современным задачам образования и музейной деятельности. В Концепции развития музейной деятельности определена роль музея в системе образования: «Главным содержанием модернизации музея становится изменение

роли человека в музейной среде. Из посетителя-потребителя он превращается в полноправного участника, соратника и партнера. С этим связана идеология «открытого музея», строящего свою работу на базе развития интерактивных форм, соавторства и сотворчества» [4]. Реализуя эти задачи, подростка необходимо «погружать» в иную среду и тем самым обеспечивать символический доступ в пространство иной культуры, что позволяет ощутить аромат той или иной эпохи. На музейных занятиях с подростками целесообразно использовать «ролевое проживание» персонажей и событий, умозрительную или предметную реконструкцию при помощи «оживших» экспонатов, макетов, компьютерных технологий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Интерактивность в пространстве музея // Музей и общество. Проблемы взаимодействия / сост. И. М. Коссо-ва. М., 2001. С. 71-72.

2. Столяров Б. А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея. СПб., 2013. С. 274-275.

3. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. М., 2009.С.137-138.

4. Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2013. С. 5.

УДК 372.893 ББК 74.202.682

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ XX ВЕКА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

THE POTENTIALITY OF EDUCATIONAL LITERATURE ON RUSSIAN HISTORY OF XX CENTURY IN REALIZATION OF PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN RESEARCH ACTIVITIES FOR THE PUPILS OF 9th CLASSES

Р. И. Демиденко

В статье рассмотрены возможности программ и учебников по истории России 9-х классов для реализации исследовательской деятельности и личностно-ориентированного подхода. Анализ проведен на материале истории культуры и быта XX в.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, личностно-ориентированный подход, культура, быт.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на системно-деятельностный подход и личностные характеристики ученика. Рассмотрим, какие программы и учебники уже учитывают требования ФГОС при изучении вопросов культуры и быта ХХ в.

Программа А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной направлена на формирование личностного отношения к истории своей страны, призвана стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории России. В программе рассматриваются также вопросы истории быта, российской ментальности [1]. Программа подробно рассматривает историю отечественной культу-

R. I. Demidenko

The article considers the potential of curricula and textbooks on the history of Russia for the 9th classes for realization of research activity and personality-oriented approach. The analysis is conducted on the materials of history of culture and everyday life in the XX century.

Keywords: research activity, personality-oriented approach, culture, everyday life.

ры и быта советского периода, обращает внимание на психологию личности советского человека, акцентирует внимание на роли личности в отечественной истории.

Учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной и М. Ю. Бранд-та [2] снабжен параграфами, посвященными науке, культуре и социальному развитию страны каждого из периодов. Тема повседневной жизни быта не изучается отдельно, а рассматривается в связи с развитием социально-экономической сферы определенного периода. Предлагаются разнообразные задания для девятиклассников: творческие, проблемные и исследовательские задания.

Примерами исследовательских заданий с применением личностно-ориентированного подхода являются:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.